Почему ребенок рассеянный и невнимательный что делать

Синдром рассеянного внимания у детей

Почему ребенок рассеянный и невнимательный что делать

Все родители мечтают, чтобы их дети были самыми умными, успешными и талантливыми, и надеются, что отличная учеба в школе поспособствует их счастливому будущему. Но, к сожалению, все чаще педагоги и психологи жалуются на забывчивость, невозможность сконцентрировать внимание и высокую активность школьников. Не спешите упрекать своих детей в подобном поведении, существует вероятность, что эти симптомы являются следствием синдрома рассеянного внимания, и нужно начинать с этим бороться, пока недуг ощутимо не сказался на успеваемости и других жизненных обстоятельствах ребенка.

Сегодня мы расскажем вам, что такое СРВ у детей, как распознать это расстройство и какие есть методы лечения и коррекции.

Почему ребенок рассеянный и невнимательный что делать

Рассеянность – это пониженная способность выполнять целенаправленную деятельность. Простыми словами, под рассеянностью понимается нарушение концентрации. Расстройство проявляется забывчивостью и невнимательностью. Это может быть индивидуальная черта личности, симптом болезни или временное состояние усталости.

В нашей стране около 15 процентов школьников страдают СРВ. Обычно первые признаки родители и учителя замечают в возрасте 3-9 лет.

Почему возникает СРВ?

Почему ребенок рассеянный и невнимательный что делать

Ученые не озвучивают четкую причину, по которой может возникнуть такое расстройство, но существуют факторы риска, способные спровоцировать синдром рассеянного внимания.

Такой детский недуг может возникнуть из-за:

Получается, что основные причины появления синдрома у детей связаны с поведением и состоянием здоровья матери во время беременности. Отказ от курения и алкоголя, соблюдение норм питания, прием витаминов и регулярные обследования и будут являться профилактикой здоровья малыша.

На какие симптомы в поведении малыша следует обратить внимание?

Почему ребенок рассеянный и невнимательный что делать

Симптомы напрямую зависят от характера и возраста ребенка, среды его существования и правил поведения в семье, а также от степени тяжести самого расстройства.

Родителей должно насторожить, если малыш:

Важно наблюдать за ребенком, и при первых же появившихся признаках начать уделять ему усиленное внимание.

Как диагностируют синдром?

Почему ребенок рассеянный и невнимательный что делать

Необходимо понимать, что повышенная рассеянность – это, прежде всего, нарушение поведения, а не психики, поэтому точный диагноз так непросто установить.

Для начала убедитесь, действительно ли ваш ребенок страдает синдромом рассеянного внимания, ведь и среди здоровых детей есть неусидчивые и активные. Если признаки, которые мы озвучили выше, обнаружились в дошкольном возрасте, не проходят в течение полугода, проявляются везде (дома, в школе, в гостях, на прогулке), явно мешают ребенку учиться и общаться, то, скорее всего, это СВГ.

Диагносты применяют специальные тесты-опросники для детей и их родителей, просят маму и папу последить за поведением ребенка в повседневной домашней обстановке, проводят психологические обследования для выявления нарушений развития, навыков и для определения уровня интеллекта, изучают болезни ребенка в раннем возрасте и болезни матери.

Надо ли лечить СРВ?

Почему ребенок рассеянный и невнимательный что делать

Существует ошибочное мнение, что ребенок самостоятельно избавится от СРВ примерно к 13 годам. Такой исход возможен только для 50% рассеянных детей. Для остальных, к сожалению, игнорирование проблемы приведет к не самым радужным перспективам. Статистика уверяет, что такие дети зачастую способны бросить учебу, связаться с плохой компанией, попасть в аварию, получить травму, приобрести зависимость от алкоголя, курения или стать игроманами, часто они не имеют друзей (а впоследствии – не могут создать свою семью).

Во взрослом возрасте синдром поспособствует низкому социальному статусу и тому, что человек не сможет проявить себя в профессии, будет склонен к употреблению наркотических и психотропных веществ. Поэтому психологи однозначно советуют корректировать рассеянное внимание в детстве.

Рассказываем, в чем будет состоять лечение у специалистов и какие действия родителей крайне желательны.

Как лечить?

Почему ребенок рассеянный и невнимательный что делать

Медикаментозная терапия назначается редко: только в тех случаях, когда выявляются серьезные нарушения, ухудшающие развитие, социальную адаптацию и общее качество жизни ребенка. Лекарства и успокоительные средства назначает только врач!

Комплексный подход – это идеальное решение, которое принесет результат уже в скором времени.

Понятно, что соблюдать все эти правила – непросто и для ребенка, и для самих родителей. Но при должной настойчивости есть реальный шанс добиться нормализации внимания, вырастить успешную и гармоничную личность.

Источник

Почему ребенок рассеянный и невнимательный что делать

Что такое синдром рассеянного внимания у ребёнка: общая информация, причины появления, симптомы и признаки.

Бесплатные занятия с логопедом

Общие признаки СРВ у детей

Синдром сопровождается нарушением умственной деятельности. У школьника отсутствует сосредоточенность, он не может долго заниматься одним делом. Начинают проявляться нарушения социальной активности: он может быть замкнутым и задумчивым или, наоборот, чересчур активным.

Из ста детей пятнадцать обычно страдают дефицитом внимания, который проявляется разными способами. Первые признаки отклонения можно обнаружить в возрасте от четырёх до девяти лет, но могут возникать и раньше. Например, у годовалого малыша может наблюдаться чрезмерная активность, но при этом у него нарушена концентрация. В возрасте трёх лет могут появиться проблемы с речью.

Стоит помнить, что проявления дефицита внимания могут быть и другими. Существуют следующие разновидности нарушения:

Причины возникновения синдрома

Перед лечением рассеянного внимания у детей нужно знать, что могло спровоцировать этот недуг. К сожалению, учёным пока не удалось установить точную причину, но есть несколько гипотез, указывающих на то, что детский недуг может проявляться из-за следующих факторов:

Часто данный синдром связывают с гиперактивностью. И это неспроста, при дефиците внимания человек слишком эмоционален, неусидчив, присутствует повышенная возбудимость. Эти признаки относятся и к гиперактивным детям.

Симптомы рассеянного внимания

Набор симптомов рассеянного внимания у ребёнка напрямую зависит от его характера, социальных условий проживания, воспитания, возраста, тяжести расстройства. Поэтому сначала нужно уметь правильно распознать первые признаки синдрома. Ими могут быть:

Очень важно наблюдать за своим чадом и при первом же появившемся симптоме начать больше уделять ему внимания.

Особенности диагностики СРВ

Синдром рассеянного внимания — это нарушение в поведении, а не в психике, поэтому установить точный диагноз бывает проблематично. Отдельные проявления могут возникать из-за неправильного воспитания или личных особенностей характера.

Требуется прибегнуть к субъективным способам диагностики, среди них можно выделить:

Нужно убедиться в наличии у ребёнка синдрома рассеянного внимания, ведь неусидчивость и активность присуща и многим здоровым детям. В наличии недуга можно не сомневаться в следующих случаях:

Методы лечения

Расскажем что делать, если у ребёнка рассеянное внимание. Существует несколько методов коррекции. В первую очередь, нужно помнить про комплексный подход: недостаточно чего-то одного, может потребоваться как медикаментозная терапия, так и занятия с психологом.

Немаловажную роль играет правильное питание и соблюдение удобного режима обучения. В это время от обоих родителей зависит многое. Участвовать в судьбе ребёнка должна не только мать, но и отец. Они должны составить распорядок дня для своего чада, всегда находить время для него. Только так удастся воспитать полностью здорового ребёнка.

Медикаментозный способ

Лекарственные препараты назначают не всегда, только если были выявлены серьёзные нарушения внимания у малыша, ухудшающие его качество жизни и мешающие социально адаптироваться в коллективе.

Ни в коем случае нельзя самостоятельно назначать препараты для ребёнка, даже если о них много хвалебных отзывов. Лекарство должен прописать только лечащий врач!

Может быть показан приём каких-нибудь успокоительных средств, чтобы снизить детскую нервную возбудимость. В детском возрасте противопоказаны сильнодействующие препараты, поэтому вместе с успокоительными средствами могут назначить таблетки, направленные на улучшение мозговой деятельности, к примеру, Глицин (альтернатива — Биотредин), или улучшающие кровоснабжение мозга (Фенибут).

Распорядок дня

Если ребёнок страдает синдромом отсутствия внимания, то без чёткого режима дня не обойтись. Родители должны требовать от чада его соблюдения. Только так можно привить дисциплину, которая порой отсутствует даже у здоровых детей.

Распорядок дня нужно составить и распечатать, повесив в удобном для ребёнка месте, например, над письменным столом или кроватью. Обязательно оставляют несколько часов свободного времени, чтобы ребёнок мог позаниматься тем, что интересно именно ему.

Вот пример распорядка дня, вы можете изменить его в соотвествии со своими предпочтениями:

ВремяДействие
07:00 — 07:05Ребёнок просыпается
07:05 — 07:20Зарядка, гигиена
07:20 — 07:35Завтрак
07:35 — 08:00Сборы в школу
08:00 — 08:30Дорога в школу
08:30 — 13:05Уроки
13:05 — 13:30Дорога домой
13:30 — 13:40Переодевание, гигиена
13:40 — 14:00Обед
14:00 — 16:00Свободное время, секции
16:00 — 18:00Выполнение домашнего задания
18:00 — 18:30Ужин
18:30 — 20:00Свободное время
20:00 — 21:00Подготовка ко сну
21:00 — 07:00Ночной сон

Если нарушение внимания и чрезмерная активность мешает обучаться в обычной школе и нормально общаться со своими сверстниками, то возможно имеет смысл перевести его в учреждение, где учатся по адаптированной программе, или же перейти на домашнее обучение. Для принятия такого решения нужно проконсультироваться с разными специалистами, чтобы услышать несколько мнений.

Занятия с психологом

Этим этапом пренебрегать не стоит — он обязателен. Психолог поможет избавиться от излишней эмоциональности, импульсивности. Ребёнок станет более спокойным, будет лучше себя вести, сможет лучше адаптироваться в той или иной ситуации, будет стараться концентрироваться на занятиях.

Обычно занятия с детьми проводят в игровой форме. Психолог моделирует определённые ситуации и внимательно следит за поведением ребёнка. При необходимости даёт советы, как можно поступить в конкретной ситуации.

Ещё психологи используют разнообразные расслабляющие методики, которые помогут ребёнку избавиться от скопившегося напряжения. Поэтому психологические тренинги очень важны при расстройстве внимания.

Родительский контроль

Родители должны принимать активное участие в лечебном процессе. Малышу с расстройством внимания требуется особое воспитание, и в первую очередь, надо дать своему чаду больше самостоятельности.

Малыш должен выполнять определённые домашние обязанности. Конечно, они не должны быть очень сложными, их подбирают в зависимости от возраста и физической подготовки ребёнка. Нужно давать такие задания, с которым ему по плечу справиться, например, помыть посуду, протереть пыль или убрать за собой игрушки.

В первое время у ребёнка не всё может получаться, активно помогать ему не стоит. Он должен научиться проявлять настойчивость, пытаясь справляться с заданиями самостоятельно. Не стоит забывать про поощрения, нужно хвалить малыша за успешное выполнение того или иного задания.

Можно прибегнуть к занятиям спортом, отдав ребёнка в какую-нибудь секцию или занимаясь с ним самостоятельно. Спорт помогает растрачивать избыточную энергию с пользой для здоровья, кроме того, приучает к самоорганизации и дисциплине.

Профилактика проблемы во время беременности

О здоровье ребёнка нужно начинать задумываться ещё до его зачатия. Будущая мама должна отказаться от вредных привычек при их наличии, тщательно следить за своим здоровьем. Осложнённое течение беременности или тяжёлые роды часто являются причиной развития синдрома. После родов нужно защищать малыша от инфекционных заболеваний, возможных травм и других негативных воздействий.

Развивающие занятия требуются даже грудничкам. Крохе можно показывать яркие предметы, рассказывать об их назначении. Конечно, малыш не будет понимать сказанного, но он будет концентрировать внимание на ярких цветах и знакомом голосе. Чуть позже в ход надо пускать развивающие игрушки, подходящие по возрасту.

С синдромом рассеянного внимания сталкиваются многие родители. Эта проблема особенно актуальна для младших школьников. Без квалифицированной помощи ребёнок не сможет подолгу концентрироваться на определённом занятии, станет испытывать проблемы в общении и обучении. Поэтому очень важно своевременно помочь ему. Начинать стоит с визита к детскому психологу.

Источник

«Ребенок способный, но невнимательный»: как исправить ситуацию

Почему ребенок невнимательный?

Трудности с вниманием совершенно не означают, что ребенок глупый. Дети с высоким уровнем развития интеллекта часто бывают рассеянными. Это результат того, что их мозг не справляется с обработкой информации, которая поступает от разных органов чувств.

Чаще всего причина в том, что к школе древние механизмы мозга, которые отвечают за непроизвольное внимание, по каким-то причинам не достигли необходимой зрелости. Такому ученику приходится тратить в классе много сил для того чтобы «не выпадать» из урока. И он не всегда может заметить, когда это происходит.

Учителя часто считают, что невнимательному ребенку просто нужно больше работать, но эти дети и так работают на пределе своих возможностей. И в какой-то момент их мозг просто отключается.

Пять важных фактов о внимании, о которых нужно знать, чтобы понять своего ребенка

Почему это происходит?

Рассмотрим, из каких дисфункций нервной системы состоит дефицит внимания.

1. Ребенок плохо воспринимает информацию на слух

Нет, ребенок не глухой, но его мозг не умеет эффективно обрабатывать то, что слышат уши. Иногда кажется, что он плохо слышит, потому что такой ребенок:

2. Не может спокойно сидеть на месте

Многие школьники с трудом высиживают 45 минут: ерзают, раскачиваются на стуле, крутятся. Как правило, эти особенности поведения — проявления дисфункций вестибулярной системы. Такой ребенок использует движение как компенсаторную стратегию, которая помогает ему думать. Необходимость сидеть спокойно буквально блокирует мыслительную деятельность. Нарушения вестибулярной системы часто сопровождаются низким мышечным тонусом, тогда ребенок:

3. Теряет строчку при чтении, делает глупые ошибки в тетради

Трудности с освоением чтения и письма часто тоже связаны с вестибулярной системой, так как она регулирует мышечный тонус и автоматические движения глаз. Если вестибулярная система работает плохо, то глаза не могут адаптироваться к движениям головы. У ребенка возникает ощущение, что буквы или целые строчки прыгают перед глазами. Особенно трудно ему списывать с доски.

Как помочь ребенку

Причины проблемы могут быть разными, но есть несколько универсальных рекомендаций, которые будут актуальны для всех невнимательных детей.

Обеспечьте ему три часа свободной двигательной активности ежедневно

Для того, чтобы мозг ребенка нормально функционировал, нужно много двигаться. Свободная двигательная активность — это подвижные игры, бег, быстрая ходьба, желательно на улице. Стимуляция вестибулярной системы, которая происходит во время свободных движений ребенка, помогает мозгу настроиться на эффективную обработку информации, которая поступает от ушей, глаз и тела.

Хорошо бы, чтобы ребенок активно двигался не менее 40 минут — утром перед школой, а потом перед тем, как начнет выполнять домашнее задание. Даже если ребенок очень долго делает домашнее задание, нельзя лишать его прогулок и занятий в спортивных секциях. Иначе возникнет замкнутый круг: недостаток двигательной активности усилит невнимательность.

Контролируйте экранное время

Использование планшетов, смартфонов и компьютеров ребенком в начальной школе может снижать способность к обучению по двум причинам:

Даже взрослому человеку трудно заставить себя работать, не отвлекаясь на проверку сообщений в телефоне и просмотр ленты в социальных сетях. Ребенку еще труднее, потому что у него функционально не созрела префронтальная кора мозга. Поэтому, если ваш ребенок пользуется смартфоном или планшетом, введите ограничение экранного времени.

Не тормозите и не торопите ребенка

Гиперактивного ребенка пытаются постоянно заставить сидеть спокойно. Медлительного — подгоняют. И то и другое обычно приводит к тому, что признаки невнимательности усиливаются, так как ребенок постоянно находится в стрессовой ситуации. Если бы ребенок мог работать в другом темпе, он бы это сделал.

Рекомендации, которые приведены выше, очень просты. Но для многих детей они становятся первым важным шагом на пути улучшения работы нервной системы. Мозг может изменяться в ответ на изменения опыта и образа жизни. А образ жизни ребенка зависит от родителей. Это то, что в силах каждого.

Об авторе

Виктория Ефимова — психофизиолог, кандидат педагогических наук и руководитель клиники «Прогноз». Организатор образовательного форума «Пластичность мозга ребенка 2021», который пройдет в Санкт-Петербурге 18 и 19 сентября 2021 года.

Источник

Умный, но рассеянный или: Что такое школьная рассеянность и как ее «лечить»

Почему ребенок рассеянный и невнимательный что делатьАвтор: Глозман Жанна Марковна

Почему ребенок рассеянный и невнимательный что делать31.03.2021

Почему ребенок рассеянный и невнимательный что делать

Начался очередной учебный год. Для кого новый, для кого первый. Все родители осознанно или не очень надеются на то, что их дети будут самыми умными, прилежными и способными. Но часто желаемое совсем не совпадает с действительным.

Постараемся не упрекать наших маленьких учеников, а разобраться, где истоки его невнимательности и как победить школьную рассеянность, если даже врач, пожимая плечами, говорит, что с медицинской точки зрения никаких отклонений у ребенка нет.

Где найти ответы на эти вопросы?

Ура! Нейропсихологи знают ответ!

Попробуем поискать ответ в науке – нейропсихологии.

Учения А.Р. Лурия развивалось и в России, и за рубежом. Его последователи занялись и детской нейропсихологией, так как она очень перспективна: мозг ребенка пластичен до 12 лет, а по последним сведениям, и до 16 лет. Все можно наладить. Но прежде всего надо точно определить, какие функции головного мозга ребенка еще не созрели, и что именно мешает овладению каким – либо предметом, например письмом. Лурия писал: «…Акт письма ни в какой мере не является результатом деятельности какого – либо одного центра; в его осуществлении принимает участие целая система взаимосвязанных, но высокодифференцированных зон коры головного мозга».

Все отделы мозга А.Р. Лурия условно разделил на три блока. Если недостаточно развит первый блок, отвечающий за активизацию мозга, то ребенок быстро утомляется. Это, как ни печально, часто расценивается учителем как интеллектуальная несостоятельность, лень. На самом деле такой ребенок может быть очень смышленым и сообразительным, просто его энергетического ресурса хватает ненадолго. Такой ученик может беспричинно плакать дома, часто болеть, быть раздражительным, обидчивым. На уроке такие дети зевают, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться и мешать другим. Одним из необходимых условий повышения тонуса является обеспечение кислородом и усиление кровотока (например, дыхательная гимнастика, специальный массаж и двигательная коррекция).

Недостаточность второго блока приводит к проблемам с памятью и трудностям пространственной ориентировки, а это проявляется в зеркальном написании букв и цифр, путанице букв «б» и «д», неправильном расположении в тетради записи, в ошибках при устном счете. Второй блок мозга обеспечивает также фонематический слух и зрительное восприятие.

При недостаточном развитии третьего блока – блока программирования и контроля – ученик не соблюдает правила – любые – и не может себя контролировать, даже если хочет. Во – первых, это правила учебные – он не умеет действовать по образцу в соответствии с правилами. То есть правила знает, а пишет все равно с «дурацкими» ошибками. Или, например, не соблюдает общие нормы поведения. Он может встать во время урока, играть в то время, когда все остальные усердно работают, забыть поднять руку или принести необходимое.

Не «созрела» функция произвольности – ребенок не будет усваивать правила, вовремя не развились пространственные представления – будет путать буквы «б» и «д», писать зеркально. У каждой ошибки – своя причина.

«Но когда мы его отдавали в школу, то проходили тестирование, и психолог определил, что ребенок готов к школе».
Да, но психолог смотрел, насколько ребенок мотивирован к занятиям в школе, то есть, хочет ли он учиться, и проверял в основном его интеллект. А интеллекту сегодняшних детей можно только позавидовать!

Если у ребенка сформирована положительная внутренняя мотивация к учебе, то есть желание учиться, то половина дела сделана. Но это только половина. Существует и вторая составляющая готовности к школе. Это – нейрофизиологическая готовность к процессу обучения. А начинаются школьные перегрузки – совсем трудно становится малышу. Отсюда и слезы, и «глупые ошибки», и плохое поведение.

Разберем типичные примеры

Оля, 7 лет. В школе девочка прилично учится. Но, вернувшись домой из школы, она подолгу плачет без всякой видимой причины. В классе Оля реагирует на все, что ей не по нраву, слезами, и это отталкивает одноклассников. Девочка переживает, но совладать с собой не может.

Мама Оли принесла с собой результаты ее школьного рисуночного теста. Когда девочка изображала словосочетание «тяжелая работа», она рисовала школьное здание. Школьный психолог абсолютно правильно определил: девочка испытывает сильные перегрузки.

Но мы же не можем каждому школьнику индивидуально подобрать учебную программу. Как быть?

Артем, 8 лет. Жалобы мамы на отсутствие интереса к учебе, многочисленные ошибки на письме, неудовлетворительные оценки, возбудимость, конфликтность, неудовлетворительное поведение в школе.

С друзьями в классе у него неважно, поскольку часто он абсолютно неосознанно совершает поступки, принимаемые детьми как намеренно вредные. Поведение его становится бесконтрольным, и внешне это выглядит как дурашливость.

Как наладить школьную жизнь Артема?

Откуда у умной девочки такие ошибки? Как поступать с Юлей?

Как заметить, что ребенок развивается атипично?

О недостаточности или искажении функциональной организации мозга могут свидетельствовать определенные проявления.

В дошкольном возрасте: обилие излишних и необдуманных действий и движений; сбои двигательного или речевого развития в раннем дошкольном возрасте (ребенок сначала начал ползать, потом сидеть, или не ползал вообще, или заговорил сразу фразами, минуя слоги и слова); слишком бурные реакции на слабые стимулы или наоборот; «уплощение эмоций», то есть отсутствие страха, радости, веселья, испуга, чувства вины и пр. в ситуациях, где перечисленные эмоции должны адекватно проявляться; отсутствие сюжета в игре; игнорирование игрушек; трудности адаптации в детском коллективе, отсутствие друзей; замкнутость, повышенная застенчивость.

В школьном возрасте: низкая успеваемость по всем предметам или резкие скачки от «5» до «1» в короткой период времени; плохая память; трудности удержания внимания даже на интересующих ребенка объектах; зеркальное письмо и чтение – буквы «э», «б», «в», «з», цифры «5», «4», «3» и т.д.; ошибки на письме «не по правилам», например, «машена» (вместо «машина»), замена букв, пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов; неусвоение правил или неудержание внимания на программе действий, плохое поведение на уроке, отключения от задания; отсутствие друзей, конфликты в школе и дома (непринятие сверстниками или отсутствие в потребности в общении).

Мы уже писали выше о том, что мозг ребенка пластичен и его функции можно развить. Значит, психологическая подготовка детей к школе из невнимательного и рассеянного школьника поможет сделать собранного и успешного?

Все эти проблемы решаются с помощью специалистов – детских нейропсихологов. В зависимости от выявленной причины нейропсихологи подберут для ребенка индивидуальную программу, состоящую из специальных упражнений и игр на развитие памяти, речи, внимания. Нейропсихолог подскажет, за счет каких звеньев функциональной системы можно будет компенсировать недостаточность других, как помочь ребенку снять утомляемость и вялость. Первокласснику можно помочь преодолеть трудности в школе, так чтобы учиться дня него стало легко и радостно. Но все это – дело специалистов, особый, кропотливый, целенаправленный труд.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *