Почему национализм оценивается в науке неоднозначно в чем опасность национализма

Проблема национализма и его опасность для России

Национально-этнические проблемы являются крайне острыми вопросами в современном мире, вследствие чего исследования парадокса национализма в политической науке получает особенную актуальность.

Оценивая данный парадокс с этического аспекта, многие учёные выделяют его историческую значимость в процессе становления и дальнейшего развития государств и этносов. Зафиксировано, что на протяжении последних двух столетий национализм оказал существенное влияние на процессы укрепления позиций во Франции, объединения – в Германии, восстановления суверенитета – в Польше, Греции и Финляндии. Тот же путь прошли и современные страны СНГ. Именно национализм уничтожил такие величайшие империи, как Британская, Османская и Российская. Данный феномен стал плодородной почвой для создания диктаторских укладов в Германии, Италии и Испании, а вкупе с расизмом и фашизмом нанес несоизмеримый ущерб различным народам.

Определению сущности национализма посвящено множество исследований, однако вся его подноготная до сих пор не изучена. Национальные замыслы невольно порождают политические акции и организации, которые и представляют собой национализм. В самом общем виде национализм можно понимать в качестве политического движения, направленного на протекцию интересов национальной общности в международном масштабе и в процессе взаимодействия с государственной властью. Национализм может быть идеологией как квинтэссенцией государствообразующей нации, так и этнического меньшинства. Многие национальные движения сконцентрированы на использовании политических орудий для усиления объединения граждан одной народности и защиты их интересов как внутри страны, так и на международном уровне.

Национализм часто становится политикой и идеологией, использующей национальные чувства для достижения своих целей. Характерная для национализма размытость идеологии и эклектичная структура политических движений часто открывает возможности для политики «двойных стандартов». Например, стремящиеся к сохранению своей культуры «нации-гегемоны» обвиняют в великодержавном шовинизме, борьбу малых народов за национальную независимость называют сепаратизмом, – и наоборот.

На протяжении истории человечества национализм нанёс огромный ущерб многим народам мира, когда был совмещён с расизмом, фашизмом или нацизмом. В большинстве стран крайний национализм официально признаётся социально опасным явлением. Ряд международных документов, в том числе Всеобщая декларация прав человека и Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, осуждают этническую дискриминацию и ставят её вне закона. В России разжигание межнациональной розни относится к уголовно наказуемым деяниям.

Считается, что нельзя рассматривать национализм как абсолютное зло или абсолютное добро. Определение национализма и его сути лежит в плоскости истории, политики и философии. Негативные или позитивные аспекты национализма определяются его формой и степенью проявления тех или иных признаков.

В современном представлении национализма мы видим, что в одних определениях понятие «национализм» имеет нейтральную или скорее даже положительную коннотацию (преданность культуре своей нации, стремление к национальной независимости). В то же время в общественном сознании национализм устойчиво ассоциируется с «экстремизмом», «расизмом», «фашизмом», «антисемитизмом» и прочими малоприятными вещами.

Причины этого положения таковы: негативное отношение к национализму досталось россиянам в наследство от коммунистической эпохи; негативизм постоянно подогревается деструктивной деятельностью разнообразных экстремистских «патриотических» и «националистических» групп; Россия в своём историческом развитии так и не смогла достичь состояния «русского национального государства».

Национализм в политической сфере наиболее результативен тогда, когда страна нуждается в культурном и социально-политическом единстве всего населения или отдельных групп. История показывает, что данное явление используется с целью утвердить не только факт наличия нации и ее отдельных интересов, но и превосходство этой нации и ее потребностей над остальными. Высшая оценка национальных приоритетов часто сливается с идеями независимости, что в итоге ведет к необходимости обретения части государственного суверенитета и его политической фиксации. Формируется представление нации об автономии в рамках государства, а также потребность в создании чего-то собственного.

Целью национализма может быть повышение эффективности деятельности государства, реформирование, подъем уровня жизни. Достаточно популярной целью национальных движений является обретение национальными группами «культурной автономии», дающей гарантию гражданам определенной национальности особые возможности выражения единства, расширение прав на особые формы политического представительства.

В чем особенность национализма?

Часть ученых предполагает, что данный феномен есть идеология и политика, которые используют в своих целях национальные чувства. Национализм может проявляться как в виде патриотизма, так и в виде агрессивного противостояния другой нации, т.е. ее дискриминации. Это напрямую зависит от содержания политической идеологии государства.

Особенность данного феномена в том, что он всегда воспринимался исследователями неоднозначно. Представители марксистского движения в политологии выделяли именно положительные черты национализма угнетенных народов колониальных стран. Параллельно буржуазный национализм воспринимался как нечто отрицательное.

В России современный национализм также воспринимается неоднозначно: одна сторона осуждает его деструктивную идеологию, другая поддерживает, причем в самой агрессивной форме (например, скинхеды). На рубеже XX-XXI веков в российском обществе проблемы национализма приобрели особую актуальность и остроту.

Чем национализм опасен для России?

Необходимо помнить, что Россия – многонациональное государство, на территории которого проживает свыше 130 народов, поэтому национальные проблемы проявлялись с определенным постоянством. В начале 1990-х годов национальные конфликты в России обострились. Причинами данной ситуации стали снижение уровня жизни большинства граждан, усиление миграции, конфронтация между различными нациями и культурами, война в Чеченской республике и терроризм.

Какова социально-психологическая основа проявления националистических настроений? Несомненно, одним из его наиболее массовых носителей является люмпенизированная страта общества. Карл Маркс видел в люмпен-пролетариате «накипь всех классов» – социальный слой, который не имеет устойчивой социальной позиции. Националистические идеи притягивают люмпенов, так как дают им возможность осознать свое превосходство над «другими» лишь благодаря принадлежности к определенной национальной группе. Нет нужды трудиться и прикладывать силы, дабы чувствовать себя выше киргиза, грузина или узбека только потому, что ты русский. Или воспринимать себя выше украинца, только потому что ты еврей, армянин и т.д. Национализм разделяет нации.

Почему национализм оценивается в науке неоднозначно в чем опасность национализма

В советский период, если посмотреть с одного ракурса, активно пропагандировалась идея «дружбы народов», а с другого ракурса – сохранялась почва для замаскированного накала межэтнических взаимоотношений. Соответственно, формально все гармонировало с официальной идеологией – интернационализмом, но как только в начале перестройки ослаб контроль, национальные вопросы стали резко усугубляться. В период застоя в национальном аспекте наблюдался дуализм, расхождение между реальными процессами и их идеологическим «облачением». От общества многое скрывалось – реальные настроения, напряженность и конфликты, поэтому непредвзятое изучение национальных отношений было под запретом.

В Советском Союзе официально национальный вопрос считался разрешенным, однако после распада СССР обострились противоречия, и национализм вырос во всех бывших республиках. В процессе обретения суверенитета вновь возникшие государства нуждались в идеологическом подтверждении легитимности своей власти, наиболее приемлемой оказалась идеология национализма. Россия из могучей сверхдержавы превратилась в экономически неконкурентное государство. Новейшая российская история подверглась ревизии, пересмотру, а деятельность нескольких поколений советских граждан была перечеркнута. В постсоветский период 25 миллионов русских людей оказались в сопредельных государствах, уже чужих для них. Их начали притеснять, изгонять и подвергать дискриминации по национальному признаку. Народ претерпел серьезное национальное унижение. Является ли данная ситуация почвой для возрождения национализма?

На данный момент в мире наблюдаются процессы интернационализации, вызываемые развитием мирового рынка, науки, техническим прогрессом и информатизацией общества. Данные процессы неотвратимы, и препятствовать им безрезультатно. Однако они порождают в обществе противоречия, так как происходит столкновение традиций национальных культур, которые, в свою очередь, сглаживают национальные различия и создают новые условия национального подъема.

Современный национализм старается сдерживать процессы интеграции и интернационализации, но это безрезультатный путь, националистические установки не способствуют поиску рациональных способов разрешения возникающих трудностей. Мировой опыт подтверждает, что представители разных этносов могут жить в согласии, если одна нация не возвышается над другими, если беспрепятственно развиваются язык и культура. Важно и то, как друг к другу относятся сами народы: что преобладает в их чувствах и сознании – толерантность, дружелюбие или вражда и неприязнь к другой нации. Негатив в отношениях вспыхивает моментально, а искореняется десятилетиями, поэтому особую роль играет последовательная национальная политика, ориентированная на мирное решение проблем и противоречий, на предотвращение национальных столкновений.

Подводя итог, национализм обычно зарождается при невысоком уровне жизни и глубоком социальном расслоении общества. Идеология национализма, попадая в разные страты, способствует возникновению молодежных движений и политических акций националистического характера. Необходима взвешенная идея национального возрождения России, выражающаяся в заботе обо всех ее народах на основе принципов демократии и гуманизма, патриотизма и взаимного уважения. Только при таких условиях национализм России не грозит.

Напоследок приведу интересные суждения о проблеме национализма участников дискуссии в РХГА (Русская христианская гуманитарная академия, особенностью образовательной концепции которой является признание истории и основ христианства важнейшим компонентом гуманитарного образования, позиционирующая себя как светское учебное заведение без каких-либо ограничений (национальных, вероисповедальных) для студентов и преподавателей):

-«На повестке дня стоит «национальная революция».

-«Культурный человек по необходимости обязан быть националистом, ибо «мировая культура» есть только совокупность национальных исторических культур».

-«Наш главный национальный недостаток – отсутствие чувства самоуважения и сознания собственного достоинства».

-«Национализм – естественная реакция на интернационализм».

-«Будущее за национализмом. Уже не призрак коммунизма бродит по Европе, а призрак национализма».

-«Национализм наступает. Национализм есть реакция на глобализацию, это ответный процесс».

-«Национализм является и опасностью, и препятствием на пути распространения глобализма».

-«Гений всегда национален, а посредственность всегда интернациональна».

-«Отчего идёт иррациональность национального самосознания? – Так космическое бытие проявляет себя в национальном существовании».

-«Национализм – это национальный эгоизм».

-«Национальная проблема это проблема развития».

-«Космополитизм атрофировал живое чувство родины, и является препятствием к нашему земному причастию».

-«Мы должны развивать собственную национальную неповторимость. Если сохраним её, то станем примером и для других».

-«Национализм – это исторический оптимизм, это соль жизни, без которой жизнь пресна и убога».

-«В чём сущностное отличие национализма от нацизма?» – «Нацизм – это превосходство одной нации над другой. У национализма этого нет».

-«Русская национальная идентичность не определяется через превосходство своей культуры и веры над другими».

-«Нет никакой русской особенности, есть универсальные законы человеческого общества».

-«Особенности русского человека в его духовности, в его святости, в открытости русской души; русский человек всегда искал в себе Бога».

-«Духовность не имеет национальности. Национальность это культура и менталитет».

-«Определять нацию через государственность это не правильно. Нация первична по отношению к государству».

-«За национализмом будущее. А вот каким он будет, зависит от нас!»

Источник

Почему национализм оценивается в науке неоднозначно? В чем опасность национализма?

Почему национализм оценивается в науке неоднозначно в чем опасность национализма

В этом и заключается опасность национализма. Для многонациональных государств, таких, как Россия, есть и еще одна опасность национализма: превознесение, к примеру, русских будет обозначать оскорбление татар, башкир, якутов и других национальных меньшинств, которые захотят отделиться от России, и тогда страна распадется.

Почему национализм оценивается в науке неоднозначно в чем опасность национализма

ремот квартиры, выращивать цветы, пертаскивание тяжких вещей

Почему национализм оценивается в науке неоднозначно в чем опасность национализма

Почему национализм оценивается в науке неоднозначно в чем опасность национализма

Арабские племена.Родиной арабов является Аравийский полу­остров. Кочевые племена арабов — бедуины — занимались ското­водством. Особую роль в религиозной жизни Аравии играл город Мекка и его храм Кааба. Он стал местом, которое посещали все арабские племена. В стену храма был вделан черный камень, упав­ший с неба.Проповедь Мухаммеда. Каждое арабское племя имело своих богов племена часто воевали друг с другом. Человеку по имени Мухаммед удалось объединить арабов под знаменем единого Бога. Мухаммед стал основателем третьей, после буддизма и христиан­ства, мировой религии. Он родился около 570 г., был пастухом, затем погонщиком в караванах. В Мекке Мухаммед начал проповедовать веру в единого Бога Аллаха, призывал выполнять бого­угодные дела — выкупать рабов па волю, помогать бедным, сиро­там, вдовам. Бедняки и рабы стали собираться вокруг Мухаммеда. Но богатые мекканцы вынудили его в 622 г. бежать из Мекки в (Медину.Объединив в Медине своих последователей, Мухаммед повел борьбу с Меккой. Она закончилась заключением мира, по которо­му мекканиы признали власть Мухаммеда и приняли его учение. Постепенно к учению Мухаммеда примкнули все арабские пле­мена. С целью распространения нового вероучения по всему миру арабы начали военные действия против Византии и Ирана. Учение Мухаммеда получило название ислам или мусульман- 1ство. а его последователей называли мусульманами. Наиболее кратко учение ислама гласит: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухам­мед — пророк Его». Мусульмане должны пять раз в день совершать молитву, соблюдать пост в течение месяца рамадан, платить налог в пользу бедных и совершать паломничество (хадж) в Мекку.Основные заповеди ислама, а также высказывания Мухаммеда записаны в Коране. Коран был и сборником законов. Многие му­сульмане почитают также Сунну — сборник изречений пророка и рассказов о его жизни.

Из инета- http://tptthistori.blogspot.ru/p/blog-page_3448.html

Почему национализм оценивается в науке неоднозначно в чем опасность национализма

Почему национализм оценивается в науке неоднозначно в чем опасность национализма

Повесть «Судьба барабанщика» написана барабанщика» Гайдаром в 1938 году. Она рассказывает о суровых испытаниях, выпавших на долю тринадцатилетнего мальчика Сережи Щербачева, барабанщика пионерского отряда. Мальчик гордится своим отцом, который боролся за революцию. Но отца арестовали за растрату казенных денег. Мальчик мечтал быть смелым солдатом-барабанщиком, похожим на маленького французского героя, о котором он читал, но, утратив чувство внутренней ответственности за свои поступки, совершает ряд ошибок, которые приводят его к встрече с преступниками.

В основе сюжета — острый конфликт, который помогает раскрыть внутренний мир главного героя. Стремительно развивающееся действие психологически оправдано: растет цепь ошибок, заблуждений мальчика, оставшегося без родных, без доброты и доверия окружающих. В тональности повести все сильнее звучит мотив тревоги за судьбу ребенка. Автор прослеживает, как день за днем разрушаются в жизни Сережи главные этические нормы. Сюжет развивается от эпизода к эпизоду все напряженнее и напряженнее, кое-где приближаясь к детективному. Однако детективные элементы подчинены главной теме произведения — теме воспитания. В «Судьбе барабанщика» Гайдар применяет форму рассказа от 1-го лица, что позволяет показать переживания героя, дать его самооценку, не обращаясь к авторскому комментарию. Это искренний рассказ мальчика о своих ошибках и заблуждениях.

Внутренние монологи, наблюдения и размышления героя сочетаются с изображением его в действии. Веря в своего героя, Гайдар психологически точно показывает «выпрямление» юного барабанщика. Победили в советском подростке чувство единства с родной страной, память о «хороших солдатских песнях» отца и «желтых полянах в одуванчиках», на которых полегло много бойцов Красной Армии. Ощущение революционной связи со всем советским народом пробудило у Сережи желание жить как все, «прямо и открыто» смотреть людям в глаза.

Сквозь всю повесть проходит романтическая тема барабанщика; она достигает кульминации в одной из последних сцен повести: «И раздался звук, ясный, ровный, как будто кто-то задел большую певучую струну и она, обрадованная, давно никем не тронутая, задрожала, зазвенела, поражая весь мир удивительной чистотой своего тона. Звук все нарастал и креп, а вместе с ним вырастал и креп я.

* «Выпрямляйся, барабанщик! уже тепло и ласково подсказал мне все тот же голос.— Встань и не гнись! Пришла пора!»

Во внутреннем диалоге Сережи побеждает бесстрашный барабанщик, и мальчик в ответственную минуту становится борцом, который не мирится с тем, что бандиты и шпионы на его глазах «уходят куда им угодно». Кульминационная сцена повести — распрямление барабанщика — решена романтическими средствами, и это придает ей высокую эмоциональность. В повести нашли новое развитие темы коммунистического воспитания и борьбы с врагами родной страны.

Источник

Почему национализм в науке оценивается неоднозначно?

Почему национализм в науке оценивается неоднозначно?

В чем его опасность?

Почему национализм оценивается в науке неоднозначно в чем опасность национализма

Мне не очень понятно, что такое национализм в науке.

В ведущих в научном плане странах такого понятия не существует.

В СССР в ведущих вузах и Академии Наук велась подготовка национальных кадров для союзных республик.

Оценивались при этом лишь научные способности аспирантов.

Так что, я полагаю, национализм начинается там, где кончается наука.

Или, может быть, наоборот, наука заканчивается там, где начинается национализм.

Почему национализм оценивается в науке неоднозначно в чем опасность национализма

Однако друг Пушкина первый Русский историк критиковал Петра.

Как вы оцениваете деятельность Петра 1.

Почему национализм оценивается в науке неоднозначно в чем опасность национализма

Как главный герой сказки Алеша оценивал себя до и после того как он получил волшебный дар?

Как главный герой сказки Алеша оценивал себя до и после того как он получил волшебный дар?

Как оценивали его другие люди?

Почему в оценке другими людьми и самооценке Алеши произошли изменения?

Почему национализм оценивается в науке неоднозначно в чем опасность национализма

Почему национализм оценивается в науке неоднозначно в чем опасность национализма

Почему курение опасно для здоровья?

Почему курение опасно для здоровья.

Почему национализм оценивается в науке неоднозначно в чем опасность национализма

Многие учёные и политические деятели называют национализм величайшей угрозой современного мира?

Многие учёные и политические деятели называют национализм величайшей угрозой современного мира.

Почему национализм оценивается в науке неоднозначно в чем опасность национализма

В чем сходство и различие между национализма и патриотизма?

В чем сходство и различие между национализма и патриотизма.

Почему национализм оценивается в науке неоднозначно в чем опасность национализма

Куда относятся эти идеологии(левая, центр, правая)?

Куда относятся эти идеологии(левая, центр, правая)?

Почему национализм оценивается в науке неоднозначно в чем опасность национализма

Национализм детская болезнь корь человечества эссе?

Национализм детская болезнь корь человечества эссе.

Почему национализм оценивается в науке неоднозначно в чем опасность национализма

Аргументируйте свой ответ.

Почему национализм оценивается в науке неоднозначно в чем опасность национализма

Почему труд по разному оценивается?

Почему труд по разному оценивается

Почему национализм оценивается в науке неоднозначно в чем опасность национализма

Почему национализм оценивается в науке неоднозначно в чем опасность национализма

Почему национализм оценивается в науке неоднозначно в чем опасность национализма

Природе без нас было бы лучше. Представьте, как было природе до нас. Не было выхлопных газов от машин. Не было выбросов в воду и атмосферу с заводов. Никто не рвал цветы, листья с деревьев. Не убивали животных ради еды (люди). Никто не лез в ра..

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *