Почему существует что то а не ничто

Почему существует что то а не ничто

Речь Дмитрия Муратова при вручении ему Нобелевской премии мира в Осло. Подробнее.

Почему существует что то а не ничто

Почему существует что то а не ничто

Почему существует что то а не ничто

Почему существует что то а не ничто

Почему существует что то а не ничто

Почему существует что то а не ничто

Почему существует что то а не ничто

Почему существует что то а не ничто

Почему существует что то а не ничто

Почему существует что то а не ничто

Почему существует что то а не ничто

Почему существует что то а не ничто

Почему существует что то а не ничто

Почему существует что то а не ничто

Почему существует что то а не ничто

Почему существует что то а не ничто

Через «я», через «ты», через «нас» ли

все на вечный вопрос о смысле

жизни ответить хотел.

Этот детский вопрос слишком сложен,

и ты попадаешь впросак.

Готфрид Бенн

Пытаясь ответить на вопрос, почему существует Вселенная, наука сталкивается со следующей логической проблемой: если космос заключает в себе все, что физически существует, тогда научное объяснение должно включать физическую причину, однако любая физическая причина, по определению, является частью той Вселенной, которую и требуется понять. Таким образом, любое научное объяснение существования Вселенной замыкается в порочный круг. Наука может проследить путь развития Вселенной из более раннего состояния физической реальности, вплоть до сингулярности Большого взрыва – но в конце концов заходит в тупик. Она не в состоянии объяснить происхождение первоначального физического состояния из ничего.

Так почему мир существует? Каждый помнит свое замешательство перед таким простым, детским, но невероятно мощным вопросом. Ведь это вопрос вопросов, метавопрос, стоящий над всеми другими, которыми когда-либо задавался человек! Но отчего же за всю свою историю человечество не додумалось до ответа? Или все-таки додумалось?

Если мы обратимся к христианской философии, то утверждение, что Бог сотворил мир из Ничего, не возвышает Ничто до сущности, равной божеству, а лишь означает, что Бог не сотворил мир из чего-то уже существовавшего. Христианский догмат о «творении из ничего» превратил понятие «Ничто» в реальную онтологическую возможность и сделал концептуально возможным вопрос «Почему существует Нечто, а не Ничто?». Задал его философ Готфрид Вильгельм Лейбниц в 1714 году. В «Началах природы и благодати, основанных на разуме», он выдвинул «принцип достаточного основания». Согласно этому принципу, существует объяснение для каждого события и ответ на каждый вопрос: «Раз такое начало допущено, то первый вопрос, который мы имеем право задать, будет: почему существует Нечто, а не Ничто?» [1]

То, что поднимает человека выше прочих созданий – осознание собственной смертности, тесно связано с осознанием небытия – личного и вселенского. Что может быть легче, чем представить Ничто – то, что не существует? И что может быть сложней и представлять более высокий уровень абстрактного мышления, чем помысленное Ничто? Мартин Хайдеггер переформулировал вопрос «Почему существует Нечто, а не Ничто?» в вопрос «Почему существует мир, а не единственно я?».

Взгляд на существование Вселенной просто как на установленный факт не нуждается в объяснении мира в целом и таким образом избегает необходимости постулировать какую-то трансцендентную внемирную причинность (вроде Бога) для ответа на вопрос «Почему существует Нечто, а не Ничто?». Когда ученый слышит подобную аргументацию, он обычно пожимает плечами и говорит, что Вселенная попросту существует, и баста. Возможно, она существует, потому что всегда существовала, или, может быть, появилась безо всякой на то причины. В любом случае она в самом деле существует, и это установленный факт, самый несомненный из всех фактов (ведь если существует только буддистская иллюзия, то это всё равно некая форма реальности, которая содержит и значит больше, чем голое и непомысленное Ничто).

Разумеется, абстрактные идеи наподобие чисел и множеств не могут использоваться в объяснении обычных причинно-следственных связей: нельзя сказать, например, что число пи «привело» к Большому взрыву. Однако, в случае объяснения существования мира в целом, стоит ли автоматически отвергать конечную причину, выраженную абстрактно и математически? В современной науке есть одно недоказанное допущение, будто любое объяснение всегда должно включать физические объекты. По этому допущению, для объяснения определенного факта (например, факта существования мира в целом) нужно прибегнуть к другим фактам физической реальности. Но что если причину существования мира в целом следует искать в области таких не-фактов и не-объектов, как логические законы, математические понятия или принцип неопределенности из квантовой физики? Математики целыми днями размышляют не только о точках, цифрах и кругах, но и о бесконечностях, кристаллических когомологиях и множествах Мандельброта, которые не существуют в нашем пространстве-времени – то есть они нематериальны. Однако и к области сознания (человеческому мозгу) они тоже не относятся, ибо ограниченный нейронной структурой ум математика никак не может вместить весь бесконечный ряд чисел или представить идеальные геометрические формы.

Так, в каком смысле математические понятия существуют? Ответ зависит от того, что мы понимаем под словом «существование». Древнегреческий философ Платон ответил бы, что математические понятия существуют в реальности. Более того, он считал, что если математические объекты, неизменные и не подверженные течению времени, а значит, более реальны, чем объекты, доступные нашему непосредственному восприятию. С точки зрения Платона, подобные математические формы и составляют истинную реальность, а все остальное – всего лишь отбрасываемая ею тень.

Идея скрытой космической алгебры расширяет диапазон возможных объяснений существования мира. Возможно, нам все-таки не придется выбирать между Богом и слепым Случаем. Возможно, существует некое нерелигиозное и даже ненаучное объяснение существования мира, и мы его можем обнаружить, используя не факты физической реальности, а исключительно ум.

Откуда все-таки взялась наша Вселенная? Не указывает ли факт ее существования на действия некой высшей интеллектуальной силы? Теория американского физика русского происхождения Андрея Линде, которая называется «инфляционная модель Вселенной», заявляет, что создать Вселенную из не Ничего так уж трудно: это не потребует ни ресурсов космического масштаба, ни участия сверхъестественных сил. Возможно, что цивилизация, ушедшая в развитии дальше нашей, даже способна создать Вселенную в лаборатории (этого, среди прочих, боялись противники работы Большого адронного колайдера в Церне). А что, если именно так и появился наш подлунный мир?

Андрей Линде утверждает, что достаточно всего стотысячной части грамма материи (стомиллионная доля килограмма), чтобы дать начало такой Вселенной, как эта. Стотысячной части грамма хватит, чтобы создать маленький кусочек вакуума, который взорвется в миллиарды галактик, наблюдаемых сейчас. Именно так работает инфляционная модель: вся материя Вселенной возникает из отрицательной энергии гравитационного поля, а это поле разбрасывает ее дальше по пустому пространству, будто краску из пульверизатора. Такая теория способно объяснить, почему мир, в котором мы живем, так далек от совершенства. Нашу Вселенную сотворил не всесильный Бог, а начинающий физик!

Прежде чем углубиться в загадку существования, было бы справедливо отдать должное пустоте. А что, если Ничто тоже существует? В среде философов бытует шутка, что некий профессор на вопрос «Почему существует Нечто, а не Ничто?» ответил: «Даже если бы Ничто существовало, вы всё равно бы не перестали задавать глупые вопросы!»

Странно, что вроде бы вечный вопрос «Почему существует Нечто, а не Ничто?» долгое время на протяжении истории человечества никто не задавал в такой форме. Может быть, именно слово «ничто» как предельно абстрактное понятие делает этот вопрос современным? Древние народы сочиняли мифы о сотворении мира, но они никогда не начинаются с «Ничто»: эти мифы предполагают существование каких-то первобытных вещей или существ, из которых все произошло.

В 18 веке философы Дэвид Юм и Иммануил Кант сошлись на том, что некоторые сущности в самом деле не могут существовать с точки зрения логики – например, квадратный круг – но существование чего-либо в целом не может быть обосновано только чистой логикой. Они утверждали, что нет ни одной сущности, чье небытие являлось бы противоречием, включая Бога.

Но если существование Бога не является обязательным, то возникает совершенно новая космическая возможность: возможность абсолютного Ничто – когда нет ни мира, ни Бога, нет ничего вообще нет. Французский философ начала 20 века Анри Бергсон пришел к выводу, что противопоставление «Нечто» и Ничто» основано на ошибке – на иллюзии возможности существования Ничто. Он утверждал, что идея абсолютного Ничто содержит внутреннее противоречие, подобно идее круглого квадрата. Поскольку идея самого Ничто не имеет смысла, то и вопрос «Почему существует Нечто, а не Ничто?» тоже не имеет смысла.

Самый влиятельный британский философ Людвиг Витгенштейн также пришел к выводу, что этот вопрос «Почему существует Нечто, а не Ничто?», хоть и не лишен значимости для отдельно взятого человека, но смысл в нем отсутствует начисто. Он записал в «Логико-философском трактате»: «Загадки не существует».

Представитель логического позитивизма Альфред Айер перефразировал вопрос, спрашивая, какое событие предшествовало всем событиям? И отвечал на него: «Ни одно конкретное событие не может предшествовать всем событиям, поскольку оно входит в класс всех событий и не может им предшествовать» [2].

Большинство современных философов и ученых, включая Стивена Хокинга, встают на сторону Альфреда Айера. В философии существуют два вида истины: логическая истина и эмпирическая истина. Эмпирическая истина, определяется данными, полученными от органов чувств и в результате эксперимента. Именно такими истинами занимается наука. Логическая же истина, напротив, определяется только значениями слови понятий, и закон, выражаемый такой истиной, например, «среди людей есть как самый высокий, так и самый низкий человек» – является всего лишь логическим законом.

Вопрос о причине существования мира лежит за пределами возможностей науки, ведь научное объяснение может лишь обосновать какую-то область пространства и времени на основе других областей и никогда не сможет охватить всю реальность в целом. Вопрос «Почему существует Нечто, а не Ничто?» скорее относится к логическим истинам, нежели чем к научным. Поэтому и само существование мира может быть лишь голым фактом, как бы висящим в воздухе.

Эйнштейн был убежден, что Вселенная не только вечна, но и неизменна, и озадачен, когда, приложив общую теорию относительности к пространству-времени как целому, обнаружил нечто совершенно противоположное: Вселенная должна или расширяться, или сжиматься. Наблюдения американского астронома Эдвина Хаббла подтвердили модель расширяющейся Вселенной и мысли Эйнштейна: оказалось, что все наблюдаемые галактики от нас удаляются. Как теория, так и наблюдения приводили к одному и тому же выводу: когда-то Вселенная внезапно появилась. Марксисты восприняли концепцию Большого взрыва в штыки: она противоречила их постулату о бесконечности и вечности материи. Это было одной из аксиом диалектического материализма Ленина. В 1965 году два исследователя из «Белл телефон лабораторис» случайно обнаружили вездесущее микроволновое излучение, которое оказалось отголоском Большого взрыва. У Вселенной все-таки было начало!

Был у Вселенной творец или не было, но сам факт, что она возникла в какой-то момент в прошлом, выглядит насмешкой над идеей самодостаточного античного космоса: если нечто существует согласно собственной природе, то логично предположить, что оно вечно и неизменно. Но ко Вселенной это не относится: точно так же, как она внезапно появилась в результате Большого взрыва, расширилась и развилась до нынешнего состояния, она может исчезнуть в неком отдаленном будущем в результате Большого сжатия, пузыря из ложного вакуума или тепловой смерти. Таким образом, с открытием Большого взрыва и расширения Вселенной стало труднее отмахнуться от вопроса «Почему существует Нечто, а не Ничто?»

Из всех возможных ответов на загадку существования самым волнующим, пожалуй, стало бы открытие, что мир, вопреки всему, есть причина самого себя. Этот вариант впервые предложил Спиноза, который утверждал, что все сущее состоит из единой бесконечной субстанции и все отдельные сущности, как физические, так и психические, являются лишь временными модусами этой субстанции – как отблески света на гранях алмаза. Спиноза называл эту бесконечную субстанцию «Бог или Природа». По мнению Спинозы, Бог и природа не могут быть отдельны друг от друга, потому что тогда они взаимно друг друга ограничат. Поэтому мир сам по себе божественен: вечен, бесконечен и есть причина самого себя.

Идея о том, что мир содержит в себе ключ к собственному существованию – а стало быть, существует по необходимости, а не в силу случайности – созвучна размышлениям метафизически настроенных физиков, таких как британский ученый Роджер Пенроуз. Пенроуз считает, что без человеческого разума мир не мог бы быть причиной самого себя. Хотя на первый взгляд мы являемся лишь ничтожно малой частью космоса, именно наше сознание превращает мир как целое в реальность. Существует точка зрения на появление человека, по которой эволюция сознательной жизни на нашей планете обусловлена подходящими мутациями, происходившими в различное время. Предположительно это были квантовые события, поэтому они могли бы существовать только в виде линейной суперпозиции до тех пор, пока они не довели эволюцию до мыслящих существ, само существование которых зависит от всех «правильных» мутаций, имевших место в действительности. Именно наше присутствие, согласно этой идее, вызывает к существованию наше прошлое. Концепция называет теорией «партисипаторной» Вселенной, выдвинута она физиком Джоном Уилером в 1938 году.

В этой гипотезе более общая версия которой называется «участным антропным принципом», реальность образована самоподдерживающейся петлей причинности: мир создает нас, а мы, в свою очередь, создаем мир. Это в чем-то похоже на арабский эпос «Тысяча и одна ночь», в котором на протяжении тысяч страниц Шехерезада рассказывает истории, а потом начинает рассказывать историю самой Шехерезады, и повествование начинается заново по второму кругу. Подобное утверждение (мы творим мир, и одновременно мир творит нас) может показаться слишком хорошим, чтобы быть правдой, тем не менее в поисках ответа на вопрос «Почему существует Нечто, а не Ничто?» мы должны расстаться с интуитивными представлениями о мире и месте человека в нем, ибо порой они оказываются неверными.

Удивление, вызываемое в нас фактом существования Вселенной, может перейти в восхищение, когда мы начнем понимать, что причиной ее существования являемся мы сами. Наше легкое беспокойство о хрупкости всего существующего и главенстве небытия может уступить место уверенности в том, что мир окажется гармоничным, ясным и интеллектуально надежным. Или же, напротив, нами овладеет космический ужас, когда мы осознаем, что всё, окружающее нас – всего лишь квантовый мыльный пузырь, появившейся в результате случайной флюктуации вакуума и могущий в любой момент лопнуть, без всякого на то предупреждения. Уступить ли наше нынешнее ощущение потенциального могущества человеческой мысли смиренному кантовскому принятию пределов разума? Ответ зависит от нас самих.

Ссылки:

Литература по теме:

© Винничук Александр Александрович

Источник

Почему есть Нечто, а не Ничто? (с) Вопрос авторства Мартина Хайдеггера

Кстати, это самый сложный вопрос, который ставился вообще когда либо в западной философии.

Ислам однозначно определяет эту Стихию как Всевышнего Аллаха, Бесконечно удалённого от Нечто и даже от Ничто.

А у Гегеля тоже авторская позиция: «Бытие есть ничто. Ничто есть бытие. Истину их обоих составляет становление».

По-моему, самый сложный вопрос поставил всё-таки Аристотель, вопрошающий и по сей день : «Что есть сущее? »
Когода философия ответит на этот вопрос, и станет понятно, прав ли Хайдеггер.

Как Вы наверное заметили я пошёл по гегелевскому пути решения вопроса и вышел из этой метафизики на теологию. Кстати совершенно неизбежный ход, иначе в тех методологических рамках что есть в метафизике. решение этого вопроса невозможно. (Как Вы верно заметили. метафизика вообще не приемлет размышление о Ничто.)

Кстати я так и не прочёл собственно ответа Хайдеггера? Может быть Вам имеет смысл доработать ответ?

У Вас есть возможность скорректировать ответ. если есть идеи конечно.

Нечто может быть, как может и не быть, а ничто никогда.

Вопрос состоит в том что бы попытаться вывести, понять и доказать НЕАБСОЛЮТНОСТЬ Ничто. Собственно наличие Нечто и и доказывает эту самую неабсолютность Ничто, временно, пока это Нечто существует, но всё таки доказывает. Вопрос Хайдеггера идёт дальше, он ставит перед человеком источник вот этой нестабильности и ущербности Ничто (в следствии которого и стало возможным Нечто).

Рациональная наука не может ответить на этот вопрос.

Источник

Почему есть нечто, а не ничто?

Экология жизни. Наука и открытия: Люди ведут споры о том, почему существует Вселенная, уже тысячи лет. Практически в каждой античной культуре люди придумывали собственную.

Некоторые физики считают, что могут объяснить, как сформировалась наша Вселенная. Если они окажутся правы, то наш космос мог возникнуть из ничего.

Люди ведут споры о том, почему существует Вселенная, уже тысячи лет. Практически в каждой античной культуре люди придумывали собственную теорию сотворения мира – большинство из них включало в себя божественный замысел – и философы написали многие тома об этом. А вот наука может рассказать о сотворении Вселенной не так уж и много.

Однако в последнее время часть физиков и космологов начала вести дискуссию по этому поводу. Они отмечают, что сейчас мы неплохо знаем историю Вселенной и законы физики, которые объясняют, как она устроена. Ученые считают, что эта информация позволит нам понять и то, как и почему существует космос.
По их мнению, Вселенная, начиная от Большого Взрыва и заканчивая нашим многозвездным космосом, который существует на сегодняшний день, возникла из ничего. Это должно было случиться, говорят ученые, потому что «ничто» на самом деле внутренне нестабильно.

Эта идея может показаться странной или просто-напросто сказочной. Но физики утверждают, что она берет начало из двух самых мощных и успешных теорий: квантовой физики и общей теории относительности.

Итак, как же всё могло возникнуть из ничего?

Почему существует что то а не ничто

Частицы из пустого пространства

Для начала нам стоит обратиться к области квантовой физики. Это область физики, которая изучает очень маленькие частицы: атомы и даже ещё более мелкие объекты. Квантовая физика – чрезвычайно успешная теория, и она стала фундаментом для появления большинства современных электронных гаджетов.

Квантовая физика рассказывает нам о том, что пустого пространства вообще не существует. Даже самый идеальный вакуум заполнен колышущимся облаком частиц и античастиц, которые появляются из ничего и затем превращаются в ничто. Эти так называемые «виртуальные частицы» существуют в течение недолгого времени и поэтому мы не можем их увидеть. Однако мы знаем, что они есть из-за тех эффектов, которые вызывают.

Почему существует что то а не ничто

К пространству и времени из отсутствия пространства и времени

Давайте теперь перенесём наш взгляд от мельчайших объектов – таких, как атомы, – к очень крупным штукам – таким, как галактики. Наша лучшая теория, объясняющая такие большие вещи, – это общая теория относительности, главное достижение Альберта Эйнштейна. Эта теория объясняет, как взаимосвязаны между собой пространство, время и гравитация.

Общая теория относительности сильно отличается от квантовой физики, и до настоящего момента никто не смог сложить их в единый пазл. Однако некоторым теоретикам удалось, используя аккуратно выбранное сходство, приблизить эти две теории друг к другу в конкретных задачах. Например, этот подход был использован Стивеном Хокингом в Кембриджском университете, когда он описывал чёрные дыры.

Физики обнаружили, что когда квантовая теория применяется к пространству в маленьких масштабах, пространство становится нестабильным. Пространство и время вместо того, чтобы оставаться гладкими и непрерывными, начинают бурлить и пениться, принимая форму лопающихся пузырей.

Почему существует что то а не ничто

Вселенная из пузыря

Итак, не только частицы и античастицы могут возникать из ничего и превращаться в ничто: пузыри пространства-времени могут проделывать то же самое. Однако существует большая пропасть между бесконечно малым пространственно-временным пузырём и огромнейшей Вселенной, состоящей из более чем 100 млрд галактик. Действительно, почему бы только что появившемуся пузырю не исчезнуть в мгновение ока?

И оказывается, есть способ как заставить пузырь выжить. Для этого нужен ещё один трюк, который называется космической инфляцией.

Большинство современных физиков считают, что Вселенная началась с Большого Взрыва. Сначала вся материя и энергия в космосе были сжаты в невероятно маленькую точку, которая затем начала быстро расширяться. О том, что наша Вселенная расширяется, учёные узнали в XX веке. Они увидели, что все галактики разлетаются друг от друга, а значит, когда-то они располагались близко друг к другу.

Согласно инфляционной модели Вселенной, сразу после Большого Взрыва Вселенная расширялась гораздо быстрее, чем в наши дни. Эта диковинная теория появилась в 1980-х гг., благодаря Алану Гуту из Массачусетского технологического института, и была доработана советским физиком Андреем Линде, который работает теперь в Стэнфордском университете.

Идея инфляционной модели Вселенной заключается в том, что сразу после Большого Взрыва маленький пузырь пространства расширялся с колоссальной скоростью. За невероятно короткий срок он из точки, меньшей по размеру, чем ядро атома, достиг объема песчинки. Когда же в конце концов, расширение замедлилось, вызвавшая его сила трансформировалась в материю и энергию, которые заполняют сегодняшнюю Вселенную.

Почему существует что то а не ничто

Вселенная плоская, и почему этот факт важен

Инфляция также помогает космологам определить геометрию нашей Вселенной. Оказалось, что знание геометрии необходимо для понимания, как космос мог возникнуть из ничего.

Общая теория относительности Альберта Эйнштейна говорит, что пространство-время, в котором мы живем, может принимать три различные формы. Оно может быть плоским, как поверхность стола. Оно может быть искривленным, как площадь сферы, и поэтому, если ты начал движение из определенной точки, то обязательно в нее вернешься. И наконец, оно может быть вывернуто наружу, как седло. Так в какой форме пространства-времени мы живем?

Это можно объяснить следюущим образом. Возможно, вы помните из школьных уроков математики, что углы треугольника в сумме равны 180 градусам. Это верно только тогда, когда треугольник находится в плоском пространстве. Если вы нарисуете треугольник на поверхности воздушного шарика, сумма трех углов составит больше, чем 180 градусов. Если же вы нарисуете треугольник на поверхности, похожей на седло, сумма трех углов будет меньше, чем 180 градусов.

Для того, чтобы понять, что наша Вселенная плоская, нам необходимо измерить углы гигантского треугольника. И это тот случай, когда в дело вступает инфляционная модель Вселенной. Она определяет средние размеры холодных и горячих пятен в космическом микроволновом фоне. Эти пятна были измерены в 2003 году, и именно их астрономы смогли использовать в качестве аналогов треугольника. Как результат, мы знаем, что самые крупные из доступных нашим наблюдаениям масштабов в нашей Вселенной – плоские.

Почему существует что то а не ничто

Таким образом, оказалось, что плоская Вселенная является необходимостью. Это так, потому что только плоская Вселенная могла образоваться из ничего.

Все, что существует во Вселенной – начиная от звезд и галактик и заканчивая светом, который они вызывают, должно было из чего-то образоваться. Мы уже знаем, что частицы возникают на квантовом уровне, и поэтому мы могли бы ожидать, что во Вселенной есть кое-какая мелочёвка. Но для образования всех этих звёзд и планет требуется огромное количество энергии.

Но откуда Вселенная взяла всю эту энергию? Звучит, конечно, странно, но энергии не обязательно было откуда-то браться. Дело в том, что каждый объект нашей Вселенной обладает гравитацией и притягивает к себе другие объекты. И это уравновешивает энергию, необходимую для создания первой материи.

Это немного похоже на старые весы. Вы можете положить сколь угодно тяжёлый предмет на одну чашу весов, и весы будут в равновесии, если на другом конце находится объект такой же массы. В случае со Вселенной, на одном конце располагается материя, а «уравновешивает» её гравитация.

Физики подсчитали, что в плоской Вселенной энергия материи точно равна энергии гравитации, которую эта материя создаёт. Но это работает только в отношении плоской Вселенной. Если бы Вселенная была искривленной, баланса бы не было.

Почему существует что то а не ничто

Вселенная или мультивселенная?

Теперь, «приготовление» Вселенной выглядит довольно простым делом. Квантовая физика говорит нам, что «ничто» является неустойчивым, и поэтому переход от «ничего» к «чему-то» должен быть практически неизбежным. Далее, благодаря инфляции из маленького пространственно-временного пузырька может образоваться массивная, плотная Вселенная. Как написал Краусс, «Законы физики, как мы понимаем их сегодня, допускают, что наша Вселенная образовалась из ничего – не было ни времени, ни пространства, ни частиц, ничего, о чем бы мы знали».

Но почему тогда Вселенная образовалась только один раз? Если один пузырь раздулся до размеров нашей Вселенной, почему этого не могут сделать другие пузыри?
Линде предлагает простой, но психоделичный ответ. Он считает, что Вселенные возникали и возникают непрерывно, и этот процесс будет продолжаться вечно.
Когда инфляция Вселенной заканчивается, считает Линде, её все равно продолжает окружать пространство, в котором существует инфляция. Она вызывает возникновение еще большего количества Вселенных, и вокруг них образуется еще больше пространства, в котором происходит инфляция. Однажды инфляция началась, и она будет продолжаться бесконечно. Линде назвал это вечной инфляцией. Наша Вселенная может быть всего лишь песчинкой на бесконечном песчаном пляже.

Другие вселенные могут сильно отличаться от нашей. У соседней вселенной может быть пять пространственных измерений, в то время как у нашей их всего три – длина, ширина и высота. Сила гравитации в ней может быть в 10 раз сильнее или в 1000 раз слабее. Или гравитации может и не быть вовсе. Материя может состоять из совершенно других частиц.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *