Почему нельзя было приструнить должника о чем это говорит
Конспект урока в 9 классе по теме «Анализ рассказа Лескова»Старый гений»
Н. С. Лесков «Старый гений».
Глава 1-я. — Итак, с какой целью приехала маленькая старушка в Петербург? (у неё было “вопиющее дело”).
— В чём же заключалось это “вопиющее дело”? (по своей сердечной доброте и простоте выручила великосветского франта, заняв ему пятнадцать тысяч).
-Почему старушка решила выручить из беды “одного великосветского франта”? («чисто из одного участия, выручила из беды», «во имя старой приязни» к его матери))
— Какие черты характера выделяет в ней автор? («добрая старушка»
Бедная старушка вместе со своей увечной дочерью и внучкой вызывает жалость у читателя. Только помочь ей не представляется возможным. Обидчик, великосветский франт, обманом занял у бедняги огромную сумму денег. В результате и она сама, и ее семья могут лишиться единственного своего богатства — домика, в котором проживают.
— Разделите тетрадь на две колонки. В первую колонку запишите черты характера, действия старушки, во вторую – франта.
— Что решила предпринять старушка, чтобы избежать беды?
— Почему хлопоты старушки были безуспешны?
— Почему нельзя приструнить должника? (« Было у него какое-то могущественное родство или свойство, что нельзя было его приструнить, как всякого иного грешника »)
— Как думаете, случалось ли такое раньше? Какие слова свидетельствуют об этом факте? (“ не вы первая, не вы и последняя”).
— Как старушка относится к должнику, к людям вообще? (чтобы и мне и всем другим хорошо было).
— Как она отзывается о франте? (он замотался, но человек хороший).
— Что вышло из затеи старушки “ смазать ”?
— Какой смысл вложен во фразу “ В России невозможности нет ” (19 стр.)? (Фраза наводит на мысль о своеобразии загадочной русской души. Действительно, в России есть место всему – злодейству – посредством которого будет обижен беззащитный и несчастный, и одновременно – благородному делу, которое исправит положение бедняги)
— Мы впервые встречаемся со словом “гениальный”, из чьих уст звучит это слово? (Ивана Иваныча, “тёмной личности” стр. 20).
— Что он называет гениальным? (мысли в своём лбу).
— Прокомментируйте слова Ивана Иваныча: “ Нынешние ведь много тысяч берут, а мы сотни”?
— Почему старушка поверила Ивану Иванычу? (предчувствие стр. 21).
Глава 4. — Верил ли рассказчик, что старушке удастся вернуть свои деньги? (сомневался)
— Почему он помог ей деньгами? (пожалел стр. 22).
— Что было необходимо сделать, чтобы вернуть деньги? (вручить “какую-то” бумажку, которая могла спасти её дело)
— Как понимаете слова “штукарство”, “плутовать”?
— Как стилистически окрашены эти слова?
— Что значит “пассажный”? “пассажный гений”? От какого слова образовано? Что означает “пассаж”? странный и неожиданный случай (устар.).
— Кто такой “ Сербский сражатель ”? (исполнитель плана, участник войн Сербии и Турции).
— Как он выглядел? (весь оборванный, а в зубах пипочка из газетной бумаги 23 стр.).
— Как он добился вручения бумажки должнику?
— Считаете ли вы гением человека, “ уладившего столь трудное дело ”?
— Как вы думаете, почему он решил помочь старушке?
— Приводит ли Лесков какие-либо подробности из его жизни?
— Чего добивается Лесков, называя его Иваном Ивановичем? В повести “Старый гений” Лесков показывает, как изобретательность одного человека помогла бедной беззащитной старушке. И в этом произведении русский национальный характер показан во всей своей красе. Ведь герой-чиновник, который смог придумать по-настоящему гениальный план, — это типичный русский человек. В повести его имя кажется слишком уж обыкновенным — Иван Иванович, и это является еще одним доказательством
— Что же это за человек? (обыкновенный, просто хороший и порядочный человек, пожалевший несчастную старуху, восстанавливает справедливость и возвращает и утраченную, было, веру в обязательное торжество добра, и неотвратимость возмездия за зло).
— Действительно. Бедный чиновник, который решился помочь старушке, показан в произведении очень скупо. Лесков практически ничего о нём не говорит. Не приводит каких-либо подробностей из его жизни, но, тем не менее, образ кажется вполне узнаваемым.
— Иронизирует ли автор, называя его гением?
Лескову не жаль для “пассажного гения” столь высокого определения, он не вкладывает в него никакой иронии. Гений покарал “злодейство”, и для автора важен не малый “масштаб” гениальности, а важна его высокая суть.
Человеческий талант, в чём бы он ни проявлялся, всегда вносит в жизнь светлое, жизнеутверждающее начало. Потому что связан, по Лескову, с духовной красотой и теплотой человеческого сердца.
— Почему “Старый гений”? Имеет ли значение возраст для гениев?
Он хорошо знал жизнь, инстинктивно понимал, что в скованном этикетом и чинопочитанием обществе подобные казусы неизбежны, и умел находить верные ходы для решения проблем
— Какие черты характера подчёркивает Лесков во Франте? Что он хотел этим сказать? (работа с таблицей).
— Как вы думаете, только ли со временем Лескова может быть связан случай, о котором рассказал читателям автор? И в наши дни можно часто видеть, как минимальное отступление от буквы закона лишает представителей власти права адекватно реагировать на те или иные преступления, а в суде могут оправдать заведомого преступника, если его адвокату удастся найти юридические уловки, согласно которым обвиняемый не может быть наказан, хотя в совершении им преступлений никто не сомневается.
Старушка в рассказе “старый гений” лескова
Старушка в рассказе “Старый гений” Лескова
Меню статьи:
Для творчества Лескова характерны необычные сюжеты, полные иронии.
Жизнь автора сложилась таким образом, что он имел возможность общаться с самыми разными людьми и узнавать различные жизненные истории, которые впоследствии и использовал в своих произведениях.
Именно поэтому истории персонажей из его рассказов выглядят так натурально, а их жизненные ситуации столь злободневны. Рассказ «Старый гений» не стал исключением.
Добрый поступок, обернувшийся неприятностями
В центре рассказа оказывается пожилая дворянка, которая по своей душевной доброте решила совершить добрый поступок – оказать финансовую помощь одному молодому франту, сыну своей знакомой. Для этого она заложила свой дом.
Однако молодой человек оказался не тем добропорядочным аристократом, которого себя представляла доверчивая старушка – ей никто не собирался отдавать деньги.
Обратившись в суд, старушка обретает надежду – решение суда по ее делу было вполне утешительным, но чиновники все никак не приведут его в действие, в то время срок выплаты уже близок – у старухи нет денег, и ее небольшой дом заберут кредиторы. В результате она, ее дочь-инвалид, и маленькая внучка останутся без крыши над головой.
Действия старушки в отношении должника
Угроза оказаться на улице вынуждает старуху на активные действия. Сначала она действует мягко – надежда на порядочность молодого человека ею еще не потеряна – ее письма должнику выглядят как напоминание о долге, затем в них появляется настойчивый тон, после угрозы и грубость. Однако ничего не помогает, поэтому старушка решается ехать в город.
Женщина пытается найти способ приструнить франта и вернуть долг, но все тщетно – чиновники лишь разводят руками, рекомендуя забыть ей о случившемся и тешиться надеждой, что не она первая и не она последняя.
Такие известия наводят уныние на женщину, но она не намерена сдаваться. В глубине души она верит в справедливость.
Немного отчаявшись, старуха подумывает над тем, что «сухая ложка дерет горло» и потому ее дело не имеет успеха.
Определенно, старушка-помещица обладает решительным характером. Не найдя поддержки у чиновников, она стремится восстановить справедливость самостоятельно.
Предлагаем ознакомиться с историей создания повести “Левша”, которую написал Н. Лесков.
Увидев на улице своего должника, она старается действовать с помощью публичности и таким образом добиться желаемого, но получает обратный эффект – старуху обвиняют в нарушении правил поведения в общественном месте.
Трагические известия
В канун Рождества отчаяние начинает овладевать помещицей – из дому приходит письмо с известием о скорой продаже дома. В преддверии праздника эти известия кажутся еще более трагическими и мрачными.
Но даже после этого отчаяние не овладевает старухой полностью. Женщина продолжает искать способ не потерять свой дом.
Ее настойчивость вскоре сводит ее с неким Иваном Ивановичем, который обещает старушке за 500 рублей решить возникшую проблему.
Так как терять помещице все равно нечего, она хватается за соломинку. Старухе кажется, что этот человек не обманщик и на этот раз ее интуиция не подводит – Иван Иванович обставляет ситуацию так, что старухе возвращают долг, к тому же с процентами.
Автор не вдается в детализацию описания характера старухи. Из предоставленной информации вырисовывается образ милой, доброй и порядочной женщины. Старуха готова на добропорядочные поступки – не имея никакой корыстной цели, она дает в долг малознакомому человеку солидную сумму.
Старуха помещица всю жизнь прожила честно, поэтому мысль об обмане ей кажется невероятной. Помимо этого, женщина очень суеверна – она считает, что ей снятся не случайные сны, также она верит в предчувствие.
Трагикомическая сущность произведения
Таким образом, с помощью иронии и, частично, сарказма вырисовывается трагикомическая сущность произведения. При наличии решения суда и своей невиновности, помещица может лишиться своего имения. Типичность подобной ситуации для России ХІХ века еще больше усиливает унылое настроение произведения.
Злободневность и алчность, воссозданная в тексте рассказа настолько велика, что она даже смазывает положительный финал. В результате читателю остается сделать неутешительный вывод. Первый заключается в том, что Россия далека от справедливости – люди, которые живут честно всегда находятся в уязвленном положении.
Их моральность и душевная доброта не позволяет им оставаться равнодушным к человеческому горю, а желание помочь окружающим чаще всего заканчивается существенными проблемами. Второй вывод состоит в том, что зло всегда порождает зло, а жестокость – жестокость.
Старуха, всю жизнь прожившая честно, в результате сошла на то, чтобы предлагать чиновникам взятки, подкупать слуг своего должника и проявлять грубость.
Анализ рассказа «Старый гений» Лескова
Писатель Николай Семёнович Лесков стал известным не только из-за своего писательского таланта и выразительной речи, но и благодаря глубокому пониманию жизни русского народа. Знание нужд и проблем простых людей получило отражение во всех произведениях писателя.
Например, в повести «Леди Макбет Мценского уезда» автор описывает судьбу отчаявшейся русской женщины, которая ради своей любви пошла на совершение убийства.
В рассказе «Человек на часах» писатель повествует о том, насколько далеки друг от друга моральные принципы человека и законы, господствующие в обществе. Произведения Н.С.
Лескова имеют различную проблематику, однако ряд затронутых в них вопросов остаётся актуальным даже сейчас. Одной из таких проблем является бюрократия. Именно она занимает ведущее место в рассказе «Старый гений».
По сюжету произведения одна старушка оказалась в затруднительном положении. По своей доброте, стремясь помочь деньгами богатому франту из знатной семьи, она заложила собственный дом.
Но франт денег не вернул, и старушке пришлось ехать в Петербург из-за угрозы оказаться на улице с больной дочерью и маленькой внучкой. Но и там справедливость не восторжествовала, так как представители закона не захотели наказывать знатного человека.
В итоге проблему смог решить только «Старый гений», хотя и использовал для этого не совсем законный способ.
Возникает вопрос: кто виноват в произошедшем? Можем ли мы обвинять старушку в наивности? С одной стороны, нет. Доброта и сострадание — высокие человеческие качества, судить за которые никак нельзя. Но с другой — основным поводом симпатии старушки к франту была знатность его происхождения.
Лесков умело высмеивает это качество, присущее русскому народу. Он понимает, что это большая проблема, которую необходимо решить, так как подобные случаи — далеко не редкость. Поэтому и старушка, и чиновники, которые искренне сочувствуют пострадавшей, но ничего не делают, боясь франта, виноваты в данной ситуации. Но также виноват и сам франт.
Однако почему он стал таким? Ответ прост — виновато общество.
В произведении сказано, что никто не просил его возвращать долги, так как этого человека чрезмерно уважали и боялись.
Возможно, сначала франт был честным, но потом, заметив отношение окружающих, забыл о морали и стал жить исключительно для себя.
Конечно, нельзя не учитывать характер человека и его личные качества, но произведение Лескова сатирические, поэтому большее значение придаётся факторам, влияющим на человека.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Бюрократическое общество не справляется с поставленными задачами. В нём преступные действия бывают более справедливыми, чем закон. Об этом и пишет Лесков в финале своего произведения. Общество порождает либо людей с мышлением подчинённого, которые трепещут перед законом и более высокими чинами, либо тех, кто уверен, что их действия останутся безнаказанными.
Таким образом, основной виновник произошедшего — общество, основанное на бюрократии, так как именно оно стало одной из причин появления таких людей, как франт. И Лескову блестяще удалось это показать.
действительность в рассказе Н. С. Лескова «Старый гений»
Интересно заметить, что Н. С. Лесков принадлежит к поколению писателей 60–90‑х гг. XIX в., горячо любивших Россию, ее талантливый народ и активно выступавших против угнетения свободы и подавления свободы личности. Им созданы очерки, романы, рассказы о судьбе простых людей, о самобытных исторических личностях, о злоупотреблениях властью, откровенном хищничестве.
Иные его рассказы составили циклы. Таковы святочные рассказы, довольно редкий в русской литературе XIX в. жанр. Это «Христос в гостях у лучника», «Штопальщик», «Маленькая ошибка» и др. К ним относится и рассказ «Старый гений», написанный в 1884 г. Итак, действие в нем происходит в пореформенной России, в Петербурге.
Сюжет рассказа очень прост: обманутая нечестным великосветским франтом старушка‑помещица, давшая ему в долг денег и заложившая для этого дом, приезжает в столицу добиться на него управы. Да не тут‑то было. Не могли помочь ей власти, и бедной женщине пришлось воспользоваться услугами неизвестного отчаянного дельца, который оказался порядочным человеком, уладил это трудное дело.
Его рассказчик называет «гением». Интересен факт того, что эту историю предваряет эпиграф: «Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы». А в этом рассказе «гений» преодолел то, что не смогла сделать государственная власть.
И «адвокат ей встретился участливый и милостивый, и в суде ей решение в начало спора благоприятное», и платы никто с нее не взял, то вдруг оказывается никак, «нельзя было приструнить» этого обманщика из‑за каких‑то «могущественных связей». Таким образом, Н. С. Лесков сосредоточивает читательское внимание на полном бесправии личности в России.
Но особенность писательского дарования Лескова состоит в том, что он видел и положительные начала русской жизни, изображал богатую одаренность русского человека, его глубину и цельность.
В рассказе «Старый гений» этот свет добра несут сама героиня, «женщина прекрасной честности», «добрая старушка», и рассказчик, выручивший ее необходимыми деньгами, и самый главный «гений мысли» ─ Иван Иванович. Это загадочная личность, неизвестно почему взявшаяся помогать несчастной женщине и устроившая очень умную ситуацию, при которой должник просто вынужден был расплатиться.
На мой взгляд, благоприятный исход истории приходится на Рождество, и это не случайно, так как автор верит в духовное начало человека, в праведников русской жизни. Справочный материал для школьника: Лесков Николай Семенович – известный русский писатель. Годы жизни: 1831-1895.
Наиболее известные труды и произведения: Левша Запечатленный ангел Очарованный странник Несмертельный Голован Поповская чехарда и приходская прихоть Старый гений Краткое содержание рассказа «Старый гений»: Гений лет не имеет — он преодолевает всё, что останавливает обыкновенные умы.
(Ларошфуко) Несколько лет назад в Петербург приехала маленькая старушка-помещица, у которой было, по её словам, “вопиющее дело”.
Дело это заключалось в том, что она по своей сердечной доброте и простоте, чисто из одного участия, выручила из беды одного великосветского франта, – заложив для него свой домик, составлявший всё достояние старушки и её недвижимой, увечной дочери да внучки» Старушка приехала в Петербург так как великосветский франт отказывается возвращать ей деньги, а срок закладной истекает.
Старушка знавала когда-то мать этого господина и, во имя старой приязни, помогла ему; он благополучно уехал в Питер, а затем, разумеется, началась довольно обыкновенная в подобных случаях игра в кошку и мышку. По приезду помещица обходит все места, в которых ей могли бы помочь.
И вначале все было хорошо, все старушку поняли и обещались ей помочь, «но как дело дошло до исполнения – тут и пошла закорюка…». Дело в том что в.франт никогда не возвращает того, что берет взаймы, да и дома у него своего нет, живет он сейчас у своей жены. Старушка не знает, что делать, ей известно лишь то, что в.франту надо вручить некую расписку, а этого никто не может и не хочет делать.
Старушка в отчаяние. Однажды она встречает одного мужчину по имени Иван Иваныч, который обещается ей помочь, если она заплатит ему пятьсот рублей. Помещица сначала не верит ему, но после она узнает что в.франт собирается с дамою своего сердца за границу «…где наверно пробудет год или два, а может быть, и совсем не вернется, «потому что она очень богатая».
» Тогда старушка одалживает у рассказчика истории эти полтораста рублей и отдает их И. Иванычу. Тот убеждает своего знакомого (сербский сражатель) воплотить в жизнь его замысел, за это И. Иваныч платит ему триста рублей. Все проходит гладко и в.франт подписывает ту самую расписку. ## Роль композиции в рассказе Л. Н.
Толстого «После бала» в раскрытии его идейно‑художественного содержания ## Начнём с того, что в рассказе «После бала» Л. Н. Толстого, написанном в 90‑е гг. XIX в., изображаются 1840‑е гг. Писатель тем самым поставил творческую задачу восстановления прошлого, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы.
Не обходит вниманием автор и проблему моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. В раскрытии этого идейного замысла важную роль играет композиция рассказа, построенного на основе приема «рассказ в рассказе».
Начинается произведение внезапно, с разговора о нравственных ценностях бытия: «что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди», «что хорошо, что дурно» и так же завершается внезапно, без выводов. Вступление как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком Иваном Васильевичем.
Далее уже он рассказывает слушателям случай из своей жизни, произошедший давно, но отвечающий на вопросы современности. Очевиден тот факт, что эта основная часть произведения состоит из двух картин: бала и сцены наказания, причем главной в раскрытии идейного замысла, судя по названию рассказа, является вторая часть. Эпизод бала и события после бала изображены с помощью антитезы.
Противопоставление этих двух картин выражено во многих деталях: красках, звуках, настроении героев.
К примеру: «бал прекрасный» – «что неестественно», «музыканты знаменитые» – «неприятная, визгливая мелодия», «разрумянившееся с ямочками лицо» – «сморщенное от страдания лицо», «белое платье, в белых перчатках, в белых башмачках» – «что‑то большое, черное,… это черные люди», «солдаты в черных мундирах». Последнее противопоставление цветов черного и белого усилено еще и повтором этих слов. На мой взгляд, контрастно и состояние главного героя в этих двух сценах, его можно выразить словами: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью» – и после бала: «Мне было до такой степени стыдно… Вот‑вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища». Важное место в противопоставленных картинах занимает изображение полковника. В высоком военном в шинели и фуражке, руководящим наказанием, Иван Васильевич не сразу узнает красивого, свежего, с блестящими глазами и радостной улыбкой отца любимой Вареньки, на которого он недавно на балу смотрел с восторженным изумлением. Но это был Петр Владиславович «с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами», и той же «своей сильной рукой в замшевой перчатке» он бьет испуганного малорослого слабосильного солдата. Повтором этих деталей Л. Н. Толстой хочет показать искренность полковника в двух различных ситуациях. Нам было бы проще понять его, в случае если бы он где‑то притворялся, пытался скрыть свое истинное лицо. Но нет, он все тот же и в сцене экзекуции. Интересно заметить, что эта искренность полковника, видимо, и привела в тупик Ивана Васильевича, не позволила разобраться до конца в противоречиях жизни, но свой жизненный путь под влиянием произошедшего он изменил. Поэтому и нет в заключение рассказа никаких выводов. Талант Л. Н. Толстого в том и состоит, что он заставляет читателя задуматься над поставленными вопросами всем ходом повествования, композицией произведения.
Справочный материал для школьника: Толстой Лев Николаевич – один из наиболее уважаемых и заслуженных русских писателей во всём мире. Его произведения переведены множество иностранных языков. Л.Н. Толстой – автор признанного литературного шедевра «Война и мир». Годы жизни: 1828 – 1910. Наиболее известные произведения: Война и мир Воскресение Анна Каренина После бала.
Краткое содержание рассказа «После бала»: Иван Васильевич — один из главных героев этого произведения. Это человек, который отрицает, что “для личного совершенствования необходимо прежде всего изменить условия, среди которых живут люди”.
Он говорит: “Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что дело все в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае”.
В доказательство своих слов он приводит случай из пройденного им жизненного пути, рассказывает об одном дне, который полностью перевернул его жизнь. События разворачиваются в 40-е годы XIX века.
“Всеми уважаемый” Иван Васильевич вспоминает давно происшедшее с ним, изменившее всю его дальнейшую жизнь. Он говорит, что вся его жизнь переменилась из-за одного утра. Иван Васильевич был страстно влюблен в Вареньку Б… Она и сейчас, в пятьдесят лет была красавица, а восемнадцатилетней девушкой была прелестна.
Он был провинциальным студентом, политикой не занимался, любил балы и танцы. Жизнь была прекрасна. На балу они танцевали почти все танцы вместе. Один танец она танцевала с отцом. Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий п свежий старик. Лицо его было румяное с белыми усами под царя Николая I. Он был старый служака николаевской выправки.
Отец и дочь танцевали замечательно, все любовались ими”. Иван Васильевич же умилялся. Особенно умиляли его сапоги, не модные, а старые, “очевидно построенные батальонным сапожником”. Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные — думал юноша. Отец запыхался и подвел Вареньку к нему, чтобы они продолжали танец.
Вскоре полковник уехал,но Варенька осталась на балу с матерью. Итн Васильевич был счастлив “и боялся только одного, чтобы что-нибуд! не испортило… счастья”. Вернувшись домой, он не мог усидеть на месте и вышел на улицу. Уже светалэ. Была самая масленичная погода, расстилался туман, насыщенный водой знег таял на дорогах, и со всех крыш капало.
Недалеко от его дома было юле. Когда Иван Васильевич вышел туда, то увидел что-то большое черное и услыхал звуки барабана и флейты. Это была какая-то жесткая, неприятная музыка. Оь стал приглядываться к этому “черному и непонятному” и, пройдя шаговсто, увидел много людей. Он решил, что это учение. Солдаты стояли в две шеренги с ружьями у ноги и не двигались.
“Что они делают?” — спросил И”ан Васильевич у проходившего мимо кузнеца. Тот ответил, что про-гоняюг сквозь строй солдата “за побег”. Приглядевшись, Иван Васильевич увидел оголенного по пояс солдата, привяанного к ружью, которого волокли два солдата. Рядом шел высокий военний, показавшийся Ивану Васильевичу знакомым.
Под ударами спина наказываемого превратилась в сплошное кровавое месиво. Солдат дергался, приостанавливался, но его тащили вперед, все новые удары ложились на его спину А рядом шел отец Вареньки, такой же подтянутый и румяный, как на балу. Наказываемый стонал, просил “помилосердствовать”, но его все били к били.
Вдруг полковник ударил по лицу малорослого солдата, который недостаточно сильно ударил наказываемого. Затем он приказал подать ювых шпицрутенов но, оглянувшись, увидел Ивана Васильевича, и сделал вед, что не узнал его. Вернувшись домой, Иван Васильевич все время представлял себе виденную страшную картину и не мог спать. Но он не осуждал полковника.
Он думал, что, “очевидно, полковник что-то знай1 такое, чего я не знаю. Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня”. Уснул он только к вечеру и только после того, как напился пьян. Изан Васильевич не судил полковника, он хотел и не мог понять “его правд/”. Он не поступил в военную службу, как хотел ранее.
Вообще нигде не служил и оказался, по его словам, “никчемным человеком”. А любовь с этого дня пошла на убыль, так как замечал в улыбке Вареньки черты лица отца. Как только видел ее, сразу вспоминал ее отца на площади во время экзекуции. И любовь так и сошла на нет.
Читать онлайн электронную книгу Старый гений – Николай Лесков. Старый гений бесплатно и без регистрации!
Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы.