Почему тургенев отмечает что трепещут листья осины а не другого дерева
Дерево как символическая деталь в романе Тургенева «Отцы и дети»
ДЕРЕВО КАК СИМВОЛИЧЕСКАЯ ДЕТАЛЬ В РОМАНЕ «ОТЦЫ И ДЕТИ»
Описание пейзажа, характеристики героев через отношение к природе — все это занимает большое место в произведениях Тургенева. Любовь к природе и частые обращения к ней в произведениях сделали автора знатоком пейзажной характеристики. Говоря о природе в романе «Отцы и дети», прежде всего читатель вспомнит лес или, более конкретно, — дерево. И это имеет свой смысл, ведь некоторые герои романа имеют прямое отношение к лесу и дереву.
Сомнений не вызовет утверждение, что многие герои «Отцов и детей» зооморфны. Например, Николая Петровича Базаров прямо называет божьей коровкой, а Фенечка — кошечка во сне Базарова. А что же сам Базаров? Его уже труднее сопоставить с каким-либо животным. Возможно, он сам сопоставляет себя с лягушкой, считая, что все люди все равно что лягушка. Говоря о Базарове, нужно сказать, что он, наверное, единственный герой, у которого есть талисманы. И здесь показывает свое влияние природа, к которой Базаров относится равнодушно, даже с цинизмом: «Природа не храм, а мастерская, и человек — в ней работник». А ведь именно природа дала ему один из его талисманов — осину. Но осина дерево очень необычное, она забирает энергию, и на нем даже вешали преступников. Почему же именно осина стала талисманом Базарова? Возможно, потому что Базаров и сам похож на осину. В разговоре с ним многие терялись, смущались, не зная, как вести себя, он как будто забирал энергию у людей, общавшихся с ним. Наверное, это и стало причиной того, что Аркадий Кирсанов последовал за Базаровым, хотя в душе не был нигилистом. Но в то же время есть версия о том, что из осины был сделан крест Христа, то есть в осине присутствует положительное начало. И, безусловно, нельзя отрицать положительные качества Базарова как человека умного и достаточно образованного. Базаров — лягушка, а ведь только она может обращаться к Богу.
Афоризмом стали слова Базарова о том, что ни один ботаник не станет рассматривать каждую березу отдельно. И говорил это Базаров, сравнивая березы с людьми. Его собственная жизнь убедила его в обратном. Он встретил такую необычную, немного таинственную женщину, как Одинцова, и полюбил ее, хотя до встречи с Одинцовой презрительно отзывался о женщинах, говорил, что свободно мыслит между женщинами только урод. А ведь береза, с которой он сравнивал людей, — дерево, которое отдает энергию, в отличие от осины.
Еще один яркий персонаж «Отцов и детей» — это Павел Петрович Кирсанов. И если Базарова мы сравниваем с осиной, то Павел Петрович — это лес. Лес состоит из деревьев-людей, что говорит отчасти в его пользу, отчасти — нет. Павел Петрович — человек достаточно сильный, но все же он не смог побороть себя при встрече с княгиней Р. Именно в лесу живут божьи коровки, и кошку можно там найти, и лягушку. Поэтому, наверное, Павел Петрович в результате начинает понимать Базарова, ведь лягушка — талисман Базарова. У Базарова с Павлом Петровичем больше сходства, чем различий, и это подтверждается тем, что лягушка живет в лесу. И еще Базаров — это и червь, и орел и Павел Петрович — и апостол Павел, и «маленький».
Мотив дерева мы видим и во время встречи Аркадия Кирсанова с Катей Одинцовой. Они сидели под ясенем, который способствовал их любви, оберегал. Они, наверное, почувствовали это и поэтому встречались именно там.
В сцене под стогом, когда там отдыхали Базаров и Аркадий, присутствует мотив дерева. Падает кленовый лист. А кленовый лист напоминает крест и принимает значение ключа к жизни, обращения к Богу.
И в переломном моменте романа — дуэли — тоже присутствует мотив дерева: дуэль проходила за рощей, эта роща скрывала дуэлянтов, и никто не догадался о том, что же на самом деле произошло между Базаровым и Павлом Петровичем.
Базаров, всю жизнь насмехавшийся над прекрасным, в конце жизни задумался, зачем он жил, нужен ли он России? Любовь и природа победили его холодность и равнодушие, и над его могилой мы видим две прекрасные елки, посаженные заботливыми рукам! его родителей.
Мотив леса и дерева прослеживается на протяжении практически всего романа и имеет немаловажное значение. Это и средство характеристики персонажей, и средство выражения авторской позиции. Надо обладать большим мастерством, чтобы, казалось бы, небольшие детали сделать значимыми. И Тургенев, обладая этим даром, вложил неоспоримый по важности и необходимости смысл в описания и упоминания леса и дерева.
Почему тургенев отмечает что трепещут листья осины. «дрожит, как осиновый лист»
дрожат осины?
На ветру трепещут последние листья. Кажется, вот-вот оторвутся от ветки, упадут на землю, и лес сразу поредеет, станет просторнее и светлее. Лесные кладовые опустеют, и собирать в них вроде бы уже нечего, но вдруг встретится тронутый заморозками гриб, качнется на ветке золотистый орех, а в малиннике сверкнет искоркой ягода, непонятно как сохранившаяся до сих пор.
В солнечные дни, которые очень похожи на весенние, хороши прогулки в лесу. Зеленая трава на полянках, голубое небо и ласковое солнце. Но уже не зазеленеют ветки, не появится на них молодой зеленый пух. Вёдро, так зовут в народе эти погожие дни, сменится серыми дождливыми днями, низкие холодные тучи навалятся на лес, и сырость заполнит его, станет темно и неуютно. А то вдруг тучи притащат снег, и он большими белыми хлопьями упадет на деревья, луга, поляны.
Дрожат от холодного ветра деревья, раскачиваются, скрипят, стонут, вздрагивают последними листьями. А больше всех дрожат осины. Их последние листья-флажки прямо-таки сотрясаются от холода. Но от него ли? Ни для кого, наверное, не тайна, что осине «холодно» постоянно, стоит лишь подуть небольшому ветерку. И латинское название осины в переводе на русский язык означает «тополь дрожащий». Почему дрожат осины?
Растет осина почти на всей территории нашей страны. Дерево редко доживает до ста лет. В его стволе уже в раннем возрасте поселяется гниль. А взрослые деревья в середине почти все гнилые, и ветер легко ломает их.
В лесу осина размножается корневыми отпрысками. От взрослого дерева отходит довольно толстый корень. Он располагается горизонтально, далеко уходит от дерева, на нем на некотором расстоянии друг от друга и вырастают молодые осинки, и трудно догадаться, что они дети одного дерева.
И еще есть у осины одна особенность. Поздней осенью, когда уже пройдет листопад, у нее начнется ветвепад. Тонкие веточки разной длины словно листья падают на землю. На конце веточки почки, а в ней будущие листья. Ее не сломал ветер, она сама отделилась от дерева, как пожелтевший лист. Видно, веточки для дерева были лишние.
Т. ГОРОВА Фото В. Гуменюка Рис. В. Федорова
Осина выделяется колонновидным стволом, достигающим 35 м высоты и 1 м в поперечнике.
Корневая система размещается глубоко под землёй. Обильно образует корневые потомки.
Кора юных деревьев гладкая, светло-зелёная либо зеленовато-серая, поближе к комлю с годами растрескивается и темнеет. Древесная порода белоснежная с зеленым цветом.
Растения раздельнополые. Цветки маленькие, неказистые, собраны в свисающие серёжки. Мужские серёжки красные, длиной до 15 см, дамские серёжки зеленые и тоньше. Цветёт осина до распускания листьев.
Имеются декоративные формы с плакучими и пирамидальными кронами.
Всераспространена по всей местности Рф. За пределами Рф всераспространена в Казахстане, Крыму, Европе, Китае, Монголии, на полуострове Корея.
Встречается на границе леса и тундры, растёт в лесной и лесостепной зонах. Её есть возможность повстречать по берегам водоёмов, в лесах, по опушкам, время от времени на сухих песках и вырубках, по оврагам, болотам и в горах; подымается до верхней границе леса.
Осиновое дерево плодится, чаше всего, корнями и веткопадом. Осиновый кол, вколоченный в почву, по весне пускает корни, от пня спиленной осины вырастают юные побеги (как и у очень жизнестойких тополя, вербы, малины, смородины).
Почему дрожит осина
Осина в легендах и народных традициях
Справочники по знакам, приметам и суевериям именуют осину эмблемой горестного плача и стыда, считают, что на «языке» деревьев она значит чувствительность.
Жен. дерево Poppulus tremulus; всего более идет на щепенную (резную и точеную) деревянную посуду, почему его также зовут баклушей, ниж. Горькая осинушка, в песне. Осина проклятое дерево, на нем Иуда удавился, и с тех пор на нем лист дрожит. На… … Толковый словарь Даля
Иудино дерево, осинка, (дрожащий) тополь Словарь русских синонимов. осина сущ., кол во синонимов: 6 дерево (618) … Словарь синонимов
ОСИНА, дерево рода тополь. Распространена на севере Евразии, в хвойных и широколиственных лесах; в степях образует осиновые колки. Растёт быстро. Живёт 80 90 (редко до 150) лет. Применяют в защитных насаждениях. Древесина устойчива к гниению во… … Современная энциклопедия
Дерево рода тополь. Растет на севере Евразии в хвойных и широколиственных лесах; в степях образует осиновые колки. Используют в защитных насаждениях, древесину при производстве спичек, целлюлозы, тары, различных поделок … Большой Энциклопедический словарь
ОСИНА, осины, жен. Лиственное дерево из семейства ивовых. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ОСИНА, ы, жен. Лиственное дерево, родственное тополю. На язык родных осин (перевести) что (шутл.) сказать просто и понятно о чём н. сложном. | прил. осиновый, ая, ое. Как о. лист дрожит кто н. (мелко и часто, обычно о состоянии испуга, страха) … Толковый словарь Ожегова
Семантика мифопоэтического образа О. мотивируется двумя особенностями этого дерева дрожанием листьев даже при тихой погоде (научное название О. Populus tremula, т. е. «тополь трясущийся»; ср. франц. tremble и др.) и красноватым оттенком древесины … Энциклопедия мифологии
Тополь дрожащий (Populus tremula), дерево (выс. до 35 м с гладкой серой корой) из рода тополь. Листья округлые, неравномерно выемчато зубчатые. Их длинные тонкие черешки сгибаются при ветре (листья легко дрожат). У основания молодых листьев… … Биологический энциклопедический словарь
Без вершины. Горьк. Шутл. ирон. Неумелый, глуповатый человек. БалСок., 48. Быть тебе (ему и т. п.) на осине! Разг. Устар. Пожелание гибели кому л. БМС 1998, 424. Чтоб тебя на осину! Народн. То же, что Быть тебе на осине! ДП, 750. Чтоб тебя… … Большой словарь русских поговорок
Книги
ЗАГАДКИ ПРИРОДЫ: ВЕРСИИ, ДОГАДКИ, ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ
ЗАЧЕМ ДРОЖИТ ОСИНА
С осиной связано много предрассудков. Вбить осиновый кол в могилу своего недруга считалось проявлением наиболее изощренной мести, с помощью осины боролись с «нечистою» силой и т.д. Многие и теперь считают, что осина излучает положительную энергию, способную излечивать болезни. Словом, в этом дереве есть много необычного и загадочного, что и сделало его легендарным.
ПОД ЗНАКОМ БЕССМЕРТИЯ
Один мой знакомый рассказал такой случай. Считая, что растущие по границе его покоса осины дают много тени, и мешают расти траве, он взял разрешение на их вырубку. Срубив ранней весной несколько десятков деревьев, летом он обнаружил, что почти весь его покос покрыл ковер из молодых осинок.
О роли осины в качестве кормовой базы для животных следует рассказать отдельно. Животные едят ее с особым аппетитом. Наибольшим спросом пользуется кора. Дело в том, что она содержит не только хлоропласты, но и много жиров, хорошо усваиваемых животными организмами. Есть даже технология получения кормовых жиров из коры осины. Лоси и зайцы летом кору осины не повреждают. Зато поздней осенью, питаясь ветками и корой осины, лоси сильно жиреют. Для защиты от поедания животными осина вырабатывает различные горечи, но это не помогает. Кора и ветки осины остаются для животных деликатесами.
О человеке, проявляющем излишнее беспокойство и боязнь, часто говорят, что он трясется, как осиновый лист. Из-за постоянного колебания ее листвы, осине дали научное название «тополь дрожащий». Благодаря очень длинному и сжатому с боков черешку, лист осины начинает совершать колебания даже при самом слабом движении воздуха.
И в дрожании осины заложен определенный биологический смысл. Какой же?
Так в чем же заключается биологический смысл постоянного колебания листвы? После появления листвы в кроне дерева, кора осины начинает испытывать нежелательное для нее затенение. Как мы убедились, она, как и листья, тоже нуждается в освещении.
Колебания листвы дают доступ свету к коре дерева. Это способствует равномерному распределению светового потока между корой и листьями. Кроме того, благодаря дрожанию листвы осина наиболее полно использует энергетику светового потока, что наглядно проявляется в ее необычно быстром росте.
Читайте другие литературные произведения на нашем сайте, посвященные художественному описанию природы в разделе
Почему тургенев отмечает что трепещут листья осины а не другого дерева
Помогите пожалуйста ответить на вопросы,хотя бы на какие сможите.
1)Оказывается,после посадки плодовых деревьев,независимо от влажности почвы рекомендуется сразу же полить деревья водой.Дайте объеснение этому явлению?
2)Известно,что у растений есть генеративные и вегетативные почки.Двое учащихся поспорили,один из них утверждал,что кочан капусты это гигантская почка,а второй доказывал оюратное.Кто из них прав?
3)Зайцы и лоси почти не берут предлагаемые им в качестве подкормки веники с листьями,однако они жадно обгрызаю осиновые и березовые,типа дворницких метел,заготовленных после листапада.Как вы думайте почему?
4)Почки не деревьях обычно закладываются в начале лета,однако пробуждаются и дают побеги льшь весной следущего года.Дайте объяснение этому явлению.
5)Юнаты на зимней экскурсии определяли побеги деревьев и кустарников.Они сразу определили побеги тополя,ольхи,а вот побеги рябины и вяза вызвали затруднения.Почему?
6)Оказывается,что поливка обвивает только живые растения,а вот хмель-любые опоры:заборы,колья.Как это можно объяснить?
8)Листья у большенства растений направлены в разные стороны,но встречаются такие как латук,сильфиум,листья которых направлены на север и юг.Почему?
9)При изучении подорожника выяснилось,что на молодых листьях снаружи расположены волоски,а у листьев старого подорожника их нет.Почему?
10)фЖивые растения испаряют воду практически всегда,даже когда ее необходимо экономить.Дайте объяснение этому явлению.
11)Днем большенство растений испаряют много воды,хотя имеют развитые листовые пластинки.Дайте объяснение этому явлению.
По другой легенде, осина была наказана за то, что дрожанием своих ветвей выдала Богородицу, прятавшуюся под ней с Христом во время бегства в Египет.
Если бы только у христиан было неприятие осины, его можно было бы объяснить религиозными мотивами. Но осину не любили во все времена и разные народы. У славян с языческих времен запрещалось сажать ее возле дома. Считалось, что такое соседство ведет к несчастьям и болезням. Из осины не строили жилье, не топили ею печи, не вносили в дом осиновых веток, не сидели в ее тени. Осину называли чертовым деревом. В местах, где она растет, по поверью, “вьются” черти. Этим объясняется запрет прятаться в грозу под осину. По славянским поверьям, гром “бьет” черта, а потому осину ищет.
Неудивительно, что при такой “нечистой” славе осина широко использовалась в магии. Существовал, например, обычай – заламывание осины. Человек, поссорившийся с соседом, работник, стремящийся уйти от хозяина, молодой человек, желающий навсегда покинуть родные места, заламывали вблизи дороги ветку со словами: “Пойду и осиною заломаю дорогу”. Считалось, что это помогает навсегда расстаться.
СКАЗКА ПРО ОСИНУ
Тиха и чиста стоит осень. Золотом опавшей листвы и ярким негорячим солнцем с небес слепит глаза так, что все время хочется их прикрыть, дать им отдохнуть и успокоиться. Красным по желтому набросаны яркие кляксы осинового наряда, как признак особого положения, непокорности и упрямства. А ведь как труслива и робка была осина недавним летом! Всеми листиками трепетала, дрожала и шепотом роптала на свою судьбу, горькую и незавидную. И тем самым слыла исподтишка опасной. Несправедливо прозвали ее Иудиным деревом, ибо не растет оно в тех местах, где сей апостол грех великий совершил, не дождавшись прощения Иисуса. Нет зла в осине, как нет и лютой ненависти ко всему, что ее окружает. За что же все так прогневались на несчастную?
Ведь деревья, что рядом растут, от нее отступают, чураются, вместе с ней жить не хотят. Вот и теснятся осинки друг с дружкой товарками, остальными соседками обойденные, шепчется между собой, сплетни да слухи передают по кругу и жалуются, жалуются, жалуются
Вот и ропщет страдалица из-за того, что никому не неугодна, за то что вниманием обойдена, за то что нужды особой в ней никто не имеет.
Вспыхнет последним костром в осенний погожий день осина, раскраснеется от стыда из-за наготы предстоящей, и медленно, медленно, покорная перед неизбежностью, постепенно раздевается, сбрасывая свои красивые одежды прямо себе под ноги. И ложится лист ее на землю красным шуршащим ворохом, пока сухо упрямый и несгибаемый, яркой медью по золоту растекается.
Причиной же того, что лист осины дрожит от малейшего движения воздуха, является особое устройство листового черенка осины.
Вздурился Лев,
Престрашный поднял рев,
Скрежещет в ярости зубами,
И землю он дерет когтями.
От рыка грозного окружный лес дрожит,
Страх обнял всех зверей; все кроется, бежит:
Отколь у всех взялися ноги,
Как будто бы пришел потоп или пожар!
И кто ж? – Комар
Наделал столько всем тревоги!
Почему дрожит осина и какой она предстаёт в легендах и народных традициях?
Биологи объясняют интересный факт дрожания осины (она по-другому и называется: «дрожащий тополь») ее характерной особенностью — очень подвижными листьями, приходящими в движение даже от слабого ветерка, поскольку листовые пластинки прикрепляются к концу длинного, тонкого черешка, плоского и сильно сплющенного с боков, и, как следствие — особенно легко изгибающегося.
Открыв энциклопедический словарь «Славянская мифология» (М.: Эллис Лак, 1995), находим: «Этимологические мифы связывают „трясение“ осины с Божьим проклятием, наложенным на осину за то, что из нее сделан крест, на котором распяли Христа, гвозди, которыми он был прибит к кресту, а также „спицы“, которые мучители… загоняли ему под ногти».
Справочники по знакам, приметам и суевериям называют осину символом горестного плача и стыда, полагают, что на «языке» деревьев она означает чувствительность.
Еще до принятия христианства негативное отношение к этому дереву было весьма распространенным. В литовском предании «Ель — королева ужей» повествуется, что дочь Ели — Осина совершила тяжкий грех: предав мать и отца, послужила причиной их гибели, и после смерти превратилась в дерево, названное по ее имени.
Латыши объясняли дрожание листьев разгуливанием Вея Маты (Мата — значит «мать») по корням осины или сотрясанием ее злыми силами, например Марей (аналог славянской Марены, богини Зла и Смерти).
Кое-где у восточных славян осину считали также «чертовым деревом» (гуцулы так и вовсе называли черта — «осиновец»). В местах, где растет осина, по народным поверьям, «вьются» черти. Именно по этой причине у прибалтийских народов запрещалось укрываться в грозу под осиной, т.к. Перкунас (бог-громовник) поражает именно ее, прячущую черта.
Немало народных пословиц, поговорок и присловий упоминают это дерево. К примеру:
— Осина некрасива, сучкаста и шумлива.
— Осина горит без керосина.
— Осина все шепчется, проклятое дерево.
— На осине кровь под корою (и действительно, изнутри она имеет красноватый оттенок).
— Одна ягода, горькая рябина, одно дерево, горькая осина!
— Дрожит, как осиновый лист.
— Трясется, как лист на осине.
— Удавлюсь на горькой осинушке, на самой вершинушке!
— Осина и без ветра шумит.
— С осину (с оглоблю) вырос, а ума не вынес.
— Ладило б тебя на осину!
— Как осина задрожит, так и скот в поле сыт.
— Грелся Максим вокруг осин (об опрометчивом человеке).
Согласитесь, по большей части — невеселые сюжеты…
И народный календарь не обошел вниманием осину. Приметы его кажутся чисто фенологическими:
1. На осине почки большие — к урожаю ячменя.
2. Осина в сережках (т. е. богато цветет) — урожай на овес.
3. Полетел пух с осины — иди в лес за подосиновиками.
4. Осина лист роняет, осени уступает.
А вот предания и обряды на определенные дни все же носят явный оттенок народной магии.
Так, на день Фоки и Ионы (5 октября), считавшийся началом осени, Осина якобы примеряла русалкино платье, да так и оставалась в нем стоять — русальим призраком на земле.
А на Феклу-заревницу (7 октября) начинали молотьбу, и самый старший из молотильщиков, взяв вырезанную из свежей осины широкую лопату, набирал ею зерно, и, перекрестившись на восток, побрасывал зерна на ветер, приговаривая: «Первую лопату — «во имя Отца», вторую — «во имя Сына», третью — «и Святого Духа». Потом шли лопаты «дедке», «бабке», «внучатам», «всем добрым людям»…
Выражение «бить баклуши», оказывается, тоже имеет отношение к осине. По В. Далю: «Осина, ж. дерево Poppulus tremulus; всего более идет на щепенную (резную и точеную) деревянную посуду, почему его также зовут баклушей». — Баклушей обычно называли обрубок для выделки деревянных ложек и плошек.
Впрочем, об использовании осины лучше поговорить отдельно.