Почему падают акции baidu и alibaba
Инвестбанки снижают цель по акциям Alibaba рекордные 18 недель
Курс о больших делах
Сначала регуляторы
Аналитики начали снижать цель по акциям Alibaba еще летом. Тогда власти Китая усилили контроль за крупными компаниями, такими как Tencent, DiDi и TAL Education. Ранее Alibaba также пострадала от действий регуляторов. В конце прошлого года стало известно, что власти проводят антимонопольное расследование в отношении компании. По итогам расследования площадку обвинили в злоупотреблении положением на рынке и выписали штраф на 3 млрд долларов.
Кроме прочего, выяснилось, что многие китайские эмитенты — не китайские, а зарегистрированные в офшорах компании. За такими правительство страны также усилило контроль.
Потом плохой отчет
После квартального отчета, который компания опубликовала 18 ноября, эксперты продолжили пересматривать свои прогнозы. Основной доход ретейлера, которые генерируют цифровые торговые площадки Taobao и Tmall, по сравнению с 2020 годом вырос всего на 3%. Для сравнения: год назад рост составил 20%.
Несвоевременные прогнозы
Прогнозы аналитиков можно учитывать, но вряд ли на их основе следует принимать решения. Часто, как и в случае с Alibaba, эксперты обновляют ожидания постфактум, когда основные риски уже заложены в цену акций.
Несмотря на пересмотр прогнозов, большинство инвестбанков рекомендует акции Alibaba. Так, из 52 аналитиков покупать советуют 47, продавать — один.
Уже 16 декабря Alibaba проведет день инвестора. Вероятно, на мероприятии компания расскажет о будущих точках роста, а также о том, когда окупятся ее стратегические инвестиции в бизнес.
Alibaba, Baidu снижаются в Гонконге из-за проблем со вспышкой COVID-19, а конкуренты Nio, Xpeng и Li Auto, растут после сделки с Tesla
Что происходит: Акции китайского гиганта электронной коммерции Alibaba торговались почти на 1,5% ниже по 171,40 гонконгских долларов, акции технологической компании Baidu (BIDU) также упали на 1,5% до 169,70 гонконгских долларов, в то время как акции компании электронной коммерции JD.Com Inc. (JD) выросли на 0,2% до 325,60 гонконгских долларов.
Акции производителя электромобилей Xpeng выросли на 12% до 196,00 гонконгских долларов, а акции компании Li Auto (LI) выросли на 6,9% до 134,80 гонконгских долларов после того, как компания Tesla Inc. (TSLA) заключила сделку на поставку 100 000 электромобилей фирме по прокату автомобилей Hertz Global Holdings Inc.
В воскресенье на своем ежегодном Дне технологий компания Xpeng заявила, что ее система усовершенствованной помощи водителю (ADAS) PILOT 4.0 с полным программным обеспечением будет внедрена в первой половине 2023 года. Компания также представила дизайн летающего автомобиля, разработанный ее филиалом – компанией HT Aero, специализирующейся на городской воздушной мобильности.
Акции технологического конгломерата Tencent Holdings Inc. торгуются почти без изменений на уровне 504,50 гонконгских долларов.
Гонконгский базовый индекс Hang Seng снизился после позитивного старта и на момент написания статьи упал на 0,4%. В понедельник индекс закрылся без изменений.
Почему это происходит? Индекс Hang Seng упал во вторник на фоне сохраняющихся опасений по поводу китайского сектора недвижимости, а также на фоне того, что инвесторы следили за ростом числа случаев заболевания Covid-19 в стране.
Акции компаний-застройщиков торговались слабо после новостей о том, что Пекин планирует ввести программу налогообложения недвижимости в отдельных регионах в рамках пятилетнего эксперимента.
Акции китайских компаний закрылись со смешанными результатами на американских торгах в понедельник, несмотря на то, что основные средние показатели в США закончили торги положительно.
Акции Alibaba закрылись почти на 0,9% ниже, в то время как акции Nio выросли почти на 6,2%.
Акции Alibaba упали на 11% после отчета. Что случилось?
Во втором квартале, который завершился 30 сентября, прибыль ретейлера упала на 81%, рост доходов с электронных площадок замедлился, а еще компания понизила прогноз продаж по итогам года.
Курс о больших делах
Основной доход не растет
Выручка Alibaba выросла на 29%, до 201 млрд юаней, или 31 млрд долларов. Это меньше тех 205 млрд, которые ожидали аналитики. Во многом выручка увеличилась за счет консолидации продаж Sun Art. Эту сеть гипермаркетов Alibaba выкупила у «Ашана» в октябре прошлого года. Без учета Sun Art выручка выросла бы значительно меньше — на 16%, до 180 млрд.
В ключевом, коммерческом сегменте выручка выросла на 31%, до 171 млрд. В сегмент входят розничные и оптовые продажи в Китае и за рубежом, доходы гипермаркетов, логистических сервисов и прочее.
Основа сегмента — розничные площадки Taobao и Tmall, которые делают около 40% выручки. Здесь Alibaba зарабатывает на рекламе и комиссиях, взимаемых с продавцов и покупателей. И вот этот доход вырос всего на 3%. Для сравнения: в прошлом квартале рост составил 14%, год назад — 20%.
Все из-за «новых игроков на китайском рынке электронной коммерции и замедления рыночной конъюнктуры», говорит в отчете Alibaba. Вероятно, компания имеет в виду замедление темпов роста китайской экономики. В третьем квартале рост ВВП страны был ниже ожиданий: 4,9 против 5,2%. Это могло сказаться и на потреблении. Еще некоторые аналитики отмечают замедление роста розничных онлайн-продаж в Китае.
Хороший пример. Продажи Alibaba в День холостяка 11 ноября выросли на 8% по сравнению с прошлым годом. Это самые медленные темпы роста с 2009 года. Например, в 2020 году эти продажи увеличились на 26%.
А вот в облачном сегменте ситуация чуть лучше. Здесь продажи выросли на 33%, до 20 млрд. Операционный убыток уменьшился с 5 до 2 млрд.
Инвестиции уменьшают прибыль
Прибыль Alibaba упала на 81%, с 28,8 до 5,4 млрд юаней. Скорректированная прибыль на АДР упала на 38% и оказалась меньше ожиданий: 11,2 против 12,36 юаня.
Прибыль уменьшилась по самым разным причинам. Например, компания заплатила больше налогов, а еще потеряла часть денег на инвестициях в акции других компаний.
Для более точной оценки своих результатов Alibaba рассчитывает показатель adjusted EBITA — скорректированную прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации. Такой показатель исключает неоперационные и неденежные статьи.
Даже с учетом разных поправок, adjusted EBITA упала на 32%, до 28 млрд. Это из-за «стратегических инвестиций», заявляет Alibaba. Компания вложила 12,5 млрд в свои сервисы, что сказалось на ее прибыли и рентабельности.
Одна из инвестиций — развитие торговли и логистики в маленьких городах с низким уровнем доходов. Вероятно, Alibaba планирует увеличить свою долю рынка. А возможно, это «инвестиции во благо всеобщего процветания».
В конце августа председатель КНР призвал крупные компании поделиться с обществом: вложиться в рабочие места, экономическое развитие, а также поддержать уязвимые группы населения. Alibaba пообещала вложить 100 млрд юаней, или 15,5 млрд долларов, до 2025 года.
И если дело именно в этом, то в ближайшие кварталы китайские гиганты еще «порадуют» инвесторов снижением прибыли и маржи.
Акции падают
Акции Alibaba в медвежьем тренде c конца прошлого года. Тогда китайские власти назвали компанию монополией, а позже выписали штраф на 2,8 млрд долларов. В течение года регуляторы Китая вмешивались в работу остальных компаний вроде DiDi, TAL Education и Tencent, что также сказалось на акциях Alibaba.
Что лучше купить в 2021 году: Байду или Алибаба?
В сентябре 2020 года я заявил, что Alibaba — более выгодная покупка, чем Baidu. Я утверждал, что сила основного коммерческого бизнеса Alibaba заключается в сокращение убытков в ее облачном подразделении и предстоящее первичное публичное размещение акций (IPO) ее дочерней финтех-компании Ant Group, эти факторы сделали ее более сильной компанией в целом.
Между тем, доходы от рекламы Baidu продолжали снижаться, его подразделение потокового видео iQiyi утратило свою динамику, а его экспансия на рынки следующего поколения, такие как искусственный интеллект (ИИ) и автомобили без водителя, пока не приносила большого дохода.
Но с тех пор, как я написал эту статью, цена акций Alibaba упала более чем на 10%, а цена акций Baidu выросла более чем на 70%. Давайте посмотрим, почему мой призыв не попал в цель, и сможет ли Baidu сохранить свой недавний импульс.
Серия плохих новостей разрушила мой оптимистичный тезис об Alibaba
Краткосрочные перспективы Alibaba казались стабильными в сентябре прошлого года, но это было затишье перед бурей. В ноябре IPO Ant было приостановлено после того, как Джек Ма раскритиковал поддерживаемую государством банковскую систему Китая.
В декабре антимонопольные органы Китая оштрафовали Alibaba за несанкционированное приобретение, а затем начали антимонопольное расследование в отношении ее бизнеса электронной коммерции. Проблемы увеличились, когда Alibaba столкнулась с давлением китайских властей с целью продать свои медиа-активы, поделиться своими данными с государственным совместным предприятием и нанять больше членов Коммунистической партии Китая для надзора за ее бизнесом.
SAMR (Государственная администрация по регулированию рынка) Китая недавно завершила расследование, наложив на Alibaba рекордный штраф в размере 2,75 миллиарда долларов и вынудив ее отказаться от эксклюзивных сделок с крупными брендами. Акции Alibaba выросли после этих новостей, поскольку казалось, что худшее уже позади, но компания по-прежнему сталкивается с другими проблемами.
В другом случае Ant сталкивается с требованиями реструктурировать себя в финансовую холдинговую компанию, которая будет подчиняться тем же правилам, что и банки, поддерживаемые государством. Эта трансформация может ограничить способность AliPay конкурировать с WeChat Pay от Tencent на китайском рынке финансовых технологий.
Ограничения будущих инвестиций Alibaba могут также подорвать ее доминирование на рынках электронной коммерции и облачных платформ Китая. Другими словами, я выбрал наихудшее время, чтобы сделать оптимистичный призыв к Alibaba.
Baidu снова радует инвесторов свежими разработками
Я также выбрал неподходящее время, чтобы отвернуться от Baidu. Основной бизнес компании в области интернет-маркетинга оставался слабым: выручка компании снижалась в годовом исчислении семь кварталов подряд, но неожиданно для инвесторов она произвела впечатление от трех крупных нововведений.
Во-первых, его прогноз в феврале предусматривал рост выручки на 15–26% в годовом исчислении в первом квартале 2021 года, что означает, что его бизнес в области онлайн-маркетинга будет восстанавливаться вместе с расширяющимся облачным бизнесом. Такой сбалансированный рост может снизить его общую зависимость от iQiyi, которая остается мертвым грузом для его чистой прибыли.
Во-втор ых, в марте Baidu запустила новое совместное предприятие с китайским автопроизводителем Geely для разработки беспилотных электромобилей. Этот шаг дополнит расширение его автономной платформы Project Apollo, которая уже поддерживает роботакси в нескольких китайских городах, а также другие инициативы в области искусственного интеллекта.
Объявление Baidu вызвало рост ее акций вместе с акциями других компаний, связанных с электромобилями, и SPAC на фоне недавнего ажиотажа в инвестициях, связанных с электромобилями. Крупные покупки ETF ARK, за которыми внимательно следила Кэти Вуд, увеличили прибыль Baidu.
Наконец, Baidu скоро приобретет платформу потокового видео YY Live от JOYY. Baidu считает, что это приобретение позволит еще больше диверсифицировать бизнес и укрепить позиции на быстро развивающемся рынке видео в реальном времени в Китае.
Но сможет ли Baidu опередить Alibaba?
Аналитики по-прежнему ожидают, что выручка и прибыль Alibaba в этом году вырастут на 39% и 25% соответственно, что является устойчивыми темпами роста для акций, которые торгуются с прибылью в 22 раза выше форвардной. Однако инвесторы должны скептически относиться к этим оценкам, поскольку основной бизнес Alibaba все еще может столкнуться с непредсказуемыми проблемами и дополнительными препятствиями со стороны регулирующих органов.
Аналитики ожидают, что выручка Baidu в этом году вырастет на 19% и 6% соответственно. Его возобновляющиеся продажи рекламы, расширение экосистемы Smart Mini Programs с мобильным приложением, растущий облачный бизнес и поглощение YY Live — все это может поддержать его восстановление. Акции Baidu по-прежнему кажутся дешевыми, и их прогнозная прибыль в 17 раз выше, и они подвергаются гораздо меньшему контролю со стороны регулирующих органов, чем Alibaba.
Подводим итоги
В будущем Alibaba будет тщательно изучаться, и новые ограничения на ее эксклюзивные сделки с продавцами могут дать JD.com и Pinduoduo шанс переманить ведущие бренды Tmall.
Baidu еще есть что доказать, но его рекламный бизнес, похоже, прошел циклический спад, поскольку он закладывает основы для новых предприятий, таких как электромобили, автомобили без водителя и платформы искусственного интеллекта, которые могут обеспечить значительный рост доходов в будущем.
Основываясь на этих долгосрочных факторах, отсутствие претензий со стороны регулирующих органов и низкой оценке акций, я полагаю, что Baidu продолжит опережать Alibaba до конца 2021 года.
Акции Alibaba резко подешевели после публикации отчетности компании
Доходы Alibaba выросли на 29% год к году и составили 200,69 млрд юаней ($31,4 млрд), однако не дотянули до прогноза экспертов, опрошенных Refinitiv, в 204,93 млрд юаней. Выручка компании уже второй квартал подряд оказывается ниже прогноза аналитиков. Скорректированная прибыль на американскую депозитарную акцию (ADS), торгующуюся на Нью-Йоркской фондовой бирже, сократилась на 38% год к году и также оказалась ниже ожиданий экспертов — 11,2 юаня против 12,36 юаня.
Компания также сократила прогноз выручки на текущий финансовый год. Ранее предполагалось, что доходы составят 930 млрд юаней, увеличившись примерно на 29,5% по сравнению с предыдущим годом. Теперь же компания ожидает, что рост составит от 20% до 23% год к году.
Выручка от основного бизнеса — маркетплейса — составила 171,17 млрд юаней, увеличившись на 31%. Рост облачного бизнеса составил 33% — выручка от этого направления выросла до 20 млрд юаней. Несмотря на рекордные продажи в сезон распродаж, приуроченных к Дню холостяка, компания не смогла превзойти ожидания аналитиков по выручке. Общий объем продаж на платформе компании составил 540,3 млрд юаней ($84,5 млрд) против 498,2 млрд юаней ($77,8 млрд).
День холостяка отмечается в Китае 11 ноября. Дата 11.11, состоящая из четырех единиц, символизирует тотальное одиночество китайских холостяков. В Китае, где серьезно относятся к магии цифр, считают этот день одним из самых благоприятных в году для заведения новых знакомств и завязывания отношений.
В этот праздник в последние годы многие китайские торговые центры стали проводить распродажи. В результате дата 11 ноября для китайцев стала аналогом «Черной пятницы» и «Киберпонедельника» для американцев. Однако обычно период распродаж длится около двух недель, а не только в этот день.
Alibaba отметила, что за 12 месяцев, закончившихся в сентябре, у нее было 1,24 млрд активных клиентов в год. Это примерно на 62 млн больше, чем компания зафиксировала в июне. Общее число активных клиентов Alibaba в Китае составляет 953 млн, за рубежом — 285 млн.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»