Почему осенью холоднее чем летом 2 класс окружающий
Окружающий мир. 2 класс
Конспект урока
Окружающий мир, 2 класс
Урок 5. В гости к осени
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
1. Осенние явления неживой и живой природы.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1.Окружающий мир 2 кл.:учеб.пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. С.36-39
2.Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 2 кл.:учеб.пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2017. С.27-30
Теоретический материал для самостоятельного изучения
1. Вспомним, какая погода была летом? И отправимся в гости к осени.
Александр Сергеевич Пушкин любил осень.
Прочитайте отрывок из стихотворения:
«Унылая пора…Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса….»
Перелётные птицы — птицы, улетающие зимой в тёплые края.
4. Летом солнце поднимается высоко в небе, поэтому дни длинные. Земля получает много тепла. Небо голубое, лишь кое-где небольшие облака. Дожди кратковременные, тёплые, часто бывают грозы. Осенью солнце поднимается не так высоко, дни становятся короче, чем летом. Поэтому и холодает.
5. Небо, затянутое облаками, кажется низким. Температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно. Снега нет, а утром земля, трава и крыши домов побелели. Это иней. Значит на улице – заморозки. Над рекой, озером, прудом всё чаще зависают густые туманы.
6. Поздней осенью во всём чувствуется приближение зимы. На водоёмах происходит ледостав – реки, озёра, пруды покрываются льдом.
7. Птицы заранее узнают о приближении трудного голодного времени. Перелётные птицы замечают, что дни ближе к осени становятся короче. Это и служит им сигналом: пора в дорогу!
Начало полёта совпадает с первым понижением температуры окружающей среды. Начало осени, сентябрь или октябрь — пора, когда у нас над головами пролетают косяки диких гусей или утиные стаи.
11. Летом часто можно увидеть небольших птиц, неутомимо летающих над огородами, садами, газонами. У них раздвоенный хвост и острые, длинные крылышки. Это – ласточки. В тёплых краях с умеренным климатом ласточки ведут оседлый образ жизни. А если климат холодный, то на зиму птица улетает на юг. Миграция для перелётной птицы – процесс тяжелый и даже опасный для жизни.
Разбор типового тренировочного задания
1. Подберите каждому животному жилище.
2. Впишите в текст пропущенные слова.
1.Перелётные __________осенью ___________на юг.
2.Есть такие звери, которые всю _________спят.
1.Перелётные птицы осенью улетают на юг.
2.Есть такие звери, которые всю зиму спят.
Презентация Ученика на тему: Почему осенью холодно?
Описание презентации по отдельным слайдам:
Почему осенью холодно? Выполнил: Юмашин Кирилл Ученик 2 «А» класс МОБУ СОШ №84 с.Краснохолма
Здравствуй, мир! Наступило утро Мысль завертелась в моей голове
Во- первых, почему так темно? А во-вторых, почему не тепло?
Встал, потянулся… Компьютер нашел…
Солнце – это же звезда
А земля – планета наша
Крутится, как колобок
Нам тепла то не хватает…
Дождь вокруг… Гриб в лесочке…
Листья дерево бросает Птица к югу улетает
Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1626912
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования
Время чтения: 2 минуты
Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве
Время чтения: 4 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Окружающий мир 2 класс 1 часть. В гости к осени стр. 36 – 39
Из этой темы учебника «Окружающий мир» второклассник узнаёт, что значит отправиться в гости к осени и чем отличается это время года.
1) По своим наблюдениям расскажи, какая погода была летом. Как она изменилась к осени, с её приходом?
Летом в нашем городе погода была очень жаркой. Ярко светило солнце, иногда шли тёплые дожди и грозы. Пару раз шёл град.
С приходом осени ночи стали холодней, часто по утрам на лужах образовывается ледяная корка, днём идут затяжные дожди, часто дуют пронзительные ветра.
2) Какие птицы называются перелётными?
Перелётными называются птицы, которые с приходом осени улетают на юг, в тёплые края. Весной перелётные птицы возвращаются.
3) Расскажите, какие осенние явления в неживой природе родного края вам удалось пронаблюдать
Мне удалось наблюдать, как на лужах появляется лёд, как падает первый снег, как солнце всё ниже поднимается над горизонтом, а ночи становятся всё длиннее и холоднее. Поздней осенью можно наблюдать ледостав, когда реки и озёра покрываются слоем льда.
4) Расскажите, какие явления осенью в живой природе вашего родного края вам удалось наблюдать
Я видела, как собираются в стаи и улетают многие перелётные птицы. Я наблюдала, как деревья становятся жёлтыми и сбрасывают листья. Я наблюдала, как белочка собирает орехи и утаскивает их в своё гнездо.
Домашнее задание
1) Как изменяется осенью высота солнца в небе и продолжительность дня? К чему это приводит?
С наступлением осени высота солнца в небе уменьшается, оно всё ниже восходит над горизонтом. Из-за этого продолжительность дня уменьшается, а ночь становится длиннее.
Это приводит к тому, что земле достаётся меньше солнечного света и тепла, она остывает. Деревья сбрасывают листву и готовятся к зиме, птицы улетают в тёплые края, многие животные погружаются в спячку.
2) Назови несколько осенних явлений в неживой и живой природе
Примеры явлений в неживой природе: заморозок, первый снег, ледостав, уменьшение продолжительности дня.
Примеры явлений в живой природе: листопад, отлёт перелётных птиц, созревание и опадение плодов, залегание животных в спячку, засыхание травы.
3) Подумай, как связаны между собой явления осенние в природе неживой и живой
Все явления в природе живой зависят от солнечного тепла. Осенью земля получает меньше солнечного тепла, и живые организмы начинают готовиться к зиме. Деревья избавляются от листвы, птицы улетают в тёплые края, животные готовятся к спячке. Все эти перемены в природе происходят из-за уменьшения продолжительности светового дня, похолодания воздуха.
Осенние изменения в природе и характерные явления
Осенние изменения в природе: Pexels
Осень — период важных изменений в живой и неживой природе. Изменение погодных условий и температурного режима влияет на деревья, растения, птиц и животных. Какие явления происходят осенью и как это отражается на окружающем мире? Интересными фактами делятся авторы популярных книг о природе.
Какие изменения осенью происходят в живой природе?
Осень — период перехода от летней активности к процессам зимнего застоя. Для осени характерны такие изменения в живой природе:
Рассмотрим эти природные явления более подробно.
Пожелтение и опадание листьев
Первая примета осени — изменение окраски листьев на деревьях. Это явление природы связано с биологическими изменениями, происходящими у большинства деревьев при наступлении первых холодов.
Почему листья на деревьях меняют окрас? Как объясняет Георгий Граубин в книге «Почему осенью — листопад?», зеленый цвет им придает особое вещество — хлорофилл. С наступлением осени солнце светит меньше, день становится короче, растения получают меньше света.
В таких условиях хлорофилл разрушается, а восстановиться не успевает. Зеленый цвет в листве убывает, и заметным становится желтый. Осенью листья могут быть желтыми, красными, багряными. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в листе.
После изменения цвета в последние месяцы осени листва начинает опадать с деревьев. Это имеет для них большое физиологическое значение:
Опавшие желтые листья: Pexels
Увядание трав
Осенью травы расстаются с надземной частью растения, чтобы спасти более важные части — корневище, клубень или луковицу.
В подземных структурных элементах трав за лето накапливаются питательные вещества, которые выполняют две важные функции:
Некоторые животные впадают в спячку
Зимняя спячка — особенное состояние растений и животных, когда в период холодов и отсутствия пищи снижается активность и жизнедеятельность организма, уменьшается обмен соками и потребность в пище.
Кто впадают в спячку с наступлением осени? Вот несколько видов:
Звери делают запасы
Животные, которые не засыпают на зиму, активно готовятся к холодам. Для этого они:
Белка делает запасы на зиму: Pexels
Перелет птиц
Мигрирующие виды птиц готовятся к перелетам в теплые края с начала осени. Затем начинается их отлет. Как правило, птицы летят стаями в одни и те же места зимовки, а с наступлением весны возвращаются в родные края.
Как утверждает Соколов Леонид в книге «Почему перелетные птицы возвращаются домой», верность родине обнаружена у птиц, принадлежащих к разным группам, начиная от наиболее крупных и долгоживущих летающих птиц (альбатросов, буревестников, аистов, лебедей) и заканчивая самыми мелкими и маложивущими воробьиными (дрозды, крапивники, мухоловки, славки и др.).
Зимующие пернатые никуда не улетают и усиленно кормятся в осенних лесах.
Какие осенние изменения в неживой природе?
Не менее важные изменения происходят в неживой природе. Уже в сентябре–октябре можно наблюдать:
Сокращение светового дня, снижение температуры воздуха
Как известно из курса физики, наша планета вращается вокруг Солнца и за год делает полный круг. Во время вращения Северное полушарие Земли на несколько месяцев оказывается наклоненным к Солнцу (лето). В течение следующих нескольких месяцев отклоняется от него (зима). В это время наблюдается уменьшение дня и увеличение ночи.
Осенью солнце поднимается над горизонтом не так высоко, как летом. Дни становятся короче, а солнечного света — меньше. В середине сентября‒начале октября наступает недолгий период потепления, который в народе называют бабье лето. Обычно он заканчивается в середине октября.
Похолодание, которое приходит вследствии уменьшения солнечного света и тепла, влияет на всю живую природу, поскольку уменьшение солнечного света напрямую связано с похолоданием. Как утверждает автор книги «Взламывая планету Земля» Том Джексон атмосфера Земли находится в постоянном движении. Это влияет на разнообразие метеорологических условий в разных географических точках. Такое непрерывно изменяющееся состояние называют погодой.
Погодные явления осени
Для осени наиболее характерны такие природные явления:
Осень — невероятное время, когда окружающая природа меняется кардинальным образом. В живой и неживой природе происходят непрерывные изменения. Переход от теплых дней конца лета к первому снегу и заморозкам зимы в течение осени совершается постепенно.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Урок окружающего мира «Осень в неживой природе»
Тема урока: Осень в неживой природе.
Цель урока: Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой природе. Показать связь между живой и неживой природой. Развивать устную речь, память, мышление, воображение. Развивать умение наблюдать и рассказывать об осенних изменениях в живой и неживой природе. Воспитывать осознание ценности природы для жизни человека и для себя лично.
Содержимое разработки
Тема урока: Осень в неживой природе.
Цель урока: Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой природе. Показать связь между живой и неживой природой. Развивать устную речь, память, мышление, воображение. Развивать умение наблюдать и рассказывать об осенних изменениях в живой и неживой природе. Воспитывать осознание ценности природы для жизни человека и для себя лично.
Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока.
Личностные: формируем желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
Познавательные: формируем умение самостоятельно находить необходимую информацию из иллюстраций, текста; умение представлять информацию в виде таблицы; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы;
формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные: формируем умение поставить учебную цель, задачу урока на основе того, что уже известно, и усвоено; умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные: формируем умение делать выводы в результате совместной работы, слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
1. Организационный момент.
2. Мотивация учебной деятельности. Формулирование темы и задач урока.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
– Ребята, какому времени года посвящены эти строки?
– Почему вы так решили?
– Какова, по-вашему, будет тема сегодняшнего урока? На какие вопросы мы можем ответить сегодня?
– Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о том, какие изменения происходят в неживой природе с приходом осени.
3. Работа по теме урока.
Назовите осенние месяцы.
Расскажите о их старинных названиях (выступления уч-ся)
Сентябрь Капустник, грязник
Октябрь Полузимник, бездорожник
Ноябрь Зоревник, дождезвон
Объясните народные пословицы:
* Сентябрь кафтан с плеч срывает, тулуп надевает.
* Октябрь – месяц близкой пороши.
* Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме – родной батюшка.
Какие вы знаете народные приметы об осенних месяцах?
— На что обращают внимание все народные приметы? (на связь неживой и живой природы)
— Что мы называем природой? Перечислите все то, что относится к природе.
— Все то, что вы перечислили, можно разделить на две группы. Назовите их (живая и неживая природа). Выберите, что относится к неживой природе?
– Назовите предметы, относящиеся к неживой природе. По мере того, как дети называют, на доске появляется таблички-надписи:
– Что такое погода? Вспомните погоду летом (дети опираются на слова, записанные на доске). Как она изменилась с приходом осени?
А. Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.
Б. Летом дожди кратковременные, тёплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.
В. Летом погода тёплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.
4. Планирование деятельности.
— Мы превращаемся с вами в исследователей, будем изучать осенние изменения в неживой природе. Вы получите маршрутный лист, который будете заполнять по ходу урока.
— Чем вызвано осеннее похолодание?
— Какие дожди идут осенью?
— Почему осенью часто образуются туманы?
— Чем интересен день 23 сентября?
– Я каждому раздаю маршрутный лист. Внимательно рассмотрите его. Если вы получите ответ на данный вопрос и вам всё понятно, закрасьте квадратик зеленым цветом, если у вас есть вопросы и что-то осталось непонятным, то красным.
5. Работа над темой урока.
— Какое главное изменение происходит в природе осенью?
— Какие есть предложения?
— Давайте попробуем выяснить.
— Почему улетают птицы? (стало холоднее)
— Почему желтеют и опадают листья? (стало холоднее)
— Почему исчезают насекомые? (стало холоднее)
— Значит, какое изменение в природе осенью самое главное?
— По своим дневникам наблюдений посмотрите, что происходило с температурой воздуха?
— А почему температура воздуха стала понижаться? С чем это связано?
— Выберите схему, где показано положение солнца осенью?
— Как меняется его положение, в сравнении с летом?
— Какой вывод можно сделать?
— У кого есть вопросы, кому нужна помощь?
— В этом сентябре “небо прохудилось”. Что это значит? Когда так говорят?
— Сравните летний и осенний дождь.
— Прочитайте текст. Какие дожди идут осенью?
В основном идут моросящие, холодные, затяжные дожди. Стелются над землёй туманы. Кажется, будто облака опустились и окутали землю густым и пушистым покрывалом. Гуще всего бывает туман по утрам, когда земля сильно остывает. Но стоит взойти солнцу, пригреть землю – и туман исчезает. Туман, дождь, заморозки – обычные явления для осени
— О каких ещё явления природы обычных для осени говорится в тексте?
— Как вы думаете, почему осенью часто бывают туманы?
— Как они образуются?
— Заполните маршрутный лист.
— Посмотрите наш маршрутный лист. На какие вопросы мы еще не нашли ответ?
— Чем интересен день 23 сентября?
— Учебник стр. 59. Найдите ответ на этот вопрос. (Проверка)
— После этого дня ночь становится всё длиннее, а день всё короче.
— Заполните маршрутный лист.
— Осень всегда вдохновляла и вдохновляет художников и поэтов. Послушайте отрывок из стихотворения О. Высоцкой «Осеннее утро»
Желтый клен глядится в озеро,
Просыпаясь на заре.
За ночь землю подморозило,
Весь орешник в серебре.
— Какие бы вы взяли краски, чтобы нарисовать рисунок к этому стихотворению? (Желтую, голубую, серебристую)
— А что бы нарисовали серебристой краской? (Иней, он не стоек. Только выглянет солнце. Он мигом растает.)
— Какое явление природы описывается в стихотворении? (Заморозок)
Учебник с. 58-59 (рисунки, задание к ним)
— Какой осенний месяц относится к поздней осени?
— Ноябрь называют ледовым кузнецом. Как вы думаете, почему?
— Найдите ответ на последний вопрос в учебнике стр. 58. (Проверка)
Игра «Мы листики осенние». Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снов набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил
И на землю опустил.
(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по классу, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся)
7. Делается вывод: Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления в неживой природе.
Прочитайте стихотворение. Выделите осенние приметы в неживой природе, о которых пишет автор?
Октябрь уж наступил –
С нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – (понижение t воздуха)
Дорога промерзает, (замерзание почвы)
Но пруд уже застыл… (лед на водоемах)
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало, (понижение t воздуха)
Короче становился день, (день короче, ночи)
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман, (частые туманы)
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу; приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
8. Самостоятельная работа
1. Объясните, что приходит осенью. Впишите нужные слова в предложения.
Осенью солнце ____________________________ над горизонтом.
Дни становятся ____________. Небо _________________цвета. Всё
чаще идут ______________. Температура воздуха ____________, чем
летом, а в конце осени становится ______________.
Всё чаще дует __________________ ветер
2. Обведите номера предложений, в которых говорится об осенних явлениях в неживой природе.
1. Температура воздуха, воды, почвы стала ниже.
2. Изменилась окраска листьев на деревьях.
3. Солнце поднимается высоко над горизонтом.
4. Часто идут тёплые, ливневые дожди.
5. Замерзают водоёмы, на почве заморозки.
6. По утрам часто туманы.
— О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?
— Какое из них самое главное.
— Какой сделаем вывод?
— Сравните его с авторским выводом (стр. 61).
Как часто мы браним осень, называем ее скучной, тоскливой порой… Может быть, мы правы? Осенью короче становятся наши прогулки, часто идут холодные дожди, а иногда кажется, что неба вовсе нет: одна серая пелена. Каждый из нас находит для осени свои краски, слова, вопросы, ответы на которые летят, летят, как осенние листья.
Да и сама осень так разнообразна! Осень красок, осень ветров, осень народных
примет, поговорок, золотая пора знаний…
— А сейчас посмотрите свои маршрутные листы и скажите, какие вопросы были самыми интересными, самыми трудными.