роль агафьи в жизни обломова
Агафья Матвеевна Пшеницына — образ и характеристика героини романа И. А. Гончарова «Обломов»
Характеристика образа Агафьи Пшеницыной в романе «Обломов» дана Иваном Александровичем Гончаровым достаточно полно: это тип простой русской женщины, довольно зрелой и сознательной, обладающей житейской мудростью. Автор очень хорошо сказал о том, что именно привлекало Обломова в Агафье Матвеевне: «Он подвигался к ней как к тёплому очагу». Интересы человека, живущего рядом с ней, были её интересами. Возможно, ради такой женщины мужчина не станет совершать подвигов, но рядом с ней он будет ощущать себя нужным и сильным. Агафье Пшеницыной не свойственно пытаться переделать человека — она примет его таким, каков он есть. Или не примет совсем. Психологически Агафья близка Обломову, в ней он находит всё то, чего была лишена Ольга Ильинская.
Жизнь Агафьи Пшеницыной до встречи с Обломовым
Агафья Матвеевна Пшеницына — вдова лет тридцати. У неё двое детей: Ваня 8 лет и Маша 6 лет. Автор не говорит о её происхождении, но в романе она несколько раз названа «благородной» женщиной, что в то время означало принадлежность к дворянству. Возможно, по мужу. Покойный муж Агафьи был коллежским секретарем, чиновником.
По существу, ничего дворянского в её облике нет: она малообразованная женщина, несколько даже ограниченная. Но при этом замечательная хозяйка: очень чистоплотная, экономная, умеет хорошо готовить. Шьет, штопает, стирает, крахмалит бельё. Работает на огороде, держит кур. Но больше ничего, кроме домашних дел, её не интересует.
Дом и хозяйство Агафьи
Агафья с братом и двумя своими детьми живёт в доме на Выборгской стороне в Петербурге. Дом небольшой и старый, но отличается чистотой. На подоконниках стоят горшки с цветами, на крыльце — чистый коврик, ручка колокольчика вычищена до блеска. Часть дома ради денег она сдаёт жильцам, кроме этого зарабатывает ещё продажей цыплят и яиц, но. в общем, семья живёт довольно бедно, экономя на всём.
Поселившись в доме Пшеницыной, Обломов занял 4 комнаты, остальные две занимала хозяйка с детьми. Брат её жил в светёлке наверху.
На кухне Агафьи Пшеницыной было всё, что может понадобиться в хозяйстве, причём утварь и посуда были в образцовом порядке. Здесь же, на кухне, хранились различные лекарства, снадобья и порошки на случай болезни кого-то из домочадцев.
Агафья была отличной хозяйкой и всегда имела в запасе набор продуктов, которые хранились в кладовой.
Двор был небольшим, но чистым и ухоженным.
Позади дома был большой огород.
Внешность
Это довольно ещё молодая женщина с полноватой фигурой, простым, но приятным лицом, удивлявшим белизной, сквозь которую никогда не просвечивал румянец. Её серые глаза, как и само лицо, обычно имели простодушное выражение.
Руки у неё также были белыми и красивыми, но жёсткими, с выступившими жилами от работы. Обломов любил наблюдать за движениями её рук с открытыми локтями — так было удобнее работать по дому. Эта деталь (открытые локти) несколько раз повторяется в романе и символизирует трудолюбие женщины.
Одета она была всегда просто, но опрятно. По словам автора, она никогда не прибегала к искусству украшения своей фигуры через одежду, её полноватая фигура сама по себе была хороша и указывала на крепкое здоровье.
Движения у неё плавные, ровные, она не суетится, неторопливо отдаёт приказания, но всё успевает и за всем в доме следит.
Характер
Обломов, поселившись по совету Тарантьева в доме Агафьи Пшеницыной, сразу отметил её добрый и спокойный нрав. Она всё делала вовремя, но без спешки и суеты и так же спокойно, даже монотонно, разговаривала, никогда не выражая эмоций, не жестикулируя, не повышая голоса.
Она не представляла себе жизни без работы и всегда находила какую-то деятельность. Автор говорит об этом так: «Она всё за работой, всё что-нибудь гладит, толчёт, трёт…» Её трудолюбие удивляло и восхищало бездеятельного Обломова: «Вечно заняты! — сказал он, входя к хозяйке…» Он много раз хвалил её за хозяйственность, за умение вкусно готовить. За это уважал её и Захар, называя пироги Агафьи не хуже обломовских.
Обломов отмечает её простоту, неприхотливый нрав, и это в ней ему очень нравится. Он знает и о её малообразованности, неразвитости (она с трудом пишет, не читает книг). От недостаточного образования и природной ограниченности она слишком доверчива и подписывает любые бумаги, которые ей подают. На вопросы она обычно отвечает усмешкой или тупо молчит. Но когда речь заходит о знакомом ей предмете, её тупость пропадает, она оживляется.
Ее брат (господин Мухояров) считает Агафью дурой за ее ограниченность. Андрей Штольц тоже невысокого мнения о ней и при первой встрече с недоумением спрашивает у Обломова, кто эта женщина. «Жена! — покойно произнес Обломов… А этот ребенок — мой сын! Его зовут Андреем, в память о тебе. »
Агафья лишена способностей к самоанализу, она никогда не пытается понять свои чувства. Даже в своей любви к Обломову она разобралась не сразу: «И чувство Пшеницыной, такое нормальное, естественное, бескорыстное, оставалось тайною для Обломова, для окружающих её и для неё самой».
Агафья Пшеницына и Илья Обломов
Когда Обломов, снимая жильё, окончательно поселился у Агафьи, она окружила его такой заботой, создала ему такой уют и комфорт, что он почувствовал, будто снова попал в Обломовку, к родителям. Отношение Агафьи к Обломову было восторженно-благоговейным, она лелеяла его, как очень ценное растение, а затем влюбилась. Её прежнее замужество было скучным, без любви. И вот в 30 лет она впервые полюбила, и её тусклая жизнь наполнилась счастьем. Обломов совсем не был похож на её бывшего мужа.
Агафья приняла Обломова таким, каким он был, и не стремилась изменить его, как это делала Ольга Ильинская. Она боготворила его и старалась угодить во всем.
И Обломов чувствует себя уютно и спокойно в доме Пшеницыной. Она становится его женой, у них появляется сын Андрей. Они прожили вместе 7 счастливых лет. Автор пишет об этом так: «Она … любила Обломова – как любовника, как мужа и как барина; только рассказать никогда она этого, как прежде, не могла никому».
После его смерти Агафья теряет смысл жизни. «С полгода по смерти Обломова жила она с Анисьей и Захаром в дому, убиваясь горем. Она проторила тропинку к могиле мужа и выплакала все глаза, почти ничего не ела, не пила, питалась только чаем и часто по ночам не смыкала глаз и истомилась совсем». Каждую неделю она приходила молиться и плакать в кладбищенскую церковь.
После смерти Обломова Агафья отдает Андрюшу на воспитание Андрею Штольцу. Она понимает, что в их семье мальчик получит лучшее воспитание, ведь она считает Андрюшу барином. Она видит сына только зимой, когда Штольцы переезжают в Петербург, и тогда не может наглядеться на своего сыночка. Вся её безграничная любовь к мужу восполняется любовью к ребёнку.
Вывод
Образ Агафьи Пшеницыной противопоставлен в романе И. А. Гончарова «Обломов» образу Ольги Ильинской, с которой не сложилось счастье Обломова.
Конечно, два эти образа несопоставимы. И лучше этого не делать – они не подлежат сопоставлению.
Часто бывает так, что два человека, каждый из которых хорош сам по себе, не могут ужиться вместе (если это семья) или не могут подружиться (если это коллеги по работе). Это случается потому, что каждый отдельный человек представляет собой микромир, и эти миры не всегда совпадают. Так случилось у Обломова и Ольги Ильинской. Несмотря на то, что Обломов любил Ольгу, они никогда не смогли бы быть счастливыми вместе. Та любовь была подобна оспе, кори, горячке, едва не погубившей его. Обломов «содрогался, когда вспоминал о ней».
А вот мироощущения Обломова и Агафьи совпали, и они были счастливы. Агафья нашла смысл жизни в хлопотах по дому, заботе о детях и Обломове. Она воплощает собой ту «обломовскую» жену-хозяйку, о которой только и мог мечтать Илья Ильич Обломов.
Она жила его жизнью: переживала неудавшееся блюдо; не спала, если Илья Ильич где-то задержался; просиживала ночи напролет у его постели, когда он болел; похудела и сделалась «точно каменная», когда Обломов всю зиму «был мрачен, едва говорил с ней, не заглядывал к ней». «Всё её хозяйство, толченье, глаженье, просеванье и т. п. — всё это получило новый, живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича».
А Обломов? Любил ли он её так же?
Скорее, нет. Её заботы о нём он воспринимал как должное. И. А. Гончаров пишет, что его отношение к ней было проще: в Агафье для него «воплощался идеал того необозримого как океан и ненарушимого покоя жизни, картина которого неизгладимо легла на его душу в детстве, под отеческой кровлей». Он с удовольствием шутил с ней, смотрел на её мелькающие в работе локти, но не скучал без неё. «Тоски, бессонных ночей, сладких и горьких слез — ничего не испытал он».
Для Агафьи Матвеевны весь смысл жизни настолько заключался в Обломове, что в трудный период, когда все доходы уходили за долги братцу, она переживает не за своих детей, а о том, что будет кушать барин. Ради этого она даже закладывает жемчуг, полученный в приданое, а затем серебро, салоп…
Идеал его жизни осуществился, хотя и без поэзии.
Но жизнь Агафьи Матвеевны после смерти Обломова потеряла всякий смысл: «Она поняла, что проиграла и просияла её жизнь, что бог вложил в её жизнь душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда…»
Характеристика образа Агафьи Пшеницыной может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Образ Агафьи Пшеницыной в романе «Обломов»
Введение
В романе «Обломов» Гончаров изобразил два противопоставляемых и совершенно разных женских образа – Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной. И если Ольга с самого выхода произведения в свет привлекала критиков своей активной позицией, непрерывным саморазвитием и внутренней красотой, то Агафья получала неоправданное осуждение как современников, так и потомков писателя. Однако образ Пшеницыной в «Обломове» обладает не меньшей глубиной, чем образ Ильинской, ведь именно с по сюжету романа ней Илья Ильич обрел свое долгожданное, хотя и иллюзорное счастье.
На важность Агафьи в системе персонажей романа также указывает и то, что прототипом героини была родная мать Гончарова – Авдотья Матвеевна, такая же добрая, верующая и всем своим естеством своим направленная на заботу о семье. Пшеницына привлекает своей истинно русской красотой: полными локтями, пышными формами, которые могли бы послужить живописцу или скульптору натурой для шедевра, серовато-простодушными глазами и ярким румянцем на полных щеках. Она – словно идеал русской женщины-крестьянки, сошедший с картин художников.
Особенности образа Агафьи в «Обломове»
Характеристика Пшеницыной в романе «Обломов», как, впрочем, и остальных персонажей, неоднозначна. С одной стороны автор изображает перед читателями простую необразованную женщину, интересы которой ограничиваются хозяйством, кухней и общением со слугами и продавцами продовольствия. У нее словно нет собственного мнения, внутреннего стержня и сильной воли – для Агафьи мнение брата, а затем и Обломова, заменяет ее собственное и она начинает жить другим человеком, всецело отдавая себя ему. На любой вопрос, который касался далекой для нее сферы жизни, женщина отвечала усмешкой либо молчанием – они были для нее принятой формой, за которыми Пшеницына прикрывала свою неосведомленность и необразованность.
С другой же стороны, Агафья изображается Гончаровым как некое подобие светлого ангела, оберегающего своего возлюбленного каких-либо невзгод, огорчений и печалей. Пшеницына – прекрасная хозяйка, добрая, скромная, тихая и глубоко верующая женщина, однако не скорее не в христианском, а истинно православном понимании. Для Агафьи основным счастьем в жизни становится благополучие Обломова, ради которого она и продолжает жить, по сути, принеся себя в жертву другому человеку, его идеалам и представлениям о счастье. Но именно эта жертвенность и посвящение себя другому являются для героини истинным счастьем, позволяя ее женской природе раскрыться и найти смысл своей жизни. Примечательно, что из всех персонажей только Пшеницына обретает истинное, не иллюзорное счастье, тогда как ни Штольц с его расчетом, ни Ольга с ее высокими требованиями к возлюбленным, ни мечтательный Обломов не обретают его либо не живут им в полной мере. Гончаров словно подводит читателя к парадоксу: умные, образованные, успешные в обществе и карьере люди уступают перед простой верующей женщиной, живущей всеохватывающим чувством любви.
Разрушительна ли любовь Пшеницыной?
Отношения Обломова и Пшеницыной становятся для героя после разрыва с Ольгой тихой гаванью, обретением спокойствия, умиротворения и того «обломовского» счастья, о котором он мечтал многие годы. Агафья окружила его заботой и любовью, беспрекословно выполняя все его пожелания и готовая на все ради мужа. Ее любовь была основана не на дружбе или уважении к Обломову, а на полном его обожании, чуть ли не обоготворении. Женщина любила его не за что-то (как это было в отношениях с Ольгой, которая любила в Обломове только определенные черты, не принимая другие), а просто за то, что может быть рядом с мужем и чувствовать его благодарность за ее заботу.
По мнению литературных критиков, характер любви Пшеницыной может иметь разное оттеночное определение в зависимости от того, как читатель относится к Обломову и в чем видит смысл его жизни. Если рассматривать Илью Ильича как прообраз истинного русского человека, того мифического «Емели», который сидит на печи и ждет прорыва, способного перевернуть его жизнь, то, конечно, любовь Агафьи – отрицательное явление в жизни героя. Умиротворяющая, псевдосчастливая атмосфера «обломовщины» и бездействия, царящая в доме Пшеницыной, и становится причиной быстрой кончины героя, который отказывается даже выполнять рекомендации врача, все сильнее погружаясь в иллюзорный, прекрасный мир мечтаний и полудремы. Однако Обломов может рассматриваться и как типичный человек, обыватель, которому на самом деле чужды стремления и необходимость постоянно развиваться, присущие Штольцу и Ольге, а близки привычные семейные ценности, рутинные спокойствие и благополучие. В таком случае Агафья является той самой женщиной, о которой Обломов всегда мечтал, а ее любовь становится целебным бальзамом для измученного после отношений с Ольгой героя.
Заключение
Агафья Матвеевна Пшеницына в романе «Обломов» – самый добрый и по-христиански любящий персонаж. Несмотря на ее простоту и необразованность, женщина является носителем бесконечно нежного, всеохватывающего и не требующего ничего взамен чувства, ставшего основным смыслом ее жизни. В конце произведения автор не делает окончательных выводов по поводу образа Агафьи, но очевидно, что для Гончарова она является привлекательным и бесспорно положительным персонажем, введенным в роман для контраста с постоянно что-то ищущими внутри себя или в окружающем мире Обломовым, Штольцем и Ольгой.
Агафья Пшеницына после смерти Обломова, жизнь и судьба героини
Агафья и Обломов. Художник В. В. Морозов |
Агафья Матвеевна Обломова (в первом браке Пшеницына) является одной из центральных героинь романа «Обломов» Гончарова.
В этой статье представлено цитатное описание жизни Агафьи Пшеницыной после смерти Обломова, судьба героини после этого печального события.
Агафья Пшеницына после смерти Обломова, жизнь и судьба героини
О том, как складывается судьба Агафьи Обломовой (Пшеницыной) после смерти ее супруга Ильи Обломова, автор рассказывает в самом конце романа — в части 4 главе X.
Из этой главы мы узнаём, что Агафья уже 3 года как является вдовой, то есть ее муж Обломов умер 3 года назад:
«Три года вдовеет Агафья Матвеевна: в это время все изменилось на прежний лад.» (часть 4 глава X)
«С полгода по смерти Обломова жила она с Анисьей и Захаром в дому, убиваясь горем. Она проторила тропинку к могиле мужа и выплакала все глаза, почти ничего не ела, не пила, питалась только чаем и часто по ночам не смыкала глаз и истомилась совсем. Она никогда никому не жаловалась и, кажется, чем более отодвигалась от минуты разлуки, тем больше уходила в себя, в свою печаль, и замыкалась от всех, даже от Анисьи. Никто не знал, каково у ней на душе.
– А ваша хозяйка все плачет по муже, – говорил кухарке лавочник на рынке, у которого брали в дом провизию.
– Все грустит по муже, – говорил староста, указывая на нее просвирне в кладбищенской церкви, куда каждую неделю приходила молиться и плакать безутешная вдова.
– Все еще убивается! – говорили в доме братца.» (часть 4 глава X)
«Где же Захар, Анисья, ее слуги по всем правам?» (часть 4 глава X)
«С полгода по смерти Обломова жила она с Анисьей и Захаром в дому, убиваясь горем.» (часть 4 глава X)
В итоге трудолюбивая Агафья взваливает на себя всю заботу о семье брата. Она готовит еду, чинит всем белье, ухаживает за племянниками и т.д. При этом жена брата Ирина Пантелеевна ведет себя как главная в доме Агафьи, хотя жилье принадлежит не ей:
«Первенствующую роль в доме играла супруга братца, Ирина Пантелеевна, то есть она предоставляла себе право вставать поздно, пить три раза кофе, переменять три раза платье в день и наблюдать только одно по хозяйству, чтоб ее юбки были накрахмалены как можно крепче. Более она ни во что не входила, и Агафья Матвеевна по‑прежнему была живым маятником в доме: она смотрела за кухней и столом, поила весь дом чаем и кофе, обшивала всех, смотрела за бельем, за детьми, за Акулиной и за дворником.» (часть 4 глава X)
«А внутри домика какие перемены! Там властвует чужая женщина, резвятся не прежние дети.» (об Ирине Пантелеевне, часть 4 глава X)
При этом Агафья, являясь вдовой помещика Обломова, сама теперь является помещицей. Она может комфортно жить за счет доходов с деревни Обломовка и ни в чем не нуждаться. Однако она предпочитает жить в своем доме и заботиться о семье брата:
«Но отчего же так? Ведь она госпожа Обломова, помещица; она могла бы жить отдельно, независимо, ни в ком и ни в чем не нуждаясь? Что ж могло заставить ее взять на себя обузу чужого хозяйства, хлопот о чужих детях, обо всех этих мелочах, на которые женщина обрекает себя или по влечению любви, по святому долгу семейных уз, или из‑за куска насущного хлеба?» (часть 4 глава X)
Когда в дом заселяется семейство брата, Агафья решает отдать Андрюшу, своего сына от Обломова, на воспитание Штольцу и Ольге. По мнению Агафьи, барчонку Андрюше нужно жить в более приличных условиях, а не среди ее «грязных племянников»:
«Где, наконец, живой залог, оставленный ей мужем, маленький Андрюша?» (часть 4 глава X)
«. а Андрюшу выпросили на воспитание Штольц и жена и считают его членом своего семейства. Агафья Матвеевна никогда не равняла и не смешивала участи Андрюши с судьбою первых детей своих, хотя в сердце своем, может быть бессознательно, и давала им всем равное место. Но воспитание, образ жизни, будущую жизнь Андрюши она отделяла целой бездной от жизни Ванюши и Машеньки.
– Те что? Такие же замарашки, как я сама, – небрежно говорила она, – они родились в черном теле, а этот, – прибавляла она почти с уважением об Андрюше и с некоторою если не робостью, то осторожностью лаская его, – этот – барчонок! Вон он какой беленький, точно наливной; какие маленькие ручки и ножки, а волоски как шелк. Весь в покойника!
Поэтому она беспрекословно, даже с некоторою радостью, согласилась на предложение Штольца взять его на воспитание, полагая, что там его настоящее место, а не тут, «в черноте», с грязными ее племянниками, детками братца.» (часть 4 глава X)
Андрюша остается единственной радостью в жизни Агафьи, так как он частичка ее любимого мужа. Когда она видит Андрюшу, ее лицо оживает, а глаза наполняются радостью. Агафья нечасто видит сына, так как основное время мальчик живет со Штольцами в деревне:
«Выплакав потом живое горе, она сосредоточилась на сознании о потере: все прочее умерло для нее, кроме маленького Андрюши. Только когда видела она его, в ней будто пробуждались признаки жизни, черты лица оживали, глаза наполнялись радостным светом и потом заливались слезами воспоминаний.» (часть 4 глава X)
«Только когда приезжал на зиму Штольц из деревни, она бежала к нему в дом и жадно глядела на Андрюшу, с нежной робостью ласкала его и потом хотела бы сказать что‑нибудь Андрею Ивановичу, поблагодарить его, наконец, выложить пред ним все, все, что сосредоточилось и жило неисходно в ее сердце: он бы понял, да не умеет она, и только бросится к Ольге, прильнет губами к ее рукам и зальется потоком таких горячих слез, что и та невольно заплачет с нею, а Андрей, взволнованный, поспешно уйдет из комнаты.» (часть 4 глава X)
Агафья не хочет переезжать ближе к сыну Андрюше, то есть в деревню к Штольцам. Она предпочитает жить в своем старом доме в Петербурге, хотя и далеко от любимого ребенка:
«Их всех связывала одна общая симпатия, одна память о чистой, как хрусталь, душе покойника. Они упрашивали ее ехать с ними в деревню, жить вместе, подле Андрюши – она твердила одно: «Где родились, жили век, тут надо и умереть».» (часть 4 глава X)
Андрей Штольц присылает овдовевшей Агафье ее доходы с Обломовки, но она отдает ему назад все деньги, чтобы они в будущем достались Андрюше:
«Напрасно давал ей Штольц отчет в управлении имением, присылал следующие ей доходы, все отдавала она назад, просила беречь для Андрюши.
– Это его, а не мое, – упрямо твердила она, – ему понадобится; он барин, а я проживу и так.» (часть 4 глава X)
Что касается детей Агафьи от первого брака, то после смерти Обломова они начинают жить отдельно от матери. Сын Ваня заканчивает учебу и поступает на службу, а дочь Маша выходит замуж и живет с супругом:
В целом после смерти Обломова несчастная Агафья не живет, а лишь существует. Теперь всю работу по дому она выполняет тихо и без энергии:
«Вон она, в темном платье, в черном шерстяном платке на шее, ходит из комнаты в кухню, как тень, по‑прежнему отворяет и затворяет шкафы, шьет, гладит кружева, но тихо, без энергии, говорит будто нехотя, тихим голосом, и не по‑прежнему смотрит вокруг беспечно перебегающими с предмета на предмет глазами, а с сосредоточенным выражением, с затаившимся внутренним смыслом в глазах. Мысль эта села невидимо на ее лицо, кажется, в то мгновение, когда она сознательно и долго вглядывалась в мертвое лицо своего мужа, и с тех пор не покидала ее.
Она двигалась по дому, делала руками все, что было нужно, но мысль ее не участвовала тут. Над трупом мужа, с потерею его, она, кажется, вдруг уразумела свою жизнь и задумалась над ее значением, и эта задумчивость легла навсегда тенью на ее лицо.» (часть 4 глава X)
Убитая горем Агафья не замечает ничего вокруг:
«Она была чужда всего окружающего: рассердится ли братец за напрасно истраченный или невыторгованный рубль, за подгорелое жаркое, за несвежую рыбу, надуется ли невестка за мягко накрахмаленные юбки, за некрепкий и холодный чай, нагрубит ли толстая кухарка, Агафья Матвеевна не замечает ничего, как будто не о ней речь, не слышит даже язвительного шепота: «Барыня, помещица!»
Она на все отвечает достоинством своей скорби и покорным молчанием.» (часть 4 глава X)
По праздникам, когда все вокруг веселятся, несчастная Агафья прячется в свой угол и горько плачет:
«Напротив, в Святки, в светлый день, в веселые вечера Масленицы, когда все ликует, поет, ест и пьет в доме, она вдруг, среди общего веселья, зальется горячими слезами и спрячется в свой угол.» (часть 4 глава X)
Агафья чувствует, что после смерти Обломова ее жизнь тоже закончилась и ее солнце померкло навсегда:
«Она поняла, что проиграла и просияла ее жизнь, что Бог вложил в ее жизнь душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда… Навсегда, правда; но зато навсегда осмыслилась и жизнь ее: теперь уж она знала, зачем она жила и что жила не напрасно.
Она так полно и много любила: любила Обломова – как любовника, как мужа и как барина; только рассказать никогда она этого, как прежде, не могла никому. Да никто и не понял бы ее вокруг. Где бы она нашла язык? В лексиконе братца, Тарантьева, невестки не было таких слов, потому что не было понятий; только Илья Ильич понял бы ее, но она ему никогда не высказывала, потому что не понимала тогда сама и не умела.
С летами она понимала свое прошедшее все больше и яснее и таила все глубже, становилась все молчаливее и сосредоточеннее. На всю жизнь ее разлились лучи, тихий свет от пролетевших, как одно мгновение, семи лет, и нечего было ей желать больше, некуда идти.» (часть 4 глава X)
Можно предположить, что до самой своей смерти Агафья Матвеевна живет в своем доме с семейством брата и здесь же умирает.
Это было цитатное описание жизни Агафьи Пшеницыной после смерти Обломова в одноименном романе Гончарова «Обломов», судьба героини после кончины супруга.