Почему вероятность исчезновения малочисленных популяций выше чем многочисленных
Задания части 2 ЕГЭ по теме «Эволюция»
1. Гусеница бабочки пяденицы живёт на ветвях деревьев и внешне похожа на сучок. Назовите тип её защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер.
Тип приспособления: маскировка. Значение: гусеница, похожая на сучок, менее заметна и реже поедается птицами. Относительность: на дереве другого цвета или столбе такая гусеница будет хорошо заметна.
2. Популяция стабильна, если она имеет большую численность. Почему вероятность исчезновения малочисленных популяций выше, чем многочисленных?
1) бОльшая вероятность гибели малочисленных популяций от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды, чем у многочисленной популяции (популяционные волны);
2) в малочисленных популяциях ослабевают связи между её членами, благодаря которым популяция обеспечивает свое существование (звуковая сигнализация, предупреждающая об опасности; выделение химических веществ, влияющих на изменение среды обитания растений, и др.);
3) из-за малой численности особей затруднена их репродукция;
4) близкородственное скрещивание особей в малочисленных популяциях приводит к проявлению вредных рецессивных генов; при высокой численности популяция относительно гетерогенна.
3. Камбала – придонная рыба, приспособлена к жизни в морях, сливается с фоном морского дна. Назовите тип окраски и объясните её значение, а также относительный характер приспособленности.
1) Тип окраски – покровительственная (маскировка) – форма тела и окраска сливаются с окружающими предметами.
2) Способность изменять окраску верхней стороны тела делает камбалу незаметной на фоне грунта.
3) Относительный характер приспособленности проявляется при движении рыбы, когда она становится заметной и доступной для хищников.
4. Назовите тип защитной окраски от врагов у самок открыто гнездящихся птиц. Объясните её значение и относительный характер.
1) Тип окраски: покровительственная окраска (сливаются с фоном).
2) Значение: птица, сидящая на гнезде, незаметна для хищника.
3) Относительность: при изменении фона или движении птица становится заметной.
5. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. (1) Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся видов, длительное время населяющих общую территорию. (2) Основными характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая, пространственная структура. (3) Популяция является структурной единицей биосферы. (4) Популяция – это элементарная единица эволюции. (5) Личинки разных насекомых, живущие в пресном водоеме, представляют собой популяцию. (6) Популяция – это элементарная структура эволюции. (7) В малочисленных популяциях проявляется дрейф генов.
1) Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию.
3) Популяция является структурной единицей вида.
5) Личинки насекомых одного вида, живущие в пресном водоеме, представляют собой популяцию.
6. Бабочка павлиний глаз имеет яркие глазчатые пятна только на верхней стороне крыльев. Назовите тип ее окраски, объясните значение окраски, а также относительный характер приспособленности.
1) Тип окраски – мимикрия.
2) Значение окраски: хищник может принять глазчатые пятна на крыльях бабочки за глаза крупного хищника, испугаться и замешкаться, что даст бабочке время на спасение.
3) Относительность приспособленности: яркая окраска делает бабочку заметной для хищников, хищник может не испугаться глазчатого рисунка на крыльях бабочки.
7. Почему популяцию считают единицей эволюции?
1. В каждой популяции происходят свои (случайные) мутации, комбинативная изменчивость и миграции. Создается уникальный (характерный только для данной популяции) материал для естественного отбора.
2) Каждая популяция за счет естественного отбора приспосабливается к своим уникальным условиям среды.
3) Таким образом, самые первые эволюционные изменения происходят на уровне популяции, и они уникальны только для этой популяции.
8. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их. (1) В настоящее время получила развитие Синтетическая теория эволюции. (2) С точки зрения этой теории минимальной единицей эволюции является вид. (3) Для эволюции имеет значение модификационная изменчивость, так как она зависит от условий среды и позволяет организмам достаточно быстро изменяться. (4) Появившийся признак сохраняется или отсеивается движущей, стабилизирующей и дизруптивной формами естественного отбора. (5) Движущая форма отбора сохраняет признаки, выработанные в стабильных условиях среды. (6) Стабилизирующая форма отбора сохраняет средние значения признаков. (7) Дизруптивный отбор устраняет промежуточные формы и сохраняет крайние значения признаков.
1) (2) С точки зрения СТЭ минимальной эволюционной единицей является популяция.
2) (3) Для эволюции имеет значение мутационная, в отличие от модификационной, — наследственная изменчивость.
3) (5) Движущая форма отбора сохраняет признаки в изменяющихся условиях среды.
9. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их. (1) Популяция — совокупность особей разных видов, длительно занимающая определённую территорию. (2) Особи одной популяции свободно скрещиваются друг с другом. (3) Совокупность генов, которой обладают все особи популяции, называется генотипом популяции. (4) Особи, составляющие популяцию, неоднородны по своему генетическому составу. (5) Неоднородность организмов, входящих в состав популяции, создаёт условия для естественного отбора. (6) Популяция считается наибольшей эволюционной единицей.
1) (1) Популяция — это совокупность особей одного вида.
2) (3) Совокупность генов популяции называется генофондом.
3) (6) Популяция — это часть вида и внутривидовая эволюционная единица (или элементарная единица эволюции).
Тест по теме Виды и популяции
1) В малочисленных популяциях ослабевает связь между ее членами, благодаря которой популяция обеспечивает свое существование (выделение химических веществ, которые влияют на изменения среды обитания растений, предупреждающая об опасности звуковая сигнализация)
2) При воздействии неблагоприятных факторов внешней среды вероятность гибели малочисленной популяции больше, чем у многочисленной популяции (популяционные волны)
3) В малочисленных популяциях выше вероятность близкородственного скрещивания, что ведет к гомозиготности организмов и проявлению вредных рецессивных мутаций; многочисленная популяция относительно разнородна (гетерогенна)
4) Вследствие малой численности особей затрудняется их репродукция
4930. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида животного Рысь обыкновенная. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
4958. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида растения Пузырчатка обыкновенная. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
4986. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида животного Европейский крот. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)Распространён этот вид крота в Европе и Азии от Пиренейского полуострова до Западной Сибири и от Южной Швеции до Средиземного моря. (2)Небольшой зверёк с вальковатым телом, покрытым густым бархатистым мехом. (3)Конец мордочки вытянут в подвижный хоботок, заканчивающийся «пятачком», передние лапы с широкими ладонями, вывернутыми наружу, с мощными плоскими когтями. (4)Крот живёт на опушках лиственного и смешанного леса, в суходольных полях, поймах рек и везде ведёт подземный роющий образ жизни. (5)Чтобы добыть достаточное количество пищи, кроту приходится быть активным круглосуточно. (6)Волосы, образующие мех, расположены вертикально, а не вперёд или назад, что помогает кроту продвигаться по подземному тоннелю в любую сторону.
А) в листьях образуется аскорбиновая кислота, каротин, витамины B и K
Б) цветки мелкие, однополые, с зеленоватым околоцветником
В) растёт на лесных вырубках, на сорных местах, вдоль заборов
Г) многолетнее растение с мощным корнем и длинным корневищем
Д) в клетках листа накапливается щавелевокислый калий
Е) цветение крапивы продолжается с начала лета и до начала осени
1) экологический
2) морфологический
3) биохимический
Верный ответ: 321231
К экологическому критерию относится занимаемая экологическая ниша (В), условие существование вида (Е). К морфологическому критерию относят особенности строения (Б, Г). К биохимическому критерию относится способность организмов одного вида синтезировать одинаковые вещества (А, Д).
Линия заданий 26, ЕГЭ по биологии
1) Фотосинтез осуществляется в стебле, листья видоизменены в колючки для уменьшения транспирации (испарения воды)
2) Стебель имеет плотные покровы, в нем удерживается вода за счет хорошо развитой водоносной ткани
3) Корни расположены поверхностно, способны впитывать даже небольшое количество воды
1) Температурный режим более сглажен: нет сильных колебаний температур
2) Плотность воды определяет ее выталкивающую силу, благодаря чему: становится возможна жизнь планктона в толще воды, обитатели водной среды приобретают обтекаемую форму тела
3) Солевой состав служит ограничивающим фактором распространения пресноводных и морских обитателей
4) Концентрация кислорода в разных местах водоема может отличаться, что также служит ограничивающим фактором для распространения организмов
1) Высокая плодовитость компенсирует гибель значительной части яиц
2) Упрощаются многие системы органов за исключением репродуктивной (происходит общая дегенерация)
3) Плотные покровы тела (тегумент у плоских червей, кутикула у круглых червей) защищают паразитов от воздействия агрессивной внутренней среды организма-хозяина (иммунная система, пищеварительные соки)
4) Сложные защитные приспособления для удержания в организме хозяина: крючки, зацепки, присоски
1) Дубрава является более устойчивой экосистемой в сравнении с березовой рощей
2) Дубрава характеризуется большим числом ярусов, большей численностью видов
3) Видовой состав растений, животных и микроорганизмов дубравы более разнообразный
1) Наличие только легочного дыхания (у рептилий ячеистые легкие)
2) Роговой покров тела (кожа сухая, практически лишена желез)
3) Особенности строения яйца: покрыто плотной оболочкой, крупное, с запасом питательных веществ
4) Внутреннее оплодотворение, размножение, которое не зависит от наличия воды
5) В желудочке сердца неполная перегородка, поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются лишь частично (над перегородкой кровь смешанная)
1) Короткий шерстный покров не препятствует передвижению в почве
2) Приспособленные для рытья передние лопатообразные конечности
3) Редукция глаз (частная идиоадаптация) связана с отсутствием света в почве
4) Недоразвитость ушных раковин не препятствует передвижению в почве
1) В малочисленных популяциях ослабевает связь между ее членами, благодаря которой популяция обеспечивает свое существование (выделение химических веществ, которые влияют на изменения среды обитания растений, предупреждающая об опасности звуковая сигнализация)
2) При воздействии неблагоприятных факторов внешней среды вероятность гибели малочисленной популяции больше, чем у многочисленной популяции (популяционные волны)
3) В малочисленных популяциях выше вероятность близкородственного скрещивания, что ведет к гомозиготности организмов и проявлению вредных рецессивных мутаций; многочисленная популяция относительно разнородна (гетерогенна)
4) Вследствие малой численности особей затрудняется их репродукция
Готовимся к ЕГЭ по биологии. Задание 26
Биология. ЕГЭ 2018 года. Особенности
Варианты задания № 26, решения и пояснения
Пример 1
Элементы ответа:
Примечание: Формулировки ответа могут быть разные, главное — правильное употребление терминов. Кроме того, если экзаменуемый не выполнит задание «Укажите», «Объясните», то потеряет 2 балла.
Пример 2
Популяция стабильна, если она имеет большую численность. Почему вероятность исчезновения малочисленных популяций выше, чем многочисленных?
Элементы ответа:
Примечание: В задании не указывается количество критериев, на которые нужно дать ответ, — следовательно, необходимо назвать не меньше трех. Ответ должен соответствовать смыслу вопроса, и если этого соответствия нет, то снижается балл. Для выполнения задания нужно указать события, которые ведут к исчезновению малых популяций. Критерий № 2 наиболее сложный для абитуриентов, он редко упоминается в алгоритме для решения подобной задачи.
Пример 3
У трески, щуки и многих других рыб количество выметываемых икринок исчисляется миллионами. Вместе с тем, имеются рыбы, которые мечут несколько сотен или десятков икринок. Объясните, почему в природе существуют те и другие рыбы.
Элементы ответа:
Примечание: Подобные задания вызывают сложности. Критерий № 1 трудно вывести из вопроса, поскольку у подавляющего большинства рыб наружное оплодотворение. Если экзаменуемый ответит, что часть икры не оплодотворяется, выбрасывается волнами на берег или поедается другими рыбами, это будет в большей степени соответствовать смыслу вопроса. Нужно познакомить учеников с разными вариантами ответа.
Пример 4
Считается, что на склонах холмов поля надо распахивать поперек склона (горизонтально, террасами), а не вдоль (от вершины к подножию). Объясните, почему необходимо делать именно так и к чему может привести распашка полей вдоль склона.
Элементы ответа:
Примечание: Школьники, как правило, не знакомы с термином «террасирование». Это задание вызывает у них серьезные затруднения в силу недостатка опыта поездок в места, где такой способ распашки распространен.
Пример 5
Тело пингвинов покрыто очень мощным плотным слоем контурных перьев, под которыми расположен толстый слой пуховых перьев. При этом пингвины, в отличие от других птиц, меняют пуховые перья все разом, а не постепенно в течение всей жизни. Объясните, почему у пингвинов в ходе эволюции сформировались такие особенности пухового слоя перьев и как эти особенности повышают их приспособленность к условиям окружающей среды.
Элементы ответа:
Примечание: Абитуриент может не понять смысл вопроса. Нужно уделить время этому заданию, представить веер ответов. Лучше — пользуясь дополнительной информацией. Необходимо проговорить, что линька у пингвинов длится около 20 дней — это короткое время, в течение которого птицы голодают и скапливаются в стаи, чтобы согреться. Пуховые перья выталкиваются новыми перьями. Если словосочетание «все разом» будет понято абитуриентом как «очень быстро» (что вполне вероятно), возникнут трудности с ответом.
Пример 6
Что происходит с признаками и характеристиками организмов при дивергентном видообразовании? Какие движущие силы эволюции лежат в основе этого процесса? Какая форма естественного отбора лежит в основе этого процесса?
Элементы ответа:
Примечание: Термин полиморфизм будет часто встречаться в заданиях 2018 года. В некоторых вопросах подобного типа нужно будет говорить о дизруптивной форме отбора.
Пример 7
Почему биологический регресс часто ведет к вымиранию вида? Ответ обоснуйте, приведите не менее четырех аргументов.
Элементы ответа:
Примечание: Задание требует умения оперировать понятиями «регресс», «адаптация», «ареал», «мутации». Оно несложное, однако абитуриенты не всегда могут привести именно четыре полных критерия. Возможный веер ответов: организмы не успевают приспособиться к изменяющимся условиям среды; они не выдерживают конкуренции с другими видами; в результате они отсеиваются естественным отбором; из-за снижения численности происходит сокращение ареала. Каждая из этих формулировок вполне соответствует алгоритму, приведенному в критериях.
Пример 8
Докажите, что большинство современных птиц находится в состоянии биологического прогресса (с учетом особенностей птиц).
Элементы ответа:
Примечание: В данном примере не следует говорить о четырехкамерном сердце, двойном дыхании, клюве без зубов и прочих приспособлениях к полету, поскольку об этом не спрашивают. Теплокровность правильно упоминается как адаптациия к переживанию различных условий среды. Ответ на это задание, как и в предыдущем примере, поддается алгоритмизации: все, что сокращается при регрессе, увеличивается при прогрессе, и наоборот.
Пример 9
Опишите состав первичной атмосферы Земли и условия, при которых происходил абиогенный синтез первых органических веществ. Какие вещества синтезировали Миллер и Юри в своем эксперименте? Почему эти вещества не образуются в настоящее время, например при извержениях вулканов?
Элементы ответа:
Примечание: Очевидно, что в ответе должно быть 4 критерия. Данный пример показывает, что необходимо знать имена некоторых ученых и их работы.
Пример 10
Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?
Элементы ответа:
Примечание: В задании могут быть приведены другие критерии:
Пример 11
Какие растения в природных условиях получают минеральное питание не из почвы, и поясните — как?
Элементы ответа:
Примечание: Это сложное задание, и, чтобы на него ответить, нужно владеть большим объемом информации. Подобные вопросы по экологии должны быть хорошо проработаны, желательно в последний месяц перед экзаменом (они легко забываются). Очевидным преимуществом эпифитов, особенно в сильно заросшей деревьями местности, является возможность не зависеть от грунта, а находиться ближе к источнику света. Полупаразиты характеризуются слабым развитием корневой системы и почти пол¬ным отсутствием корневых волосков. С помощью корневых присосок они получают воду и питательные вещества из корней растения-хозяина.
Пример 12
Объясните, почему для возобновления вида орлана-белохвоста достаточно двух яиц в кладке, а в кладке соловья — 6-7 яиц.
Элементы ответа:
Примечание: Задание требует от абитуриентов как минимум некоторого представления об орлане-белохвосте. Условие отчасти наводит на правильный ответ — по крайней мере, учащиеся могут сравнить размеры птиц, предположить заботу о потомстве у орланов, и, таким образом, вывести первый критерий.
Пример 13
Объясните влияние плотности водной среды обитания на «живые организмы» биоценозов.
Элементы ответа:
Примечание: Критерий № 4 едва ли имеет прямое отношение к вопросу, поскольку указано не прямое влияние воды на жизнедеятельность организмов. Возможный веер ответов: у водных растений слабо развитая механическая ткань и высокая плавучесть; у животных развиты такие приспособления, как слизь на коже, плавники, адаптация к разным глубинам и так далее. Задания по теме «Экология организмов» требуют умения применять знания в измененной ситуации. В вопросах встречается влияние света, влажности, солености и других факторов.
Пример 14
Укажите не менее четырех факторов водной среды обитания. Объясните их роль в жизни организмов.
Элементы ответа:
Примечание: Подобные типы заданий могут касаться наземно-воздушной, почвенной, внутриорганизменной сред обитания. Речь идет о физико-химических свойствах и их роли в жизни организмов. Абитуриент ответит правильно, если такие свойства им хорошо изучены.
Кандидат педагогических наук, профессор, автор пособий по подготовке к ГИА
ЗАДАНИЯ №26. ПО ТЕМЕ ЭВОЛЮЦИЯ ЗАДАНИЯ НА ТЕМУ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ.
Обычно дается адаптация конкретного организма. Нужно:
1) Назвать адаптацию (морфологические адаптации: покровительственная, предупреждающая, отпугивающая, расчленяющая привлекающая окраска, мимикрия, маскировка; поведенческие адаптации(защитная, брачная), физиологические адаптации (особенности в процессах жизнедеятельности), биохимические адаптации(выработка особых химических веществ, которые помогают распознавать особей своего вида, отпугивать врагов, у растений привлечение опылителей, защита от поедания, и др.).
2)Объяснить значение адаптации(для чего служит).
3) Показать относительный характер(то есть показать, при каких условиях данная адаптация не помогает, и даже мешает).
4) Иногда нужно объяснить, как могла возникнуть эта адаптация( у всех адаптаций одинаковый механизм появления).
1)Бабочка павлиний глаз имеет яркие глазчатые пятна только на верхней стороне крыльев. Назовите тип ее окраски, объясните значение окраски, а также относительный характер приспособленности. Ответ: Тип окраски – отпугивающая. Значение окраски: хищник может принять глазчатые пятна на крыльях бабочки за глаза другого, более крупного хищника, испугаться и замешкаться, что даст бабочке время на спасение. Относительность приспособленности: яркая окраска делает бабочку заметной для хищников, которые могут не испугаться глазчатого рисунка на крыльях бабочки.
2)Гусеницы бабочки речной белянки имеют светло-зеленую окраску и незаметны на фоне листьев крестоцветных. Объясните на основе эволюционной теории возникновение покровительственной окраски у этого насекомого.Ответ: Сначала у отдельных гусениц возникла мутация, которая позволила ей приобрести зеленую окраску. Такие гусеницы менее заметны на зеленых листьях, поэтому реже, чем обычные гусеницы, уничтожались птицами. Они чаще выживали и давали потомство (происходил естественный отбор), поэтому постепенно количество бабочек, имеющих зеленых гусениц, увеличивалось. Таким образом, за счет взаимодействия движущих факторов эволюции (наследственной изменчивости и естественного отбора) у гусениц возникла светло-зеленая маскирующая окраска.
3)На теле зебры, обитающей в африканских саваннах, чередуются, темные и светлые полосы. Назовите тип ее защитной окраски, объясните ее значение, а также относительный характер приспособленности.Ответ: У зебры расчленяющая окраска. Во-первых, такая окраска прячет от хищника реальные контуры животного (непонятно, где кончается одна зебра и начинается другая). Во-вторых, полоски не дают хищнику точно определить направление движения и скорость зебры. Относительность: на фоне саванны отдельно стоящие зебры хорошо заметны.
4)Небольшой жук – божья коровка ярко окрашен в красный или желтый цвет с темными пятнами и хорошо заметен на любом фоне, однако насекомоядные птицы его избегают. Назовите тип защитной окраски, объясните её значение, а также относительный характер приспособленности.Ответ: 1) Яркая окраска божьих коровок– это предупреждающая окраска. 2) В природе яркая окраска предупреждает о ядовитости или несъедобности. Если птица ловит божью коровку, то жук выпускает жидкость с неприятным запахом. 3) Относительный характер: окраска не дает полной гарантии выживания, так как молодые неопытные птицы, у которых не сформировался условный рефлекс, могут их склевывать.
6)Назовите тип защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер у гусеницы бабочки-пяденицы, которая живет на ветвях деревьев и в момент опасности становятся похожей на сучок. Ответ:1)Подражание неподвижным телам природы по окраске и форме – это маскировка. 2)Гусеница неподвижно замирает на ветке и становится похожей на сучок и незаметной для насекомоядных птиц. 3)Но это не дает полной гарантии выживания, потому что при движении и на другом фоне гусеница становится заметной для птиц.
7)Назовите тип защитного приспособления от врагов, объясните его назначение и относительный характер у мелкой рыбки морского конька – тряпичника, обитающей на небольшой глубине среди водных растений. Ответ:1)Морской конек зависает среди водорослей и становится незаметным для хищников. 2)Сходство формы тела и окраски животного с неподвижными природными объектами называется маскировка. 3) Относительный характер: сходство не дает им полной гарантии выживания, так как при движении рыбы, или на открытом пространстве рыбки становятся заметными для хищников.
8)Назовите тип приспособления, значение защитной окраски, а также относительный характер приспособленности камбалы, которая живет в морских водоемах близ дна. Ответ:1)Тип окраски – покровительственная – слияние с фоном морского дна; 2)Значение: Способность изменять окраску верхней стороны тела делает рыбу незаметной на фоне грунта, позволяя скрываться от врагов и от возможной добычи. 3) Относительный характер: при движении рыба становится заметной для врагов.
9)Пчеловидные мухи, не имеющие жалящего аппарата, по внешнему виду сходны с пчелами. Объясните на основе эволюционной теории возникновение данного вида приспособления. Ответ:1) Вид приспособленности, когда незащищенные виды становятся похожими на защищенные виды, называется мимикрия 2) Причина: у разных видов могут возникнуть сходные мутации по внешним признакам, и если в результате мутации появляется такое сходство, мухи- пчеловидки реже склевываются птицами, сохраняются естественным отбором. 3) Такие мухи распространяются в популяции благодаря наследственности.
10)Форма тела бабочки калиммы напоминает лист. Как сформировалась подобная форма тела у бабочки? Ответ:1) Сначала у отдельных особей появляется полезная мутация –форма тела становится похожим на лист. 2) Естественный отбор сохраняет особей с формой тела, напоминающей лист; 3) Особи с подобной формой тела размножаются и распространяются, так как хищные животные не отличают бабочек от листьев.
11)Известно, что кукушки подбрасывают свои яйца в гнёзда других птиц. В чём заключается приспособленность кукушек к условиям среды и в чём относительность этого приспособления?Ответ:1) Птенцы кукушек не могут есть мохнатых гусениц, поэтому их выкармливают хозяева гнезда другим кормом. 2) Птенец кукушки появляется на свет раньше и выталкивает других птенцов, поэтому выкармливают его одного. 3) Хозяева гнезда могут погибнуть, покинуть лес, не суметь выкормить птенца, напасть на кукушку, выбросить яйцо — в этом и заключается относительность приспособления.
12)Какова роль движущих сил эволюции в формировании приспособленности организмов? Ответ:1) Благодаря наследственной изменчивости и половому размножению популяция становится неоднородной. 2) В ней происходит борьба за существование, которая приводит к естественному отбору. 3) Естественный отбор в ряду многих поколений сохраняет полезные в данных условиях признаки, так формируются приспособления к среде. 4) Наследственность позволяет передавать приобретенные полезные наследственные изменения в следующие поколения.
13)В чём проявляется относительный характер любого приспособления организмов к среде обитания? Ответ:1) Приспособления выгодны лишь в определенных условиях среды, где они сформировались. 2) При смене условий среды имеющиеся приспособления могут оказаться бесполезными и даже вредными. 3) Поэтому характер любого приспособления всегда относителен, ни одна адаптация не дает полной гарантии выживания.
ДРУГИЕ ВОПРОСЫ ПО ЭВОЛЮЦИИ
14)26. Какова роль движущих сил эволюции в формировании приспособленности организмов согласно учению Дарвина?Ответ:1)Организмы размножаются очень интенсивно, территории и пищи для всех не хватает, из-за этого возникает борьба за существование, которая приводит к естественному отбору.2)Наследственная изменчивость (мутации и комбинации) создают наследственное разнообразие, дают материал для естественного отбора.3)Естественный отбор сохраняет особи с полезными наследственными изменениями, обеспечивает формирование приспособленности к определённым условиям. 4) Наследственность– позволяет передавать основные признаки вида и приобретенные мутации потомству.
15)Назовите основные положения теории Жана Батиста Ламарка и объясните, в чем заключается прогрессивность этой теории. Ответ:1) Ламарк считал, что все организмы обладают внутренним стремлением к совершенству. 2) Ламарк сформулировал закон упражнения и неупражнения органов. 3) Ламарк сформулировал закон наследования приобретенных признаков. Прогрессивность теории: впервые высказал мнение об изменяемости видов в природе.
16)2018. 26. В чём заключается ошибочность ламаркистской теории эволюции? Ответ поясните.Ответ:1)Ламарк утверждал, что живому свойственно внутреннее стремление к прогрессу, в то время как на самом деле изменения в популяциях происходят под действием естественного отбора;2) Ламарк считал, что приобретаемые в ходе жизни полезные свойства передаются по наследству, в то время как на самом деле только мутации в половых клетках могут передаваться по наследству;3) Ламарк считал, что условия внешней среды заставляют организмы меняться, в то время как на самом деле новые изменения (мутации) случайны и, как правило, не связаны с условиями окружающей среды.
18)Назовите не менее 3-х изменений в строении конечности и способе передвижения лошади, которые произошли в процессе эволюции. Ответ:1) Количество пальцев уменьшилось до одного;2) Кости конечностей удлинились и стали более мощными; 3) Основным способом передвижения стал быстрый бег в условиях жизни на открытых пространствах.
19)Объясните, какие изменения претерпел скелет современной лошади при переходе её предков к жизни на открытых пространствах.Ответ:1) увеличение размеров тела, удлинение конечностей 2) отсутствие ключицы в связи с бегом 3) редукция пальцев, средний палец удлиняется, утолщается и покрывается копытом 4) изменение формы и строения зубов из-за питания жесткой растительной пищей.
21)Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы? Ответ:1) Признаки древних предков (атавизмы) заложены в генах человека; 2) в процессе эволюции некоторые древние признаки утрачивают своё значение и контролирующие их гены не проявляются; 3) в редких случаях эти гены начинают «работать» и происходит нарушение индивидуального развития организма, проявляются признаки древних предков.
23)Назовите путь эволюции, изображенный на рисунке цифрой 1. К чему приводит данный путь эволюции, приведите не менее трех его примеров, характерные для класса Млекопитающие. Ответ: 1) На рисунке цифрой 1 обозначена схема ароморфоза.
2) Ароморфоз — это крупное, прогрессивное эволюционное изменение, Приводящее к общему повышению уровня организации организмов и освоению новых сред обитания.3) Пример ароморфоза у млекопитающих: развитие шёрстного покрова, живорождение, развитие коры головного мозга, альвеолярные легкие, 4-хкамерное сердце, дифференцировка зубов, появление многослойной кожи с железами и др.
25)Какие ароморфозы позволили птицам широко распространиться в наземно-воздушной среде обитания? Укажите не менее трёх примеров. Ответ:Ароморфозы птиц, позволившие им широко распространиться в наземно-воздушной среде: 1) особенности, обеспечившие высокий уровень обмена веществ и теплокровность: 4-х камерное сердце, альвеолярные легкие и двойное дыхание, потребление большого количества пищи и быстрое переваривание. 2) особенности строения и функций, связанные с полетом: перьевой покров, полые кости, превращение передних конечностей в крылья, 3) развитие центральной нервной системы, сложное поведение (перелеты, забота о потомстве и др.).
26)Назовите ароморфозы, которые позволили древним земноводным освоить сушу? Ответ:1)Появление легочного дыхания(позволяет усваивать атмосферный кислород), 2) Появление конечностей (для передвижения на суше), 3) появление 3-хкамерного сердца и двух кругов кровообращения (усиливает обмен веществ).
27)Назовите ароморфозы, которыми сопровождалась эволюция пресмыкающихся при освоении ими суши? Ответ:1)Переход только на легочное дыхание (появление ячеистых легких); 2) Появление сухой ороговевшей кожи без желез (защита от высыхания); 3)Внутреннее оплодотворение, возникновение зародышевых и яйцевых оболочек (обеспечивает размножение на суше).
28)Почему к биологическому прогрессу могут привести не только ароморфоз, но и идиоадаптация и дегенерация? Приведите не менее трех доказательств. Ответ:Все пути эволюции могут способствовать: 1) расширению ареала и образованию новых популяций 2) возникновению новых групп и увеличению их численности 3) освоению новых сред и формированию приспособлений.
29)Почему расширение ареала вида считают признаком биологического прогресса? Приведите 3 доказательства.
Ответ:1) Увеличивается разнообразие условий среды, обеспечивающих размножение и развитие особей вида; 2) Расширяются возможности питания, улучшения кормовой базы; 3) Ослабевает внутривидовая конкуренция, что увеличивает численность особей и разнообразие генофонда.
30) Почему высокая плодовитость особей может привести к биологическому прогрессу вида? Укажите не менее трёх причин.Ответ:1) высокая плодовитость ведет к большой численности особей; 2) из-за большой численности расширяется ареал;
3) увеличивается количество мутаций и комбинаций, т.е. материала для естественного отбора; 4) ЕО становится более эффективным, быстрее возникают адаптации, формируются новые подвиды, виды, роды, семейства и другие систематические группы.
31)Почему высокая численность вида является показателем биологического прогресса? Ответ:1) Большая численность способствует расширению ареала, 2) увеличивает вероятность встречи особей и их свободного скрещивания, 3) увеличивается разнообразие особей из-за большой перекомбинации генов, обогащается генофонд вида.
32)Почему уменьшение ареала вида приводит к биологическому регрессу? Ответ:1) Обедняется экологическое разнообразие среды в связи с сокращением ареала. 2) Возникает нежелательное близкородственное скрещивание. 3) Усиливается конкуренция с другими видами и внутри вида.
33)В чем проявляется биологический прогресс у современных костистых рыб? Ответ:1) костистые рыбы имеют большую численность, 2) Костистые рыбы имеют широкий ареал распространения, обитают в разных условиях; 3) высокая численность увеличивает вероятность встречи особей и увеличение разнообразия особей из-за большой перекомбинации генов, обогащение генофонда вида. Разнообразие особей повышает эффективность ЕО и быстрое приспособление, появление новых видов, родов, отрядов.
34) 2017.Какбиологический регресс может привести к вымиранию вида? Назвать не менее 4признаков. Ответ: 1) при БР уменьшается численность особей, что грозит вымиранием. 2)При БР сужается ареал, что делает условия обитания однородными, новые приспособления не возникают.3) При БР обедняется генофонд популяции, что делает неэффективным действие ЕО. 4) При БР из-за близкородственного скрещивания проявляются вредные рецессивные мутации, что еще больше уменьшают численность.
36) 2018.Популяция стабильна, если она имеет большую численность. Почему вероятность исчезновения малочисленных популяций выше, чем многочисленных? Ответ: В малых популяциях начинается близкородственное скрещивание, что приводит к появлению вредных рецессивных генов и повышению гомозиготности. 2)В малочисленных популяциях ослабевают связи между членами популяции с помощью звуковой сигнализации, выделения химических веществ: снижается вероятность встречи половых партнеров, возможность предупреждения об опасности.3) Затруднено воспроизведение потомства из-за малой плотности особей. 4) Выше вероятность гибели от случайных факторов. 5) Обеднение генофонда снижает эффективность действия естественного отбора, формирования приспособлений.
3) Исчезновение головы у двустворчатых моллюсков не привело к их вымиранию, они широко распространены в морях и реках; 4) Вши и блохи утратили крылья, но они широко распространены.
38)Объясните, почему географическая изоляция популяции может привести к образованию новых видов? Ответ:1) Каждая изолированная группа особей обособленно приспосабливается к условиям окружающей среды, идет естественный отбор. 2) Это приводит к тому, что у изолированных групп накапливаются у каждой свои мутации, (геномные, в поведении, в строении и т.д.). 3)Естественный отбор сохраняет и закрепляет полезные мутации, что приводит впоследствии к невозможности скрещивания с той группой, от которой эти особи были изолированы.
39)В промышленных районах Англии на протяжении ХIХ-ХХ веков увеличилось число бабочек берёзовой пяденицы с тёмной окраской крыльев, по сравнению со светлой окраской. Объясните это явление с позиции эволюционного учения и определите форму отбора. Ответ:1) В потомстве популяции бабочек рождаются и светлые, и темные формы. 2) В загрязненных копотью промышленных районах с потемневших стволов птицами устраняются светлые особи, поэтому через ряд поколений преобладающей формой в популяциях стали бабочки с темной окраской. 3) Изменение окраски в популяциях бабочек – проявление движущей формы естественного отбора.
40)Объясните причину индустриального меланизма у бабочек березовой пяденицы с позиции эволюционного учения и определите форму отбора. Ответ:1) Индустриальный меланизм — это явление, когда из-за развития промышленности и загрязнения воздуха в Англии в 19-20 веках произошло увеличение числа темноокрашенных бабочек по сравнению со светлоокрашенными. 2) Причина изменения направления естественного отбора в пользу темноокрашенных бабочек — загрязнение стволов берез копотью в промышленных районах, что дает преимущество в маскировке темноокрашенным бабочкам. 3) Это появление движущей формы естественного отбора.
41)Каково значение в эволюции галапагосских вьюрков появления клювов разной формы? Ответ:1) Дало возможность использовать в пищу разные корма, 2) Питание разными кормами ослабляет конкуренцию. 3) В результате географической изоляции популяций и дивергенции признаков произошло образование новых видов.
42)Почему со временем повышается устойчивость насекомых-вредителей к ядохимикатам? Ответ:1) В популяции насекомых–вредителей из-за появления мутаций со временем появляются особи, устойчивые к ядохимикатам. 2) Эти особи сохраняются естественным отбором и их количество в последующих поколениях увеличивается. 3) Поэтому прежние дозы или виды ядохимикатов уже перестают действовать на вредителей, устойчивых к ним.
43)Домовая мышь – млекопитающее, длина тела которого достигает 8 см. Обитает как в естественных условиях, так и в жилище человека. Размножается несколько раз в году, в помете 5-7 детенышей. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните. Ответ:1) морфологический – размеры тела; 2) экологический – обитание в естественных условиях и в жилище человека; 3) физиологический – особенности размножения.
44)Объясните, почему в озере Байкал обитает много видов животных, не встречающихся в других водоёмах. Приведите не менее трёх причин.Ответ:Причина — географическая изоляция и действие стабилизирующего отбора. 1) Байкал длительное время (около 20 млн. лет) не имеет соединения с другими водоемами, поэтому организмы из других водоемов не могут попасть в Байкал. 2) В Байкале могли сохраниться виды, которые во всех остальных (связанных между собой) водоемах уже вымерли. 3) В результате мутаций и естественного отбора изменился генофонд исходных организмов, что привело в возникновению новых видов. Байкальские популяции, не имеющие связи с популяциями других водоемов, эволюционировали независимо от других популяций и превратились в отдельные эндемичные виды. 4) В озере Байкал уникальные условия (например, высокое содержание кислорода) и своя уникальная экосистема, поэтому направление эволюции организмов в озере Байкал отличается от направления эволюции организмов в других водоемах.
45)Самцы павлинов имеют длинный ярко окрашенный хвост. Птицы, обладающие слишком коротким и тусклым хвостовым оперением или слишком длинным и ярким, уничтожаются естественным отбором. Чем это объясняется? Какая форма естественного отбора проявляется в этом случае?Ответ:1) Форма естественного отбора — стабилизирующий отбор 2) Птицы, обладающие слишком длинным и ярким хвостом — легкая добыча для хищников; уничтожаются естественным отбором (поскольку они слишком заметны для хищников из-за яркой окраски и им тяжело летать из-за длинного хвоста). 3) Птицы, обладающие слишком коротким и тусклым хвостовым оперением, уничтожаются естественным отбором, поскольку не допускаются самками к размножению.
46)Почему мутации повышают эффективность действия естественного отбора? Ответ:1) Они увеличивают генетическую неоднородность особей в популяции. 2) Каждый вид и популяция насыщены рецессивными мутантными генами, составляющими резерв наследственной изменчивости. 3) Мутации поставляют элементарный материал для естественного отбора, ускоряют процесс формирования приспособленности и видообразования.
47)Популяцию считают единицей эволюции. Обоснуйте это утверждение. Ответ:1)Отдельные особи популяции эволюционировать не могут, так как жизнь особи короткая. Только в популяции начинают действовать факторы эволюции: накапливаются мутации, происходит миграция особей и обмен генами, что приводит к изменению генофонда; 2) в популяции происходит борьба за существование и естественный отбор. 3)При взаимодействии факторов эволюции формируются результаты эволюции: появляются приспособления и образуются новые подвиды и виды.
48)2018. 26.Почему в суровых условиях крайнего севера и высокогорных районов преобладают полиплоидные растения? Какой путь видообразования наблюдается в данном случае? Ответ поясните. Как размножаются такие растения?Ответ:1)Полиплоидные формы более жизнеспособны, характеризуются более пышным вегетативным развитием, повышенной устойчивостью, поэтому были пути видообразования, так как видообразование не связано с пространственной изоляцией и происходит в пределах ареала исходного вида. 3) Полиплоиды, имеющие парный набор хромосом(4п,6п,8п) как правило, бывают нормально плодовитыми, размножаются половым путем, а полиплоиды, имеющие непарный набор хромосом (3п,5п) – бесплодные, размножаются вегетативно.
49)2018.26.Что происходит с признаками и характеристиками организмов при дивергентном видообразовании? Какие движущие силы эволюции лежат в основе этого процесса? Какая форма естественного отбора лежит в основе этого процесса? Ответ: 1) При дивергенции происходит расхождение признаков у родственных организмов из-за обитания в разных условиях. 2)Дивергенция обусловлена наследственной изменчивостью, борьбой за существование и естественным отбором. 3)Движущая форма естественного отбора, ведущая к полиморфизму (разнообразие признаков во внешнем строении).
50) Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора он иллюстрирует. Ответ обоснуйте. Изменится ли размер ушей у зайцев в процессе эволюции под действием этой формы естественного отбора, и при каких условиях жизни этот отбор будет проявляться? Ответ:1) стабилизирующая форма отбора, так как на графике видно, что давление отбора направлено на гибель особей с минимальным или максимальным значением признака; 2) стабилизирующий отбор проявляется при относительно постоянных условиях жизни; 3) Изменения размера ушей у зайцев в процессе эволюции не произойдёт, так как эта форма отбора сохраняет среднее значение признака.
51) Какой критерий вида свидетельствует о принадлежности изображенных на рисунке бабочек к одному виду? При какой форме отбора и почему увеличивается число темноокрашенных бабочек в местности, где промышленное производство преобладает над аграрным? Ответ обоснуйте.Ответ:1)Морфологический критерий –сходство внешнего строения.2) При движущем отборе увеличивается число темноокрашенных бабочек в промышленно развитых районах. 3) В таких районах стволы берез потемнели от загрязнения и на их фоне темноокрашенные бабочки менее заметны естественным врагам.
53) Какие особенности строения скелета позвоночного животного, изображённого на рисунке, доказывают его наземное происхождение? Приведите доказательства. С какой группой современных позвоночных животных у него проявляется сходство во внешнем строении? Как называется эволюционный процесс, в результате которого сформировалось это сходство? Ответ обоснуйте. Ответ1) Признаки наземных животных: грудные плавники имеют сходство в строении с конечностью наземного типа (пояс конечностей и свободная конечность их трёх отделов: плеча, предплечья, кисти);имеются рудиментарные кости тазового пояса, свидетельствующие о наличии у предков задних конечностей; 2)Внешнее сходство с рыбами: обтекаемая форма тела, наличие плавников. 3) Эволюционный процесс: конвергенция- формирование сходных признаков у неродственных групп, обитающих в одинаковых условиях.
54) 2017. 23. Выберите на рисунках прыгательные и копательные конечности насекомых. Напишите, в результате какого пути эволюции они образовались и для чего нужны. Ответ:1)Прыгательные-рис.4, копательные-рис.2. 2)Они образовались в результате дивергенции – обитания родственных групп в разных условиях обитания.3) Прыгательные конечности нужны для передвижения в наземно-воздушной среде прыжками, копательные- для передвижения в почвенной среде.
55) 2018.26.Объясните с точки зрения эволюционной теории, как у собачьих блох развивается устойчивость к действию противоблошиного шампуня? Ответ: 1) В исходной популяции у отдельных особей блох возникают полезные наследственные изменения- мутации, ведущие к появлению устойчивости к активным веществам шампуня. 2) Эти блохи выживают в ходе борьбы за существование, размножаются и передают полезный признак следующим поколениям. 3) Естественный отбор сохраняет устойчивых к шампуню блох в течение поколений, мутация распространяется среди остальных особей блох благодаря размножению в популяции, что приводит к появлению этой адаптации у всех особей вида.
56)2018.23. Какой способ видообразования изображён на рисунке? Ответ поясните. Почему такая изоляция популяций судака смогла привести к образованию новых видов? Объясните, какие факторы эволюции этому способствовали.Ответ: 1)Географическое видообразование. Пояснение: виды географически изолированы, что связано с расселением исходного вида на новые территории, расчленение исходного ареала непреодолимыми преградами. 2)В изолированных популяциях накапливались новые мутации и в результате естественного отбора в них благодаря наследственности сохранились особи с новыми полезными признаками. Прекращение скрещивания между особями различных популяций привело к репродуктивной изоляции, изменению генофонда популяций и образованию новых видов. 3) Факторы эволюции: наследственная изменчивость (мутации), борьба за существование, естественный отбор, наследственность.