Почему о музыке часто говорят что это язык человеческих чувств
Верно ли, что музыка — это язык чувств? Аргументы А. И. Куприн «Гранатовый браслет», Л. Н. Толстой «Война и мир» (Итоговое сочинение (декабрьское))
Музыка, безусловно, играет большую роль в нашей жизни. О музыке часто говорят, что она, как и всё искусство в целом, является общим языком для всего человечества. Я убеждена в том, что с помощью музыки люди способны в полной мере выразить свои чувства. Ведь она может принимать разные формы, описывать душевное состояние лучше всяких слов, имея неограниченное число инструментов и мелодий.
Поэтому любой человек найдёт отклик своих эмоций в музыкальных произведениях. Докажу свою точку зрения примерами из художественной литературы.
Обращусь к произведению «Гранатовый браслет» А. Куприна. В нём автор затрагивает тему значения музыки в жизни. Куприн повествует о трагичной судьбе простого служащего Желткова, который долгое время добивался внимания объекта своего обожания, Веры Шеиной, замужней женщины. Вера оставалась верной мужу и, к сожалению, не замечала, что любовь её тайного поклонника самая настоящая. Желтков не находил смысла жить без любви к Вере, и после отказа и просьбы её забыть, ушёл из жизни. Но он оставил напоминание о своих чувствах в виде отрывка из сонаты. Послушав его, Вера смогла понять то, что не понимала при жизни Желткова — она наконец-то увидела, что его любовь была даром, сокровенной мечтой любой женщины. Мотивы сонаты будто передавали слова Желткова, который благословлял и успокаивал свою возлюбленную, желал только самого лучшего. Это доказывает читателю, что музыка блестяще передаёт человеческие чувства.
Вспомним ещё «Войну и мир» Льва Толстого. Автор, описывая мирную жизнь разных обществ, часто сравнивает Ростовых и Курагиных. Толстой явно показывает различия в характерах членов этих двух семей, в их отношениях с другими героями, в поведении на светских мероприятиях. Примечательным является то, что детей из семьи Ростовых, Наташу и Колю, он наделяет прекрасной способностью музицировать и петь. Автор находит множество эпитетов для передачи красоты их выступлений, с теплотой относится к самим героям. Таким образом, Толстой говорит о том, что Ростовы имеют тонкую душевную организацию, они, в отличие от Курагиных, более открыты, могут испытывать по-настоящему сильные чувства и поэтому способны ощущать музыку.
Итак, всё сказанное убеждает нас в том, что музыка действительно является одним из лучших средств для описания своего эмоционального состояния, она на уровне подсознания заставляет человека прочувствовать то, что хотел донести её автор. Мне бы очень хотелось, чтобы молодое поколение училось говорить на языке музыки, не только создавало новые и оригинальные музыкальные произведения, но и сохраняло опыт прошлых поколений, черпало оттуда вдохновение.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Статья «Музыка-язык души, чувств и настроений»
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УЛЬЯНОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ, КУЛЬТУРЫ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
А сейчас мы перенесемся в солнечную Италию. Эта удивительная страна подарила миру непревзойденных мастеров в области музыкального искусства. На творчество итальянских гениальных композиторов оказывала влияние народная культура, в том числе и мелодичные итальянские песни. Почти все они имеют авторов, что, впрочем, не мешает называться им народными. Вероятно, это связано с природной любовью итальянцев к музицированию. В эпоху Возрождения среди жителей Италии распространилась мода на бытовое музицирование. Простые горожане собирались в кружк и любителей музыки, где играли на различных инструментах, сочиняли слова и мелодии. С тех пор песни получили широкое распространение среди всех слоев населения и зазвучали в Италии повсюду. Итальянская народная песня «Счастливая» относится к любовной лирике. Юная итальянка гуляет среди ромашек и фиалок, слушает щебетанье птиц и поет им о том, как счастлива и что желает вечно любить только их. Девушка не влюблена пока ни в кого и потому считает себя самой счастливой и “прелестней всех цариц”. Светлая, плавная мелодия песни, повторяющийся ритмический рисунок, прозрачная фактура аккомпанемента передают состояние безмятежности, счастья, наслаждения жизнью, природой и всеми, кто окружает юную девушку.
Романс «Звонче жаворонка пенье» на слова А. Толстого полон энергии, чувства весеннего обновления и радости восприятия мира. Вдохновение, душевный подъем сопоставляются с красотой ясного неба. Этот романс пленяет непосредственным душевным порывом, жизненной полнотой, устремленностью к счастью. Он написан как бы на одном дыхании. Непрерывно звучащий в движении триолями аккомпанемент словно передает взволнованное биение сердца, поддерживая выразительную, гибкую мелодию.
Романс Римского-Корсакова «Звонче жаворонка пенье» является символом весны, радости, символом жизнеутверждающего начала.
Список использованной литературы
2.Нейгауз Г.Г. Избранные статьи –М. – Советский композитор, 1983
Музыкальное эссе «Музыка-язык чувств и образов». Автор композитор Наталья Конуркина.
«Музыка – язык чувств и образов» Музыкальное эссе.
Музыка – это откровение более высокое, чем мудрость и философия.
Л. Бетховен.
Музыка – это уникальное явление в жизни человека. Она является мощнейшим инструментом духовного и нравственного развития личности. Музыка – зеркало душевных движений, единственное из искусств, способное с такой точностью и откровенностью передать всю сложность «потока чувств». Здесь хочется вспомнить стихи современника А.С. Пушкина поэта П.П. Ершова, о удивительном, волшебном мире музыки:
Мир чудесный! Мир мечтанья!
Рай земной небесных муз!
Чувств и звуков сочетанье
В гармонический союз.
Лейтесь, лейтесь с неба звуки!
Как отрадно в вас витать
И в томленьях сладкой муки
Умирать и оживать!
Каждый вид искусства воплощает свои художественные идеи по-разному. Если художник выражает своё настроение при помощи красок, которые он наносит на холст, поэт будет жечь сердца людей возвышенным словом, танцор при помощи жестов и танцевальных фигур расскажет свою историю, то композитор все свои сокровенные тайны, мысли, чувства и эмоции передает при помощи звуков. Звуки различной высоты, организованные ритмом, создают ту, или иную мелодию, которая всегда в себе несет определенный характер. Она может быть веселой или грустной, мрачной и мечтательной и т.д. В звучании рояля – короля инструментов, мы можем услышать тишину лунной ночи, шум набегающей волны, раскаты грома, щебетание птиц и т.д. Звуки дают нашему слуху выразительные импульсы и сигналы, которые незамедлительно включают наши чувства и воображение. Всё это происходит потому, что наш слух способен наделять звуки определенным характером. Вот таким звуковым барометром был музыкальный слух великого Моцарта. Когда Вольфганг Амадей слышал звуки внешнего мира, в его воображении эти созвучия складывались в определенный звуковой образ, из которого гениальный композитор мог выстроить какое-либо музыкальное произведение, или даже грандиозное симфоническое и оперное полотно.
Когда я слушаю или играю музыку величайшего австрийского композитора меня охватывает не проходящее восхищение и удивление. Только строки замечательного стихотворения М.Ю. Лермонтова «Звуки» могут передать тот поток чувств, которые я переживаю:
Что за звуки! Неподвижен внемлю
Сладким звуком я
Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя.
Всемогущий! Что за звуки!
Жадно сердце ловит их
Как в пустыне путник безотрадный
Каплю вод живых.
А вот, например, величайший композитор Л. Бетховен мог свои яркие впечатления получить от созерцания природы. Природа всегда вдохновляла чуткую душу композитора. Л.Бетховен говорил – «Музыка всегда содержательна. У каждого подлинного музыкального произведения есть идея. Вы спросите откуда я беру свои идеи? Я улавливаю их на лоне природы, в лесу, на прогулках, в тишине ночи, ранним утром, возбужденный настроениями, которые превращаются в звуки, они звучат, бушуют, пока не встанут передо мною в виде нот».
Среди прекрасных русских композиторов, чьими творениями славится Россия, над всеми возвышаются имя П.И. Чайковского – мага и волшебника русской музыки.
Всё своё творчество Чайковский посвятил человеку, его любви к Родине, к русской природе. В гениальной музыке великого мастера отражается вся жизнь, с ее радостями, скорбью, надеждами и борьбой силами зла. С самых юных лет Чайковскому красота природы доставляла огромное удовольствие и наслаждение, которое можно сравнить лишь с занятиями музыкой и сочинительством. Человек тонкой нервной организации, очень ранимый, впечатлительный, с нежной, чуткой душой Чайковский обладал удивительной способностью в каждом цветке или листке видеть что-то недосягаемо – прекрасное, покоющее, мирящее, дающее радость и жажду жизни.
Каждому человеку знакомо внутреннее настроение рожденное зрелищем весны. Состояние радостных предчувствий и душевного подъёма:
Поле зыблется цветами,
В небе вьются света волны,
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны
Какими же выразительными музыкальными средствами воспользовался великий Чайковский при изображении пения жаворонка! Конечно же нежными переливами в музыке, всевозможными руладами, украшениями и трелями. Несмотря на то, что Чайковский довольно значительное количество пьес написал для фортепиано, мыслил он, в фактурном плане, оркестрово. Вся его музыка насквозь пропитана элементами полифонии. С большим мастерством композитор пользуется богатой, красочной звуковой и тембровой палитрой, перенося прекрасные мелодии в разные регистры. Мы слышим в его фортепианной музыки то пение скрипки, гобоя, фагота или виолончели. Музыка Чайковского обладает уникальной особенностью звукописать и звукоизображать. В пьесе октябрь – «Осенняя песня» Чайковский при помощи звуков написал настоящую картину особой прелести уходящей осени:
В свои права вступают мягко, нежно
Чуть настороженно осенние хоры.
И тихим вальсом листьев, что прилежно
Ложатся под ноги и шорохом травы.
Вступление замедленно прекрасно,
Волшебные цвета, легка игра лучей.
И кажется, нечто уже не властно
Над красотой земли и душами людей.
Л.В. Рычкова
А теперь давайте настроимся на внутреннюю тишину. Сейчас зазвучит ноктюрн – ночная песня, ночное раздумье, увиденное или услышанное в воображении художника. Что это! Образы природы! Шорохи, запахи, шелест травы, нежное колыхание легкого ветерка! Или это глубоко личные – интимные переживание и чувства, воспоминания и ностальгия самого автора:
Опять Шопен не ищет выгод,
Но, окрыляясь на лету
Один прокладывает выход
От вероятья в правоту.
(Б. Пастернак)
Как многогранна музыка!
Как юна!
Она, звуча сквозь времени пласты,
В сердцах людских затрагивают струны
Любви, печали, памяти, мечты!
(И. Волобуева)
Музыка не может существовать отдельно от нашей жизни и окружающего нас мира. Она проецирует и отображает наше бытие, мысли и чувства. Она всегда будет с нами, пока жив человек. Вы можете вкладывать в нее различное содержание, смотря по строю своей собственной души. Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном, не только в окружающем нас мире, но и в самом себе. Великий Д.Д. Шостакович говорил: «Изучайте и любите великое искусство музыки. Оно раскроет перед вами целый мир великих идей, чувств и мыслей».
Слова бедны для высших проявлений,
И на поэзию не каждый отзвучит
Лишь только в музыке колдует высший гений,
Лишь только музыка бессмертием звучит
Она одна для всех людей понятна –
Не требуется знаний языков –
Нас в высший мир уносит безвозвратно,
Освобождая от земных оков.
(Г. Качалина)
Музыка универсальный язык человечества. Музыка, как универсальный язык человечества
Популярные материалы
Today’s:
Музыка универсальный язык человечества. Музыка, как универсальный язык человечества
Как язык, музыка обращается прямо к душе, к нашему внутреннему существу. Это говорит наше настроение, и затрагивает наши эмоции.
Музыка является универсальным выражением, в разных человеческих культурах. Конечно, у всех нас есть свои предпочтения, и нашу признательность к определенным видам музыки, но мы также разделяем понимание наших ближних за их страсть у музыке. Мне нравится думать о музыке как пряность, украшающей лучшие банкеты жизни, а не универсальный язык.
В конечном счете, музыка является неотъемлемой частью психики человека. Мы все знаем, что такое стресс, но как управлять стрессом? Для управление стрессом можно использовать разные способы, методы и инструменты, чтобы помочь кому-то управлять своим стрессом. Многие из нас сегодня перегружены работой и домашними делами, из-за стресса мы становимся эмоционально подавленные, волнуемся, мы не в силах справиться с ситуацией. Управление стрессом может помочь определить области стресса в вашей жизни. Это поможет вам изменить свою реакцию или отношения к ситуации. И музыка является одним из решений для управления стрессом. Музыка может быть эффективным инструментом для борьбы со стрессом.
Музыка это язык чувств.
Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.
Платон
Музыка — самое поэтическое, самое могущественное, самое живое из всех искусств.
Гектор Луи Берлиоз
Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем.
Эдвард Григ
Только величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души.
Максим Горький
Я не знаю, существует ли хоть один великий музыкант, о котором можно было бы сказать, что он устарел. Самая простая песня, идущая из глубины тысячелетий, — жива.
Анатолий Васильевич Луначарский
Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович
Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка — это язык чувств.
Василий Александрович Сухомлинский
Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его.
Ромен Роллан
Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие.
Томас Карлейль
Музыка вымывает прочь из души пыль повседневной жизни.
Бертольд Ауэрбах
Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою.
Бертольд Ауэрбах
Музыка — посредница между жизнью ума и жизнью чувств.
Людвиг ван Бетховен
Музыка — это в звуках выраженная жизнь души.
Что может музыка. Содержание
Почему музыку называют универсальным языком. Почему музыка не является универсальным языком
Строго соблюсти классические пропорции всех звуковых волн во всевозможных октавах таких клавишных инструментов, как орган, клавесин, гармонь, аккордеон, рояль, пианино по техническим при- чинам оказалось невозможным; пришлось пойти на компромиссные неточности, к которым пришлось подстраивать как другие инструмен- ты, так и композицию, приучая ухо к различным отступлениям.
В европейской музыке такую революцию произвел Бах своим «Хорошо темперированным клавиром», сдвигая звучание многих нот, следовательно, меняя их длины, с целью укладывания их в меньшее число набора клавишей; нормальный слух, как оказалось, не замечает эти сдвиги. Но «компромиссы», естественно, в тотально разобщенных центрах музыкальной культуры (Европа, Китай, Индия) оказались различными, отсюда чужеземная музыка, например, китайская либо индийская, для европейца (и наоборот) воспринимается почти как какофония. Однако и здесь сохранился изначальный универсальный язык — скрипка, виолончель, альт, которые благодаря первичной чистоте звукосочетаний, требующей абсолютного слуха, очень быстро становятся равно доступными для понимания жителям стран даже наиболее отдаленных друг от друга по истокам музыкальной культу- ры.
Различные виды музыкального языка по мере интернационализа- ции человечества придут в состояние острого антагонизма или даже несовместимости. Прогноз труден. Возможно их сосуществование.
Возможно (и об этом позаботятся и театр, и кино, а главное, радио и телевидение), что через полвека или позже появятся совершенно новые неслыханно богатые клавиатурные инструменты, возвращаю- щие всему человечеству прелесть чистых тонов неадаптированных скрипичных, виолончельных, альтовых инструментов и композиций, отказывающиеся от темперирования.
Отбор на эстетическую восприимчивость, вероятно, не смог диф- ференцировать народы Индии, Китая, Европы в направлении наслед- ственной адаптации слуха к своему типу темперирования. Отбор этот длился недолго, шел с очень малой интенсивностью (вероятно, вообще не имел места), и основным препятствием к созданию и распростра- нению универсального музыкального языка станут лишь благоприоб- ретенные навыки восприятия да трудности смены поколений композиторов и исполнителей. Едва ли можно прогнозировать перс- пективы трансконтинентализации музыки.
Возможна некоторая аналогия с языками… Отмена буквы «ять» и твердого знака в русском языке особых протестов не вызвала, но число мировых языков нельзя снизить административными мерами, как и число языков малых народностей. Тем не менее некоторые языки становятся международными.
Музыка — это язык чувств ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Теоретико-методические взгляды С.И. Миропольского
Музыка — это язык чувств
Теоретико-методические взгляды С.И. Миропольского
Над проблемой музыкального образования детей активно работала отечественная пе- дагогическая мысль прошлого. В процессе поиска были найдены интересные решения, оригинальные подходы, не утратившие сво- ей значимости и в наше время. Обратимся к творчеству видных российских педагоги- ческих мыслителей, внесших заметный вклад в педагогику музыкального образова- ния начальной школы, особенно тех, чье наследие в силу ряда причин мало известно широкой педагогической общественности.
К числу таких мыслителей относится Сергей Иринеевич Миропольский (1842–1907). Он получил образование в Московской духовной академии, продол- жительное время работал в учебном коми- тете Святейшего Синода. Являясь автором многочисленных книг по вопросам образо- вания, подготовил первое на русском языке издание «Великой дидактики» Я.А. Комен- ского. Его труды по методике преподавания учебных дисциплин начальной школы пользовались популярностью в учитель- ской среде, многократно переиздавались.
Будучи музыкально образованным чело- веком, Миропольский на профессиональ- ном уровне занимался изучением теорети- ко-методических проблем преподавания музыки в школе, главным образом в началь- ной, опубликовал несколько музыкально- педагогических работ, получивших извест- ность и признание. Ведущие идеи педагоги- ческой концепции Миропольского наибо- лее полно представлены в его книге «О
музыкальном образовании народа в России и в Западной Европе» (1882) и работе «Обу- чение церковному пению», напечатанной во второй части «Учебника дидактики» (1895). С.И. Миропольский был сторонником взгляда, согласно которому процесс образо- вания и воспитания должен осуществлять- ся сообразно природе человека. По его мне- нию, призвание школы состоит в том, что- бы «образовать целого человека», всесто- ронне и равномерно развивать все его силы, наравне с умом воспитывать и чувство. Од- нако, отмечал педагог, в образовательной практике воспитанию эмоционально-чувст- венной сферы не придается должного зна- чения. Такое положение он считал ненор- мальным и утверждал, что «сердце, чувство нуждается в развитии нисколько не менее, чем ум»1. Вслед за К.Д. Ушинским педагог подчеркивал огромную роль чувств в жиз-
Среди факторов, способствующих раз- витию человеческих чувств, Мирополь- ский на первое место ставил музыкальное искусство. Называя музыку языком чувств, он отмечал, что именно это искусс- тво с наи-большей силой выражает пере- живания, настроения человека и является могущественным средством воспитания разнообразных человеческих чувствова- ний. Музыка, одухотворяя красоту, прежде всего, способствует развитию в человеке чувства изящного, а также нравственного чувства, тесно связанного с эстетическим. Вслед за В.Г. Белинским он видел нравс-
1 Миропольский С.И. О музыкальном образовании народа в России и в Западной Европе. 2-е изд.
СПб., 1882. С. 92. (Далее при цитировании в скобках указаны страницы этого издания.)
твенное влияние искусства в том, что «оно настраивает человека выше, облагоражива- ет его чувства. люди под влиянием ис- кусства становятся лучше, добрее, гуман- нее» (с. 94). Церковная музыка, отмечал педагог, открывая сердце для святых чувс- твований, способствует развитию в людях религиозного чувства.
Миропольский видел значимость музы- ки также и в том, что, выражая идеи, она способствует интеллектуальному возвыше- нию человека, развитию его ума, воли и ха- рактера. Он отмечал способность музыки сближать людей, объединять их. Педагог одним из первых обратил внимание на то, что музыкальное искусство может помогать человеку познавать себя. Музыка, писал он, вызывает в человеке субъективные состоя- ния, и нередко, слушая ее, «мы слушаем са- мих себя» (с. 86). Педагог разделял выска- занную известным деятелем образования П.Г. Редкиным мысль о том, что «пение де- лает возможным даже ребенку прочувство- вать свою жизнь, сочувствовать своему дет- скому миру. » (С. 86.).
Таким образом, Миропольский видел ценность музыкального искусства в способ- ности оказывать благотворное воздействие на развитие всех сущностных сил челове- ка — чувств, ума, воли, характера, — под- черкивал значимость воспитательной, поз- навательной, эстетической, коммуникатив- ной функций данного искусства.
Признавая, что «музыка в педагогиче- ском отношении обладает средствами влия- ния на личность и ее развитие» (с. 98), Ми- ропольский говорил о необходимости ее введения в общеобразовательную школу в качестве обязательного учебного предмета. При аргументации данного тезиса он апел- лировал к опыту ряда европейских стран, в школах которых преподавание музыкаль- ного искусства давно заняло прочное место и вносило позитивный вклад в воспитание подрастающего поколения.
В условиях массовой школы, считал Миропольский, наиболее оптимальным ва- риантом музыкального образования детей является хоровое пение. Он трактовал это искусство с позиций идеи соборности и вслед за старшими славянофилами считал,
что его существо состоит «в единстве, в гар- монии, в целостности общего с сохранени- ем индивидуальности» (с. 102). Хоровое пе- ние, полагал музыкант, способствует воспи- танию в детях чувства общности и одновре- менно развитию важных личностных качеств: навыка к дружной совместной дея- тельности, привычки тщательно выполнять свою работу, согласуя ее с деятельностью других, чувства меры, такта, гармонии.
В России, отмечал Миропольский, су- ществуют предпосылки, благоприятствую- щие развитию школьного хорового пения. Это природная музыкальная одаренность русских людей, их любовь к совместному пе- нию, многовековые традиции хорового ис- полнительства, исключительно богатое пе- сенное наследие. Аналогичные суждения на этот счет высказывались и другими россий- скими музыкантами, в том числе А.Г. Рубин- штейном, Н.А. Римским-Корсаковым.
Ведущей формой организации хорового обучения в школе, по мнению Мирополь- ского, должны быть уроки классного хоро- вого пения, а основой их содержания — произведения народного музыкального творчества и церковные песнопения. Рус- ское православное пение он относил к
«высшему художественному проявлению народного творчества в духовной жизни» и считал, что оно имеет «несравненное воспи- тательное влияние» на людей. Церковная музыка — это не только эффективное сред- ство религиозного, нравственного, но и эс- тетического воспитания школьников.
Обязательным компонентом содержа- ния школьных уроков хорового пения, ут- верждал Миропольский, должно быть рус- ское народное песенное творчество. «Мы желаем, — писал он, — чтобы песня родная свободно слышалась в народной школе: здесь ее прирожденное место» (с. 50). Рас- сматривая народную песню как «идеальное воплощение истории народа», его воззре- ний на жизнь, педагог вслед за К.Д. Ушин- ским считал, что отечественный фольклор является могущественным фактором нацио- нального воспитания подрастающего поко- ления, содержит богатейший материал для его нравственного и эстетического разви- тия. Колыбельная песня матери, отмечал
он, «быть может, первая полагает начало добра в душе дитяти. » (с. 43).
С.И. Миропольский включил около ста русских народных песен, песен других сла- вянских народов в подготовленный им сбор- ник «Русский хор», адресованный семье и школе1. Он поддержал выход в свет одного из первых в России сборника народных пе- сен для детей, составленного М.А. Мамонто- вой (гармонизация П.И. Чайковского), от- метив, что данный труд является «прекрас- ным дополнением» к «Родному слову» К.Д. Ушинского и заслуживает широкого распространения в практике домашнего и школьного воспитания.
На начальном этапе хорового обучения, по Миропольскому, следует разучивать с детьми одноголосные песни и молитвы. Од- нако, как только школьники приобретут
«верность в интонации», уверенность в пе- нии, следует переходить к работе над двух— и трехголосным произведением. Обосновы- вая необходимость достаточно быстрого пе- рехода к многоголосному пению, музыкант указывал, что у детей наблюдается потреб- ность в таком пении, оно вызывает у них интерес, делает процесс обучения увлека- тельным. Ссылаясь на собственные наблю- дения за пением учащихся в школах, он пи- сал: «Мы всегда находили, что пение на два, на три голоса доставляло им величайшее удовольствие, и они с необыкновенною охотою выполняли пьески хоровые» (с. 163). Ценность многоголосного пения состоит также в том, что оно благотворно влияет на воспитание у учащихся чувства прекрасного, эффективно способствует их музыкальному развитию.
Миропольский считал, что вслед за не- продолжительным этапом обучения детей хоровому пению «понаслышке» (по слуху), должен наступать период обучения по но- там. Соответственно в содержание уроков должен вводиться материал по элементар- ной теории музыки. Учащимся, полагал пе- дагог, следует давать теоретические сведе- ния «в пределах действительной, практи- ческой в них нужды», только те, что необхо-
димы для нотного пения. К их числу он от- носил сведения о нотном письме, интерва- лах, гаммах, аккордах.
Формирование навыка пения по нотам тесно связано с развитием у детей музы- кального слуха и ритмического чувства. Особое внимание он рекомендовал уде- лять формированию у школьников звуко- высотных представлений, способности чистого интонирования. «Все музыкаль- ное знание и умение, — писал он, — сво- дится к одному главному, к умению инто- нировать, то есть к искусству представлять себе в воображении и. брать голосом звук, изображенный условным знаком на бума- ге. » (с. 117–118).
Итак, основу содержания школьного обучения хоровому пению, по представле- ниям Миропольского, должно составлять разучивание произведений отечественного музыкального народного творчества, цер- ковных молитв и песнопений, ознакомле- ние учащихся с основами элементарной тео- рии музыки, развитие умения петь по нотам, формирование эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству.
Преподавание хорового пения, полагал Миропольский, должно осуществляться на основе общедидактических принципов обу- чения. Он подчеркивал особую значимость принципа воспитания интереса к хоровым занятиям, указывал, что обучение пению не- обходимо сделать «привлекательным и ин- тересным для учащихся». Этого можно дос- тичь, считал музыкант, если строить обуче- ние на увлекательном и посильном для школьников певческом материале, постоян- но отмечать успехи учащихся, поддержи- вать в них уверенность в собственных силах, привлекать к активной работе всех детей, раскрывать перед ними практическую зна- чимость приобретаемых на уроках пения музыкальных познаний.
Миропольский указывал на необходи- мость реализации в хоровом обучении принципа связи теории с практикой. При следовании этому принципу теоретические сведения не обобщаются как данность, в
1 Из составленных 22 выпусков было издано лишь три выпуска данного сборника (СПб., 1897–1898).
изолированном, не связанном с пением ви- де, но «выводятся» из анализа знакомых, исполнявшихся учащимися музыкальных примеров, после чего полученное новое те- оретическое знание многократно закрепля- ется в певческой деятельности. При таком подходе, считал он, «элементарная теория музыки прочно усвоится учениками и не будет только сборником отвлеченных поня- тий и правил, но живым знанием, постоян- но прилагаемым к делу на уроках»1.
Значительное внимание педагог уделял проблеме методов и средств обучения хоро- вому пению. Говоря о донотном периоде хо- ровых занятий, музыкант рекомендовал ис- пользовать метод пения по таблицам, со- держащим графическое изображение мело- дий, применять цифровой метод обучения. Он относил «цифирную методу» к числу наиболее эффективных способов подготов- ки учащихся начальной школы к пению по нотам. Развитию музыкального слуха де- тей, по его мнению, особенно помогает пос- тоянное проведение проведенных устных и письменных музыкальных диктантов, а так- же систематические упражнения в соль- феджировании. Для развития певческого голоса учащихся педагог рекомендовал применять метод вокализации, а при пере- ходе к двухголосному пению — исполнение канонов. Он указывал, что при обучении пению, особенно в первый год занятий, не следует спешить, допускать небрежности. Напротив, необходимо работать с детьми тщательно, «пусть не скоро, но верно. Ме- тодическая медлительность первых шагов вполне вознаградиться быстрым успехом дальнейших занятий» (с. 46).
В вопросе о средствах обучения (учеб-
ных книгах, методических пособиях и руко- водствах) Миропольский не был сторонни- ком их ограничения или жесткого регламен- тирования. Он высказывался за предостав- ление школам и учителям права свободы выбора пособий, считал, что педагогов необ- ходимо обеспечивать рекомендательными списками лучших сочинений. Придавая этому вопросу большое значение, педагог
подготовил и издал несколько библиогра- фических указателей-обзоров отечествен- ной и зарубежной музыкально-педагогичес- кой и нотной литературы.
Многие идеи педагогической концеп- ции Миропольского звучат актуально и в наши дни. Особенно значимыми для совре- менной теории и практики начального школьного музыкального образования яв- ляются мысли педагога о необходимости пристального внимания к развитию эмоцио- нально-чувственной сферы детей, о веду- щей роли народных песен, ценности цер- ковных напевов, целесообразности озна- комления учащихся с языком музыки, важ- ности активных форм музицирования (прежде всего певческой деятельности) в процессе введения школьников в мир му- зыки. Эти и другие теоретические положе- ния Миропольского следует иметь в виду при разработке концепций музыкального образования для современной российской начальной школы.
Народная песня о воспитании // Беседа.
Народная школа по идеям Коменского // Се- мья и школа. 1873. № 2. 4. 6.
Школа и общество. СПб., 1892. Учебник дидактики. СПб., 1895.
Об эстетическом образовании. (Памяти А.С. Пушкина) // Гусельки яровчаты. 1907. № 1, 2, 3, 7.
Учитель, его призвание и качества. СПб., 1909.
Очерк истории церковно-приходской школы от первого ее возникновения на Руси до настоя- щего времени. 2-е изд. СПб., 1910.
С.И. Миропольский // Народное образова- ние. 1907. № 7–8. С. 87–90.
С.И. Миропольский // Бернандт Г.Б., Ям- польский И.М. Кто писал о музыке: Библиогр. слов. Т. 2. М., 1974. С. 209.
Чума А.С. С.И. Миропольский — пропаган- дист наследия Я.А. Коменского // Педагогика. 1998. № 7. С. 93–96.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.