Почему образование в америке лучше чем в россии
Какая школа лучше – американская или российская?
Я читала много материалов о российском, американском и европейском образовании. Многие люди, которые называют себя публицистами, сценаристами, блогерами, говоря о российской школе, в ней просто никогда не учились. Или не учились в американской. В большинстве своем они знают только одну сторону медали. И это в лучшем случае. Потому что есть и те, кто по привычке отождествляет Россию с СССР, а двадцать первый век – с двадцатым.
Россия это не СССР. И опыт, который многие получили на Украине, в Беларуси, Казахстане или Узбекистане, конечно, можно сравнивать с российским, но нельзя отождествлять. Поверьте, это не одно и то же. Даже близко.
Чем отличается российская школа от американской?
Итак, все школы – я буду говорить только о тех, о которых знаю, а это российские и американские – имеют много общего и также много различного.
1) Начало обучения
Наши дети начинают учебу осенью. Российские дети – 1 сентября, дети в Нью-Йорке – на неделю позже, дети в других штатах – на две недели раньше. Но примерно, все начинают учебу в одно и то же время.
2) Охрана
Каждая школа имеет охрану. Безопасность – основной приоритет в современном мире. Особенно безопасность детей – самых беззащитных членов любого общества. Но здесь есть нюанс:
3) Вода
Питьевая вода в американской школе бесплатная. В российской школе воду для детей тоже приобретают родители.
4) Питание
Питание есть в любой школе. Оно есть платное – для основной массы школьников, и бесплатное – для детей из малообеспеченных семей.
5) Отношение учителя к работе
Но главное в школе, конечно, не питание и не охрана. Главное – это уровень образования, который получают наши дети.
Сравнивая российскую школу с американской, можно уверенно сказать (да простят меня американские педагоги), что различает российских и американских учителей отношение к работе.
При этом отмечу, что в Америке лучшее материально-техническое обеспечение школ, огромные стадионы, светлые классы, целевое финансирование, но встретить педагога, который искренне переживал бы за успеваемость своего подопечного, – большая редкость.
Каждый учится так, как учится. В меру своих способностей. Хотите развивать способности? Это к родителям. Пусть они готовят свое дитя к экзаменам для поступления в специализированные школы. Никто в обычной школе не будет персонально заниматься с ребенком. Ни бесплатно, ни тем более – за деньги.
В классе никакой состязательности (не забываем, что именно конкуренция – двигатель прогресса), а успеваемость каждого ученика – тайна за семью печатями, которую открывают только родителям.
6) Иностранные языки
В Штатах изучение иностранного языка носит такой поверхностный характер, что и изучением его назвать можно с большой натяжкой.
В российских школах изучению иностранного языка отводится почетное место. Во многих школах его изучают с первого класса, а с четвертого добавляется второй иностранный язык.
7) Дальнейшее образование
Выпускники российской средней школы владеют языком на уровне достаточном для продолжения образования за границей. Опять же, не все. Мы говорим о выпускниках хороших школ. Они все, обычно без исключения, получают высшее образование.
Выпускники американских школ в большинстве своем ограничиваются образованием в колледже (среднее специальное образование), и только лучшие из лучших заканчивают престижные университеты.
Какими становятся выпускники?
Откуда выходят наиболее конкурентоспособные ученики? Не претендуя на истину в последней инстанции, скажу, что из российских школ.
Я не возьмусь утверждать, что это так уж хорошо, поскольку порождает другую большую проблему – утечку умов. Взять хотя бы тот факт, что только за последние два года поток иммигрантов из России, просящих в США политическое убежище, увеличился на 40%.
Я знаю об этом не понаслышке. Будучи адвокатом, я получаю множество запросов на дачу экспертно-правового заключения по поводу заявления об убежище на территории США граждан России. Ни год, ни два, ни тем более пять лет назад такое количество людей ко мне не обращалось.
Официальная статистика говорит, что более 1,5 миллионов высококвалифицированных специалистов из России в настоящее время трудится за пределами нашей страны. Однако фактически этот показатель гораздо выше.
Конкуренцию высококвалифицированным специалистам из России могут создать только высококвалифицированные специалисты из Китая.
Мне никогда не приходилось ни жить, ни тем более учиться в Китае, поэтому мне трудно судить о качестве образования в этой стране. Но, сравнивая школьное образование в России и в США, я могу с высокой долей уверенности утверждать, что, несмотря на множество российских проблем, отечественные школы продолжают выпускать высокообразованных и востребованных в мировом сообществе молодых людей.
В завершение хочу сказать, что дети, которым посчастливилось пройти через обе образовательные системы: российскую и американскую – конечно, имеют фантастический опыт. А изучение ребенком русского языка, знание русской литературы имеют фундаментальное значение для его будущего.
Мой совет выходцам из России (я уже озвучивала его на передаче «Пусть говорят» и здесь повторюсь): язык – это основное богатство. Важнее знания одного дополнительного языка, может быть только знание двух языков. Ещё лучше – трех. Ну а родной язык знать надо обязательно. Не имеет значения, в какой стране вы живете, сохраняйте ребенку родной язык. Это будет его конкурентоспособное преимущество на всю жизнь.
Почему школы США лучше наших
Сравнение американской и нашей систем образования. Чем школы Америки лучше наших отечественных школ?
Всем привет. С вами Shushanik, автор блога «USAdvice.ru – Все про США». В сегодняшнем видео я расскажу, почему я считаю, что американское школьное образование намного лучше нашего. Я на самом деле так думаю. У меня есть ребенок и я очень рада, что он будет учиться именно в США. Почему? Назову три главные причины.
Первая – в Америке учат мыслить критично, развивают это со школы. Они учат человека формировать свое мнение и уметь его высказать. Буквально с первого класса они обсуждают разные темы. В отличие от нашей системы, как мы учились и как учатся до сих пор, что нужно прочитать параграф и пересказать его, учитель что-то рассказал, и ты должен это пересказать. Твое мнение там никого не интересует, еще попробуй скажи, потом виноват останешься.
В Америке все наоборот. Образование в школе построено так, что тебе даются какие-то определенные точки соприкосновения, и ты должен сам сделать выводы, сказать свое мнение, доказать почему ты считаешь именно так и так далее. Это начинается еще с младшей школы. Благодаря этом американцы хорошо делают презентации, потому что они экспромтом могут нормально сформулировать свою мысль и высказать ее. Сейчас у нас дела с этим, наверное, лучше обстоят, потому что рынок как-никак требует, чтобы мы умели делать презентацию. Если взять среднестатистического школьника, вывести его к доске и чтобы он экспромтом что-то рассказал. Эму это будет очень тяжело сделать, потому что в наших школах это абсолютно не тренируется.
Второй момент, почему я считаю, что американское образование лучше нашего – здесь делается огромный акцент на чтение. Чтение не такое как у нас, что дали список литературы, иди и читай. Они с младших классов пытаются как-то заинтересовать детей к чтению. В младших школах здесь зачастую есть reward system (система вознаграждения). Например, нужно прочитать определенное количество страниц каждую неделю и тебе за это дают вознаграждение, ты продвигаешься в определенном рейтинге. У детей это обычно вызывает интерес. В конечном итоге, когда они, допустим, прочитали 100 страниц, им дают грамоту. На самом деле, здесь в школах требуют много читать, намного больше, чем у нас, особенно в младших классах. Я думаю, что и в старших классах также, потому что здесь в университетах тоже много чтения, по сравнению с нашими университетами.
Еще один момент по поводу чтения, что в повседневной жизни американцев делается большой акцент на библиотеки. То есть здесь в библиотеках всегда много людей, в библиотеках проводятся разные мероприятия. Буквально с младенчества детей приводят в библиотеки, там есть бесплатный reading time. Там дети сидят в кругу и им читают книжку. То есть туда приходят мамы с буквально новорожденными детьми, начиная с этого возраста и старше, потом уже дети будут друг с другом играть и так далее. Это все бесплатно и с этого как бы все начинается. Ребенок идет в библиотеку не как в какое-то скучное здание, где нужно сидеть и читать какие-то учебники, а идет, потому что там есть какие-то мероприятия, которые ему интересны. Потом дети ходят туда заниматься и брать какие-то книжки, помимо учебников. В библиотеках абсолютно разная литература, последние новинки. Даже в младшей школе детей каждую неделю водят в библиотеку. Это способствует тому, чтобы привить ребенку любовь или хотя бы привычку к чтению книг.
И третий момент, почему я считаю, что здесь образование лучше – это индивидуальный подход в школах. Эти программы, которые многие критикуют, мол, как это можно выбирать себе предметы и так далее. Я понимаю, что десятилетний ребенок сам себе еще не может выбрать программу, обычно родители выбирают. Имеется в виду, что можно взять более сложный класс, если ребенок силен в математике, зачем ему брать совсем легкую математику. А если ребенок плохо понимает математику, он может взять самую легкую и как-то догнать. В то время как у нас все будут сидеть на одинаковой средней математике, и слабый ребенок вообще ничего не будет понимать, а сильный будет сидеть и скучать. Поэтому, я считаю, что здесь делают правильно, что можно индивидуально выбирать предметы. Так же и в старшей школе, когда есть honors classes, AP (advanced placement). То есть это более сложные классы университетского уровня для тех детей, которые отличники и претендуют на поступление в хорошие ВУЗы. Они могут взять ту же литературу и математику, но более сложного уровня. Когда дети поступают в университет, некоторые из этих классов засчитываются как credits, потому что они реально университетского уровня. Я считаю, это огромный плюс, что можно индивидуально подбирать уровень учебы для ребенка.
Проблема нашего образования в том, что она энциклопедическое. Умный человек у нас считается тот, кого что ни спросишь, он на все ответит (то есть вопросы такого плана, как в кроссвордах). В то время, как в Америке образование не энциклопедическое, но оно больше направлено на практический аспект и на критическое мышление. Больший акцент делается на то, чтобы проанализировать, высказать свое мнение, доказать почему ты так считаешь. Я считаю, что это правильный подход и поэтому я рада, что я живу здесь, и мой ребенок будет учиться по этой системе. Посмотрим, как это все будет на практике.
Когда я то и дело цитирую в разговоре мировую литературу, мой муж, американец, не перестаёт удивляться. Сами американцы книг почти не читают и плохо знают даже своих классиков, не говоря уже о зарубежных. И хотя супруг мой, в отличие от большинства, читает очень много, это довольно специфическая литература — военная документалистика. К художественной литературе мой янки относится пренебрежительно — выдумки всё, и слишком много пространных описаний.
Как-то по ABC показали результаты опроса американских студентов, из которых следовало, что первые два года в вузах их почти ничему не учат, качество образования никакое. Преподаватели больше озабочены своей научной деятельностью, а студенты заняты, в основном, проблемами общения.
Мои знакомые попросили позаниматься с их 10-летним сыном русским языком. В результате своих педагогических потуг я обнаружила, что он до сих пор не умеет писать (в нашем понимании), поскольку в школе они пишут в альбомах крупными печатными буквами и карандашом. Сразу вспомнилось, как когда-то мой сын-кроха в свои 6 лет писал диктанты по иностранному, зубрил в спецшколе топики и грамматику, а в конце года сдавал экзамен, проверяющий все эти умения. Такие экзамены (опять же, в добром старом понимании, когда делается развернутое сообщение по билету) американцам вообще и не снились. Тут знания проверяются исключительно тестами, а это, как вы понимаете, специфическая форма проверки.
«Неужели всё так запущено? — воскликните вы. — А почему же даже иностранные студенты мечтают получить образование в Америке?!» Потому, что лучшие университеты США, действительно, дают классное высшее образование. А вот система общего среднего оставляет желать лучшего. Сами американцы это прекрасно понимают, поэтому и работают сейчас над тем, как повысить качество обучения.
Поведала я всё это к тому, что никогда не следует поддаваться очарованию внешних эффектов и тупо передирать всё заграничное. Куда полезней вникнуть в суть и перенять то хорошее, что, несомненно, имеется.
Как всегда, мне хочется написать не обо всём, что можно было бы сказать на заданную тему (о системе образования в США можно почитать в Википедии), а поделиться своими личными наблюдениями.
Как-то мне довелось работать переводчиком для группы российских педагогов, приехавших черпать передовой американский опыт. Мы посетили огромное количество школ, из которых одна произвела на меня неизгладимое впечатление. Это так называемая чартерная школа. Тут потребуется небольшое отступление для тех, кто не знаком с американскими реалиями.
В Америке население проживает, рассредоточившись согласно своим доходам. Районы, в которых живут люди с хорошим уровнем благосостояния, имеют хорошие школы. Дело в том, что все жители платят налог на образование, который в бедных районах меньше, а в богатых больше. Деньги поступают в местный бюджет. Соответственно, там, где поступает больше денег, и школы финансируются получше, а это, естественно, позволяет создать и более качественную материальную базу, и привлечь более квалифицированных и талантливых педагогов. Ну, а в бедных районах, сами понимаете…
Так вот чартерная школа — это школа для бедных. В чартерной школе много детей из неблагополучных семей. Но в ту школу, которую мы посетили, я бы, не задумываясь, отдала своего ребёнка! Вот такие бы проекты да реализовать на российской земле, а не всякой мишурой увлекаться!
Объёма статейного маловато, чтобы подробно рассказать, как финансируется, управляется эта школа и т. д. Остановлюсь лишь на том, что меня больше всего поразило.
Поразил, прежде всего, директор школы. Молодой парень лет 30 с южным темпераментом и горящими глазами, он встретил нас в джинсах (у школьников был неучебный день) и буквально закрутил ураганом. С ходу обрушил на наши головы поток цитат из Пушкина, Блока и Гумилёва («О, я бывал в Петербурге! Как там — люблю тебя, Петра творенье. Смотрел ваши школы, очень понравилось, очень!»). Школа — это его бизнес, он взял ссуду (государство поощряет подобные инициативы) и открыл свою частную школу. Идея — дать возможность талантливой молодежи из неимущих семей получить высшее образование и реализовать свои таланты на благо процветания страны.
Они отбирают детишек по способностям, но учат их бесплатно. Коллектив учителей — это второе моё сильное впечатление. Учителей они подбирают сначала, как и обычно, через конкурс, а отобранного кандидата приглашают на учительское собрание и начинают его пытать, создавая всякие каверзные ситуации, и смотрят, как он выходит из положения, как себя ведёт. Чтобы быть принятым на работу, новичок должен получить одобрение всего коллектива учителей. Если хоть один против, то не берут — значит, тот подметил что-то такое, что в дальнейшем может стать проблемой. Но главное требование, чтобы это был не только профессионал, но и яркая личность, болел душой за детей.
Огромная работа проводится с семьями. Дети из криминальных районов, из неблагополучных семей, поэтому школа нянчится со своими учениками как обожающая мама — решает конфликты в семье, помогает с выполнением уроков, работает с полицией в случае проблемы группировок, наркоторговли и пр. Как сказал директор, когда ребёнок не чувствует себя в безопасности, боится за свою жизнь, ему не до математики. Учителю разрешается ставить двойку только в том случае, если он сделал всё, чтобы этой двойки не было — выяснил причину, позанимался дополнительно, поработал с семьёй и т. д.
Каждый учитель имеет свой кабинет, который он волен оформить так, как его душа просит. Например, молоденькая и изящная учительница литературы (а дисциплину, по словам директора, держит ого-го!) оформила класс в виде своей гостиной — фонтанчик на японский манер, у задней стены диван, а над ним портреты Одри Хепберн и Кларка Гейбла (ну, нравятся они ей). Пояснила, что на уроках литературы дети должны обсуждать прочитанное и высказываться по разным проблемам, поэтому ей хотелось создать уютную домашнюю обстановку, которая помогает расслабиться. «Тогда, — сказала она, — приходя на урок (ко мне в гости), возможно, они скажут мне чуть больше, доверят что-то сокровенное».
В заключение добавлю, что своих учеников школа нянчит вплоть до поступления в вузы — помогают определиться с выбором, выбить стипендию (дети-то из неимущих), оформить документы, провести переговоры с университетом и т. д.
Как говорится, «а вам слабо»? Это не яхты и футбольные клубы за рубежом скупать!
Престиж, стоимость, перспективы: чем отличается высшее образование в США от образования в России?
Пока российские университеты с большим трудом попадают в первую тысячу вузов мира, американские продолжают возглавлять разные рейтинги. Между российским и американским образованием достаточно глубокая пропасть, но стоит ли бросать все ради учебы за океаном? Выпускница Колумбийского университета Мария Гурьева рассказывает о том, чем отличается образование в России и в США.
Имидж ничто – знания всё
В США иначе относятся к высшему образованию. В России до сих пор родители уделяют наличию «корочки» у ребёнка слишком много внимания, считая, что сам факт наличия диплома поднимет его на более высокий уровень и даст возможность зарабатывать много.
В Америке ценится не сам диплом, а оценки в нем – средний балл GPA (Grade Point Average). Порой он гораздо важнее при трудоустройстве, чем название университета, в котором человек получал образование. Существует даже тенденция, что кандидат с более высоким GPA из менее престижного вуза будет иметь преимущество при приеме на работу по сравнению с выпускником именитого университета, но с более низкими оценками.
Тем не менее, «корочка» в США – это тоже важно. Особенно в определенных специальностях. При трудоустройстве на конкретные вакансии сохраняется негласная дискриминация по дипломам от разных вузов. Например, в консервативные серьезные компании на должность топ-менеджера могут взять только выпускника Лиги Плюща. Поэтому если человек задумывается о карьере в руководстве или планирует получать MBA, то ему стоит рассматривать обучение прежде всего в вузах, занимающих высокое положение в рейтинге по стране.
Кроме того, у более серьезных университетов лучше налажены связи с работодателями, что тоже играет большую роль для успешности выпускников. Но не стоит забывать: диплом – не доказательство ваших знаний в последней инстанции. Нельзя иметь на руках только документ об окончании знаменитого учебного заведения, вы должны подтвердить свою компетентность и в интервью с рекрутером, и на практике.
Как выбирают вузы абитуриенты в США
Если в России мы прежде всего ориентируемся на название и связанную с ним репутацию – МГУ, МГИМО, Бауманка, Плехановка, Вышка и прочие, то в Америке абитуриенты составляют целый чек-лист и проверяют, удовлетворяет ли вуз всем пунктам в списке. Причем там могут быть как совсем неочевидные факторы вроде: «Я хочу, чтобы в городе, где я буду учиться, были горы» или «Я хочу, чтобы кампус был рядом с озером», так и связанные со спортивными или творческими увлечениями: «Мне нужно, чтобы в вузе обязательно была секция водного поло/регби/фехтования» или «Я хочу играть в университетском оркестре».
Близость или удаленность от мегаполиса, наполняемость классов (большие группы или низкое соотношение между преподавателями и студентами), наличие или отсутствие студенческих братств и сестринств, «наследственность» учебного заведения (то есть вуз, где учились родители) или место вдали от дома – все это влияет на выбор вуза для американца.
В США есть большая база всех учебных заведений, абитуриент вносит туда критерии и подбирает вуз исходя из своих предпочтений. Такой выбор гораздо более осознанный.
Это связано с тем, что все вузы в Америке более-менее хорошие, то есть студент в любом случае получит приемлемый уровень образования. Поэтому он может ориентироваться на то, где он будет счастлив, как будет проводить свободное время, где лучше всего реализует свои таланты, найдет ли единомышленников.
Цена вопроса
В США есть очень амбициозные люди, которые сначала обучаются в частных школах, а затем готовятся к поступлению в лучшие негосударственные вузы страны. В таком случае американцы не очень рассчитывают на материальную помощь от учебного заведения, а предполагают, что им придется за все платить самостоятельно. Тем не менее у них есть возможность получить поддержку.
В Америке даже есть частные вузы, которые абсолютно слепы к финансовой ситуации и придерживаются политики: «Поступи, а если денег не будет, мы тебе их дадим». Но многие абитуриенты все равно сомневаются в своих силах и боятся, что в эти университеты они не поступят. В их сознании тоже закреплен стереотип, что частные вузы – это для «элиты», для тех, кто ходил в лучшие школы.
В итоге получается, что среднестатистический американский студент с обычным достатком и стабильными, но не блестящими оценками точно будет поступать в государственный университет своего штата. Обеспеченные выпускники престижных школ будут пытаться поступить в частные вузы и скорее всего из Лиги Плюща, при этом они будут платить за учебу полностью.
А вот отличники учебы, талантливые артисты или выдающиеся спортсмены тоже поступают в негосударственные вузы, но рассчитывают на финансовую поддержку: гранты и стипендии. Они добиваются этого без дорогих репетиторов, но упорным трудом, прилежанием, сильными портфолио. В этом они мало отличаются от российских выпускников, желающих поступить в вузы США и получать финансирование от университета.
Котируются ли «наши» дипломы в США
К дипломам, полученным в странах СНГ, работодатели в США относятся неоднозначно. Даже при том, что рекрутеры и эйчары досконально проверяют оценки, средний балл, репутацию университета, в котором вы учились, все равно, если документ выдан за границей, а не в Штатах, он для них менее понятен, а значит – менее ценен.
Если говорить в целом, то диплом США при трудоустройстве всегда будет предпочтительнее. Но все, конечно, зависит от сферы работы, ее специфики, должностей, на которые претендует соискатель. Есть специальности (например – IT), где ваш диплом будет не важен, потому что у наших соотечественников уже сложилась хорошая репутация и благодаря ей вас с радостью возьмут на работу.
10 главных отличий американских школ от российских
Все познается в сравнении. Мы сравнили два типа школ: над одной реет наш триколор, над другой — американский флаг. Сперва бросились в глаза только желтые автобусы, на которых привозят учеников. Но потом нашлись и другие отличия: подходы к единым учебникам, составу класса и тестам.
1. Учебный план
🇷🇺 единый учебный план
🇺🇸методы и учебники на усмотрение школы
Не важно, где живет российский школьник, как он учится и чем увлекается. Кое-что про него известно совершенно точно: в шестом классе он будет изучать «Тараса Бульбу» и корпеть над правописанием местоимений с «не» и «ни». Отечественные стандарты унифицированы, темы и литературные произведения жестко привязаны не только к классам, но и к учебным часам.
В Америке единого образовательного плана не существует. Есть некое ядро, есть даже более-менее общая стратегия, разработанная в администрации штата. Однако педагог волен выбирать любой учебник, экспериментировать с методиками, а может и вовсе отказаться от «Тараса Бульбы».
2. Набор предметов
🇷🇺 общая программа для всех
вариативные программы для разных уровней
В России дети учатся по одной программе, и не важно, насколько им близка органическая химия. Если она в программе — учи. При этом отечественный педагог чувствует, что дотянуть Колю до тройки — личный вызов и дело чести.
В Штатах работает принцип «если нужно, Коля возьмет сам». Там вообще никто никого не напрягает. С третьего класса американские школьники сдают общештатные тесты. Если учитель заметит, что Коля показал выдающиеся способности, его направят на дополнительный тест, пройдя который, он получит возможность дополнительно обучаться по программе для одаренных ребят «Gift and talented». Кроме того, в США есть разные уровни обучения, а со средней школы каждый ученик выбирает курсы из наиболее симпатичных ему наук. Чтобы не оказалось, что весь год человек ходил на физкультуру и ОБЖ, есть требование: определенное количество часов нужно уделить урокам из каждой группы предметов, то есть наукам, языкам, искусству и так далее.
В онлайн-школе Skysmart от Skyeng мы составляем для каждого ученика индивидуальный путь обучения. У нас дети учат только то, что им нужно и интересно.
3. Состав класса и учителей
постоянный состав класса
все время появляются новые учителя и ребята
У нас с подружкой Ленкой можно просидеть за одной партой вплоть до 11 класса. В США с Ленкой можно встречаться лишь на курсе по обществознанию и только в том случае, если она тоже его выберет в средней школе. В американских начальных классах учеников каждый год перемешивают для более успешной социализации. В этом году с вами может сидеть хулиган и драчун, а в следующем он пойдет отравлять атмосферу в другом коллективе, и вы познакомитесь с совершенно новыми ребятами. Учителя тоже меняются: вы не учитесь в классе «А» всю началку, а переходите из первого класса миссис Стюарт во второй класс мистера Джонсона.
4. Расположение школы
одно здание для начальной и старшей школы
начальная, средняя и старшая школы — разные учреждения
В России все как бы намекает на стабильность: по одним и тем же коридорам люди ходят все 11 лет, а в учительской ничего не меняется. Американским школьникам повезло меньше. Им все время нужно добираться в разные места, как минимум в три разных здания: начальной (еlementary) школы с 0 по 5 класс, средней (middle) с 6 по 8 класс и старшей (high school) с 9 по 12.
5. Важность престижа школы
🇷🇺 школа никак не связана с жильем в вашем районе
рейтинг школы влияет на цену недвижимости
В России плохие и хорошие школы формируются довольно хаотично: то учитель-энтузиаст откроет уникальный факультатив и приманит всех окрестных ботаников, то завуч-самодур, повернутый на физвоспитании, разгонит всех умников, не способных три раза подтянуться на турнике. При этом все отечественные школы финансируются из общего бюджета. Хорошо, что всегда можно отправить ребенка в школу в другом районе, где вроде как сильная математика.
В США нельзя прийти в школу не по месту прописки. А сама школа кормится из местного бюджета, который определяется налогами жителей района. Так в престижной школе оказываются специально отобранные учителя с хорошей зарплатой, у родителей учеников похожий уровень доходов, а вокруг — сплошь дорогое жилье.
6. Роль коллектива
🇷🇺 коллективизм
уважение к личности
Американская школа повернута на личных границах. Об уважении к ним все время говорят, объявлена нулевая терпимость к буллингу или физическому воздействию. За неудачную саечку можно вылететь из школы.
Российская школа на такие мелочи внимания не обращает, учителя из-за подножки бить тревогу не будут, а скорее скажут что-то типа «У нас, ребята, дружный класс!». Кстати, в дружном классе мало что слышали о приватности. Дикая для иностранцев ситуация: на родительском собрании оценки всех детей объявляют во всеуслышание и даже говорят, что «Таня совершенно не тянет устный счет».
7. Перемены
🇷🇺 перемены по 10—15 минут
почти нет перемен
В нашей стране обычная перемена длится 10 минут, а большая — целых 20. Санитарные правила и нормы запрещают перерывы меньше 10 минут, ведь за это время невозможно отдохнуть, подвигаться, размять затекшие ноги.
В Америке с переменами все грустно: в начале дня всем приходится сидеть на собрании-летучке, на которой поздравляют именинников и объявляют о планах на день. Еще у американских школьников есть 20-минутный перерыв на обед. А между уроками приходится довольствоваться жалкими четырехминутками, которых хватает только на то, чтобы добежать до своего шкафа и поменять учебники. Американцы считают, что большие перемены не нужны: в началке дети не сидят весь урок за партами, а свободно перемещаются в пространстве. В моду входят flexible classrooms, то есть трансформирующиеся учебные пространства, где можно работать хоть на фитболах, хоть на коврике на полу, хоть в гамаках.
8. Оценки
🇷🇺 пятибалльная система оценок
дифференцированная система
Дальние родственники российских школьников часто интересуются, не двоечник ли он случаем. Мы привыкли к пятибалльной системе и знаем, у кого здесь тройбан по физике. В США по факту та же картина: буквы A, B, C и D обозначают проходные баллы в порядке ухудшения. Роль единицы отводится букве Е. Но разница в том, что в американские учителя не оценивают весь предмет на тройку: балл разводится по компетенциям. Например, у нас Васе бы ставили пять за устный счет, три за умение рисовать треугольники и четыре за отработку задач на скорость.
В США вместо тройки по языку вы получите отдельные оценки за орфографию, пунктуацию и аргументированность высказывания. В средней и старшей школе преподаватели чаще выставляют не оценку, а процент выполнения работы. Приезжему родственнику можно смело отвечать, что вы делите в столбик примерно на 76%.
9. Инклюзивность
🇷🇺 обычная школа не для всех
инклюзия
В нашей стране существуют коррекционные школы, интернаты или отдельные классы для детей с физическими или психологическими особенностями.
В Америке принцип «каждый имеет право на образование» реализуется на деле. В обычных классах учатся слабослышащие ребята, дети-аутисты, школьники в инвалидных креслах или с синдромом Дауна. Педагоги много говорят про интеграцию, про то, какие мы все разные и особенные личности. При необходимости школа выделяет дополнительного взрослого помощника, который помогает ребенку адаптироваться на занятиях, встречает его или сопровождает в столовую. Право на доступ каждого ребенка к образованию распространяется и на приезжих: даже если вы всего на полгода в США по визе, вашего ребенка возьмут в местную школу, а в качестве дополнительного предмета предложат английский для иностранцев.
10. Первое сентября
🇷🇺 День знаний с гладиолусами
нет первого сентября вообще
Каждый год первого сентября российские дети стоят на линейке и прячутся за чьими-то белыми бантами и гладиолусами. Директор произносит речь в микрофон. Родители тайком утирают слезу. Все выглядит страшно волнительно и торжественно. Американские ученики не слышали про такой праздник — День знаний. У кого-то учеба начинается в августе, у кого-то — в первых числах сентября. Прийти в школу им можно не только без цветов и бантов, но даже в костюме Человека-паука.