Почему в предании воцарение ивана грозного ивана прозвали грозным потому что

Почему Ивана Грозного прозвали Грозным?

Почему в предании воцарение ивана грозного ивана прозвали грозным потому что

В нашем сознании царь Иван IV и его прозвище Грозный неотделимы друг от друга. Иногда даже может показаться, что Царя так и нарекли при рождении — Иваном Грозным. Большинство исследователей полагает, что прозвище царю дал народ, причем произошло это уже после его жизни. А вот за что именно — попробуем разобраться.

Крутой нрав

Может показаться, что самодержец получил прозвище из-за очень крутого нрава: даже люди, не увлекающиеся историей, слышали о казнях, опричнине и, конечно, об убийстве Иваном его собственного сына. Вот народ, вспоминая об ужасах правления царя, и назвал его Грозным. Конечно же, после того, как царь уже умер. Потому что если бы услышал — казнил на месте.

Убийство сына

Почему в предании воцарение ивана грозного ивана прозвали грозным потому что Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года; И.Е. Репин

Выдумки заморских послов

Эта версия будет интересна любителям заговоров. Если внимательно почитать мнения современников об Иване, можно найти следующую закономерность: гости из Европы отзывались о царе негативно, часто говорили о его несдержанности и приступах гнева, будто специально представляя его перед европейскими королевствами в негативных тонах. Российские же подданные наоборот, характеризовали самодержца с положительной стороны, отмечая, что царь не чурался пообщаться с простым народом о его бедах, чтил Бога и руководствовался в правлении справедливостью и порядком. Что это было: лесть и боязнь лишиться головы из-за правды или действительное положение вещей?

Грозный = Великий

Но что, если слово «грозный» в старину имело не столь отрицательное значение, как в наши дни? Можно предположить, что «Грозный» — это синоним эпитета «Великий», и призвано подчеркнуть могущество и справедливость государя. А уважать Ивана было за что: он присоединил к Руси Казанские и Астраханские ханства, перевооружил армию и создал стрелецкое войско, укрепил государственную власть, создал Судебник, при нем Ермак совершил свой знаменитый поход в Сибирь. Поэтому народ, вспоминая строгие, но справедливые времена, прозвал царя Грозным. Наконец, у одного из предшественников, а именно у Ивана III, было два прозвища: «Великий» и «Грозный», но ни в каких зверствах замечен он не был.

Так или иначе, каждая из этих версий имеет право на существование, но споры о личности Ивана Грозного длятся уже несколько веков, и не похоже, что им суждено прекратиться.

Источник

Тест «Предания» (7 класс)

№ 1. С чем связано предание «Петр и плотник»?

а) с походами на Азов; б) с пожаром в Москве; в) со строительством флота в Воронеже; г) с победой над шведами.

№ 2. Что люди опускали в воду, для того чтобы определить царя?

№ 3. Почему в предании «Воцарение Ивана Грозного» Ивана прозвали Грозным?

а) потому что всегда угрожал своим врагам; б) потому что никогда не улыбался; в) потому что срубил голову боярину; г) потому что уничтожил колдуний и ведьм.

№ 4. В каком городе приказал царь Иван Васильевич Грозный (предание «Сороки-ведьмы») собрать всех ведьм-переметчиц?

№ 5. Чем велел царь обложить всех ведьм?

№ 6. Чего боятся сороки-ведьмы, о которых говорится в одноименном предании?

а) огня; б) острого ножа; в) строгого караула; г) царского проклятия.

№ 7. На какое расстояние не долетают до Москвы сороки, о которых рассказывается в предании «Сороки-ведьмы»?

а) ближе 10 верст; б) ближе 30 верст; в) ближе 60 верст; г) ближе 100 верст.

№ 8. Для чего по приказу царя Петра (предание «Петр и плотник») «созвали в Воронеже лучших плотников и всех к работе приставили»?

а) строить корабли; б) строить большой дом; в) приветствовать царя; г) выбрать лучшего работника.

№ 9. Что подарил царь Петр «лучшему из лучших мастеров»?

а) новую рабочую одежду; б) набор инструментов; в) корабль; г) кольцо.

№ 10. В предании «Петр и плотник» есть предложение: «А когда стали шабáшить, он [Петр] и говорит мастеру: «Хоть ты меня и крепко ругал, но я зла на тебя не имею, спасибо за науку». Что значит слово «шабáшить»?

а) кричать и ругаться; б) собираться домой; в) складывать инструменты; г) завершать работу.

№ 1. С чем связано предание «Петр и плотник»? а) с походами на Азов; б) с пожаром в Москве; в) со строительством флота в Воронеже; г) с победой над шведами.

№ 2. Что люди опускали в воду, для того чтобы определить царя? а) корону; б) свечи; в) лучину; г) одежду.

№ 3. Почему в предании «Воцарение Ивана Грозного» Ивана прозвали Грозным? а) потому что всегда угрожал своим врагам; б) потому что никогда не улыбался; в) потому что срубил голову боярину; г) потому что уничтожил колдуний и ведьм.

№ 4. В каком городе приказал царь Иван Васильевич Грозный (предание «Сороки-ведьмы») собрать всех ведьм-переметчиц? а) в Москве; б) в Киеве; в) в Воронеже; г) в Азове.

№ 5. Чем велел царь обложить всех ведьм? а) цветами; б) дровами; в) соломой; г) ветками.

№ 6. Чего боятся сороки-ведьмы, о которых говорится в одноименном предании? а) огня; б) острого ножа; в) строгого караула; г) царского проклятия.

№ 7. На какое расстояние не долетают до Москвы сороки, о которых рассказывается в предании «Сороки-ведьмы»? а) ближе 10 верст; б) ближе 30 верст; в) ближе 60 верст; г) ближе 100 верст.

№ 8. Для чего по приказу царя Петра (предание «Петр и плотник») «созвали в Воронеже лучших плотников и всех к работе приставили»? а) строить корабли; б) строить большой дом; в) приветствовать царя; г) выбрать лучшего работника.

№ 9. Что подарил царь Петр «лучшему из лучших мастеров»? а) новую рабочую одежду; б) набор инструментов; в) корабль; г) кольцо.

№ 10. В предании «Петр и плотник» есть предложение: «А когда стали шабáшить, он [Петр] и говорит мастеру: «Хоть ты меня и крепко ругал, но я зла на тебя не имею, спасибо за науку». Что значит слово «шабáшить»?

а) кричать и ругаться; б) собираться домой; в) складывать инструменты; г) завершать работу.

№ 1. С чем связано предание «Петр и плотник»? а) с походами на Азов; б) с пожаром в Москве; в) со строительством флота в Воронеже; г) с победой над шведами.

№ 2. Что люди опускали в воду, для того чтобы определить царя? а) корону; б) свечи; в) лучину; г) одежду.

№ 3. Почему в предании «Воцарение Ивана Грозного» Ивана прозвали Грозным? а) потому что всегда угрожал своим врагам; б) потому что никогда не улыбался; в) потому что срубил голову боярину; г) потому что уничтожил колдуний и ведьм.

№ 4. В каком городе приказал царь Иван Васильевич Грозный (предание «Сороки-ведьмы») собрать всех ведьм-переметчиц? а) в Москве; б) в Киеве; в) в Воронеже; г) в Азове.

№ 5. Чем велел царь обложить всех ведьм? а) цветами; б) дровами; в) соломой; г) ветками.

№ 6. Чего боятся сороки-ведьмы, о которых говорится в одноименном предании? а) огня; б) острого ножа; в) строгого караула; г) царского проклятия.

№ 7. На какое расстояние не долетают до Москвы сороки, о которых рассказывается в предании «Сороки-ведьмы»? а) ближе 10 верст; б) ближе 30 верст; в) ближе 60 верст; г) ближе 100 верст.

№ 8. Для чего по приказу царя Петра (предание «Петр и плотник») «созвали в Воронеже лучших плотников и всех к работе приставили»? а) строить корабли; б) строить большой дом; в) приветствовать царя; г) выбрать лучшего работника.

№ 9. Что подарил царь Петр «лучшему из лучших мастеров»? а) новую рабочую одежду; б) набор инструментов; в) корабль; г) кольцо.

№ 10. В предании «Петр и плотник» есть предложение: «А когда стали шабáшить, он [Петр] и говорит мастеру: «Хоть ты меня и крепко ругал, но я зла на тебя не имею, спасибо за науку». Что значит слово «шабáшить»?

а) кричать и ругаться; б) собираться домой; в) складывать инструменты; г) завершать работу.

№ 1. С чем связано предание «Петр и плотник»? а) с походами на Азов; б) с пожаром в Москве; в) со строительством флота в Воронеже; г) с победой над шведами.

№ 2. Что люди опускали в воду, для того чтобы определить царя? а) корону; б) свечи; в) лучину; г) одежду.

№ 3. Почему в предании «Воцарение Ивана Грозного» Ивана прозвали Грозным? а) потому что всегда угрожал своим врагам; б) потому что никогда не улыбался; в) потому что срубил голову боярину; г) потому что уничтожил колдуний и ведьм.

№ 4. В каком городе приказал царь Иван Васильевич Грозный (предание «Сороки-ведьмы») собрать всех ведьм-переметчиц? а) в Москве; б) в Киеве; в) в Воронеже; г) в Азове.

№ 5. Чем велел царь обложить всех ведьм? а) цветами; б) дровами; в) соломой; г) ветками.

№ 6. Чего боятся сороки-ведьмы, о которых говорится в одноименном предании? а) огня; б) острого ножа; в) строгого караула; г) царского проклятия.

№ 7. На какое расстояние не долетают до Москвы сороки, о которых рассказывается в предании «Сороки-ведьмы»? а) ближе 10 верст; б) ближе 30 верст; в) ближе 60 верст; г) ближе 100 верст.

№ 8. Для чего по приказу царя Петра (предание «Петр и плотник») «созвали в Воронеже лучших плотников и всех к работе приставили»? а) строить корабли; б) строить большой дом; в) приветствовать царя; г) выбрать лучшего работника.

№ 9. Что подарил царь Петр «лучшему из лучших мастеров»? а) новую рабочую одежду; б) набор инструментов; в) корабль; г) кольцо.

№ 10. В предании «Петр и плотник» есть предложение: «А когда стали шабáшить, он [Петр] и говорит мастеру: «Хоть ты меня и крепко ругал, но я зла на тебя не имею, спасибо за науку». Что значит слово «шабáшить»?

а) кричать и ругаться; б) собираться домой; в) складывать инструменты; г) завершать работу.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Почему в предании воцарение ивана грозного ивана прозвали грозным потому что

Во времена язычества гроза олицетворяла верховное божество. В XVI веке этот образ уже был тесно связан с православным «гневом Божиим» — не жесткостью, но справедливостью и неотвратимостью наказания.

Ивана IV начали звать «грозным» или «прегрозным» в народных песнях, самые ранние из которых датированы 2-й половиной XVI — началом XVII века. Так сам народ распространял этот эпитет, который позднее превратился в прозвище. Как и в публицистике, в фольклоре слово «грозный» встречалось там, где речь шла о справедливом царе, вершителе правосудия. Например, «грозный царь Иван Васильевич» освободил от наказания невинно осужденного:

При жизни Ивана IV прозвище Грозный принадлежало его деду — Ивану III. У этих двух правителей было много общего: оба Иваны Васильевичи, оба присоединили к Московскому государству новые территории и оба реформировали систему государственного управления.

При Иване IV Казанское и Астраханское ханства окончательно вошли в состав России, и началось присоединение Сибирского ханства. Иван III, великий князь Московский, первым принял титул «князя всея Руси» и «самодержца». А Иван IV первым венчался на царство и официально стал царем всея Руси. Иван III издал общерусский свод законов — Судебник, а Иван IV составил новый Судебник и учредил сословно-представительный орган — Земский собор.

Сам факт перехода прозвища от деда к внуку говорит о том, что народ видел в Иване IV продолжателя дела Ивана III. Но значило слово «грозный» в то время совсем не то, что в наши дни.

«Установлено, что в приложении к царю эпитет «грозный» не имел отрицательного оттенка. Он связан не с идеей тирании, а с идеей величия. «Достоин царю грозну быти», — говорится в «Валаамской беседе» (памятник публицистики середины XVI века. — Прим. ред.), и эти слова нельзя толковать как призыв править круто и безжалостно. Дело в контексте: эпитет «грозный» и существительное «гроза» появляются там, где речь идет о порядке в государстве, об обязанности монарха «исправляти и здержати» города и веси, «уставити» определенные правила поведения в монастырях и в миру».

Александр Панченко, Борис Успенский. «Иван Грозный и Петр Великий: концепции первого монарха», 1983

Во времена язычества гроза олицетворяла верховное божество. В XVI веке этот образ уже был тесно связан с православным «гневом Божиим» — не жесткостью, но справедливостью и неотвратимостью наказания.

Ивана IV начали звать «грозным» или «прегрозным» в народных песнях, самые ранние из которых датированы 2-й половиной XVI — началом XVII века. Так сам народ распространял этот эпитет, который позднее превратился в прозвище. Как и в публицистике, в фольклоре слово «грозный» встречалось там, где речь шла о справедливом царе, вершителе правосудия. Например, «грозный царь Иван Васильевич» освободил от наказания невинно осужденного:

«Случилося тут ехати
Самому царю православному,
Грозному царю Ивану Васильевичу.
Как возговорит царь Иван сударь Васильевич:
«Ох вы гой еси, бурмистры-целовальнички!
За что вы пытаете доброго молодца
Нагого, босого и разутого,
Поставя его на бел горюч камень?»

В народном творчестве царь нередко представал хитрым и мудрым правителем:

«Старину я вам скажу стародавнюю
Про царя было про Ивана про Васильевича.
Уж он, наш белой царь, он хитер был, мудер,
Он хитер и мудер, мудрей в свете его нет ».

Другая известная песня была посвящена тому, как один из сыновей царя задумал извести своего брата, — Иван IV описан так, как принято его представлять в наше время:

«Тут стемнел царь, как темна ночь,
Зревел царь, как лев да зверь:
«Сказывай, собака, про измену великую!»

Согласно одной из версий, прозвище Грозный стало трактоваться как свидетельство «лютости» и «бесчеловечности» под влиянием иностранцев, которые побывали в правление Ивана IV в Москве. Видимо, то, что московиты воспринимали как высшую справедливость, европейцам представлялось неоправданной жестокостью. При переводе на европейские языки прозвище Грозный полностью потеряло связь с грозой и гневом Господним и приобрело смысл «страшный», «ужасный»: Iwan der Schreckliche по-немецки, Ivan the Terrible по-английски, Ivan il Terribile по-итальянски, Ivan le Terrible по-французски.

«Известно, что в 1581 г. Стефан Баторий прислал государю «великой России» (то есть самому Ивану IV. — Прим. ред.) книги о жестокости Ивана Грозного — видимо, сочинения А. Гваньини, Г. Штадена, А. Шлихтинга, И. Таубе и Э. Крузе, памфлеты времени польского бескоролевья 1570-х гг., или германские «летучие листки». Стало быть, прозвище, которое с течением времени оказалось символом целой эпохи русской истории, возникло в иностранной литературе. Из произведений зарубежных авторов его мог заимствовать создатель первого научного труда о прошлом Российского государства».

Яков Солодкин «Когда и почему стали называть Грозным первого московского царя»

Николай Карамзин, издавший в 1818 году первые восемь томов «Истории государства Российского», писал: «Добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в народной памяти: стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими… …а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы Царя-Завоевателя. отвергнул или забыл название Мучителя, данное ему современниками, и по темным слухам о жестокости Иоанновой доныне именует его только Грозным. » Такое толкование прозвища — «по темным слухам о жестокости» — и легло в основу его современного понимания.

Источник

Иван IV: когда и почему его прозвали «Грозным» на самом деле

Почему в предании воцарение ивана грозного ивана прозвали грозным потому что

Мы называем Ивана IV Грозным, потому что нам сказали так его называть на уроках истории. Однако на вопрос, когда и почему Иван IV стал «Грозным» до сих мало кто может ответить. Мы попробовали.

Не только Иван IV

Иван IV был не единственным «грозным» царем в русской истории. «Грозным» же называли и его деда, Ивана III, который, кроме того имел также прозвища «правосуд» и «великий». В итоге, за Иваном III закрепилось прозвище «великий», а «грозным» стал его внук.

Интересно также, что Иван Грозный не всегда был Иваном IV. Впервые эту цифровую часть титула ему официально присвоил в своей «Истории Государства Российского» Николай Карамзин, он вел исчисление царей от Ивана Калиты. «До Карамзина» Иван Грозный «числился» Иваном I.

Еще с 1740 года, когда на российский престол вступил младенец-император Иоанн Антонович (Иван VI), ко всем русским царям-Иванам добавили цифровую часть. Сам Иоанн Антонович стал называться Иоанном III, его прадед стал Иоанном II, а Иван Грозный получил титул Царь Иван I Васильевич всея Руси.

Когда Грозный стал «Грозным»?

Когда и почему Ивана IV стали величать «грозным»? Вопрос далеко не праздный. Если спросить человека об этом, то он, вероятнее всего, ответит, что так царя стали называть за его беспредельную жестокость, за опричнину и маниакально-депрессивный синдром. Потому что примерно так нам рассказывают на уроках истории. Вопрос следующий: кто его так назвал и когда? Не было ведь такого титула, никто Ивана IV не называл при жизни «грозным», как и Иваном IV не называл. Он был Иван Васильевич.

Абсурдность ситуации с прозвищем царя подтверждается тем, что однажды Александр Дюма написал буквально следующее: «Ивана Грозного за его жестокость стали называть «васильичем».

Вот что об этом пишет Скрынников, виднейший исследователь жизни Ивана Грозного: «В источниках XVI века прозвище «Грозный» не встречалось. Скорее всего, царь Иван получил его, когда стал героем исторических песен».

Когда это происходило? Скрынников пишет, что, скорее всего, во время Смуты. Когда страна переживала не самую простую ситуацию: польско-шведская интервенция, высокая смертность, низкие урожаи. Все было плохо. И тогда царя, которого уже не было, стали называть «грозным».

Что значит «грозный»?

Непраздным является и вопрос: что народ вкладывал в слово «грозный», когда называл так царя? В сегодняшнем представлении в это слово заключена только отрицательная коннотация, однако не все так очевидно.

Царя в сказках и песнях вспоминали вовсе не как самодура, вспоминали с какой-то народной ностальгией, как сильного государя. И это при всем при том, что именно Иван Грозный, разогнавший русскую машину до скорости неуправляемости, предопределил и само Смутное время, когда не оставил после себя никого, кто смог бы удержать власть.

Историк Скрынников пишет: «В обстановке неслыханных бедствий время царя Ивана стали вспоминать как эпоху могущества Российской державы, ее процветания и величия. Кровавые и темные дела были забыты».

Также он пишет о том, что «в представлении людей того времени «гроза» символизировала стихию испепеляющую, неотвратимую и блистательную, притом стихию не столько природную, сколько божественную, знак вмешательства небесных сил в жизнь людей».

Репрессивная машина работала не с демонстрационной целью «чтобы другим неповадно было». Царя и так все боялись и уважали. Любое выступление против Венценосного полагалось, как «хула на Духа Святого», то есть грехом, который нельзя искупить.

Экзекуции подлежали не только сами преступники, но и их имущество (включая домочадцев), которое признавалось «скверным» и «нечистым». Здесь царь строго руководствовался ветхозаветной Книгой Иисуса Навина, а именно взятием Иерихона древними евреями. Согласно Писанию, участь жителей Иерихона была ужасной: «…всё, что в городе, и мужей и жён, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, всё истребили мечом…А город и всё, что в нём, сожгли огнём», кроме «серебра и золота, и сосудов медных и железных», которые были объявлены «заклятыми», и брать которые в личное пользование запрещалось, они должны были быть переданы только иудейским жрецам».

Надо сказать, что в средние века библейская традиция уничтожения «нечистого» имущества строго соблюдалась практически во всех европейских странах.

Источник

Почему Ивана Грозного прозвали Грозным? —

Тяжелое детство

Ребенком он постоянно жил в стрессе. В результате появился развитый параноидальный страх заговоров и массовые репрессии во взрослом возрасте.

Смерть жены как отправная точка

Видео

Убийство сына – правда или вымысел?

Почему в предании воцарение ивана грозного ивана прозвали грозным потому что

Конец этой легенды весьма печален: разъяренный отец взял царский посох и проломил череп своему сыну.

Но мы никак не сможем узнать, правда это или вымысел, так как в те времена история в основном писалась на основании слухов, как и эта легенда.

Убийство сына собственным посохом

В припадках гнева Иван Грозный применял излюбленный предмет — деревянный посох с железным наконечником. Он избивал им неугодных ему людей до такой степени, что некоторые отдавали Богу душу. В 1581 году он ссорится со своим сыном. На это было две причины. Накануне Иван Грозный избил его беременную жену, поведение которой ему показалось непристойным. Вторая причина — несовпадение взглядов на тактику ведения литовской войны. Будучи в ярости, он в исступлении ударяет сына по голове, попадая в висок. Молодой человек, промучившись два дня, умирает. Ему было 27 лет. Детоубийство — одна из самых страшных причин, почему Ивана 4 прозвали Грозным.

Почему в предании воцарение ивана грозного ивана прозвали грозным потому что

Сын Федор, коронованный 1584 году, пытается хоть как-то исправить ошибки своего отца. После смерти самого жестокого в истории Руси правителя стало понятно, почему Ивана IV прозвали Грозным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *