Почему акции tesla выросли
«Все это закончится слезами». Инвесторы о феномене Tesla
Такой рост акций Tesla многие аналитики считают неоправданным. По их мнению, по фундаментальным показателям компания сильно переоценена. «Рост цен на акции и тот факт, что Tesla стоит больше, чем Fiat Chrysler, General Motors и Ford вместе взятые, не имеет ничего общего с реальностью», — сказал Боб Лутц, который занимал руководящие посты в Ford, Chrysler и General Motors.
Перспективы и прогнозы
Другие, наоборот, придерживаются мысли, что рост акций отражает перспективы бизнеса компании и ее технологий. Инвесторы вкладываются в акции в надежде на их будущий рост. И у них есть на то причина. Последние три квартала бумаги Tesla показывали прибыль, и такого же результата ждали и от второго квартала 2020 года. Но наступила пандемия, и компании пришлось остановить работу сборочного завода в Калифорнии.
Поэтому многие аналитики сомневались, что второй квартал 2020 года будет для компании прибыльным. Однако Tesla снова всех удивила. Компания сообщила, что поставила на рынок значительно больше новых автомобилей и спортивных внедорожников, чем ожидалось: 90,7 тыс. автомобилей во втором квартале, на 4,9% меньше, чем в таком же периоде прошлого года. Однако аналитики предполагали, что из-за пандемии поставки упадут на 24%.
Это четвертый подряд прибыльный квартал для Tesla. А значит, теперь у компании есть возможность попасть в индекс S&P 500. Для того чтобы бумагу включили в этот индекс, нужно, чтобы компания показывала прибыль за четыре последних квартала, включая самый последний. Если Tesla попадет в S&P 500, это вызовет приток средств в акции компании со стороны фондов, инвестирующих в индексы.
Боязнь упустить возможность
Вряд ли сейчас найдется хоть один инвестор на рынке, который смог бы остаться в стороне от феномена Tesla. Все разделились на два лагеря — тех, кто верит в компанию несмотря ни на что, и тех, кто ждет, когда этот карточный домик рухнет. Первые инвестируют в акции, боясь упустить потенциальную прибыль, и чуть ли не молятся на Tesla. Своим энтузиазмом они заражают и других более неопытных инвесторов.
«Это вечное человеческое желание быть частью толпы, или то, что мы сегодня назвали бы FOMO — fear of missing out, страх упустить», — пишет американский журналист Джейсон Цвейг в своей колонке о феномене мыльных пузырей на фондовом рынке.
Мы спросили у российских инвесторов, что они думают по этому поводу и почему решили инвестировать в бумаги компании или, наоборот, почему обходят ее стороной. Вот что они ответили.
Роберт Закиев, частный инвестор
Я смотрю на безумный рост акций Tesla со стороны, но сам пока покупать не планирую — слишком высокий риск потерять капитал. Текущая цена, на мой взгляд, — это чрезмерный оптимизм инвесторов. Они думают, что компания захватит рынок беспилотных автомобилей и грузовиков и выйдет на лидирующие позиции по продаже автомобилей во всех странах. Сложно сказать, что будет с Tesla через пять — десять лет.
Инвестирование — наука о вероятностях наступления того или иного сценария будущего, которое мы не можем с точностью предсказать. Акции могут еще вырасти, так как многие инвесторы смотрят на прошлое и проецируют его на будущее. Но котировки также могут упасть и уничтожить чей-то капитал. Поэтому я бы не стал вкладывать жизненно важные накопления в Tesla и оставил деньги в более надежных акциях с хорошей дивидендной доходностью. Я отношу себя к консервативным инвесторам, которые больше заботятся о том, как сберечь капитал, нежели о том, как его быстро приумножить с помощью рискованных инвестиций типа биткоина или акций Tesla.
Российский инвестор, который предпочел остаться анонимным
Я делаю расчеты перед покупкой самостоятельно. И по Tesla вижу только феерическую доходность. Мнения псевдоэкспертов, которые пропустили весеннее падение рынка, меня особо не интересуют — я думаю своей головой. Недавно на одном из каналов об инвестициях эксперт решил «шортить» Tesla. Но акции не падали, и у него случился маржин-колл. Так что, можно сказать, он получил красные шорты от Илона Маска.
Сергей Попов, частный инвестор
Я покупал и продавал Tesla много раз — всего у меня было несколько десятков сделок. Покупал в основном перед выходом отчетов, продавал после выхода, когда бумага сильно выросла. Всего за девять месяцев удалось заработать около 100% прибыли. Сейчас я уже не покупаю эти акции на долгий срок, торгую только внутри дня, потому что слишком много рисков, особенно в преддверии отчета.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
«Будет расти, пока любят Маска». Эксперты о перспективах акций Tesla
Акции Tesla начали сильно расти 21 октября — после выхода отчетности за третий квартал. Компания сообщила почти о пятикратном росте чистой прибыли, которая в третий раз обновила рекордный уровень. Производитель также добился рекордного роста выручки.
В начале недели котировки Tesla ускорили рост на новости о том, что компания получила крупнейший в своей истории заказ на электромобили — 100 тыс. машин от сервиса аренды автомобилей Hertz. В совокупности за три торговые сессии котировки выросли на 18,4%, обновив рекордный максимум января 2021 года.
Означает ли взятие «триллионного барьера», что для акций Tesla открывается новый восходящий тренд? Или компания уже достигла своего предела? Мнения экспертов разошлись.
Продолжат расти, но только в краткосрочной перспективе
По мнению экспертов, опрошенных «РБК Инвестициями», в ближайшее время акции Tesla продолжат рост, однако в более долгосрочной перспективе по ним есть риск снижения.
Так, в частности, считает директор аналитического департамента инвесткомпании «Фридом Финанс» Вадим Меркулов. «Tesla обладает рядом преимуществ относительно конкурентов в секторе: вертикальная интеграция, сильный бренд, привлекательное для потребителя софт-оснащение машин, включающее автопилот», — отмечает он. По его мнению, источником роста продаж электромобилей Tesla станет повышенный спрос на автомобили в Китае.
«Акции Tesla могут продолжить рост на спекулятивном интересе. Тем не менее текущие уровни капитализации представляются чрезмерно завышенными», — говорит аналитик УК «Открытие» Ирина Прохорова.
Компания оценена так, словно она всегда будет очевидным лидером рынка электрокаров. При этом уже сейчас Tesla теряет свою рыночную долю в пользу Volkswagen, Ford и General Motors, отметила Прохорова. По ее мнению, на горизонте трех — пяти лет конкуренция со стороны этих и других автопроизводителей лишь усилится, что окажет давление на маржинальность Tesla. К тому же могут не оправдаться ожидания по темпам роста самой отрасли электромобилей.
«Следующие 12 месяцев могут показать лидерство Tesla в производстве, скачкообразное изменение соотношения затрат и сложности производства и более высокий рост базы пользователей автомобилей», — написал Джонас. Эксперт также обратил внимание на более высокие, чем ожидалось, темпы роста выручки и рентабельности, несмотря на дефицит чипов и проблемы с цепочками поставок.
В целом долгосрочный оптимизм Адама Джонаса в отношении Tesla основан на его уверенности в том, что компания сможет снизить цены на электромобили и стать лидером отрасли в поисках новых революционных способов их производства, пишет CNBC. «Мы считаем, что рынок недооценивает способность Tesla выводить на рынок революционные инновации в дизайне и производстве автомобилей», — сказал эксперт.
Почему акции компании растут?
Бумаги компании выросли за месяц на 32%. Основные причины: хорошие производственные результаты, рост рентабельности и крупнейшая в истории компании сделка с Hertz.
Производственные и финансовые результаты. Tesla поставила 241,3 тысячи машин за 3 квартал 2021 года, что почти в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Производство увеличилось в 1,6 раза, до 237,8 тысячи.
Фундаментальный рост последних месяцев поддержан тем, что, несмотря на нехватку компонентов в отрасли, компания демонстрирует экстраординарный рост продаж, и Tesla легко превосходит самые смелые прогнозы, считает Елена Шишкина, начальник отдела анализа рынков департамента инвестиционного анализа и обучения ИГ «УНИВЕР Капитал».
Рост продаж еще более впечатляет, если рассматривать его в контексте сектора, говорит эксперт. Ведь по данным IHS, мировое производство автомобилей в 3 квартале сократилось на 19,8% в годовом исчислении. В этих условиях продажи Tesla продолжают расти двузначными темпами.
Такого же мнения придерживается Вадим Меркулов, директор аналитического департамента «Фридом Финанс»: «Динамику акций Tesla задают сильные квартальные результаты компании, которые подтвердили способность автопроизводителя кратно наращивать продажи электромобилей, несмотря на дефициты всех автопроизводителей из-за нехватки чипов».
Рост рентабельности. Gross Margin автомобильного сегмента без учета regulatory credits выросла до 28% при ожиданиях в 26%, сообщает Никита Емельянов, главный управляющий активами инвестиционного департамента УК «Атон-менеджмент». Tesla увеличивает отрыв от традиционных производителей машин с двигателем внутреннего сгорания, даже несмотря на проблему с запчастями, рост стоимости материалов и снижение цен на электрокары.
Сделка показывает, что страны и корпорации быстро продвигают электромобили на фоне борьбы с глобальным потеплением, отмечает Елена Шишкина.
Что будет дальше?
Большинство аналитиков предполагают, что Tesla переоценена. Так, Шишкина говорит, что, несмотря на впечатляющие показатели, акции компании остаются дорогими, а среднесрочный потенциал роста исчерпан.
Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.
Сказались заказ Hertz на 100 тысяч электромобилей и рост рентабельности бизнеса, а инвесторы смотрят наперёд.
Производитель электромобилей стал пятым по капитализации среди компаний широкого рынка S&P 500. Его опережают только Apple ($2,47 трлн), Microsoft ($2,43 трлн), Saudi Aramco ($1,99 трлн) и Amazon ($1,71 трлн), отмечают в «Открытие Research».
Новость про заказ от Hertz — вершина айсберга, но не она одна привела к росту акций. С начала октября было несколько позитивных новостей, самая важная из которых — рост рентабельности автомобильного сегмента до 28% при ожидании аналитиков 26%.
Это подсвечивает самый долгосрочный инвестиционный тезис о производителях электрокаров: они будут зарабатывать больше с каждой проданной машины, чем традиционные автопроизводители.
Раньше считалось, что это сложное дело, но если поставить производство на поток, можно рассчитывать на маржу на уровне производителей дорогих машин вроде BMW — около 20%. Tesla показала 28% и постоянно растёт.
Компания фиксирует рекордную прибыль на протяжении трёх отчётных кварталов подряд, несмотря на глобальные сбои в цепочках поставок, и остаётся лидером в секторе.
Опрошенные FactSet аналитики ожидают, что поставки автомобилей Tesla в текущем квартале вырастут примерно до 266 тысяч, а по итогам года — почти до 900 тысяч. Это согласуется с планом Tesla увеличить продажи более чем на 50% по сравнению с прошлогодним объёмом, который составил около 500 тысяч.
В текущую капитализацию инвесторы закладывают ожидания увеличения продаж электромобилей и доли Tesla в долгосрочной перспективе, говорят аналитики.
По основным характеристикам и финансовым показателям Tesla ещё далеко до Alphabet, Apple, Amazon, Microsoft. Оправдан ли тот факт, что капитализация Tesla больше суммарной капитализации всех остальных автопроизводителей? Сейчас нет. В 2020 году в мире было продано около 78 млн машин, из них чуть более 2 млн — электрокары.
Tesla выпустила 500 тысяч, то есть на долю компании приходится меньше 1% продаж новых автомобилей, хотя и 25% продаж электрокаров. К примеру, рыночная доля Toyota составляет 10%.
Почему у Tesla происходит такой дисбаланс? Из-за будущих ожиданий на следующие 10-15 лет. Но это очень долгий период, закладывать его в стоимость акций не совсем рационально.
Tesla торгуется с коэффициентом 327,8 к прибыли за прошедший год ($31,5 млрд) и с коэффициентом 176,8 к прогнозной прибыли на предстоящий год ($51 млрд). То есть даже по прогнозной прибыли компания окупает себя за 177 лет. Компания «прайсится» сейчас с учётом, что в ближайшие 5-10 лет ей будет принадлежать существенная доля мирового рынка электромобилей.
Это весьма смелые ожидания, поскольку уже сейчас, например, в Китае национальные производители электрокаров продают на локальном рынке по объёму (пусть и совокупно) сопоставимо продажам Tesla. А ведь Tesla более 20% своей выручки в 2020 году получила именно в Китае, где сейчас компанию заметно теснят.
Попытки объяснить текущую капитализацию способностью продавать ПО (программа автопилотов Tesla FSD — Full Self Drive) также не выдерживают, на наш взгляд, долгосрочной критики. ПО для визуализации и беспилотной техники производят многие крупных ИТ-компании, более специализированные.
Если мы считаем, что у Tesla будет расти уровень рентабельности, в долгосрочной перспективе это ставит её в один ряд с Apple: производитель техники продаёт устройства и дополнительно зарабатывает на сервисах, Tesla — электромобили и дополнительные услуги.
Такое упражнение на коленке даёт понимание, что в текущую цену инвесторы закладывают рост продаж электромобилей до 6 млн в 2030 году.
Why Tesla Is the Most Dangerous Investment
Акции Tesla выросли еще на 21% за последние пять дней. Основным катализатором движения вверх является недавно объявленное дробление акций, запланированное на 31 августа. Разумеется, дробление акций не создает никакой реальной стоимости для компании. Но когда дело доходит до акций TSLA, реальность долгое время не имеет значения. На самом деле важно то, что Tesla рассказывает своим инвесторам, и истории, которые они рассказывают друг другу.
Аналитикам с Уолл-стрит, наконец, приходится отрываться от фактов и цифр и признавать, что акции TSLA оцениваются на надеждах и мечтах. Wedbush и Bank of America являются последними, кто повысил целевые цены для Tesla, которая, как я считаю, стала самой опасной акцией на рынке.
На мой взгляд, этот анализ сводится к трем ключевым словам: «верю», «Китай» и «история». Айвз верит китайской истории Tesla.
Айвз также говорит, что Tesla скоро станет крупным сторонним поставщиком аккумуляторов для других автомобильных компаний.
«Забегая вперед, мы полагаем, что Musk & Co. намерены объявить о ряде новых потенциально« изменяющих правила игры» разработок аккумуляторов на долгожданном Battery Day 22 сентября», — сказал Айвз.
И снова он ожидает, что Tesla «анонсирует» революционную технологию аккумуляторов. Я не сомневаюсь, что Айвс прав. Если есть что-то хорошее в Tesla, так это умение анонсировать. Например, Tesla анонсировала родстер еще в 2017 году, и пока его нигде не видно. Но опять же, этот анализ — чистое предположение о том, что Tesla объявит, и, что более важно, о том, что она действительно сможет предоставить.
Оценка Tesla
Недостатком анализа Айвса является его рейтинг акций, который является «нейтральным». Я был в стороне, когда речь идет о Тесле в течение многих лет. Акции TSLA — это акции, которые исторически оказались в центре пузыря электромобилей. На мой взгляд, любой, кто имеет длинную или короткую позицию по этим акциям и по этим ценам, чокнутый. Вот почему я думаю, что «опасно» — лучшее слово для описания данной акции.
Аналитики с Уолл-стрит, такие как Айвз, верят в эту историю, но не рекомендуют акции. Аналитик Bank of America Джон Мерфи недавно обновил рекомендацию по акциям Tesla. Он улучшил ее до, как вы уже догадались, «нейтрально».
Мерфи был давним медведем Tesla и скептически относился к этой истории. Но даже медведи Теслы вынуждены признать, что эта история имеет ценность, если ей верит достаточное количество людей.
«Хотя мы по-прежнему скептически относимся к тому, что TSLA станет доминирующим автопроизводителем электромобилей в долгосрочной перспективе, если можно будет создать большой глобальный рынок с помощью бесплатного капитала, история« роста» будет иметь значение для акций», — сказал Мерфи в его примечание об обновлении.
Другими словами, Мерфи, похоже, не верит в историю Теслы. Но он говорит о том факте, что так много инвесторов считают, что это создает самоисполняющееся пророчество. Так что в конце концов он тоже пришел к «нейтральному».
Я думаю, это очень показательно, что у вас есть долгосрочный бык Tesla, такой как Айвз, и долгосрочный медведь Tesla, такой как Мерфи, оба приходят к тому же выводу, что и я много лет назад. Акции Tesla просто неприкосновенны.
Тесла опасна
Акции TSLA слишком опасны для покупки или продажи.