Почему папиниан считался юристом номер 1 чем он прославился

Эмилий Папиниан

Эмилий Папиниан (лат. Papinianus ) (ок. 150—212) — римский юрист и государственный деятель, оказавший огромное влияние на последующее развитие правоведения и равный по значению Юлиану. В 426 году трудам Папиниана была придана обязательная юридическая сила. 595 фрагментов из них вошли в состав Дигест.

Родился при императоре Антонине, около 150 года. Если верно то, что император Септимий Север был женат на сестре Папиниана, то Папиниан был родом из Сирии (г. Гемезы). Находился в близкой дружбе с Септимием Севером и достиг при нём звания начальника преторианцев (лат. praefectus praetorio ).

Как юрист и государственный деятель, Папиниан «соединял в себе этическую силу нравственно развитой личности с греческим изяществом и римской глубиной и остротой мысли».

Важнейшими его трудами были 19 книг Responsa и 87 книг Questiones — «сочинения, передающие в ясном освещении массу отдельных вопросов права, великие по формулированию и по определенности решения этих вопросов и отличающиеся уменьем согласовать установленные законом нормы с особенностями каждого отдельного случая» (Зом). Метод Папиниана был казуистическим, но при решении отдельных случаев он пользуется трудами своих многочисленных предшественников, подвергая их беспристрастной и серьёзной критике, свободной от всяких полемических увлечений. Язык его краток и точен. По дошедшим до нас отрывкам из его сочинений можно только лишь отчасти судить об этих высоких качествах его трудов, вызывавших, в целом, общее восхищение последующих за ним римских и византийских юристов.

«То, чему он учил и к чему стремился в жизни, а именно — сделать невозможными все проявления безнравственного, это он запечатлел своей смертью: он пал от руки убийц (212 год н.э.), так как противопоставлял братоубийственным планам Каракаллы непоколебимое сопротивление» (Зом). Папиниан отказался оправдать перед сенатом и народом убийство Геты, брата Каракаллы, и сказал при этом слова, возбудившие гнев императора: «non tantum facile parricidium excusari posse, quam fieri» (не так легко извинить отцеубийство, как совершить его) или, по другому источнику: «illud esse parricidium aliud accusare innocentem occis u m» (одно дело убийство, но совсем другое — обвинить невинно убиенного).

Библиография

Полезное

Смотреть что такое «Эмилий Папиниан» в других словарях:

Эмилий Папиниан — (? 212 гг.) юрист, советник императора Септимия Севера; убит по приказу императора Каракаллы Император Каракалла, убив брата, велел знаменитому юристу Папиниану оправдать это деяние в сенате и перед народом, но тот ответил, что не так легко… … Сводная энциклопедия афоризмов

Папиниан — Эмилий Папиниан (лат. Papinianus) (ок. 150 212) римский юрист и государственный деятель, оказавший огромное влияние на последующее развитие правоведения и равный по значению Юлиану. В 426 году трудам Папиниана была придана обязательная… … Википедия

ПАПИНИАН (Papinianus) Эмилий — (ок. 150 212) римский юрист и государственный деятель. В 426 сочинениям Папиниана была придана обязательная юридическая сила. 595 фрагментов из сочинений Папиниана вошли в состав Дигест … Большой Энциклопедический словарь

Папиниан Эмилий — Папиниан (Papinianus) Эмилий (около 150 212), римский юрист. Занимал высокие государственные посты (например, префект претория). Сочинения П. («Исследования», «Ответы» и др.) вершина в развитии древнеримской юриспруденции. П. выделялся пониманием … Большая советская энциклопедия

Папиниан — Папиниан, Эмилий; Papinianus, Aemilius, ум. в 212 г. н. э., римский юрист. При имераторе Септимии Севере, с которым он был тесно связан, исполнял с 203 г. функции префекта преториан. В 212 г. был казнен по приказу Каракаллы после убийства… … Античные писатели

Папиниан — Эмилий (ок. 150 212) рим. юрист. Префект претория при имп. Септимии Севере. Автор ряда юридич. соч. («Исследований», «Ответов» и др.), 595 фрагментов (извлечений) из к рых вошли в состав Дигест Юстиниана. П. был убит по приказу имп.… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Папиниан — Эмилий, один из знаменитейших рим. юристов, род. ок. 146, казнен при Каракалле в 212, занимал различные высокие всаднические должности, был префектом претория; друг императора Септимия Севера. Член Совета принцепса. Цитаты из его трудов… … Словарь античности

Папиниан Эмилий — (Papinianus) (около 150 212), римский юрист и государственный деятель. В 426 сочинениям Папиниана была придана обязательная юридическая сила. 595 фрагментов из сочинений Папиниана вошли в состав Дигест. * * * ПАПИНИАН Эмилий ПАПИНИАН… … Энциклопедический словарь

Папиниан — (Papinianus) Эмилий (около 150 212), римский юрист. Занимал высокие государственные посты (например, Префект претория). Сочинения П. («Исследования», «Ответы» и др.) вершина в развитии древнеримской юриспруденции. П. выделялся пониманием… … Большая советская энциклопедия

Источник

Папиниан

Из Википедии — свободной энциклопедии

Эмилий Папиниан (лат. Aemilius Papinianus ; ок. 150 — 212) — выдающийся римский юрист и государственный деятель, оказавший огромное влияние на последующее развитие мирового правоведения. По глубине правовой мысли Папиниан считается самым значительным представителем древнеримской юриспруденции.

Сочинения Папиниана, появившиеся в конце эпохи расцвета римского права, отличаются предельной ясностью, краткостью и строгостью слога. Они по праву считаются во многих отношениях самыми лучшими из всех трактатов, когда-либо написанных древнеримскими правоведами. В 426 году трудам Папиниана была придана обязательная юридическая сила (см.: Responsa prudentium). 595 фрагментов из них вошли в состав Дигест.

Представляется вполне закономерным, что более полутора тысяч лет спустя после написания Папинианом своих работ, его правовой гений и сформулированные им концепции нередко вдохновляли создателей европейских законов в области гражданского права при разработке ими соответствующих правовых положений, включая проект Кодекса Наполеона.

Несмотря на широчайшую известность Папиниана как самого выдающегося юриста всех времен, сведений о нём самом и о его жизненном пути сохранилось чрезвычайно мало.

Известно, что Папиниан родился при императоре Антонине, около 150 года. Если верно то, что император Септимий Север был женат на сестре Папиниана, то Папиниан был родом из Сирии (город Гемезы). Многие исследователи римского права и историки склоняются к мысли о том, что Папиниан в довольно юном возрасте оказался в Риме, куда переехал сам или со своими близкими.

Считают, также что Папиниан был учеником выдающегося римского юриста Квинта Цервидия Сцеволы (ум. после 193 года), у которого он учился вместе с будущим императором Септимием. По окончании учёбы Папиниан, вероятно, некоторое время преподавал право в юридической школе в Бейруте, которая в ту эпоху считалась одной из лучших в империи.

Папиниан находился в близкой дружбе с Септимием Севером, что оказало влияние на всю его карьеру и на дальнейшую судьбу. При этом римском правителе он занимал ряд важных должностей, в том числе и пост начальника ведомства петиций («magister libellorum»), в чьи обязанности входило отвечать на прошения и вопросы (в основном юридического характера), адресованные императору различными должностными и частными лицами.

После казни известного древнеримского политика Луция Фулвия Плавциана (150—205), занимавшего при дворе Септимия Севера должность начальника преторианцев (лат. praefectus praetorio ), Папиниан получил назначение на его место. В те времена должность префекта претория, подчинявшегося лишь императору, была наивысшей в империи. Она предполагала осуществление префектом не только высших военных, но и высших судебных и административных функций в государстве.

Кроме того, в конце жизни, в 207 году (по другим данным в 208 году), Папиниан сопровождал Септимия Севера во время его последнего военного похода в Британию.

Смерть Септимия Севера в 211 году круто изменила благополучное положение Папиниана. После кончины Севера его преемниками на императорском троне стали двое его сыновей Каракалла и Гета. Однако после очень короткого периода совместного правления Римом из-за попыток Каракаллы стать единовластным правителем между братьями возникла непримиримая вражда. Пытаясь примирить сыновей Севера, Папиниан вызвал к себе лютую ненависть Каракаллы.

В отличие от своих учеников Ульпиана и Юлия Павла, Папиниан оставил после себя относительно немного сочинений, большинство из которых он написал в почтенном возрасте. Так, его перу, в частности, принадлежат три сборника по гражданской юриспруденции.

Первый из них, состоявший из 37 книг, назывался «Вопросы» («Quaestiones»). В этом сборнике, опубликованном в период правления Септимия Севера (193—198), Папиниан развил свою основную правовую доктрину в полемической форме, сталкивая и анализируя различные мнения и взгляды по наиболее трудным аспектам права.

Второй труд, насчитывавший 19 книг и называвшийся «Мнения» («Responsa»), был написан в период правления Септимия Севера и Каракаллы (198—211). В нём Папиниан, рассматривая выдвигаемые сторонами мотивы и доводы в обоснование своих противоположных позиций, предлагал конкретные решения их требований и притязаний. Таким, образом, если в «Вопросах» этот мастер античной юриспруденции выступал в основном в качестве наставника или преподавателя права, то в «Мнениях» он действовал как судья, разрешающий конкретные споры.

Третий трактат, называвшийся «Дефиниции» («Definitiones»), был опубликован в последние годы жизни Папиниана. Основная цель этого произведения состояла в формулировании четких правил и кратких максим по тем или иным правовым вопросам, которые возникали в практической деятельности судов.

Почему папиниан считался юристом номер 1 чем он прославился

Примерно в это же время Папиниан написал ещё одно сочинение на греческом языке, посвященное актуальным на тот момент правовым аспектам деятельности эдилов в городах Римской империи. Использование греческого языка в данном случае объяснялось тем, что в эпоху Папиниана в некоторых провинциях империи греческий язык был уже более распространен, чем латынь. Таким образом, это произведение имело в основном цель правового пособия и было адресовано определенной категории римских чиновников.

Очевидно, в 206 году или близко к этой дате он также написал ещё один свой известный трактат в двух книгах «О прелюбодеянии» («De adulteriis»). Этот трактат фактически явился комментарием к отмененному ранее Закону Юлия о прелюбодеянии (Lex Julia de adulteriis), который по настоянию Папиниана Септимий Север вновь ввел в действие, чтобы положить конец процветавшей в империи чрезмерной распущенности нравов. Впоследствии Папиниан написал в качестве дополнения к этому трактату отдельную книгу, посвященную процессуальным вопросам, связанным с практическим применением Закона Юлия.

Работы Папиниана дошли до наших дней в основном в виде выписок и выдержек, содержащихся в различных источниках. Помимо Дигест, Бревиария Алариха и Римского законодательства бургундов, эти выписки содержатся также в сборнике под названием «Сравнение божьих законов Моисея и законов римлян» («Lex Dei Mosaicarum et Romanarum Legum Collatio») и в ватиканских Фрагментах. Что касается подлинных текстов, то за исключением найденных в свое время в Египте отрывков из Книг V и IX сборника Responsa, они не сохранились.

В целом труды Папиниана представляют собой «сочинения, передающие в ясном освещении массу отдельных вопросов права, великие по формулированию и по определенности решения этих вопросов и отличающиеся уменьем согласовать установленные законом нормы с особенностями каждого отдельного случая» (Р. Зом).

Глубину мышления Папиниана подчеркивает одно из предписаний императора Юстиниана, содержащееся в п. 4 его Конституции «Omnem». Согласно этому предписанию, увековечивающему память о Папиниане, студенты римского права третьего курса должны были именоваться «папинианистами», то есть учениками, достаточно созревшими для того, чтобы изучать серьезные работы великого Папиниана.

Древнеримские авторы «Истории августейших особ» («Historia Augusta»), (в частности, Элий Спартиан) очень высоко ценили Папиниана, нередко именуя его «прибежищем справедливости и сокровищницей правовых знаний» («juris asylum et doctrinae legalis thesaurum»).

Необычайно высокого мнения о Папиниане был и император Юстиниан. В частности, в своих Конституциях «Deu auctore» (п. 6) и «Omnem» (п.п. 1.4) он отзывался о правоведческом гении Папиниана в самых восторженных словах. В разных местах упомянутых документов византийский император называл его то «самым блестящим» (splendissimus), то «самым гениальным» (summi ingenii), то «непревзойденнейшим» (sublimissimus), то «утонченнейшим» (acutissimus), то «благороднейшим» (pulcherrimus), то величайшим (maximus) из всех юристов.

В свою очередь автор шестикнижной «Новой истории» византийский историк конца пятого века Зосим назвал Папиниана «человеком, который своими знаниями и умением излагать свои мысли превзошел всех римских законодателей прежних и грядущих времен». Тысячу лет спустя после Зосимы великолепный знаток древнеримской истории Жак Кюжа в своих «Записках о Кодексе Феодосия», писал, что «до Папиниана не было более великого правоведа, и после него уже больше не будет».

Метод Папиниана был казуистическим, но при решении отдельных случаев он пользуется трудами своих многочисленных предшественников, подвергая их беспристрастной и серьёзной критике, свободной от всяких полемических увлечений. Язык его краток и точен. По дошедшим до нас отрывкам из его сочинений можно только лишь отчасти судить об этих высоких качествах его трудов, вызывавших, в целом, общее восхищение последующих за ним римских и византийских юристов.

Как юрист и государственный деятель, Папиниан «соединял в себе этическую силу нравственно развитой личности с греческим изяществом и римской глубиной и остротой мысли». «То, чему он учил и к чему стремился в жизни, а именно — сделать невозможными все проявления безнравственного, это он запечатлел своей смертью: он пал от руки убийцы (212 год н. э.), так как противопоставлял братоубийственным планам Каракаллы непоколебимое сопротивление» (Р. Зом).

В ответ на просьбу Каракаллы о его защите Папиниан произнес слова, возбудившие гнев императора: «non tantum facile parricidium excusari posse, quam fieri» (не так легко извинить братоубийство, как совершить его) или, по другому источнику: «illud esse parricidium aliud accusare innocentem occisum» (одно дело убийство, но совсем другое — обвинить невинно убиенного). Менее чем через год Папиниан поплатился за этот смелый, самоотверженный шаг своей жизнью.

Источник

Папиниан

Смотреть что такое «Папиниан» в других словарях:

Папиниан — Эмилий Папиниан (лат. Papinianus) (ок. 150 212) римский юрист и государственный деятель, оказавший огромное влияние на последующее развитие правоведения и равный по значению Юлиану. В 426 году трудам Папиниана была придана обязательная… … Википедия

Папиниан — (Papinianus) Эмилий (около 150 212), римский юрист. Занимал высокие государственные посты (например, Префект претория). Сочинения П. («Исследования», «Ответы» и др.) вершина в развитии древнеримской юриспруденции. П. выделялся пониманием… … Большая советская энциклопедия

ПАПИНИАН — • Papiniānus, Aemilius, родившийся около половины 2 в. от Р. X.; благодаря императору Септимию Северу, с которым был очень дружен, он был назначен magister libellorum и praefectus praetorio; занимая последнюю должность, он участвовал… … Реальный словарь классических древностей

Папиниан — Эмилий (ок. 150 212) рим. юрист. Префект претория при имп. Септимии Севере. Автор ряда юридич. соч. («Исследований», «Ответов» и др.), 595 фрагментов (извлечений) из к рых вошли в состав Дигест Юстиниана. П. был убит по приказу имп.… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Папиниан — Эмилий, один из знаменитейших рим. юристов, род. ок. 146, казнен при Каракалле в 212, занимал различные высокие всаднические должности, был префектом претория; друг императора Септимия Севера. Член Совета принцепса. Цитаты из его трудов… … Словарь античности

Папиниан Э. — ПАПИНИÁН (Papinianus) Эмилий (ок. 150–212), рим. юрист и гос. деятель. В 426 сочинениям П. была придана обязат. юрид. сила: 595 фрагментов из них вошли в состав Дигест (собрание извлечений из сочинений рим. классич. юристов) … Биографический словарь

ПАПИНИАН (Papinianus) Эмилий — (ок. 150 212) римский юрист и государственный деятель. В 426 сочинениям Папиниана была придана обязательная юридическая сила. 595 фрагментов из сочинений Папиниана вошли в состав Дигест … Большой Энциклопедический словарь

Папиниан Эмилий — Папиниан (Papinianus) Эмилий (около 150 212), римский юрист. Занимал высокие государственные посты (например, префект претория). Сочинения П. («Исследования», «Ответы» и др.) вершина в развитии древнеримской юриспруденции. П. выделялся пониманием … Большая советская энциклопедия

Папиниан Эмилий — (Papinianus) (около 150 212), римский юрист и государственный деятель. В 426 сочинениям Папиниана была придана обязательная юридическая сила. 595 фрагментов из сочинений Папиниана вошли в состав Дигест. * * * ПАПИНИАН Эмилий ПАПИНИАН… … Энциклопедический словарь

Источник

Доклад: Римские юристы 2

Почему папиниан считался юристом номер 1 чем он прославился

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

кафедра государственно-правовых дисциплин

ПО ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И

Тема: «Римские юристы»

Выполнил: курсант 2 курса

очной формы обучения 251 уч.гр

Начальник кафедры государственно-правовых дисциплин

1. Политические и правовые учения в Древнем Риме………………. 5-6 стр.

2. Биография известных римских юристов……………………………. 7- 12 стр.

3. Учения юристов классического периода…………………………… 13-24 стр.

Список использованной литературы………………………………… 26 стр.

Всемирная история политических и правовых учений – одна из важных составных частей духовной культуры человечества. В ней сконцентрирован громадный политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих исследований проблем свободы, права, законодательства, политики, государства. Этот познавательный опыт, идеи и достижения прошлого оказывают заметное влияние на современные политические и правовые воззрения и ориентации, на теорию и практику наших дней.

В своих попытках понять настоящее и найти пути к лучшему будущему люди всегда обращались и будут обращаться к прошлому, к исторически апробированным положениям, принципам, ценностям. И это не дань прошлому, не слепая вера в традиции и авторитеты, а необходимый способ человеческой ориентации в историческом времени и пространстве, естественная потребность каждой современности найти себя, свое место и назначение между прошлым и будущим.

В этом отношении непреходящее значение имеет отраженный в учениях прошлого извилистый путь прогресса политической и правовой мысли и культуры человечества, процесс формирования и утверждения общечеловеческих политико-правовых ценностей.

История политической и правовой мысли позволяет понять, как в борьбе и столкновении различных воззрений и позиций одновременно шел процесс развития познания природы государства и права, углубления представлений о свободе, справедливости и праве, законе и законности, о надлежащем общественном и государственном устройстве, о правах и свободах человека, формах и принципах взаимоотношений личности и власти и т.д.

По мере того как остается позади все более значительный пласт культурного прошлого и увеличивается совокупный объем приобретенного человечеством опыта и знаний, возрастают также роль и значимость истории для современности. Это познавательное, просветительское, ценностное, воспитательное, духовно дисциплинирующее и общекультурное значение истории в полной мере относится и к истории политических и правовых учений, которая сегодня актуальна как никогда ранее.

За время многовековой истории государства и права возникло очень много политико-правовых доктрин, созданных различными мыслителями концепции и формы их изложения столь же разнообразны, сколь разнообразны вообще результаты индивидуального творчества. И основываясь на этом, хотелось рассмотреть учения римских юристов.

Политические и правовые учения в Древнем Риме

В Древнем Риме занятие правом первоначально было делом понтификов, одной из коллегий жрецов. Ежегодно один из понтификов сообщал частным лицам позицию коллегии по правовым вопросам. Около 300 г. до н.э. юриспруденция освобождается от понтификов. Начало светской юриспруденции, согласно преданию, связано с именем Гнея Флавия. Будучи вольноотпущенником и писцом видного государственного деятеля Аппия Клавдия Цека, он похитил и опубликовал составленный последним сборник юридических формул, употреблявшихся по закону в процессе (legis actiones). Эта публикация получила название jus civile Flavianum (цивильное право Флавия).

В 253 г. до н.э. первый верховный понтифик из плебеев Тиберий Корунканий начал в присутствии учеников разбирать юридические вопросы и открыто высказывать свое мнение, положив тем самым начало публичному обучению юриспруденции.[1]

В начале II в. до н.э. Секст Элий Пет, видный государственный деятель, дополнил сборник Флавия новыми исковыми формулами (jus Aelianum). Он опубликовал и другую книгу, в которой соединил Законы XII таблиц с комментариями юристов и исковыми формулами.

В середине II в. до н.э. значительный вклад в развитие юриспруденции, особенно гражданского права, внесли М. Манилий, П. Муций Сцевола и М. Юний Брут. Первый комментарий к преторскому эдикту написал Сервий Сульпиций Руф (консул 51 г. до н.э.). Его ученик А. Офилий был автором многих книг по гражданскому праву и впервые составил подробный комментарий к преторскому эдикту. О частном и публичном праве писал ученик Офилия Элий Туберон.

Деятельность юристов по разрешению правовых вопросов включала: 1) respondere – ответы на юридические вопросы частных лиц, 2) cavere – сообщение нужных формул и помощь при заключении сделок, 3) agere – сообщение формул для ведения дела в суде. Причем юристы оформляли свое мнение по делу в виде письменного обращения к судьям или в виде протокола, который содержал запись устной консультации и составлялся при свидетелях. Опираясь на источники действовавшего права (обычное право, Законы XII таблиц, законодательство народных собраний, эдикты магистратов, сенатусконсульты и конституции императоров), юристы при разборе тех или иных дел интерпретировали существовавшие правовые нормы в духе их соответствия требованиям справедливости (aequitas) и в случае коллизий зачастую изменяли старую норму с учетом новых представлений о справедливости и справедливом праве (aequum jus).

Подобная правопреобразующая (и нередко правообразующая) интерпретация юристов мотивировалась поисками такой формулировки предписания, которую дал бы в изменившихся условиях сам справедливый законодатель. Принятие правовой практикой новой интерпретации (прежде всего в силу ее аргументированности и авторитета ее автора) означало признание ее содержания в качестве новой нормы права, а именно нормы jus civile (цивильного права), которое охватывало, кроме того, также обычное право, законодательство народных собраний, преторское право. Правопреобразующая деятельность юристов обеспечивала взаимосвязь различных источников римского права и содействовала сочетанию стабильности и гибкости в дальнейшем его развитии и обновлении.

Биография известных римских юристов

Кроме «Институций», Гай принадлежит целый ряд специальных юридических трактатов, сведения о которых сохранились в 535 отрывках из них, помещенных в Дигестах Юстиниана. В новейшее время эти отрывки изданы в «Palingenesia juris civilis» Ленеля (Лейпциг, 1889, т. I). У Гая не было ни глубины мысли Папиниана, ни силы и точности Ульпиана; он только учитель, искусный и опытный, но без силы творчества. Этим объясняется, быть может, неизвестность Гай среди классических юристов. О нем не упоминают ни они сами, ни их непосредственные преемники. Как юрист-мыслитель, Гай начинает пользоваться влиянием лишь во время «эпигонов». К этому же времени относится и официальное утверждение его авторитета сообщением его сочинениям значения наравне с сочинениями Папиниана, Павла, Ульпиана и Модестина (закон императора Валентиниана III, 426). Биографических сведений о Гай нет почти вовсе; с достоверностью можно сказать только, что он учил при императоре Адриане. По некоторым чертам его трудов догадываются, что он был провинциальный юрист, писал и преподавал вдали от Рима, именно в Малой Азии.

Папиниан достиг высшей после императора должности — Префекта Претории. Император Септимий Север довёл численность преторианской стражи — телохранителей и личного войска императоров — до пятидесяти тысяч человек. Это были отборные, страшные по своей силе войска, и очень скоро командование ими обратилось в самый высший пост в империи. Преторианский префект был не только командиром гвардии, но также стоял во главе финансов и юстиции. В каждом отделе администрации он являлся представителем императора и пользовался его властью. Естественно, что такая власть могла обратиться во зло, окажись она в руках недостаточно добродетельного и честного человека.

Тогда выбор императора пал на Папиниана, к тому времени уже семь лет занимавшего самые важные государственные должности (вообще Септимий Север был исключительно мудрым человеком, поскольку предпочитал на высшие государственные должности назначать профессиональных юристов, в т.ч. Ульпиана и Павла).

Папиниану можно было только позавидовать: он добился высот одновременно и в политике, и в юриспруденции. Писателем он был весьма и весьма плодовитым. Его крупнейшими трудами являются Questiones в 37 книгах, Responsa в 19 и Defenitiones в 2 книгах (но писал и не юридические вещи, например монографию о прелюбодеянии). Всё это — сборники казусов, мнений по конкретным случаям: римские юристы предпочитали не заниматься подробной отработкой общих теоретических положений, руководствуясь принципом, что «всякое определение в гражданском праве опасно, ибо редкое определение нельзя опровергнуть», и потому их труды — сокровищницы проанализированных случаев-казусов. В пост-классический период развития римского права 19 книг Responsa стали предметом изучения студентов на протяжении всего третьего, предпоследнего года обучения, и не зря — Папиниан с блеском умел решать самые запутанные казусы.

Труды Папиниана по праву считаются вершиной мастерства римских юристов. В них совершенство формы соседствует с точностью приёмов подведения отдельных случаев под соответствующие нормы права. Эмилий Папиниан, не принадлежавший ни к одной из римских юридических школ, признаётся искуснейшим среди римских казуистов, великолепным стилистом, способным коротко и ясно выразить любую сложную проблему (хотя, иногда, эта сжатость становилась причиной непонимания его мыслей недостаточно умными людьми). Даже мы, современные юристы, можем для себя видеть в работах Папиниана пример виртуозного владения языком, умения предельно чётко выразить свою мысль в коротких, ёмких фразах — а такие навыки жизненно необходимы для нашей профессии.

Своими профессиональными и личными качествами Папиниан снискал уважение императора и любовь народа. Никто иной не мог лучше справляться с обширными обязанностями префекта Претории.

Септимий Север, бывший близким другом Папиниана, умер в 211 г. н. э.. Перед смертью император просил его помогать своим сыновьям, Каракалле и Гете, чьё соперничество грозило потрясениями Римской Империи. Но даже такой добродетельный и мудрый человек, как Папиниан, оказался неспособен успокоить непримиримую вражду сыновей Севера.

Ульпиан (Ulpianus) (ок. 170-228), римский юрист, сторонник естественного права. В 426 сочинениях Ульпиана была придана обязательная юридическая сила. Отрывки из сочинений Ульпиана включены в Дигесты.

Уроженец г.Тира, происходил из культурной и зажиточной семьи, принадлежал к привилегированному сословию всадников и был связан с крупным юристом и государственным деятелем Папинианом.

В начале III в. при Септимии Севере (193-211) возглавил в императорской канцелярии ведомство прошений, занимавшееся подготовкой императорских рескриптов. После казни Папиниана при Каракалле (211-217) занялся наукой и преподаванием. За шесть лет написал около 30 правовых трактатов общим объемом в 250 книг, дав непревзойденный в эпоху античности пример интенсивности литературного творчества.

Один из ведущих юристов «золотого века» римской юриспруденции, Ульпиан внес большой вклад в разработку всех отраслей римского права. Первым дал определение публичного и частного права, а также — классическую формулировку абсолютной императорской власти («Все, что угодно принцепсу, имеет силу закона»), принятую впоследствии на вооружение европейскими юристами эпохи абсолютизма (17-18 вв.).

Будучи не только ученым-теоретиком, но и крупным государственным деятелем, Ульпиан стремился приспособить право к потребностям общества и государства. Сочинения Ульпиана, важнейшие из которых — комментарии «К эдикту» (в 83 книгах) и «К Сабину» (в 51 книге), написаны простым ясным языком и адресованы не только правоведам, но и всем причастным к судебной и административной деятельности, рассчитаны как на жителей Италии, так и провинций.

Особое значение имеют многочисленные трактаты Ульпиана «Об обязанностях. » магистратов, высших сановников и наместников провинций, главный из которых — «Об обязанностях проконсула» (в 10 книгах). В них Ульпиан одним из первых в римской юриспруденции дал непревзойденную по своей ясности, глубине и полноте трактовку административного и уголовного права и вместе с тем практическое руководство, адресованное римским администраторам.[5]

Творчество Ульпиана — связующее звено между классическим и постклассическим периодами истории римского права. В эпоху Поздней Римской империи и при Юстиниане (4-6 в.) авторитет Ульпиана был чрезвычайно высок: его именуют «вождем юристов» и «мудрейшим из юристов», его сочинения изучают в юридических школах, он входит в число пяти виднейших юристов, мнениями которых предписано руководствоваться судьям. В Дигестах Юстиниана, включающих отрывки из сочинений примерно 40 крупнейших римских правоведов, фрагменты из трактатов Ульпиана занимают около 40% всего объема. Таким образом, римское право нам в значительной мере известно по работам Ульпиана.

Учения юристов классического периода

Своего расцвета римская юриспруденция достигает в последний период республики и особенно в первые два с половиной века империи. Уже первые императоры стремились заручиться поддержкой влиятельной юриспруденции и по возможности подчинить ее своим интересам. В этих целях выдающиеся юристы уже со времени правления Августа получили специальное право давать ответы от имени императора (jus respondendi). Такие ответы пользовались большим авторитетом и постепенно (по мере укрепления власти принцепса, который вначале не был законодателем) стали обязательными для судей, а в III в. на отдельные положения юристов-классиков ссылались как на текст самого закона.

Со второй половины III в. намечается упадок римской юриспруденции, в значительной мере связанный с тем, что приобретение императорами законодательной власти прекратило правотворческую деятельность юристов. Со времени Диоклетиана императоры, получив неограниченную законодательную власть, перестали давать юристам jus respondendi. Правда, положения юристов классического периода сохраняли свой авторитет и в новых условиях.

Из большого числа известных юристов классического периода наиболее выдающимися были Гай (II в.), Папиниан (II– III вв.), Павел (II–III вв.), Ульпиан (II–III вв.) и Модестин (II–III вв.). Специальным законом Валентиниана III (426 г.) о цитировании юристов положениям этих пяти юристов была придана законная сила. При разноречиях между их мнениями спор решался большинством, а если и это было невозможно, то предпочтение отдавалось мнению Папиниана. Упомянутый закон признавал значение положений и других юристов, которые цитировались в трудах названных пяти юристов. К таким цитируемым юристам прежде всего относились Сабин, Сцевола, Юлиан и Марцелл.

Сочинения римских юристов стали важной частью кодификации Юстиниана (Corpus juris civilis), которая включала:

1) Институции, т.е. освещение основ римского права для начального обучения (для этой части были использованы «Институции» Гая, а также работы Ульпиана, Флорентина и Марциана);

Деятельность римских юристов была по преимуществу направлена на удовлетворение нужд правовой практики и приспособление действующих норм права к изменяющимся потребностям правового общения. Вместе с тем в своих комментариях и ответах по конкретным делам, а также в сочинениях учебного профиля (институции и т.д.) они разрабатывали и целый ряд общетеоретических положений. Правда, к формулированию общеправовых принципов и определений римские юристы подходили весьма осторожно, отдавая предпочтение детальной и филигранной разработке конкретных правовых вопросов и лишь на этой основе делая те или иные обобщения. Отсюда известное изречение «всякое определение опасно», восходящее к положению юриста I–II вв. Яволена: «В цивильном праве всякое определение чревато опасностью, ибо мало случаев, когда оно не может быть опрокинуто».

На ранней стадии развития древнеримской правовой мысли право, согласно господствовавшим религиозным представлениям, выступало как нечто богоданное (теономное) и обозначалось термином jas. В отличие от fas светское, человеческое право в дальнейшем получило наименование jus, под которым стали понимать право вообще, охватывающее как право естественное (jus naturale), так и все то, что в последующей истории правовых учений (но не в самой римской юриспруденции) начали называть позитивным (или положительным) правом, – обычное право, закон (lex), эдикты магистратов, решения сената (сенатусконсульты), право юристов, установления принцепсов, конституции императоров и т.д.

Признание реальности естественного права, включаемого в право вообще, и в то же время отсутствие в римском правопонимании специального понятия позитивного права (в качестве отрицания естественного права, его своеобразного противопонятия и т.п.) означало, что в трактовке римских юристов естественное право, как и всякое иное признаваемое ими право, относится к действующему праву, является его специфической составной частью (компонентом и свойством права вообще), а не только теоретико-правовой конструкцией и категорией, не только «чистым» понятием, внешним для норм и принципов фактически действующего права.

Это обстоятельство отчетливо проявляется в различных классификациях и определениях права, даваемых римскими юристами. Так, Ульпиан в своем, ставшем классическим, делении всего права на публичное (право, которое «относится к положению Римского государства») и частное (право, которое «относится к пользе отдельных лиц») отмечал, что, в свою очередь, «частное право делится на три части, ибо оно составлено из естественных предписаний, из (предписаний) народов, или (предписаний) цивильных». Названные «части» – это не изолированные и автономные разделы права, а скорее взаимодействующие и взаимовлияющие компоненты и свойства, теоретически выделяемые в структуре реально действующего права в целом.

Взаимопроникновение различных составных моментов («частей») права, невозможность их «чистого» выделения из права в целом и резкого обособления подчеркивал и сам Ульпиан. «Цивильное право, – отмечал он, – не отделяется всецело от естественного права или права народов. Итак, если мы добавляем что-либо к общему праву или сокращаем из него, то мы создаем наше собственное право, то есть цивильное. Таким образом, наше право является или писаным или неписаным, как у греков; из законов одни написаны, другие не написаны».

Требования и свойства естественного права пронизывают не только цивильное право, но и право народов (jus gentium), которое означало право, общее у всех народов, а также отчасти и право международного общения. «Право народов, – писал Ульпиан, – это то, которым пользуются народы человечества; можно легко понять его отличие от естественного права: последнее является общим для всех живых существ, а первое – только для людей в их отношениях между собой».

Тем самым право народов у Ульпиана предстает как часть естественного права, причем различие между ними проводится не по существу, не по их свойствам и качествам, а по кругу субъектов, подпадающих под их действие (все живые существа или только люди). Естественному праву, по Ульпиану, «природа научила всех живых существ, ибо это право присуще (не только) человеческому роду, но является общим всем животным, которые рождаются на земле, на море, а также птицам. Сюда относится сочетание мужчины и женщины, которое мы называем браком; сюда же рождение детей, сюда же воспитание; мы видим, что и животные, даже дикие, обладают опытом в этом праве». Отсюда, в частности, ясно, что и в человеческом обществе такие институты, как брак, воспитание детей и т.д., согласно Ульпиану, тоже находятся в сфере действия присущего людям естественного права, что, разумеется, не исключает наличия также и соответствующих, отвечающих требованиям естественного права и конкретизирующих их норм цивильного права о семье, браке, воспитании и т.д.

Так обстоит дело и согласно взглядам юриста Гая. «Все народы, управляемые законами и обычаями, – писал он, – пользуются частью своим собственным, частью правом, общим всем людям». Причем это общее право, называемое им правом народов, в своей основе и по существу является естественным правом – «правом, которое естественный разум установил между всеми людьми».

Важно иметь в виду, что все эти различные «смыслы» одновременно присутствуют в общем понятии «право» (jus).

Включение римским юристами естественного права в совокупный объем понятия права вообще со всеми вытекающими отсюда последствиями соответствовало их исходным представлениям о праве как справедливом явлении.

Понятие aequi (и aequitas) играет существенную роль в правопонимании римских юристов и используется ими, в частности, для противопоставления aequum jus (равного и справедливого права) jus iniquum (праву, не отвечающему требованиям равной справедливости).

Aequitas, будучи конкретизацией и выражением естественно-правовой справедливости, служила масштабом для корректировки и оценки действовавшего права, руководящим ориентиром в правотворчестве (юристов, преторов, сената, да и других субъектов правотворчества), максимой при толковании и применении права. Aequitas, этимологически означая равное и равномерное, в своем приложении к правовым явлениям в римской юриспруденции приобрела значение справедливости в специальном смысле (в смысле конкретизации понятия справедливости – justitia) именно потому, что понятие справедливости (justitia) как общий принцип права вообще и естественного права в особенности включает в себя – согласно воззрениям Платона, Аристотеля, Цицерона, стоиков, а под их влиянием также и римских юристов – момент равенства, соразмерности, эквивалентности (от aequi) в человеческих взаимоотношениях.

«Justitia (правда, справедливость), – отмечал Ульпиан, – есть постоянная и непрерывная воля воздавать каждому свое право». Из такого общего понимания правовой справедливости Ульпиан выводил следующие, более детальные «предписания права»: «жить честно, не чинить вреда другому, каждому предоставлять то, что ему принадлежит». В соответствии с этим и юриспруденцию он определял как «познание божественных и человеческих дел, знание справедливого и несправедливого».

Сформулированное здесь требование «воздавать каждому свое право» является основным принципом естественного права в толковании не только римских юристов, но и многочисленных предшествующих и последующих представителей естественноправовой доктрины. Нормы jus aequum (в их противопоставлении к jus iniquum) как раз и представляют собой реализацию требований justitia (правды и справедливости), конкретно-определенное преломление и выражение принципа естественного права (и в то же время – права вообще) применительно к изменчивым обстоятельствам, потребностям и интересам реальной жизни данного народа в соответствующее время.

В целом для правопонимания древнеримских юристов характерно постоянное стремление подчеркнуть не только аксиологические (ценностные) черты права, но и присущие понятию права качества необходимости и долженствования. Причем оба эти аспекта тесно связаны в определенное единство справедливого права.

Здесь, следовательно, справедливость (и соблюдение ее требований) выступает в качестве необходимой конституирующей черты и свойства права, адекватного своему названию и понятию. Без соответствия справедливости право (в данном случае – преторское право) дисквалифицируется в качестве aequum jus и предстает уже как jus iniquum. данное соответствие выступает, таким образом, как необходимый момент самого понятия права вообще.

Эти требования, согласно воззрениям древнеримских юристов, распространяются на все источники права, в том числе и на закон (lex). Отсюда и характерное для многих определений закона, даваемых римскими юристами, подчеркивание ценностно-содержательного, идеально-должного, необходимо-разумного и общезначимого свойства закона (а не просто его формально-процедурная дефиниция в качестве принудительного акта определенного органа).

Присущий понятию закона момент долженствования (закон как критерий для различения должного и недолжного, запретного) римские юристы освещали и развивали под заметным влиянием стоиков, в правопонимании которых понятие «долг» («должное», «долженствование» и т.п.) играет существенную роль Кроме того, определенная идеальность концепции закона (закон как должное и разумное), присущая соответствующим определениям римских юристов, тоже отражает воздействие на них представлений стоиков, называвших по сути своей идеальное естественное право законом (общемировым, божественным, разумным, естественным и т.п.). Также и во многих суждениях римских юристов понятием «закон» охватываются как характеристики определенного источника права (народного или императорского закона), так и его необходимые (идеально-правовые, ценностно-содержательные, качественные) черты.

Отмеченные идеально-правовые качества права и закона подразумеваются и там, где римские юристы заняты юридикотехническим анализом закона и иных источников права. Так, например, когда юрист Модестин пишет, что «действие (сила) права: повелевать, запрещать, наказывать», то при этом предполагается, что подобные формализации и классификации правовой императивности имеют смысл (и силу) лишь постольку, поскольку речь идет об императивах (велениях) именно права, т.е. справедливого права. Данное принципиальное обстоятельство ясно подчеркивали сами римские юристы Так, Павел писал: «То, что воспринято вопреки началам права, не может быть распространено на последствия». Иначе говоря, то, что противоречит принципам (началам) права, не имеет юридической силы.

Данные идеи получают свою дальнейшую конкретизацию в детально разрабатывавшихся римскими юристами правилах и приемах толкования норм права, призванных обеспечить адекватное установление смысла толкуемого источника.

Важным достижением римской юридической мысли является деление права на публичное и частное. У Цицерона речь соответственно шла о велениях и запретах, у юриста Квинтилиана – о воздаянии, ограничении, наказании, запрещении и дозволении.

В области публичного права римские юристы разрабатывали правовое положение святынь и жрецов, полномочия государственных органов и должностных лиц, понятия власти (imperium), гражданства и ряд других институтов государственного и административного права.

При переходе от республики к монархии римские юристы приложили немало усилий для правового оформления режима цезаризма и обоснования претензий императоров на законодательную власть. Так, законную силу императорских распоряжений отстаивал Гай. Акты императора являются законом также и согласно Ульпиану. Ему принадлежат и следующие утверждения: «принцепс свободен от соблюдения законов»; «что угодно принцепсу, то имеет силу закона». Следует, правда, иметь в виду, что первое из приведенных суждений высказано Ульпианом не в качестве положения общего характера, а в специальном контексте – применительно к двум законам о наследственных правах патрона после смерти отпущенника, так что подразумевается, что принцепс свободен от соблюдения именно этих законов (т.е. может как-то изменить круг или права наследников). Во всяком случае рассматриваемая формула для самого Ульпиана никак не означала признания какого-то права (принцепса) на произвол, хотя, вырванная из своего частного контекста, она приобретает более общее и несомненно более опасное звучание.

Основное внимание римские юристы уделяли разработке проблем частного права, и прежде всего цивильного права. Юрист Гай трактовал цивильное право как право, установленное (письменно или устно) у того или иного народа (например, у римлян, греков и т.д.). Эта трактовка дополняется у Папиниана указанием источников цивильного права – законов, плебисцитов, сенатусконсультов, декретов принцепсов, положений ученых юристов. В качестве источника «дополнения и исправления цивильного права» характеризуется им преторское право. В этом же духе Марциан называл преторское право «живым голосом цивильного права».

В области цивильного права римские юристы обстоятельно разработали вопросы собственности, семьи, завещаний, договоров, правовых статусов личности и т.д. Особой тщательностью отличается их освещение имущественных отношений с позиций защиты интересов частного собственника.

Объектом собственности, наряду с животными и другими вещами, являются, согласно римскому праву и учению юристов, также и рабы.

Право народов, как его понимали римские юристы, включало в себя как правила межгосударственных отношений, так и нормы имущественных и иных договорных отношений римских граждан с неримлянами (перегринами). В своей значительной части это право народов создавалось под влиянием эдиктов магистратов, обладавших правом юрисдикции в отношении перегринов, а также императорских конституций и правотворческой деятельности юристов. Все это обеспечило взаимодействие и взаимовлияние норм цивильного права и права народов, превращение последнего в такую ветвь римского права, которая защищала политические позиции римского государства и частные интересы римлян в их отношениях с неримскими народами и отдельными лицами.

О круге вопросов, подпадавших под действие права народов, Гермогениан писал: «Этим правом народов введена война, разделение народов, основание царств, разделение имуществ, установление границ, полей, построение зданий, учреждены торговля, купля-продажа, наймы, обязательства, за исключением тех, которые были введены цивильным правом».

Право народов содержало целый ряд норм международно-правового характера (сам термин «международное право» у римлян отсутствует). Согласно праву народов море является «общим для всех». Понятие «враги» используется у Гая и Помпония для обозначения лишь тех, кому римлянами публично объявлена война или кто сам публично объявил войну римлянам. Противник же в необъявленной войне – это «разбойники или грабители». Запрещались все сделки с врагами. Павел подчеркивал, что не дозволяется, под страхом смертной казни, продавать врагам камни, служащие для точки железа, так же, как железо, зерно и соль. Захваченный римлянами враг терял свою правоспособность и становился рабом. О неприкосновенности послов врага Помпоний писал: «Если кто-нибудь ударит посла врагов, то это действие признается противоречащим праву народов, ибо послы считались святыми. И потому, если у нас были послы какого-либо народа и им была объявлена война, то они остаются свободными, ибо это соответствует праву народов».

Творчество римских юристов оказало большое влияние на последующее развитие правовой мысли. Это обусловлено как высокой юридической культурой римской юриспруденции (обстоятельность и аргументированность анализа, четкость формулировок, обширность разработанных проблем общетеоретического, отраслевого и юридико-технического профиля и т.д.), так и той ролью, которая выпала на долю римского права (процесс его рецепции и т.д.) в дальнейшей истории права.[16]

Творческие достижения римских юристов, разработавших целый ряд фундаментальных положений юриспруденции как самостоятельной научной дисциплины, продолжают привлекать пристальное внимание и современных исследователей. И это вполне закономерно и естественно уже потому, что многие современные понятия, термины и конструкции восходят к римскому праву и римским юристам.

Объектом исследования истории политических и правовых учений выступает теоретически оформленная часть политико-правового сознания различных типов государств, обществ и даже культур. Как и любая другая наука историко-теоретического цикла, история политических и правовых учений рассматривает, прежде всего, динамику, движение теоретической мысли. Она ищет закономерности возникновения, развития и ухода в прошлое политических и правовых идей, учений и идеалов. Ведь каждая политико-правовая доктрина так или иначе опирается на представление о наилучшем или о лучшем из возможных устройстве жизни общества и государства.

Поэтому при изучении учений важно уметь отделить главное от второстепенного, обратить внимание на основу политико-правовой доктрины, ее структуру, связь с конкретной исторической обстановкой, с мировоззрением эпохи, с интересами той или иной социальной группы, а также на соотношение с предшествующими и современными ей политико-правовыми учениями, показать ее роль в развитии политической и правовой идеологии, что было отражено в данной работе.

Список использованной литературы

1. История политических и правовых учений. Учебный минимум. Иваньков А.Е., Иванькова М.А.

2. История политических и правовых учений: конспект лекций. И.Ф. Мачин

3. История политических и правовых учений: учебник Под ред. О.Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997. ( 85-94)

4. История политических и правовых учений. (Краткий курс) Под ред. В.С. Нерсесянца. 111-122

[1] История политических и правовых учений. (Краткий курс) Под ред. В.С. Нерсесянца, стр.113

[2] История политических и правовых учений. Учебный минимум. Иваньков А.Е., Иванькова М.А., стр. 56

[5] История политических и правовых учений: учебник Под ред. О.Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997., стр. 91

[6] История политических и правовых учений. (Краткий курс) Под ред. В.С. Нерсесянца. 118

[7] История политических и правовых учений. (Краткий курс) Под ред. В.С. Нерсесянца. 119

[8] История политических и правовых учений: учебник Под ред. О.Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997., стр. 93

[9] История политических и правовых учений: учебник Под ред. О.Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997., стр. 94

[10] История политических и правовых учений. (Краткий курс) Под ред. В.С. Нерсесянца., стр. 121

[11] История политических и правовых учений. (Краткий курс) Под ред. В.С. Нерсесянца., стр. 122

[12] История политических и правовых учений: учебник Под ред. О.Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997., стр. 95

[13] История политических и правовых учений: учебник Под ред. О.Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997., стр. 95

[14] История политических и правовых учений. (Краткий курс) Под ред. В.С. Нерсесянца., стр. 124

[15] История политических и правовых учений. (Краткий курс) Под ред. В.С. Нерсесянца., стр. 125

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Римские юристы 2
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: доклад Добавлен 17:39:32 19 июня 2011 Похожие работы
Просмотров: 2805 Комментариев: 18 Оценило: 4 человек Средний балл: 4.8 Оценка: неизвестно Скачать