Почему упали акции grub
Доставка еды со скидкой 43%. Почему обвалились акции Grubhub
Grubhub — одна из крупнейших компаний в США по доставке готовой еды из кафе и ресторанов, аналог российских «Деливери-клаба» и «Яндекс-еды». 28 октября Grubhub опубликовала отчетность за 3 квартал 2019 год. Результаты компании разочаровали инвесторов — на следующий день после публикации отчета акции обвалились на 43%. Разберемся, что пошло не так и стоит ли покупать эти акции на распродаже.
Чем занимается Grubhub
Grubhub владеет несколькими онлайн-площадками для заказа еды под разными брендами: Seamless, Allmenus, MenuPages, LevelUp и Tapingo.
Принцип работы каждой площадки примерно одинаковый: пользователь выбирает и заказывает еду из большого перечня ресторанов-партнеров через приложение или сайт. Ресторан может самостоятельно доставить заказ клиенту или воспользоваться услугами курьеров Grubhub. Компания зарабатывает на комиссии с каждого заказа, сделанного через онлайн-площадки, на плате за доставку заказа и рекламе ресторанов внутри площадок.
Основной рынок Grubhub — США, где компания работает более чем в 2 тысячах городов. Еще она работает в Великобритании, но это небольшой рынок.
Что происходит
До 2018 года бизнес Grubhub отлично развивался: выручка росла на 35—50% в год, вместе с ней увеличивалась и прибыль компании. Это позитивно сказалось и на цене акций, которые выросли в четыре раза за четыре года — с момента IPO в 2014 году.
У Grubhub начались сложности в середине 2018 года. Конкуренты привлекли инвестиции венчурных фондов и начали агрессивно захватывать рынок доставки еды.
Особенно это удается DoorDash, которая за последние 2 года привлекла 1,8 млрд долларов инвестиций. Компания вложила деньги в расширение и увеличила свою долю рынка с 15 до 35%. Для сравнения: Grubhub инвестировала за последние 2 года около 0,9 млрд долларов с учетом приобретения других компаний. Текущие заработки Grubhub не позволяют увеличить инвестиции до уровня DoorDash.
У инвесторов DoorDash длинный горизонт планирования, и они готовы финансировать убытки компании в надежде на рост показателей в будущем. DoorDash — непубличная компания, которой не нужно отчитываться перед инвесторами на фондовом рынке, а руководству не приходится учитывать претензии акционеров по поводу краткосрочных результатов. Grubhub же должна ежеквартально отчитываться о своих финансовых показателях перед инвесторами и владельцами акций, которые негативно относятся к снижению прибыли.
Компания увеличила инвестиции в бизнес, но прибыль упала почти до нуля. Инвестиции не помогли сохранить рыночные позиции — за полтора года доля рынка Grubhub сократилась с 37 до 22%.
Инвесторам Grubhub не понравилось падение прибыли. С пикового значения в августе 2018 года акции упали на 60% к 28 октября 2019 года, когда вышел финансовый отчет за 3 квартал 2019 года.
Отчет усилил опасения инвесторов. Выручка и прибыль Grubhub оказались ниже ожиданий аналитиков, а руководство дало негативный прогноз выручки и прибыли.
В следующем квартале ожидается прирост выручки всего на 9—16% год к году против 30% за прошедший квартал и 50% год назад. Еще компания прогнозирует падение EBITDA: по предварительным оценкам, этот показатель может составить 100 млн долларов за 2020 год, хотя еще в 2018 году зарабатывали 161 млн долларов.
Оценка и перспективы компании
С 2018 года акции Grubhub подешевели в четыре раза. Правда, по мультипликаторам из-за падения прибыли они все еще дорого стоят — 29 годовых EBITDA, или 812 годовых прибылей.
Сравнить Grubhub с другими компаниями по доставке еды можно только по выручке, так как почти все аналоги убыточны, а многие не раскрывают полные показатели. Среди аналогов Grubhub — самая дешевая компания в индустрии.
Мультипликатор P / S — отношение капитализации к выручке
Кроме текущей ситуации важно учесть перспективы развития индустрии. Они далеко не радужные как минимум на ближайшие один-два года.
Крупные конкуренты — DoorDash и Postmates — планируют разместить свои акции на фондовом рынке. Им нужно наращивать долю рынка и показывать высокие темпы роста финансовых показателей, чтобы их акции были высоко оценены при размещении и можно было привлечь больше денег. Скорее всего, обе компании продолжат агрессивно инвестировать в расширение бизнеса, что негативно повлияет на финансовые показатели Grubhub.
В итоге
Акции Grubhub за последний год упали в четыре раза и по мультипликатору P / S стоят дешевле конкурентов. Конкуренция на рынке доставки еды выросла, другие компании инвестируют больше Grubhub, а их владельцы готовы терпеть убытки.
Финансовые показатели Grubhub могут значительно снизиться в ближайшие год-два, из-за чего акции могут упасть еще ниже. На мой взгляд, акции Grubhub сейчас неинтересны для инвестиций.
Новые акции на SPB exchange: GRUB, UiPath, AppLovin, TuSimple
Сегодня с 16:30 по московскому времени на Санкт-Петербургской бирже стартуют торги 6 новыми ценными бумагами. АДР на акции Just Eat Takeaway.com добавлены в результате корпоративного события по слиянию с компанией GrubHub. Еще 5 новых акций – это технологические компании, вышедшие на IPO в 2021 году и добавленные к торгам по просьбам участников торгов.
Депозитарные расписки на акции Just Eat Takeaway.com N.V., появились на торгах в результате слияния компаний Just Eat Takeaway.com и GrubHub. С 18 июня 2021 года компания GrubHub Inc исключена из списка листинга, торги ее акциями прекращены. АДР компании Just Eat Just Eat Takeaway.com котируются на бирже Nasdaq и на Санкт-Петербургской бирже под историческим тикером «GRUB».
Согласно условиям слияния акционеры GrubHub Inc. АДР Just Eat Takeaway.com из расчета 3,355 АДР вместо каждой акции GrubHub. Биржа обращает внимание, что зачисление АДР Just Eat Takeaway на счета инвесторов будет проводиться в соответствии с условиями и сроками обработки корпоративного события иностранными и российским депозитариями.
Давайте разберем подробнее новых эмитентов.
UiPath (SPB:PATH)
AppLovin Corporation (SPB: APP)
AppLovin Corporation – компания-производитель сервисов для развития бизнеса мобильных приложений, которые позволяют разработчикам продавать, монетизировать, анализировать и публиковать свои приложения. Собственный контент компании включает более 200 популярных, приложений. Компания предлагает несколько решений для бизнеса: AppDiscovery для проведения и оптимизации рекламных кампаний в приложениях, MAX управление монетизацией приложений, Adjust автоматизация маркетинга и предотвращение мошенничества. Кроме того, компания владеет собственной студией Spark Labs, оказывающей комплексные услуги по настройке и продвижению рекламных кампаний. AppLovin сотрудничает с 14 ведущими студиями по производству мобильных игр (Athena Studio, Belka games, Clipwire), помогая им оптимизировать игры и привлекать больше игроков.
Qualtrics International Inc. (SPB: XM)
TuSimple Holdings Inc. (SPB: TSP)
TuSimple – компания, занимающаяся разработкой технологий автономного вождения для повышения безопасности и эффективности грузовых перевозок. Основанная в Сан-Диего в 2015, компания насчитывает более 800 сотрудников по всему миру, которые создают автономную систему вождения, специально разработанную для удовлетворения требований к грузовым автомобилям большой грузоподъемности. Компания создала лучшую в отрасли систему распознавания объектов на больших дистанциях до 1000 метров. В июле 2020 года TuSimple запустила первую в мире автономную грузовую сеть (AFN), позволяющую перемещать грузы по территории США с использованием автономных грузовиков L4. Сеть стремится предоставить надежные и недорогие грузовые перевозки как услугу, устанавливая новый стандарт безопасности и топливной эффективности. Сейчас сеть находится на этапе тестирования и запуска пилотных проектов с партнерами. Так, в мае 2021 в сотрудничестве с The Giumarra Companies, дистрибьютором свежих продуктов, TuSimple произвела тестовую доставку партии арбузов завода Giumarra в Аризоне до распределительного центра в Оклахома-Сити. Этапы приема и передачи продуктов выполнил вручную водитель, но основную часть пути через 4 штата США, протяженностью более 900 миль велась посредством автономной системы вождения. Таким образом удалось сократить время в пути почти на 42%. Путь, который водитель-человек обычно проезжает за 24 часа, система проделала за 14.
Shoals Technologies Group (SPB: SHLS)
Инвестидея: Grubhub, потому что ваш заказ уже у курьера
Сегодня суперспекулятивная идея почти на уровне биткоина — ну или хотя бы на уровне Beyond Meat: купить акции сервиса по доставке еды Grubhub в расчете если не на хорошие результаты по итогам этого квартала, то на бурный рост в будущем.
Потенциал роста: в рамках квартала возможен рост на 20—30% в абсолюте.
Срок действия: от пары дней до квартала, возможно долгосрочное инвестирование.
Почему акции могут вырасти: либо результаты этого квартала окажутся очень хорошими, либо инвесторы продолжат проявлять недюжинный интерес к этой отрасли.
Без гарантий
Наши размышления основаны на анализе бизнеса компании и личном опыте наших инвесторов, но помните: не факт, что инвестидея сработает так, как мы ожидаем. Все, что мы пишем, — это прогнозы и гипотезы, а не призыв к действию. Полагаться на наши размышления или нет — решать вам.
Если хотите первыми узнать, сработала ли инвестидея, подпишитесь на Т—Ж в Телеграме: как только это станет известно, мы сообщим.
На чем зарабатывает компания
Grubhub зарабатывает на доставке еды из ресторанов. Аналогии с российскими сервисами доставки вроде Delivery Club полностью уместны и оправданны.
Судя по годовому отчету, на платформе компании работает примерно 105 тысяч ресторанов. Еду у них заказывают примерно 17,7 млн уникальных потребителей ежегодно. При этом ни один ресторан — или группа потребителей — не дает компании 10% и более от ее структуры выручки.
За пределами Америки компания генерирует меньше 1% доходов — в отчете не говорят о конкретных странах, но Statista сообщает, что это Англия.
Аргументы в пользу компании
Перспективный сектор. Это главный — и чуть ли не единственный — аргумент за. Сектору доставки готовой еды из ресторанов на дом пророчат неплохие перспективы: ожидается, что с каждым годом онлайн-продажи будут занимать все больший процент от общих ресторанных продаж в США. Ежегодные продажи в ресторанах США составляют около 863 млрд долларов, так что ожидаемые в этом году 9% онлайн-продаж — это действительно очень много.
Неплохой сезон. В этом праздничном сезоне в США ожидается увеличение трат на еду, и вкупе с ожидаемым ростом продаж через приложения получается довольно неплохая картина для Grubhub. Поэтому конкретно в этом квартале я бы ожидал хорошие результаты продаж.
Что может помешать: почти все
Конкуренты. Grubhub — не единственная компания, работающая в этом секторе, и ее доля рынка даже не самая большая. Ну а чем больше конкуренции, тем меньше прибыли — и поводов для радости у акционеров.
А может, у ресторанов вообще начнется бум запуска собственных приложений и сервисов доставки еды — хотя для того, чтобы это было оправданно с коммерческой точки зрения, ресторанам нужно делать онлайн где-то 25—30% своих продаж.
Сейчас чуть меньше половины заказов в США доставляют сами рестораны — львиную долю здесь составляют гиганты типа Burger King или Papa John’s, которые могут позволить себе содержать собственные сервисы доставки.
Инвесторы ожидают фантастических результатов роста выручки — и, если компания не дотянет до них хотя бы полпроцента, велик риск масштабной распродажи ее акций.
Компания не представлена на рынке доставки продуктов из магазинов. Это еще один растущий рынок в США, и Grubhub там нет — зато там неплохо представлены их конкуренты из DoorDash. И это не только упущенная прибыль: рост доходов в этом бизнесе позволит DoorDash активнее давить на Grubhub в сфере доставки еды.
Рынок труда в США. Отрасль доставки еды полагается на копеечный труд нещадно эксплуатируемых курьеров. В условиях низкой безработицы и растущих зарплат привлекать новых курьеров и удерживать старых придется за счет повышения расходов. А это проблема для Grubhub, поскольку ее итоговая маржа составляет всего лишь 0,32% — и даже незначительное повышение оплаты труда курьеров сильно ударит по ее прибыльности.
Акции GrubHub рухнули на 43%
Акции компании по доставке продуктов питания GrubHub упали более чем на 40% после того, как неутешительные доходы и мрачные прогнозы вынудили инвесторов Уолл-стрит сбросить и без того непростые акции.
GrubHub получил пять понижений, в том числе двукратное понижение как от Bank of America Merrill Lynch, так и от Oppenheimer.
В этом году GrubHub потерял более половины своей рыночной стоимости, так как конкурирующие сервисы доставки еды, такие как UberEats, DoorDash и PostMates, оказали давление на фундаментальные факторы. Компания потратила значительные средства на рекламные акции, чтобы завоевать долю рынка. По данным Refinitiv, GrubHub сообщил, что выручка в третьем квартале составила 322 миллиона долларов, не добравшись до уровня прогноза аналитиков в 330,5 миллиона долларов.
Доходы соответствовали ожиданиям в 27 центов на акцию. Заказы уменьшились на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, снизившись еще больше после снижения во втором квартале на 11%.
Слабым местом отчетности стали комментарии руководства компании в четвертом квартале, которые разрушили надежды аналитиков на оставшуюся часть года. GrubHub, рыночная стоимость которого составляет около 5,3 млрд долларов, заявила, что выручка в четвертом квартале составит от 315 до 335 млн долларов, что значительно ниже прогноза в 388 млн долларов. Руководство отметило более низкую частоту заказов, так как компания не может развиваться на уровне конкурентов.
Чтобы бороться с этой иррациональностью, GrubHub сосредоточится на партнерстве с еще не задействованными ресторанами, расширенной интеграции национальной сети и рекламных акциях.
Акции GrubHub упали на 43,3% по итогам торгов во вторник. По информации поставщика финансовой аналитики S3 Partners, шорт-продавцы сделали ставку на 1,2 млрд долларов против GrubHub и в октябре заработали на этом 460 млн долларов, включая прибыль во вторник. По данным S3, это делает его самым прибыльным в секторе интернета и прямого маркетинга.
Just Eat Takeaway.com N.V GRUB
Подробнее на интерактивном графике
Подробнее на интерактивном графике
Подробнее на интерактивном графике
Подробнее на интерактивном графике
График депозитарной расписки GRUB
Цена подходить к зеркальному ключевому уровню + образовывается разворотный паттерн + RSI входит в зону перепроданности. Ожидаю покупки от данного уровня.
Оценка стоимости Рыночная капитализация 5.835B Стоимость компании (MRQ) 5.952B Стоимость компании/EBITDA (ТТМ) 32.0960 Всего акций в обращении (MRQ) 90.757M Количество сотрудников 2.722K Количество акционеров 29 Цена/Прибыль (TTM) 75.0999 Цена/Выручка (TTM) 5.7931 Цена/Баланс. стоимость (FY) 4.0315 Цена/Объём продаж (FY) 5.7931 Балансовый отчет Коэфф. быстрой.
Покупка по текущей цене