Почему при взлете кажется что самолет падает
Почему после взлета двигатели самолета затихают, и, кажется, что он падает?
Полеты давно стали привычным способом передвижения. Поэтому некоторые моменты, например, турбулентность, уже не отпечатываются в памяти. Но это касается лишь опытных авиапассажиров, чего нельзя сказать о новичках или тех, кто летает редко. Во время взлета может показаться, что двигатели затихли и самолет теряет высоту, но всему есть объяснение.
Как взлетают самолеты?
Если сравнивать самолет и другие типы летательной техники, то у первого фаза взлета считается самой сложной по организации и длительной по времени. Она начинается, как только воздушное судно появляется на ВПП (взлетно-посадочной полосе). Окончание взлета происходит по достижению высоты перехода – это момент, во время которого начинается полет по эшелону (условной высоте). Взлет самолета может осуществляться несколькими способами.
Airbus A340 на взлетно-посадочной полосе
С кратковременной остановкой на ВПП
Экипаж воздушного судна не ждет, пока двигатели перейдут на необходимый режим, и сразу начинает разбег транспорта. Увеличивается длина разбега. Самолет задерживается на взлетно-посадочной полосе.
С водной поверхности
Садиться и взлетать с водной поверхности могут лишь гидросамолеты. Выделяют несколько их типов, разница между которыми заключается в конструктивных особенностях. Гидросамолет может иметь огромные поплавки, удерживающие его на поверхности воды, лодку вместо нижней части фюзеляжа, подводные крылья и т.п.
С тормозов
Двигатели постепенно переходят к максимальной тяге, но само судно стоит на тормозах. Достигнув нужного предела, самолет с отпущенными тормозами начинает разбег.
С укороченным или вертикальным взлетом
Тяга двигателя направлена вертикально. Касается лишь определенных самолетов, например, Як-141, ХС-142 и др.
Без предварительной остановки
Во время выруливания самолета на ВПП двигатели набирают нужную мощность. Чаще всего используется на загруженных аэродромах, где все расписано по минутам.
При помощи спецсредств
Под этим подразумевается взлет с авианосца или с ВПП небольшой длины. Поскольку самолету негде набрать необходимый разбег, его отсутствие компенсируется вспомогательными средствами: катапультами, трамплинами, устройствами для удержания колес шасси и др.
Интересный факт: самая короткая взлетно-посадочная полоса находится на острове Саба (Карибское море). Ее длина составляет всего лишь 400 метров.
Взлет – это самый сложный этап для самолета и экипажа. Высока вероятность того, что двигатели откажут (относительно остальных этапов полета), так как они находятся на максимуме механической и тепловой перегруженности. Для каждого типа самолета есть специальное руководство по эксплуатации. В общие правила могут вносить коррективы особые условия.
Чтобы разогнаться, пилоты ставят двигатели в позицию TOGA (взлетный режим) на очень короткое время (буквально несколько минут). При взлете также возможен менее шумный номинальный режим. Пилот предварительно проверяет стабильность двигателей.
Схема взлета самолета
Перед взлетом судно проходит специальную подготовку в зависимости от текущих условий, например, обледенения. Бортовой компьютер (или штурман/второй пилот) определяет скорость, на которой можно будет при необходимости безопасно прекратить взлет. При этом самолет остановится на ВПП.
Предкрылки и закрылки выпускаются в нужное положение. Если авиадиспетчер разрешает взлет, самолет начинает разбег. Основное задание пилота в это время – двигаться четко по ВПП и не позволить транспорту уйти в сторону. Достигнув определенной взлетной скорости, пилот поднимает воздушное судно в воздух.
Почему после взлета двигатели самолета затихают?
При взлете двигатели работают с более высокой мощностью, чем во время всего остального полета. Примерно на высоте в 300 м они переходят в режим набора высоты и мощность понижается. Поэтому сперва двигатели оглушительно «ревут», а после – работают в более тихом режиме и, кажется, что они отключились.
Также во время перевода двигателей в более щадящий режим убираются закрылки и вертикальная скорость падает. Это изменение вестибулярный аппарат человека воспринимает как падение. Переживать не о чем: как только самолет наберет высоту, он приступит к выполнению горизонтального полета.
Почему после взлета самолета двигатели затихают и кажется, что он падает
Самолеты настолько прочно вошли в нашу жизнь, что ни у кого практически не возникает вопросов о том, что такое турбулентность, почему она начинается, а также о множестве других нюансов. Но вот новички есть всегда, даже в плане авиаперелетов: те, кто первый раз поднимается на борт, из-за возникшей тишины в работе двигателей после взлета могут подумать, что лайнер начинает снижаться. На самом деле это не так. Сейчас все подробно объясним.
Взлет самолета — как это
Начать следует с разговора о самом взлете. Этот процесс считается сложнейшим, причем не только для самого воздушного судна, но также для пилотов и пассажиров. Опасен момент работы двигателей, так как они находятся на пике своей загруженности по всем показателям. Из-за этого для разных видов воздушных лайнеров были созданы уникальные инструкции по эксплуатации, так как в разных типах самолетов могут быть свои нюансы.
Для того, чтобы достаточно разогнаться, двигательные моторы вводятся в положение TOGA (специальный режим для взлетов), однако на очень краткий период, примерно на пару минут. Сначала самолет может шуметь, так как он находится, как говорится, «на взводе», все механизмы максимально напряжены, чтобы осуществить взлет.
Почему кажется, что самолет падает
Чуть позже, когда уже набрана приличная высота, все устройства входят в свой штатный полетный режим, двигатели успокаиваются, перестают так сильно «реветь». На несколько секунд может создаться впечатление, что они вообще отключены.
Но на самом деле все работает в обычном темпе, опускаются закрылки, полет продолжается, а вертикальная скорость самолета падает. Из-за этого небольшого «обмана» ощущений, который нам обеспечивает наш вестибулярный аппарат, пассажирам может показаться, что происходит падение воздушного судна. Но волноваться нет смысла, так как самолет уже в небе, он постепенно поднимается выше, чтобы окончательно занять свое положение в небе и доставить вас до пункта назначения.
В скором времени из самолетов планируют сделать самый бесшумный транспорт, об этом наша статья.
А у вас когда-нибудь возникало ощущение, что авиалайнер падает, когда набирает высоту? Также предлагаем прочесть наш материал и узнать, как летали самолеты в самый опасный аэропорт в мире. Лайнеры проносились прямо над головами, об этом подробнее в нашем материале.
Головная боль в самолете: что делать?
Поделиться:
По данным зарубежных исследователей, 35 % пассажиров самолетов отмечают головную боль в течение полета.
В большинстве случаев эта боль не является серьезной проблемой и легко снимается привычными лекарствами.
Однако выбор конкретного препарата зависит от причин, которыми она вызвана.
Виды головной боли при перелете
Важно: в этой статье не обсуждаются случаи интенсивной головной боли, возникшей впервые, сопровождающиеся повышением артериального давления, судорогами, потерей сознания, слабостью в конечностях. Все эти случаи требуют немедленной консультации врача.
Самыми частыми видами головной боли при перелете являются головная боль напряжения и мигрень, поскольку полет, как правило, сопровождают сразу несколько провоцирующих факторов: страх полета, переутомление, недосып и неудобная поза.
Еще одной распространенной причиной головной боли у пассажиров являются различные заболевания околоносовых пазух. Это связано с тем, что при таких заболеваниях давление в околоносовых пазухах не успевает адекватно изменяться при наборе высоты или снижении самолета. Повышенное давление в пазухах может раздражать различные типы рецепторов, а также вызывать повреждение сосудов слизистой оболочки, провоцируя боль различного характера. В частности,описан случай развития высокоинтенсивной громоподобной головной боли в лобной области из-за кровоизлияния в лобную пазуху.
Выделяют также особую группу головных болей — боли, связанные с перелетом в самолете, которые возникают только во время полета (в том числе при взлете и посадке) и не беспокоят в обычной жизни.
Первый случай так называемой головной боли при взлете и посадке самолета (airplane headache) был зафиксирован в 2004 году, а критерии диагноза были предложены в 2007-м.
Особые характеристики — интенсивная головная боль в области глаза и лба, за глазом, односторонняя. Пациенты описывают ее как жгучую, пульсирующую, простреливающую. Продолжительность боли — до 30 минут. Других сопутствующих симптомов, таких как тошнота, рвота, свето- и звукобоязнь, нет. Боль возникает при взлете или посадке самолета, причем чаще всего при посадке. Страдают обычно молодые мужчины. Описаны редкие случаи подобных болей у детей. Как правило, боль возникает внезапно и проходит самостоятельно после посадки. При обследовании не обнаруживается никаких патологических изменений.
В 2016 году в Дании было проведено исследование, в котором приняли участие 254 пассажира. Испытуемым предлагалось заполнить специальную анкету для оценки жалоб и симптомов. Были получены интересные данные: в течение полета у 24 % развился приступ мигрени, у 22 % развилась высотная головная боль (другими словами — горная болезнь, комплекс симптомов, развивающихся при нахождении на высоте более 2400 м) и только у 8 % пассажиров развилась головная боль, соответствующая критериям головной боли при взлете и посадке самолета. В этом исследовании было показано, что «взлетно-посадочная» боль чаще встречается у людей, страдающих мигренью в обычной жизни.
Механизмы головной боли при взлете и посадке на сегодняшний день пока недостаточно понятны. Одна из наиболее вероятных гипотез — изменение тонуса сосудов головного мозга, которые при расширении под действием меняющегося атмосферного давления раздражают веточки тройничного нерва, тем самым провоцируя боль. Другой предполагаемый механизм — раздражение веточек тройничного нерва в слизистой оболочке околоносовых пазух.
Лечение «взлетно-посадочной» и высотной боли
Достоверно известно, что эта боль эффективно снимается приемом парацетамола или триптанов (препаратов, разработанных для купирования приступа мигрени). Согласно международным рекомендациям, для предотвращения этого вида головной боли данные препараты следует принимать за полчаса до планируемого взлета или посадки.
ВНИМАНИЕ! Триптаны принимают только после установления диагноза и по рекомендации врача.
Еще один вид головной боли, возникающей при перелете, — высотная головная боль (high altitude headache). Эта боль двусторонняя, высокой интенсивности, усиливается при движении, кашле, чихании, развивается в течение 24 часов после подъема на высоту более 2400 м и проходит спустя 8 часов после спуска. Этим видом головной боли чаще страдают молодые женщины. Лечение включает прием нестероидных обезболивающих препаратов (парацетамол, ибупрофен) и потребление достаточного количества жидкости.
Основным механизмом развития высотной головной боли является гипоксия (недостаток кислорода). Этому недугу подвержены люди с повышенной чувствительностью к гипоксии. Предполагается, что вероятность развития головной боли во время перелета напрямую зависит от типа самолета.
Когда обязательно нужен врач
Правильно определить тип головной боли и поставить диагноз может только врач после соответствующего опроса и обследования. Если у вас во время перелета возникли необычные головные боли, боли высокой интенсивности, а также сопровождающиеся какими-либо дополнительными симптомами (тошнота, рвота, изменение полей зрения, зрительные иллюзии, слабость в какой-либо части тела, ощущение бегания мурашек), необходимо незамедлительно обратиться к врачу!
Товары по теме: [product strict=»Парацетамол»](Парацетамол), [product strict=»Ибупрофен»](Ибупрофен), [product strict=»Кетопрофен»](Кетопрофен), [product strict=»Кофетамин»](Кофетамин), [product strict=»Суматриптан»](Суматриптан), [product strict=»Имигран»](Имигран), [product strict=»Рапимед»](Рапимед), [product strict=»Сумамигрен»](Сумамигрен), [product strict=»Амигренин»](Амигренин), [product strict=»Релпакс»](Релпакс)
Почему самыми опасными стадиями полёта являются взлёт и посадка
С чем это связано? Дело в том, что при взлете и посадке самолет находится низко и движется не очень быстро. В случае возникновения каких-либо проблем у лётчиков почти нет времени, чтобы как-то отреагировать. На высоте 10 километров, во время крейсерского полёта, можно сориентироваться, предпринять те или иные действия, запросить совета у экспертов, находящихся на земле. Даже если из строя выйдут все двигатели, самолет в большинстве случаев не спикирует носом вниз. Он будет лететь как планер, теряя километр высоты на десять преодолённых в горизонтальном направлении. Это значит, что у пилотов есть около восьми минут, чтобы найти место для посадки.
Аэропорт Теллурайд
Приблизительно те же самые сложности характерны и для аварийной посадки. Только она ещё более опасна. Потому что самолет легче заставить влететь, чем остановить его. Когда он опускается, те же порывы ветра воздействуют на него многократно чувствительнее, чем при подъёме. Не стоит также забывать, что к аварии во время посадки приводят и проблемы, возникшие на более ранних этапах. Это дополнительно портит статистику.
Почему падают авиалайнеры и как лечить аэрофобию. Разбирается пассажирка, которая летела «Когалымавиа» в день катастрофы
Самолеты считаются одним из самых безопасных видов транспорта?
Журналистка и обычная пассажирка Metrojet («Когалымавиа») Ирина Губышева постаралась разобраться, почему происходят авиакатастрофы и можно ли унять волнение перед очередным воздушным путешествием.
КАК Я РОДИЛАСЬ ВТОРОЙ РАЗ
31 октября 2015 года в 8:25 мы с друзьями сели в самолет авиакомпании Metrojet («Когалымавиа»), выполнявший рейс №9214 из Антальи в Москву. Похожий Airbus благополучно доставил нас в Турцию неделей раньше. Уже после мягкой посадки в Домодедово узнали печальные новости: за два часа до нашего вылета с экранов радаров исчез самолет этой же авиакомпании с 224 пассажирами на борту. Позже обломки Airbus обнаружили на Синае.
В аэропорту вошли в интернет: в лентах новостей сплошь догадки и предположения. Почему, как, кто виноват? Если честно, даже с родными я старалась не говорить о трагедии: было жутко. Да и сил не хватало: перелет в три с половиной часа, ранний подъем, в самолете нас слегка потрясло в зоне турбулентности. Уже дома прочла, что самолеты «Когалымавиа» не раз попадали в форс-мажорные ситуации: в январе 2010-го из-за жесткой посадки одного из них в аэропорту Мешхед ранения получили 40 человек. В том же году Airbus A320, летевший из Москвы в Хургаду, аварийно приземлился в Домодедово. Годом позже самолет Сургут – Москва вспыхнул прямо на взлетно-посадочной полосе, пассажиров эвакуировали, 43 человека получили травмы, троих не удалось спасти.
Какие бы ни были причины крушения Airbus A320, моя аэрофобия еще прочнее зацепилась своими щупальцами за мозг. Как представлю, что скоро нужно будет лететь, меня начинает слегка потрясывать – как во время турбулентности. Правда, я прочно стою ногами на земле, и бояться вроде как нечего.
ПОЧЕМУ НА САМОЛЕТЕ ОПАСНО ЛЕТАТЬ
Вы и сами, наверное, сто тысяч раз за последнюю неделю прочли, что на самолете летать не опасно. Опаснее ездить на мотоцикле и ходить пешком. Профессоры Массачусетского технологического института установили, что риск погибнуть в авиакатастрофе – один на 45 миллионов полетов. Шансов погибнуть во время ДТП с участием велосипеда больше – один на 4 982 поездки. На 1 907 поездок на мотоцикле приходится одна авария.
Например, в США шансов попасть в автоаварию у вас довольно много – на 451 поездку случается одно ДТП. А одним из самых опасных наземных видов транспорта считается автобус. Да и вероятность умереть сидя за рулем автомобиля выше вероятности погибнуть в пассажирском вагоне поезда в десять раз.
Тем не менее, как говорят многие аэрофобы, наземный транспорт ты хоть как-то можешь контролировать. Хотя какой тут контроль? Выпрыгнешь из окна автобуса, если тот будет падать с горного серпантина? Или сможешь избежать встречного столкновения, если на тебя мчится внедорожник с пьяным водителем за рулем? Как бы прагматично ни звучало, но шансов выжить в таком ДТП ровно столько же, сколько шансов остаться целым и невредимым после столкновения авиалайнера с землей.
КАК ВООБЩЕ МОГУТ ДОПУСКАТЬ К ПОЛЕТУ СТАРЫЕ САМОЛЕТЫ?
Одна из народных версий крушения Airbus A320 – «самолет был слишком старый. Кто ж на чартеры будет ставить приличную машину? Особенно в России!» Тем временем Межгосударственный авиационный комитет, комментируя публикации СМИ и блогеров касательно возрастов разбившихся самолетов, почти всегда уточняет, что прямой зависимости между катастрофами воздушных судов и их возрастом нет.
Более того, стандартов Международной организации гражданской авиации (ИКАО) по возрасту самолетов тоже нет. Главное – это его летная годность. Комитет приводит следующие данные: с 2008 по 2013 годы количество катастроф в мире, в том числе в России, с самолетами от 50 кресел одинаковое для авиалайнеров возраста до пяти лет и свыше 30 лет.
Ниже – интересная статистика, которая позволяет сделать вывод: да, в России падают «возрастные» самолеты. Но лишь потому, что их в авиапарках больше. Да и вообще, в небе довольно много самолетов старше 20 лет: средний возраст эксплуатируемых в США самолетов Boeing-737-500 – 20,4 года. В Европе – 20,3 года.
ЖЖ-юзер vmenshov взял 35 авиаинцидентов в России и отобразила их на диаграмме. По горизонтальной оси располагается возраст самолета на момент катастрофы, а размер пузыря пропорционален количеству жертв среди пассажиров. Красной пунктирной линией указан средневзвешенный (по пассажирам) возраст самолета на момент катастрофы – 16,4 года. По обе стороны от этой линии количество жертв одинаковое.
Возникает резонный вопрос: кто и как проверяет «подержанные» самолеты? На этот вопрос есть ответ: существуют регламент и нормы техобслуживания; согласно международным стандартам каждый самолет проходит три вида проверок:
– транзитная проверка (Transit Check) – перед каждым вылетом техники визуально проверяют внешнее состояние самолета. Нет ли дефектов обшивки, все ли в порядке с двигателями и важными системами;
– ежедневная техническая проверка (Daily Check) проводится каждые 24-36 часов. Проверяют, нет ли видимых повреждений, исправно ли аварийное оборудование и достаточно ли необходимых жидкостей;
– еженедельная техническая проверка (Weekly Check) – каждые 7-10 дней самолет осматривают в течение 3-5 часов. В этот время проверяют масла, общее состояние обшивки, внутренние системы, шасси, ВСУ (вспомогательная силовая установка) и генератор, внешние и внутренние огни, авионику.
И на этом не все: каждый самолет подвергается так называемым ABCD-проверкам.
A-check проводится каждые 500 – 800 часов налета. На протяжении двух суток все системы тестируются с помощью спецоборудования. По сути, такая проверка – это техобслуживание самолета, во время которого проверяется все: от конструкции самолета до электрооборудования;
B-check проводится каждые 4 – 6 месяцев. Самолет осматривают около трех дней в специальном ангаре;
C-check выполняется раз в 2 года. На протяжении двух недель тщательно тестируются все системы и компоненты самолета;
D-check – это техническое обслуживание судна, которое проходит раз в 5 – 7 лет. Авиалайнер буквально разбирают на винтики и собирают обратно. Большую часть деталей техники меняют на новые, могут переоборудовать системы, салон, покрасить самолет.
В том числе благодаря этим проверкам даже старенькие пассажирские самолеты, по идее, должны отлично справляться со своей функцией.
ПОЧЕМУ САМОЛЕТЫ ВСЕ ЖЕ ПАДАЮТ?
По данным различных экспертных организаций, подавляющее большинство авиакатастроф происходит из-за человеческого фактора. Да, бывает виновата плохая погода и пилоты начинают нервничать; случается, самолет вылетает с опозданием и экипаж торопится. На то, как пройдет полет, влияет даже то, как давно знакомы командир и второй пилот. Если кто-то из пилотов допустил оплошность, не роковую, но второй пилот тоже просчитался, – вкупе это может привести к катастрофе. Показательный пример описан в книге Малкольма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры: почему одним все, а другим ничего?».
«В тот день стояла не самая лучшая погода. Все восточное побережье накрыл пришедший с северо-востока шторм, принеся с собой густой туман и резкие порывы ветра. В Ньюаркском аэропорту отменили 203 рейса, в аэропорту Ла Гуардия – 200, в Филадельфии – 161, в аэропорту Логана в Бостоне – 53, а в аэропорту Кеннеди – 99. Из-за плохих погодных условий авиадиспетчерская служба три раза задерживала самолет на пути в Нью-Йорк. Сперва он 19 минут кружил над вирджинским Норфолком, затем 29 минут над Атлантик-Сити, а потом еще 29 минут – на подлете к аэропорту Кеннеди, 65 километрами южнее.
После более чем часовой задержки экипаж наконец получил разрешение на посадку. Снизившись до 150 метров, самолет вошел в зону сдвига ветра. Какое-то время он летел при сильном встречном ветре, что вынудило пилотов включить двигатели на большую мощность, чтобы сохранить инерцию при планировании.
В следующую секунду встречный ветер внезапно стих, и получилось, что самолет летит слишком быстро для приземления на взлетно-посадочную полосу. В таких ситуациях, как правило, включается автопилот, который своевременно реагирует на сдвиг ветра. Но автопилот на самолете был неисправен, и поэтому его отключили. В последнее мгновение пилот набрал высоту и пошел на второй круг. Самолет облетел Лонг-Айленд и вновь приблизился к аэропорту Кеннеди. Внезапно отказал один из двигателей. Через несколько секунд отказал и второй. “Покажите же мне полосу!” — закричал пилот, отчаянно надеясь на то, что он находится достаточно близко к аэропорту, чтобы как-нибудь спланировать на посадочную полосу. Однако до аэропорта Кеннеди было 25 км. “Боинг-707” рухнул на земельный участок, принадлежавший отцу известного теннисиста Джона Макэнроя в крошечном городке Ойстер-Бей на Лонг-Айленде. Из 158 пассажиров 73 погибли. Установить причину происшедшего удалось в тот же день: нехватка топлива. Никаких технических неполадок. Никаких проблем в аэропорту. Пилоты не были пьяны и не находились под действием наркотиков. Просто в самолете закончилось горючее».
После расшифровки черных ящиков вскрылись очень интересные подробности. Оказывается, переговоры с диспетчерской шли довольно странно: капитан отдал приказ второму пилоту сообщить о том, что горючее заканчивается, но тот, услышав рассерженный голос диспетчера, просто не стал говорить о проблемах лайнера. Сыграл роль человеческий фактор: один нагрубил – второй не стал качать права. Кроме того, второй пилот в форс-мажорной ситуации не взял на себя часть ответственности, а полностью переложил ее на опытного капитана.
Автор книги разобрал множество подобных ситуаций и пришел к выводу, что «полет становится более безопасным, если лайнером управляет менее опытный пилот, ибо в таком случае второй пилот не боится говорить все как есть». Мало того, роль играет даже национальность пилотов: если экипаж, например, состоит из колумбийцев, то вряд ли второй пилот станет спорить с капитаном или диспетчером, потому что в национальной традиции сильно уважение к старшим по званию. А американские пилоты уж точно не оставили бы отказ диспетчера зайти на посадку просто так. Они бы сказали: «Послушай, приятель, я сажусь».
ОК, НО У МЕНЯ ВСЕ РАВНО АЭРОФОБИЯ – ЧТО ДЕЛАТЬ?
Минчанка Ирина не страдает аэрофобией, хотя истории, которые приключались с ней во время перелетов, могли бы запросто развить страх путешествий по воздуху.
– Была одна очень неприятная ситуация с известной европейской авиакомпанией. Мы летели из Вены в Брюссель, и в какой-то момент стало понятно: с самолетом что-то не так. Нет, его не трясло и не качало, но было очевидно, что происходит что-то серьезное. Со стороны пилотов и стюардов не было никаких объяснений минут 20. А потом нам сообщили: отказал один двигатель, мы разворачиваемся и летим обратно. Это было очень неприятно: конечно, понятно, что на одном двигателе самолеты летают, но почему не было никакой информации от экипажа? Ведь страшно было даже не из-за самой ситуации, а от неизвестности! А когда начали бесплатно разносить всяческие напитки, все мысленно попрощались с жизнью (смеется). В салоне была напряженная тишина. Мой сосед уснул, как только мы сели в самолет, и проснулся, когда мы уже были в Вене. Не сразу понял, почему мы никуда не летали, но как только все узнал – побледнел.
А вскоре со мной приключился еще один казус в той же Вене: мы сели в самолет до Минска. И тут уже я была уставшая и уснула, а минут через 40 проснулась и поняла: мы все еще едем по взлетным полосам. В итоге пилот принял решение сменить самолет, потому что у этого были серьезные неполадки с электроникой.
После двух неприятных эпизодов с одной авиакомпанией некоторое время у меня был психологический барьер, и я старалась не летать их самолетами. Потом этот барьер снялся. Но я до сих пор стараюсь быть в курсе того, какие самолеты принадлежат авиапаркам компаний, услугами которых я пользуюсь, какие приблизительно есть правила и инструкции у пилотов. В общем, я достаточно аккуратно отношусь к этим вопросам. Аэрофобии у меня нет, я давно себя успокоила тем фактом, что предначертанное не изменишь. Я в хорошем смысле фаталист и на многие вещи стараюсь смотреть оптимистично.
По словам врача-психотерапевта высшей категории Игоря Длужневского, расслабиться и получать удовольствие от авиаперелетов не так просто, если дело касается, к примеру, тревожного расстройства (а это понятие, близкое к аэрофобии). Аэрофобией страдают люди, которые предрасположены на все реагировать тревожно. Но это успешно лечится.
– Есть, например, метод десенсибилизации, – говорит Игорь Геннадьевич. – Человеку нужно представить то, что его пугает. Если дело касается самолета, то на первой сессии пациент представляет, как он поднимается по трапу, потом – как садится в самолет и в итоге летит. Если на каком-то из этапов человек начинает переживать, появляются страхи, тревога, сессия останавливается и пациент переваривает свои ощущения. Потом начинается следующий сеанс. Справиться со страхами и тревогами можно в течение трех месяцев, но иногда требуется и до полугода. Как составляющая лечения может еще применяться гипноз – c помощью этой техники можно научить человека отвлекаться и расслабляться.
– А можно ли как-то успокоиться, если перед полетом настиг страх?
– Алкоголь от самой фобии не избавит. Вроде бы первое время сознание затуманено и становится легче. Но как только алкоголь уходит из крови – cтрах возвращается. Валерьянка тоже не лучший помощник в таком случае, потому что действует скорее как плацебо, можно и простой воды выпить. Поэтому лучше всего, конечно, искать корни проблемы и лечить фобию у специалиста.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: архив героя, oz.by, vmenshov.livejournal.com, qz.com.