Почему по безналу дороже чем за наличные
Комиссия за безналичный расчет — обман потребителя?
Лента новостей
Все новости »
Почему некоторые компании берут с клиентов, которые расплачиваются картой, комиссию и при этом обвиняют во всем банки?
Некоторые компании берут комиссию за безналичный расчет. Объясняют это тем, что банк увеличил стоимость обслуживания. Что может на самом деле стоять за подобными случаями, разбирался Михаил Сафонов, которому лично предложили заплатить комиссию за безналичную оплату.
Я на днях покупал тур в одном из агентств. Это франчайзи крупной российской турфирмы, одного из лидеров рынка. При оплате менеджер полуутвердительно спросила: «Вы же наличными платить будете?» — «Нет, картой». — «Тогда вам придется заплатить комиссию — 2%». Поскольку сумма была довольно крупной, то и комиссия получилась немаленькой.
По словам сотрудницы, раньше они не брали деньги с клиентов за безналичный расчет, но банк поднял тарифы, поэтому приходится. Ситуация не рядовая. Бывает, что надо платить больше за использование наличных, но чтобы взимали комиссию за безнал — нонсенс.
Позже Business FM связалась с турфирмой. Там заметили, что с франчайзи такое случается:
— У них установлен терминал такого банка, который берет комиссию. Такое иногда, к сожалению, бывает. Просто агентства должны были предупредить об этом перед оплатой.
— Но вообще платить, как я понимаю, должен не клиент, а само агентство. Это же незаконно?
— Бывает такое. Агентство должно предупреждать, что оплата будет с комиссией, если вы хотите оплатить банковской картой.
Этот случай, конечно, хорошо иллюстрирует жизнь бизнеса. Минфин, которому мне сейчас хочется передать привет, много лет пытается ограничить хождение наличных. Правда, успехов пока не много.
Быть может, причина в банках? Тем более тот, с кем работает турагентство, упоминался в связи с последними событиями в банковском секторе. Я сразу же позвонил в эту кредитную организацию, но там повторили то же, что указано на официальном сайте: тарифы для юрлиц не менялись с июля.
Заодно радиостанция обзвонила нескольких предпринимателей, спросив, не повысилась ли у них стоимость обслуживания. Банки у всех разные. Тарифы не менялись полгода, ответили опрошенные. Вот, например, что сказал гендиректор компании ООО «Все вкусное» Дмитрий Щелкунов:
Дмитрий Щелкунов гендиректор компании ООО «Все вкусное» «Я заметил, что, по-моему, они немножко повысили комиссию за интернет-банкинг с 600 до 650 рублей. Насколько эта информация заинтересует кого-то, я не уверен, в рамках погрешности. Было 600, стало 650, но это интернет-банкинг. Больше ничего не менялось за последние полгода».
Больше двух лет назад Верховный суд сообщил, что комиссия с покупателя за безналичную оплату незаконна — это обман потребителя. Цена для него должна быть одинаковой вне зависимости от формы расчета. Если же банк повышает стоимость расчетно-кассового обслуживания, то бизнес обычно платит за это сам. Хотя бывают исключения, замечает гендиректор «Гауди Тур» Евгений Потапов.
Евгений Потапов гендиректор «Гауди Тур» «Даже минимальный процент, 2,5%, банк берет в любом случае. Даже с каких-то мегакрупных компаний это около 2%. Процент всегда есть. Другое дело, что некоторые компании пытаются переложить это на плечи потребителей, тех, кто оплачивает. Нельзя так делать, потому что если подадут жалобу, то с них за это спишут хорошие штрафы».
Родилась и еще одна версия. Использование наличных тоже стоит денег, тем более что банк, о котором шла речь, еще и занимается инкассацией, а летом у него эта услуга подорожала. Но может быть, турфирме просто очень нужен кэш? Это легко можно понять, встречается часто.
В моем же случае я отказался платить комиссию и ушел. Но через несколько минут сотрудница турагентства перезвонила и предложила поделить эти 2%: 1% платят они, 1% — я. И в итоге мы все-таки сделали наше темное безналичное дело.
Как бизнесу сэкономить на безнале: советы по использованию СБП
Директор по продуктам «МТС Кассы»
Сергей Музыкантов, директор по продуктам «МТС Кассы», рассказывает о способах сэкономить на приеме безналичной оплаты с помощью Системы быстрых платежей Банка России.
По закону и по собственной воле: почему бизнес переходит на безнал
В следующем году Банк России планирует снизить порог минимальной выручки магазинов, которые обязаны принимать к оплате банковские карты «Мир». Это значит, что еще больше магазинов должны будут подключить эквайринг.
Сейчас соответствующая статья закона «О защите прав потребителей» затрагивает магазины с годовой выручкой больше 40 млн рублей. В 2021 году правительство планирует ввести те же правила для магазинов с меньшей выручкой — от 30 млн рублей в год с 1 марта, и от 20 млн рублей в год с 1 июля.
Микропредприниматели тоже переходят на оплату картами, не дожидаясь предписаний регулятора. Это происходит по нескольким причинам: многие из них начинают продажи в интернете, другие — просто не хотят терять потенциальных клиентов, ведь согласно опросу ResearchMe, 60-70% россиян оплачивают покупки картами.
Золотой эквайринг: сколько платит бизнес
Услуги эквайринга поставляют банки за комиссию от суммы чека. Как правило, на размер комиссии влияет сфера деятельности магазина, оборот продаж, регион. В некоторых банках снизить ставку возможно при наличии расчетного счета в той же финансовой организации.
Сейчас средняя ставка по рынку — 2% от оборота. Она может пересчитываться по итогам оборота за каждый месяц. Эквайринговый терминал, который необходим для приема карточных платежей, иногда выдают бесплатно в банке при соблюдении некоторых условий. Например, при определенном минимальном обороте безналичных платежей. Но чаще POS-терминал можно приобрести или взять в аренду.
При всех плюсах электронных расчетов, рост доли безналичной выручки в обороте приводит к тому, что магазины тратят больше денег на комиссии и содержание эквайрингового оборудования. Например, если год назад сумма продаж магазина составляла 5 млн рублей в месяц, а картами было оплачено только 50% суммы, то магазин платил банку 50 тыс. рублей.
RB.RU организует встречу проекта Founders’ Mondays для начинающих и опытных предпринимателей. Дважды в месяц по понедельникам.
Предположим, что в этом году магазин продает на ту же сумму, но доля безналичных платежей выросла до 70% и составила 3,5 млн рублей. При комиссии 2% предприниматель заплатит банку уже 70 тыс. рублей. Это бьет по карману не только маленьким магазинам с неустойчивым оборотом, которые платят больший процент комиссии. Для средних компаний со стабильными продажами эквайринг это тоже значительная статья расходов.
Дешевая альтернатива от государства
За последние годы предприниматели столкнулись с большим количеством нововведений в законодательстве: обязанность использовать онлайн-кассы, введение маркировки товаров, отмена ЕНВД — все это может давить на новичков в бизнесе и магазины с небольшими оборотами, потому что во всем нужно разобраться и денег на обслуживание бизнеса уходит все больше. И в такой ситуации создание Системы быстрых платежей для бизнеса с фиксированной комиссией 0,4-0,7% приходится очень кстати для предпринимателей.
Система быстрых платежей позволяет принимать оплату на кассе или в интернет-магазине по QR-коду. Покупателю отображается QR-код, он считывает его смартфоном и оплачивает покупку в онлайн-приложении своего банка. Сервис доступен для пользователей и магазинов — клиентов банков, которые подключились к СБП. Сейчас таких банков около 30. Проверить их список можно на сайте национальной системы, выбрав фильтр «Оплата по QR».
СБП: как с этим работать
Есть несколько типов решений для приема платежей через СБП для офлайн-магазинов:
Статический QR-код на бумаге формируется и выдается банком, с которым у предпринимателя заключен договор эквайринга. Для оплаты товара покупатель должен отсканировать код в приложении своего банка. Уведомление об оплате приходит кассиру от банка. Важно, чтобы у кассира не произошло путаницы с тем, от кого из покупателей пришла оплата, и было достаточно времени после уведомления от банка закрыть чек на кассе.
Чтобы принимать платежи в магазине через мобильное приложение, нужно узнать о наличии такой опции у своего банка и установить кассирам приложение на личный или рабочий смартфон. В ближайшее время предпринимателям будет доступно небанковское приложение для приема оплаты по QR от Банка России. При оплате таким способом сотрудник магазина должен сформировать в приложении QR-код, который покупатель отсканирует со своего смартфона. Уведомление о приеме платежа придет на смартфон. Далее кассир должен закрыть платеж на кассе и выбить чек.
При подключении через онлайн-кассу кассиру не требуется использовать личный смартфон, чтобы сформировать QR-код для оплаты — он отражается сразу на экране смарт-терминала кассы или на чековой ленте. Оплата и закрытие чека происходят в одном окне.
При выборе онлайн-кассы для работы с QR-платежами обратите внимание, есть ли у нее интеграция с СБП — не все кассовые решения с ним работают. Несмотря на то что оплата по QR-кодам активно вводится в бизнесе, оборудования для этого еще не так много. Причин тут несколько:
Поэтому, как правило, онлайн-кассы работают с системой Банка России только через один банк. То есть предприниматель ограничен в выборе финансовой организации для открытия расчетного счета.
Но возможно, скоро онлайн-кассы будут стремиться заработать лояльность пользователей путем расширения банков-партнеров для работы в СБП. По такому пути пошла «МТС Касса», которая уже работает с тремя системообразующими банками и продолжает договариваться о партнерстве с остальными финансовыми организациями.
По нашему мнению, такая синергия выигрышна для всех: предприниматели экономят, банки и онлайн-кассы повышают лояльность b2b-клиентов наличием альтернативы классическому эквайрингу и удобным сервисом.
Отказ от банковских карт: почему наличка лучше
Опыт человека, который отказался от безнала и объясняет, как это улучшило его жизнь.
Использование банковских карт выгодно банкам, но никак не обычным гражданам, а в особенности, предпринимателям. Почему я считаю, что использование налички лучше?
Для начала хочу сказать, почему использование людьми пластиковых карт выгодно для банков и почему они так тщательно нам их навязывают. Вспомните сами, как часто вам звонят менеджеры различных банков и предлагают свои супер-продукты: кредитные карты, карты рассрочек, просто бонусные карты и т.д. Наверное часто.
Для примера, мне буквально два дня назад звонил менеджер одного известного банка и предлагал супер-карту рассрочки, за которую мне не нужно платить годовое обслуживание, можно совершать покупки в рассрочку в определённых магазинах и при этом не платить не копейки процентов. В ходе разговора у меня возник логичный вопрос, а в чём выгода банка? На что менеджер мне ответила, что все расходы по процентам берут на себя магазины, в которых будут совершаться покупки. Хорошо сказал я, но ведь не может быть всё совсем так гладко.
В итоге я добился от звонящего хоть какой-то правды. Рассрочка может быть, насколько я помню, на 4 и 6 месяцев, соответственно нужно будет вносить платёж равными частями (общая сумма делится на количество месяцев рассрочки), и вот если просрочить хотя бы на 1 день платёж, то вы получите, грубо говоря штраф (какие штрафы за просрочки в наших банках я думаю объяснять не нужно). Такая просрочка вытянет из вас приличную сумму и испортит кредитную историю как минимум. А неделей ранее мне звонил другой банк и очень навязчиво предлагал мне кредитную карту 100 дней без процентов.
Так в чём же выгода банков?
Во-вторых, мы расплачиваемся картой в магазине и вроде бы платим только ту сумму, которая указана в ценнике. Но это не совсем так. Дело в том, что с нас за покупку банк процентов не берёт, а вот магазин с каждой оплаты по пластиковой карте отдаёт банку от 1,5 до 3%, т.е. с каждой покупки на 1000 рублей банк заберёт себе от 15-30 рублей, а это немалые суммы для крупных сетей магазинов.
Плюс, магазин должен установить специальный терминал для банковских карт, обычно, установка и обслуживание терминалов бесплатные, но не всегда. Также предприниматели будут платить за расчётный счёт, который необходим для совершения безналичных оплат. Таким образом, магазины вынуждены включать эти расходы в стоимость товаров, т.е. всё это оплачиваем опять-таки мы, обычные покупатели.
Многие сейчас подумали, что если один человек из тысячи откажется от карт, то это никак не изменит систему. Я этого и не добиваюсь. Мне переход на наличные деньги открыл возможность копить деньги.
И еще причины
Первое и самое наболевшее, блокировка карт. Всё чаще мы слышим истории, как у дяди Васи заблокировали карту за перевод 1000 рублей. Таких историй немало и суммы везде разные, как и причины, по которым банк блокирует карту.
Я снимаю всю зарплату с карты и хожу с наличкой. Не потому, что мне так удобней, а потому, что так у меня больше уверенности, что деньги не заблокируют в самый нужный момент. Для тех, кто хочет сказать, что где-нибудь в подворотне у меня всё отберут, возможно, но я не ношу с собой крупных сумм и по подворотням не хожу.
Вторая причина — судебные приставы. Началось это со Сбербанка. Так с карты моего друга, который пользовался этим банком, сняли сумму штрафа и не уплаченный транспортный налог, причём сняли почему-то сумму в двойном размере. Эту вторую половину он пытался вернуть месяца 2 точно, такая перспектива использования карт мне не по душе.
Многие сейчас подумали, да так ему и надо, налоги нужно платить и т.д. Только ответьте себе честно, кто из вас платит транспортный налог и за что его платить? За убитую к зиме подвеску? Но дело не только в штрафах!
У меня была судебная практика с одним интернет-провайдером. Я пользовался их услугами интернета на протяжении недели, и за эту неделю около 8 раз обращался в техподдержку и даже приходил мастер, чтобы устранить проблемы с интернетом, но ничего не помогало. Было принято решение отказаться от них, но сделать это по телефону, как в других компаниях, нельзя! И естественно, так как я человек занятый, пришёл я закрывать договор через месяц. Написал заявление, вернул оборудование и услышал, что оказывается должен им 680 рублей за услуги, и это при бесплатных 3-х месяцах как мне обещали. Платить я отказался, и каждую неделю мне звонили их специалисты, которые каждый раз сообщали мне разные суммы. Долг мой с 680 р. вырос до 1400 р. Как? Откуда? В итоге они подали на меня в суд, естественно судебное заседание прошло без меня, так как никто не посчитал нужным меня в этом уведомить, и банк обязал меня выплатить эту сумму, плюс судебные издержки.
Эти деньги с моей карты и сняли судебные приставы. Естественно, что махать кулаками после драки было бессмысленно.
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.
Что выгоднее для ИП: сравниваем способы приёма безналичных платежей
Приём безналичных платежей — это обязательный минимум для любого современного бизнеса. Мы сравнили все существующие способы и свели их в удобную таблицу, чтобы любой предприниматель смог легко разобраться, сколько их и какой удобнее.
Торговый эквайринг
Когда покупатель приходит в магазин и оплачивает покупки банковской картой, телефоном с NFC или умными часами.
Что нужно: POS-терминал, через который будет проходить платёж, и онлайн-касса, которая обеспечит хранение, шифрование и защиту фискальных документов и передаст данные по платежам в налоговую.
Особенности: деньги на счёт поступят в течение одного-трёх дней. Комиссия за операции — от 1,2%.
Срок поступления платежа | 1–3 дня |
---|---|
Комиссия за операции | От 1,2 % |
Оборудование | POS-терминал — от 11 500 ₽; онлайн-касса — от 18 925 ₽ |
Мобильный эквайринг
Когда покупатель оплачивает покупки или услуги банковской картой вне торговой точки. Актуально для перевозок, курьерской доставки.
Что нужно: MPOS-терминал, смартфон или планшет.
Особенности: деньги на счёт поступают в течение одного-трёх дней. Комиссия за операции — от 1,49%.
Срок поступления платежа | 1–3 дня |
---|---|
Комиссия за операции | От 1,49% |
Оборудование | MPOS-терминал — от 11 500 ₽; смартфон или планшет — от 0 ₽ (можно использовать личные) |
Интернет-эквайринг
Когда покупатель оплачивает покупки в интернет-магазине.
Что нужно: защищённая страница на сайте магазина, через которую проходит платёж, и специальный платёжный сервис.
Особенности: деньги на счёт поступят в течение одного-трёх дней. Комиссия за операции — от 1,7%.
Срок поступления платежа | 1–3 дня |
---|---|
Комиссия за операции | От 1,7% |
Оборудование | Сайт и платёжная страница |
Приём платежей по QR-коду
Появился недавно и позволяет принимать оплату от клиентов через Систему быстрых платежей. Покупатель с помощью телефона сканирует специальный QR-код, куда «вшиты» данные ИП, и оплачивает покупку через своё банковское приложение.
Что нужно: смартфон или планшет.
С 1 июля до 31 декабря 2021 года комиссия составляет 0%. Государство компенсирует малому и среднему бизнесу комиссии за приём платежей через СБП по QR-кодам. Если раньше комиссия составляла 0,4–0,7%, то сейчас и до конца года благодаря госпрограмме её не будет вообще. Но воспользоваться таким способом можно только через банк — участника программы.
Вот так выглядит таблица с основными особенностями приёма платежей по QR-коду:
Срок поступления платежа | Мгновенно |
---|---|
Комиссия за операции | 0% до 31 декабря 2021 года, далее — 0,4–0,7% |
Оборудование | Смартфон или планшет — можно использовать личные |
В августе к этой программе присоединился Райффайзенбанк. Банк предлагает малому и микробизнесу подключиться к Системе быстрых платежей. Это подойдёт, если вы продаёте что-либо офлайн или через интернет. Для работы с платежами по QR-коду не нужно специальное оборудование — достаточно смартфона или планшета с приложением Райффайзен Бизнес Онлайн. Сервис быстрого приёма платежей по QR-коду до пяти раз дешевле эквайринга — такая экономия особенно актуальна начинающим ИП. Также у Райффайзенбанка есть расширенная программа для бизнеса, который работает с эквайрингом и онлайн-кассами.
Какой способ приёма платежей выгоднее
Мы сравнили все виды приёма платежей и свели в одну таблицу:
эквайринг
онлайн-касса — от 18 925 ₽
Надежда Шестакова, руководитель направления эквайринга Райффайзенбанка для малого и микробизнеса
«Принято считать, что ставка эквайринга в России в среднем составляет 3%. На самом деле тарифы сильно различаются в зависимости от категории бизнеса. Например, в продуктовом ретейле тарифы действительно могут быть ниже 2% и составлять 1,7% для крупного бизнеса. Для разных категорий средняя по рынку ставка эквайринга — 2–2,7%. Комиссии также зависят от банка и его бизнес-модели. Конкуренция с новыми сервисами, такими как СБП, и быстрое их внедрение поможет бизнесу и сконцентрирует банки на предоставлении новых продуктовых решений, а не только на согласовании и регулировании интерчейнджа при негативных сценариях.Так, в Райффайзенбанке ставка интернет-эквайринга составляет 2,7%. При приёме платежей по QR-кодам — 0,4–0,7%, и до 31 декабря 2021 года она компенсируется государством, оставаясь фактически нулевой».
Подключиться к сервису приёма платежей через СБП можно прямо сейчас через Райффайзенбанк. Для этого нужно просто заполнить форму на сайте и оставить заявку. Менеджеры банка свяжутся с вами и подберут оптимальную услугу под ваш бизнес.
НАЛИЧНЫЕ НЕ В МОДЕ
Вытеснят ли карты оплату наличными
По всему миру наличные используются более чем в 80% операций, отчего создается ощущение, что бумажные деньги останутся с нами надолго. Но всё же многое говорит о том, что не в столь отдаленной перспективе использование наличных сойдет на нет, а банкноты и монеты будут представлять ценность только для нумизматов.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ НАЛИЧНЫХ
Деньги, заменившие собой бартер в древности, много веков назад тоже казались инновацией. Первой твердой валютой стали золото и серебро, которые всегда высоко ценились, независимо от внешних факторов, затем появились монеты, следом — первые бумажные деньги. Валюты (хотя тогда и не было такого понятия) исчезали, завоеватели привносили свои формы оплаты, деньги эволюционировали вместе с миром. Развитие этого платежного инструмента происходило несравненно дольше, чем технологические прорывы в безналичных платежах настоящего времени. Многовековая история наличных денег постепенно подходит к концу, и писать ее все сложнее из-за активного развития безналичных платежей.
УХОД В БЕЗНАЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Большинство государств не скрывает заинтересованности в снижении доли оборотов по операциям с наличными. Страны, каждая в своем темпе, постепенно движутся в безналичное будущее. Так, ряд скандинавских стран, прежде всего Норвегия и Швеция, уже практически отказались от использования наличных, доведя уровень их использования до 2% операций. Южная Корея планирует отказаться от наличного обращения уже в 2020 году. Из обращения изымают купюры определенного номинала, ограничивают максимальную сумму расчета наличными. Яркий тому пример — Индия, которая в 2016 году провела шоковую реформу по изъятию из оборота купюр распространенного номинала, вызвав тем самым социальные волнения.
В России роль наличных по-прежнему велика, лимита на операции с наличными для граждан пока не существует. Правда есть ограничения на наличные расчеты между юридическими лицами — не более 100 000 руб. Не оставляет сомнений, что ограничение расчета наличными и для физических лиц — вопрос времени. Серьезно этому способствует развитие финансовых технологий.
Но пока новые технологии не стали поводом для отказа от разнообразия и клиентам банков есть из чего выбирать. Так в Банке Русский Стандарт одинаково легко получить кредит наличными до 2 000 000 рублей и выпустить кредитную карту. Что предпочесть зависит от того, для чего нужны деньги. Если клиент в основном собирается оплачивать покупки: мебель, технику, одежду и обувь, продукты, то удобней и выгодней пользоваться кредитной картой — например, Platinum. По ней действует льготный период до 55 дней, который легко продлить до 24 месяцев, подключив рассрочку, или вернуть до 25% суммы покупки в виде cashback. Кстати, снятие наличных по этой карте тоже доступно, причем в первый месяц — без комиссии в любых банкоматах. Если же планируются крупные траты, выручит кредит наличными, за его счет удобно оплатит приобретение машины, ремонт, свадебный банкет или даже строительство дома.
ЗА БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ!
Перевод операций в безналичное поле позволяет достичь практически 100% прозрачности операций, что самым серьезным образом усложняет расчеты по незаконным сделкам, снижает коррупционную составляющую, увеличивает собираемость налогов, повышает эффективность инструментов монетарной политики (например, использование отрицательных ставок).
Отказ от бумажных денег значительно снижает операционные издержки банков по инкассированию и учету наличных денежных средств. Безналичные расчеты также популяризируются за счет продвижения финансовыми компаниями своих услуг. Таким образом, они становятся более выгодными и для владельцев карт.
Дополнительные опции, доступные владельцам карт через программы лояльности: скидки, cashback, привилегии, начисление процентов на остаток по счетам, повышает интерес со стороны клиентов к оплате картами или электронными деньгами. И, конечно, безопасность безналичных денег выше, чем хранение и расчеты с помощью наличных. По расчетам специалистов, экономия из-за отказа от наличных может достичь 1,5% ВВП.
ОБРАТНЫЙ ОТСЧЕТ НАЛИЧНЫХ
Развитие технологий и без команды сверху уже запустило процесс перехода на безналичную форму расчетов самым естественным образом. Такие сервисы, как мобильный банкинг, переводы по номеру телефона с карты на карту, электронные кошельки, стали ежедневной рутиной для жителей России. Оплата с помощью QR-кодов, еще совсем недавно реализованная в России через системы Alipay и WeChat, которыми пользуются гости из Китая, благодаря Системе быстрых платежей уже в этом, 2019, году стала доступна и жителям России. Запущены сервисы мгновенной конвертации валют — возможность оплатить счет картой не только в рублях, но и в валюте той страны, в которой была выпущена карта. Реализован сервис оплаты чаевых с карты. Внедрение расчетов на основе технологии блокчейна только ускорит процесс отказа о наличных.
АРГУМЕНТЫ В ПОЛЬЗУ НАЛИЧНЫХ
Будущее повсеместного приема безналичных платежей все же не так близко, как хотелось бы. Если крупные торговые сети в обязательном порядке принимают карты к оплате, то малый бизнес — пока реже. Одна из причин кроется в том, что для таких предпринимателей эквайринг довольно дорого обходится по сравнению с наличными платежами, ведь оборудование стоит дорого и при небольших оборотах медленно окупается. Но и здесь появляются новые технологии, которые позволяют принимать оплату картами с помощью смартфонов, просто установив на них специальное приложение.
Конечно, как и любой прогресс, отказ от наличного денежного обращения имеет и обратную сторону. Полная прозрачность операций подразумевает неограниченный контроль со стороны государства над операциями частных лиц. Кратно повышаются риски, связанные с киберпреступностью. Но все эти и другие вызовы так или иначе придется решать в цифровой экономике, переход к которой необратим. Тем не менее спешить с прогнозами об исчезновении наличных в краткосрочной перспективе не стоит. Самым реалистичным на данный момент выглядит прогноз о том, что с бумажными деньгами мы попрощаемся не ранее, чем через десять лет.