Почему упали акции окей
▫️Капитализация: 12 млрд
▫️Выручка TTM: 178 млрд
▫️EBITDA TTM: 14,7 млрд
▫️Прибыль TTM: -0,27 млрд
▫️fwd P/E 2021: 23
▫️P/B: 0,9
▫️fwd дивиденд 2021: 5,4%
Мой полезный Telegram-канал
👉Группа «О’КЕЙ» – один из лидеров российского продуктового ритейла. Ориентирована на гипермаркеты.
👉Четкой дивидендной политики у ритейлера нет. Ранее сообщали, что придерживаются целевого уровня выплат в 25% от чистой прибыли.
✅Компания приняла новую стратегию, ориентированную на дискаунтеры «Да!», которые растутболее чем на 40% в год. На сегодня они обеспечивают около 20% от всей выручки. Данная сеть вышла в существенную прибыль по EBITDA в 1П2021 до 0,7 млрд руб, против 0,5 млрд годом ранее.
✅Окей активно развивает онлайн-продажи. В 1П2021 рост год к году составил 63%, а доля онлайн продаж в 1П2021 составляет только 2,8%.
✅Компания рассчитывает, что дискаунтеры будут приносить до 50% выручки к 2025 году.
✅50% выручки дискаунтеров приходится на товары собственных брендов, против 8% у гипермаркетов. За счет этого обеспечивается хорошая рентабельность новых торговых точек.
❌Окей по-прежнему основную выручку генерирует гипермаркетами и вкладывается в их развитие. Последние годы этот формат проигрывает конкуренцию магазинам «у дома».
❌Вложения в реструктуризацию гипермаркетов и открытие дискаунтеров ведут к росту долга. Долг/equity равен 6. Чистый долг больше 30 млрд рублей, что на фоне повышения ставок существенно будет влиять на финансовые показатели компании.
❌Динамика выручки и прибыли непостоянная. Компания зачастую показывает убытки и растёт хуже конкурентов.
❌Рентабельность бизнеса привязана к росту индекса потребительских цен. ИПЦ на уровне 7-8% ведет к замедлению роста рентабельности, учитывая снижение доходов населения. Это касается всего розничного сектора.
❌Дивиденды в 2020 году были низкие и прогноз на 2021 год тоже не впечатляет(около 2,5 рублей).
Вывод:
Окей — компания с достаточно слабыми результатами на протяжении нескольких лет, зачастую показывающая убытки.
Сейчас бизнес активно трансформируется и переходит к формату «у дома», но растут долги и сохраняются низкорентабельные гипермаркеты. Я бы не стал инвестировать в Окей СЕЙЧАС, но следил бы за развитием сети «Да!» в ближайшие кварталы, так как это может быть отличным драйвером для роста компании, при прочих равных.
✅В ближайшее время вполне может появиться отличный момент для покупки. Так инвесторам достаточно получить хотя бы намек на то, что рентабельность продаж будет выше 1% — это уже будет большим позитивом.
О’кей или не окей
14 декабря в числе фудритейлеров России, торгующихся на бирже произошло пополнение. Депозитарные расписки сети магазинов О’кей начали торговаться на Мосбирже. Давайте посмотрим, какую конкуренцию могут оказать бумаги новичка таким мастодонтам, как X5 Retail и Магнит. Для этого изучим свежую презентацию и финансовые результаты истинно российской компании, зарегистрированной в Люксембурге.
Что касается роста компании, то он проходит лишь за счет развития сети дискаунтеров. Число гипермаркетов за последние 5 лет выросло всего на 6 единиц. А вот дискаунтеры «ДА», которые запустились в 2015 году выросли с 35 до 118 магазинов. Последние 3 года динамика замедлилась и не превышает 20%. Как заявило руководство, они планируют открывать 30-50 новых дискаунтеров в год. Ну собственно понятно, зачем им потребовался листинг на бирже и привлечение новых средств.
Из заявлений видно, что компания идет по пути развития именно этого формата магазинов, который занимает в выручке уже более 15%. Общая же выручка за первое полугодие 2020 года составила 85,1 млрд рублей, что на 6,5% выше показателей 2019 года. Как раз дискаунтеры внесли значимый вклад в выручку. Формат гипермаркетов максимально стабилен без поводов для роста. Первое полугодие 2020 года выдалось для всех ритейлеров успешным, однако, увеличить значительно выручку Группе так и не удалось.
За счет переоценки внеоборотных активов и убытка от курсовых разниц в 1,1 млрд рублей, О’кей получил убыток по итогам отчетного периода в 0,9 млрд рублей, против прибыли годом ранее. Радует, что операционные расходы остались в допустимых рамках. И то, что убыток был получен только в результате денежных переоценок.
Если мы взглянем на график денежных потоков с 2015 года, то увидим, что выручка не только остается на прежнем уровне, но и местами стагнирует. Нужно принимать во внимание инфляцию. Прибыль компании каждые два года уходит на отрицательную территорию. Маржинальность настолько низкая, что любой скачок курса приводит к переоценкам и убыткам. При всем при этом, Группа умудряется ежегодно платить дивиденды. Заявления руководства о намерении и дальше ежегодно платить дивиденды похвальны, но, где брать эти средства, пока не уточняется. Пока дивиденды платятся из долга.
Не хочется быть хейтером всех последних IPO на рынке, но цифры меня не только не впечатляют, но и очень расстраивают. На фоне поступательного развития во всех остальных ритейлерах, О’кей умудряется стагнировать по выручке и не развивать свою сеть гипермаркетов. Вливания денежных средств с листинга добавит ликвидности и даст толчок к открытию магазинов, но хотелось бы видеть развитие и без «займов». Хватит ли запаса денежных средств не ясно, ведь и так долговая нагрузка на высоком уровне. Net Debt/EBITDA равна 2,3x.
Инвестиции в О’кей должны быть с пометкой «супердолгосрочная идея». В такой ситуации я воспользуюсь своим принципом, не инвестировать с момента листинга компании на бирже, отдавая свое предпочтение проверенным идеям роста, таким как X5 Retail или Лента.
*Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.
Все будет O’KEY. Разбор эмитента перед листингом на Московской бирже
Совет директоров О’КЕЙ одобрил проведение листинга ГДР на Московской бирже. Группа ожидает, что торги начнутся в декабре 2020 г. Проведем разбор нового эмитента для оценки инвестиционной привлекательности.
О компании
Группа компаний О’КЕЙ основана в 2001 г. в Санкт-Петербурге, с 2005 г. сеть стала федеральной. Компания сфокусирована на деятельности в Центральном и Северо-Западном регионе России.
Розничная сеть специализируется на продаже продуктов питания. Бизнес ведется в двух форматах: гипермаркеты под брендом О’КЕЙ и дискаунтеры под брендом «ДА!». Гипермаркеты генерируют большую часть выручки.
По состоянию на 30 сентября 2020 г. открыты и работают 182 магазина по всей России (77 гипермаркетов и 105 дискаунтеров) с общей торговой площадью более 591 тыс. кв. м.
На Лондонской бирже ГДР группы торгуются с 2009 г. Структура акционеров выглядит следующим образом:
Операционные результаты
Ритейлеры выиграли от пандемии. Сеть О’КЕЙ не стала исключением, увеличив выручку по сравнению с прошлым годом. Однако в течение 2017 г. и 2020 г. наблюдается снижение выручки в каждом квартале. Отметим наличие ярко выраженного фактора сезонности в конце года: в IV квартале выручка значительно выше остальных кварталов. Средняя выручка с 1 кв. м. в III квартале составила около 66,8 тыс. руб.
Ограничительные меры в России привели к длительному закрытию торговых центров, что отразилось и на показателях компании. Сопоставимые (LFL) продажи в 2020 г. выросли по сравнению с прошлыми периодами, однако LFL-трафик значительно пострадал. Снижение было нивелировано ростом LFL-среднего чека.
Это значит, что покупатели стали реже посещать крупные торговые точки, но при этом стали закупаться впрок. Подобная тенденция характерна и для других ритейлеров.
Стоит отметить, что снижение выручки в каждом последующем квартале наблюдается именно в сегменте гипермаркетов. Дискаутеры, наоборот, демонстрируют рост. Поэтому компания наращивает торговые площади магазином «ДА!». Ожидается, что их количество увеличится на 18% г/г по итогам 2020 г. Руководство рассматривает данный сегмент как основной драйвер роста прибыли в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Кроме того, следуя трендам времени, компания расширяет деятельность в сфере онлайн-продаж. В середине октября О’КЕЙ подписал соглашение с сервисом СберМаркет по доставке продуктов на дом в некоторых городах. Ранее подобный договор был подписан с сервисом iGooods.
С 2015 г. группа также развивает собственную службу доставки — okeydostavka.ru, которая активно расширяется. Во II квартале 2020 г. сервис увеличил пропускную способность для покрытия растущего спроса — продажи в онлайн-сегменте выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 77% по стране и 86% в Москве.
Армин Бургер, генеральный директор О’КЕЙ, подчеркнул:
«Одним из наших ключевых приоритетов сегодня является расширение возможностей омниканальности, которое может быть достигнуто только за счет взаимодействия с нашими партнерами. Благодаря нашим проектам со SberMarket и iGooods мы сможем предоставить еще большему количеству клиентов свежие и высококачественные продукты по конкурентоспособным ценам в кратчайшие сроки».
Таким образом, компания прогнозирует два драйвера роста выручки — продолжение развития собственного дискаунтера и онлайн-доставки.
Финансовые показатели
Среднегодовой темп роста выручки (c 2015 по 2019 гг.) составляет незначительные 0,39%. Для сравнения, у конкурентов этот же показатель выше: X5 Retail Group — 21,2%, Магнит — 9,5%, Лента — 13,4%.
Продажные, общие и административные расходы (SG&A) на протяжении 5 лет не подверглись серьезным изменениям и составляют около 20% от выручки — на уровне с конкурентами.
Рентабельность по EBITDA демонстрирует рост и находится примерно на том же уровне, что и у конкурентов.
Соотношение чистого долга/EBITDA немного выше чем у конкурентов, но в целом находится на невысоком уровне. В I полугодии 2020 г. показатель составил 2,3х. У конкурентов за тот же период: X5 — 1,7x, Лента — 1,9х, Магнит — 2x.
Если учесть total IBL (Total Interest Bearing Liabilities) — итого процентные выплаты, которые учитывают краткосрочные и долгосрочные кредиты и займы, а также обязательства по аренде за минусом денег, то Net Total IBL/EBITDA составляет 3,9x.
В I полугодии 2020 г. процентные обязательства (IBL) снизились на 2,7% г/г, до 58,7 млрд руб. Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) присвоило группе рейтинг «ruA» со стабильным прогнозом. Поскольку выручка компании генерируется в рублях, а долги выражены в долларах, то ослабевание рубля по отношению к доллару становится негативным эффектом для компании.
На текущий момент компания имеет 5 выпусков облигаций, 2 из которых будут погашены в апреле 2021 г. При этом готовится еще 3 новых выпуска. Из общей суммы кредитов и займов на облигации приходится около 44%, оставшаяся часть в значительной степени представлена банковскими кредитами.
По состоянию на 30 июня 2020 г. группе доступны предоставленные и неиспользованные кредитные линии в рублях на общую сумму 9,9 млрд руб. с фиксированными и плавающими ставками. Эти средства могут быть использованы в случае необходимости для финансирования операционной и инвестиционной деятельности.
Чистая прибыль группы нестабильна. В 2017 г. была получена большая прибыль по сравнению с другими периодами, что обусловлено продажами собственных супермаркетов. Чистый убыток главным образом относится к внутригрупповым займам, номинированным в долларах США, а также договорам аренды, номинированным в иностранной валюте.
Капитальные затраты снижаются с 2015 г. после запуска дискаунтера «ДА!» и постепенного закрытия других форматов (гипермаркеты и супермаркеты). С учетом открытия новых магазинов «ДА!» можно предположить, что капитальные затраты могут незначительно вырасти.
Свободный денежный поток (FCF) постепенно увеличивается и имеет сезонность. В I полугодии он чаще отрицательный из-за роста основных статей расходов — денежные средства, выплаченные поставщикам и сотрудникам. По итогу всего года денежный поток выравнивается и становится положительным.
Дивиденды
Выплаты зависят от чистой и нераспределенной прибыли по МСФО. Руководство группы планирует выплачивать 25% от консолидированной чистой прибыли. Периодичность в год не ограничена и зависит от решения совета директоров.
ГРД группы торгуются на Лондонской бирже с 2009 г. По бумагам, торгующимся на LSE, выплата дивидендов чаще всего происходит раз в год. Последний раз О’КЕЙ выплачивал дивиденды в октябре 2020 г. Дивидендная доходность составила около 3,3% в долларах. Выплата производилась в долларах. До этого дивиденды выплачивались в 2019 г.
Сравнение с другими ритейлерами
Акции О’КЕЙ выглядят недооцененными и дешевыми в сравнении с конкурентами. Это обусловлено в первую очередь более низкими темпами роста выручки и другими финансовыми показателями. При этом бизнес имеет финансовую устойчивость, что было доказано ростом ключевых показателей во время пандемии.
Выход на Московскую биржу может способствовать увеличению инвесторов и общей стоимости компании. Однако в моменте компании требуется урегулировать вопрос с чистой прибылью, а также сократить долги, чтобы повысить привлекательность для инвесторов.
Заключение
Группа О’КЕЙ является седьмой среди крупнейших российских ритейлеров и третьей по количеству гипермаркетов. Стратегия компании направлена на развитие собственной торговой сети и увеличение доли дистаунтеров «ДА!» в выручке как в офлайн, так и онлайн-сегментах.
Финансовое состояние в целом является стабильным, однако может присутствовать негативный эффект в случае ослабления рубля: удорожание доллара негативно влияет на чистую прибыль. Вероятно, для инвесторов рост дивидендной доходности является единственным драйвером роста в среднесрочной перспективе.
Относительно других конкурентов О’КЕЙ является сравнительно небольшой компанией, при этом недооцененной. Пандемия коронавируса показала, что крупные торговые площади становятся менее эффективными при действии ограничительных мер. Именно поэтому увеличение количества дискаунтеров и развитие онлайн-направлений может стать ключевым драйвером для наращивания финансовых результатов.
БКС Мир инвестиций
Последние новости
Рекомендованные новости
Пятничный провал американского рынка акций. Что ждет инвесторов дальше? Прогноз до конца года
Кто сегодня в лидерах отскока
Рубль укрепляется опережающими темпами
5 идей в российских акциях: коррекция лишь увеличивает потенциал роста
АФК Система. Как изменился дисконт к дочкам
Энергетический кризис: откуда ты взялся и когда закончишься
Омикрон. Что известно про новый штамм коронавируса
Кто и как шортит российский рынок
Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru
* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.
«Окей»: еще один продуктовый ретейлер на Московской бирже
14 декабря на Московской бирже произошел вторичный листинг глобальных депозитарных расписок люксембургской компании O’Key Group SA (LSE, MOEX: OKEY) — холдинговой компании продуктового ретейлера «Окей». На Лондонской бирже компания торгуется с ноября 2010 года.
О компании
ГК «Окей» — седьмой по выручке продуктовый ретейлер на российском рынке. Основана в 2002 году. На конец 2020 года в сети было 77 гипермаркетов под брендом «Окей» и 118 дискаунтеров под брендом «Да!». Магазины компании представлены по всей стране, большая часть находится в Северо-Западном и Центральном регионах России.
Сеть гипермаркетов «Окей». Общая торговая площадь — почти 520 тысяч квадратных метров. Чуть больше половины магазинов находится в крупных торговых центрах, остальные — отдельно стоящие.
«Окей» позиционирует себя как сеть современных комфортных магазинов с высококачественными продуктами по приемлемым ценам. Основная ставка делается на продукты категорий fresh и ultra fresh и продукты собственных торговых марок. Суммарная доля продуктов fresh, ultra fresh, овощей и фруктов в объеме продаж — более 40%, а продуктов собственных торговых марок — 8,1%.
Fresh: молочная продукция, хлеб, яйца, овощи и фрукты, охлажденное мясо и рыба, полуфабрикаты, кулинария.
Ultra fresh: зелень, ягоды, экзотические фрукты
В октябре 2020 года компания запустила новую концепцию гипермаркетов. Основные изменения: увеличение на 50% торговой площади под продукты категорий fresh и ultra fresh, уменьшение на 80% площади под непродовольственные товары, обустройство комфортабельных зон кафе, переосмысление ассортимента и принципов выкладки товаров.
Также в сети активно используются цифровые технологии: самостоятельная система сканирования, программа лояльности, персонализированные предложения, цифровой сомелье. Компания запустила мобильное приложение еще в 2016 году. Естественно, в 2020 году оно стало особенно актуальным: за 9 месяцев рост онлайн-продаж год к году составил 30%, а суммарно доля онлайн-продаж достигла 45%. У «Окея» есть собственная служба доставки, а в 2020 году также заключили соглашения с сервисами iGooods и «Сбермаркет».
По итогам 9 месяцев 2020 года выручка выросла на 2,8%, трафик упал на 13,7%, но зато средний чек вырос на 19,1%.
Как победить выгорание
Сеть дискаунтеров «Да!». Общая торговая площадь — около 80 тысяч квадратных метров. Три четверти магазинов находятся в Московском регионе, остальные — в соседних областях.
«Да!» делает упор на продукты собственных торговых марок и высококачественные продукты категории fresh — 50 и 40% в объеме продаж. За счет сравнительно небольшого ассортимента, собственной логистической инфраструктуры и отлаженных процессов получается снижать операционные затраты.
Сеть активно расширяется, и за ней растет доля в выручке группы компаний: если в 2018 году она составляла 8,4%, то за 9 месяцев 2020 года поднялась уже до 15,2%. Компания планирует даже увеличить темпы и открывать по 30—50 дискаунтеров в год, чтобы через несколько лет достигнуть своей цели по доле 40% от общей выручки группы.
По итогам 9 месяцев 2020 года выручка существенно выросла — на 29,6%, при этом трафик вырос всего лишь на 3,4%, а вот средний чек — на целых 25,4%.
Выручка крупнейших продуктовых ретейлеров России в 2019 году в миллиардах рублей
X5 Retail Group: «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Чижик» | 1734 |
«Магнит» | 1369 |
«ДКБР Мега Ритейл Групп Лимитед»: «Дикси», «Бристоль», «Красное и белое», «Виктория», «Мегамарт», «Первым делом» | 805 |
«Лента» | 418 |
«Ашан ритейл Россия» | 254 |
Metro Cash & Carry | 208 |
ГК «Окей»: «Окей», «Да!» | 165 |
Источник: финансовые данные компаний
Количество магазинов сети
«Окей» | «Да!» | |
---|---|---|
2016 | 74 | 54 |
2017 | 78 | 67 |
2018 | 78 | 82 |
2019 | 78 | 100 |
2020 | 77 | 118 |
Финансовые показатели
Выручка в последние годы стагнирует, прибыль сменяется убытком. Если конкретнее посмотреть финансовые результаты, то окажется, что во многом причина убытков в курсовых разницах, которые образуются при девальвации рубля из-за переоценки — помимо прочего, по договорам аренды — той части долга, который номинирован в валюте.
Компания ежегодно платит дивиденды со времен IPO на Лондонской бирже. Около четверти акций находятся в свободном обращении, остальными владеет трио сооснователей, при этом ни у кого из них нет контрольного пакета.
Выручка и прибыль компании в миллиардах рублей
Выручка | Чистая прибыль | |
---|---|---|
2016 | 175,5 | −0,14 |
2017 | 177,5 | 3,17 |
2018 | 161,3 | −0,60 |
2019 | 165,1 | 0,75 |
2020, 6 месяцев | 85,1 | −0,90 |
Выплаченные дивиденды и дивидендная доходность
Выплаченные дивиденды, млн долларов | Дивидендная доходность | |
---|---|---|
2016 | 23,0 | 3,8% |
2017 | 24,7 | 3,7% |
2018 | 33,3 | 4,7% |
2019 | 15,2 | 3,6% |
2020 | 7,6 | 3,2% |
Структура акционерного капитала
Акционер | Доля владения |
---|---|
Nisemax Co Limited. Бенефициары — сооснователи компании Дмитрий Коржев и Дмитрий Троицкий | 44,8% |
Gsu Limited. Бенефициар — сооснователь компании Борис Волчек | 29,5% |
Free float | 25,7% |
Почему акции могут вырасти
Участие в возможной консолидации. На рынке продуктового ретейла есть два ярко выраженных лидера: X5 Retail Group и «Магнит». Возможно, кто-то из них решит еще больше укрепить свои позиции, купив весь бизнес ГК «Окей» или его часть. Такое уже случалось: в 2017 году ГК «Окей» продала свою сеть супермаркетов X5 Retail Group.
Еще более вероятным покупателем видится компания «Лента». В 2019 году у нее сменился крупнейший акционер — теперь им стал один из богатейших людей России Алексей Мордашов. Вполне вероятно, что у него есть большие амбиции относительно развития своего нового бизнеса. «Лента» — крупнейшая сеть гипермаркетов в стране, так что магазины «Окей» органично вольются в основную сеть. Также возможен вариант не с поглощением, а с объединением, как, например, сделали в том же 2019 году «Красное и белое», «Дикси» и «Бристоль».
Успехи сети дискаунтеров. Из-за пандемии и последовавшего за этим кризиса доходы населения упали, и это способствует росту популярности формата дискаунтеров, так что для сети «Да!» сейчас хорошая конъюнктура. Хорошие результаты сети по росту количества магазинов и выручки и увеличивающаяся доля в финансовых показателях группы делают значительный вклад в развитие бизнеса. Сеть «Да!» — это основной драйвер роста группы.
Защитный сектор. Продуктовый ретейл — это защитный сектор, так что, если в ближайшем будущем нас ждет какой-нибудь очередной биржевой кризис, представители именно этого сектора — одни из тех немногих, кто должен в меньшей степени почувствовать кризис на своих котировках. Возможно, инвесторы, которые боятся биржевого кризиса, заранее начнут скупать акции компаний из защитных секторов.
Инвестиции — это несложно
Почему акции могут упасть
Высококонкурентный сектор. Кроме традиционных продуктовых ретейлеров, среди которых ГК «Окей» далеко не самый крупный, есть мультикатегорийные онлайн-ретейлеры: Ozon, Wildberries, — которые торгуют и продуктами питания, сервисы доставки продуктов «Яндекс-лавка», «Самокат» и другие. А где высокая конкуренция — там большие капитальные и операционные затраты и низкая итоговая маржа.
Проблемы сети гипермаркетов. Выручка сети гипермаркетов «Окей» стагнирует, и это вряд ли можно списать на неэффективность конкретной сети: это проблемы самого сегмента, потому как гипермаркеты выходят из моды. Большое количество магазинов шаговой доступности и онлайн-игроков в последние годы активно перетягивали покупателей на себя, и они перестали так же охотно ездить в огромные гипермаркеты. Как итог — трафик в них упал.
Это заметили все основные игроки — и стали закрывать, переоборудовать в супермаркеты или просто перестали открывать новые гипермаркеты, и их количество начало уменьшаться. Если в первой половине десятилетия в России прибавлялось около 100 гипермаркетов в год, то далее темп прироста замедлился — и в итоге перешел к стагнации и убыванию. Ну а уж во времена пандемии тенденции преимущественных походов в ближайшие к дому магазины и заказа онлайн-доставки еще более усилились.
Не очень хорошие мультипликаторы. У компании не самые привлекательные мультипликаторы: довольно существенная долговая нагрузка, небольшая рентабельность собственного капитала, недешевая оценка. При этом неплохие показатели за 2017 год — во многом из-за прибыли от продажи супермаркетов X5 Retail Group. Ну а уж в сравнении с публичными конкурентами по сектору мультипликаторы выглядят еще менее привлекательными.
Отсутствие дивидендной политики. Несмотря на то что компания ежегодно на протяжении многих лет платит дивиденды, четкой и понятной дивидендной политики, которая давала бы некоторую определенность насчет размера дивидендов, нет.