Почему у женщин выше плавучесть чем у мужчин

Некоторые физиологические изменения в организме при плавании и его оздоровительное значение

Почему у женщин выше плавучесть чем у мужчин

Полный текст

Аннотация

В статье особое внимание уделяется описанию физиологической характеристики циклического вида спорта, такого как спортивное плавание, также отмечено его оздоровительное значение. Сделан акцент на некоторые физиологические особенности основных функциональных систем организма человека во время занятий плаванием.

Ключевые слова

Полный текст

Плавание – это прекрасный вид спорта, за счет которого наш организм становится здоровым. Это один из доступных видов спорта, так как плаванию можно научить даже маленького ребенка, который сможет благодаря ему физически окрепнуть. С каждым годом оно получает все более широкое распространение среди людей всех возрастов. Плавание имеет большое оздоровительное значение, оно является уникальным видом физических упражнений и относится к наиболее массовым видам двигательной деятельности как в нашей стране, так и за рубежом.

Пользу плавания для организма человека сложно каким-либо образом переоценить. Оно дает хороший результат, как в отдельности, так и в комплексе с другими видами спорта. Плавание практически не имеет противопоказаний, но при этом заставляет весь наш организм работать не хуже, чем любая другая тренировка, в этом и заключается главное его достоинство.

Спортивная деятельность при плавании имеет ряд физиологических особенностей, отличающих ее от физической работы в обычных условиях воздушной среды. Эти особенности обусловлены механическими факторами, связанными с движением в плотной водной среде, где температура – 25,5–28,5 ° С, что существенно влияет на работоспособность, горизонтальным положением тела и большой теплоемкостью воды.

Плотность воды примерно в 775 раз больше плотности воздуха, а отсюда затруднение движений, ограничение скорости и большие энерготраты. При плавании основная мышечная работа затрачивается не на удержание пловца на воде, а на преодоление силы лобового сопротивления. Ее величина зависит от вязкости воды, размеров, формы тела и скорости плавания.

Названные особенности водной среды оказывают специальное влияние на деятельность различных органов и систем. В частности, в процессе тренировки у пловцов формируется особое комплексное восприятие различных раздражителей, называемое «чувством воды». Оно обусловлено ощущениями, возникающими при раздражении тактильного, температурного, проприоцептивного и вестибулярного рецепторов. При наличии «чувства воды» пловцы хорошо анализируют малейшие изменения в величине сопротивления воды, ее давление и температуру. Эти ощущения способствуют улучшению движений пловца [5].

Кроме того, плавание характеризуется горизонтальным положением тела пловца, что существенно влияет на работу сердца и легких – не тратится энергия на поддержание положения тела в вертикальном положении. Все это позволяет пловцу длительно выполнять большой объем работы, которую на суше он выполнить не может. Температуры тела пловца и воды различны, и вода является раздражителем рецепторов. При этом пловец преодолевает сопротивление воды, которое возрастает по мере повышения скорости плавания. Плавучесть зависит от телосложения техники выполнения движений, веса спортсмена и соотношения мышечной и жировой ткани.

Спортивное плавание включает четыре вида: вольный стиль (кроль), плавание на спине, брасс, баттерфляй. Дистанция на соревнованиях от 50 до 1500 м. Плавание на дистанции 50, 100, 200 м относится к субмаксимальной интенсивности; на 400, 800, 1500 м – к большой интенсивности; при заплывах в море (15, 25 км) – к умеренной интенсивности [4].

Двигательная деятельность пловца также имеет свои особенности, которые определяются горизонтальным положением тела, большим сопротивлением воды движению, выработкой специфических двигательных автоматизмов и новых координации движений, строгой последовательностью работы отдельных мышечных групп, включением в работу преимущественно мышц рук и плечевого пояса (до 70 %) и ног – при плавании брассом. Под влиянием тренировки у пловцов хорошо развивается сила мышц. При плавании основные мышечные группы выполняют динамическую работу. Мышцы должны быть адаптированы к работе как в аэробных, так и в анаэробных условиях. При этом чем длиннее дистанция, тем большее значение приобретают аэробные процессы.

Движения пловцов выполняются с большой амплитудой, что способствует развитию подвижности в суставах. Необходимо отметить, что при занятиях плаванием практически отсутствует опасность получения травм опорно-двигательного аппарата. Выполнение плавательных движений с преодолением сопротивления воды способствует развитию силы, формированию мышечного корсета и правильной осанки.

Человек под водой находится в состоянии гипогравитации, это состояние близкое к невесомости. В соответствии с законом Архимеда тело, погруженное в жидкость, теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненный им объем жидкости. Поэтому масса тела человека в воде не превышает 1 – 1,5 кг. В таких условиях в спокойном состоянии деятельность различных органов и систем аналогична их функционированию в состоянии невесомости. Этому способствует и горизонтальное положение тела при плавании, что облегчает работу сердца, улучшает расслабление мышц и функции суставов [6].

Изменения в крови, происходящие при занятиях плаванием, характеризуются увеличением содержания эритроцитов, гемоглобина и лейкоцитов, тем самым повышая защитные свойства организма, его иммунной системы, увеличивают сопротивляемость инфекционным и простудным заболеваниям. При интенсивных тренировках иногда отмечается снижение гемоглобина (анемия).

В результате занятий плаванием снижается систолическое давление, повышается эластичность сосудов и увеличивается ударный объем сердца. У людей, систематически занимающихся плаванием, отмечается физиологическое снижение частоты пульса до 60 ударов в минуту и менее. При этом сердечная мышца работает мощно и экономно.

Таким образом, в результате занятий плаванием происходят положительные изменения, вследствие чего улучшается кровоснабжение, которое ведет к быстрому транспортированию крови, насыщенной кислородом, к периферическим участкам тела и внутренним органам, что способствует активизации общего обмена веществ. Тем самым предупреждается отложение на стенках сосудов холестерина. Диаметр артерий у пловцов увеличивается в 1,5–2 раза, что способствует нормализации артериального давления. У людей, систематически занимающихся плаванием, артериальное давление с возрастом остается таким же, каким оно было в 20–30 лет, и чаще всего составляет 120/80 мм рт.ст. [ 1 ].

При плавании почти отсутствует потоотделение, поэтому продукты обмена веществ у пловцов могут выводиться только через почки, что предъявляет дополнительные требования к их функциям. Нередко у пловцов после длительных интенсивных тренировок и низкой температуры воды в бассейне отмечен белок в моче. Изменение деятельности почек является одной из специфических реакций организма на плавание.

Деятельность вегетативных органов и систем у пловцов также имеет свои особенности. Тренированным пловцам свойственны брадикардия, умеренное повышение артериального давления, усиленный венозный приток к сердцу, увеличение ударного и минутного объемов крови, расширение полостей сердца и умеренная гипертрофия миокарда.

Функции зрительной и слуховой сенсорных систем при нахождении пловца под водой существенно ухудшаются. Предметы в воде видятся смутно, расплывшимися, на расстоянии, не соответствующем действительному. Звук в воде распространяется со скоростью 1500 м/с (на суше – 330 м/с), поэтому практически одновременно приходит в оба уха, что затрудняет определение его направления [5].

Воздействие температуры воды уравновешивает процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, улучшает кровоснабжение головного мозга. Вода, мягко обтекая тело, массирует находящиеся в коже и мышцах нервные окончания, успокаивает и снимает утомление. После занятий плаванием человек легче засыпает, крепче спит, улучшаются его внимание и память. Приятные ощущения, связанные с плаванием, позитивно сказываются на состоянии психики, способствуют формированию положительного эмоционального фона, так необходимого в повседневной жизни, дают ощущение бодрости и повышают работоспособность.

Гидростатическое давление, как одно из оздоровительных свойств воды, действует на все рецепторы тела человека, погруженного в воду. Оно создает дополнительную работу дыхательным мышцам при вдохе и выдохе. Давление воды на тело пловца препятствует выполнению вдоха, а при выдохе в воду приходится преодолевать ее сопротивление, что приводит к повышенной нагрузке на дыхательную мускулатуру.

Плавание относится к циклическим видам спорта. Выполнение циклических упражнений в воде в сочетании с дыханием вырабатывает новый автоматизм дыхания, который характеризуется коротким вдохом и продолжительным выдохом. Механизм положительного влияния плавания на органы дыхания заключается в активной тренировке дыхательной мускулатуры, увеличении подвижности грудной клетки, легочной вентиляции, жизненной емкости легких (ЖЕЛ), потребления кислорода кровью, повышении тонуса периферических кровеносных сосудов. При плавании в дыхании участвуют самые отдаленные участки легких, что исключает в них застойные явления.

Ныряние и погружение под воду с задержкой дыхания тренируют устойчивость к гипоксии за счет увеличенных возможностей дыхательной системы. Повышается эластичность легких, увеличивается количество альвеол и размеры грудной клетки, что приводит к повышению ЖЕЛ. У лиц, занимающихся плаванием, резервные возможности дыхательной системы в 2–3 раза больше, чем у людей ведущих малоподвижный образ жизни [1].

Показателем способности организма обеспечивать себя кислородом является показатель максимального потребления кислорода (МПК), которое служит показателем аэробной производительности организма, т. е. способности выполнять длительную работу незначительной интенсивности. У пловцов МПК достигает 70–80 мл, в то время как у нетренированных людей – в среднем 40 мл.

Частота дыхания во время плавания (в зависимости от способа) может достигать 30–45 экс. в мин. Легочная вентиляция при этом может достигать 90–100 и более литров в минуту, поглощение кислорода – 5,0–5,5 л. Максимальное потребление кислорода у мужчин – 67 мл/кг/мин, у женщин – 57 мл/кг/мин. При плавании хорошо развиваются аэробные и анаэробные возможности организма, позволяющие обеспечивать высокие энерготраты. Расход энергии у мужчин составляет 4200–4800 ккал, у женщин – 3600–4100 ккал. Однако коэффициент полезного действия при плавании очень низкий и у высококвалифицированных спортсменов не превышает 4–5 % [4].

Оздоровительное плавание является одним из компонентов здорового образа жизни. Оно направлено на совершенствование функционального состояние организма. Плавание как вид спорта – удел молодых; для людей зрелого и пожилого возраста – хорошее средство получения желаемого оздоровительного эффекта, физического развития, тренировки на выносливость и закаливания.

Источник

Исследование: женщины более выносливы при физических нагрузках, чем мужчины

Почему у женщин выше плавучесть чем у мужчин

В 1967 году Кэтрин Швитцер стала первой женщиной, пробежавшей Бостонский марафон. Она получила эту возможность благодаря невнимательности судей, решивших, что ее фамилия в списке участников принадлежит мужчине — в те годы женщинам было запрещено участвовать в марафонских забегах. По словам бегуньи, считалось, что это «опасно, неженственно и стирает межполовые границы».

Профессор нейрофизиологии из Университета Британской Колумбии готов поспорить с первым пунктом: его последнее исследование показало, что

долгие физические нагрузки для женщин намного менее изнурительны, чем для мужчин того же возраста и уровня физической подготовки.

«Ранее уже было известно, что женщины более выносливы, чем мужчины, во время изометрических тестов (статических упражнений, когда суставы не двигаются — например, планка), но мы хотели выяснить, насколько это справедливо и для динамических, более повседневных движений, — говорит Брайан Далтон, ведущий автор исследования. —

И ответ тут однозначный: женщины превосходят мужчин с большим отрывом».

В исследовании приняли участие молодые люди из университетского сообщества — девять женщин и восемь мужчин с одинаковым уровнем физической подготовки. Исследователи закрепили на их ногах датчики, а затем попросили согнуть ноги 200 раз с максимально возможной скоростью. В это время датчики регистрировали скорость и силу сгибаний и электрическую активность мышц.

«Мы решили замерить движения ног, потому что мышцы голени необходимы для повседневных задач, например ходьбы. Мы обнаружили, что мужчины выполняли задание с большей скоростью и силой, но утомились намного раньше, чем женщины», — рассказывает Далтон. К окончанию теста их сила уменьшилась на 15%. Возможно, это связано с расположением мышечных волокон, предполагают исследователи.

Хотя в исследовании была изучена лишь одна группа мышц, Далтон уверен, что результаты справедливы и для остальных.

«Мы знаем, что, например, в длительных забегах по пересеченной местности мужчины могут финишировать первыми, но женщины значительно меньше устают к финишу, — добавляет он.

— Если когда-нибудь появится сверхдлинный марафон, то женщины будут в нем лидировать».

Впрочем, по словам Далтона, дело не столько в спортивных достижениях, сколько в создании наиболее комфортных условий труда или разработке комплексов упражнений с учетом половых различий — это приведет к повышению производительности.

«Мы можем, например, снизить нагрузку на мужчин, чтобы их выносливость сравнялась с женской, — говорит он. — У обоих полов есть свои физические особенности, и наша задача — создать инструменты, которые обеспечат им наибольшее преимущество. Речь не о противостоянии между полами, скорее об их балансе».

Дальнейшие исследования должны определить точные механизмы и оценить зависимость утомляемости от вида деятельности, пишут авторы работы.

Еще одно различие в физиологии женщин и мужчин ранее в этом месяце нашли врачи из США — согласно их исследованию, женский мозг активнее мужского. Они проанализировали 128 областей мозга у женщин и мужчин с помощью однофотонной эмиссионной компьютерной томографии (ОФЭКТ).

Наибольшая разница в активности наблюдалась в префронтальной коре, отвечающей за принятие решений, волевой контроль и регуляцию социального поведения, и в работе лимбической системы, участвующей в регуляции эмоций, сна, памяти, функций внутренних органов.

Понимание различий в работе мозга мужчин и женщин важно, так как от пола зависит склонность к определенным заболеваниям мозга, отмечают исследователи. Женщины намного чаще сталкиваются с болезнью Альцгеймера, депрессией и тревожными расстройствами, а мужчины – с расстройствами поведения.

А хорошим способом профилактики болезни Альцгеймера для женщин международная группа исследователей признала гендерное равенство — они выяснили, что женщины среднего и пожилого возраста из стран с высоким уровнем гендерного равенства лучше справляются с заданиями на проверку когнитивных способностей, чем женщины из обществ с низким его уровнем. В число таких заданий входят тесты памяти — ее ухудшение является одним из признаков начала болезни Альцгеймера.

Источник

О ТЕЛОСЛОЖЕНИИ И ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ПЛОВЦОВ

Почти все сильнейшие пловцы наших дней отличаются атлетическим телосложением. Их мускулатура рельефна благодаря большой дополнительной тренировке с отягощениями, которую они проводят на суше. Она увеличивает силу определенных мышечных групп туловища, плечевого пояса и рук и снижает ее в тех мышцах, которые имеют в плавании меньшее значение. И это свидетельствует о том, что сегодня мы «используем» наше тело более целенаправленно и эффективно, чем когда-либо раньше.
Почему у женщин выше плавучесть чем у мужчин
Прежние представления об идеальных для тех или иных способов плавания типах телосложения устарели.

Не так давно, например, считалось, что пловец-чемпион должен быть крупным, высоким, сильным. Сегодня мы говорим только о силе, ибо мы прежде всего стремимся развить в нашем теле необходимую мощность. Именно эта способность — проявлять мощность — и является решаю- щей. Это означает, что если невысокий и стройный пловец обладает достаточной силой, он будет продвигаться в воде быстрее, чем высокий и крупный. Старая истина, что хороший спортсмен высокого роста всегда выигрывает у
хорошего спортсмена небольшого роста, значительно утратила свою силу.

Телосложение сильнейших пловцов наших дней имеет
гораздо более выраженные специфические черты по сравнению с прежними временами. Современные пловцы стали уделять больше времени развитию тех групп мышц, которые несут при плавании основную нагрузку. Для этого они используют изометрические, изотонические, общеразвивающие упражнения и тренировку отягощениями. Звезды женского плавания также стали выглядеть физически более развитыми. Однако они не так крупны и тяжелы, как их предшественницы, которым приходилось нести бремя лишнего веса. У них стройные талии, стройные и сильные
ноги, особенно в бедрах, где у прежних чемпионок бывало
много лишнего. Только в способе плавания брасс, в котором в прежние времена лучше выступали стройные и легкие спортсмены, сегодня мы наблюдаем преимущественно пловцов мышечного типа. В других способах плавания плавучесть тела оказалась более важным свойством, чем рост и мышечная масса. Вообще спортсменам с недостаточной
плавучестью лучше специализироваться в спринтерском плавании, где они могут компенсировать этот недостаток мощностью движений. Напротив, спортсмены с хорошей плавучестью, высоко лежащие на поверхности воды, имеют преимущество в плавании на средние и длинные дистанции.

Плавучесть спортсмена можно определить при помощи
научных методов. Менее точный, но вполне приемлемый для специалиста путь определения плавучести спортсмена — это предложить ему лежать в воде без движения.

Помню, когда я стал работать с Джоном Конрадсом, то
заметил, что плавучесть у него лучше, чем у других мальчиков. Он не мог держаться на самой поверхности воды, но и не опускался так глубоко, как другие. То же самое я заметил у Мюррея Роуза, шотландца Яна Блека, американца Роя Саари, японца Яманаки и у других выдающихся пловцов. Были и исключения, например Боб Уиндл, который имел плохую плавучесть, но успешно выступил на дистанции 1500 метров.

Иногда структура мышечной ткани изменяется по мере полового созревания пловцов. Сначала, когда они имеют хорошую плавучесть, это помогает на всех дистанциях добиваться высоких результатов. Затем удельный вес тела повышается, плавучесть снижается, и спортсмены переключаются на спринтерские дистанции.
Совсем недавно существовала точка зрения, что, изучая
телосложение пловца, можно выявить наиболее подходящие для него способ плавания и дистанцию. Считалось, что низкорослых и крепких пловцов следует ориентировать на длинные дистанции, высоких и широкоплечих — на спринт, а мощных здоровяков специализировать в баттерфляе. Тренеры предпочитали спортсменов со стройной фигурой и гладкой мускулатурой. Однако слишком часто это приводило к ошибке. В наше время необходимая мускулатура может быть создана в гимнастическом зале в соответствии с замыслом тренера.

Боб Уиндл не был ни широкоплечим, ни коренастым. Его
тип телосложения не подходит ни под одну категорию, и специализация таких спортсменов зависит от решения тренера.
Разумеется, при определении спринтерской или стайерской направленности большую роль играет темперамент пловца.

Пловец-стайер должен обладать большой психологической устойчивостью и уравновешенным характером. Ему
должна быть свойственна способность к длительной тренировке в условиях одиночества. Кажется, Мюррей Роуз сказал, что пловец-стайер — это человек замкнутого и сосредоточенного характера, человек «в себе». Если это так, то хороший спринтер
— это человек общительного и живого характера. Это энергичный и подвижный тип со стальной пружиной и в
характере, и в мускулах.

Пловец должен также иметь хорошее сердце, способное
быстро приходить в нормальное состояние после интенсивных нагрузок; сердце, способное мощно работать, снабжая мышцы
тела кислородом во время больших напряжений, таких, как плавание с максимальной скоростью.

Выявить потенциальных чемпионов среди совсем юных пловцов нелегко, и, разумеется, при этом мы вовсе не застрахованы от ошибок. Ведь большинство необходимых качеств, о которых я говорил, заметны не сразу. Кроме того, я уверен, что независимо от уровня развития физических качеств будущий пловец-чемпион должен обладать чувством воды. Выраженное наличие его у некоторых пловцов бросается в глаза, когда они только еще делают первые гребковые движения. Другие же спортсмены так никогда и не могут приобрести это качество, несмотря на усердие в тренировке.

Если вы находите, что тот или иной юноша обладает
чувством воды, проверьте его плавучесть. Если он и здесь вам понравится, оцените его темперамент, психику. Если он выдерживает и это испытание, можете быть уверенными, что у него есть возможность стать великим пловцом. Время покажет, правы ли вы.
Для пловца и его тренера высшей честью является завоевание золотой олимпийской медали. Это значит гораздо больше, чем установление мирового рекорда, потому что, если
пловец добился победы на олимпиаде, его имя становится бессмертным в истории плавания. Многие годы в таблицах мировых рекордов мелькали имена, ныне уже позабытые, — имена людей, которые победили секундомер, но не сумели завоевать олимпийский титул.

Одно дело — соревноваться с секундомером, не ощущая напряжения состязаний с соперниками, и совершенно иное — выиграть у сильнейших пловцов мира в условиях колоссального напряжения спортивной борьбы в олимпийском финале. Именно поэтому самой трудной из всех проблем является для тренера не подготовка спортсмена,который может плыть быстрее всех, а воспитание спортсмена, который может проплыть быстрее всех в напряженнейших
условиях соревнований. Очень часто пловцы, показывающие почти фантастические результаты на первенствах штата или национальных первенствах, когда напряжение сравнительно невелико, не могут на олимпийских играх повторить свои результаты или показать время, близкое к своему рекорду. И дело не в том, что они не стараются сделать это. На самом деле многие из них стараются слишком сильно, сильнее, чем это возможно. В большинстве случаев это происходит по той
причине, что они не могут показывать свои высшие достижения в любое время, когда это необходимо, и имеют недостаточный соревновательный опыт. Я бы назвал этих спортсменов «пловцами настроения».

Не говоря ужо о совершенно очевидных преимуществах, которые система возрастных групп дает пловцам с точки зрения приобретения соревновательного опыта, она также помогает скрашивать однообразие тренировок. Гораздо легче развивать физические возможности юного пловца в соревновании с ребятами его возраста, чем заставлять
его в одиночку проплывать бесчисленные отрезки в бассейне. Соревнования доставляют ему удовольствие. Он рад быть в группе сверстников, и с ростом мастерства этой группы растет он сам. Я часто видел, как ребенок, который только что говорил, что он очень устал, чтобы проплыть очередной отрезок с помощью движений ног и с доской в руках или выполнить какое-либо подобное легкое упражнение, немедленно прыгал в воду и плыл с полным напряжением сил, соревнуясь со своими сверстниками.

Специалисты в области плавания расходятся во мнениях, какой объем работы в воде должны выполнять самые юные пловцы. Те, кто развивается рано, естественно, могут плавать на длинные дистанции. Опыт работы показал мне, что если очень
юный пловец способен хорошо проплывать дистанции 800 или 1500 метров, то следует разрешить ему это. Обычно я тренирую юных пловцов два раза в день со сном между тренировками, когда это возможно. Они проплывают от двух до двух с половиной миль за каждую тренировку. Я стараюсь давать им один полный день отдыха в неделю, хотя заметил, что за этот
день они несколько утрачивают чувство воды. Но я думаю, что психологический выигрыш от отдыха больше, чем потери от утраты чувства воды. Кроме того, детям разрешается не тренироваться после обеда в субботу и в воскресенье. Если отдых устраивается в пятницу, то вечером мы стараемся участвовать в соревнованиях. Все равно в глазах ребенка этот день остается днем отдыха, вероятно, из-за того, что происходит смена обстановки.

Я объединяю детей в группы в соответствии с их воз- можностями. Если, скажем, у меня есть 12 детей различного возраста, я объединяю 6 сильнейших в одну группу и даю им возможность соревноваться друг с другом, а остальные, слабейшие, составляют другую группу. Совместное плавание равных по силам спортсменов создает дополнительные стимулы
в тренировке и позволяет полностью использовать преимущества групповой работы. Например, если в тренировке предстоит проплыть 1500 метров на время, я объединяю в один заплыв всех пловцов, имеющих на дистанции 400 метров результаты 6.00 и лучше, и они стартуют первыми. За ними стартуют все те, У кого результат на дистанции 400 метров равен 6.30. Располагая их таким образом или даже посылая друг тренировку большому количеству юных пловцов. В бассейне с 8 дорожками не составляет труда работать на время с 60 юными пловцами одновременно.

Работа с пловцами, занимающимися в возрастных группах, доставляет тренеру наибольшее удовлетворение в его деятельности. Очень часто в течение одного сезона они достигают таких больших успехов, что тренер не может не радоваться результатам своего труда. Разумеется, при воспитании совсем юных спортсменов всегда возникают проблемы, но они сводятся к минимуму самой системой возрастных групп.
Спринтерское плавание требует зрелости и силы, и по этой причине среди юных пловцов мало хороших спринтеров. Но они
могут показывать удивительные рез ультаты в плавании на средние и длинные дистанции. И все же для тренера большой успех найти пловца, способного показывать настоящую скорость на дистанции 50 или 100 метров. Обычно это юноши
раннего развития, обладающие сильной мускулатурой. Отличным примером пловца такого типа является австралийский спринтер Майк Уэнден. В 13-летнем возрасте он проплыл 110 ярдов вольным стилем за 58,5 секунды. В возрасте 16 лет он показал результат 53,8 на дистанции 110 ярдов и 1.57,3 на 220 ярдов.

В начале сезона мои ученики стартуют обычно на дистанции 50 метров, затем я вскоре перехожу к дистанциям 400 и 800 метров по той простой причине, что на 50-метровой дистанции трудно добиться постоянного роста результата. В спринтерском плавании улучшение идет на доли секунды, тогда как на длинных дистанциях спортсмен за один сезон нередко сбрасывает от 2 до 4 минут. Это дает чувство удовлетворения и спортсмену, и тренеру. Воодушевленные этим заметным улучшением, мы затем переходим к усиленной спринтерской тренировке.

Трудно переоценить значение занятий по возрастным группам в сохранении длительного интереса к плаванию. Каждый тренер должен заботиться о том, чтобы поддержать спортсменов со средней одаренностью, включая их в группы
пловцов с соответствующей подготовкой. Кто знает, быть может, именно этот ребенок станет впоследствии чемпионом. Ведь возможно, что он просто поздно развивается.

Многим тренерам приходится встречаться с родителями, которые хотели бы, чтобы их дети хорошо плавали, но… без тренировок с тяжестями и без чрезмерных физических напряжений. Родители говорят при этом, что их дети не хотят быть чемпионами. Иногда мне кажется, что эти родители просто страхуются на тот случай, если ребенок действительно не сможет стать выдающимся пловцом.

Удивительно, какие большие эмоции можно вызвать в группе юных пловцов, устанавливая нормативы в плавании на 200 и 400 метров различными способами и настраивая спортсменов на выполнение этих нормативов. Они рвутся превзойти контрольное время, и этот процесс доставляет им удовольствие. Можно установить нормативы и для отдельных пловцов. Это, пожалуй, лучший путь для того, чтобы
обеспечить наибольший рост каждому спортсмену.

Я видел детей, которые в начале сезона едва проплывали одну длину бассейна, а к концу года становились сильнейшими в своей группе.

Много лет я экспериментировал с различными вариантами тренировочных программ в возрастных группах. Иногда в течение всей недели давал одну и ту же нагрузку на каждой тренировке или разную программу для утреннего и вечернего занятия. Иногда в течение месяца я изменял план тренировки каждые 2 дня или же не давал никаких других упражнений, кроме дистанционного плавания. Пытаясь найти лучшую программу тренировки, я пришел к выводу, что лучше до самого прихода тренера в бассейн скрывать от спортсменов содержание предстоящего занятия.

Когда они не знают, что их ожидает, у них сохраняется энтузиазм. Но если вы задаете им ту же самую работу более чем 2 дня подряд, у них снижается интерес к тренировке и падает настроение.

В возрастных группах целесообразна разносторонняя плавательная подготовка. Использование в тренировке всех четырех способов плавания, независимо от специализации пловца, повышает возможности спарринга и дух соперничества. Обычно спортсмены, добившиеся высоких результатов в одном способе плавания, как правило, достаточно хорошо овладевают и другими.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *