Почему в белоруссии бензин дешевле чем в россии
Сравниваем цены на топливо в Беларуси и у соседей
Когда нужно быстро оценить качество и стоимость жизни в стране, смотрят уровень средних зарплат, цену продуктов, жилья и, обязательно, цены автомобильного топлива. Потому что топливо это «кровь» экономики. Цены бензина, дизеля, газа прямо влияют на стоимость большинства потребительских товаров и совокупные расходы граждан.
От чего зависят цены топлива?
Продажная стоимость автомобильного топлива обычно зависит от целого комплекса факторов и по-разному формируется в странах с разным экономическим укладом.
Себестоимость топлива на нефтеперерабатывающих заводах примерно на 80% зависит от цены сырья, т.е. нефти. Конечно, заводы имеют разное оборудование и перерабатывают сырье разного качества, но общая тенденция одинакова во всех странах с рыночной экономикой.
В некоторых странах, например в США, цены топлива сильнее зависят от себестоимости, сравнительно невысоки, падают и поднимаются вместе с нефтью.
В некоторых странах Европы розничная цена топлива более чем наполовину складывается из налогов, акцизов и т.п. Колебания нефтяных цен тут менее значимы.
Что еще важнее, топливо – социально значимый продукт. И рост его цены воспринимается иногда весьма остро: «Стоп-бензин», волнения в Болгарии, беспорядки в Эквадоре и пр. Потому цены топлива для населения всегда внимательно отслеживаются и, в той или иной степени, регулируются.
Теперь сравним цену бензина и дизеля в разных странах по номинальной цене в долларах США, а также относительно средней зарплаты и, для наглядности, посчитаем, сколько дней и часов нужно работать при средней зарплате, чтобы купить 1 бак (50 литров) бензина.
Для эксперимента возьмем средние зарплаты за 2019 год с вычетом подоходного налога, и примем условный рабочий график в 22 рабочих дня по 8 часов.
Беларусь
В течение последних 15 недель цена бензина менялась так:
На бак бензина в 50 литров нужно зарабатывать 2 дня без получаса
На бак бензина в 50 литров нужно зарабатывать 2 дня без получаса (15 часов и 25 минут).
Россия
В России цена бензина уже больше 3-х месяцев держится на уровне 74,3 цента, дизель за это время подорожал с 74 до 76 центов.
Украина
Литва
Латвия
Польша
Что это значит?
Из расчетов видно, что топливо у нас дешевое только номинально, но относительно зарплат оно в полтора-два раза дороже, чем у большинства соседей. Сравнение со странами Западной Европы выходит еще менее приятным:
Правда и то, что Беларуси недостаточно собственных углеводородов, и потому в долгосрочной перспективе нам лучше ориентироваться на мировые цены на нефть и топливо у соседей, как это вынуждена делать, например, Украина.
Сколько стоит бензин в Республике Беларусь
Как и во всём мире, цена бензина в Беларуси растёт. Какова она на настоящий момент, интересно знать не только местным автовладельцам. В Республику Беларусь по делам, в гости и просто отдохнуть приезжают ближайшие соседи. От котировок на топливо в этой стране зависит, как отразится путешествие на кошельке.
Стоимость топлива на АЗС Беларуси по-прежнему остается самой низкой в Европе
Изучим вопрос стоимости топлива для авто в соседней Беларуси и сравним её цены с мировыми.
Сколько стоит бензин на белорусских АЗС
Тем, кто привык выезжать за рубеж на собственном авто, табло на АЗС в Минске и других городах страны будет приятным сюрпризом. Хоть СМИ и трубят о том, что в 2018 году белорусские цены на топливо подскакивали семь раз, в сравнении с тем, что происходит в других странах, это было не особо ощутимое подорожание. Отметим, что в текущем году ценники на АЗС РБ не только повышались, но и падали.
На начало 2021 года они остановились на следующей отметке:
Марка топлива | Стоимость BYR | Стоимость RUB | Стоимость USD | Стоимость EUR |
АИ-92 | 1.98 | 47.87 | 0.74 | 0.66 |
АИ-95 | 2.06 | 51.27 | 0.79 | 0.71 |
АИ-98 | 2.17 | 54.67 | 0.85 | 0.76 |
Дизель | 1.86 | 51.27 | 0.79 | 0.71 |
Газ пропан | 1.09 | 29.49 | 0.43 | 0.38 |
Adblue | 1.15 | 32.46 | 0.46 | 0.41 |
Газ метан | 0.90 | 19.53 | 0.29 | 0.26 |
Как видно по таблице, 1 литр топлива в Республике Беларусь стоит дешевле, чем в большинстве стран мира. Путешествовать в эту страну на автомобиле не накладно.
Актуальная стоимость топлива в Беларуси
Если проехать по стране и изучить табло АЗС других городов, увидим примерно то же. Власти стараются держать под контролем данный аспект. Цены на топливо в государстве устанавливает концерн «Белнефтехим». Они актуальны не только для всех областных центров и областей Республики, но и для всех автозаправок страны. Это:
Стоимость бензина на автозаправках
Смена котировок тут же отражается на табло всех заправок. В каком бы городе вы ни находились, 92 и 95 будут стоить одинаково. Это удобно и для путешественников, и для местных жителей.
«Белнефтехим» – один из крупнейших промышленных комплексов Республики Беларусь.
Действующие цены концерна «Белнефтехим» ежедневно обновляются. Можно сказать, что ситуация на заправках Беларуси стабильна. Более всего колеблется стоимость газа.
Цены на бензин Беларуси в сравнении с международными
Республика вполне обеспечена топливом. Качество его лучше, чем во многих других государствах СНГ. Что касается цен, то тут ситуация гораздо оптимистичнее, чем, к примеру, у соседней Украины, где каждый литр топлива обходится автовладельцам в 1.15 USD. В РБ этот показатель всего 0.79. Если учесть тот факт, что украинское топливо дорожает быстрее, чем у соседей, можно предположить, что уже скоро Украина обгонит Беларусь, не в лучшем первенстве, в 1,5 раза.
Сравнение цен на топливо с другими странами
Цены на бензин в Беларуси и соседних странах в 2018 году
Если сравнивать со средним по миру показателем – 1.09 USD, тут у РБ тоже всё не так плохо. Что касается стран бывшего Союза, стоимость 1 л топлива распределилась следующим образом:
№ | Государство | Стоимость 1 л бензина (USD) |
1. | Эстония | 1.57 |
2. | Литва | 1.35 |
3. | Латвия | 1.44 |
4. | Украина | 1.16 |
5. | Молдова | 1.03 |
6. | Грузия | 0.88 |
7. | Россия | 0.69 |
8. | Азербайджан | 0.47 |
9. | Беларусь | 0.79 |
10. | Кыргызстан | 0.62 |
11. | Казахстан | 0.62 |
12. | Узбекистан | 0.53 |
13. | Туркменистан | 0.43 |
Стоимость бензина АИ в Беларуси, если сравнивать со странами бывшего Союза, ниже, чем у большинства её соседей. Самыми неблагополучными в этом плане являются нынешние члены Евросоюза.
Не на много от них отстали Украина и Молдова тоже стремящиеся присоединиться к европейцам.
Стоимость бензина в разных странах в 2018 году
Для сравнения отметим, что на начало 2021 года самый низкий показатель стоимости топлива для авто отмечен в Венесуэле, всего 0.01 USD за литр. Самым дорогим является литр АИ в Гонконге – 2.01 USD. Это почти в 2 раза выше среднемирового показателя.
Скидки на белорусский бензин
В Республики Беларусь хоть и происходили изменения цен на бензин, их нельзя назвать значительными, особенно если рассматривать обстановку не на примере одной страны, а опираясь на ситуацию во всём мире.
Если рассматривать вопрос стоимости топлива для транспортных средств, нельзя не упомянуть программы лояльности, проводимые сетями АЗС страны. Рассмотрим этот аспект на примере компании «Белоруснефть».
Акции и скидки на бензин
Сеть АЗС с целью привлечения клиентов постоянно радует автовладельцев акциями и скидками на топливо. Ежемесячно проводятся розыгрыши призов для посетителей АЗС. На сайте регулярно выставляется информация об адресах в городах страны, где будут проводиться очередные розыгрыши.
На автозаправках Белоруснефть часто проходят акции и скидки
Автовладельцы, выбравшие АЗС «Белоруснефть», за каждые потраченные на заправках 0.10 копеек получают один накопительный бал, который потом могут использовать для получения скидок или участия в акциях. Автовладельцы, приобретающие сопутствующие товары, получают скидку на топливо до 3%.
Для того чтобы стать участником розыгрышей и иметь скидки, автовладельцам нужно получить карту лояльности. В ноябре этот атрибут даёт возможность покупать самый ходовой АИ-95 со скидкой 5%.
Кому дешево добраться в Беларусь
Для россиян, отправляющихся в Беларусь на автомобиле, стоимость топлива будет приятным сюрпризом. На поездки будет уходить меньше, чем дома. Ещё больше порадуют тарифы на бензин и дизтопливо украинцев и молдаван.
Ценники АЗС – это один из показателей благополучия государства. Можно сказать, что у белорусов всё складывается хорошо. Зарплаты, конечно, ниже, чем в Евросоюзе, но и цены на топливо, продукты питания и т. д. вполне удовлетворительные.
Что касается прогнозов, есть информация о том, что подорожание нефти не остановится на нынешних отметках. Будет ли это так, покажет время. На сегодняшний день Республика уверенно движется по пути развития, постепенно навёрстывая время, упущенное в кризисные для страны годы.
Машины, бензин, дороги. Где проще жить автомобилисту: в России или в Беларуси?
Говорят, что купить автомобиль в России гораздо дешевле, топливо там стоит копейки, а вот с дорогами проблемы – они такие, что по ним не то что проехать, даже пройти сложно. Так ли это на самом деле, узнала корреспондент Intex-press, побывав в августе в разных городах Российской Федерации.
Дороги в Москве. Фото: Александра РАЗИНА
Цены на подержанные авто
Много раз доводилось слышать, что авто дешевле покупать в России: мол, даже с растаможкой выгоднее. Чтобы проверить, я сравнила цены на одни и те же марки подержанных авто. Оговорюсь сразу, что «железо» я даже не рассматривала: если уж покупать автомобиль, то поновее, пусть и б/у.
Для сравнения я выбрала Volkswagen Polo 2016 года выпуска, естественно, с аналогичными характеристиками (одинаковым объемом двигателя – 1,6, типом привода и так далее). Единственное несовпадение в параметрах – это пробег: в российском автомобиле он оказался выше. Но я подбирала объявления с несущественными разбежками.
Автомагистраль между Нижним Новгородом и Москвой. Фото: Александра РАЗИНА
Остается только позавидовать россиянам, которые могут позволить себе автомобили по выгодной цене.
Дороги в Москве. Фото: Александра РАЗИНА
Топливо: дешевле, но рулетка
По состоянию на 30 августа бензин АИ-95 и дизель в Беларуси стоили 2,05 рубля, в то время как цена на АИ-95 в России – 1,66 рубля, а на дизельное топливо – 1,65 рубля. То есть топливо в России почти на 20% дешевле, чем в Беларуси.
Но тут есть свое «но». Качество топлива. Не раз от местных жителей мне случалось слышать жалобы, что заправка автомобиля для них – это порой рулетка: кому-то довелось заправиться разбавленным топливом, кому-то – «вообще непонятно чем». Поэтому, когда знакомые и родные советовали не заправляться на какой-то АЗС, я прислушивалась к их советам.
В Беларуси тоже, конечно, бывают проблемы с качеством топлива, но о таких случаях я слышала не часто.
Дороги: чем дальше от столицы, тем хуже
Я прожила всю жизнь в Беларуси и исколесила по ней тысячи километров. Побывав в разных городах России, я сделала ряд выводов.
Да, трафик в России выше, что существенно усложняет передвижение по таким городам, как Москва или Нижний Новгород. Но даже при большой загруженности дороги в этих городах – безупречные. В принципе, как и у нас в Минске.
Дороги в Москве. Фото: Александра РАЗИНА
Однако стоит только выехать за границу той же Москвы, как картинка меняется. И то, что говорят о ямах, – сущая правда. Они порой таких размеров, будто их специально выкопали, чтобы что-то зарыть, а закопать забыли.
Небольшая выбоина на проезжей части в Дзержинске. Фото: Александра РАЗИНА
Еще одна фишка российских дорог – «лежачие полицейские». Точнее – их размеры. Такое чувство, что их делали по принципу «как получится, так и будет». Мне лично чаще всего встречались высокие и узкие. Причем настолько высокие, что, если перед ними полностью(!) не остановиться, останешься без подвески.
Железный спящий полицейский в Дзержинске. Фото: Александра РАЗИНА
В Беларуси с подобными ямами я редко, но встречалась, а вот таких «спящих полицейских» никогда не видела.
Дорога в Дзержинске. Фото: Александра РАЗИНА
Так что на ремонт российские автомобилисты, возможно, тратят больше, чем белорусы. Хотя с уверенностью утверждать не берусь: тут все зависит от города проживания. Правда, в больших городах, где дороги лучше, есть другая проблема – высокий уровень аварийности.
Дорога в Нижнем Новгороде. Фото: Александра РАЗИНА
Правила писаны, но не читаны
Что касается правил дорожного движения, то у меня – белорусского автомобилиста – возникло чувство, что в России все водят так, как получается. На права сдал, о правилах забыл.
Дорога в Дзержинске. Фото: Александра РАЗИНА
Например, часто автовладельцы пренебрегают даже поворотниками, аргументируя это тем, что «и так стою в полосе, которая уходит направо или налево». А на кольцо вообще страшно заезжать – там тоже свои собственные правила: еду – ни на кого не смотрю.
Перекресток в Москве. Фото: Александра РАЗИНА
Со скоростным режимом в российских городах тоже есть особенности. Разрешенная скорость в населенных пунктах и у нас, и в РФ – 60 км/ч. Только у нас превысишь на «десятку» – штраф, в России ты его получишь при превышении в 20 км/ч.
Дороги в Москве. Фото: Александра РАЗИНА
Впрочем, такая особенность на скорость потока никак не влияет. Из-за большого трафика, тьмы лежачих полицейских, светофоров скорость часто приходится сбрасывать. А чуть зазевался, можно попасть в ДТП.
Дороги в Москве. Фото: Александра РАЗИНА
Подводя итоги, можно сказать, что в России автовладельцу жить выгоднее, а в Беларуси – как по мне, все-таки комфортнее.
Дороги в Москве. Фото: Александра РАЗИНА
Присоединяйтесь к нам в Viber, Instagram, ВКонтакте или Telegram, чтобы быть в курсе важнейших событий дня или иметь возможность обсудить тему, которая вас взволновала.
Как живётся соседям? Сравнили цены на продуктовые корзины, коммунальные платежи и бензин в России, Белоруссии и на Украине
Уровень жизни в государствах оценивается не по количеству туристов, не по политическим перестановкам и не по культурным изменениям. Еда, жильё, транспорт — одни из главных показателей того, как живут люди в стране. Лайф выяснил, как отличаются цены на продукты питания, бензин и коммунальные услуги в России, Белоруссии и на Украине.
Коллаж © LIFE. Фото © Shutterstock
Потребительская корзина в России, Белоруссии и на Украине складывается из продовольственных и непродовольственных товаров. В продуктовую корзину входят хлеб, картофель, овощи, фрукты, сахар, кондитерские изделия, соль, мясо, рыба, молочные продукты, яйца, масло, чай, специи.
В России из 12 130 рублей прожиточного минимума примерно 50% расходуется на питание в месяц — 6065 рублей. В Белоруссии — 48,5%, при том что минимальный потребительский бюджет составляет 14 401 рубль. На Украине продовольственная корзина — 42,1% от минимального размера оплаты труда, то есть от 12 563 рублей.
Таким образом, в Белоруссии предусмотрено больше средств на еду — 6912 рублей, чем в России и на Украине. При этом цены на некоторые продукты в Москве выше, чем в Киеве и Минске. Например, литр молока на Украине стоит больше 60 рублей, в Москве — 79 рублей, в Минске — около 40 рублей.
Килограмм свинины в Киеве и Минске обойдётся примерно в 300 рублей, в московских супермаркетах — около 350 рублей.
Автобизнес пообщался с экспертом и узнал, что в связи с этим «светит» в 2020 году белорусским автомобилистам, а также поинтересовался в «Белоруснефти», чего в концерне ждут от цен на топливо.
Что произошло?
Негативные новости начали появляться уже в первых числах января. Беспокойство вызывала недоговоренность с Россией по ценам на энергоресурсы. В результате крупные российские нефтяные компании перестали поставлять в Беларусь нефть, наша страна начала искать альтернативных поставщиков.
Сейчас черное золото поступает к нам морским и железнодорожным транспортом, что выходит дороже, чем если бы оно было доставлено по нефтепроводу, поэтому переговоры с Москвой будут возобновлены. В январе и феврале нефтеперерабатывающие заводы работали на 50% своей мощности.
Также в конце февраля стало известно, что вирус COVID-19 достиг Беларуси и стремительно распространяется по Европе, из-за чего все страны-соседки на днях закрыли границы для передвижения граждан. Закрытой оказалась даже граница с Россией.
На фоне распространения вируса обвалились мировые цены на нефть и курс российского рубля, что сказывается и на курсе рубля белорусского. С одной стороны, ситуация с обвалом цен на нефть сейчас выгодна для нас, так как позволяет закупать сырье дешевле у других поставщиков, но в долгосрочной перспективе альтернатив российской нефти пока никто не называет.
В Америке стоимость топлива связана со стоимостью нефти, поэтому ее падение спровоцировало снижение стоимости заправки автомобилей. В России и Беларуси ценообразование построено иначе, падение мировых цен на сырье не снижает стоимость производимых из него бензина и дизельного топлива.
Получается, для нас сейчас доставка сырья стала дороже, но обвал мировых цен временно сделал саму нефть дешевле. У нас нет данных, во сколько сейчас стране обходится нефть вместе с доставкой, но стоит отметить, что уже вторые выходные подряд традиционного повышения цены топлива «на копейку» не произошло.
«Возможно, через пяток лет ездить на электричестве будет заметно дешевле»
Чего ждать автомобилистам в будущем? Об этом мы побеседовали с директором Исследовательского центра ИПМ Александром Чубриком:
— Концерн «Белнефтехим» проводит модернизацию производства. Как вы думаете, насколько она поможет компенсировать названные выше негативные факторы?
— «Белнефтехим» делает модернизацию, чтобы изменить структуру экспорта: при мировых ценах на российскую нефть нам просто не нужны были бы два НПЗ, производящих бензин, дизель и мазут. Повышение глубины переработки и начало производства товаров нефтехимии с высокой добавленной стоимостью должны были не «залить» в баки белорусских автомобилистов дешевое топливо, а превратить белорусскую нефтепереработку в современную нефтехимическую отрасль.
— Как все это скажется на экономическом состоянии населения? Станут ли белорусы меньше пользоваться личным транспортом?
«Сумма чека снизилась из-за «мягкой» зимы«
В концерне «Белнефтехим» делать какие-либо прогнозы отказались.
Автобизнес узнал в ПО «Белоруснефть», каков сейчас спрос на топливо у физических лиц.
«Объемы реализуемого топлива в розницу через АЗС «Белоруснефть» при оплате банковскими платежными карточками и за наличный расчет в 2019 году незначительно выросли. С начала 2020 года существенных изменений в тенденциях розничных продаж не наблюдалось.
При этом по сумме среднего чека наблюдается незначительное снижение, которое скорее связано не с тем, что люди начали меньше заправляться, а с «мягкой» зимой в этом году. Ведь за наличный расчет и по банковским платежным карточкам заправляются в том числе и некоторые юридические лица, у которых разовые объемы заправок, как правило, значительно больше, чем у физических лиц, а из-за отсутствия снега дорожные службы в этом году заправляются меньше, что и оказывает влияние на средний чек.
Следует отметить, что эти тенденции наблюдались без учета последствий, связанных с распространением коронавируса в мире, которое, безусловно, повлияет как на деловую активность внутри Республики Беларусь, так и на перемещение транзитных грузов и туристов.
Наш вердикт
И эксперты, и представители заправок говорят о возможном снижении спроса на бензин и дизельное топливо и использовании более экологичных видов транспорта в перспективе, однако пока связывают это не с нынешними событиями, а с мировым трендом на экологичность. Это будет развиваться при условии, что государство будет всячески поддерживать данное направление и способствовать тому, чтобы людям было удобно и выгодно пользоваться альтернативным транспортом.
На спрос на топливо в будущем может повлиять также обнуление таможенных пошлин на электромобили, в том числе и для физических лиц, о чем стало известно на этой неделе. Однако и эксперты, и руководство АЗС склоняются к мнению, что события последних месяцев скажутся на экономике, особенно если ситуация затянется.
Надоел рост цен на топливо? Машины с ГБО и на электротяге в базе объявлений Автобизнеса