Почему в музыке чаще встречается смена настроений чем их безраздельное господство

Почему в музыке чаще встречается смена настроений, чем их безраздельное господство?

Почему в музыке чаще встречается смена настроений, чем их безраздельное господство?

Почему в музыке чаще встречается смена настроений чем их безраздельное господство

Человек никогда не испытывает «безраздельное господство» только одной эмоции : это всегда или несколько разных эмоций (радость и грусть, например), или множество оттенков одной эмоции (счастье, ликование, воодушевление).

Почему в музыке чаще встречается смена настроений чем их безраздельное господство

Написать стих или прозу по настроению к музыке Гаврилин 1 часть весело на душе?

Написать стих или прозу по настроению к музыке Гаврилин 1 часть весело на душе.

Почему в музыке чаще встречается смена настроений чем их безраздельное господство

Какие темы и образы чаще всего раскрываются в современой музыке?

Какие темы и образы чаще всего раскрываются в современой музыке.

Почему в музыке чаще встречается смена настроений чем их безраздельное господство

Помогите прошу?

Почему авторы телепередачи Человек и закон используют в заставке своей передачи музыку Токкаты и фуги И.

С. Баха, послушать музыку надо, описать характер и настроение, тогда это поможет понять, почему.

Почему в музыке чаще встречается смена настроений чем их безраздельное господство

В каких музыкальных жанрах чаще всего господствует мелодия?

В каких музыкальных жанрах чаще всего господствует мелодия.

Почему в музыке чаще встречается смена настроений чем их безраздельное господство

В каких музыкальных жанрах чаще всего господствует мелодия?

В каких музыкальных жанрах чаще всего господствует мелодия?

Как ты понимаешь слова П.

Почему в музыке чаще встречается смена настроений чем их безраздельное господство

Согласны ли вы что музыка своим настроением воздействует на человека?

Согласны ли вы что музыка своим настроением воздействует на человека?

Почему в музыке чаще встречается смена настроений чем их безраздельное господство

Где классическая музыка встречается в современности?

Где классическая музыка встречается в современности?

Почему в музыке чаще встречается смена настроений чем их безраздельное господство

Какая музыкальная форма чаще всего встречается в народной музыке?

Какая музыкальная форма чаще всего встречается в народной музыке?

Почему в музыке чаще встречается смена настроений чем их безраздельное господство

Музыка по жанру настроению темпу изображает защитника отечества?

Музыка по жанру настроению темпу изображает защитника отечества.

Почему в музыке чаще встречается смена настроений чем их безраздельное господство

Характер настроение впечатление музыки шопена этюд 12 революционный?

Характер настроение впечатление музыки шопена этюд 12 революционный.

Почему в музыке чаще встречается смена настроений чем их безраздельное господство

Почему в музыке чаще встречается смена настроений чем их безраздельное господство

Почему в музыке чаще встречается смена настроений чем их безраздельное господство

Если внимательно послушать тексты гимнов, можно понять душу народа, понять внешнеполитический курс страны и сделать определенные выводы. В гимне России 2000 года только мирные и добрые слова. Нет ни агрессии, ни слова о войне. В гимне СССР 1944 го..

Почему в музыке чаще встречается смена настроений чем их безраздельное господство

Mузыка может влиять на человека, но это влияние зависит от психоэмоционального состояния. Если мелодия гармонирует с этим состоянием, то она повлияет на человека положительно. Когда гармония отсутствует, влияние музыки будет негативным, а в некотор..

Почему в музыке чаще встречается смена настроений чем их безраздельное господство

Музыка помогает человеку расслабиться.

Почему в музыке чаще встречается смена настроений чем их безраздельное господство

Ответ по музыке : Есенин.

Почему в музыке чаще встречается смена настроений чем их безраздельное господство

Концертный зал : кантата, концерт, симфония Муз. Театр : балет, увертюра, опера.

Почему в музыке чаще встречается смена настроений чем их безраздельное господство

При разрешении удваивается 3 ступень.

Почему в музыке чаще встречается смена настроений чем их безраздельное господство

С помощью жанров, таких как баллада, романс, вокал и т. Д.

Почему в музыке чаще встречается смена настроений чем их безраздельное господство

Источник

Мелодией одной звучат печаль и радость»(2ч)

Мелодией одной звучат печаль и радость»(2ч)

Не только народная музыка знает состояния чистой радости, ничем не замутнённого веселья, когда мир кажется вечно юным, беспечным и лучезарным. Вспомним светлые страницы произведений Баха и Моцарта, Шуберта и Грига.

Неизвестный художник. Портрет В. А. Моцарта

Однако атмосфера радости, присутствующая во многих великих произведениях, редко бывает только безоблачной. Скорее, радость присутствует в них как сила, одержавшая верх над тревожным или тёмным началом, над грустью или сомнениями. Сравните, например, характер частей одного из самых радостных произведений мировой музыкальной культуры — Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В. А. Моцарта. (Вспомним, что именно этого композитора называли «богом солнца» за тот необыкновенный свет, что излучает его музыка.)

Первые же такты Концерта погружают нас в атмосферу грациозной весёлости, такой своеобразно-неповторимой у Моцарта.

В. А. Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром. I часть. Фрагмент

Что слышится нам в этой музыке?

Спокойная и светлая радость, выражаемая то в певучей линии мелодии, то в лёгком ощущении танцевальности, такой милой, непринуждённой, такой по-детски чистой.

Начало II части звучит трогательно и грустно, тема пленяет своей щемящей нежностью, печальной, певучей, бесконечно прекрасной.

В. А. Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром. II часть. Фрагмент

И. Бюхе. Моцарт за сочинением произведений. Фрагмент

Откуда такая грусть? Может быть, это преходящее настроение, лишь оттеняющее весёлость предыдущей части?

Прослушав Адажио, мы уже по-новому воспринимаем характер I части. Так ли она безмятежна, как можно было предположить изначально?

Возвращаясь к этой музыке, мы ещё раз убеждаемся, что безоблачные состояния в ней крайне редки, как редки они в настроениях и чувствах людей. Недаром многие музыканты признавали Моцарта великим художником реального, живого человека со всеми его мечтаниями, противоречиями, сомнениями.

Финал Концерта снова возвращает нас к ощущению радости и света.

Однако та ли это радость, что звучала в музыке I части? Можем ли мы снова охарактеризовать её словами «непринуждённая, по-детски чистая»?

Наверное, точнее было бы сказать о новой радости — радости, познавшей тревоги и невзгоды, преодолевшей их и возносящей смысл произведения на новую высоту торжествующего света.

Так в рамках одного произведения мы видим столь различные стороны одного эмоционального состояния.

Нотный пример 8 (№12)

В. А. Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром. III часть. Фрагмент

Вопросы и задания

1.Почему в музыке чаще встречается смена настроений, чем их безраздельное господство?

2.Охарактеризуй настроение каждой из частей Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В. А. Моцарта.

3.Как ты считаешь, случайно ли использование композиторами крупных форм — симфоний, концертов, сонат — для воплощения мира человеческих эмоций? Объясни свой ответ.

Мелодией одной звучат печаль и радость»(2ч)

Изменчивость и подвижность музыкальных настроений, данных в последовательности, — это лишь одна сторона выражения прихотливого мира человеческих эмоций. Но бывают произведения, в которых даже самое светлое настроение даётся сразу во всём объёме различных нюансов. Они словно свидетельствуют о той неопровержимой истине, что в реальной жизни радость всегда соседствует с грустью, что привкус горечи, этот неизбежный спутник человеческого опыта и знаний, не покидает нас даже в минуты подъёма и воодушевления.

«Весна. Петроградская весна. Нигде так остро и волнующе не пахнет весной, как в этом холодном, сыром, но прекрасном городе. С моря веет новой, нарождающейся жизнью; в голове дурман от молодости, весны и счастья. »

А. Осмёркин. На набережной Невы

Это фрагмент из воспоминаний З. А. Прибы́тковой, друга великого русского композитора С. В. Рахманинова. В её воспоминаниях, в частности, упоминается и о том, как Сергей Васильевич, охваченный настроением расцветающей весны, пригласил сестёр Прибытковых послушать его музыку. «Я сейчас сыграю вам ваше настроение», — сказал он и заиграл самые свои весенние романсы. Среди этих произведений, проникнутых чувством вечно юной любви, был и романс «Здесь хорошо. ».

Уже из слов романса видно, что в нём воспевается всё счастливое, всё светлое, чем дорога и ценна каждому из нас наша жизнь. И музыка романса в основе своей светла, но свет этот не блистающий, не лучезарный, а как будто чуть приглушённый нежностью и любовью, какой-то особой теплотой с едва уловимым оттенком печали. Может быть, совсем не случайно З. Прибыткова в начале описания этого эпизода говорит именно о петроградской весне, особенно остро ощущаемой в северном городе на Неве, где солнечный свет и тепло ценятся выше, чем в других городах.

А может быть, С. Рахманинов, подобно многим своим современникам, чувствовал тревогу и противоречивость самого времени: ведь XX век безвозвратно унёс ощущения безмятежности и наивной лёгкости, свойственные прежним временам.

С. Рахманинов. «Здесь хорошо. ». На стихи Г. Галиной. Фрагмент

И словно в подтверждение этих настроений звучит строка из стихотворения А. Блока, написанного в весенний день 31 марта 1914 года:

Мелодией одной звучат печаль и радость.

И. Шишкин. У берегов Финского залива

Конечно, нельзя сказать, что из современной музыки совершенно исчезли настроения радости и лёгкости. Человеческая природа богата и сильна, она способна к преодолению самых тревожных и тяжких состояний. После нелёгких испытаний, какие принёс людям ХХ век, сама радость стала иной, более дорогой, более драгоценной. И может быть, поэтому состояния чистоты и светлого покоя, которыми отмечены некоторые современные музыкальные произведения, получают самые высокие и торжественные названия, самое тонкое и выразительное музыкальное воплощение.

Такова пьеса Д. Шостаковича «Бессмертие» — последняя в его одиннадцатичастной Сюите для баса и фортепиано на стихи Микела́нджело Буонарро́ти.

В этой части Шостакович процитировал свою первую детскую пьесу, когда-то написанную им для фортепиано. И в обращении к светлой наивности собственных детских лет он усмотрел символ вечного возрождения жизни, вечной её устремлённости в высоты юного, свободного, бессмертного духа.

Не из этого ли источника черпаем мы самую светлую радость, живущую среди людей, вопреки всему тёмному и тяжёлому, что омрачает жизнь? Бессмертие: не признающее никаких оков, властвующее над временем и пространством, глубоко предчувствуемое каждым, кто способен к высоким побуждениям, — не оно ли озаряет светом и лучшие страницы великих музыкальных творений?

Д. Шостакович. «Бессмертие». Из Сюиты для баса и фортепиано. Стихи Микеланджело Буонарроти. Перевод А. Эфроса. Фрагмент

Микеланджело. Давид. Фрагмент

Бессмертие

Здесь рок послал безвременный мне сон,
Но я не мёртв, хоть и опущен в землю:
Я жив в тебе, чьим сетованьям внемлю,
Затем, что в друге друг отображён.

Я словно б мёртв, но миру в утешенье
Я тысячами душ живу в сердцах
Всех любящих, и, значит, я не прах,
И смертное меня не тронет тленье.

Вопросы и задания

1.Как находят отражение в музыке романса С. Рахманинова «Здесь хорошо. » слова А. Блока «Мелодией одной звучат печаль и радость»?

2.Каким из средств музыкальной выразительности в первую очередь определяется переменное мерцание состояний радости и грусти в романсе?

3.По какому принципу осуществляется соотношение вокальной и фортепианной партий в произведении Рахманинова?

4.О чём рассказывает вокальная пьеса «Бессмертие» Д. Шостаковича?

5.Какие жанровые истоки можно услышать в её разделах?

6.Можно ли считать характер этого произведения радостным? Если да, то какая это радость?

*7.Как складывается драматургия музыкального образа в пьесе «Бессмертие» — по принципу развития монообраза или по принципу образных сопоставлений? Обоснуй свой ответ.

8.Общеизвестно, что Д. Шостакович признан величайшим мастером инструментовки.

При прослушивании произведения обрати внимание на выразительность звучания тембров, а также тембровых сочетаний. Какие инструменты можно выделить в первую очередь? Почему?

Источник

Урок музыки в 8 классе по теме: «Мелодией одной звучат печаль и радость».(Офлайн. Дистанционное обучение).)

8 класс. Урок по теме : «Мелодией одной звучат печаль и радость»

На прошлом уроке в рамках одного произведения – Концерта № 23 В.А.Моцарта, мы услышали столь различные нюансы одного эмоционального состояния – радостного восприятия жизни и узнали, что радость многолика.

А мы поговорим о том, почему в музыке чаще встречается смена настроений, чем их безраздельное господство? Бывают произведения, в которых даже самое светлое настроение – в различных нюансах, словно истина, что в жизни радость соседствует с грустью даже в минуты воодушевления.

Человек никогда не испытывает безраздельное господство одной эмоции.

Почему в музыке чаще встречается смена настроений чем их безраздельное господствоСерге́й Васи́льевич Рахма́нинов ( 20 марта [1 апреля] 1873, Семёново, Новгородская губерния — 28 марта 1943, Беверли-Хиллз, США)

В подтверждении этого, прослушайте романс С. В. Рахманинова «Здесь хорошо» в прикреплённом файле.

В романсе запечатлен один образ, рисующий теплый летний день среди цветущих полей, величавое спокойствие, простор и тишину русской природы. Вместе с тем, музыка не только рисует картину тихого летнего дня, но и выражает чувства лирического героя, его восхищение природой, любовь к ней, которая, сливается с чувством любви к другому человеку, к которому он обращается. И оба этих чувства как бы составляют одно, его можно назвать «тихое счастье».

Музыка романса в основе своей светлая, но с оттенками грусти. Возможно, С.Рахманинов чувствовал противоречивость самого времени: начало 20 века- нет более ощущения безмятежности….

И словно в подтверждение этих настроений звучит строка из стихотворения А.Блока- «Мелодией одной звучат печаль и радость…»

Подведём итог, ответив на вопросы:

1.Содержание каких романсов схоже?

2.Почему романс «Здесь хорошо» о светлом, но с нотками грусти.

Источник

Конспект урока музыки на тему «Мелодией одной звучат печаль и радость» (8 класс)

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 8 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 8 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 1 урока 2 четверти.

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— осознание изменчивости, подвижности, многообразия нюансов настроений, воплощённых в произведениях искусства.

Личностные:

— осознание и анализ образов радости, света, счастья в музыке В.А. Моцарта.

Предметные:

— знание строения классического инструментального концерта на примере Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В.А. Моцарта.

Цель: Подчеркнуть жизненность искусства прошлого на примере творчества Моцарта.

Задачи:

– формировать умение следить за развитием образа, сопереживать, сочувствовать музыкальному образу;

— продолжить знакомство с творчеством В.А. Моцарта;

— развивающая – развивать творческое мышление, умение анализировать и обобщать;

— воспитательная – пробудить у учащихся интерес к музыке.

Форма проведения занятия: Аналитическое занятие по произведению В. А. Моцарта.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Мелодией одной звучат печаль и радость» (8 класс)»

Урок 10. «Мелодией одной звучат печаль и радость»

Планируемые результаты учебной деятельности:

— осознание изменчивости, подвижности, многообразия нюансов настроений, воплощённых в произведениях искусства.

— осознание и анализ образов радости, света, счастья в музыке В.А. Моцарта.

— знание строения классического инструментального концерта на примере Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В.А. Моцарта.

Цель: Подчеркнуть жизненность искусства прошлого на примере творчества Моцарта.

– формировать умение следить за развитием образа, сопереживать, сочувствовать музыкальному образу;

— продолжить знакомство с творчеством В.А. Моцарта;

— развивающая – развивать творческое мышление, умение анализировать и обобщать;

— воспитательная – пробудить у учащихся интерес к музыке.

Форма проведения занятия: Аналитическое занятие по произведению В. А. Моцарта.

Живопись: неизвестный художник. Портрет В.А. Моцарта; К. Хайд. «Дом Моцарта»; И. Бюхе. «Моцарт за сочинением произведений».

Музыка: В.А. Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром. I–III части (№ 10–12 аудиоприложения). Песенный материал: Б. Окуджава. «Песня о Моцарте».

Виды деятельности учащихся: Беседа о жизни и творчестве В. А. Моцарта на материале произведений, изученных в разных классах. Беседа о воплощении образов радости в разных видах искусства. Разучивание и пение песни о Моцарте. Обсуждение характера и содержания песни. Смысловое прослушивание, слуховой анализ музыкальных произведений. Просмотр, обсуждение и анализ репродукций картин. Выявление связи репродукций с содержанием музыкальных произведений. Анализ нотных примеров.

Формы педагогического контроля: Контроль понимания и эстетической оценки светлых, позитивных, радостных образов в искусстве. Контроль осознания этической ценности и необходимости темы радости в музыке. Контроль знания черт творческого облика В.А. Моцарта. Контроль участия каждого ученика в беседах и дискуссиях. Контроль умения высказать и отстоять собственную позицию в споре на темы культуры, творчества, искусства, музыки. Контроль развития вокально-певческих навыков. Контроль умения проанализировать нотные примеры разного содержания, обозначить в них музыкально-выразительные средства и объяснить их значение и влияние на характер произведения.

— В начале сегодняшнего урока необходимо прослушать и вспомнить музыкальное произведение одного из русских композиторов, передающее человеческие чувства. Это позволит нам включиться в восприятие нового музыкального материала.

Слушание фрагмента «Хороводной песни Садко» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова.

? Что это за музыкальное произведение? Какие настроения передаёт музыка данного музыкального фрагмента?

— Да, это одна из песен гусляра Садко.

? А с какой целью композитор Римский-Корсаков включил в свою оперу весёлые народные песни и пляски?

Можно ли считать, что Хороводная песня Садко воплощает состояние всепоглощающей, безраздельной радости? Почему? Связано ли это с народностью песни?

— Верно, весёлые народные песни и пляски отличаются безраздельной удалью, искрят безудержным весельем.

Но не только народная музыка знает состояния чистой радости, ничем не замутнённого веселья, когда мир кажется вечно юным, беспечным и лучезарным. Вспомним, например, страницы произведений Баха и Моцарта, Шуберта и Грига…

Однако атмосфера радости, присутствующая во многих великих произведениях, редко бывает только безоблачной. Скорее, радость присутствует в них как сила, одержавшая верх над тревожным или тёмным началом, над грустью или сомнениями.

Потому рассмотрим сегодня и сравним, исследуем характер частей одного из самых радостных произведений мировой музыкальной культуры – Концерта №23 для фортепиано с оркестром В.А. Моцарта. Именно это будет являться основной целью нашего урока.

А также познакомимся с эпизодами его биографии и их влиянием на творчество, что может повысить ваш интерес и эмоциональную отзывчивость к музыке Моцарта, и классической музыке в целом.

3. Введение в тему. Сообщение темы урока

Перед прослушиванием музыки В.А. Моцарта обратим внимание на репродукции картин — портреты и пейзаж с изображением дома композитора.

? Что вы можете сказать об этом гениальном человеке, глядя на его портреты? Дайте характеристику дома Моцарта, изображённом на репродукции картины К. Хайда.

Почему в музыке чаще встречается смена настроений чем их безраздельное господство Почему в музыке чаще встречается смена настроений чем их безраздельное господство

Неизвестный художник. И. Бюхе. Моцарт за сочинением произведений. Фрагмент

Портрет В.А. Моцарта

Почему в музыке чаще встречается смена настроений чем их безраздельное господство

— На портретах можно отметить вдохновенное, творческое выражение лица композитора, утончённость и изысканность его облика, изящную одежду, соответствующую моде классицизма.

— Характеризуя изображение дома Моцарта на репродукции картины К. Хайда, мы отмечаем красивый гористый пейзаж Зальцбурга, солнечную радостную погоду, простоту и демократичность дома, в котором прошло детство композитора.

— Совершенно верно, все картины будто играют солнцем, излучают свет. И, что удивительно, именно Моцарта называли «богом солнца» за тот необыкновенный свет, что излучает его музыка.

Мы с вами регулярно слушали музыку В.А. Моцарта на уроках курса «Искусство. Музыка». На сегодняшнем уроке вы познакомитесь с жанром классического инструментального концерта.

4. Жанр Инструментального концерта в музыке Моцарта

Моцарт писал концерты для фортепиано, скрипки, духовых инструментов. Не было почти ни одного инструмента, для которого Моцарт не написал бы концертов. Он всегда развивал, обогащал виртуозные и выразительные возможности солирующего инструмента. Драматургия концертов Моцарта строится на соревновании, состязании, споре партий солиста и оркестра.

Концерты Моцарта имеют трёхчастное строение. Первая часть обычно активна, энергична, написана в быстром темпе. Вторая часть концерта медленная, певучая, она воплощает лирические образы. Третья часть — картина праздника, веселья, часто с влиянием народных песенно-танцевальных образов.

Остановимся поподробнее на фортепианных концертах В.А. Моцарта (Презентация):

1) Клавирные концерты. Обилие клавирных произведений в 1782–1786 гг. прямым образом связано было с концертной деятельностью Моцарта: в это время она достигла наивысшего расцвета. Первенства Моцарта как клавесиниста не мог оспаривать никто; он был самым популярным, самым признанным и любимым музыкантом Вены, бессменным победителем в состязаниях даже со всемирно известными исполнителями…

2) Блестящие данные импровизатора он проявлял и в другом излюбленном своём эстрадном жанре — клавесинных концертах. Это всё ещё была наиболее популярная форма общения композитора с аудиторией… Он ещё в раннем возрасте отказывался играть, если замечал, что слушатели невнимательны. Теперь, в пору расцвета, энтузиазм публики и её живая реакция по-прежнему являлись для него высшей наградой; ни в какое сравнение не шёл с этим материальный успех концерта. «Что меня больше всего обрадовало и удивило — это небывалая тишина и внезапно раздавшиеся “браво”», — писал он отцу в апреле 1781 г.

Итак, музыка фортепианного Концерта №23 Вольфганга Амадея Моцарта.

5. Слушание музыки. В.А. Моцарт. Концерт №23 для фортепиано с оркестром

Первые же такты Концерта погружают нас в атмосферу грациозной весёлости, такой своеобразно-неповторимой у Моцарта. Что слышится нам в этой музыке?

1) Прослушивание фрагмента I части Концерта. Музыкальный анализ:

— В музыке 1-ой части Концерта слышится спокойная и светлая радость, выражаемая то в певучей линии мелодии, то в лёгком ощущении танцевальности, такой милой, непринуждённой, такой по-детски чистой…

— Слушаем фрагмент II части Концерта Моцарта.

2) Прослушивание фрагмента II части. Музыкальный анализ:

— Начало 2-ой части звучит трогательно и грустно, тема пленяет своей щемящей нежностью, печальной, певучей, бесконечно прекрасной.

— Откуда такая грусть? Может быть, это преходящее настроение, лишь оттеняющее весёлость предыдущей части?

Согласитесь, ведь прослушав Адажио (2-ю часть), мы уже по-новому начинаем воспринимать и характер 1-ой части. Так ли она безмятежна, как можно было предположить изначально?

Прослушайте 1-ю часть ещё раз.

— Возвращаясь к этой музыке, мы ещё раз убеждаемся, что безоблачные состояния в ней крайне редки, как редки они в настроениях людей. Недаром многие музыканты признавали Моцарта великим художником, изображавшим реального, живого человека со всеми его мечтаниями, противоречиями, сомнениями.

3-я же часть (Финал) Концерта снова возвращает нас к ощущению радости и света.

4) Прослушивание фрагмента Финала Концерта №23 Моцарта. Музыкальный анализ:

— Здесь, наверное, точнее было бы сказать о новой радости – радости, познавшей тревоги и невзгоды, преодолевшей их и возносящей смысл произведения на новую высоту торжествующего света.

Так в рамках одного произведения мы видим столь различные стороны одного эмоционального состояния.

6. Работа над нотными примерами

В нотных примерах 6–8 (ст. 43-46 Учебника) приведены фрагменты всех частей Концерта В.А. Моцарта.

Пример 6 — это начало I части, исполняемое оркестром. Солист (фортепиано) вступает позже, после оркестрового вступления. Вы видите клавир — фортепианное переложение оркестровой партитуры. Таким образом, каждый звук этого примера поручен разным инструментам, в клавире как бы скрыто звучание всего оркестра. Жизнерадостный, светлый характер музыки создаётся благодаря звучанию полётной мелодии и аккордового аккомпанемента в быстром темпе, мажорном ладу, тихой динамике. Часто и прихотливо меняются штрихи — небольшие лиги соседствуют с отрывистым звучанием звуков. Фактура достаточно прозрачна и легка.

Вторая часть (нотный пример 7) представляет собой тихую и печальную музыку в жанре сицилианы. (Сицилиа́на (итал. siciliana — сицилийская) — старинный итальянский танец пасторального характера, возможно, сицилийского происхождения). Триольное движение в медленном темпе и минорном ладу создаёт ощущение раздумья, трогательного признания. Хроматические ходы в мелодии придают музыке изысканный характер сожаления, они подобны вздохам.

В нотном примере 8 приведена основная тема финала — кипучая, энергичная, стремительная. Эта мелодия в финале проходит то у солиста, то у оркестра. Выразительность мелодии Моцарта — в её непредсказуемости, разнообразии, многогранности. Каждый такт готовит для слушателя новые сюрпризы и неожиданности. В музыке то и дело слышатся смех, шутки, весёлые возгласы оркестра и задорные ответы солиста.

7. По страницам жизненного и творческого пути В.А. Моцарта

Родился Вольфганг Амадей Моцарт 27 января 1756 года в австрийском городе Зальцбурге. Музыкальное образование получил под руководством отца – скрипача и дирижёра, умного, образованного человека. Моцарт стал учиться музыке с трёх лет, а в пять лет уже сочинил свой первый менуэт.

В аристократических салонах Вены только и разговору было, что о музыкально одарённом вундеркинде из Зальцбурга, восхитительно играющем на клавесине. Да что там клавесин, – маленький волшебник виртуозно играл на всём, что способно звучать, блестяще отгадывал музыкальные загадки и с невиданной лёгкостью сочинял сложнейшие концерты! И это шести лет от роду!

В конце 1769 года отец и сын отправились в Италию – признание в этой музыкальной столице было необходимо для каждого уважающего себя музыканта. Поразили итальянцев фантастически тонкий слух Вольфганга, его гениальная память. Находясь в Риме в Сикстинской капелле во время исполнения многоголосного хорового произведения, Моцарт запомнил его и, придя дамой, записал. Произведение это считалось собственностью церкви и исполнялось раз в год. Выносить ноты из церкви или переписывать их запрещалось под страхом тяжелого наказания. Но перед чудесным музыкантом отступила и церковь: ведь Моцарт не выносил нот и не списывал их, он только запомнил!

Папа Римский Клементий 14, убедившись, что нотная запись безупречна, пришел в такое восхищение, что пожаловал ему высшую награду – орден Золотой шпоры. Не меньше потрясены были и члены знаменитой на весь мир музыкальной академии в Болонье: оценив талант юного Моцарта, они единогласно решили принять в свои ряды 14-летнего отрока, нарушив свое же правило не принимать в «академики» лиц моложе 20 лет.

Успехи Вольфганга превзошли все ожидания отца. Вот теперь-то, казалось ему, он устроит судьбу своего сына, надежно обеспечит его существование. Его сын не будет вести скучную жизнь провинциального музыканта в Зальцбурге, где музыкальные интересы так ограничены.

Но этим надеждам не суждено было осуществиться. Трудное, но счастливое детство и юность кончились. Началась жизнь, полная творческих свершений и несбывшихся надежд.

Родной город встретил прославленных путешественников неприветливо. К этому времени старый князь, относившийся с пониманием к гастролям Моцартов, умер. Новый правитель Зальцбурга граф Колоредо оказался властным и жестоким человеком. Он пользовался любым поводом, чтобы сильно обидеть юношу. Унизительное положение музыканта-слуги делало жизнь Моцарта невыносимой. Граф Колоредо запрещал ему даже выступать в концертах без своего разрешения. И никаких поездок! Моцарту пришлось вытерпеть немало обид от графа и рабскую зависимость, унижения. Почти 5 лет Моцарт провел в захолустном Зальцбурге, разбирая свои впечатления от странствий, от падения с вершины успеха и славы до положения слуги-музыканта.

Как отражение состояния души Моцарта в это время – появление Симфонии соль минор, получившей порядковый номер 40. Эта всемирно известная симфония – глубоко личное произведение. Прослушайте фрагмент одной из частей – Аллегро.

Прослушивание музыкального фрагмента Симфонии №40 Моцарта.

Вся она полна волнения и тревоги, трагизма. Такой музыки до Моцарта ещё никто не создавал!

Вольфганг решается просить отставки. Это очень смелый шаг, т.к. служба, хоть и полная обид и унижений, всё же давала верный заработок и возможность более или менее сносно жить. До сих пор ни один музыкант не решался стать, так называемым, «свободным художником». Моцарт решается переехать жить в Вену. И в 1781 году Моцарт поселился в Вене, где и прожил до конца своих дней.

В последующие годы Моцарт зарабатывал преподаванием, выступлениями, сочинением музыки. Помимо серьёзной, сочиняет на заказ лёгкую развлекательную музыку для придворных балов, для вечерних или ночных концертов, которые в летнее время устраивались в дворянских садах. Очень популярны серенады. Вспомните «Маленькую ночную серенаду» из музыкального репертуара 6-го класса. Скажите, какое настроение у этого произведения? Прослушайте и вспомните эту чудесную музыку.

Слушание фрагмента из «Маленькой ночной серенады».

В ней композитор предстает человеком весёлым и переполняемым любовью.

Вскоре композитор женится. Семейная жизнь Моцарта сложилась в основном счастливо. Его женой стала Констанца Вебер. Констанца была весёлой, жизнерадостной, привлекательной девушкой. Констанца подарила Моцарту шестерых детей, но выжили только двое – Карл Томас и Франц Ксавьер. Первый стал обычным чиновником, а из Франца получился неплохой музыкант.

Младший сын, Франц Ксавьер был способным пианистом и композитором, учился у лучших музыкантов Вены, почти тридцать лет прожил во Львове. Он организовал в городе хоровое общество, учил детей игре на фортепиано, сам выступал с концертами и дирижировал оркестром. И по сей день в консерватории звучит музыка, созданная сыном Вольфганга Амадея Моцарта.

Моцарт пишет в разных жанрах, но особое предпочтение отдает опере. Его опера – это философская сказка.

Последнее десятилетие его жизни – пора наивысшего творческого расцвета и одновременно годы жестокой материальной нужды и обострения болезни, сломившей в конце концов силы композитора. Как-то раз душным июньским днём к нему явился высокий худой человек «в сером». Незнакомец заказал реквием, оставив втайне имя заказчика.

Прослушивание музыкального фрагмента «Лакримоза».

Обсуждение характера и содержания песни.

Текст песни (1969 г.):

Моцарт на старенькой скрипке играет,

Моцарт играет, а скрипка поёт,

Просто играет всю жизнь напролёт.

Припев: Ах, ничего, что всегда, как известно,

Не оставляйте стараний, маэстро,

Не убирайте ладони со лба.

Где-нибудь на остановке конечной

Скажем спасибо и этой судьбе.

Но из грехов своей родины вечной

Не сотворить бы кумира себе.

Припев: Ах, ничего, что всегда, как известно,

Не расставайтесь с надеждой, маэстро,

Не убирайте ладони со лба.

Коротки наши лета молодые.

Красный камзол, башмаки золотые,

Белый парик, рукава в кружевах.

Припев: Ах, ничего, что всегда, как известно,

Не обращайте вниманья, маэстро,

Не убирайте ладони со лба.

9. Рефлексия (Викторина)

Вольфганг Амадей Моцарт – итальянский, английский или австрийский композитор?

В каком веке жил В.А. Моцарт?

Cын В.А. Моцарта был скульптором или музыкантом?

Какие музыкальные произведения были написаны первым и последним?

С одинаковой силой в музыке Моцарта передаются и ощущение полноты жизни, и радость бытия: одновременно страдания человека, испытывающего гнёт несправедливого социального строя, и эмоции человека, страстно стремящегося к счастью, к радости.

Скорбь в музыке Моцарта нередко достигает трагизма, но преобладает ясный, гармоничный, жизнеутверждающий строй.

Вообще в музыке чаще встречается смена настроений, чем их безраздельное господство.

11. Вопросы и задания

Охарактеризуй настроение каждой из 3-ех частей Концерта №23 для фортепиано с оркестром В.А. Моцарта.

Как ты считаешь, случайно ли использование композиторами крупных форм – симфоний, концертов, сонат – для воплощения мира человеческих эмоций? Объясни свой ответ.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРИК: Инструментальный концерт. Клавир. Клавесин. Адажио. Сицилиана. Реквием. Лакримоза.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *