Почему в былине народ воспевал подвиги богатыря чему учит былина
Научно-исследовательская работа «О былинах и её героях»
Работа выполнена:
Учеником 2 класса
Бугаёвым Григорием Алексеевичем
Научный руководитель:
Учитель начальных классов
Шелудкова Лариса Александровна
Введение
Историю своего народа надо знать. Воспитывать в себе любовь к Отечеству, её историческому прошлому. Прочитав былины, меня заинтересовало, как раскрываются особенности былинного эпоса как жанра.
Почему моя тема актуальна? Богатыри, воспетые в былинах настоящие примеры силы, мужества патриотизма. Эта наша гордость и слава.
Исходя из этого мы поставили следующую цель:
Цель исследовательской работы: раскрыть особенности былинного эпоса как жанра, показать условия формирования данного жанра.
Объект исследования: былины и её герои.
Предмет исследования: особенности былинного эпоса, как жанра.
Задачи:
Методы исследования: изучение и анализ литературы, периодической печати. Поиск информации в интернете.
Практическая значимость: материалы нашей работы могут бить использованы на уроках литературного чтения, окружающего мира часть «Моё Отечество»), изобразительного искусства.
1. Сведения о былинах
Былины это прежде всего героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли. Богатыри любят родную землю, они стоят на страже своих границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Нет ни одной героической былины, где бы богатырь-воин не победил врага. На севере былины называли старинами, старинками. Как видим, и былины, и старины-слова, обозначающие то, что когда-то произошло, что привлекло к себе внимание, запомнилось и осталось в памяти народа. Есть былины, которые рассказывают о повседневной жизни русского народа времен Киевской Руси.
2. Былины их сочинители
Вот как о рождении былин рассказал русский писатель, поэт Алексей Константинович Толстой:
В степи, на равнине открытой,
Курган одинокий стоит;
Под ним богатырь знаменитый
В минувшие веки закрыт.
В честь витязя тризну свершали,
Дружина дралася три дня,
Жрецы ему разом заклали
Всех жен и любимца коня.
Когда же его схоронили
И шум на могиле затих,
Певцы ему славу сулили,
На гуслях гремя золотых.
«О витязь, делами твоими
Гордиться великий народ!
Твоё громоносное имя
Столетия все перейдёт!
И если курган твой высокий
Сравнялся бы с полем пустым,
То слава, разлившись долёка,
Была бы курганом твоим!» ….
3. Русский былинный эпос
В конце прошлого — начале нынешнего столетия собирание и изучение русских былин стало ведущей отраслью отечественной фольклористики, несмотря на то что и расцвет эпоса, и само знание былинных сюжетов в народе были уже позади, и многое, слишком многое оказалось невозвратно забытым.
Открытие учеными-собирателями во второй половине прошлого столетия «Исландии русского эпоса» показалось именно чудом, в которое иные даже не сразу и поверили, — так не сочеталась новейшая капиталистическая цивилизация с живым наследием далеких тысячелетий. Но вот открытие состоялось, и оказалось вскоре, что для всей культуры нового времени древний эпос столь важен и необходим, что представить теперь русскую культуру лишенной эпического наследия стало уже невозможно.
В XVIII–XIX столетиях эпос уходил в прошлое, доживал, отступив на окраины, к казачьим станицам юга, за Урал, в Сибирь и в просторы древнего новгородского «Заволочья», туда, где сам строй жизни, «свобода и глушь», по выражению Гильфердинга, помогали памяти народной. Особенно благотворным для древнего народного искусства оказалось неяркое солнце Русского Севера. Здесь, в Олонецком крае, в Обонежье и архангельском Поморье, было сделано в четыре раза больше былинных записей, чем во всех остальных районах бытования эпоса вместе взятых
Заключение
Выполнив эту работу, мы теперь сможем ответить на многие вопросы: что такое былина, почему она так называется? Кто их сочинял и о чём рассказываю былины? Русский былинный эпос-что это?
Устная память далекого прошлого — «веков минувших» — быть может, самое великое чудо народной культуры, чудо, мимо которого можно легко пройти, не заметив, не поняв, не ведая даже, что, например, вон тот одинокий старик-рыбак или та улыбчивая тётка хранят в памяти своей предания великой киевской старины, ежели не еще более древние, от седых из начальных веков бытия наших далеких предков.
На уроках литературного чтения мы читали произведения из раздела « Сказочные богатыри». Где знакомились с былинным жанром, а за тем читали былины о русских богатырях, богатырские сказки. Мне захотелось узнать больше о русском былинном эпосе. О богатырях, которых воспевал наш народ. Ведь былины учат нас любить свою родину, уметь её защищать.
Список используемой литературы
2. З.И.Романовская «Живое слово» 3 класс, изд. М., Просвещение.- 1997.
Исследовательская работа «Былина и былинные богатыри»
Былина. Былинные богатыри ……………………..
Художественный мир былины ….
Изучение моральных качеств былинных героев в современном мире ……………………………….
Список использованных источников и литературы……………
Увидев репродукцию картины «Богатыри» В.М. Васнецова, мне захотелось больше узнать о защитниках Земли Русской, ее верных стражах. Я прочитал сказки и былины, повествующие о быте наших предков. Так произошло мое полное погружение в атмосферу русской народной былины и ее обитателей. И мне очень хотелось бы поделиться со своими одноклассниками.
Цельисследования : сравнениечерт характера современного человека и персонажей русских былин.
изучить материалы из различных источников о былинах;
выявить особенности киевских богатырей;
определить характер новгородских былин;
провести социологический опрос в школе;
познакомить с собранным материалом одноклассников.
Объект: былинные герои, одноклассники и учащиеся школы.
Предмет: черты характера русских богатырей и современного человека.
Гипотеза: такие черты характера, как мужество, честность, мудрость, благородство делают героев русских былин нашими современниками.
Методы: сбор информации о былинах;самостоятельная работа с литературой;опрос; обработка собранной информации; сравнение;описание.
Былины– русские народные эпические песни. Они повествуют о подвигах богатырей, сражающихся с чудовищами или вражеским войском, отправляющихся в загробный мир или ещё каким-либо образом проявляющим свою силу, удаль, храбрость.
В детстве все узнают об Илье Муромце и других богатырях, которые скоро перемешиваются с персонажами сказок, а с возрастом просто забываются как «детские». А между тем былины вовсе не принадлежат к детскому фольклору. Напротив, эти песни исполнялись взрослыми людьми для таких же взрослых серьёзных людей. Переходя от поколения к поколению, они служили способом передачи древних верований, представлений о мире, сведений из историй. А всё, о чём рассказывается в былинах, воспринималось как правда, как реально происходившие когда-то в далёком прошлом события.
Собственно народное название былины – старина, то есть повествование о старинных событиях. Слово «былина» впервые употребил для обозначения этого жанра в середине прошлого века собиратель и исследователь фольклора И.П. Сахаров [1,С.34].
Традиционно выделяются два цикла былин, объединённые по месту действия или происхождению героев:
Киевские или Владимировы былины песни об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче и др.
Новгородские былины (герои – Садко и Василий Буслаевич).
Кроме того, существует ряд песен, не входящих ни в один из этих циклов.
Глава I . Былина. Былинные богатыри
Главные герои былин – богатыри, люди исключительные, наделённые чертами, которыми не обладает обычный человек: невиданной силой, безграничной храбростью, особенным умением или талантом. Так, если Илья Муромец знаменит своей силой, то Садко – своим непревзойдённым искусством играть на гуслях. Среди богатырей принято выделять «старших « и «младших». К «старшим», как правило, относят Святогора и ВолхаВсеславича.
«Старшие» богатыри называют так не только потому, что они по возрасту старше других витязей, но и потому, что они представляют собой более древний, архаичный тип героя. Такому герою нет равного на земле, он единственный в своём роде, так что у него не может быть противника, кроме самой природы, матери-сырой земли.[4 С.96 ]
Бесспорно, черты этих богатырей сказочны. Поступки, ими совершаемые, обстоятельства, в которых они действуют, совсем не похожи на реальные события. Зато в их образах ярче, чем в других случаях, просматриваются древние мифологические представления.
Значительная часть былин посвящена борьбе богатыря с чудовищем или вражеской силой. Былинный богатырь, как правило, действует в одиночку, идёт навстречу страшной опасности и всегда в итоге побеждает. Однако помимо желания проявить свою удаль и потешить «богатырское сердце» героями былин движет и желание постоять за веру и за людей. Их противники несут беду людям – похищают, убивают – и ведут себя нечестиво.[4 С.105]
В центре былин – образы богатырей, наделённых высокими моральными качествами, самоотверженно преданных Родине. В образе любимого богатыря Ильи Муромца народ создал поэтическую биографию крестьянского сына с его спокойной уверенностью в себе. Он стоит во главе богатырской заставы, преграждающей путь врагам (эта тема формировалась ещё в условиях монгольского нашествия). Столь же поэтичны образы и других богатырей, охраняющих родную землю,- Добрыни Никитича и Алёши Поповича.
Новгородские былины носят несколько иной характер. В них нет «могучих богатырей», сражающихся с вражьей силой. Герои этих песен – Садко и Василий Буслаевич, как и киевские богатыри, обладают яркими и особенными чертами: Садко прекрасно играет на гуслях. Садко отличается от обычных людей и тем, что путешествует на дно морское и успешно возвращается.
Василий Буслаевич обладает невероятной силой, которой никто не может противостоять. Однако применяет силу Василий не для борьбы с чудищами или вражьей нечистью, а для собственного развлечения [1С.88].
Сюжеты былин часто связаны с нарушением героем какого-либо запрета. Нарушение запрета или просто дерзость сулят героям беду. Это связано с тем, что всё происходящее в песне, всё, что приходится выполнять её персонажам, предопределено. Какая-то высшая сила – Бог, судьба – решает, что должно случиться. В жизнь героев былин часто вмешивается Святой Николай, калики перехожие (странники, бродяги), старичище-перегрюмище. Они вызволяют богатырей из беды, ставят невыполнимую задачу или выдвигают какой-то запрет.
Высшая сила – это единственное, с чем не могут справиться богатыри, и, если они посягают на неё, их ждёт смерть[1,С.78].
1.2. Художественный мир былины
В былинах вырабатывалась специфическая манера изображения богатырей и их подвигов. Для описания всего, что связано с главным героем, используются гиперболы – намеренные преувеличения. Всё, что окружает богатыря, столь же велико, исключительно и необычно, сколь и он сам.
Время действия былин тоже особенное. Все изображаемые в былинах чудеса и невероятные события могли случиться и представлялись нормальными. Былинное время и течёт по-другому, не как наше. Поэтому Илья, отправляясь в путь, «заутреню стоял во Муроме, а к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град», и это не воспринимается как что-то невозможное. Зато некоторые важные события, вроде сборов в дорогу и т. д., описываются медленно, подробно, обстоятельно, и время как бы замедляет своё течение, ненадолго останавливается.
Современность для сказителей – это уже совсем иная эпоха, когда былинные витязи «перевелись» [2,С.49].
1.3. Происхождение былин
Создателем былин является народ; былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы. Их исполняли народные сказители, исполняли по памяти, как слышали от своих предков. Каждая былина, прежде чем попасть в книгу, была записана от какого-либо исполнителя или группы исполнителей. На Севере и в Сибири былины исполнялись соло – одним человеком; в южных районах России былины пелись хором [2,С.62].
В произведениях древнерусской литературы есть упоминания о певцах, которые исполняли свои песни под гусли. Один из таких певцов-сказителей упомянут в «Слове о полку Игореве». Это боян, который пел о героических воинах прошлых лет. Можно предположить, что речь идет именно о сказителе былин, который находился при княжеском дворе.
В XIX в ученые предполагали, что былины – самый древнийвид народной поэзии. Однако известны они только русским и практически незнакомы украинцам и белорусам.
Скорее всего, в том виде, в каком они дошли до нас, былины появились уже после того, как началось разделение восточных славян на три народа. То есть не ранее XIII века.
Былины издавна вызывали к себе интерес. Но записывать их начали только тогда, когда появились люди или целые сословия, для которых история о богатырях стала экзотикой – чем-то необычным, фантастическим.
Первые записи относятся к середине XVII века. Они включались в рукописные сборники. Позднее их стали публиковать, но при этом былины подвергались обработке ответственно вкусам читающей публике того времени. Такие записи были очень далеки от подлинных текстов. Как правило, перелагались прозой и имели характерные названия, начинавшиеся словами «Повесть о…», «История о…» и т. д.
Одна из первых попыток записать тексты былин как они есть, была осуществлена казаком Киршей Даниловым по заказу уральского заводчика Демидова в VIII веке. Так был составлен большой сборник, получивший полное название «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым».
Всплеск интереса к собиранию и чтению былин падает на вторую половину XIX века. Когда именно с целью их записи начали снаряжать экспедиции.
Всего собрано и записано около двух тысяч этих песен. Сейчас встретить их в живом исполнении почти невозможно, но интерес к былинам не угасает и по сей день [2,С.157].
Научно-исследовательская работа «О былинах и её героях»
Работа выполнена:
Учеником 2 класса
Бугаёвым Григорием Алексеевичем
Научный руководитель:
Учитель начальных классов
Шелудкова Лариса Александровна
Введение
Историю своего народа надо знать. Воспитывать в себе любовь к Отечеству, её историческому прошлому. Прочитав былины, меня заинтересовало, как раскрываются особенности былинного эпоса как жанра.
Почему моя тема актуальна? Богатыри, воспетые в былинах настоящие примеры силы, мужества патриотизма. Эта наша гордость и слава.
Исходя из этого мы поставили следующую цель:
Цель исследовательской работы: раскрыть особенности былинного эпоса как жанра, показать условия формирования данного жанра.
Объект исследования: былины и её герои.
Предмет исследования: особенности былинного эпоса, как жанра.
Задачи:
Методы исследования: изучение и анализ литературы, периодической печати. Поиск информации в интернете.
Практическая значимость: материалы нашей работы могут бить использованы на уроках литературного чтения, окружающего мира часть «Моё Отечество»), изобразительного искусства.
1. Сведения о былинах
Былины это прежде всего героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли. Богатыри любят родную землю, они стоят на страже своих границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Нет ни одной героической былины, где бы богатырь-воин не победил врага. На севере былины называли старинами, старинками. Как видим, и былины, и старины-слова, обозначающие то, что когда-то произошло, что привлекло к себе внимание, запомнилось и осталось в памяти народа. Есть былины, которые рассказывают о повседневной жизни русского народа времен Киевской Руси.
2. Былины их сочинители
Вот как о рождении былин рассказал русский писатель, поэт Алексей Константинович Толстой:
В степи, на равнине открытой,
Курган одинокий стоит;
Под ним богатырь знаменитый
В минувшие веки закрыт.
В честь витязя тризну свершали,
Дружина дралася три дня,
Жрецы ему разом заклали
Всех жен и любимца коня.
Когда же его схоронили
И шум на могиле затих,
Певцы ему славу сулили,
На гуслях гремя золотых.
«О витязь, делами твоими
Гордиться великий народ!
Твоё громоносное имя
Столетия все перейдёт!
И если курган твой высокий
Сравнялся бы с полем пустым,
То слава, разлившись долёка,
Была бы курганом твоим!» ….
3. Русский былинный эпос
В конце прошлого — начале нынешнего столетия собирание и изучение русских былин стало ведущей отраслью отечественной фольклористики, несмотря на то что и расцвет эпоса, и само знание былинных сюжетов в народе были уже позади, и многое, слишком многое оказалось невозвратно забытым.
Открытие учеными-собирателями во второй половине прошлого столетия «Исландии русского эпоса» показалось именно чудом, в которое иные даже не сразу и поверили, — так не сочеталась новейшая капиталистическая цивилизация с живым наследием далеких тысячелетий. Но вот открытие состоялось, и оказалось вскоре, что для всей культуры нового времени древний эпос столь важен и необходим, что представить теперь русскую культуру лишенной эпического наследия стало уже невозможно.
В XVIII–XIX столетиях эпос уходил в прошлое, доживал, отступив на окраины, к казачьим станицам юга, за Урал, в Сибирь и в просторы древнего новгородского «Заволочья», туда, где сам строй жизни, «свобода и глушь», по выражению Гильфердинга, помогали памяти народной. Особенно благотворным для древнего народного искусства оказалось неяркое солнце Русского Севера. Здесь, в Олонецком крае, в Обонежье и архангельском Поморье, было сделано в четыре раза больше былинных записей, чем во всех остальных районах бытования эпоса вместе взятых
Заключение
Выполнив эту работу, мы теперь сможем ответить на многие вопросы: что такое былина, почему она так называется? Кто их сочинял и о чём рассказываю былины? Русский былинный эпос-что это?
Устная память далекого прошлого — «веков минувших» — быть может, самое великое чудо народной культуры, чудо, мимо которого можно легко пройти, не заметив, не поняв, не ведая даже, что, например, вон тот одинокий старик-рыбак или та улыбчивая тётка хранят в памяти своей предания великой киевской старины, ежели не еще более древние, от седых из начальных веков бытия наших далеких предков.
На уроках литературного чтения мы читали произведения из раздела « Сказочные богатыри». Где знакомились с былинным жанром, а за тем читали былины о русских богатырях, богатырские сказки. Мне захотелось узнать больше о русском былинном эпосе. О богатырях, которых воспевал наш народ. Ведь былины учат нас любить свою родину, уметь её защищать.
Список используемой литературы
2. З.И.Романовская «Живое слово» 3 класс, изд. М., Просвещение.- 1997.
Научно-исследовательская работа «О былинах и её героях»
Работа выполнена:
Учеником 2 класса
Бугаёвым Григорием Алексеевичем
Научный руководитель:
Учитель начальных классов
Шелудкова Лариса Александровна
Введение
Историю своего народа надо знать. Воспитывать в себе любовь к Отечеству, её историческому прошлому. Прочитав былины, меня заинтересовало, как раскрываются особенности былинного эпоса как жанра.
Почему моя тема актуальна? Богатыри, воспетые в былинах настоящие примеры силы, мужества патриотизма. Эта наша гордость и слава.
Исходя из этого мы поставили следующую цель:
Цель исследовательской работы: раскрыть особенности былинного эпоса как жанра, показать условия формирования данного жанра.
Объект исследования: былины и её герои.
Предмет исследования: особенности былинного эпоса, как жанра.
Задачи:
Методы исследования: изучение и анализ литературы, периодической печати. Поиск информации в интернете.
Практическая значимость: материалы нашей работы могут бить использованы на уроках литературного чтения, окружающего мира часть «Моё Отечество»), изобразительного искусства.
1. Сведения о былинах
Былины это прежде всего героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли. Богатыри любят родную землю, они стоят на страже своих границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Нет ни одной героической былины, где бы богатырь-воин не победил врага. На севере былины называли старинами, старинками. Как видим, и былины, и старины-слова, обозначающие то, что когда-то произошло, что привлекло к себе внимание, запомнилось и осталось в памяти народа. Есть былины, которые рассказывают о повседневной жизни русского народа времен Киевской Руси.
2. Былины их сочинители
Вот как о рождении былин рассказал русский писатель, поэт Алексей Константинович Толстой:
В степи, на равнине открытой,
Курган одинокий стоит;
Под ним богатырь знаменитый
В минувшие веки закрыт.
В честь витязя тризну свершали,
Дружина дралася три дня,
Жрецы ему разом заклали
Всех жен и любимца коня.
Когда же его схоронили
И шум на могиле затих,
Певцы ему славу сулили,
На гуслях гремя золотых.
«О витязь, делами твоими
Гордиться великий народ!
Твоё громоносное имя
Столетия все перейдёт!
И если курган твой высокий
Сравнялся бы с полем пустым,
То слава, разлившись долёка,
Была бы курганом твоим!» ….
3. Русский былинный эпос
В конце прошлого — начале нынешнего столетия собирание и изучение русских былин стало ведущей отраслью отечественной фольклористики, несмотря на то что и расцвет эпоса, и само знание былинных сюжетов в народе были уже позади, и многое, слишком многое оказалось невозвратно забытым.
Открытие учеными-собирателями во второй половине прошлого столетия «Исландии русского эпоса» показалось именно чудом, в которое иные даже не сразу и поверили, — так не сочеталась новейшая капиталистическая цивилизация с живым наследием далеких тысячелетий. Но вот открытие состоялось, и оказалось вскоре, что для всей культуры нового времени древний эпос столь важен и необходим, что представить теперь русскую культуру лишенной эпического наследия стало уже невозможно.
В XVIII–XIX столетиях эпос уходил в прошлое, доживал, отступив на окраины, к казачьим станицам юга, за Урал, в Сибирь и в просторы древнего новгородского «Заволочья», туда, где сам строй жизни, «свобода и глушь», по выражению Гильфердинга, помогали памяти народной. Особенно благотворным для древнего народного искусства оказалось неяркое солнце Русского Севера. Здесь, в Олонецком крае, в Обонежье и архангельском Поморье, было сделано в четыре раза больше былинных записей, чем во всех остальных районах бытования эпоса вместе взятых
Заключение
Выполнив эту работу, мы теперь сможем ответить на многие вопросы: что такое былина, почему она так называется? Кто их сочинял и о чём рассказываю былины? Русский былинный эпос-что это?
Устная память далекого прошлого — «веков минувших» — быть может, самое великое чудо народной культуры, чудо, мимо которого можно легко пройти, не заметив, не поняв, не ведая даже, что, например, вон тот одинокий старик-рыбак или та улыбчивая тётка хранят в памяти своей предания великой киевской старины, ежели не еще более древние, от седых из начальных веков бытия наших далеких предков.
На уроках литературного чтения мы читали произведения из раздела « Сказочные богатыри». Где знакомились с былинным жанром, а за тем читали былины о русских богатырях, богатырские сказки. Мне захотелось узнать больше о русском былинном эпосе. О богатырях, которых воспевал наш народ. Ведь былины учат нас любить свою родину, уметь её защищать.
Список используемой литературы
2. З.И.Романовская «Живое слово» 3 класс, изд. М., Просвещение.- 1997.