Почему организмы обитающие в наземно воздушной среде более многообразны чем обитатели водной
почему считают что наземно воздушная среда более сложная и разнообразная чем водная
Наземно-воздушная среда жизни. Эта среда отличается другим набором
особенностей. Она в целом более сложна и разнообразна, чем водная. В ней
много кислорода, много света, более резкие изменения температуры во
времени и в пространстве, значительно слабее перепады давления и часто
возникает дефицит влаги. Хотя многие виды могут летать, а мелкие
насекомые, пауки, микроорганизмы, семена и споры растений переносятся
воздушными течениями, питание и размножение организмов происходит на
поверхности земли или растений. В такой малоплотной среде, как воздух,
организмам необходима опора. Поэтому у наземных растений развиты
механические ткани, а у наземных животных сильнее, чем у водных, выражен
внутренний или наружный скелет. Низкая плотность воздуха облегчает
передвижение в нем. Активный и пассивный полет освоили около двух третей
обитателей суши. Большинство из них — насекомые и птицы.
Водная оболочка нашей планеты (совокупность океанов,
морей, вод континентов, ледниковых покровов) называется гидросфера. В
более широком смысле в состав гидросферы включают также подземные воды,
лед и снег Арктики и Антарктики, а также атмосферную воду и воду,
содержащуюся в живых организмах.
Запасы воды на планете (% от общего количества) распределились следующим образом:
Наземно-воздушная среда жизни. Эта среда отличается другим набором
особенностей. Она в целом более сложна и разнообразна, чем водная. В ней
много кислорода, много света, более резкие изменения температуры во
времени и в пространстве, значительно слабее перепады давления и часто
возникает дефицит влаги. Хотя многие виды могут летать, а мелкие
насекомые, пауки, микроорганизмы, семена и споры растений переносятся
воздушными течениями, питание и размножение организмов происходит на
поверхности земли или растений. В такой малоплотной среде, как воздух,
организмам необходима опора. Поэтому у наземных растений развиты
механические ткани, а у наземных животных сильнее, чем у водных, выражен
внутренний или наружный скелет. Низкая плотность воздуха облегчает
передвижение в нем. Активный и пассивный полет освоили около двух третей
обитателей суши. Большинство из них — насекомые и птицы.
Водная оболочка нашей планеты (совокупность океанов,
морей, вод континентов, ледниковых покровов) называется гидросфера. В
более широком смысле в состав гидросферы включают также подземные воды,
лед и снег Арктики и Антарктики, а также атмосферную воду и воду,
содержащуюся в живых организмах.
Запасы воды на планете (% от общего количества) распределились следующим образо
Вопросы к параграфу 4 — ГДЗ по Биологии 5 класс Учебник Пасечник
§4. Среды обитания организмов
Вопросы в начале параграфа
1. Что такое биосфера?
Биосфера — оболочка Земли, область распространения жизни. Биосфера включает нижние слои атмосферы, гидросферу, почву, верхний слой литосферы.
2. Какие среды обитания организмов вам известны?
На Земле существуют четыре основные среды обитания: наземно-воздушная среда, водная, почвенная, и живые организмы других существ.
Вопросы в конце параграфа
1. Какие среды обитания живых организмов вы знаете?
Среды обитания живых организмов: наземно-воздушная среда, водная, почвенная, и живые организмы других существ.
2. Какие свойства характерны для водной среды обитания?
В водной среде обитает множество организмов, их особенности строения и приспособления определяются физическими и химическими свойствами воды. Из воды они получают всё, что необходимо им для жизни.
Вода обладает выталкивающей силой, её плотность больше, чем у воздуха. Это свойство позволяет многим организмам парить в толще воды.
Вода способна накапливать и удерживать тепло, в связи с этим в воде не бывает таких резких колебаний температуры, как на суше.
Солнечный свет проникает только в верхнии слои воды, там живут растения.
Большое значение для водных организмов имеет солевой состав воды.
3. Почему считают, что наземно-воздушная среда более сложная и разнообразная, чем водная?
Плотность воздуха гораздо ниже плотности воды, поэтому у наземных организмов сильно развиты опорные ткани — внутренний и наружный скелет.
Температура воздуха может меняться очень быстро и на больших пространствах, поэтому живущие на суше организмы имеют многочисленные приспособления, позволяющие выдерживать резкие перепады температуры.
Важное значение для наземных организмов имеет химический состав воздуха, загрязнение воздуха может оказывать негативное воздействие на жизнь живых организмов.
4. Что такое почва?
Почва — верхний рыхлый плодородный слой суши. Она состоит из неорганических веществ — минеральных веществ, воды и воздуха, а также содержит много органического вещества — остатки растений и животных, продукты их разложения (перегной).
5. Какова роль почвы в жизни растений?
Почва играет огромную роль в жизни растений. Она обладает плодородием — способностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности. Чем больше в почве минеральных веществ и перегноя, тем она плодороднее. Чем плодороднее почва, тем лучше урожай культур. При истощении почвы урожай уменьшается, и необходимо вносить органические и минеральные удобрения.
6. В чём состоят основные особенности организмов, использующих тела других организмов как среду обитания?
Условия жизни внутри другого организма характеризуются большим постоянством по сравнению с жизнью в других средах. Организмы, использующие тела других организмов как среду обитания, часто полностью утрачивают органы и даже системы органов, необходимые свободноживущим видам.
7. Какие вы знаете организмы, живущие внутри других организмов? Ощущали ли вы влияние таких обитателей на себе?
В нашем теле живут разные микроорганизмы (бактерии, одноклеточные, микрогрибки и т.п.). Одни — наносят вред, другие приносят пользу организму (например, бактерии, живущие в кишечнике человека, вырабатывают витамин К).
В организм животного и человека может попасть паразит, который будет питаться за счет хозяина и отравлять его организм. Гельминты — паразитические черви, местом обитания которых служат организмы животных, человека. К ним относятся нематоды (круглые черви), цестоды (ленточные черви) и трематоды (сосальщики). Эти обитатели приносят человеку только вред. Человек ощущает слабость, боль в животе, тошноту, потерю аппетита, снижение веса, может появляться сыпь на теле и другие неприятные симптомы.
Если в организм человека попадает вирус, он вызывает различные заболевания. Я ощущал на себе влияние таких обитателей при заражении вирусом гриппа. Заболевание сопровождалось высокой температурой, головными болями, слабостью во всем теле.
Подумайте
Почему организмы, обитающие в наземно-воздушной среде, более многообразны, чем обитатели водной?
Наземно-воздушная среда более сложна и разнообразна по сравнению с другими средами. В наземно-воздушной среде очень много разных условий для обитателей (от жаркого климата до ледников, от сухих пустынь до влажных тропиков, от высоких гор до низин). Перепады температур, давления, влажности, разный состав воздуха и пр. привели к тому, что в наземно-воздушной среде обитают много разнообразных животных, которые приспособились к определенным условиям обитания.
Задание
Составьте план параграфа.
1.Основные среды обитания.
2. Наземно-воздушная среда обитания.
2.1. Свойства наземно-воздушной среды обитания.
3. Водная среда обитания.
3.1. Свойства водной среды обитания.
3.2. Особенности обитателей водной среды.
4. Почва как среда обитания.
4.1. Обитатели почвы.
4.2. Роль почвы в жизни растений.
5. Тела живых организмов как среда обитания живых существ:
5.1. Особенности существ, обитающих в других организмах.
§ 2. Среды жизни живых организмов
1. Что такое среда обитания и условия существования?
Все, что окружает организм и прямо или косвенно влияет на его жизнедеятельность, рост, развитие, размножение, называется окружающей средой или средой обитания.
Совокупность необходимых организму элементов среды, без которых он не может существовать, называется условиями существования или условиями жизни.
2. Что называется экологическими факторами? Какие группы экологических факторов выделяют?
Из биологии 6-го класса вы помните, что отдельные элементы или свойства среды называются факторами среды или экологическими факторами.
Выделяют три группы факторов: факторы неживой природы, факторы живой природы (влияние одних организмов на другие) и деятельность человека (влияние человека на организмы).
Факторы неживой природы — это свет, вода, воздух, температура и др. Они оказывают существенное влияние на жизнь организмов и границы их распространения.
Факторы живой природы — это любые взаимодействия живых организмов, как положительные, так и отрицательные. Например, поедание одних организмов другими (лоси питаются растениями, лисицы — мышами) или использование одних в качестве площадки для жизни других (птицы строят гнезда на деревьях) и т. д.
Влияние человека — это все формы деятельности человека, которые приводят к истреблению видов растений и животных или воздействуют на естественную среду, изменяя условия обитания живых организмов (вырубка лесов, распахивание лугов, изменение русла и уровня воды в реках, создание искусственных водоемов и т. п.).
3. Какие свойства характерны для наземно-воздушной среды?
Наземно-воздушная среда характеризуется низкой плотностью воздуха, обилием света, быстрым изменением температуры, переменной влажностью. Поэтому организмы, обитающие в наземно-воздушной среде, имеют хорошо развитые опорные структуры — наружный или внутренний скелет у животных, специальные структуры у растений. Многие животные имеют органы передвижения по земле — конечности либо крылья для полета. Благодаря развитым органам зрения они хорошо видят. Сухопутные организмы имеют приспособления, которые защищают их от колебаний температуры и влажности (например, специальные покровы тела, устройство гнезд, нор). У растений хорошо развиты корни, стебель, листья.
4. Почему считают, что наземно-воздушная среда жизни более сложная, чем водная или почвенная?
Наземно-воздушная среда жизни считается более сложная потому, что совокупность необходимых организму элементов среды, без которых он не может существовать (или условия жизни) более сложные, переменчивые, иногда более суровые, а факторы среды или экологические факторы, оказывают более существенное влияние на живые организмы, чем в иных средах обитания. Т.е., например, организмам в наземно-воздушной среде требуются более развитые опорные структуры, конечности, органы зрения, более сложные защитные механизмы. В других средах, для сравнения, нет резких перепадов или колебаний температур, отсутствует свет или вовсе защищены от воздействия факторов внешней среды и, как следствие, организмы могут иметь упрощенное строение организма.
5. В чем состоят особенности организмов, живущих внутри других организмов? Приведите примеры организмов, среда обитания которых — другой организм.
Организмы, живущие в телах других организмов, защищены от воздействия факторов внешней среды. Их окружает обилие пищи. Они малоподвижны. Поэтому у таких организмов упрощенное строение, а некоторые органы могут вообще отсутствовать.
Пример организмов, среда обитания которых – другой организм: печеночный сосальщик или бычий цепень. Могут обитать в организме теплокровных животных и человека.
6. Как вы считаете, почему организмы, живущие в наземно-воздушной среде, более многообразны, чем обитатели водной среды?
Организмы, живущие в наземно-воздушной среде более многообразны, чем обитатели водной среды потому, что на них воздействует больше факторов и процессов окружающей среды. Т.е. их жизнедеятельность, размножение, рост и развитие происходят в более сложных условиях, что не могло не повлиять на их внешний вид и особенности строения.
7. Приведите пример влияния температуры на живые организмы. Как разные виды приспосабливаются к этому фактору? При необходимости обратитесь к Интернет-источникам.
Человек – постоянная температура тела, независимо от температуры окружающей среды.
Бурый медведь – в активном состоянии температура тела постоянная, в период зимней спячки температура тела равна температуре окружающей среды.
Змеи, лягушки – температура тела регулируется слабо, зависит от температуры окружающей среды. При движении может отличаться на один-два градуса.
Пример адаптации: в зимний период впадают в анабиоз, замерзают в прямом смысле, прекращается кровообращение, дыхание, сердцебиение останавливается, а весной оттаивает и возвращается к активному образу жизни.