Почему в городе жить опаснее чем в сельской местности 5 класс обж
5 класс. ОБЖ. Опасности в городе и в сельской местности
5 класс. ОБЖ. Опасности в городе и в сельской местности
Вопросы
Задай свой вопрос по этому материалу!
Поделись с друзьями
Комментарии преподавателя
— По состоянию на 1 января 2014 года статус города в нашей стране имеют 1100 населённых пунктов, в которых проживает 99023880 человек.
Мы с вами тоже живем в городе. Казалось бы, а что в городе может быть опасного? Ведь это не тайга, где человек может потеряться, погибнуть от холода и голода, стать жертвой хищников. И, тем не менее, в городах тоже немало угроз.
— Для того чтобы оценить степень опасности города, давайте сравним особенности жизни горожанина и сельского жителя.
Неблагоприятные факторы города
— А теперь, проанализировав выше сказанное, давайте выделим основные виды городских опасностей.
Основные виды опасностей в сельской местности
— Итак, мы попробовали рассмотреть с вами основные виды опасностей в городе и сельской местности. Вернемся к нашему вопросу: «Где безопаснее жить, в городе или в селе?» Вспомните типы опасных ситуаций. Ответы учащихся.
Вывод.
И в городе, и в сельской местности действуют опасные природные, техногенные и социальные факторы. В сельской местности в меньшей степени проявляют себя техногенные и социальные факторы.
5. Опасности в городе и в сельской местности
Двадцатый век считался веком урбанизации — временем, когда быстро появлялись новые города и возрастала доля городского населения. В 2005 г. число жителей городов превышало три миллиарда человек, а это более 48% всех жителей Земли.
В городе столько интересного! Здесь есть театры, музеи, красивые дома, парки, спортивные сооружения. Казалось бы, а что может быть в городе опасного? Ведь это не тайга, где человек может потеряться, погибнуть от холода и голода, стать жертвой хищников. И тем не менее в городах тоже немало угроз.
Для того чтобы оценить степень опасности города, давайте сравним особенности жизни горожанина и сельского жителя.
Как правило, сельский житель многое может сделать сам: обеспечить себя продуктами питания, заготовить топливо, построить дом или сделать необходимое временное укрытие, наловить рыбы, а если он охотник, то смастерить капкан.
Городской житель чаще всего не владеет многими полезными навыками сельского жителя, потому что в них нет необходимости. У него дом надёжный, в нём вода и тепло, любые продукты — в соседнем магазине, а лекарства — в аптеке.
В сельской местности все жители хорошо знакомы друг с другом. Появление новых людей и чего-то необычного сразу становится заметным и не остаётся без внимания. Здесь все знают всех и кто на что способен.
Горожанин, к сожалению, не всегда знает даже своих соседей.
Темп жизни в сельской местности и в городе очень разный. В городе в течение дня события и обстановка обычно быстро меняются. Утром горожанин спешит на работу, добираться до неё зачастую приходится один или два часа, на нескольких видах транспорта, в тесноте и шуме, а это очень утомляет и даже раздражает, негативно влияет на поведение человека. Он может проявить невнимательность на дороге или проявить агрессивность. Причём такое может произойти как с пассажиром, так и с водителем. Тогда на дороге точно жди беды.
Сельский житель трудится рядом со своим домом. Окружающая обстановка намного спокойнее и события дня более предсказуемы.
Вечерние занятия, работа, посещения театров, концертов вынуждают жителей города возвращаться домой в позднее время, когда улицы пустеют и вероятность встречи лиц с преступными намерениями повышается.
В городах много фабрик, заводов, имеющих вредные производства, загрязняющие окружающую природную среду. Обилие различных коммуникаций — газо- и водопроводов, канализационных сетей и колодцев, электрокабелей является источником внезапных аварий и угроз благополучию, здоровью и даже жизни горожанина. Сильный ветер ломает и валит деревья, рвутся провода, разрушаются трубопроводы. Дождь и туман, снег и гололёд способствуют резкому росту количества дорожно-транспортных происшествий.
Конечно, в деревне или посёлке таких проблем нет. Но там есть свои трудности, к которым городской человек не приспособлен, много физической работы. Например, приходится вставать затемно, чтобы ухаживать за домашними животными на ферме, работать в поле в зной и ненастье, чтобы получить хороший урожай. И можно в одночасье лишиться плодов многомесячного труда из-за стихийного бедствия — природного пожара, наводнения, урагана, заморозков. Стихийные бедствия могут уничтожить небольшие поселения полностью. Однако наиболее крупные стихийные бедствия — такие, как, например, землетрясения или наводнения, могут нанести и городу — из-за большой концентрации людей и плотной застройки — тяжелейший урон.
Некоторые факты
- В мае 2001 года из-за ледовых заторов на реке Лене и резкого повышения уровня воды в ней затоплению подверглось 98% территории якутского города Ленска. Было разрушено свыше 3200 домов, потребовалось эвакуировать в безопасные районы 90% населения. Работы по ликвидации последствий стихии и налаживанию жизни в городе возглавляло МЧС России. К концу сентября все пострадавшие въехали в новые дома.
Мы можем сделать вывод, что к возникновению опасных ситуаций в городах приводят все виды неблагоприятных факторов: техногенные, природные и социальные. Такие же факторы проявляют себя и в сельской местности, но техногенные и социальные — в меньшей мере, чем в городе.
ОБЖ. 5 КЛАСС. УРОК №5. ОПАСНОСТИ В ГОРОДЕ И В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ. ПЛАН-КОНСПЕКТ.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЖ. 5 КЛАСС.
Тема : Опасности в городе и в сельской местности. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Средства индивидуальной защиты велосипедиста.
Тип урока : комбинированный урок.
Вид урока : урок с дидактической игрой.
Цель урока : создать условия для формирования у обучающихся навыков безопасного поведения при движении по дорогам.
• познакомить с понятием «пешеход»;
• изучить обязанности пешеходов;
• познакомить с общими мерами безопасности, которые необходимо соблюдать пешеходу при движении по дорогам.
— уметь определять участников дорожного движения;
— знать общие обязанности и правила безопасного поведения пешехода;
— составлять алгоритм действий пешехода в опасных ситуациях, которые могут возникнуть при движении по дороге;
— регулятивные – уметь самостоятельно определять цель урока, ставить и формулировать задачи, оценивать успешность усвоения;
— познавательные – уметь искать и отбирать необходимую информацию в учебной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы;
— коммуникативные – уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
— уметь определять мотивы учебной деятельности;
— усваивать правила личной безопасности пешехода.
I. Организационный момент:
Прозвенел и смолк звонок.
— Добрый день, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста!
— У каждого из вас на столе лежит рейтинговый лист. На всех этапах урока вы будете фиксировать заработанные баллы за правильные ответы. Это поможет вам в конце занятия оценить свой результат работы на уроке.
II. Проверка домашнего задания:
— На предыдущем занятии вы познакомились с понятием «дорога» и формами регулирования дорожного движения. Проверить домашнее задание нам сегодня помогут интересные задания из обучающего пособия «Путешествие на зелёный свет». (У каждого обучающегося на столе лежит подборка пронумерованных заданий, составленных педагогом из пособия «Путешествие на зелёный свет» и рабочей тетради для проверки знаний безопасного поведения на дороге.)
(За каждый правильный ответ обучающийся выставляет 1 балл в строку «домашнее задание» рейтингового листа.)
Ребята, возьмите из набора предложенных заданий рисунок с номером 1. Рассмотрите его внимательно.
1. Назовите элементы дороги, изображенные на рисунке?
(Проезжая часть, тротуар.)
2. Как понятие «тротуар» определяется Правилами дорожного движения?
(Тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделённый от неё газоном.)
3. Какой элемент дороги носит название «проезжая часть»?
(Проезжая часть – это элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.)
4. Кто из водителей, изображённых на рисунке 1, нарушает правила дорожного движения?
(Велосипедист и водитель легкового автомобиля.)
5. С помощью чего осуществляется управление потоком движения транспорта и пешеходов?
(Для регулирования дорожного движения используются дорожная разметка, дорожные знаки и светофоры.)
6. Приведите примеры линий дорожной разметки. Какой пешеходный переход изображён на рисунке под номером 1?
(Линия, прерывистая или сплошная, разделяющая встречные потоки автомашин. Линии пешеходного перехода. На рисунке изображён наземный, нерегулируемый пешеходный переход.)
(Отдельные обучающиеся выполняют индивидуальные задания. Проверка с комментариями отвечающих осуществляется после работы в группах. Правильный ответ оценивается 2 баллами.)
1. Ситуационная задача.
Два друга отправились в путешествие. Известно, что Сергей путешествует по Англии, а Алексей – по России. Посмотрите на рисунок 2 и определите, где Сергей, а где Алексей. Ответ объяснить.
(В России принято правостороннее движение, поэтому Алексей справа. В Англии левостороннее движение, значит Сергей на рисунке слева.)
. Задание на определение соответствия.
Подберите дорожные
знаки к каждой картинке. Назовите дорожный знак и его группу. (Обучающемуся предлагается подобрать к картинкам, размещённым на классной доске (рисунок 3), соответствующие дорожные знаки.)
— Ребята, какую роль в организации дорожного движения играют дорожные знаки?
Дорожные знаки регулируют дорожное движение, предают его участникам необходимую информацию о различных дорожных ситуациях.)
Возьмите из набора заданий рисунок с номером 4. Перед вами головоломка из дорожных знаков. Найдите в ней сочетание дорожных знаков, как у меня на картинке. (По одному баллу в рейтинговый лист выставляют все участники группы, первой ответившей на вопрос.)
Возьмите из набора заданий рисунок с номером 5. Каждой группе нужно провести дорожное расследование. Внимательно прослушайте текст и, посовещавшись, ответьте на вопрос. (По одному баллу в рейтинговый лист выставляют все участники группы, первой ответившей на вопрос.)
— Мы поставили памятник первому светофору. Этой ночью кто-то его увёз на машине, – рассказал инспектору Жезлову взволнованный мэр города. – Следы этой машины ещё видны на снегу.
Действительно, на твёрдом насте явно прослеживались две колеи от проехавшей машины.
—
Высокий был этот памятник? – поинтересовался Жезлов.
— Нет-нет. Памятник легко мог поместиться в кузов «газели». Случайный прохожий успел заметить номер отъезжающей машины – 123, – продолжал мэр. – Саму машину в темноте он не рассмотрел. Разглядел только, что крытая. Машин с таким номером у нас в городе всего три. Вот они.
— Ясно, самый высокий автомобиль метра четыре, не меньше. Я знаю, на какой машине увезли памятник, – уверенно сказал инспектор.
На какую машину показал инспектор Жезлов. (Ответы обучающихся.)
— Молодцы, ребята, вы хорошо поработали над домашним заданием!
III. Мотивация и целеполагание.
— За окошком зима, а впереди любимые всеми новогодние каникулы. Но даже на каникулах важно помнить о правилах безопасного поведения на дороге. Поэтому сегодня мы продолжим знакомиться с Правилами дорожного движения.
— У каждой группы на столе по одному ребусу, разгадав которые и объединив вместе, вы получите название темы сегодняшнего урока. (Обучающиеся разгадывают ребус и озвучивают тему урока.)
1 слово.
— Откройте, пожалуйста, рабочие тетради и запишите тему урока: «Пешеход. Безопасность пешехода». (Обучающиеся записывают тему урока.)
— Ребята, возьмите из набора заданий рисунок, на котором изображены участники дорожного движения. Отметьте, пожалуйста, красным кружочком водителей, жёлтым – пассажиров, зелёным – пешеходов.
— Какого цвета кружок вы поставили около человека, передвигающегося в инвалидной коляске. (Ответы обучающихся.)
— Так как у вас возникли разногласия, пусть это будет одним из вопросов, на который сегодня нужно найти ответ.
— Скажите, а меняются ли правила дорожного движения для пешеходов с приходом зимы. (Ответы обучающихся.)
Согласитесь, чтобы точно ответить на этот вопрос, нужно изучить общие обязанности пешеходов, определённые Правилами дорожного движения… (Ответы обучающихся.)
— А теперь давайте вместе, объединив поставленные перед собой вопросы, сформулируем цель урока: «что хотим узнать?». (Обучающиеся с помощью педагога выстаивают цель урока.)
— Цель урока: познакомиться с понятием «пешеход» и изучить правила безопасного поведения пешеходов на дороге. (За активную работу в определении темы урока и постановке цели педагог добавляет баллы в рейтинговые листы отдельных обучающихся в графу «тема и цель урока».)
IV. Изучение нового материала.
— Главный закон для всех участников дорожного движения – это «Правила дорожного движения». Давайте познакомимся с выдержкой раздела «Общие положения» Правил дорожного движения, которая раскрывает понятие «пешеход». (Один из обучающихся зачитывает текст из Правил дорожного движения.)
« Пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску».
— Ребята, к какому же выводу вы пришли? Кто на рисунке под номером 6 относится к пешеходам. (Ответы обучающихся.)
— Значит, пешеходами являются все люди, идущие по дороге пешком, и даже если они везут рядом с собой велосипед, мопед или мотоцикл, они тоже пешеходы.
— Внимание! Перед вами разноцветное поле.
Какое правило для обеспечения безопасности должен выполнять пешеход, переходя дорогу?
а) Переходить под прямым углом к тротуару и не останавливаться без необходимости.
б) Как можно быстрее перебежать дорогу.
в) На пешеходных переходах переходить проезжую часть безопасно.
Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения.
На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть дороги только после того, как они оценят расстояние до ближайших транспортных средств и убедятся, что переход будет безопасен.
При движении по тротуару пешеходы должны:
а) придерживаться правой стороны;
б) придерживаться левой стороны;
При движении по тротуару всегда придерживайтесь правой стороны, чтобы не мешать встречному движению пешеходов и не создавать помехи для движения.
На какой из картинок пешеход подвергается наименьшей опасности при переходе дороги?
а) 1;
Дорога должна хорошо просматриваться в обе стороны.
Во время снегопада и дождя дорога требует особой осторожности и внимательности не только от водителей, но и от пешеходов.
В каком случае пешеходу разрешается переходить дорогу в произвольном месте?
а) Всегда, если это безопасно.
б) Если в зоне видимости нет перекрёстка или пешеходного перехода, и дорога хорошо просматривается в обе стороны.
в) В произвольном месте переходить дорогу нельзя.
При отсутствии пешеходного перехода или перекрёстка пешеходу разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участке без разделительной полосы и ограждений. При этом дорога должна хорошо просматриваться в обе стороны.
При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы должны быть особенно внимательны. Пешеход не должен выходить на проезжую часть из-за какого-нибудь препятствия (стоящий у тротуара автомобиль и др.), мешающего обзору проезжей части, пока он не убедится в отсутствии приближающихся транспортных средств.
По загородной дороге пешеходы должны идти:
а) по ходу движения транспортных средств по краю проезжей части или обочине;
б) по разделительной полосе навстречу движению транспортных средств;
в) по краю проезжей части или обочине навстречу движению транспортных средств.
По загородной дороге пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Пешеходы, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, а также ведущие рядом с собой велосипед, мопед или мотоцикл, должны следовать по ходу движения транспортных средств.
При приближении автомобиля с включенным синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны:
а) перейти проезжую часть быстрым шагом;
б) перебежать проезжую часть, используя спортивные навыки, полученные на уроках физкультуры или в спортивных секциях;
в) воздержаться от перехода проезжей части.
При приближении автомобиля с включенным синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на проезжей части – незамедлительно освободить её (отступить назад или быстро перейти на нужную сторону), уступив дорогу такому автомобилю.
Как должен поступить пешеход, если он не успел дойти до середины проезжей части, и загорелся красный сигнал пешеходного светофора?
а) Продолжить переход.
б) Вернуться обратно на тротуар.
в) Дойти до середины проезжей части и ожидать там зелёного сигнала пешеходного светофора.
Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны оставаться на осевой линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход будет можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и если сигнал светофора (регулировщика) переход разрешает.
Разрешается ли пешеходам переходить проезжую часть на зелёный сигнал пешеходного светофора, если на перекрёстке управляет движением регулировщик?
б) Пешеходам разрешается.
Когда на дороге стоит регулировщик, пешеходы должны руководствоваться только его сигналами; движение пешеходов может регулироваться также пешеходным светофором; при отсутствии регулировщика и пешеходного светофора необходимо руководствоваться сигналами транспортного светофора.
Могут ли пешеходы двигаться по велосипедной дорожке?
б) Могут при отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин.
Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочине. (При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти друг за другом по краю проезжей части.)
Молодцы, игровое поле «закрыто»! Вы хорошо справились с заданием! И теперь, изучив общие обязанности пешеходов, мы можем сделать вывод… (Ответы обучающихся. )
— Правила дорожного движения одинаковы для пешехода в любое время года, но с точки зрения дорожной безопасности зима – сложная и опасная пора для всех участников дорожного движения.
V. Первичное закрепление.
— Надеюсь, сегодняшний урок помог подготовиться к предстоящим каникулам и осталось только сдать экзамен, который подготовили для вас составители обучающего пособия «Путешествие на зелёный свет».
(Обучающиеся выполняют индивидуальную работу по экзаменационным билетам. Результаты самостоятельной работы озвучиваются педагогом на следующем уроке. Ответы: 1-3; 2-3; 3-1; 4-1; 5-3; 6-1; 7-3; 8-1; 9-2; 10-3; 11-1; 12-3; 13-2; 14-2; 15-3; 16-1; 17-2; 18-2; 19-1; 20-3.)
— Ребята, какую цель мы поставили перед собой в начале урока? (Ответы обучающихся.)
— Как вы считаете, мы достигли этой цели?
— Подсчитайте, пожалуйста, в рейтинговом листе баллы, заработанные на уроке. (Педагог фиксирует для себя результаты для подведения итога.)
— Рейтинг сегодняшнего урока сложился от … баллов до… баллов. Свои результаты можно улучшить на следующем уроке, а для этого давайте запишем домашнее задание.
изучить §2.2, стр. 35-39, пересказать, ответить на вопросы;
творческое задание: сделать новогоднюю открытку по шаблону из пособия «Путешествие на зелёный свет.
VIII. Оценивание работы на уроке.
• Выставление оценок за урок.
Рисунок 3, 4, 5, 7, 8 – Пособие по правилам дорожной безопасности «Путешествие на зелёный свет». Декабрь 2015 год.
Рисунок 6 – Пособие по правилам дорожной безопасности «Путешествие на зелёный свет». Март 2016 год.
Рисунок 1, 2 – Рабочая тетрадь для проверки знаний безопасного поведения на дороге. Школа юного пешехода. №3 март.
Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
5. Опасности в городе и в сельской местности
Двадцатый век считался веком урбанизации — временем, когда быстро появлялись новые города и возрастала доля городского населения. В 2005 г. число жителей городов превышало три миллиарда человек, а это более 48% всех жителей Земли.
В городе столько интересного! Здесь есть театры, музеи, красивые дома, парки, спортивные сооружения. Казалось бы, а что может быть в городе опасного? Ведь это не тайга, где человек может потеряться, погибнуть от холода и голода, стать жертвой хищников. И тем не менее в городах тоже немало угроз.
Для того чтобы оценить степень опасности города, давайте сравним особенности жизни горожанина и сельского жителя.
Как правило, сельский житель многое может сделать сам: обеспечить себя продуктами питания, заготовить топливо, построить дом или сделать необходимое временное укрытие, наловить рыбы, а если он охотник, то смастерить капкан.
Городской житель чаще всего не владеет многими полезными навыками сельского жителя, потому что в них нет необходимости. У него дом надёжный, в нём вода и тепло, любые продукты — в соседнем магазине, а лекарства — в аптеке.
В сельской местности все жители хорошо знакомы друг с другом. Появление новых людей и чего-то необычного сразу становится заметным и не остаётся без внимания. Здесь все знают всех и кто на что способен.
Горожанин, к сожалению, не всегда знает даже своих соседей.
Темп жизни в сельской местности и в городе очень разный. В городе в течение дня события и обстановка обычно быстро меняются. Утром горожанин спешит на работу, добираться до неё зачастую приходится один или два часа, на нескольких видах транспорта, в тесноте и шуме, а это очень утомляет и даже раздражает, негативно влияет на поведение человека. Он может проявить невнимательность на дороге или проявить агрессивность. Причём такое может произойти как с пассажиром, так и с водителем. Тогда на дороге точно жди беды.
Сельский житель трудится рядом со своим домом. Окружающая обстановка намного спокойнее и события дня более предсказуемы.
Вечерние занятия, работа, посещения театров, концертов вынуждают жителей города возвращаться домой в позднее время, когда улицы пустеют и вероятность встречи лиц с преступными намерениями повышается.
В городах много фабрик, заводов, имеющих вредные производства, загрязняющие окружающую природную среду. Обилие различных коммуникаций — газо- и водопроводов, канализационных сетей и колодцев, электрокабелей является источником внезапных аварий и угроз благополучию, здоровью и даже жизни горожанина. Сильный ветер ломает и валит деревья, рвутся провода, разрушаются трубопроводы. Дождь и туман, снег и гололёд способствуют резкому росту количества дорожно-транспортных происшествий.
Конечно, в деревне или посёлке таких проблем нет. Но там есть свои трудности, к которым городской человек не приспособлен, много физической работы. Например, приходится вставать затемно, чтобы ухаживать за домашними животными на ферме, работать в поле в зной и ненастье, чтобы получить хороший урожай. И можно в одночасье лишиться плодов многомесячного труда из-за стихийного бедствия — природного пожара, наводнения, урагана, заморозков. Стихийные бедствия могут уничтожить небольшие поселения полностью. Однако наиболее крупные стихийные бедствия — такие, как, например, землетрясения или наводнения, могут нанести и городу — из-за большой концентрации людей и плотной застройки — тяжелейший урон.
Некоторые факты
- В мае 2001 года из-за ледовых заторов на реке Лене и резкого повышения уровня воды в ней затоплению подверглось 98% территории якутского города Ленска. Было разрушено свыше 3200 домов, потребовалось эвакуировать в безопасные районы 90% населения. Работы по ликвидации последствий стихии и налаживанию жизни в городе возглавляло МЧС России. К концу сентября все пострадавшие въехали в новые дома.
Мы можем сделать вывод, что к возникновению опасных ситуаций в городах приводят все виды неблагоприятных факторов: техногенные, природные и социальные. Такие же факторы проявляют себя и в сельской местности, но техногенные и социальные — в меньшей мере, чем в городе.