Почему в музыке чаще встречается смена настроений чем их безраздельное господство
Почему в музыке чаще встречается смена настроений, чем их безраздельное господство?
Почему в музыке чаще встречается смена настроений, чем их безраздельное господство?
Человек никогда не испытывает «безраздельное господство» только одной эмоции : это всегда или несколько разных эмоций (радость и грусть, например), или множество оттенков одной эмоции (счастье, ликование, воодушевление).
Написать стих или прозу по настроению к музыке Гаврилин 1 часть весело на душе?
Написать стих или прозу по настроению к музыке Гаврилин 1 часть весело на душе.
Какие темы и образы чаще всего раскрываются в современой музыке?
Какие темы и образы чаще всего раскрываются в современой музыке.
Помогите прошу?
Почему авторы телепередачи Человек и закон используют в заставке своей передачи музыку Токкаты и фуги И.
С. Баха, послушать музыку надо, описать характер и настроение, тогда это поможет понять, почему.
В каких музыкальных жанрах чаще всего господствует мелодия?
В каких музыкальных жанрах чаще всего господствует мелодия.
В каких музыкальных жанрах чаще всего господствует мелодия?
В каких музыкальных жанрах чаще всего господствует мелодия?
Как ты понимаешь слова П.
Согласны ли вы что музыка своим настроением воздействует на человека?
Согласны ли вы что музыка своим настроением воздействует на человека?
Где классическая музыка встречается в современности?
Где классическая музыка встречается в современности?
Какая музыкальная форма чаще всего встречается в народной музыке?
Какая музыкальная форма чаще всего встречается в народной музыке?
Музыка по жанру настроению темпу изображает защитника отечества?
Музыка по жанру настроению темпу изображает защитника отечества.
Характер настроение впечатление музыки шопена этюд 12 революционный?
Характер настроение впечатление музыки шопена этюд 12 революционный.
Если внимательно послушать тексты гимнов, можно понять душу народа, понять внешнеполитический курс страны и сделать определенные выводы. В гимне России 2000 года только мирные и добрые слова. Нет ни агрессии, ни слова о войне. В гимне СССР 1944 го..
Mузыка может влиять на человека, но это влияние зависит от психоэмоционального состояния. Если мелодия гармонирует с этим состоянием, то она повлияет на человека положительно. Когда гармония отсутствует, влияние музыки будет негативным, а в некотор..
Музыка помогает человеку расслабиться.
Ответ по музыке : Есенин.
Концертный зал : кантата, концерт, симфония Муз. Театр : балет, увертюра, опера.
При разрешении удваивается 3 ступень.
С помощью жанров, таких как баллада, романс, вокал и т. Д.
Мелодией одной звучат печаль и радость»(2ч)
Мелодией одной звучат печаль и радость»(2ч)
Не только народная музыка знает состояния чистой радости, ничем не замутнённого веселья, когда мир кажется вечно юным, беспечным и лучезарным. Вспомним светлые страницы произведений Баха и Моцарта, Шуберта и Грига.
Неизвестный художник. Портрет В. А. Моцарта
Однако атмосфера радости, присутствующая во многих великих произведениях, редко бывает только безоблачной. Скорее, радость присутствует в них как сила, одержавшая верх над тревожным или тёмным началом, над грустью или сомнениями. Сравните, например, характер частей одного из самых радостных произведений мировой музыкальной культуры — Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В. А. Моцарта. (Вспомним, что именно этого композитора называли «богом солнца» за тот необыкновенный свет, что излучает его музыка.)
Первые же такты Концерта погружают нас в атмосферу грациозной весёлости, такой своеобразно-неповторимой у Моцарта.
В. А. Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром. I часть. Фрагмент
Что слышится нам в этой музыке?
Спокойная и светлая радость, выражаемая то в певучей линии мелодии, то в лёгком ощущении танцевальности, такой милой, непринуждённой, такой по-детски чистой.
Начало II части звучит трогательно и грустно, тема пленяет своей щемящей нежностью, печальной, певучей, бесконечно прекрасной.
В. А. Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром. II часть. Фрагмент
И. Бюхе. Моцарт за сочинением произведений. Фрагмент
Откуда такая грусть? Может быть, это преходящее настроение, лишь оттеняющее весёлость предыдущей части?
Прослушав Адажио, мы уже по-новому воспринимаем характер I части. Так ли она безмятежна, как можно было предположить изначально?
Возвращаясь к этой музыке, мы ещё раз убеждаемся, что безоблачные состояния в ней крайне редки, как редки они в настроениях и чувствах людей. Недаром многие музыканты признавали Моцарта великим художником реального, живого человека со всеми его мечтаниями, противоречиями, сомнениями.
Финал Концерта снова возвращает нас к ощущению радости и света.
Однако та ли это радость, что звучала в музыке I части? Можем ли мы снова охарактеризовать её словами «непринуждённая, по-детски чистая»?
Наверное, точнее было бы сказать о новой радости — радости, познавшей тревоги и невзгоды, преодолевшей их и возносящей смысл произведения на новую высоту торжествующего света.
Так в рамках одного произведения мы видим столь различные стороны одного эмоционального состояния.
Нотный пример 8 (№12)
В. А. Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром. III часть. Фрагмент
Вопросы и задания
1.Почему в музыке чаще встречается смена настроений, чем их безраздельное господство?
2.Охарактеризуй настроение каждой из частей Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В. А. Моцарта.
3.Как ты считаешь, случайно ли использование композиторами крупных форм — симфоний, концертов, сонат — для воплощения мира человеческих эмоций? Объясни свой ответ.
Мелодией одной звучат печаль и радость»(2ч)
Изменчивость и подвижность музыкальных настроений, данных в последовательности, — это лишь одна сторона выражения прихотливого мира человеческих эмоций. Но бывают произведения, в которых даже самое светлое настроение даётся сразу во всём объёме различных нюансов. Они словно свидетельствуют о той неопровержимой истине, что в реальной жизни радость всегда соседствует с грустью, что привкус горечи, этот неизбежный спутник человеческого опыта и знаний, не покидает нас даже в минуты подъёма и воодушевления.
«Весна. Петроградская весна. Нигде так остро и волнующе не пахнет весной, как в этом холодном, сыром, но прекрасном городе. С моря веет новой, нарождающейся жизнью; в голове дурман от молодости, весны и счастья. »
А. Осмёркин. На набережной Невы
Это фрагмент из воспоминаний З. А. Прибы́тковой, друга великого русского композитора С. В. Рахманинова. В её воспоминаниях, в частности, упоминается и о том, как Сергей Васильевич, охваченный настроением расцветающей весны, пригласил сестёр Прибытковых послушать его музыку. «Я сейчас сыграю вам ваше настроение», — сказал он и заиграл самые свои весенние романсы. Среди этих произведений, проникнутых чувством вечно юной любви, был и романс «Здесь хорошо. ».
Уже из слов романса видно, что в нём воспевается всё счастливое, всё светлое, чем дорога и ценна каждому из нас наша жизнь. И музыка романса в основе своей светла, но свет этот не блистающий, не лучезарный, а как будто чуть приглушённый нежностью и любовью, какой-то особой теплотой с едва уловимым оттенком печали. Может быть, совсем не случайно З. Прибыткова в начале описания этого эпизода говорит именно о петроградской весне, особенно остро ощущаемой в северном городе на Неве, где солнечный свет и тепло ценятся выше, чем в других городах.
А может быть, С. Рахманинов, подобно многим своим современникам, чувствовал тревогу и противоречивость самого времени: ведь XX век безвозвратно унёс ощущения безмятежности и наивной лёгкости, свойственные прежним временам.
С. Рахманинов. «Здесь хорошо. ». На стихи Г. Галиной. Фрагмент
И словно в подтверждение этих настроений звучит строка из стихотворения А. Блока, написанного в весенний день 31 марта 1914 года:
Мелодией одной звучат печаль и радость.
И. Шишкин. У берегов Финского залива
Конечно, нельзя сказать, что из современной музыки совершенно исчезли настроения радости и лёгкости. Человеческая природа богата и сильна, она способна к преодолению самых тревожных и тяжких состояний. После нелёгких испытаний, какие принёс людям ХХ век, сама радость стала иной, более дорогой, более драгоценной. И может быть, поэтому состояния чистоты и светлого покоя, которыми отмечены некоторые современные музыкальные произведения, получают самые высокие и торжественные названия, самое тонкое и выразительное музыкальное воплощение.
Такова пьеса Д. Шостаковича «Бессмертие» — последняя в его одиннадцатичастной Сюите для баса и фортепиано на стихи Микела́нджело Буонарро́ти.
В этой части Шостакович процитировал свою первую детскую пьесу, когда-то написанную им для фортепиано. И в обращении к светлой наивности собственных детских лет он усмотрел символ вечного возрождения жизни, вечной её устремлённости в высоты юного, свободного, бессмертного духа.
Не из этого ли источника черпаем мы самую светлую радость, живущую среди людей, вопреки всему тёмному и тяжёлому, что омрачает жизнь? Бессмертие: не признающее никаких оков, властвующее над временем и пространством, глубоко предчувствуемое каждым, кто способен к высоким побуждениям, — не оно ли озаряет светом и лучшие страницы великих музыкальных творений?
Д. Шостакович. «Бессмертие». Из Сюиты для баса и фортепиано. Стихи Микеланджело Буонарроти. Перевод А. Эфроса. Фрагмент
Микеланджело. Давид. Фрагмент
Бессмертие
Здесь рок послал безвременный мне сон,
Но я не мёртв, хоть и опущен в землю:
Я жив в тебе, чьим сетованьям внемлю,
Затем, что в друге друг отображён.
Я словно б мёртв, но миру в утешенье
Я тысячами душ живу в сердцах
Всех любящих, и, значит, я не прах,
И смертное меня не тронет тленье.
Вопросы и задания
1.Как находят отражение в музыке романса С. Рахманинова «Здесь хорошо. » слова А. Блока «Мелодией одной звучат печаль и радость»?
2.Каким из средств музыкальной выразительности в первую очередь определяется переменное мерцание состояний радости и грусти в романсе?
3.По какому принципу осуществляется соотношение вокальной и фортепианной партий в произведении Рахманинова?
4.О чём рассказывает вокальная пьеса «Бессмертие» Д. Шостаковича?
5.Какие жанровые истоки можно услышать в её разделах?
6.Можно ли считать характер этого произведения радостным? Если да, то какая это радость?
*7.Как складывается драматургия музыкального образа в пьесе «Бессмертие» — по принципу развития монообраза или по принципу образных сопоставлений? Обоснуй свой ответ.
8.Общеизвестно, что Д. Шостакович признан величайшим мастером инструментовки.
При прослушивании произведения обрати внимание на выразительность звучания тембров, а также тембровых сочетаний. Какие инструменты можно выделить в первую очередь? Почему?
Урок музыки в 8 классе по теме: «Мелодией одной звучат печаль и радость».(Офлайн. Дистанционное обучение).)
8 класс. Урок по теме : «Мелодией одной звучат печаль и радость»
На прошлом уроке в рамках одного произведения – Концерта № 23 В.А.Моцарта, мы услышали столь различные нюансы одного эмоционального состояния – радостного восприятия жизни и узнали, что радость многолика.
А мы поговорим о том, почему в музыке чаще встречается смена настроений, чем их безраздельное господство? Бывают произведения, в которых даже самое светлое настроение – в различных нюансах, словно истина, что в жизни радость соседствует с грустью даже в минуты воодушевления.
Человек никогда не испытывает безраздельное господство одной эмоции.
Серге́й Васи́льевич Рахма́нинов ( 20 марта [1 апреля] 1873, Семёново, Новгородская губерния — 28 марта 1943, Беверли-Хиллз, США)
В подтверждении этого, прослушайте романс С. В. Рахманинова «Здесь хорошо» в прикреплённом файле.
В романсе запечатлен один образ, рисующий теплый летний день среди цветущих полей, величавое спокойствие, простор и тишину русской природы. Вместе с тем, музыка не только рисует картину тихого летнего дня, но и выражает чувства лирического героя, его восхищение природой, любовь к ней, которая, сливается с чувством любви к другому человеку, к которому он обращается. И оба этих чувства как бы составляют одно, его можно назвать «тихое счастье».
Музыка романса в основе своей светлая, но с оттенками грусти. Возможно, С.Рахманинов чувствовал противоречивость самого времени: начало 20 века- нет более ощущения безмятежности….
И словно в подтверждение этих настроений звучит строка из стихотворения А.Блока- «Мелодией одной звучат печаль и радость…»
Подведём итог, ответив на вопросы:
1.Содержание каких романсов схоже?
2.Почему романс «Здесь хорошо» о светлом, но с нотками грусти.
Конспект урока музыки на тему «Мелодией одной звучат печаль и радость» (8 класс)
Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 8 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 8 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 1 урока 2 четверти.
Планируемые результаты учебной деятельности:
Метапредметные:
— осознание изменчивости, подвижности, многообразия нюансов настроений, воплощённых в произведениях искусства.
Личностные:
— осознание и анализ образов радости, света, счастья в музыке В.А. Моцарта.
Предметные:
— знание строения классического инструментального концерта на примере Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В.А. Моцарта.
Цель: Подчеркнуть жизненность искусства прошлого на примере творчества Моцарта.
Задачи:
– формировать умение следить за развитием образа, сопереживать, сочувствовать музыкальному образу;
— продолжить знакомство с творчеством В.А. Моцарта;
— развивающая – развивать творческое мышление, умение анализировать и обобщать;
— воспитательная – пробудить у учащихся интерес к музыке.
Форма проведения занятия: Аналитическое занятие по произведению В. А. Моцарта.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Мелодией одной звучат печаль и радость» (8 класс)»
Урок 10. «Мелодией одной звучат печаль и радость»
Планируемые результаты учебной деятельности:
— осознание изменчивости, подвижности, многообразия нюансов настроений, воплощённых в произведениях искусства.
— осознание и анализ образов радости, света, счастья в музыке В.А. Моцарта.
— знание строения классического инструментального концерта на примере Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В.А. Моцарта.
Цель: Подчеркнуть жизненность искусства прошлого на примере творчества Моцарта.
– формировать умение следить за развитием образа, сопереживать, сочувствовать музыкальному образу;
— продолжить знакомство с творчеством В.А. Моцарта;
— развивающая – развивать творческое мышление, умение анализировать и обобщать;
— воспитательная – пробудить у учащихся интерес к музыке.
Форма проведения занятия: Аналитическое занятие по произведению В. А. Моцарта.
Живопись: неизвестный художник. Портрет В.А. Моцарта; К. Хайд. «Дом Моцарта»; И. Бюхе. «Моцарт за сочинением произведений».
Музыка: В.А. Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром. I–III части (№ 10–12 аудиоприложения). Песенный материал: Б. Окуджава. «Песня о Моцарте».
Виды деятельности учащихся: Беседа о жизни и творчестве В. А. Моцарта на материале произведений, изученных в разных классах. Беседа о воплощении образов радости в разных видах искусства. Разучивание и пение песни о Моцарте. Обсуждение характера и содержания песни. Смысловое прослушивание, слуховой анализ музыкальных произведений. Просмотр, обсуждение и анализ репродукций картин. Выявление связи репродукций с содержанием музыкальных произведений. Анализ нотных примеров.
Формы педагогического контроля: Контроль понимания и эстетической оценки светлых, позитивных, радостных образов в искусстве. Контроль осознания этической ценности и необходимости темы радости в музыке. Контроль знания черт творческого облика В.А. Моцарта. Контроль участия каждого ученика в беседах и дискуссиях. Контроль умения высказать и отстоять собственную позицию в споре на темы культуры, творчества, искусства, музыки. Контроль развития вокально-певческих навыков. Контроль умения проанализировать нотные примеры разного содержания, обозначить в них музыкально-выразительные средства и объяснить их значение и влияние на характер произведения.
— В начале сегодняшнего урока необходимо прослушать и вспомнить музыкальное произведение одного из русских композиторов, передающее человеческие чувства. Это позволит нам включиться в восприятие нового музыкального материала.
Слушание фрагмента «Хороводной песни Садко» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова.
? Что это за музыкальное произведение? Какие настроения передаёт музыка данного музыкального фрагмента?
— Да, это одна из песен гусляра Садко.
? А с какой целью композитор Римский-Корсаков включил в свою оперу весёлые народные песни и пляски?
Можно ли считать, что Хороводная песня Садко воплощает состояние всепоглощающей, безраздельной радости? Почему? Связано ли это с народностью песни?
— Верно, весёлые народные песни и пляски отличаются безраздельной удалью, искрят безудержным весельем.
Но не только народная музыка знает состояния чистой радости, ничем не замутнённого веселья, когда мир кажется вечно юным, беспечным и лучезарным. Вспомним, например, страницы произведений Баха и Моцарта, Шуберта и Грига…
Однако атмосфера радости, присутствующая во многих великих произведениях, редко бывает только безоблачной. Скорее, радость присутствует в них как сила, одержавшая верх над тревожным или тёмным началом, над грустью или сомнениями.
Потому рассмотрим сегодня и сравним, исследуем характер частей одного из самых радостных произведений мировой музыкальной культуры – Концерта №23 для фортепиано с оркестром В.А. Моцарта. Именно это будет являться основной целью нашего урока.
А также познакомимся с эпизодами его биографии и их влиянием на творчество, что может повысить ваш интерес и эмоциональную отзывчивость к музыке Моцарта, и классической музыке в целом.
3. Введение в тему. Сообщение темы урока
Перед прослушиванием музыки В.А. Моцарта обратим внимание на репродукции картин — портреты и пейзаж с изображением дома композитора.
? Что вы можете сказать об этом гениальном человеке, глядя на его портреты? Дайте характеристику дома Моцарта, изображённом на репродукции картины К. Хайда.
Неизвестный художник. И. Бюхе. Моцарт за сочинением произведений. Фрагмент
Портрет В.А. Моцарта
— На портретах можно отметить вдохновенное, творческое выражение лица композитора, утончённость и изысканность его облика, изящную одежду, соответствующую моде классицизма.
— Характеризуя изображение дома Моцарта на репродукции картины К. Хайда, мы отмечаем красивый гористый пейзаж Зальцбурга, солнечную радостную погоду, простоту и демократичность дома, в котором прошло детство композитора.
— Совершенно верно, все картины будто играют солнцем, излучают свет. И, что удивительно, именно Моцарта называли «богом солнца» за тот необыкновенный свет, что излучает его музыка.
Мы с вами регулярно слушали музыку В.А. Моцарта на уроках курса «Искусство. Музыка». На сегодняшнем уроке вы познакомитесь с жанром классического инструментального концерта.
4. Жанр Инструментального концерта в музыке Моцарта
Моцарт писал концерты для фортепиано, скрипки, духовых инструментов. Не было почти ни одного инструмента, для которого Моцарт не написал бы концертов. Он всегда развивал, обогащал виртуозные и выразительные возможности солирующего инструмента. Драматургия концертов Моцарта строится на соревновании, состязании, споре партий солиста и оркестра.
Концерты Моцарта имеют трёхчастное строение. Первая часть обычно активна, энергична, написана в быстром темпе. Вторая часть концерта медленная, певучая, она воплощает лирические образы. Третья часть — картина праздника, веселья, часто с влиянием народных песенно-танцевальных образов.
Остановимся поподробнее на фортепианных концертах В.А. Моцарта (Презентация):
1) Клавирные концерты. Обилие клавирных произведений в 1782–1786 гг. прямым образом связано было с концертной деятельностью Моцарта: в это время она достигла наивысшего расцвета. Первенства Моцарта как клавесиниста не мог оспаривать никто; он был самым популярным, самым признанным и любимым музыкантом Вены, бессменным победителем в состязаниях даже со всемирно известными исполнителями…
2) Блестящие данные импровизатора он проявлял и в другом излюбленном своём эстрадном жанре — клавесинных концертах. Это всё ещё была наиболее популярная форма общения композитора с аудиторией… Он ещё в раннем возрасте отказывался играть, если замечал, что слушатели невнимательны. Теперь, в пору расцвета, энтузиазм публики и её живая реакция по-прежнему являлись для него высшей наградой; ни в какое сравнение не шёл с этим материальный успех концерта. «Что меня больше всего обрадовало и удивило — это небывалая тишина и внезапно раздавшиеся “браво”», — писал он отцу в апреле 1781 г.
Итак, музыка фортепианного Концерта №23 Вольфганга Амадея Моцарта.
5. Слушание музыки. В.А. Моцарт. Концерт №23 для фортепиано с оркестром
Первые же такты Концерта погружают нас в атмосферу грациозной весёлости, такой своеобразно-неповторимой у Моцарта. Что слышится нам в этой музыке?
1) Прослушивание фрагмента I части Концерта. Музыкальный анализ:
— В музыке 1-ой части Концерта слышится спокойная и светлая радость, выражаемая то в певучей линии мелодии, то в лёгком ощущении танцевальности, такой милой, непринуждённой, такой по-детски чистой…
— Слушаем фрагмент II части Концерта Моцарта.
2) Прослушивание фрагмента II части. Музыкальный анализ:
— Начало 2-ой части звучит трогательно и грустно, тема пленяет своей щемящей нежностью, печальной, певучей, бесконечно прекрасной.
— Откуда такая грусть? Может быть, это преходящее настроение, лишь оттеняющее весёлость предыдущей части?
Согласитесь, ведь прослушав Адажио (2-ю часть), мы уже по-новому начинаем воспринимать и характер 1-ой части. Так ли она безмятежна, как можно было предположить изначально?
Прослушайте 1-ю часть ещё раз.
— Возвращаясь к этой музыке, мы ещё раз убеждаемся, что безоблачные состояния в ней крайне редки, как редки они в настроениях людей. Недаром многие музыканты признавали Моцарта великим художником, изображавшим реального, живого человека со всеми его мечтаниями, противоречиями, сомнениями.
3-я же часть (Финал) Концерта снова возвращает нас к ощущению радости и света.
4) Прослушивание фрагмента Финала Концерта №23 Моцарта. Музыкальный анализ:
— Здесь, наверное, точнее было бы сказать о новой радости – радости, познавшей тревоги и невзгоды, преодолевшей их и возносящей смысл произведения на новую высоту торжествующего света.
Так в рамках одного произведения мы видим столь различные стороны одного эмоционального состояния.
6. Работа над нотными примерами
В нотных примерах 6–8 (ст. 43-46 Учебника) приведены фрагменты всех частей Концерта В.А. Моцарта.
Пример 6 — это начало I части, исполняемое оркестром. Солист (фортепиано) вступает позже, после оркестрового вступления. Вы видите клавир — фортепианное переложение оркестровой партитуры. Таким образом, каждый звук этого примера поручен разным инструментам, в клавире как бы скрыто звучание всего оркестра. Жизнерадостный, светлый характер музыки создаётся благодаря звучанию полётной мелодии и аккордового аккомпанемента в быстром темпе, мажорном ладу, тихой динамике. Часто и прихотливо меняются штрихи — небольшие лиги соседствуют с отрывистым звучанием звуков. Фактура достаточно прозрачна и легка.
Вторая часть (нотный пример 7) представляет собой тихую и печальную музыку в жанре сицилианы. (Сицилиа́на (итал. siciliana — сицилийская) — старинный итальянский танец пасторального характера, возможно, сицилийского происхождения). Триольное движение в медленном темпе и минорном ладу создаёт ощущение раздумья, трогательного признания. Хроматические ходы в мелодии придают музыке изысканный характер сожаления, они подобны вздохам.
В нотном примере 8 приведена основная тема финала — кипучая, энергичная, стремительная. Эта мелодия в финале проходит то у солиста, то у оркестра. Выразительность мелодии Моцарта — в её непредсказуемости, разнообразии, многогранности. Каждый такт готовит для слушателя новые сюрпризы и неожиданности. В музыке то и дело слышатся смех, шутки, весёлые возгласы оркестра и задорные ответы солиста.
7. По страницам жизненного и творческого пути В.А. Моцарта
Родился Вольфганг Амадей Моцарт 27 января 1756 года в австрийском городе Зальцбурге. Музыкальное образование получил под руководством отца – скрипача и дирижёра, умного, образованного человека. Моцарт стал учиться музыке с трёх лет, а в пять лет уже сочинил свой первый менуэт.
В аристократических салонах Вены только и разговору было, что о музыкально одарённом вундеркинде из Зальцбурга, восхитительно играющем на клавесине. Да что там клавесин, – маленький волшебник виртуозно играл на всём, что способно звучать, блестяще отгадывал музыкальные загадки и с невиданной лёгкостью сочинял сложнейшие концерты! И это шести лет от роду!
В конце 1769 года отец и сын отправились в Италию – признание в этой музыкальной столице было необходимо для каждого уважающего себя музыканта. Поразили итальянцев фантастически тонкий слух Вольфганга, его гениальная память. Находясь в Риме в Сикстинской капелле во время исполнения многоголосного хорового произведения, Моцарт запомнил его и, придя дамой, записал. Произведение это считалось собственностью церкви и исполнялось раз в год. Выносить ноты из церкви или переписывать их запрещалось под страхом тяжелого наказания. Но перед чудесным музыкантом отступила и церковь: ведь Моцарт не выносил нот и не списывал их, он только запомнил!
Папа Римский Клементий 14, убедившись, что нотная запись безупречна, пришел в такое восхищение, что пожаловал ему высшую награду – орден Золотой шпоры. Не меньше потрясены были и члены знаменитой на весь мир музыкальной академии в Болонье: оценив талант юного Моцарта, они единогласно решили принять в свои ряды 14-летнего отрока, нарушив свое же правило не принимать в «академики» лиц моложе 20 лет.
Успехи Вольфганга превзошли все ожидания отца. Вот теперь-то, казалось ему, он устроит судьбу своего сына, надежно обеспечит его существование. Его сын не будет вести скучную жизнь провинциального музыканта в Зальцбурге, где музыкальные интересы так ограничены.
Но этим надеждам не суждено было осуществиться. Трудное, но счастливое детство и юность кончились. Началась жизнь, полная творческих свершений и несбывшихся надежд.
Родной город встретил прославленных путешественников неприветливо. К этому времени старый князь, относившийся с пониманием к гастролям Моцартов, умер. Новый правитель Зальцбурга граф Колоредо оказался властным и жестоким человеком. Он пользовался любым поводом, чтобы сильно обидеть юношу. Унизительное положение музыканта-слуги делало жизнь Моцарта невыносимой. Граф Колоредо запрещал ему даже выступать в концертах без своего разрешения. И никаких поездок! Моцарту пришлось вытерпеть немало обид от графа и рабскую зависимость, унижения. Почти 5 лет Моцарт провел в захолустном Зальцбурге, разбирая свои впечатления от странствий, от падения с вершины успеха и славы до положения слуги-музыканта.
Как отражение состояния души Моцарта в это время – появление Симфонии соль минор, получившей порядковый номер 40. Эта всемирно известная симфония – глубоко личное произведение. Прослушайте фрагмент одной из частей – Аллегро.
Прослушивание музыкального фрагмента Симфонии №40 Моцарта.
Вся она полна волнения и тревоги, трагизма. Такой музыки до Моцарта ещё никто не создавал!
Вольфганг решается просить отставки. Это очень смелый шаг, т.к. служба, хоть и полная обид и унижений, всё же давала верный заработок и возможность более или менее сносно жить. До сих пор ни один музыкант не решался стать, так называемым, «свободным художником». Моцарт решается переехать жить в Вену. И в 1781 году Моцарт поселился в Вене, где и прожил до конца своих дней.
В последующие годы Моцарт зарабатывал преподаванием, выступлениями, сочинением музыки. Помимо серьёзной, сочиняет на заказ лёгкую развлекательную музыку для придворных балов, для вечерних или ночных концертов, которые в летнее время устраивались в дворянских садах. Очень популярны серенады. Вспомните «Маленькую ночную серенаду» из музыкального репертуара 6-го класса. Скажите, какое настроение у этого произведения? Прослушайте и вспомните эту чудесную музыку.
Слушание фрагмента из «Маленькой ночной серенады».
В ней композитор предстает человеком весёлым и переполняемым любовью.
Вскоре композитор женится. Семейная жизнь Моцарта сложилась в основном счастливо. Его женой стала Констанца Вебер. Констанца была весёлой, жизнерадостной, привлекательной девушкой. Констанца подарила Моцарту шестерых детей, но выжили только двое – Карл Томас и Франц Ксавьер. Первый стал обычным чиновником, а из Франца получился неплохой музыкант.
Младший сын, Франц Ксавьер был способным пианистом и композитором, учился у лучших музыкантов Вены, почти тридцать лет прожил во Львове. Он организовал в городе хоровое общество, учил детей игре на фортепиано, сам выступал с концертами и дирижировал оркестром. И по сей день в консерватории звучит музыка, созданная сыном Вольфганга Амадея Моцарта.
Моцарт пишет в разных жанрах, но особое предпочтение отдает опере. Его опера – это философская сказка.
Последнее десятилетие его жизни – пора наивысшего творческого расцвета и одновременно годы жестокой материальной нужды и обострения болезни, сломившей в конце концов силы композитора. Как-то раз душным июньским днём к нему явился высокий худой человек «в сером». Незнакомец заказал реквием, оставив втайне имя заказчика.
Прослушивание музыкального фрагмента «Лакримоза».
Обсуждение характера и содержания песни.
Текст песни (1969 г.):
Моцарт на старенькой скрипке играет,
Моцарт играет, а скрипка поёт,
Просто играет всю жизнь напролёт.
Припев: Ах, ничего, что всегда, как известно,
Не оставляйте стараний, маэстро,
Не убирайте ладони со лба.
Где-нибудь на остановке конечной
Скажем спасибо и этой судьбе.
Но из грехов своей родины вечной
Не сотворить бы кумира себе.
Припев: Ах, ничего, что всегда, как известно,
Не расставайтесь с надеждой, маэстро,
Не убирайте ладони со лба.
Коротки наши лета молодые.
Красный камзол, башмаки золотые,
Белый парик, рукава в кружевах.
Припев: Ах, ничего, что всегда, как известно,
Не обращайте вниманья, маэстро,
Не убирайте ладони со лба.
9. Рефлексия (Викторина)
Вольфганг Амадей Моцарт – итальянский, английский или австрийский композитор?
В каком веке жил В.А. Моцарт?
Cын В.А. Моцарта был скульптором или музыкантом?
Какие музыкальные произведения были написаны первым и последним?
С одинаковой силой в музыке Моцарта передаются и ощущение полноты жизни, и радость бытия: одновременно страдания человека, испытывающего гнёт несправедливого социального строя, и эмоции человека, страстно стремящегося к счастью, к радости.
Скорбь в музыке Моцарта нередко достигает трагизма, но преобладает ясный, гармоничный, жизнеутверждающий строй.
Вообще в музыке чаще встречается смена настроений, чем их безраздельное господство.
11. Вопросы и задания
Охарактеризуй настроение каждой из 3-ех частей Концерта №23 для фортепиано с оркестром В.А. Моцарта.
Как ты считаешь, случайно ли использование композиторами крупных форм – симфоний, концертов, сонат – для воплощения мира человеческих эмоций? Объясни свой ответ.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРИК: Инструментальный концерт. Клавир. Клавесин. Адажио. Сицилиана. Реквием. Лакримоза.