Почему царь трижды испытывает невесток в чем смысл повтора
Цель : повторить сведения об особенностях сказки,учить анализировать и делать выводы.
Урок № 7 ТЕМА. «Царевна-лягушка»: светлый и тёмный мир сказки. Народная мораль
Цели: повторить сведения об особенностях сказки, учить вести беседу по
сказке, ввести понятия «мораль» и «образ», учить анализировать и делать
выводы, развивать умение пересказа.
Личностные: умение формулировать мораль сказки, находить отраженные в
ней народные идеалы, развивать воображение, мотивировать ответ.
Метапредметные: умение работать с текстовым материалом, овладение
умением выразительного чтения
Предметные: знание жанровых особенностей сказки; умение охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшебной сказки; умение отличать виды сказок.
Средства обучения: учебник, иллюстрации, демонстрационный материал.
1.Постановка цели и задач.
— Сегодня на уроке мы продолжим работу над сказкой. Нам предстоит определить мораль в характере героев, поговорить об одной из особенностей сказки – ритмичности, рассмотреть образ невесты-волшебницы.
2.Чтение словарной статьи и разъяснение понятия. Мораль – система нравственных норм, регулирующая поведение человека.
Человек, нарушивший нормы морали, осуждается обществом. Мораль – предмет изучения науки этики. Мораль в литературоведении – нравоучение или нравственное наставление
— Вот и стала лягушка женой Ивана-царевича.
—Какие задания давал царь своим невесткам?
— Как утешала Ивана-царевича лягушка?
— Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жены старших царевичей?
— Итак, ответьте на вопрос, какова народная мораль в характере и поступках героев?
2.Работа в парах или индивидуальная с опорой на вспомогательные карточки – подсказки. Составление характеристик героев сказки по опорным вопросам:
— Как выглядела царевна-лягушка? Найдите в сказке описания ее внешности (в болоте, на пиру). Какой вывод можно сделать об истинной и ложной красоте?
— Как Василиса Премудрая выполняла царские задания? Прочитайте, как она пекла хлеб и ткала ковер. Почему у нее результаты работы оказались выше, чем у жен других царевичей?
— Как выглядела и вела себя Василиса Премудрая на пиру у царя? Почему она все время хотела помочь Ивану-царевичу?
— Опишите, что чувствовал Иван Царевич, когда его стела попала к лягушке? С каким
настроением Иван Царевич получал задания царя для своей жены и как он воспринимал
ее работу? Найдите в сказке примеры, подтверждающие ваши мысли.
— Какими показаны в сказке Баба-яга и Кощей Бессмертный? Почему? Индивидуальное сообщение ученика.
Баба Яга Индивидуальное сообщение ученика. Баба Яга – персонаж восточных и западных славян, старуха, наделенная магической силой, ведунья. Живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей, летает в ступе. Часто в ее доме находится Кот, являющийся охранником и советчиком, или Мышь. Баба Яга – отрицательная героиня, но иногда помогает главному герою одолеть своего противника.
V І. Обобщающая беседа:
Почему царь трижды испытывает невесток в чем смысл повтора
Сочинения по произведениям :
Сочинения по произведениям авторов:
1. О чём эта сказка? Кто её герои? К каким сказкам она относится (сказкам о животных, волшебным, бытовым)? Каковы её особенности?
Сюжет сказки повествует о трех сыновьях, которые выбирают себе жен. Младшему сыну выпадает жениться не на девушке, а на лягушке, которая впоследствии оказывается заколдованной Василисой Прекрасной. Узнав о способностях Царевны-Лягушки Иван Царевич решил избавиться от лягушачьей шкурки, но это приводит к тому, что Иван отправляется на поиски жены, которая попадает к Кощею Бессмертному. Справившись со всеми трудностями, Иван одерживает победу.
Сказка относится к волшебным, так как в сюжете сказки присутствуют элементы превращения человека в животное и наоборот.
2. Как оценивал царь работу невесток? Как вы понимаете эти оценки?
Этим преувеличением подчеркивается искусство Василисы Премудрой, которое удивляет царевича и заслуживает высокой оценки царя. Указание на превосходство лягушки над снохами крайне необходимо: высмеянная Иванова «неровня» оказывается достойнее, умнее боярыни и купеческой дочери.
3. Чем отличается Царевна-Лягушка от других невесток? Почему её называют премудрой?
Царевна-Лягушка – добрая, заботливая, мудрая, трудолюбивая. В сказке описываются не только привлекательная внешность героини, но и ее необычные способности.
Премудрой её начинают называть тогда, когда героиня начинает работать. Сказка оценивает мастерство как мудрость. В уменье мастерски работать подчеркивается высокое превосходство и ценность человека.
4. Кто помогает Ивану-Царевичу найти Василису Премудрую?
Медведь, селезень, заяц, щука
«Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай рыхлый да мягкий». «Где кольнет иглой раз – цветок зацветет, где кольнет другой раз – хитрые узоры идут, где кольнет третий – птицы летят»?
Эти строки звучат как стихотворение. Крестьянской работе свойственна ритмичность и строгая последовательность. В сказке дано реальное описание труда, характерного для русского народа и его быта.
6. Обратите внимание на то, как начинается и завершается сказка. Есть ли у неё присказка, зачин, концовка? Есть ли повторы, эпитеты, гиперболы и какую роль они выполняют?
7. Можно ли считать незаслуженно забытыми слова: тужить, кручиниться, слово мудрёное, молвить, дивиться, снарядиться? Подберите к ним синонимы.
Кручиниться – горевать, печалиться
Тужить – горевать, тосковать, печалиться
Мудреный – загадочный, непонятный, трудный, замысловатый
Молвить – говорить, сказывать
Дивиться – удивляться, поражаться чему-либо
8. Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?
В образе лягушки нашла отражение мечта народа об идеальной героине, умной, скромной, трудолюбивой, способной победить силы зла, сотворить новый счастливый и справедливый мир.
9. Известно, что сказка «Царевна-Лягушка» имеет 24 варианта. Один из лучших вариантов включён в вашу хрестоматию. Знаете ли вы другие варианты? Какая между ними разница?
1. В разлинчных вариантах сказки «Царевна-Лягушка» отличаются присказки, концовки. Но какими бы разными они ни были, все они достигают своих целей: присказки показывают мастерство сказочника, готовят к слушанию сказки, пробуждают интерес к ней; концовки же остроумно завершают сказки, создают счастливый конец.
Варианты присказок: «В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицей; у них было три сына, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать.» «Давным-давно жил был царь. Было у него три сына.» «В стары годы, в старопрежни, у одного царя было три сына — все они на возрасте.» «В старые годы у одного царя было три сына.»
Варианты концовок: «После того они жили вместе и долго и счастливо.» «все обрадовались, стали жить да быть да животы наживать — на славу всем людям», «… и жили долго и счастливо до глубокой старости», «И стали они жить дружно, в любви и согласии».
2. В одних вариантах Иван быстро находит свою стрелу, а в других долго ищет: «Пустил младший брат — попала стрела в грязное болото, и подхватила её лягуша-квакуша» (вариант народной сказки), «А у младшего сына, Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела, сам не знает куда. Вот он шел, шел, дошел до болота, видит — сидит лягушка, подхватила его стрелу» (вариант А.Н.Толстого).
3. По-разному выполняет наказ царя-свекра Василиса Премудрая. В одних вариантах ей помогают «мамки-няньки» или «тетушки, наставницы», а в других она сама принимается за работу: «Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай» (вариант М.А.Булатова). В сказках положительные герои достигают желаемого благодаря своему трудолюбию, поэтому правильнее, наверное, когда Василиса Премудрая сама трудится, тем более родилась она не только умной, но и умелицей.
4. Есть варианты, где Василиса Премудрая представлена как мудрая, хитрая девушка. Когда соперницы решили подсмотреть ее работу, она сумела их легко обмануть: «Лягуша смекнула это, замесила квашню, скатала, печь сверху выдолбила, да прямо туда квашню и опрокинула. Горнишна увидела, побежала, сказала своим барыням, царским невесткам, и те так же сделали. А лягуша хитрая только их провела, тотчас тесто из печи выгребла, все очистила, замазала, будто ни в чем не бывала» (вариант Афанасьева А. Н.).
Сравнив сказку «Царевна-лягушка» в разных вариантах, можно сделать вывод, что все они учат добру, трудолюбию, целеустремленности и заключили в себя мудрость и житейский опыт, накопленные человечеством.
10. В электронном приложении найдите сказку «Чего на свете не бывает». Прочитайте её. Определите, к какому виду сказок она относится. Над кем она «смеётся»?
Сказка «Чего на свете не бывает» относится к бытовым. В сказке высмеивают, вышучивают, обличают, наказывают господина за жестокость, спесь, жадность, безделье и глупость. Ненормальное, хотя и обыденное, жизненное явление, когда паразитирующий барин пользуется всеми жизненными благами, и породило богатую выдумку.
Разработка на тему:Волшебная сказка «Царевна-лягушка» Русская народная сказка
Литер-5 Урок № Дата-___________
ТЕМА: Волшебная сказка «Царевна-лягушка» Русская народная сказка
— выявление основной идеи сказки;
— формирование навыка работы с иллюстрациями и лексической работы, выразительного чтения, чтения по ролям и художественного пересказа;
— воспитание интереса к произведениям устного народного творчества, формирование представлений о подлинных ценностях.
1.Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Проверка домашнего задания (Беседа по вопросам к статье «Русские сказки»):
— Для чего нужны чудеса в сказках?
— Расскажите об особом построении сказок.
— Что такое эпитет, гипербола?
— Какие обращения, повторы, постоянные эпитеты, гиперболы, встречающиеся в сказках, вам известны?
— Назовите любимых героев русских сказок.
Объясните значение слов: лытать, пытать, кручиниться, тужить, мудреный, молвить, дивиться, снарядиться.
Пытать – (устаревшее значение слова) проверять чьи-либо качества
Кручиниться – горевать, печалиться
Тужить – горевать, тосковать, печалиться
Мудреный – загадочный, непонятный, трудный, замысловатый
Молвить – говорить, сказывать
Дивиться – удивляться, поражаться чему-либо
Снарядиться – запастись всем необходимым при отправлении куда-нибудь
— О чем эта сказка? Назовите ее героев.
— Кто из героев понравился вам больше всего и почему?
— Что вы знаете об этих героях? Что можете о них рассказать?
Иван-царевич – один из главных персонажей русского фольклора, борется со злом, помогает обиженным или слабым. Как сказочный персонаж он появился в конце 18 – начале 19 в. Главное действующее лицо во множестве сказочных сюжетов.
Василиса Премудрая – персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая – дочь морского царя, наделенная мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи Моревны, Елены Прекрасной.
Индивидуальное сообщение ученика.
Согласно поверьям, лягушка – лунное животное, приносящее дождь. Символ плодородия, плодовитости. Означает обновление жизни и воскресение.
В христианстве она символизирует и положительные качества (связь с плодородием, производительной силой, возрождением), и отрицательные (связь с темным миром, болезнью, смертью).
Чудо, которое творит на царском пиру Царевна-лягушка, при всей своей волшебно-сказочной традиционности, носит христианский характер. Ведь в танце Василисы, спрятавшей в рукав объедки, происходит не просто творение мира, но именно оживление, воскрешение: лебедей – из косточек, озера – из остатков выпитого.
— К какому виду сказок относится сказка «Царевна-лягушка»?
Заполнение таблицы, план сказки
— Какие пункты плана соответствуют экспозиции, завязке, развитию сюжета, кульминации, развязке?
Композиция волшебной сказки
Причины, которые породили завязку
Сватовство, приказы царя
Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу
«Василиса Премудрая обернулась белой лебедью и улетела в окно»
Поиск потерянного или недостающего
Иван-царевич отправляется на поиски и встречается с медведем, зайцем, уткой, селезнем, щукой
Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают ее или разгадывают трудные загадки
Иван-царевич убивает Кащея
Преодоление потери или недостачи
Иван-царевич возвращается во дворец с Василисой Прекрасной
8 слайд Беседа по вопросам
— Почему царь избрал такой странный способ выбора невест для своих сыновей?
У всякой сказки есть свои «условия». Если бы их не было, то и сказки бы не было. Необычные ситуации и положения – особые приметы любой сказки.
— Где нашли невест старшие братья?
— Почему Иван-царевич вначале хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?
— Почему братья смеются над Иваном-царевичем?
— Почему царь не стал противиться этому браку?
9 слайд Выразительное чтение эпизода сказки
— Эпизод «Первый приказ царя» от слов «Поклонились царевичи отцу и пошли…» до слов «Вот этот хлеб только в большие праздники есть». Что мы можем сказать о героине?
— Когда в сказке впервые появляется имя царевны? Почему?
Имя появляется тогда, когда героиня начинает работать. Сказка оценивает мастерство как мудрость. В уменье мастерски работать подчеркивается высокое превосходство и ценность человека.
— Что напоминают эти строчки: «Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай рыхлый да мягкий». «Где кольнет иглой раз – цветок зацветет, где кольнет другой раз – хитрые узоры идут, где кольнет третий – птицы летят»?
Эти строки звучат как стихотворение. Крестьянской работе свойственна ритмичность и строгая последовательность. В сказке дано реальное описание труда, характерного для русского народа и его быта.
— Как оценивает царь работу невесток? Почему сказка преувеличивает недостатки работы других невесток?
Этим преувеличением подчеркивается искусство Василисы Премудрой, которое удивляет царевича и заслуживает высокой оценки царя. Указание на превосходство лягушки над снохами крайне необходимо: высмеянная Иванова «неровня» оказывается достойнее, умнее боярыни и купеческой дочери.
— В чем истинная красота героини сказки?
— Как царевич оценивает работу Василисы?
В первом случае царевич «диву давался», во втором случае ковер получился такой, «что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать», и царевич ахнул. Здесь отмечается не только мастерство царевны, но и умение Ивана-царевича оценить это мастерство.
11 слайд Выразительное чтение эпизода сказки
Эпизод от слов «Василиса Премудрая из кубка пьет – и не допивает…» до слов «А как перестала она танцевать, все исчезло: и озеро, и лебеди…»
— Почему царь трижды испытывает невесток? В чем смысл повтора?
Повторы в сказках носят традиционный характер. Обычно троекратное повторение эпизода с наращением эффекта. В первых двух случаях искусству Василисы дивятся царь и его приближенные, в третий раз весь народ получает возможность оценить мастерство героини.
Также стоит отметить о числе «3» в христианском мире. Крестьяне – люди, глубоко верующие, помнят о том, что в церкви нужно креститься три раза, отдавать земной поклон трижды и т.д. 13, 14 слайды
Обращение к репродукциям картин В.М.Васнецова и И.Я.Билибина «Царевна-лягушка».
— Какой вы представляли героиню?
— Кому из художников удалось лучше передать ваши представления о Василисе Премудрой?
— Почему Иван-царевич сжег лягушачью кожу?
Расстроенный насмешками братьев и невесток, Иван при виде красоты жены решился на роковой для себя поступок – захотел навсегда сохранить ей облик красавицы. С самого начала Иван не может побороть в себе чувство стыда перед людьми за то, что ему попалась неказистая жена. Он всегда печален и горько ему выслушивать насмешливые речи братьев. Увидев же жену во всем облике красоты, Иван решил, что пришло время положить конец мучениям. В его поступке, разумеется, выразились и восхищение, и гордость. Не оценив внутренних достоинств жены, огорченный ее безобразием, тем, что она неровня ему, Иван всей силой души пожелал иметь жену-красавицу. Он мог полюбить лишь ее внешнюю красоту.
— Достоин ли Иван-царевич Василисы Премудрой?
Герой убежден, что внешняя красота привлекательнее внутренних достоинств. Это представление сказка не может оставить без опровержения. Герой должен искупить свою вину перед женой, которой он еще не достоин.
— Как Василиса Премудрая отнеслась к поступку Ивана-царевича?
— Почему Иван-царевич отправился на поиски Василисы Премудрой?
— О чем свидетельствует гипербола «..две пары железных сапог протер, два железных хлеба сглодал…»?
— Что рассказал Ивану-царевичу старичок?
Индивидуальное сообщение ученика.
Кащей Бессмертный – отрицательный персонаж русских сказок. Царь, иногда – всадник на волшебном коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скрягой и скупцом. Вода сообщает Кащею сверхъестественную силу.
— Кто подсказал Ивану-царевичу, как расправиться с Кащеем? Обращение к репродукции картины В.М.Васнецова «Кащей Бессмертный».
Индивидуальное сообщение ученика.
Баба Яга – персонаж восточных и западных славян, старуха, наделенная магической силой, ведунья. Живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей, летает в ступе. Часто в ее доме находится Кот, являющийся охранником и советчиком, или Мышь. Баба Яга – отрицательная героиня, но иногда помогает главному герою одолеть своего противника.
— Почему только после смерти Кащея герои могут стать счастливыми?
— Ребята, так о чем сказка «Царевна-лягушка»?
Сказка говорит о счастье настоящих отношений между людьми, не омраченных помыслами о знатности и богатстве. В ней воплощена мечта о жизни, достойной внутренних качеств человека. Эта мечта – основа идейно-художественного целого. Сказка выражает также мечту о торжестве справедливости, которой реальный мир не знает.
— Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?
В образе лягушки нашла отражение мечта народа об идеальной героине, умной, скромной, трудолюбивой, способной победить силы зла, сотворить новый счастливый и справедливый мир.
Прочитать сказку «Чего на свете не бывает».
Индивидуальное задание: нарисовать портреты героев сказки «Чего на свете не бывает», составить устные комментарии к рисункам.
Конспект урока по литературе для 5 класса «Русская народная сказка «Царевна-лягушка».
Содержимое разработки
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
муниципальное общеобразовательное учреждение
«школа № 116 города донецка»
Конспект открытого урока по литературе
«Русская народная сказка «Царевна-лягушка».
Народная мораль в характере и поступках героев.
учитель украинского языка и литературы
МОУ «Школа №116 г.Донецка»
повторить структурные элементы сказки, виды народных сказок;
учить анализировать и делать выводы, раскрывать тему и проблематику прочитанной сказки; характеризовать персонажей сказки; оценивать поступки сказочных героев и выражать собственное отношение к ним в развернутой форме;
развивать умения пересказывать, формулировать мораль сказки, находить отраженные в ней народные идеалы,
формировать навыки работы с иллюстрациями и текстом, выразительного чтения;
воспитывать нравственные качества, эстетические чувства, интерес к произведениям устного народного творчества, формировать представления о подлинных ценностях.
Оборудование: учебник, иллюстрации, демонстрационный и раздаточный материал, цветные карандаши.
I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Хорошо проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку … (пять).
Девиз нашего урока: “ Пожелаем друг другу успеха!”
ІІ. Постановка цели и задач.
— Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работать над содержанием сказки. Нам предстоит определить мораль в характере героев, рассмотреть образ невесты-волшебницы.
ІІІ. Проверка домашнего задания.
— Для чего нужны чудеса в сказках?
— Какие виды народных сказок вам известны?
— Расскажите о построении сказок.
— Назовите свойства сказки:
– особая композиция (зачин, счастливый конец),
– добро всегда побеждает зло,
– герою помогают волшебные помощники,
– прием троекратного повтора,
– особые речевые обороты.
— Есть ли в прочитанной сказке присказка? А зачин? Прочитайте его.
— Что такое постоянные эпитеты? Приведите примеры из сказки.
— Назовите любимых героев русских народных сказок.
— Понравилась ли вам сказка «Царевна-лягушка»? Почему?
— К какому виду сказок она относится?
— Назовите героев сказки.
— Кто из героев понравился вам больше всего и почему?
— Что вы знаете об этих героях? Что можете о них рассказать?
2. Индивидуальные сообщения учеников.
Иван-царевич – один из главных персонажей русского фольклора, борется со злом, помогает обиженным или слабым. Как сказочный персонаж он появился в конце 18 – начале 19 в. Главное действующее лицо во множестве сказочных сюжетов.
Василиса Премудрая – персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая – дочь морского царя, наделенная мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи Моревны, Елены Прекрасной.
Кощей Бессмертный – отрицательный персонаж русских сказок. Царь, иногда – всадник на волшебном коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скрягой и скупцом. Вода сообщает Кощею сверхъестественную силу.
Баба Яга – персонаж восточных и западных славян, старуха, наделенная магической силой, ведунья. Живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей, летает в ступе. Часто в ее доме находится Кот, являющийся охранником и советчиком, или Мышь. Баба Яга – отрицательная героиня, но иногда помогает главному герою одолеть своего противника.
3. Задание «Исправь ошибки».
Ученик 5 класса, наспех выполняя домашнее задание, перепутал план русской народной сказки «Царевна-лягушка». В тетради пятиклассника было написано следующее:
План русской народной сказки «Царевна-лягушка»
1. Встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой.
2. Иван-царевич и «старый старичок».
3. Иван-царевич и Баба Яга.
4. Сватовство царевичей.
5. Приказы царя (испечь каравай хлеба, выткать ковёр за одну ночь, приехать на пир).
6. Спасение Василисы Премудрой.
Помоги ученику исправить ошибки.
Объясните значение слов: лытать, пытать, кручиниться, тужить, мудреный, молвить, дивиться, снарядиться.
Пытать – (устаревшее значение слова) проверять чьи-либо качества
Кручиниться – горевать, печалиться
Тужить – горевать, тосковать, печалиться
Мудреный – загадочный, непонятный, трудный, замысловатый
Молвить – говорить, сказывать
Дивиться – удивляться, поражаться чему-либо
Снарядиться – запастись всем необходимым при отправлении куда-нибудь
1. Проблемный вопрос «Почему героиня в сказке превращена именно в лягушку?»
Индивидуальное сообщение ученика.
Согласно поверьям, лягушка – лунное животное, приносящее дождь. Символ плодородия, плодовитости. Означает обновление жизни и воскресение.
В христианстве она символизирует и положительные качества (связь с плодородием, производительной силой, возрождением), и отрицательные (связь с темным миром, болезнью, смертью).
«Упали две лягушки в кувшин с молоком. Одна лягушка не нашла в себе силы бороться и сразу утонула. А вот вторая решила побороться за жизнь, и так активно барахталась и била лапками и хотела выбраться, что взбила масло и выпрыгнула из кувшина!»
-Почему второй лягушке удалось выжить?
У всякой сказки есть свои «условия». Если бы их не было, то и сказки бы не было. Необычные ситуации и положения – особые приметы любой сказки.
— Где нашли невест старшие братья?
— Почему Иван-царевич вначале хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?
(Конечно же, внешний облик «болотной красавицы» напугал царевича. Где же это видано, чтобы лягушек замуж брали? Это невозможно. Все будут смеяться, и царевич опечаленно восклицает: «Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!» Но царевна-лягушка терпеливо и упорно настаивает на своем, повторяет просьбу: «Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь»).
— Что же все-таки заставило нашего героя изменить свое отношение к лягушке, удержало от быстрого решения отказаться от зеленой «красавицы»? (Необычность героини, умение разговаривать, таинственность произошедшего, неясное желание узнать, что же будет дальше.)
Чудо, которое творит на царском пиру Царевна-лягушка: в танце Василиса, спрятавшая в рукав объедки, не просто творит мир, а оживляет, воскрешает: лебедей – из косточек, озера – из остатков выпитого.
2.Первое испытание «ВЫПЕЧКА ХЛЕБА ЗА ОДНУ НОЧЬ».
— Ребята, как вы думаете, почему первое задание царя невесткам — испечь хлеб?
-Зачитайте описание того, как Василиса Премудрая печет хлеб: «Взяла она частые решета. »
— Что особенного в этом описании? (Дети услышат в нем ритмичность. В учебнике (с. 27) есть ритмическая запись этого отрывка).
— Как называет народ Василису в тот момент, когда она трудится? (Премудрой.)
Крестьянской работе свойственна ритмичность и строгая последовательность. В сказке дано реальное описание труда, характерного для русского народа и его быта.
— Что означают слова царя: «Вот этот хлеб только в большие праздники есть»?
— Как они характеризуют героиню?
-Почему так сильно преувеличены недостатки старших царевен? С какой целью это сделано? (Подчеркнуть искусство Василисы Премудрой, стремление удивить царевича, заслужить похвалы старших).
— Недаром говорят: «Не красна изба углами, а красна пирогами».
— У вас на столах листики с изображением каравая, разукрасьте его, пожалуйста, так, чтобы он стал похож на тот, который испекла Василиса.
3.Второе испытание. «ТКАНЬЁ КОВРА ЗА НОЧЬ».
— Каково второе задание царя невесткам? Легко ли своими руками соткать ковер?
(Фрагмент из М/ф «Царевна-лягушка»)
— Почему важно умение жены рукодельничать?
От умения жены рукодельничать зависела не только утварь в доме (предметы интерьера), но и то, как и во что будет одета вся семья. Женщина должна была не только уметь сшить одежду, но и украсить ее.
— Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой (женам старших царевичей кинулись помогать мамушки и нянюшки, а Василиса работала сама).
-Произнесите ритмически описание того, как Василиса ткала ковер (изменился ритм, вновь прозаический текст похож на стихотворный, опять «звучит волшебность»).
Где кольнет иглой раз —
цветок зацветет,
где кольнет другой раз —
хитрые узоры идут,
где кольнет третий —
птицы летят.
-Какие новые черты характера героини вы разглядели в этом эпизоде? (Трудолюбива, все делает своими руками, понапрасну не расходует волшебство, не подвела царевича во второй раз.)
-Возможно ли определить, как относится к труду Василисы Иван-царевич? (В первый раз: «диву дался» (удивился), во второй – «ахнул». Раз от разу растет удивление и восхищение царевной и плодами ее труда. Иван-царевич умеет оценить по достоинству труды Василисы.)
— Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?
— Что означают слова царя: « А вот этот ковер в моей горнице по большим праздникам расстилать!»
— Какую из невесток характеризует пословица «Красна пава перьем, а жена уменьем». Как вы ее понимаете? Кто такая пава? (самка павлина)
— А сейчас, разукрасьте ковер, нарисованный на ваших листочках.
— Когда в сказке впервые появляется имя царевны? Почему?
Имя появляется тогда, когда героиня начинает работать. Сказка оценивает мастерство как мудрость. В уменье мастерски работать подчеркивается высокое превосходство и ценность человека.
— Как оценивает царь работу невесток? Почему сказка преувеличивает недостатки работы других невесток? (Указание на превосходство лягушки над снохами крайне необходимо: высмеянная Иванова «неровня» оказывается достойнее, умнее боярыни и купеческой дочери).
4.Третье испытание. «ПРИСУТСТВИЕ НА ЦАРСКОМ ПИРУ».
(Фрагмент из М/ф «Царевна-лягушка»)
— Как ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления на пиру Василисы Премудрой? (Посмеиваются над Иваном-царевичем, тем самым унижают его достоинство.)
— Что поразило всех в лягушонке в момент ее прибытия на бал?
— С какой целью автор-народ заставляет жен старших царевичей повторять действия Василисы Премудрой? (Противопоставлены ум и глупость, на примере отрицательных качеств (зависти, тупости) высвечены положительные (честь, совесть, умение показать себя с лучшей стороны, не принося никому вреда) Это и есть момент проявления борьбы Добра со Злом.)
— Можно ли сказать, что красота Василисы Премудрой открылась всем с особенной силой? (Зачитываются строки, повествующие о танце царевны. Ребята могут отметить, что искусство царевны-лягушки необычное, волшебное. Она умеет делать все без использования умений других людей, этим приносит радость окружающим.)
— Почему царь трижды испытывает невесток? В чем смысл повтора?
Повторы в сказках носят традиционный характер. Обычно троекратное повторение эпизода с наращением эффекта. В первых двух случаях искусству Василисы дивятся царь и его приближенные, в третий раз весь народ получает возможность оценить мастерство героини.
Также стоит отметить о числе «3» в христианском мире. Крестьяне – люди, глубоко верующие, помнят о том, что в церкви нужно креститься три раза, отдавать земной поклон трижды и т.д.
5. Литература и изобразительное искусство.
-Рассмотрите репродукции картины В. Васнецова «Пир» и И.Я.Билибина «Царевна-лягушка».
— Какой вы представляли героиню?
— Кому из художников удалось лучше передать ваши представления о Василисе Премудрой?
( Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивленных бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлеченность музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, веселая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки).
1. Творческое игра “ Следствие ведут Знатоки”.
Задания для трёх групп.
1 группа: заполнить таблицу по композиции сказки.
Любая сказка состоит из композиции.
За тридевять земель, в тридесятом государстве
«И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало»
2 группа: распределить по видам сказочных героев.
– По характеру герои делятся на положительных и отрицательных
(Иван-царевич – Кощей Бессмертный).
3 группа: раскрыть особенности волшебной сказки.
(волшебный сюжет, волшебные герои, волшебные помощники, волшебный конец).
Волшебный сюжет, превращения Василисы Премудрой, выполнение заданий царя; волшебный конец (смерть Кощея от сломанной иглы); присутствие волшебного помощника (старый старик); волшебные герои – Баба-Яга, Кощей Бессмертный.
2. Обобщающая беседа.
— Сказки рассказывались не только для того, чтобы развлечь, но и чтобы научить, предостеречь от необдуманных поступков. В сказках собрана народная мудрость.
— Давайте подумаем, от чего предостерегает народная мудрость этой сказки? С чего начались беды Ивана? (Сжег лягушечью кожу)
(Фрагмент из М/ф «Царевна-лягушка»)
-Почему же поторопился Иван-царевич спалить лягушачью кожу? (Расстроенный насмешками братьев и невесток, Иван при виде красоты жены решился на роковой для себя поступок – захотел навсегда сохранить ей облик красавицы. С самого начала Иван не может побороть в себе чувство стыда перед людьми за то, что ему попалась неказистая жена. Он всегда печален и горько ему выслушивать насмешливые речи братьев. Увидев же жену во всем облике красоты, Иван решил, что пришло время положить конец мучениям. В его поступке, разумеется, выразились и восхищение, и гордость. Не оценив внутренних достоинств жены, огорченный ее безобразием, тем, что она неровня ему, Иван всей силой души пожелал иметь жену-красавицу. Он мог полюбить лишь ее внешнюю красоту).
— Как поступил Иван?(Своевольно)
—Какие мудрые слова сказал ему старичок?(Ах, Иван-царевич, зачем ты сжег лягушечью кожу! Не ты ее надел, не тебе ее и снимать было).
— Почему Ивану-царевичу все-таки удалось справиться с такой трудной задачей, как спасти Василису Премудрую и победить Кощея? (Ивану было бы не справиться без зверей-помощников).
— Почему звери помогали Ивану-царевичу? (Он их пожалел, и они его пожалели)
— Вот видите, ребята, как важно быть добрым. Добро, сотворенное нами, к нам же и вернется. Иванушкино добро к нему же и вернулось: не пожалей он зверюшек, кто бы ему помог победить Кощея Бессмертного и вернуть Василису Премудрую?
— Русский народ даже такую пословицу сложил:
«За добро добром и платят».
1) Сказка «Царевна-лягушка»:
Р) бытовая С) волшебная Т) о животных
2) Иван- царевич нашел свою стрелу:
К) в топком болоте Л) В боярском тереме М) на купеческом дворе
3) Все приказы царя Василиса Премудрая выполняла:
Б) с помощью матушек, нянюшек и красных девушек
В) вместе с Иваном – царевичем
4) Отцом Василисы Премудрой является:
Е) Змей-Горыныч Ж) Чудо-Юдо З) Кощей-Бессмертный
И) Равнодушие К) Милосердие Л) Презрение
6) Лягушка превратилась:
А) В царевну Б) В жабу В) В птицу.
VI. Домашнее задание (на выбор).
1.Написать письмо-пожелание одному из героев сказки.
2.Написать сенкан на выбор: Царевна-лягушка, Иван-царевич, царь, звери.
VII. Рефлексия. Выставление оценок и комментирование индивидуальных достижений и затруднений учащихся.
Оцените свою работу на уроке по 5-тибальной шкале: