Почему мы говорим что группы характеризуются динамикой
Что такое групповая динамика
Социальная психология выделяет несколько понятий групповой динамики:
Понятия групповой динамики
Понятие «групповая динамика» было предложено К. Левиным. После эмиграции из Германии в Америку К. Левин создал в Массачусетском технологическом институте Центр по изучению групповой динамики. Исследования в этом центре проводились с опорой на некоторые теоретические идеи К. Левина: о природе групп, условиях их формирования, взаимосвязи их с индивидами и другими группами, об условиях их успешного функционирования. Наибольшее внимание уделялось исследованию важных характеристик групп. Изучались нормы, сплоченность, соотношение индивидуальных мотивов и групповых целей, лидерство в группах.
Таким образом, групповая динамика является совокупностью внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, которые дают характеристику всем стадиям существования малой группы: образованию, функционированию, развитию, стагнации, регрессу, распаду.
Задачи социально-психологического анализа
Состав, композиция и структура являются составляющими характеристики особого рода «статики» малой группы. Главная задача социально-психологического анализа – изучить все процессы, происходящие в жизни группы:
Процесс образования малых групп
Рассмотрим процесс образования реальных естественных малых групп. Такие группы присутствуют во всех сферах общественной жизни, поэтому существует большое количество способов их образования. В большинстве случаев они формируются с помощью внешних по отношению к группе факторов, допустим, с помощью развития какого-либо социального института или организации, в пределах которого появляется малая группа. Если выражаться более точно, то малая группа возникает в том случае, когда существует определенная потребность общественного разделения труда и функционирования общества. К примеру, производственная бригада возникнет в том случае, если появится новое производство, школьный класс – когда появится новое поколение в системе образования, спортивная команда – если появится потребность в спорте в каком-либо учреждении.
Малая организованная группа развивается, начиная с низших уровней и постепенно поднимается к высшим. Высшим уровнем развития группы называют коллектив. Между моментами, сбора вместе незнакомых людей для совместной деятельности, и когда малую организованную группу можно назвать коллективом, может часто пройти довольно значительное время. В процессе развития коллектива, группа становится более сплочённой, в ней происходит развитие внутригрупповых связей, которые соответствуют развитию групповой деятельности.
Уровни развития группы
Можно выделить 4 уровня развития группы:
Выделение этих уровней зависит от характера совместной деятельности и степени внутреннего единства при её выполнении. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Ассоциация
Людей объединяет общая цель, но не каждый в равной степени принимает её, производится деятельность группы, однако действия членов этой группы разобщены. Группе постоянно необходимо вмешательство руководителя, актив группы только начинает формироваться. Налаживание межличностных отношений происходит достаточно быстро, однако они приобретают форму приятельских компаний, а не определяются делом.
Кооперация
Действия членов группы определяются большим единством, у них появляются общие взгляды на главные ценности группы, они начинают к ним стремиться. У таких групп существуют реальные и успешно функционирующие организованные структуры. Межличностные отношения и общение происходят на деловом уровне, они определяются общей целью. Но на этом уровне всё ещё недостаточное значение имеет направленность деятельности группы, это становится причиной возможности как положительного движения группы – к коллективу, так и отрицательного – к корпорации.
Коллектив
Главной чертой коллектива является сплоченность. В такой группе мысли, чувства и усилия её членов объединяются стремлением к достижению одной цели. Нормы и ценности в коллективе осуществляются в практических действиях, когда выполняется совместная деятельность. Деловые отношения выполняются чётко, все члены группы слажено взаимодействуют между собой. Межличностные отношения определяются делами, однако они являются достаточно широкими, гуманными, характеризующимися чуткостью и внимательностью, доброжелательностью членов коллектива друг к другу. Все члены коллектива чувствуют себя частью группы, довольны своим положением, готовы к самоотдаче ради общих интересов дела.
Корпорация
Её определяет организационная сплоченность, четкое взаимодействие, однако она по большей части замкнутая, оторванная от других групп. Деятельность такой группы направлена на узкогрупповые цели. Тут отсутствует согласованность цели с целями и задачами общества. Групповые цели иногда являются антисоциальными (например, в религиозных сектах).
Психологический климат
То, как члены группы относятся к общему делу, что они думают друг о друге и о самих себе, определяет её психологический климат. При положительном психологическом климате главными выступают деловые отношения. Они являются базой для взаимопонимания, дисциплинированности, ответственности, взаимной требовательности, взаимопомощи, товарищества и поддержки. Межличностные отношения отличаются теплотой, симпатией, высокой культурой общения, отсутствием психической напряженности и отрицательных эмоций.
Таким образом, групповая динамика в малой группе показывает сложность каждой личности, которая входит в её состав. Она предполагает синергизм при взаимодействии личностей, что является причиной возникновения целостности, представляющей собой что-то большее, чем просто сумму её отдельных членов. В том случае, если мы рассматриваем самую элементарную группу – диаду, то в ней возможно выделение влияния «Я-концепции» одной личности, «Я-концепции» другой личности и их взаимоотношение. Из этого можно сделать вывод, что каждая группа характеризуется особенностью своей динамики.
ГРУППА В ДИНАМИКЕ
Впервые термин «групповая динамика» был использован Куртом Левином в статье «Эксперименты в социальном пространстве», опубликованной в одном из американских научных журналов в 1939 году. По определению этого ученого, групповая динамика — это дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы, которые действуют в данной группе. В результате многолетних исследований групповых процессов были выявлены некоторые общие закономерности функционирования и развития групп различной направленности. Эти закономерности составляют теоретическую базу любой групповой работы.
В современном понимании групповая динамика — это развитие или движение группы, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой и с психотерапевтом, а также внешними воздействиями на группу (Кратохвил, 1978).
В понятие групповой динамики входят шесть основных элементов:
— цели группы;
— нормы группы;
— позиция ведущего;
— структура группы и проблема лидерства;
— сплоченность группы;
— фазы развития группы.
ЦЕЛИ ГРУППЫ
Они зависят, с одной стороны, от того, в какую более общую систему деятельности включена группа, а с другой — от методологической ориентации разработчика программы личностных особенностей группы.
Например, цель групп социально-психологического тренинга — совершенствование уже имеющихся и приобретение новых коммуникативных навыков; цель групп сензитивности — развитие навыков социальной чувствительности и взаимопонимания; цель балинтовских групп — оказание и получение профессиональной поддержки от коллег-психологов, обмен опытом работы и т.д.
Ведущий, наряду с явными, декларируемыми целями, может преследовать свои, скрытые цели, осознаваемые им в разной степени. Наличие скрытых целей может принести участникам группы значительный вред, поэтому ведущий должен ясно осознавать свои личностные особенности, потребности и проблемы, с тем чтобы минимизировать их влияние на групповой процесс или же использовать их в качестве союзников. Иными словами, ведущий группы должен быть психотерапевтически проработан и иметь опыт работы в группе в качестве участника.
НОРМЫ ГРУППЫ
Представляют собой несколько неписаных правил, определяющих, что в рамках группы допустимо, а что нет. Таким образом, нормы выступают в качестве регулятора поведения участников и задают правила взаимодействия.
В структурированных группах с четко определенными целями нормы, как правило, задает ведущий, предлагая участникам дополнить представленный перечень.
Нормы могут касаться активности участников (например, обязательность выполнения упражнений каждым участником), временных аспектов работы (запрет на опоздания), правил поведения (не говорить о присутствующих в третьем лице), прав участников (о чем-то не говорить, просить помощи у группы). Иногда за нарушение норм назначаются санкции, которые чаще всего носят шутливый характер и способствуют развитию необходимых навыков и групповой сплоченности (например, каждый опоздавший должен сделать комплимент остальным участникам).
Нормы, предлагаемые участниками группы, могут противоречить целям группы или нормам, заданным ведущим, поэтому ведущий должен разъяснить участникам свою позицию по этому поводу и не допустить принятия «неправильных» норм.
Для того чтобы нормы выполнялись, нередко приходится прилагать значительные усилия. Особенно это важно для обучающих групп, поскольку через следование нормам происходит присвоение необходимых поведенческих навыков.
В группах неструктурированных, не имеющих четко выраженных целей (например, группы встреч или Т-группы) нормы формируются участниками в процессе групповой работы. При этом наш опыт проведения «свободных» динамических групп со студентами показывает, что при выработке норм участники стараются ориентироваться на ведущего, старательно избегая ответственности за принятие каких-либо решений относительно деятельности группы.
ПОЗИЦИЯ ВЕДУЩЕГО
Определяется целями группы и личностным стилем руководителя. При этом чем более структурирован групповой процесс, тем более директивен ведущий.
Директивный стиль руководства характерен для групп поведенческого тренинга, направленных на приобретение конкретных навыков.
Кратохвил описывает пять основных ролей группового психотерапевта, которые применимы и к другим направлениям групповой работы:
— лидер — открыто проявляет свою власть, оказывает постоянное воздействие на членов группы;
— аналитик — ведет себя пассивно, не проявляет себя, не выражает никаких чувств и оценок с целью формирования реакций переноса и выражения агрессивных чувств. По мере формирования и проявления необходимых реакций начинает интерпретировать поведение участников;
— комментатор — время от времени обобщает и комментирует все, что происходит в группе. Служит своеобразным зеркалом, отражающим происходящие процессы;
— эксперт — о своих чувствах не говорит, но время от времени стимулирует групповой процесс, предлагая что-либо сделать. Координирует обсуждение, вовлекает в него пассивных участников, объясняет все, чего участники не знают, и обучает тому, что они не умеют;
— аутентичная личность — ведет себя как один из членов группы, выражает свои подлинные чувства.
Роль ведущего может меняться на разных этапах существования группы в зависимости от решаемых задач.
ПОЗИЦИЯ УЧАСТНИКА
Участники группы также могут занимать разные позиции. Широко известна классификация групповых ролей Р. Шиндлера:
— лидер — побуждает группу к действиям, ведет за собой;
— эксперт — имеет какие-то знания или навыки, которые вызывают уважение, анализирует, высказывает собственное мнение;
— конформист — пассивный участник, избегающий ответственности и стремящийся остаться незаметным. Часто во всем соглашается с лидером;
— аутсайдер — отстает от группы в силу слабых способностей или страха самовыражения;
— оппозиционер — противник, активно выступающий против лидера.
Роли, демонстрируемые участниками в групповом процессе, как правило, отражают реальную жизненную позицию человека. Одной из задач многих групп является расширение репертуара ролей, играемых людьми в различных жизненных ситуациях.
СПЛОЧЕННОСТЬ
Под сплоченностью понимается взаимное тяготение членов группы друг к другу. Это универсальное групповое явление наблюдается во всех тренинговых группах.
К. Левин определяет сплоченность как результат действия положительных сил взаимного притяжения и отрицательных сил взаимного отталкивания. Развитию сплоченности уделяется особое внимание, поскольку она является важным фактором успешности участников в достижении групповых задач. Для стимулирования сплоченности используют специальные психотехнические приемы, направленные на совместное переживание сильных положительных или отрицательных эмоций. Сплоченность ведет к созданию в группе атмосферы безопасности, снижению психического напряжения, установлению искренних, доверительных отношений между участниками.
Следует помнить, что важно поддерживать динамическое равновесие между сплоченностью и напряжением, иначе группа может остановиться в своем развитии, не достигнув значимых групповых целей. Поэтому в ряде случаев сплоченность можно рассматривать как сопротивление изменениям, которое нуждается в специальном осознании и проработке.
ФАЗЫ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ
Это периоды групповой деятельности, отличные друг от друга позициями и чувствами участников, определяющими психологическую атмосферу в группе.
Обычно выделяют три фазы развития группы.
Ориентация и зависимость. Группа встревожена, обеспокоена, зависима. Члены группы ждут от ведущего инструкций и указаний. Иногда на этой фазе развивается псевдосплоченность, вызванная стремлением снизить уровень напряжения. Участники заняты обсуждением второстепенных или общеизвестных вещей.
Конфликты и протест. Эта фаза характеризуется конфликтами между членами группы и группы с руководителем. Особенно явно проявляются протестные реакции в слабоструктурированных группах. Опыт работы показывает, что в нашей культуре людям гораздо легче выражать негативные, отрицательные чувства, чем положительные. Некоторые ведущие специально провоцируют участников на открытое выражение агрессивных чувств, чтобы показать, что агрессия — это не всегда плохо. Принятие агрессии ведущим способствует снижению напряжения и увеличению чувства безопасности у членов группы.
Сплоченность и сотрудничество. На этой фазе развиваются сплоченность, искренность, открытость, спонтанность. Повышается ответственность и активность участников, что способствует целенаправленной групповой деятельности.
По мнению Кратохвила, группа не всегда проходит три фазы развития. Возможен путь, где ведущий сначала организует и направляет активность группы, помогает выработать нормы, а затем постепенно с позиции руководителя переходит на позицию наблюдателя.
В кратковременных группах (8—18 часов) трудно в полной мере отследить эволюцию фаз групповой работы. В более продолжительных группах, особенно ориентированных на личностное развитие участников, эти фазы наблюдаются достаточно четко.
Наш опыт проведения различных тренинговых групп показывает, что законы групповой динамики по-прежнему действуют. На них не влияют ни погода, ни изменение политической ситуации. С одной стороны, это дает ощущение стабильности, а с другой — сообщает о том, насколько сильно мы зависим от кого-то. Есть над чем подумать.
Динамика группы
Динамика группы – это социально-психологические процессы приводящие группу в определенные состояния посредством различных групповых механизмов и обеспечивающие ее формирование, функционирование и развитие. В зарубежной социальной психологии существует целое направление исследований, получившее название «Групповая динамика». Основателем этого направления был американский психолог К. Левин.
В отечественной социальной психологии также занимаются проблемами динамики групп. Представление о динамике группы предполагает рассмотрение следующих вопросов:
Групповой процесс – это совокупность последовательных спонтанных или целенаправленных действий членов группы, направленных на достижение определенного результата деятельности. Групповые процессы совершаются под влиянием внутренних и внешних условий. Они различаются по времени протекания и интенсивности воздействия на личности членов группы. Групповые процессы могут быть двух типов: процессы развития и процессы функционирования. Процессы развития обусловливают переход группы к качественно новому состоянию. Процессы функционирования обеспечивают стабильность достигнутого качественного состояния группы и постепенное накопление количественных изменений. Когда такое накопление происходит – осуществляется качественный скачок, т.е. процесс функционирования переходит в процесс развития.
Стержнем групповых процессов является процесс решения групповой задачи в ходе совместной деятельности. Он интегрирует и подчиняет себе другие процессы, происходящие в группе. По мнению 3.А. Богданова, в число основных групповых процессов входят: коммуникация, управление, адаптация, соревнование, консолидация, эмоциональная идентификация, принятие решения.
Групповое состояние – это относительно статический момент динамики группы, характеризующийся устойчивостью, закрепленностью и повторяемостью действий и психических состояний членов группы, а также социально-психологических особенностей их взаимоотношений и взаимодействия.
Групповые состояния возникают под действием групповых процессов и в определенной степени фиксируют момент завершенности того или иного процесса. Они также различаются по длительности интенсивности. Рассмотрим основные групповые процессы и состояния. Первый процесс: общение – это взаимный обмен между членами группы информацией, действиями, состояниями, личностным содержанием и пр. Общение как сложный процесс человеческих взаимоотношений включает в себя следующие компоненты:
В основе персоноакции лежат такие личностные механизмы, как персонификация и идентификация. Персонификация – это перенесение своего «Я», своих личностных качеств на другого человека, сравнение себя с ним. Идентификация, напротив, – перенесение личностных качеств другого на самого себя. В структуре процесса общения персоноакция – редкое явление. Однако она крайне необходима в педагогическом процессе, поскольку воспитать и сформировать личность ученика способна только личность учителя.
Для того чтобы процесс общения проходил эффективно, людям необходимо обладать определенным набором коммуникативных умений и навыков. Систему коммуникативных умений можно представить следующим образом:
Процесс общения является предпосылкой готовности группы к совместной деятельности.
Первое состояние: подготовленность – характеризуется степенью подготовки и готовности членов группы к решению поставленной задачи и формируется на основе процесса общения. Процесс общения в группе может быть описан как континуум по следующим параметрам:
В свою очередь, степень подготовленности группы к совместной деятельности можно охарактеризовать в континууме: нулевая – минимальная – средняя – максимальная. В зависимости от степени подготовленности группы к совместной деятельности специфики общения можно предложить новую типологию малых групп.
Акциденция (лат. accidentia – случайность) – группа случайно встретившихся, собравшихся, ранее не знакомых людей (например, пассажиры автобуса). Общение в такой группе случайное, кратковременное, не профессиональное, но регламентированное культурными нормами. Естественно, оно не дает группе возможности подготовиться к совместной деятельности. Русским эквивалентом названия такой группы может служить слово «сборище».
Комиция (лат. comitia – собрание) – группа людей свободных, не имеющих взаимных обязательств друг перед другом и собравшихся для обсуждения какой-либо проблемы (например, группа акционеров). Общение в такой группе ситуативно, кратковременно, не профессионально. Но люди устанавливают определенный регламент своего общения (процедуру, органы управления собранием и пр.), и каждый может индивидуально подготовиться к участию в совместной деятельности.
Компания (от франц. campagnie) – группа людей, проводящих вместе свободное время (например, друзья). Их общение целенаправленное, периодическое, согласованное, но не профессиональное. Они готовятся к своему участию в групповой деятельности, но их подготовка минимальна.
Коалиция (лат. coalitio – объединение) – объединение людей на основе взаимных соглашений (например, группа специалистов). Подготовка такой группы к совместной деятельности будет средней, поскольку от них не требуется работать постоянно в едином ритме, с четко согласованными и отлаженными действиями, каждый работает над своей проблемой.
Команда (от франц. commande) – крепко сплоченная группа людей, специально подготовленных для совместной работы (например, спортивная команда). Эта группа отличается от коалиции тем, что люди работают совместно над одной проблемой и специально подготовлены для совместной деятельности, т.е. прошли особый курс обучения и тренировки совместных, слаженных действий. Особым типом команды является когорта.
Когорта (от лат. cohortis) – группа специально подготовленных людей для выполнения агрессивных действий (например, группа специального назначения). В такой группе резко возрастает чувство ответственности за действия и жизнь своих товарищей.
Безусловно, состояние готовности к совместной деятельности не может быть достигнуто без взаимного обмена информацией, мнениями, установками и опытом. Но на формирование состояния подготовленности влияет комплекс всех групповых процессов, а не только общение.
Второй процесс: консолидация – это согласование членами группы в ходе совместной деятельности целей, норм, средств и способов деятельности. Процесс консолидации проходит несколько этапов:
Процесс консолидации строится на основе процесса общения, способствует подготовленности группы к деятельности и, в итоге, определяет направленность группы на решение задачи.
Второе состояние: направленность – характеризуется четким, согласованным и интериоризированным осознанием членами группы ее целей, интересов, норм, способов и средств деятельности, а также критериев оценки результатов. Направленность предполагает, что группа будет заниматься именно тем делом, которое не просто необходимо, например обществу или начальству, а стало потребностью каждого члена группы. Психологически направленность группы выражается в мотивации ее членов на совместную деятельность и достижение конечного результата. В поведенческом плане направленность видна в осуществлении совместных действий по выполнению задания.
Третий процесс: лидерство – это управление группой в ходе решения групповой задачи. Наука о лидерстве называется аркологией (от греч. archos – правитель). Ее целью являются создание системы факторов, определяющих лидерство, изучение его специфики в различных группах. Основной вопрос аркологии: в силу каких факторов человек становится лидером группы? Много исследований посвящено этой проблеме в зарубежной социальной психологии. В целом можно выделить три концептуальных подхода: психоаналитический, персонологический, ситуативный.
I. Психоаналитический подход
Этот подход к лидерству берет начало из учения 3. Фрейда о трехуровневой структуре личности и опирается на его концепцию идентификации. Психоаналитическая классификация типов лидерства принадлежит Ф. Редлу. Методологическая формула подхода состоит в следующем: взаимоотношения людей всегда затрагивают область осознания их «эго-идеала», и благодаря этому люди идентифицируют себя с другими. Лидерство рассматривается психоаналитиками как явление эмоционального подчинения одного человека другому в результате идентификации «я-идеала» с объектом влечений, симпатий, любви, страха и т.д. Лидер, по их мнению, – это центральная личность, управляющая групповыми эмоциями. В основе этого процесса лежит способность лидеров притягивать к себе, вызывать чувство восхищения, обожания, преклонения, любви. Поклонение сотни людей одной и той же личности может сделать эту личность их лидером. Появление лидера вызывает процесс «кристаллизации» группы, т.е. оформления ее четкой структуры. Лидер как центральная личность является фокусом эмоциональных взаимоотношений, осью группообразования. В зависимости от того, на каком уровне личности строится процесс идентификации, выделяются 8 типов лидеров. Первый уровень – «супер-эго». Если окружающие люди ассоциируют себя с центральной личностью на уровне «супер-эго»;
сознания, совести и «эго-идеала», то возможна их идентификация следующими образами:
Б. На основе страха:
Второй уровень – «это». Здесь центральная личность выступает как «эго-поддержка», образец для формирования «я-концепции», способ и средство эмоциональной защиты своего «эго».
А. На основе удовлетворения потребностей:
Б. На основе эмоциональной защиты «это»:
В. На основе подражания:
Третий уровень – «оно». Лидер является для остальных членов группы объектом неосознанных влечений.
А. На основе неосознанных сексуальных влечений:
Б. На основе неосознанных агрессивных влечений:
Неофрейдисты обратили внимание на взаимодействие личности ее социального окружения. Однако одностороннее толкование лидерства как процесса идентификации членов группы с центральной личностью не позволило им в полной мере объяснить сущность процесса лидерства.
II. Персонологический подход
Подход к лидерству с точки зрения изучения личности развиваются постепенно. Первую попытку объяснения феномена лидерств можно назвать «теорией ориентации на великих личностей».
«Теория ориентации на великих личностей». Такого взгляда на природу лидерства, например, придерживался русский психолог Н.К. Михайловский. В статье «Герои и толпа», опубликованной в 1882 году, он утверждал, что лидер в группе потому и является лидером, что обладает универсальными, общими для всех лидеров чертами. Такие черты он приобрел, подражая «великой личности». Все лидеры (по его терминологии – герои) имеют общие личностные черты, присущие только им. Эти черты формируются у человека благодаря подражанию «великой личности».
Однако развитие психологических методов – эксперимента и тестирования – зародило сомнение в правильности этой теории. Было обнаружено, что люди, играющие роль лидера в группах, имеют различные личностные черты, присущие не только им, но и другим людям. Личность лидера не является «слепком», «великой личностью в миниатюре». Каждый лидер обладает и своими индивидуальными особенностями, Следовательно, необходимо было искать иные способы толкования феномена лидерства.
Толчок к дальнейшему изучению лидерства дала первая мировая война. Появились исследования, касающиеся лидерства в армии, особенностей поведения офицерского состава и пр. Усложнение задач управления производством в послевоенные годы потребовало расширения исследований в области организационной психологии, в частности лидерства как одного из способов ситуативного управления. Социологи и психологи стали изучать черты личности, которые обеспечивают человеку роль лидера в группе.
«Теория черт личности лидера». Эта теория признавала уникальность и врожденность качеств лидера. Над ее развитием работали такие крупные социологи, как М. Вебер, Э. Кац, Э. Богардус, П.Ф. Лазарсфельд. Они изучали лидеров в различных социальных группах, определяли черты их личности и составляли сводные таблицы. Э. Богардус выделил десятки черт, которыми обладает лидер, в частности чувство юмора, энергия, такт, ум, характер, способность привлекать к себе внимание. Признавалось, что черты лидерства передаются по наследству, и таким образом оказывалось, что лидерство является не результатом социальных отношений в группе, а врожденным стереотипом поведения. В 1940 году американский ученый Б. Бэрд опубликовал работу «Социальная психология», где обобщил все имеющиеся к тому времени исследования в области «теории черт». Он проанализировал 12 исследований лидерства и обнаружил 79 черт, присущих лидерам. Из них только 5% черт упоминалось во всех работах, остальные упоминались однажды или дважды в оной или двух работах. Бэрд пришел к выводу, что «теория черт» не может объяснить природу лидерства и предложил изучать не только лидерство, но и другие групповые процессы.
III. Ситуативный подход
В рамках этого подхода возникло несколько теорий лидерства.
Теория лидерства как функции группы. Основателем данной теории является Дж. Хоманс. Он определяет лидера как человека, наиболее полно отражающего групповые ценности, и считает, что каждая социальная группа – это группа «ведомых», нуждающихся в лидере. Такая группа выбирает лидера, способного удовлетворить ее потребности, поставить перед ней цель, решить задачи.
А. Бевелас в книге «Лидерство: человек и фикция» различает «теорию черт» и теорию лидерства как функции группы и отмечает, что первая теория ссылается на специфическую комбинацию личностных характеристик, а вторая – на распространение власти. Для того чтобы понять процесс лидерства, важно знать условия, при которых обе идеи объединяются вместе.
Теория ситуативного лидерства. Основателем этой теории является Р. Стогцилл. В 1948 году опубликована его работа «Личностный фактор, связанный с лидерством», где предложено рассматривать лидерство в динамическом аспекте. Проанализировав 124 исследования представителей «теории черт», он обнаружил еще большую путаницу, чем Б. Бэрд. Стогдилл считает, что личность становится лидером не в силу своих особых черт и потребностей членов группы, а в силу ситуации. Экспериментально он установил, что одна и та же личность в одной и той же группе становится лидером в одной ситуации и не становится – в другой.
Но и теория ситуативного лидерства не смогла логично объяснить природу лидерства. Критикуя эту теорию, Ф. Селзник в книге «Лидерство в администрации» пишет, что нельзя рассматривать лидерство как функцию ситуации, так как изменение ситуации не приводит к изменению природы лидерства. Если бы это было так, то изучение лидерства было бы бессмысленно.
В целом процесс лидерства представляет собой социально-психологический способ управления группой в ходе решения групповой задачи. Он приводит группу к такому состоянию, как организованность.
Третье состояние: организованность – характеризуется четким распределением ролей и статусов в группе и соответственно наличием формальной и неформальной структуры. Организованность основывается на четком выполнении каждым членом группы своих обязанностей, которые заданы его статусом и ролью. Группа будет организованной, если каждый ясно осознает и понимает групповые ожидания и требования к своему ролевому поведению. Если ролевое поведение одного из членов группы нарушается, т.е. он начинает делать не то, что требуется в данной ситуации, и не так, как необходимо для решения задачи и было согласовано членами группы ранее ходе процесса консолидации, то тогда возникает ролевой конфликт и организованность группы нарушается. Ролевой конфликт – это ситуация несогласованности ожиданий и требований, которые предъявляются к личности, играющей ту или иную роль. Степень организованности группы обусловливает скорость и эффективность решения групповых задач.
Четверти и процесс: конкуренция – это развитие взаимоотношений людей по поводу успехов в деятельности. Конкуренция характеризуется стремлением членов группы выразить себя, самореализоваться в деятельности и в то же время превзойти других. В процессе конкуренции проявляется или сотрудничество, или соперничество людей друг с другом. Если же члены группы стремятся наиболее полно проявить себя и чем-то стать лучше, профессиональнее остальных, но при этом помогают друг другу, то в процессе конкуренции складываются отношения сотрудничества. Если же члены группы стремятся самовыразиться и самоутвердиться за счет других членов группы, то тогда складываются отношения соперничества. Дойч сформулировал закон межличностных отношений: «Характерные процессы и эффекты, обусловленные определенным типом социального (кооперативным или конкурентным), имеют тенденцию усиливать вызвавший их тип социального отношения. Стратегия силы, тактика угрозы или обмана являются как результатом, так и предпосылкой конкурентных связей. Стратегия единства, тактика убеждения порождаются кооперативной ориентацией и в реальности создают ее. «Кооперация вызывает кооперацию, конкуренция – конкуренцию» – упрощенно формулирует свой закон М. Дойч и в серии экспериментов доказывает его.
Конкуренция бывает двух видов: личная и безличная. Личная конкуренция возникает, когда два или более человека одновременно в одном и том же месте соревнуются друг с другом по поводу эффективного решения одной и той же задачи. Например, два рабочих на фрезерном станке состязаются в том, кто быстрее обработает одно и то же количество деталей и получит звание «Лучший по профессии». Безличная конкуренция возникает тогда, когда люди соревнуются с эталоном, идеалом, мировым рекордом и каждый стремится сделать свою работу как можно лучше.
Групповая конкуренция выполняет две психологические функции:
ориентирующую и стимулирующую. Ориентирующая функция состоит в том, что в процессе конкуренции его участники более четко видят цели и задачи своей деятельности, а главное – результаты своего труда и имеют возможность постоянно оценивать эти результаты, корректировать свои цели, нормы, совершенствовать средства и способы деятельности. Стимулирующая функция конкуренции основывается на сопоставлении результатов труда. В процессе конкуренции важное значение имеет принцип сравнимости целей и результатов, поскольку для того чтобы стать стимуляторами деятельности, цели и результаты должны быть выражены в понятной и сопоставимой форме. Процесс конкуренции является источником индивидуальной и групповой активности.
Четвертое состояние: активность – характеризуется способностью группы совершать общественно значимую деятельность и выражается в степени реализации физического и интеллектуального потенциала ее членов. В зависимости от цели деятельности можно выделить четыре типа групповой активности:
Активность как определенное групповое состояние характеризует степень включенности членов группы в совместную деятельность и объем физических и интеллектуальных усилий, затрачиваемых группой на достижение результата. Вспомним Г. Эмерсона, который говорил, что истинная производительность труда дает максимальные результаты при минимальных усилиях. Поэтому для того, чтобы групповая активность давала максимальные результаты и не превышала групповые и индивидуальные возможности, а находилась в пределах разумного, необходимо в первую очередь направлять ее на проведение согласовательных процедур и только затем – на осуществление самой деятельности. Согласовательные процедуры предполагают достижение договоренности членов группы о целях и технологии деятельности, структуре группы и распределении ролей, режиме труда – времени, нормах и пр. Они позволяют минимизировать трудовые усилия, добиться высокой производительности труда и достигнуть поставленной цели.
Пятый процесс: адаптация – то взаимное приспособление членов группы друг к другу и к социальной и производственной среде. Социальная адаптация – более сложное явление по сравнению с простым приспособлением. Ее следует рассматривать как определенную совокупность приспособительных реакций, как стабильный, хорошо организованный способ решения типичных ситуаций. Социальная адаптация отражает уровень освоения человеком технологии профессиональной деятельности. Адаптированный человек не только четко представляет себе результат будущей деятельности, обладает необходимыми знаниями, умениями и навыками, соблюдает очередность операций, о и затрачивает оптимальное количество физических и интеллектуальных усилий для решения поставленной задачи.
В социальной психологии выделяют два вида адаптации. Профессиональная адаптация – это определенный уровень овладения профессиональными навыками и умениями, формирование профессионально обходимых качеств личности, развитие устойчивого положительного интереса и отношения к избранной специальности. Социально – психологическая адаптация – это включение работника в систему взаимоотношений, характеризующих конкретную группу. Социально-психологическая и профессиональная адаптации неразрывно связаны между собой и влияют друг на друга. Исследования показывают, что скорость и качество усвоения профессиональных знаний и навыков обусловлены особенностями социально-психологической адаптации на предприятии.
Результатом эффективного протекания процесса адаптации является формирование такого группового состояния, как сплоченность. Если же процесс адаптации затруднен, проходит сложно и болезненно, то группа отличается конфликтностью.
Пятое состояние: сплоченность характеризуется устойчивостью и единством межличностных взаимоотношений и взаимодействий, что обеспечивает стабильность и преемственность деятельности группы.
В теории групповой динамики, разработанной К. Левиным, сплоченность является ключевым понятием. К. Левин определял сплоченность как «тотальное поле сил, заставляющее участников оставаться в группе». В основе сплоченности, по его мнению, лежит возможность группы удовлетворять потребности людей в эмоционально насыщенных межличностных связях. Результатом групповой сплоченности является жесткий групповой контроль над взглядами и поступками ее членов, строгое соблюдение групповых норм, высокая степень принятия людьми групповых ценностей, устанавливается атмофера внимательного отношения и взаимной поддержки, формируется чувство групповой принадлежности, что способствует стабильности и устойчивости взаимоотношений в группе в стрессовых ситуации (см. К. Рудестам, 1998).
Эксперименты М. Шерифа в двух детских лагерях скаутов явили способы создания сплоченных групп. Первый, создание враждебных отношений между двумя лагерями, возникновение чувств «мы и они». Второй, постановка единых для группы целей и интериоризация их членами группы. Третий, совместная деятельность членов групы, направленная на достижение цели. Сплоченность предполагает готовность членов группы поддерживать друг друга в совместной деятельности и в стрессовых ситуациях.
Предпосылками сплоченности являются срабатываемость и совместимость членов группы. Срабатываемость основана на согласованности действий и процессе совместной трудовой деятельности. Она представляет собой одновременно и процесс, и результат совместной работы. На основе срабатываемости формируется совместимость. Она возникает как итог достаточно продолжительного взаимодействия людей, характеризующегося удовлетворенностью их друг другом. Совместимость формируется на трех уровнях: психофизиологическом, психологическом и социально-психологическом.
Психофизиологическая совместимость предполагает удовлетворенность людей друг другом на основе схожести таких индивидных характеристик, как время реакции, скорость и интенсивность протекания психических процессов и пр. На этом уровне совместимость зависит в основном от темперамента взаимодействующих людей. Так, например, если на конвейере рядом работают холерик и флегматик, то их совместно-последовательная деятельность будет затруднена.
Психологическая совместимость предполагает удовлетворенность людей друг другом на основе подобия или различия характерологических свойств, качеств личности, способностей, интеллектуального потенциала (при различных психических свойствах она может сформироваться за счет их взаимодополнения). Такая совместимость важна, например, в семье, группе друзей и пр.
Социально-психологическая совместимость предполагает сходство ценностных ориентации и диспозиций, идеалов, принципов, уровня профессиональной подготовки и образования. Она важна в деятельности трудовых коллективов и служит основой их сплоченности.
Групповая сплоченность проявляется в создании единой социально-психологической общности людей, входящих в группу, и предполагает возникновение системы свойств группы, препятствующих нарушению ее психологической целостности. К таким свойствам обычно относят:
Шестой процесс: принятие решения – это разработка технологии совместной деятельности с целью достижения конечного результата. Процесс принятия решения в группе может осуществляться двумя способами: единоличное принятие решения руководителем (лидером) группы и коллективное принятие решения.
Единоличное принятие решения руководителем имеет ряд достоинств и недостатков. Такой способ принятия решения целесообразен в стрессовых, экстремальных ситуациях, в условиях военного времени. Он эффективен только тогда, когда основные параметры технологии деятельности продуманы и проработаны группой заранее. Единоличное принятие решения характеризует авторитарный стиль руководства. Недостатком его является то, что исполнители не принимают участия в выработке решения и поэтому не несут ответственности за результаты деятельности.
Коллективное принятие решения в большей степени влияет на последующее поведение людей, которые принимали участие в его выработке. Однако здесь требуется достаточно много времени, поскольку обсуждение в группе предполагает всестороннее рассмотрение проблемы и выбор лучших вариантов. Принятие коллективного решения зависит от характера решаемой задачи, особенностей межличностных отношений, заинтересованности участников обсуждения в решении этой задачи. Оно возможно двумя путями: а) совещания или собрания и б) дискуссии.
В процессе принятия решения члены группы сталкиваются со следующими вопросами: