Почему в институте сложнее учиться чем в школе
17 отличий школы от вуза
Ученик — студент, урок — пара, учитель — преподаватель, школа — вуз… Алхимия этих понятий вроде бы проста. «Универ — это как школа, но только посложнее». Так ли это? Адукар посмотрел на студенческую жизнь глазами старшеклассника и готов рассказать об отличиях «alma mater» от «школьного двора».
Отличие № 1: Много свободы и ответственности
«Покинуть родное гнездо», «отправиться в свободное плавание», «вступить во взрослую жизнь». На прощальной линейке это называют по-разному, но смысл один: переступив порог родной школы, лицея или гимназии, придётся стать самостоятельнее. Предоставленная тебе свобода действий потребует высокой ответственности. Студент — взрослый человек, которому многое приходится решать и контролировать самому.
Отличие № 2: Новые понятия
Студент живёт по своим понятиям, которые школьнику незнакомы. Например, пара. Если умножить время урока на два и отнять 10 минут, получишь продолжительность учебного занятия в вузе. Обычно академические часы проводятся в виде лекций (преподаватель рассказывает, студенты записывают) и семинаров (преподаватель координирует студентов, которые зачитывают свои доклады). Никуда не деться в вузе и от лабораторных, практических, контрольных работ.
Первое время сложно будет говорить как студент. Получив статус первокурсника, ты будешь приходить на свой факультет и вместе с одногруппниками и старостой искать нужную аудиторию, чтобы не опоздать на пару к преподавателю, доценту или профессору. За семестр, полгода, ты успеешь познакомиться с деканом факультета, ректором вуза, а также поймёшь, чем куратор группы отличается от классного руководителя.
Отличие № 3: Как поступишь — так и жизнь сложится
Студенческая жизнь во многом будет зависить от выбранной формы обучения. На бюджет поступишь — будет стипендия и два года отработки по распределению, на платное — придётся платить за обучение, зато после выпуска ты волен как птица.
Того, кто поступил в вуз своего города, тоже ждут приключения. С первого курса появится много новых знакомых
Отличие № 4: Вместо дома студенческая квартира или съёмное жильё
Если не получишь койко-место в студенческой общаге, придётся искать жильё самостоятельно. А это дополнительные сложности: аренда жилья намного дороже, часто квартиры расположены далеко от учебного корпуса и сложно угадать, какой характер у хозяина квартиры.
Отличие № 5: Готовишь сам
О том, как питаются студенты, слагают легенды. Если учишься в своём городе, можешь побаловать себя домашней пищей. А вот живущие вдали от родителей быструю еду. Мы советуем не поддаваться соблазну и не портить желудок.
Отличие № 6: Учись учиться
В вузе нет строгого контроля за посещением занятий и выполнением заданий. Но не спеши забрасывать учёбу. Подобные грешки, даже самые мелкие, выплывут наружу перед сессией. Добрые и терпеливые преподаватели могут оказаться суровыми и требовательными на экзаменах.
Отличие № 7: Обращение на «вы»
«Сударь, не соблаговолите ли вы сдать сей дивный конспект на проверку, дабы я мог усладить свой взор жемчужинами вашей мысли?»
Обращения на «вы» со стороны преподавателей в первое время будут вызывать реакцию такую же, как на фразу выше. Привыкайте-с.
Отличие № 8: Килограммы конспектов
Привычные тетради по 12 листов надо будет поменять на «крупнокалиберные»: по 48, 96 листов. Студенты нередко ведут конспекты в тетрадях на кольцах, куда можно вставлять блоки бумаги. Писать придётся много и быстро.
Отличие № 9: Информацию ищешь сам
В школе ты не паришься о том, какие учебники использовать, ведь в начале года тебе выдают целую стопку книжек. Но тётя из вузовской библиотеки не станет решать, откуда тебе черпать знания. На первой лекции преподаватели назовут учебники, по которым лучше готовиться. Будешь тормозить — все книги разберут, а тогда придётся обходиться распечатками.
Пользуйся электронной библиотекой вуза, там есть каталог и репозиторий (учебные материалы в электронном виде). Нужен интернет для учёбы — ступай в читальный зал библиотеки.
Отличие № 10: Преподавателям всё равно, как ты учишься
Школьные учителя до последнего тянут за уши даже самых закоренелых двоечников. В вузе всё не так. У преподавателей таких «спартанцев» по меньшей мере 300 штук: кто на лекции не ходил, кто доклад не сдал, кто курсовую не дописал. Попробуй угнаться за всеми! И у греческого царя не получилось бы.
Отличие № 11: Она приходит два раза в год
Шесть букв, первая — «с», последняя — «я». Тот, кто знаком с этим словом на деле, не очень любит произносить его вСлух. Но от экзамЕнов, увы, Студенту никуда не деться. Хотя боятьСя не стоит. Главное — посещать занятИя и хорошо учитьсЯ.
Отличие № 12: Школьные отмазки не пройдут
«Отсутствовал (-а) из-за плохого состояния здоровья, по семейным обстоятельствам, по причине участия в соревновании » Такого рода записки в вузе не прокатят: оправдать прогул может лишь официальное освобождение. Хорошо, что родителей в университет не вызывают.
Отличие № 13: Одевайся, как хочешь
Большое счастье для многих новоиспечённых студентов — сменить неудобную школьную форму на привычные джинсы, байку и кроссовки. Да, в стенах вуза отсутствует строгий дресс-код, но это вовсе не значит, что преподаватели закрывают глаза на внешний вид студента, особенно, если он вычурный и неопрятный. Плохо встретив по одёжке, по уму могут и не проводить.
Отличие № 14: Забудь, кем ты был раньше
Помнишь, как в начальных классах ты был отличником, а в средней и старшей школе отметки по некоторым предметам внезапно стали сползать вниз? В вузе эта тенденция, вероятнее всего, продолжится. В alma mater девятки и десятки не так легко получить, так что будь готов прокатить с горочки свою ученическую гордость. Но помни: всё, что ниже отметки «4», это «незачёт».
Отличие № 15: Нет дневников
Да, кстати, отметки студента накапливаются в зачётной книжке, которую, в отличие от дневника, лучше не терять: восстановление этого документа будет стоить больших нервов.
Отличие № 16: Весели себя сам
Отличие № 17: Занимайся саморазвитием
Кроме слова «сессия» студентов особенно сильно пугают ещё два — «диплом» и «госэкзамены». Но первокурснику о таком рано задумываться. Если будешь постоянно прокачивать свои способности, то легко справишься со всеми трудностями.
Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.
Чем школа отличается от университета?
На нашем телеграм-канале описаны многие стороны студенческой жизни. А теперь давайте посмотрим на все глазами выпускника школы и университета и наконец узнаем, чем же учеба в институте отличается от учебы в школе.
Многократное увеличение свободы и ответственности
Выпускники школы ждут момента вручения аттестата как манны небесной. Им кажется, что вот теперь они станут свободными людьми и смогут сами решать, что и как делать в своей жизни.
Все так и будет: вчерашним школьникам выпадет уникальная свобода действий и принятия решений. Но вместе с ней студентам достается дополнительная ответственность. Свобода действий предполагает высокий уровень самоконтроля и самодисциплины – вот главное отличие школы от института.
Продолжительность обучения
Мало того, что урок заменяется новым понятием – «пара», так еще и его продолжительность увеличивается вдвое. Если раньше школьники получали знания в рамках 45 минут, то теперь уже нужно иметь выдержку, чтобы высидеть 120 минут. И все это время нужно активно слушать или очень много писать.
Новые виды деятельности
Кроме стандартных школьных контрольных и диктантов в институте добавляются лабораторные, практические, курсовые, отчеты по практике и т.д.
Основное отличие универа от школы в том, что при написании этих видов работ предъявляют повышенные требования. Теперь работа должна быть выполнена не только правильно с точки зрения содержания, но и грамотно оформлена. И за этим очень строго следят.
Выбор форм обучения
Кроме особых случаев, когда ребенку разрешают учиться на дому или он проходит обучение экстерном, в школе нет других видов обучения, кроме как прийти и учиться в стенах учреждения образования.
Институт в этом плане более многогранен. Студентам предлагают пройти обучение на дневной, вечерней или дистанционной формах обучения, очно или заочно.
Чем еще отличается университет от средней школы? Базовое образование всегда бесплатное. Получение высшего не является обязательным. Поэтому если не удалось пройти конкурсный отбор и набрать проходной балл, есть возможность проходить обучение только на коммерческой основе.
Поступившего в вуз ждут не только новые знакомства, но и новые обязанности: прохождение практики и отработка после окончания вуза, например
Место жительства
Это изменение касается не всех, а только иногородних и иностранных студентов. Те, кто привык жить в уютной родительской квартире, должны быть готовы сменить место жительства на меньшие удобства.
Так, если удастся добиться места в общежитии, нужно свыкнуться с мыслью, что теперь жилье придется делить с незнакомыми людьми. Да что жилье – туалет, ванную и кухню тоже.
Более того, ваше пребывание в студенческом общежитии будет регулировать комендант, который устанавливает определенные правила и не приемлет их несоблюдения.
Если же места в общежитии получить не удалось, будьте готовы к поиску съемного жилья. В этом случае будет чуть больше свобод (самостоятельный выбор соседей, туалет, ванная и кухня только для вас), но и стоимость проживания многократно увеличится.
И хоть коменданта как такового нет, не всегда легко будет уживаться с хозяином квартиры, который возложит на вас ответственность за сохранность имущества и помещения.
Бытовые вопросы
Огромные отличия университета от школы заключаются в бытовых вопросах. Если раньше со всем помогала, а зачастую и сама решала вопросы мама/бабушка/родители, то теперь все обязанности по стирке, уборке, готовке и прочим не всегда приятным делам ложится на плечи студента.
По опросам больше всего студентов расстраивает необходимость самостоятельно готовить. Впрочем, именно поэтому они начинают гораздо сильнее ценить домашнюю кухню, когда приезжают на каникулы погостить к родителям.
Ответственность за учебу
Если в школе учителя строго контролировали посещаемость и правильное выполнение домашнего задания, то теперь всем все равно, куда вы ходите и что вы делаете.
Не спешите радоваться. Это вовсе не значит, что можно пускаться в блуд. Ведь при отсутствии более чем на 30% занятий без уважительной причины у университета появляется причина для отчисления. И особо вредные преподаватели обязательно изучат историю вашего посещения в период сдачи сессии.
Если не хотите проблем на экзаменах, лучше не пренебрегать рекомендациями вуза и посещать все лекции и семинары. Иначе не избежать проблем
Конспекты
Поступив в вуз, забудьте о тоненьких тетрадях. Теперь самое маленькое, что нужно покупать – это «крупнокалиберные» полуобщие и общие тетради по 48 и 96 листов.
Привыкайте к мысли, что писать придется всегда, везде и много. У вас всегда под рукой должны быть ручки, блокноты и тетради.
Поиск информации
Существенное отличие школы от вуза заключаются в том, что здесь учителя всегда направляют и помогают с поиском нужной информации. Если речь идет о написании реферата, учитель подскажет, в какой книге или учебнике можно посмотреть, о чем писать.
Да и в целом в школе в начале года выдают учебники, в рамках которых и нужно будет искать все данные. В институте же мало того, что могут выдать неполный комплект, так еще и нужных материалов там вполне может и не оказаться.
Как правило, на первых лекциях преподаватели называют авторов и их труды, в которых можно будет найти ответы на экзаменационные вопросы, но не все. Определенная часть информации будет в ваших же записях – в лекционных и семинарских конспектах.
Отчетные периоды
Учеба школьников не так сложна из-за частых промежуточных проверок. В обычных школах 4 раза в год каникулы, перед которыми проводят контрольные и проверочные, диктанты и изложения. Не сдал одну – ничего страшного, учитель обязательно даст возможность переписать/пересдать, пока не получишь более-менее нормальную оценку. И даже если за четверть выставят одну двойку, главное за три оставшиеся получить хоть на балл выше.
В институте все иначе. Здесь есть зимняя и летняя сессия – 2 периода, в течение которых студентам придется лезть из кожи вон, чтобы доказать преподавателям свое право обучаться в этом вузе.
Чтобы хорошо сдать сессию, важно не только хорошо учиться в течение семестра и посещать лекции, но и тщательно готовиться к экзаменам. Иначе есть шанс получить недопуск.
Доверие к учащимся
Отсутствие доверия к студентам – вот чем вуз отличается от школы. Если школьник отсутствовал, он мог выдумать любую причину: плохо себя чувствовал, семейные обстоятельства, участвовал в соревнованиях и пр.
В университете только справка из поликлиники и из деканата могут быть уважительной причиной отсутствия, и то не всегда.
Даже со справкой на руках студент обязан отработать занятие или изучить тему самостоятельно в свободное от учебы время.
Отсутствие дневников
В школе успеваемость учащегося можно отследить по его дневнику. И среднюю оценку выставляют по текущим.
В институте же отметки выставляют только во время сессии в зачетную книжку. И тут нет промежуточных отметок: на сколько сдал экзамен сегодня, ту оценку и получил в зачетку.
Немного несправедливо, ведь ты весь семестр можешь прилежно учиться и работать над предметом, а в день экзамена плохо себя чувствовать или растеряться из-за волнения. Но взрослая жизнь в принципе несправедлива. Поэтому нужно заранее на это рассчитывать.
В отличие от дневника зачетную книжку лучше не терять. Иначе придется много побегать и понервничать, чтобы ее восстановить
Форма одежды
Если в школе обязательно было соблюдать деловой стиль одежды, то в институте всем наплевать на то, как вы выглядите.
Вы можете носить джинсы или мини-юбки, красить волосы в синий или розовый цвет, делать ирокез или носить яркий макияж – в институте действует свобода самовыражения.
Но мы бы все же посоветовали придерживаться нейтрального стиля. В этом случае выше шансы, что преподаватели вас не заметят и не будут слишком придирчивы в период сессии. Ведь вам может попасться человек консервативных взглядов, который оценивает не по уму, а по одежке.
А вот опрятность в одежде обязательна. Правила этикета все же никто не отменял.
Самодеятельность
В школе за вопросы досуга и самодеятельности отвечали классные руководители. Они придумывали, предлагали и следили за реализацией.
В стенах университета студен сам себя развлекает: проводит конкурсы и сам же в них участвует, выступает на концертах, делает акции, отстаивает честь университета или факультета и т.д. Чем заняться студенту – решает сам студент и никто иной.
Каникулы
А вот это самый печальный пункт. Ученики школ могут балдеть 4 раза в год: неделя или чуть больше в осенние каникулы, очень много дней в зимние каникулы, неделя или чуть больше в весенние каникулы и целых 3 месяца счастья летом.
Студент – пограничное переходное состояние в мир взрослых. Он уже испытывает острую нехватку сна и отдыха, ведь ему выпадает возможность отдыхать только дважды в году – пару недель после зимней сессии и только 2 месяца летом.
Не забывайте, что некоторые специальности должны будут проходить летнюю практику, которая съедает львиную часть летних каникул. Так что выходных дней остается еще меньше.
Дорога
Большинство школьников посещают учебные заведения по месту жительства. Это максимум 10-15 минут ходьбы.
Поступив в университет, все изменится. В зависимости от его местоположения студенты могут терять до полутора-двух часов в дороге! И это только в одну сторону.
Многие используют время в дороге с умом берите с собой учебники и лекции и готовьтесь к семинарам в пути, чтобы не терять время зря
Как видите, жизнь до и после поступления в университет сильно меняется. Но не пугайтесь, ведь меняетесь и вы сами. Это нормальное явление, потому что вы совершаете переход из детства в мир взрослых.
А чтобы этот переход был не слишком травмирующим и тяжелым, всегда помните про сервис студенческой помощи, который подставит плечо в трудную минуту.
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.
В школе все было по-другому! Почему вчерашних отличников отчисляют после первой сессии
Адаптация первокурсников к вузу порой проходит сложнее, чем первоклассников к школе. За семилетку все переживают, следят, заботятся, и это нормально. 17-летний человек оказывается в более сложной ситуации: родители переживают и контролируют — плохо, бросили на произвол судьбы — тоже ничего хорошего.
— Мы проводили исследования адаптации первокурсников и выяснили, что по многим характеристикам отличаются три группы: те, кто поступил и учится в своем городе, те, кто уехал из родительского дома, но недалеко, может съездить домой на выходные, и третья группа — это люди, которые приехали учиться из Сибири, с Дальнего Востока. У них отсутствует возможность живого общения с семьей. У этих трех групп разные проблемы, — говорит Александр Писненко.
Никто не заставляет учиться
У тех ребят, которые из школы перешли в университет в родном городе, по большому счету, ничего не меняется. Остается привычный круг общения, не появляется бытовых проблем. При этом часто родители уберегают их от трудностей, продолжают контролировать.
— В общем, в жизни у них ничего не меняется, а вот система обучения становится другой, — объясняет Писненко. — Если в школе учителя обязаны были научить ребенка, хочет он того или нет, и вся система выстроена так, то в вузе ты сам обязан научиться. Тебе дают информацию, а ты должен сам ее осваивать, никто за этим не следит.
Студенту никто не говорит, что завтра вызовет родителей на беседу, рейтинговый контроль случается редко.
Можно день, два, неделю не готовиться к занятиям — и никто этого не заметит. А потом выясняется — из вуза, в отличие от школы, отчисляют.
— Конечно, сейчас система бюджетного финансирования такова, что отчисляешь десять студентов — увольняй одного преподавателя. Поэтому отчисление — крайняя мера. Но не все преподаватели так уж за это трясутся, если студент вообще обнаглеет — отчислят, несмотря ни на что, — продолжает эксперт.
Получается, что психологически молодые люди остаются школьниками — «домашними» детьми, ожидающими контроля и не верящими в серьезные неприятности, из школы-то никого не выгнали. А реальность уже взрослая.
Готовиться надо не к завтрашнему дню, а к сессии
Еще один момент — долгоиграющие проекты. В школе, как правило, задают уроки на завтра-послезавтра. В вузе есть сессия, которая всего два раза в год, есть рефераты, на которые даются месяцы. И получается, что прямо сейчас можно ничего и не делать — сдавать-то вон когда. А потом бессонные ночи перед экзаменами, нервные срывы. Как заставить себя заниматься регулярно?
— А надо ли заставлять? — говорит Писненко. — Может, человеку нравится в последние дни все решать и учить, и у него успешно получается — ну и ради Бога. Да, кому-то нужен тайм-менеджмент, кто-то любит все по полочкам раскладывать. А другому удобно собраться перед сессией, все выучить в авральном режиме — и ему хватает способностей, чтобы сдать успешно. Это индивидуально, не надо всех заставлять делать одинаково. А вот если ты каждую сессию на грани вылета — тогда надо что-то менять.
Надо стать самостоятельным
Студентам, оказавшимся в общаге, в каком-то смысле адаптироваться проще.
— Мы исследовали, какие факторы способствуют успешной учебе на первом курсе — способности, уровень школьной подготовки, личностные особенности. И оказалось, что самые главные факторы — самостоятельность и настойчивость. И другие ученые в разных вузах это подтверждают, — говорит психолог.
Именно самостоятельность становится самым востребованным качеством в вузе. И жизнь в общежитии, с необходимостью как-то обустраивать собственный быт, заботиться о себе, оказывается, вовсе не мешает, а помогает лучше учиться.
— Казалось бы, у студентов в общежитии время уходит на уборку, на готовку, никто им не помогает, но они оказываются более успешны в учебе. Если ты в какой-то сфере самостоятелен, то тебе и организовать собственную учебную деятельность проще, — говорит Писненко. — Этот перенос самостоятельности из обычной бытовой жизни в учебу, по нашим исследованиям, существует. Отличия по успеваемости статистически значимы.
Так что опасения родителей, что ребенок, который будет сам себе готовить и стирать, не будет успевать учиться, несостоятельны — так говорят психологи.
— У нас в общаге на первом курсе были два человека-легенды, — рассказывает Сергей, студент МФТИ. — Один прославился, когда решил сварить на кухне яйца: разбил два яйца в пустую кастрюлю и поставил на плиту. Когда поступил, не умел носки постирать, чай заварить. Но за полгода как-то адаптировался, сессию сдал, и ко второму семестру все уже забыли эти истории. И был «Петя с телефоном» — ему мама звонила непрерывно, он отчитывался в каждом своем шаге. Не знаю, на каком экзамене вылетел, но во втором семестре его уже не было.
А что, если родители контролируют?
Есть ли способы нивелировать риски для первокурсника при каждом из вариантов? Не будешь же специально отправлять ребенка подальше от дома, если нужный вуз рядом.
— От родителей зависит очень много. Если взрослого ребенка не отпускают, «пуповину» не разрывают, — это очень плохо.
Привычка к тому, что у тебя постоянно есть контролер, который подстилает соломку — она до хорошего не доводит.
Мне как преподавателю бывает смешно, когда мамы студентов приходят в университет и начинают выяснять, почему ребенок, которому уже за 20, на сессии тройку получил. Студенческий век короткий, четыре года, дальше — взрослая жизнь. И что, будем невесту ему искать, на работу устраивать?
Студент, который остается жить дома, с родителями, не обречен на инфантильность и несамостоятельность. Но во взрослую жизнь его должны отпустить родители.
— Нормальный родитель говорит — ты поступил, дальше сам. Резко снимать опеку не надо, но с ребенком надо больше говорить. Можно спрашивать — какие проблемы возникают, нужна ли помощь, — говорит психолог.
И советует — ограничивать себя, останавливать, когда хочется контролировать ребенка. Он не учится, он не сдаст сессию — это его выбор, его проблемы. Ребенок вырос, отстаньте от него.
Можно во всем разочароваться
Еще одна проблема, подстерегающая первокурсника — разочарование. 17-летний человек делает первый серьезный выбор в своей жизни. Но одно дело — теоретическое представление о будущей профессии, а другое — реальность.
— Я, например, поступил учиться на психолога, и оказалось — здесь не готовят «читать мысли» других людей, а предлагают изучать математическую статистику, философию, историю, — поясняет психолог.
Несоответствие «образа профессии» и реальности может так сильно разочаровать, что студент вообще решит бросить учебу. Здесь задача родителей и преподавателей — объяснить, что все интересное, ради чего ты поступал, будет, но чуть позже. Надо освоить базу, фундамент. Но важно и не перестараться — если это действительно не его, то, может, лучше остановиться, уйти, поступить в другое место?
— Одна из основных проблем — выбор делает мальчик или девочка, а реальное понимание приходит к взрослому человеку, — говорит Писненко. — Лучше выбирать профессию осознанно, пусть даже несколько позже. Можно же получить второе образование. Об этом тоже надо говорить — если ты не можешь найти дело своей жизни сейчас, то учись базовым вещам, а передумаешь — ну, ничего страшного. А бывает и так — выбрал профессию случайно, пришел работать, и у тебя начинает получаться, и тебе это нравится. У меня так было с преподавательской работой.
А вообще все психологи советуют — не дергать первокурсников, не воспитывать, а просто любить. Это все еще ваши дети, просто они выросли.