Почему ребенок не понимает что читает что делать
Как научить ребенка понимать прочитанный текст?
Научив ребенка читать, родители обычно вздыхают с облегчением: самая трудная часть пути пройдена. Но ситуации, когда дети не могут понять прочитанный самостоятельно текст, не так уж и редки: их силы уходят на правильное чтение и смысл слов, а то и целых фраз просто ускользает.
Представим ситуацию: ребенок прочитал слово или короткую фразу, но понять смысл не смог. Родители просят повторно прочесть, но результат лучше не становится: ребенок не понимает, что читает. Более того, начав переживать и нервничать из-за возможного недовольства родителей или учителя, дети начинают читать сбивчиво, путать буквы и слоги, неправильно расставлять ударения.
Знание алфавита, умение произносить звуки и правильно складывать буквы в слоги еще не является гарантией того, что дети смогут понять написанное. И если в первом классе объемы заданий для чтения относительно невелики, то в дальнейшем обучение строится именно на умении читать и понимать прочитанный текст, поэтому решать проблему с осмыслением письменной речи необходимо как можно раньше.
Почему дети не понимают прочитанное?
Какие причины способствуют возникновению этой проблемы?
Во-первых, привычка. Обучая своих детей, родители были настолько поглощены самим фактом чтения, что не уделяли внимания тому, насколько ребенок понимает прочитанное.
Во-вторых, помимо автоматического чтения, когда ребенок тараторит текст, не вникая в его содержание, причиной непонимания прочитанного может быть и хроническая усталость. Стараясь учиться изо всех сил и соответствовать ожиданиям взрослых, ребенок испытывает стресс, накапливается усталость, и как результат – снижение успеваемости, в том числе и по чтению.
В-третьих, данная проблема характерна и для детей с проблемами речевого развития и небольшим словарным запасом. В таких случаях они просто не понимают значения слов, а конструкция даже несложной фразы вызывает определенные затруднения.
Какие советы использовать родителям?
Признаки непонимания прочитанного – не причина для родительского недовольства, а свидетельство того, что ребенку необходима помощь. Если вовремя не среагировать на такую ситуацию, то такая манера чтения закрепиться и переучивание в дальнейшем потребует большего старания.
Справиться с такой неприятностью можно, но для этого придется приложить определенные усилия.
Способов и приемов, направленных на развитие беглого и осмысленного чтения, существует великое множество. Главное – использовать их в комплексе и регулярно. Ответственное и систематическое выполнение упражнений станет гарантией положительного результата и залогом успеваемости по всем остальным предметам.
Как научить ребенка понимать что он читает
Современная система образования во многом базируется на том, что ученики самостоятельно знакомятся с некоторым количеством материала. Чтение книг и пособий составляет значительную часть учебной нагрузки. Но часто случается так, что ребенок не понимает то, что читает, а точнее плохо запоминает и воспринимает текст. В результате ему требуется больше времени на освоение параграфа по истории или произведения по литературе. Из-за этого у ученика может понизиться успеваемость и пропасть мотивация к учебе. Но можно ли как-то повлиять на ситуацию и улучшить качество восприятия информации?
Осмысленное чтение
Умение читать необходимо для современного человека. То, насколько качественно и быстро мы воспринимаем текст, напрямую влияет на успех во многих сферах жизни. С грамотой человек знакомится еще в детстве – до школы или в первом классе. Начиная с изучения букв и звуков, сложения слов, он постепенно учится быстро воспроизводить фразы и целые предложения. И педагоги, и родители обращают внимание на то, что дети читают с разной скоростью, даже способность запоминать материал у каждого индивидуальна.
Уже в начальной школе проводятся проверки техники чтения, на основании которых можно судить о том, как развивается этот навык с течением времени. Но педагоги делают акцент только на скорости воспроизведения, другие параметры не учитываются. Так создается впечатление, что главное – быстро уметь читать, а запоминание и понимание прочитанного второстепенны. Но по мере взросления взгляд на этот вопрос кардинально меняется.
Чем старше становится ученик, тем выше его учебная нагрузка. Если раньше вся текстовая информация, с которой нужно ознакомиться за день, умещалась в пару страниц, то теперь требуется читать целые параграфы сразу по нескольким предметам. Ученикам старших классов дается больше информации для самостоятельного изучения, поэтому многие из них тратят по многу часов в день на подготовку домашних заданий.
В этот период степень понимания и запоминания прочитанного очень важна. История, обществознание, география, литература – успеваемость по этим и многим другим школьным предметам напрямую зависит от навыка чтения. Когда ученик легко усваивает материал из учебника уже после первого прочтения, подготовка к уроку не занимает много времени. Но далеко не все обладают подобными способностями.
В тех случаях, когда ребенку трудно сконцентрироваться на книге, он постоянно отвлекается, перестает понимать смысл текста. Ему приходится неоднократно возвращаться к уже прочитанному материалу, что отнимает драгоценное время. Поэтому ситуации, когда один ученик готовится к уроку за двадцать минут, а другой за час, нередки. Именно возрастающие нагрузки толкают многих родителей на поиски способов улучшить навыки своего сына или дочки. Ведь если человек сталкивается с трудностями еще в школе, то в высшем учебном заведении ему будет намного сложнее.
Почему ребенок не понимает смысл прочитанного
Существует множество факторов, из-за которых тяжело дается понимание текста. Одним из них является отсутствие мотивации к ознакомлению с книгой. Ребенка, привыкшего проводить свое свободное время за компьютерными играми или просмотром мультфильмов, бывает сложно приучить к чтению литературы. Нередко из-за этого происходят конфликты в семье, ведь большинство современных родителей выросли на книгах, им непонятно отсутствие интереса к такому досугу.
Важно помнить, что чтение – это сложный процесс, который требует концентрации. Психика ребенка подвижна, он часто отвлекается, переключает внимание с одного занятия на другое, поэтому ему трудно уделять много времени деятельности, требующей от него усидчивости. К книгам лучше приучать постепенно, с детства, так легче привить к ним интерес. Когда малыш еще не обучен грамоте для него читают родители. Благодаря этому у него развивается фантазия, кругозор и словарный запас, что дает хороший фундамент для приучения к книгам в будущем.
Когда малыш подрастает, он начинает изучать буквы, пробует читать первые слова и предложения. На этом этапе важно подбирать сказки и рассказы с минимумом незнакомых и сложных слов, чтобы он смог воспринимать прочитанное без помощи взрослых. Важно просить ребенка пересказывать то, что он прочитал, тогда он будет уделять больше внимания повествованию.
Но даже правильный подход к обучению не гарантирует того, что интерес к литературе проявится. Часто это связано с тем, что дети не обладают развитыми навыками чтения: хорошей концентрацией, скоростью, запоминанием и пониманием прочитанного ими текста. Во многом причина кроется в особенностях программы – в последние десятки лет она изменилась, и, если раньше освоению базовых знаний уделялось много времени, то сейчас ее проходят в более сжатом режиме. В итоге ребенок, при переходе в среднюю школу, далеко не всегда обладает нужным уровнем навыков и готовностью к возросшим нагрузкам.
Проблемы с пониманием и запоминанием прочитанного – это серьезный повод задуматься и начать действовать. Развить навыки чтения своего чада можно в любом возрасте, но чем раньше приступить к занятиям, тем легче малышу будут даваться новые знания.
Формирование понимания прочитанного текста
Чтобы ребенок хорошо понимал текст нужно научить его читать вдумчиво, но это невозможно до тех пор, пока он будет делать это медленно. Ученик начнет быстро терять интерес к книге, если ознакомление с ней будет даваться тяжело. Когда слова проговариваются с запинаниями хорошо сконцентрироваться на смысле произведения не удастся. Поэтому сначала нужно достичь хорошей техники чтения, а уже потом делать акцент на формировании понимания и усвоения прочитанного.
Сегодня существует множество методик и упражнений, которые обучают скорочтению. Многие из них направлены также на то, чтобы научиться понимать текст с первого раза и хорошо запоминать его. Упор делается на развитие сразу нескольких свойств хорошего уровня чтения:
Прочесть и понять текст – не одно и тоже. Различные статьи с образовательных сайтов помогают в поиске упражнений, позволяющих научиться продуктивно воспринимать информацию. Но важно помнить, что самостоятельные занятия по общедоступным методикам могут дать результат только тогда, когда по ним работают регулярно. К тому же, в интернете много противоречивой информации, из-за которой можно потратить время и силы на нерезультативные упражнения.
Как научить ребенка читать быстро и понимать текст
На современного родителя налагается множество обязательств: помимо обеспечения своего чада всем необходимым, он также должен следить за его успеваемостью. Проверка домашних заданий даже у тех детей, которые хорошо учатся, отнимает много времени. Из-за этого каким-либо дополнительным тренировкам на дому не всегда удается уделять внимание. Поэтому многие взрослые отдают предпочтение различным детским центрам, в которых проводятся занятия по интересующим направлениям.
Так одним из самых полезных вариантов считается скорочтение. На подобных занятиях ребята не только учатся вдумчиво читать, но и наращивают потрясающую скорость восприятия информации. Благодаря таким курсам можно добиться чтения до тысячи слов в минуту, что делает учебу в школе намного легче. С тем, что ребенок не запоминает и плохо понимает прочитанное, подобные занятия также хорошо справляются. Благодаря этому интерес к книгам повышается, ведь знакомство с ними перестает вызывать трудности.
Но, чтобы дополнительные занятия приносили заметный результат, важно выбрать такой детский центр, обучение в котором ведется по проверенным временем методикам. Стоит отдавать предпочтение тем предложениям, которые уже давно доказали свою эффективность. Тогда формирование навыков чтения у ребенка будет происходить максимально продуктивно.
Для школьника научиться быстрому и качественному чтению – это сделать отличный вклад в свое будущее. В дальнейшем полученные навыки позволят без проблем подготовиться к выпускным экзаменам и поступлению в профильное учебное заведение. Умение читать страницу печатного текста за несколько секунд не раз пригодится и во взрослой жизни, ведь этот навык сохраняется навсегда.
Как научить ребенка понимать прочитанный текст?
Приблизительное время чтения: 11 мин.
Есть понятие «смотреть», и есть понятие «видеть». Есть понятие «читать», и есть — «считывать», то есть понимать то, что ты читаешь. Малыш научился складывать: «Ма-ма мы-ла ра-му. У Шу-ры ша-ры. » Мы радостно, хвастаемся знакомым: наш-то, смотрите, уже читает! Но это лишь первая ступенька. А понимает ли ребенок, что такое рама, кто такая Шура? Представляет ли себе то, о чем только что прочитал? Без этого навык чтения бесполезен. Как научить ребенка понимать прочитанный текст? Об этом — наш материал.
Кусочек опыта
Давайте сразу к практике, а анализировать проблему и делать выводы будем потом.
Игра 1. «Комикс». К сказке или рассказу, который собираемся прочитать ребенку, с ребенком или дать ребенку на самостоятельное чтение, заранее рисуем несколько картинок (можно подобрать картинки в интернете и распечатать). Дальше — три варианта:
Игра 2. «Хвост». Читаем историю, и. останавливаемся на самом интересном месте. А теперь придумываем, чем она могла бы закончиться. Потом сравниваем свой вариант с оригиналом. Можно чуть иначе: к уже прочитанной сказке придумываем продолжение — новый «хвостик». Что могло бы случиться с героями дальше? Какие новые герои могут появиться в этой истории?
Игра 3. «Театр у микрофона». Ребенок читает вслух — можно по очереди с родителем — и все это записывается на диктофон. Особенно хорошо, если в тексте будут диалоги — можно будет почитать по ролям. Потом устраиваются прослушивания. Можно устроить домашний театр и разыгрывать целые сценки из книг в костюмах.
Игра 4. «Невидимка». Читаем вслух, пропуская ключевые слова. Ребенок пытается понять, какое слово пропущено, додумывает его сам, исходя из контекста.
В сети есть целые наборы упражнений для развития сознательного (осознанного) чтения, не связанные с конкретным текстом, а составленные из специальных наборов слов. Дети учатся находить общее и различия в словах, называют группы слов одним словом, ищут, какое слово лишнее в линейке предложенных, чем похожи слова, составляют новые слова сами из слогов имеющихся и так далее. Найдите эти упражнения, они очень полезны.
А теперь — поговорим.
«Что тут непонятного!»
Прежде всего: если не получается — ребенок не виноват. Орать, требовать, злиться на него не просто бессмысленно, а очень вредно. Вот семилетка прочитал несколько фраз, и мы просим: «Теперь расскажи, о чем это!» Ребенок молчит. «Ну, перечитай еще раз. Теперь понял?» Кивает. «Расскажи!» Молчит. Мы начинаем закипать: «Да что тут непонятного! Читай, первое предложение. Второе. Понял?!» Кивает. А у самого подбородок уже дрожит. И двух слов связать не может. В третий раз он уже перечитывает простейший, на наш взгляд, текст сбивчиво, слоги путает, буквы, ударения ставит где попало. И опять не может пересказать. В дальнейшем ребенок наверняка будет избегать чтения, понимая, что «. я читаю — мама сердится, папа ругает, учительница недовольна. Значит, читать — это плохо!»
В первом классе непонимание смысла прочитанного еще может «прокатить». Но чем старше будет становиться ребенок, тем важнее окажется для него навык осмысленного чтения. Объемы текста станут увеличиваться, и уже не так важно, правильно ли юный читатель поставит ударение — важно, поймет ли он смысл задания, которое написано в учебнике, верно ли усвоит информацию, которую ему пытаются донести. То есть не научишься понимать прочитанное — ты не только по чтению, ты и по математике будешь отставать, просто потому что не поймешь условие задачи. А потом «посыплются» и история, и биология, и география. Осмысленное чтение — это навык усвоения любой написанной информации.
Кто виноват?
Что является причиной неумения понимать прочитанное? Почему наш сын, наша дочка читают — и не улавливают смысл?
Первая возможная причина — здоровье. Учитываем состояние ребенка. Все ли у него в порядке с речевым аппаратом, со зрением, с концентрацией внимания? Нет ли нарушений мозговой деятельности, которые влияют на память, внимание, поведение, восприятие? Не страдает ли он хроническими заболеваниями — проблемами с дыханием, пищеварением, кислородным обменом? Может быть, именно сейчас ребенок переживает гормональный всплеск и ему совсем не до чтения? А возможно, сам процесс чтения по состоянию здоровья пока дается ему с трудом, и, чтобы дотянуться до следующей ступеньки, требуется прежде решить какие-то физиологические проблемы.
Вторая причина — время. Дети созревают по-разному. Кто-то в четыре года уже всего «Робинзона Крузо» прочитал и с упоением играет в необитаемый остров, а кто-то в восемь еще букварь осваивает. У кого-то кругозор, фантазия и словарный запас таковы, что он уже в детском саду сам сказки сочиняет, конструируя сложные фразы с пространными описаниями, а кто-то и во втором классе на просьбу рассказать о картине ограничивается одним: «Красиво!» Это не хорошо, не плохо, это индивидуально. Некоторым детям просто нужно чуть больше времени.
Третья причина — привычка. Здесь уже и наша, родительская ответственность. Мы слишком увлеклись «оболочкой». Мы разучивали с ребенком буквы, прививали навык чтения по слогам, потом учили читать бегло, обращали внимание на арткуляцию, интонацию и совсем упустили из вида саму суть: всякое слово, всякий текст несут в себе смысл! Информацию! И ее нужно уметь понимать и усваивать.
Четвертая причина — усталость. Какая у ребенка загрузка? «Драмкружок, кружок по фото, хоркружок — мне петь охота, за кружок по рисованью тоже все голосовали. »? Мы хотим сделать из нашего чада Леонардо да Винчи и развиваем его всеми возможными и невозможными способами? Или наоборот, делаем упор на что-то одно — вот на чтение, допустим, но упор такой мощный, что «Будешь, балбес, сидеть над книжкой хоть до ночи, пока не получится!» Наши нереализованные амбиции мы перекладываем на ребенка, заставляя его учиться изо всех сил, формируем у него «синдром отличника»: «я должен во всем соответствовать ожиданиям взрослых». Только вот результат нередко обратный: стресс, усталость, низкая успеваемость, вплоть до неврозов.
Что делать?
Можем мы чем-нибудь помочь ребенку? Можем.
Во-первых, не бежим впереди паровоза. Если нашему ребенку меньше пяти лет, не торопимся учить его читать! Сначала малыша нужно просто «разговорить»: развить навык его речи, поработать с дефектами речи и свести их к минимуму. И только после этого можно начинать. Не раньше!
Во-вторых, мы сами — родители, дедушки, бабушки — тоже должны читать. Для себя, но в его присутствии. И вслух, и про себя. В сознании ребенка должно отпечататься: читающий человек — это нормально. Читать — это как есть, пить, дышать. Так делают все, это обычное занятие любого взрослого, а значит, и ребенка.
В-третьих, мы читаем самому малышу. Берем красивые интересные детские книжки с картинками, напечатанные крупным шрифтом, чтобы ребенок сидел рядом и тоже видел страницу. Всячески поощряем вопросы нашего маленького слушателя, которые он наверняка будет задавать после прочтения книги. И подробно, понятно на них отвечаем.
Это все до пяти лет.
Но вот у нас дошколенок, первоклассник или даже уже второклассник, и теперь мы вполне «законно» озаботились осознанным чтением. Что делаем?
Откладываем все карточки с картинками, все кубики с буквами, все настенные и настольные плакаты, где рядом с буквой нарисован предмет: «м — мяч», «б — бабочка», «о — очки». Нам важно убедиться, что наш чтец все буквы помнит независимо от подсказок. Дадим ему небольшой текст на листе и поиграем: пусть найдет и вычеркнет карандашом, например, все буквы «п». Или все буквы «а». Или все знакомые буквы вычеркнет, а все незнакомые обведет кружком. Потом эти незнакомые буквы повторим, закрепим и убедимся твердо, что алфавит ребенок знает.
Что даем читать? Во-первых, что-то интересное по содержанию и при этом не содержащее сложных по смыслу слов — устаревших, слишком «взрослых», слишком длинных, абстрактных. Во-вторых, что-то, состоящее из коротких (не более пяти слов) фраз. В-третьих, текст, напечатанный крупным шрифтом.
Где найти такие тексты? Набираем в поисковике «тексты для усвоения прочитанного дошкольниками». Среди ссылок будут и картинки, и карточки, и тексты с рисунками — это, кстати, тоже хорошее подспорье для осмысленного чтения, когда среди слов вставлены маленькие картинки-«иконки», и ребенок уже не читает буквы, составляющие слово, а называет объект, осознавая заодно смысл всей фразы.
Вот несколько ссылок. На этих ресурсах представлены тексты для разных возрастов:
Правда, распечатать предложенные тексты нам придется самим, выбирая крупный шрифт.
«Почему так медленно?»
Младшеклассники несколько раз сдают тесты на скорочтение: в минуту нужно прочитать не менее определенного количества слов, и тогда ты уложишься в возрастной норматив. У нас такой задачи не стоит. Нам важно не сколько прочитал, а сколько понял. Поэтому как бы мучительно медленно для нашего уха ребенок ни читал, мы его не подгоняем. Наоборот: можем остановить, чтобы зафиксировать «промежуточный результат» — переспросить, уточнить сюжет, попросить напомнить, о чем шла речь в прочитанной строке. Запоминать «кусочками» ребенку легче, чем все сразу. И привыкать читать осознанно так, небольшими фрагментами, — тоже легче. А нам, соответственно, удобнее контролировать усвоение текста.
Вот это вот все: «Сядь прямо! Прекрати ерзать на стуле! Убери локти со стола. » — сейчас не нужно. Не дергаем ребенка после каждого слова по не относящимся к чтению поводам. Пусть ему будет удобно читать. Если ему хочется водить по листу пальцем — пусть водит. Хочется подкладывать линейку под каждую строчку — пусть подкладывает. Удобнее читать не за столом, а в кресле или сидя по-турецки на диване — пусть читает там, где удобнее.
Какие есть лайфхаки?
Лайфхак № 1
Что интереснее — зубрить или играть? Конечно, играть! Так давайте поиграем в смысловое чтение! Записки и секретики — наше всё. Большими разборчивыми буквами пишем: «Загляни во второй ящик стола! Там тебя ждет сокровище!» — и оставляем на столе на кухне. В ящике стола может лежать хоть яблоко, хоть ластик, завернутый в фольгу, — не важно что. Важна интрига, секрет и заслуженная награда: «Я прочитал, я понял, я сделал то, что было написано, я заслужил “сокровище”!» Можно устроить целый квест по поиску «сокровища». Например, спрятать в квартире три записки. Первая — рядом с кроватью. Проснулся — прочитал: «ПАКЕТ РЯДОМ С ПОЛОТЕНЦЕМ». Нашел пакет — в нем вторая записка: «ПРАВЫЙ КАРМАН СИНЕЙ КУРТКИ». В кармане — третья: «ПОД СТОЛОМ НА КУХНЕ». И уже там — какая-нибудь, обязательно завернутая в упаковку вкусняшка или игрушка. Вот это осознанное чтение «на результат» ребенка точно не оставит равнодушным.
Лайфхак № 2
Иногда детей по ведущему каналу восприятия делят на визуалов, аудиалов, кинестетиков. Это не совсем научное разделение. Психологи предлагают другую классификацию по интеллекту: вербальный, телесно-кинестетический, музыкальный, внутриличностный, пространственный, межличностный. Сложновато. Но нам важно понять, что какие-то дети информацию воспринимают лучше глазами, другие — ушами, третьи — прикосновениями. Например, аудиалы легко выучивают стихи и песенки, которые слышат от взрослых или по радио. Но нередко повторяют эти стихи и песни лишь как сочетание звуков, практически не понимая смысла. Отсюда — многочисленные «недослышки», додумывание собственного текста или декламация «с выражением», когда это «выражение» совершенно не соответствует содержанию стихотворения. Между тем даже известная всем детям песенка «В лесу родилась елочка» по смыслу — очень сложная. Попробуем написать ребенку хотя бы один куплет этой песни, прочитать его, подчеркнуть непонятные слова и вместе разобрать, о чем поется. «Чу! Снег по лесу частому / Под полозом скрипит; / Лошадка мохноногая / торопится, бежит». Здесь можно составить вместе целый рассказ. Почему «чу!»? Почему лес «частый»? Что такое «полоз» и почему снег под ним «скрипит»? Почему лошадка «мохноногая». В одном куплете, который много раз пропевался, оказывается, столько секретов!
Итак, к аудиалам — свой подход, связываем текст звучащий и текст напечатанный. К кинестетикам — свой. Можно, объясняя смысл прочитанного, связывать текст с тактильными ощущениями. Читаем о яблоке — берем в руки яблоко. Читаем: «Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик» — берем мяч, вспоминаем, какая на ощупь мокрая и холодная вода в реке.
Лайфхак № 3
Читаем сказку — обсуждаем героев. Почему курочка побежала сначала к корове за маслом, а от нее — к косарям за сеном? Потому что косари дадут курочке сено, а корова потом это сено съест и даст курочке маслице, а маслице курочка петушку даст, тот зернышко проглотит и сможет дышать. Какая она — курочка? Заботливая, добрая, петушка жалеет, ради него хлопочет, хочет ему помочь. Какая Маша в сказке «Маша и Медведь»? Умная, смышленая — в короб залезла, а сверху пирожки поставила, чтобы Мишка ее домой отнес. Хитрая — присказку придумала: «Высоко сижу, далеко гляжу. » Сразу и мотивы поступков героев называем, и качества характера, и содержание сказки пересказываем, и в смыслы вникаем.
Лайфхак № 4
«Проветриваем мозги» и болтаем. Гулять вообще полезно, а для перезагрузки мозга и поддержания физического тонуса — особенно. Но — гуляем тоже «активно». Что видим, про то и поем. Точнее — говорим. Осмысливаем и озвучиваем то, что перед глазами: детская площадка, парк, двор, кто рядом, что делает, почему делает, как ведут себя хозяин и собака, какие магазины рядом, как выглядят деревья, качели, какая погода, почему люди одеты так, а не иначе. Пусть ребенок наблюдает, говорит — и речь его будет развиваться, и умение понимать, пересказывать появится. Все это для осмысленного чтения очень пригодится.
Если работать а — регулярно, б — комплексно, в — ответственно, г — системно и д — с любовью, то все получится! Вот в помощь родителям несколько книг по теме: