Почему ученые утверждают что волосовцы это древнейшие предки финно угорских народов
Почему ученые утверждают что волосовцы это древнейшие предки финно угорских народов
=Свободная Финно-Угрия= запись закреплена
Прародина Финно-Угров по мнению некоторых учёных
Данная статья посвящена вероятному нахождению прародины
финно-угорских и тюркских народов–важнейшему вопросу этногенеза
этих народов, с древнейших времен населявших, и по-прежнему населяющих Восточноевропейскую (Русскую)равнину. Авторы связывают расположение древней прародины финно-угров и тюрок со степным ареалом Северного Причерноморья и Прикаспия, в котором была одомашнена лошадь.
Народы, говорящие на финно-угорских и тюркских языках, тысячелетиями жили и по-прежнему проживают на бескрайних просторах Русской равнины. Эта великая равнина, называемая еще и Восточноевропейской, раскинулась от Уральских гор на востоке до Балтийского моря на западе, и от Белого моря на севере до Черного и Каспийского морей на юге (рисунок 1).
Рисунок 1
–
Физическая карта Европы
Из 10 млн. км2, приходящихся на всю Европу, территория Русской равнины занимает площадь не менее, чем в 4млн. км2. Напомним еще раз, что именно она, Русская равнина, по Маккиндеру является Хартлендом, то есть географическим «Сердцем Земли»
.
Вернемся к финно-уграм. Согласно краткой статье доктора исторических
наук, члена-корреспондента РАН А.В. Головнева финно-угорские народы относятся к уральской языковой семье:
«Уральская языковая семья вкл. языки народов, расселенных от Скандинавии и Венгрии на з.до Таймыра и Алтая
.
Ближайшими соседями древних урал. (носителей уральского праязыка), судя по степени взаимного языкового влияния, с глубокой древности были народы индоевропейской и алтайской языковых семей.
Современный исследователь А.В. Головнев относит финнов и угров
к разным языковым группам, но их родственное происхождение не вызывает у автора никакого сомнение.
На основе данных работы уточняется тот период глубокой древности (шесть
–семь тысяч лет тому назад), когда у народов, входящих в уральскую
языковую семью (УЯС), существовал единый древний язык, ставший основой для языков всех народов УЯС. То есть, фактически, в то далекое время существовал единый народ, говорящий на одном языке.
Венгерский академик Петер Хайду, представитель самого многочисл
енного народа, принадлежащего к УЯС, в своем фундаментальном исследовании поясняет общепринятое деление народов УЯС на языковые группы следующим образом.
К угорской ветви уральских языков относятся
– венгерский, мансийский и хантыйский языки.
К финно-пермской
– коми, удмуртский, марийский, мордовский, саамский языки и прибалтийско-финская языковая группа.
Финно-пермские и угорские образуют финно-угорскую языковую семью, входящую в состав УЯС.
Самодийские языки
– ненецкий, энецкий, нганасанский (северная ветвь) и селькупский (южная ветвь) также входят в состав УЯС.
Рисунок 1 – Физическая карта Европы
Некоторые ученые, считают, что уральские и юкагирские языки
имеют очень древние общие корни.
«Наиболее распространенной является гипотеза о местонахожде-
нии урал. прародины в Северо-Восточной Европе между Средней Волгой и Уралом».
Отметим, что за семь тысячелетий своего существования народы УЯС слишком далеко по миру от своей прародины не разбрелись (рисунок 2) и их численность в наше время относительно не велика.
Рисунок 2 –Распространения народов, относящихся к УЯС
«Большинство уральских народов проживает на территории Рос-
сии, за исключением венгров, финнов и эстонцев».
Самый крупный народ венгры имеет численность около 16 млн. человек. Отметим, что такие народы, как юкагиры, манси, ханты, а также самодийские народы (нганасаны, ненцы и другие), проживающие в Сибири восточнее Урала, имеют явные антропологические черты, при
сущие монголоидной расе. Народы УЯС, проживающие западнее Уральских гор, в том числе между Средней Волгой и рекой Урал относятся
к европеоидной расе, но: «Нужно учитывать такие факты, как наличие
небольшой монголоидной примеси у прибалтийских финноязычных народов, заметное увеличение доли монголоидного компонента в составе поволжских финноязыч-ных народов по сравнению с прибалтийскими и т. д.».
Н.Ф. Мокшин также отмечает, что заметная монголоидная примесь (но менее 50%) присутствует у волжских и пермских финно-угров.
. весьма существенны признаки пигментации.
Цвет кожи у всех финно-угров светлый.
Все это позволяет сделать следующий вывод: семь-пять тысяч лет назад на
волжско-уральской прародине финно-угров проживал светлокожий и светловолосый европеоидный народ, ставший общим предком народов УЯС.
Теперь попробуем разобраться с довольно сложным вопросом: где находилась прародина тюрок?
В настоящее время тюркские народы (их численность в наше время по некоторым данным достигает 170 млн. человек) широко представлены на
территории Восточноевропейской равнины и не только на ней, а на всей территории Евразии. Видимо, проживали они (тюркские народы) на
этих землях в течение тысячелетий.
Этногенез тюрок, то есть процесс возникновения народа в качестве субъекта человеческой истории на базе самых различных общностей людей на определенном пространстве в течение вполне определенного времени, по большему счету в современной научной литературе описан, скажем корректно, довольно-таки туманно.
Ученые-лингвисты до сих пор даже не могут определиться, какие именно
народы относятся к алтайской языковой семье, в которую входят тюркские языки.
В наше время положение в этом вопросе со времен третьего
издания БСЭ (1969 –1978 годы) в лучшую сторону практически не изменилось.
Где живут финно-угоры?
Кто предки финно-угоров?
Предки уральцев (финно-угоры и самодийцы) могут быть связаны с коренным населением всей северной части Восточной Европы, включая Поволжье и Урал. Уральское влияние простирается до Сибири, и даже среди Юкагири на северо-востоке Евразии есть признаки культурных и языковых контактов. Вероятно, преемственность уральского населения в значительной части северной Евразии существовала еще со времен культур неолита (III тысячелетие до н.э.). Имеются также признаки иммиграции, пересечения и культурного влияния евразийских степей. Крестьянские культуры южных уральцев Европы распространились на север за счет охотничье-собирательской, оленеводческой и рыболовной культур северных уральцев (предков саамов и самодийцев).
Какие уральские народы?
Уральские этнические группы современной эпохи являются остатками изначально более распространенного населения. Особенно в контакте с русскими многие уральцы аккультурировали и лингвистически ассимилировались.
Около 10 000 лет уральцы контактируют с индоевропейским населением.
Первоначальная родина уральцев исконно искалась в Поволжье и ее притоках по лингво-историческим критериям. Современные археологические и генетические исследования человека позволили сделать выводы, подтверждающие эту гипотезу. Антропологически уральцы связаны с монгольским населением. Уральский геномный профиль лучше всего сохранился в семенах Северной Европы, более 45% генов которых все еще имеют уральское происхождение. В генетическом профиле других народов сохраняется гораздо меньше генетических следов, указывающих на уральское происхождение. У финнов доля уральских генов едва достигает 20%. Человеческая генетическая история уральских популяций связана с их деурализацией и постепенной индо-германизацией.
Какова история финнов?
этногенез
Пришедшие с Уральских гор финно-пермские или протофинские народы с III тысячелетия до н.э. распространились по северо-восточной Европе на Скандинавию и Прибалтику, что сопровождалось их разделением или постепенным отделением. Волжские финны переместились на юго-запад. Затем семена и балтийские плавники развивались отдельно. Последние, в свою очередь, раскололись на предков финнов и эстонцев.
Где-то между рождением Христа и годом 700 финских племен вторглись в южную и западную Финляндию. Впоследствии саамские кочевники (оленеводы) были оттеснены на север финскими фермерами. Предположительно, по суше через Карельский перешеек финское племя Тавастов пришло в Центральную Финляндию, а частично по морю через Финский залив «настоящие финны» пришли из Эстонии в юго-западную Финляндию. Карелы, следовавшие за Тавастами по более северному маршруту, поселились в юго-восточной Финляндии.
Финский язык является одним из финских языков Балтийского моря. В этой ветви уральской языковой семьи она более тесно связана с карельским и эстонским языками. Благодаря своим контактам с соседними языками, финский язык оказал большое влияние на свой словарный запас, фонетическую систему и грамматические структуры со времен средневековья.
генетический
В геномном профиле финской популяции еще можно выделить части генофонда uralid. Это около 20% финского генного профиля. Этногенез населения Финляндии характеризуется непрерывной индоевропеизацией. Благодаря этому процессу этнического смешивания доля европейских генов увеличилась до 80%. Эти геномные диспропорции являются одной из причин того, что финны выглядят как скандинавы и не похожи на типичных уралидов, например, марийцев или мансенов. Однако в телосложении некоторых финнов есть характеристики, указывающие на их уральское наследие, например, небольшие размеры в соотношении с запасами.
Какова история эстонцев?
Эстонцы этнически не принадлежат к балтам, но вместе с саамами и финнами принадлежат к финно-угорским народам. Тем не менее, Эстония географически считается частью Прибалтики.
Финно-угорские племенные группы поселились в сердце Эстонии уже в V тысячелетии до н.э. В III тысячелетии до н.э. финны Балтийского моря, имеющие региональную специфику в культуре и языке, обрели свой профиль. Во II тыс. до н.э. развиваются контакты между балтийскими финнами на севере и балтийскими племенными группами на юге. В 1-м тысячелетии до н.э. сформировалась эстонская этническая группа. С середины I тысячелетия н.э. эстонцы находятся в контакте с восточными славянами, позднее в основном с русскими.
Самое долгое время в своей политической истории эстонцы были зависимы от других государств. В период царской русской и советской власти эстонская община находилась под сильным аккультурационным давлением, что оставило свои лингвистические следы в смене языка на русский среди определенных групп населения и в двуязычии современности. Эстонский язык написан с 17 века. Тесные отношения с культурными и языковыми соседями, финнами, особенно с 19 века, укрепили самоуважение эстонцев и мотивировали культивирование эстонской идентичности и языка.
Какова история венгров (мадьяров)?
Венгерский язык является одним из основных языков финно-угорской ветви и принадлежит к группе угорских языков. Около 3000 лет венгерский язык развивался отдельно от других финно-угорских языков. Согласно преобладающей теории, венгры происходят от кочевого народа, чей «первоначальный дом», как полагают, находится в Уральском регионе. Венгерские племенные группы вместе с турецкими поволжскими болгарами переместились в VII веке через русские степи на запад на Паннонскую равнину. Однако основной захват земли венграми произошел лишь в 896 году, когда в Карпатской котловине воевали в общей сложности 7 племен венгров. Авары и Славяне, жившие там в то время, быстро ассимилировались в последующий период. Однако эта теория преемственности была повторена и до сих пор подвергается сомнению.
По мнению академического большинства, об этническом единстве венгров (мадьяров) в современном понимании можно было говорить только со времен захвата Венгрией земель в Карпатской котловине, так как их племенная конфедерация образовалась лишь недавно из групп различного происхождения. Поэтому финно-угорские протомадьяры, происходящие из Уральского региона, являются лишь одним из элементов, из которого образовались более поздние венгры. После поражения венгров в битве при Лехфельде в 955 году они покинули территорию нынешней Австрии (за исключением современного Бургенланда) и поселились в современной западной Венгрии. Постепенно кочевой венгерский народ поселился. Начиная с последней четверти 10 века, венгры были христианизированы при принце Гезе и при Стефане I. Последний считается первым королем Венгерского королевства, основанного в 1000 году.
С 12 века венгерский язык пишется латинским шрифтом.
Что такое «древние племена» или «народы древности?
Так работает анализ происхождения ДНК
Анализа слюны достаточно, чтобы получить образец Вашей ДНК. Взятие анализа проходит просто и безболезненно, это можно сделать дома. К набору для взятия анализа прилагается контейнер, в котором его можно отправить по почте.
по телефону, электронной почте или на веб-сайте
Доставка занимает несколько дней.
Дома, просто и безболезненно.
С вложенным конвертом.
Письменно и онлайн примерно через 6-8 недель.
Финно-угорские народы
История этих народов ничуть не менее древняя и местами даже ещё более трагичная, нежели история самих славян – происхождение и тех, и других до сих пор является предметом научных диспутов, и порой самых жарких; как и славяне, финно-угорские народы составляли когда-то единое целое и были монолитом, то есть до поры до времени сохраняли некое единство и даже, гипотетически, говорили на одном прафинно-угорском, а до того прауральском языке, а прежним местом их расселения были земли в Западном Предуралье, собственно Средний Урал и некоторые области Волжско-Камского бассейна.
Классификация народов и их численность
Народы финно-угорской этноязыковой общности традиционно принято делить на финнов и угров.
Отечественные специалисты-этнографы доводят их общую нынешнюю численность до 26,5 млн человек, проживающих в странах Старого и Нового Света, по обе стороны Атлантического океана, включая сюда, вполне естественно, Россию, США и даже Канаду.
Наиболее многочисленными из них на сегодня являются государствообразующие венгры или мадьяры, а их около 15 млн человек, которые к тому же сами делятся на разные субэтнические группы, включая сюда экзотических мадьярабов, а к числу малых или, точнее, самых малочисленных финно-угорских народов относятся, судя по всему, манси и вепсы – их 12,5 тысяч и 6,4 тысяч человек соответственно.
Финно-пермская группа
Прибалтийско-финская подгруппа
Пермская подгруппа
Волжско-финская подгруппа
Саамская подгруппа
– состоит исключительно из
Угорская группа
Обская подгруппа
– включает два малых народа:
Дунайская подгруппа
– состоит из нескольких разных по величине субэтносов венгров (мадьяр или угров):
Финно-угорские народы на территории России
Ещё в раннем Средневековье Новгород Великий, точнее, словены новгородские наладили устойчивые торговые связи с соседями емью, сумью и лопарями-саамами, летописной лопью, когда между участниками существовал натуральный обмен продуктами охоты, рыболовства и бортничества, а уже в первой половине XIII века новгородцы-ушкуйники не только ходили походами в Скандинавию и на Кольский полуостров, но и, по всей видимости, подчинили внутренние области второго своей власти – об этом, в частности, косвенно свидетельствуют переговоры 1251 года между норвежским конунгом Хаконом Старым и русским князем Александром Невским об установлении северных границ владений Норвегии в Лапландии (Финмарк).
Войдя в тесное соприкосновение с племенами, населявшими тогда Финляндию, новгородцы частично их ассимилировали, большей же частью просто вытеснили их дальше на запад и северо-запад.
С падением в 1478 году новгородской вольницы и подчинением Новгорода Москва постепенно потеряла его прежние завоевания в восточной Финляндии, которые, впрочем, удалось частично вернуть уже при Грозном Царе, а затем, ещё полтора столетия с небольшим спустя, при Петре Великом, а после при Елизавете Петровне – когда Старая Финляндия оказалась в составе Российской Империи, а в 1809 году при Александре Благословенном вообще вся нынешняя Финляндия стала в одночасье русской землёй.
Немногим раньше началась русская колонизация мордовских земель к юго-востоку и востоку от Нижнего Новгорода или Новгорода на Низу, основанного в 1221 году великим князем владимирским Юрием Всеволодовичем у слияния двух великих русских рек Волги и Оки больше в качестве перевалочной базы при продвижении русских в глубь означенных земель, для покорения мордвы, находившейся тогда в вассальной зависимости от Волжско-Камской Булгарии.
Дело кончилось полным покорением туземцев, установлением в XVI – XVII столетиях новых засечных черт по линии Темников – Алатырь и Инсар – Шишкеев – Саранск и основанием крепостей, которые со временем «эволюционировали» в города, центры ремёсел и торговли.
XVIII век в истории мордвы и черемис (равно горных и луговых) был ознаменован тотальной христианизацией этих народов, зачастую насильственной, что приводило к восстаниям вроде вялотекущего Терюшевского восстания 1743 –1745 годов.
Но не до того, ни в дальнейшем ни одно из финно-угорских племён не играло сколь-нибудь заметной или активной роли в русской или европейской истории, за исключением, до некоторой степени, тех же венгров.
По данным 2002 года в Российской Федерации общая численность финно-угров доходила до 2,6 млн человек.
А перепись населения 2010 года показала, что из финно-угорских народов, проживающих на территории нашей страны, больше всего мордвы двух субэтносов – мокша и эрзя, 744 237 человек (не очень понятно, правда, включены ли в это число эрзяне-шокша и «отатарившиеся» мокшане-каратаи), а меньше всего представителей народностей ижора – 226 человек, и водь – этих всего 64 человека.
А наибольшее их число пришлось на «застойный» 1970 год, когда в Советском Союзе проживали 4,3 млн представителей финно-угорских народов.
Кстати, ещё один древний мордовский субэтнос, терюхане, предположительно из эрзян, некогда жившие в Терюшевской волости Нижегородского уезда ныне считается исчезнувшим, в течение XX столетия полностью ассимилировавшимся с русскими, как некогда полностью ассимилировались с русскими мурома, весь и меря, в той или иной степени оказав тем самым влияние на их расовые признаки.
Внешность финно-угорских народов
Во внешнем облике представителей финно-угорских народов одинаково сочетаются европеоидные, узкое лицо, светлые волосы и другое, и монголоидные, широкое лицо, тёмные волосы и так далее, черты.
В особенности это хорошо видно на примере двух соседних народов мордвы мокша и эрзя: первые – низкорослые, и для них в большей степени характерны широкие скулы и те же тёмные волосы, в то же время вторые – «истинные арийцы»: они высокорослы, у них заметно более узкие лица, светлые волосы и голубые глаза.
А вышеупомянутые удмурты (они же вотяки) и черемисы, то бишь нынешние мари или, официально, марийцы, эти «последние язычники Европы», зачастую являются обладателями явно монголоидных черт: пресловутой «монгольской складки» верхнего века у внутреннего угла глаза, то есть эпикантуса, широких «морд лица», у мужчин покрытых жиденькой растительностью. Более того, язык тех же мари считается самым «тюркизированным» из всех финно-угорских языков.
Кстати, упомянутую «монгольскую складку» можно также рассмотреть у некоторых представителей води, той же ижоры, современных карел или эстонцев.
Религия
Считается, что гипотетические предки нынешних финно-угров прауральцы исповедовали анимизм – веру в духов и одушевлённость всего сущего.
Понятно, что теперь большая (ударение на первом слоге) часть финно-угров в России придерживается Православия, однако, в некоторых местностях удмурты и марийцы до сих пор сохраняют прародительский анимизм, а родственные им в языковом плане самодийцы или самоеды Ненецкого автономного округа Архангельской области, Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области и Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края в большинстве своём традиционно остаются приверженцами шаманизма.
Нынешние финны и саамы – лютеране и православные, в Эстонии также преобладает лютеранство, венгры в большинстве своём католики и так далее.
Языки
По языковому признаку финно-угров исторически делят на четыре основные группы:
В настоящее время также существует несколько иное деление финно-угорских народов по языковому признаку, предусматривающее существование пяти групп, где в качестве пятой (она же вторая) присутствует лопарская или саамская группа с включением в неё народов, в том числе тех же лопарей, издревле населяющих Кольский полуостров.
Исчезнувшие финно-угорские племена
Как уже говорилось выше, полностью исчезли ассимилировавшись с завоевавшими их русскими и татарами обитавшие в Волжско-Окском междуречье меря – древний финно-угорский народ, имевший когда-то серьёзные торгово-экономические связи с Ближним Востоком, о чём, в частности, свидетельствует клад с серебряными дирхемами VIII – IX века, найденными при закладке фундамента Храма Христа Спасителя в Москве; ту же судьбу разделили с меря не менее древние мурома, некогда населявшие бассейн Оки и мещера, также жившие по среднему течению Оки.
Здесь же следует помянуть и чудь, проживавшую по берегам Онеги и Северной Двины и также растворившихся во Времени весь, ареалом обитания которых, согласно трудам некоторых арабских географов и историков Средневековья, были территории к северу от Волжско-Камской Булгарии.
lsvsx
Всё совершенно иначе!
Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.
Существуют два ошибочных постулата, на которых строится все понимание древнерусской истории многими «историками». Первый, набивший уже оскомину, что, будто бы, до IX века ни имени Русь не было, ни, тем более, государства с таким именем. И второй, что весь север Руси от Урала и до Балтики, якобы, до прихода русов занимали некие финно-угорские племена.
Насколько это соответствует реальности? Что говорят на это счет факты?
Немалую роль во всей истории сыграло то, что угро-финны обитали по соседству со славяно-русами. Но кем они были? Собирателями, охотниками, рыболовами, но никак не созидателями государства!
В исторической науке так повелось, если не знаешь, кто населял ту или иную территорию в определенный период, назови их угро-финнами. Это как аксиома, не требующая доказательств. Особенно это касается территории северо-запада Руси.
Однажды введенное в оборот допущение, стало многократно повторяться, пока не превратилось в весьма стойкую аксиому.
В официальной науке создана общепризнанная сейчас этническая картина Восточной Европы в древности. Что, якобы, финно-угры мигрировали со своей прародины близ Северного Урала в пределы Восточной Европы не позднее 4 и 3 тыс. до н.э. То есть тысячелетиями финны удерживали за собой некогда освоенные территории от Урала до Ботнического залива. Соседями их с юга выступают носители славянской языковой общности, выделившиеся из этой общности только за 1 тысячу лет до н.э.
И уже принималось за данность: финно-угры жили на нынешней территории обитания изначально. А потом уж здесь появились славяно-русы. Правда, предполагалось все-таки, что финно-угры прибыли на эти земли из-за Урала. А до этого, вроде бы, земли будущей Руси пустовали.
Представить, что на этих землях сразу же после ухода ледника, покрытых тундрой, мог существовать кто-то другой, кроме собирателей кореньев, рыболовов, охотников, коими и являлись финно-угры, казалось, было невозможно. Более того, западные обыватели с легкой руки своих историков убеждены, что смесь существующих уже финнов с пришлыми в конце первого тысячелетия н.э. славянами и дала нынешних русов. (*Прим. Вспомним это же нам пытаются внушить в своей пропаганде «великие укры»)
Отчего наши историки так любят финнов? Оттого, что они, кажется, всегда жили по соседству? Но если они жили сто лет назад, или даже 200 лет назад, это не значит, что они пришли на эти земли раньше наших предков. Ну да, существует такая концепция! А не ошибочна ли она?
Такая искусственная картина «отсекает» от русской истории всю Восточную Европу, начиная с древности и вплоть до второй половины 1 тыс. н.э., до расселения в этих пределах восточноевропейских славян. С этого момента и начинают русскую историю. По крайней мере у Карамзина ранее этой даты ничего в нашей истории нет.
Да, и историк В.О. Ключевский безапелляционно в «Курсе русской истории» заявляет, что до прихода славян в Центре и на Севере Великороссии сплошь обитали финские племена, которых славяне ассимилировали. Он считал, что колонизация северо-востока шла с XII века. Позже историки отодвинули этот период на VII век, когда сюда пришли кривичи. В соответствии с этими «концепциями» и формировались впоследствии взгляды на этногенез великороссов. Так насаждалось мнение, причем, мнение пренебрежительное, что наш народ финского происхождения. И насаждается и сейчас. Более того это мнение получило сегодня большое развитие у наших «окраинных» братьев. Эта тенденция настораживает, особенно при ознакомлении с реальными фактами.
Как же так? Ведь до 1917 года у финнов собственного государства даже не намечалось.
Возможность создать его подвернулась по воле Ленина. Что там говорить о каком бы то ни было влиянии угро-финнов на русов, если в то время, когда Русь была уже «Страной городов» (Гардарикой), у представителей указанной общности никаких городов и в помине не было. Ну и, конечно, финны как давние соседи никогда враждебных чувств у славяно-русов не вызывали. А вот противоположное влияние имело место.
Влияние русов как цивилизаторов, а значит, между делом «охмуряющих» финских дев, и привело к тому, что в местах наиболее тесного соседства этих народов контингент светловолосых и голубоглазых «финнов» преобладает.
Что мы имеем на сегодня. К. Пензев в книге «Князья Рос. Арийская кровь» отмечает, что до сего дня древнейшая история Великороссии выводится учеными от кривичей, а постулат об изначальном заселении данного региона финно-уграми принят без всяких на то оснований, практически без критики и в угоду неким темным политическим соображениям.
Присутствие финнов принималось за факт. Хотя детальные исследования региона не проводились. А если проводились, то широкому читателю такие выводы русских ученых известны не были. Например, Вологодская область стала подвергаться детальному археологическому изучению только в 80-х годах XX века. Когда миф о финно-угорском влиянии уже давно был сложен.
И здесь та же ситуация, что и с немцами-дойче – современное положение с наличием на территории Финляндии финнов путают с положением дел одной-двухтысячелетней давности, когда все было абсолютно по-другому.
Как появились на северо-западе Руси финны?
Как отмечают справочники, предками финно-угров являются древнейшие уральцы, прародина которых современной наукой (это на момент 1974 года!) локализуется в период с V по III тыс. до н. э. в северной части Западной Сибири, в районах между низовьями Оби и Уралом. После распада уральской общности финно-угорская ветвь мигрировала на запад и в дальнейшем заняла некоторую территорию к западу от Уральских гор.
Ну и естественно топонимику бассейна Оки традиционно бездумно приписывают финно-угорскому элементу. Это возмутило в 50-х годах XX века даже академика Н.П. Третьякова:
Также видный российский финно-угровед Б.А. Серебрянников писал: «Несколько тысяч волго-окских топонимических названий, фигурирующих на карте европейской части СССР, не могут быть объяснены при помощи ныне существующих финно-угорских языков…. Древняя топонимика Карело-Финской, Мордовской и Марийской республик явно свидетельствует, что никаких угро-финнов на этих территориях раньше не было.
А вот мнение исследовательницы Л.П. Грот:
«В северной топонимике имеется много топонимов, происхождение которых не может быть объяснено из финно-угорских языков.
Крупнейший российский исследователь саамского языка Г.М. Керт пришел к выводу о том, что значительный процент топонимии восточноевропейского Севера не этимологизируется из саамского языка (и из финно-угорских языков вообще) и высказывает предположение, что часть из них – наследие каменного века».
Так что, получается, что топонимика Волго-Окского междуречья (где обязаны были присутствовать финно-угры!) при помощи финно-угорских языков необъяснима.
Вот так – необъяснима! И истоки всей массы топонимов этого ареала, как отмечал ученый, следует искать в балтийских языках. Здесь отмечу, что к балтийским языкам древности относились языки народов, обитавших на южном берегу Балтики, арийских потомков западных славян, в том числе пруссов и ятвягов. Литовский и латышский выделились в отдельные языки, как полагают, только после XI века.
Это же поддержал и В.В. Откупщиков специалист в области индоевропеистики, отметив, что в бассейне Оки – сотни гидронимов балтийского происхождения. А вот финно-угорских гидронимов в этом ареале практически нет.
В доказательство слов данного исследователя, именно так и оказалось с топонимом «Колпино», который долгое время считался финским изобретением. Я в своей книге показал, что слово «Колп» нашлось в одном из славяно-русских языков побережья Балтики, к которому относится верхнелужицкий язык.
Некий географ Поспелов в своей книге предположил происхождение имени Колпино от финского слова «келми» (три). Что с лингвистической точки зрения абсолютно абсурдно. Но столь «авторитетное» мнение мусорило мозги его последователей до сего дня. Поэтому в своей книге я показал более ста восьмидесяти топонимов с корнем «колп», из которых более 30 раз упоминается одно только «Колпино», причем там, где финнов в помине не было – в Польше, Белоруссии, Германии, не говоря уже о России.
А если основываться на созвучиях, то можно любой топоним вывести чуть ли не из любого языка. В этом и состоит так называемая народная этимология. При таком «простецком» способе объяснения можно дойти до «научного подхода» А. Шлецера (его исторические измышления до сего дня почитаются норманистами), который выводил славянское «дева» от нижнесаксонского «tiffle» (сука) слово «князь» от «knecht» (холоп). Слова же «барин», «боярин» и «баран» объявлял однокоренными.
Доказательств того, что Русь занимала нынешнюю ее территорию за тысячелетия до прихода финнов, великое множество.
Конечно, это топонимика на севере Руси – сплошь и рядом изначально арийская. На территории Руси существовала в доисторические времена развитая цивилизация русов. Приоритет в наименованиях – за русами, хозяевами территорий. Тождество названий рек этого региона с именами из индийского эпоса «Махабхарата, обнаруженное учеными только совсем недавно, не может не удивить. Привожу только несколько из тридцати примеров: Акша – Акша, Апага – Апака, Вараха – Варах, Кумара – Кумаревка, Кушика – Кушка, оз. Рама – оз. Рама, Сома – Сомь, Шива – Шивская и другие.
Нельзя не отметить еще одну черту русов, поскольку это напрямую связано с историей Руси. Это – поразительная терпимость и уживчивость русов с любыми соседями как вне границ обитания русов, так и в этих границах.
Это впрямую относится и к финнам. В силу того, что финны не представляли для русов никакой угрозы, русы и подпускали их так близко, иногда даже вступая в родственные отношения. Но главной государственно-образующей этнической группой русы и оставались.
Когда Петр Первый строил Петербург, он собирал для работы крестьян со всех окрестных деревень, в том числе и из Вологодской области. Эти крестьяне, почуяв неладное, целыми семьями снимались с насиженных мест и уходили на восток, за Урал, подальше от деспота царя. Оставленные ими, прекрасно устроенные поселения заняли, живущие по соседству лопари. Происходило это каких-то триста лет назад.
Ясно, что Восточная Европа не являлась незаселенной пустыней до миграций сюда носителей уральских языков (финнов). Здесь жили люди, оставившие свои топонимы. Это были предки славяно-русов арии. После выхода в 1972 году работы академика В.Н. Топорова «Baltica Подмосковья» постулат о преобладании финно-угорской лексики в топонимике Волго-Окского междуречья был опровергнут.
Любопытную информацию на этот счет дает ДНК-генеалогия, которая показала, что арийские поселенцы обитали на территории Карелии уже очень давно. Археологи обнаружили на Оленьем острове на Онежском озере могильник, возраст которого 7500 лет. По обнаруженным костным останкам удалось установить гаплогруппу (род) его владельца.
У одного мезолитического обитателя Южного Оленьего острова, жившего 8800–7950 лет, была определена Y-хромосомная гаплогруппа R1a, крайне редкого субклада YP1272, оцениваемого в 14 000 лет.
Стало быть, картина однородного финно-угорского мира на севере Восточной Европы в древности, превалирующая в науке, является искусственной.
Она не раскрывает, а затемняет реальный ход исторического процесса на севере Руси. Носители арийских (индоевропейских) языков распространились среди древнейшего населения Восточной Европы задолго до прихода сюда народов уральской языковой семьи.