Почему мережковский считает что стихотворение тютчева есть только половина истины
Почему Мережковский считает, что в стихотворении Ф. И. Тютчева «Silentum!» выражена только часть истины.
Не секрет, что свои ранние произведения Федор Тютчев создавал исключительно для себя, формулируя таким необычным образом свои мысли и чувства. Будучи дипломатом и достаточно известным государственным деятелем, он не стремился к литературной славе. И лишь уговоры одного из сослуживцев, считавшего, что стихи Тютчева действительно восхитительны, заставили поэта опубликовать некоторые из них.
Среди первых произведений, которые были напечатаны в российских журналах, стоит отметить стихотворение «Silentium!», название которого в переводе с латинского означает «Молчи!». Это произведение претерпело несколько редакций, так как автор считал его довольно откровенным и очень личным для того, чтобы представлять на суд читателей. Тем не менее, именно это произведение принесло начинающему поэту и состоявшемуся дипломату славу очень тонкого, романтичного и не лишенного философских мировоззрений литератора.
Стихотворение «Silentium!» увидело свет в 1830 году, однако предполагается, что создано оно было гораздо раньше. И поводом для написания столь необычного как по форме, так и по содержанию произведения послужила женитьба Тютчева на Элеоноре Петерсон через несколько лет после поступления на дипломатическую службу. Поэт был безумно влюблен в свою молодую жену и после свадьбы считал себя по-настоящему счастливым человеком. Однако предчувствие неминуемой беды все же не давало Тютчеву покоя. Именно осмыслению своих тревог и переживаний, попыткам понять, что же именно вызывает в нем смутное чувство тревоги, посвящено стихотворение «Silentium!».
Начинается оно весьма нетипично для поэта, которому впоследствии суждено было стать родоначальником русского романтизма. Первые строчки – это призыв молчать, скрывая свои чувства и мысли, что можно объяснить родом деятельности Тютчева-дипломата. Однако далее поэт развивает свою мысль, отмечая, что мечты напоминают ему звезды в ночи, которые также эфемерны и далеки. Поэтому автор призывает, обращаясь к неизвестному собеседнику: «Любуйся ими – и молчи!». Под вторым участником этого странного диалога многие исследователи творчества Тютчева подразумевают его супругу Элеонору. Однако обращения поэта адресованы не женщине, а мужчине. С учетом того, что Тютчев свои первые стихи вообще не планировал кому-либо показывать, нетрудно догадаться, что эту необычную беседу автор ведет сам с собой. И именно самому себе он приказывает молчать, считая, что только таким способом сможет защитить свое личное счастье, свои надежды и мечты от посягательств. При этом поэт указывает на то, что «мысль изреченная есть ложь», и в этой фразе содержится намек на библейские истины, которые гласят, что мысли человека подвластны лишь Богу, а слова способен подслушать дьявол. Судя по всему, Тютчев отчаянно чего-то боится, и этот страх заставляет его замыкаться в себе, быть гораздо более сдержанным в беседах, поступках и суждениях.
Если сопоставить факты, то получается, что именно в это время поэт знакомится со своей будущей супругой и делает ей предложение. Он не тешит себя надеждой, что урожденная графиня Ботмер согласиться стать его женой. Однако, вопреки ожиданиям, получает разрешение на брак со стороны родственников Элеоноры и долгое время не может поверить своему счастью. Тютчев настолько благодарен судьбе за этот неожиданный подарок, что боится спугнуть лишним словом или же мыслью свое семейное благополучие. Именно поэтому, изредка отрываясь от своих «таинственно-волшебных дум», поэт приказывает себе: «Внимай их пенью – и молчи!». Автор словно бы предчувствует, что его личному счастью не суждено длиться вечно. И действительно, в 1838 году, после неудачного возвращения в Россию, сопровождавшегося крушением парохода, Элеонора Тютчева умирает на руках у поэта. Таким образом, его опасения становятся реальностью. По воспоминаниям очевидцев
[67] Из стих. «Encyclica».
[68] Из стих. «Как птичка раннею зарей…».
[69] Из стих. «Брат, столько лет сопутствующий мне…».
[70] Цитируется статья Ф.Ф. Тютчева (сына поэта и Е.А. Денисьевой) «Федор Иванович Тютчев (Материалы к биографии)». — Исторический вестник. 1903. № 7. С. 185—203; подпись Ф.Т.
[71] Из стих. «Последняя любовь».
[72] Из стих. «На годовщину 4 августа 1864 года».
[73] Из стих. «Есть и в моем страдальческом застое…».
[74] Из стих. «О, этот Юг, о, эта Ницца!»
[75] Из стих. «Вечер мглистый и ненастный…».
[76] Псевдоним Б.В. Савинкова (1879—1925), с 1903 г. эсера, руководителя террористических актов, впоследствии белоэмигранта.
[77] Из стих. Некрасова «Рыцарь на час».
[78] Аэндорская волшебница — персонаж Ветхого Завета, колдунья из Аэндора (Эйн-Дор), вызвавшая по просьбе царя Саула накануне решающей битвы дух покойного пророка Самуила для предсказания судьбы (I Царств, 28:13).
[79] Из стих. Тютчева «Вчера, в мечтах обвороженных…».
[80] Из стих. Некрасова «Сеятелям».
[82] Из стих. Тютчева «Не знаю я, коснется ль благодать…».
[83] Из стих. Тютчева «Вновь твои я вижу очи…».
[84] Из стих. Некрасова «Рыцарь на час».
[85] Из стих. Тютчева «В толпе людей, в нескромном шуме дня. »
[86] Из стих. Тютчева «Ты зрел его в кругу большого света…»
[87] Из письма П.А. Вяземскому (не позднее 24 мая 1826 г.).
[88] Ницше. Песнь Заратустры (из четвертой части кн. «Так говорил Заратустра»).
[89] Из стихотворения Гёте «Певец».
[90] Ср.: «И роешь и взрываешь в нем/ Порой неистовые звуки!.» (из стих. Тютчева «О чем ты воешь, ветр ночной…»).
[91] Из стих. Пушкина «Поэту».
[92] «Но всё, что относится к политике, писано только для черни. (франц). Из письма Пушкина к брату Льву (Конец января — первая половина февраля 1825 г.).
[93] Цитируется письмо Тургенева к редактору «Вестника Европы» М.М. Стасюлевичу в ответ на фельетон «Иногороднего обывателя» (Б. Маркевича) в «Московских ведомостях»; письмо напечатано в «Вестнике Европы» (1880, № 2).
[94] Из стих. Тютчева «14 декабря 1825 г.».
[95] Из стих. «Пуская чуть слышен голос твой…».
[96] Из письма Тургенева Я.П. Полонскому 29 января 1870 г.
[97] Из письма Полонскому от 13 января 1868 г.
[98] Из письма Л. Толстого к Н.Н. Страхову 27 января 1878 г.
[99] Из письма Герцена к Тургеневу от 30 декабря 1856 г.: «Я нахожу и находил в нем сильный талант, хотя сопряженный с какой-то злой сухостью и угловатой обрывчатостью ».
[100] Из письма Белинского к И.С. Тургеневу от 19 февраля 1847 г.
[101] В статье «Стихотворения Некрасова» А.А. Григорьев упоминал разбор стих. Некрасова «Так, служба! Сам ты в той войне…» критиком «Русского слова» В. Крестовским и писал, обращаясь к нему: «Ведь одностороннее представление события, представление, лишающее событие его настоящей, то есть общей правды, то есть поэтической и исторической правды, может быть прощено больному и раздраженному человеку, а не поэту. И не жалейте вы, пожалуйста, что не оценила критика этого стихотворения Некрасова, а пожалейте лучше, что больной поэт не исключил несколько желчных пятен из ряда своих высоких созданий. И не этим дорог нам Некрасов, то есть не таким беспощадным отношением к действительности».
[102] Цитируется предисловие Л. Толстого к роману фон Поленца «Крестьянин».
[103] Ср.: «Некрасов был поэт по преимуществу, если даже не исключительно, дидактический; он творил холодно, обдуманно и строго сознательно, с определенной, наперед намеченной целью, с известной тенденцией, в хорошем смысле этого слова; он знал и сознавал мысль каждого своего произведения и мог предсказать, какие мысли оно возбудит в читателе». — М.А. Антонович. Несколько слов о Николае Алексеевиче Некрасове.
[104] Достоевский посвятил памяти Некрасова большую часть декабрьского выпуска «Дневника писателя» за 1877 год.
[105] Из письма к Е.Я. Колбасину от 14 (26) декабря 1856 г.
[106] Возможно, Мережковский имеет в виду след. пассаж из статьи Антоновича «Несколько слов о Николае Алексеевиче Некрасове»: «Лирическое произведение — это, так сказать, самая живая природа, сама действительность, непосредственно отразившаяся в поэте; и это отражение фиксируется в известных поэтических чувствах или ощущениях, образах, звуках. Это отражение можно рассматривать, наблюдать и изучать как саму природу; каждый может черпать из него, что хочет и может, что ему по силам, может рассматривать с разных точек зрения и делать свои выводы; и здесь возможны недоумения, перетолкования, разноречия, споры».
[107] Из стих. «Праздник жизни, молодости годы…».
[108] Из «Песни убогого странника» (поэма «Коробейники»).
[109] В статье Н.А. Белоголового «Болезнь Николая Алексеевича Некрасова», напечатанной в «Отечесвенных записках» (1878, № 10). Вошла в сб. «Н.А. Некрасов в воспоминаниях современников».
[111] Цитируется очерк А.И. Пыпина «О Некрасове» (вошел в сб. «Н.А. Некрасов в воспоминаниях современников»).
[112] Из письма Некрасова к Тургеневу (ноябрь 1853 г.).
[114] Из стих. «Рыцарь на час».
[116] Из стих. «Что ни год — уменьшаются силы…».
[119] Из цикла «Крестьянские дети».
[120] Из стих. «Внимая ужасам войны…».
[121] Из романа Достоевского «Подросток».
[122] Начало стих. 1847 г.
[123] Из стих. «Замолкни, Муза мести и печали…».
[124] Из поэмы «Несчастные».
[125] Из стих. «Рыцарь на час».
[126] Из стих. «Зеленый Шум».
[127] Из поэмы «Несчастные».
[128] Из стих. «В столицах шум, гремят витии…».
[129] Из стих. «Душно! Без счастья и воли…».
[130] Из поэмы «Мороз, Красный Нос».
[131] Из поэмы «Несчастные».
[133] Из стих. «Отъезжающему».
[134] Из письма Герцена к Тургеневу от 8 июля 1857 года (у Герцена: «с негодяем»).
[135] Из письма Белинского от 1 марта 1847 г.
[137] Из стих. «Безвестен я. Я вами не стяжал…».
[138] Из стих. «Поэт и Гражданин».
[139] Из эпиграммы Пушкина «На Воронцова».
[142] Из письма от 31 октября 1878 года.
[143] Из стих. «Рыцарь на час».
[145] Из стих. «В неведомой глуши, в деревне полудикой…».
[146] Из цикла «О погоде» («До сумерек»).
[147] Эти сведения Мережковский мог найти в очерке А.М. Скабичевского «Николай Алексеевич Некрасов» (Отечественные записки, 1878. № 5), написанном отчасти на основании рассказов С.Н. Кривенко (см. Литературное наследство. Т. 49-50. Автобиографии Некрасова. С. 133—210).
[150] Второзаконие. 8:3; Мф. 4:4.
[151] Из стих. «Ликует враг, молчит в недоуменье…».
[152] Из письма к В.Н. Бекетову от 29 марта 1856 г. (впервые напечатано в ж. «Современник». 1913. № 1).
[153] Из стих. «Вчерашний день, часу в шестом…».
[154] А. Фет. Мои воспоминания. 1848–1889. Часть 1. М., 1890. С. 307.
[155] Из цикла «О погоде» («Сумерки»).
[156] Из письма Тургеневу от 30 июня 1857.
[157] Ср.: «А ты стоишь, бездействен и печален,/ И медленно сгораешь от стыда». — Из стих. «Поэту».
[158] Из стих. «Рыцарь на час».
[159] Из стих. «К портрету» («Развенчан нами сей кумир…»).
[161] Из стих. «Рыцарь на час».
[162] Из стих. «Рыцарь на час».
[163] Намек на роман Достоевского «Бесы».
[165] Из стих. «О Муза, я у двери гроба…».
[166] Мережковский ссылается на очерк М.А. Антоновича «Из воспоминаний о Николае Алексеевиче Некрасове» («Журнал для всех». 1903. № 2).
[167] В стих. «Осипу Ивановичу Комиссарову» (костромскому крестьянину, ударившему по руке Каракозова и тем спасшего Александра II) Некрасов писал: «И крестьянин, кого возрастил/В недрах Руси народ православный,/ Чтоб в себе — весь народ он явил/ Охранителем жизни державной!».
[169] Эта и следующая цитата — из поэмы «Тишина».
[170] Из стих. «Ликует враг, молчит в недоуменье…».
[171] Начало стих. «Отрывок».
[172] Начало стих. 1877 г.
[173] А.С. Суворин. «Недельные очерки и картинки». — «Новое время». 1877. № 380.
[174] Из очерка Н.А. Белоголового «Болезнь Николая Алексеевича Некрасова».
[175] Достоевский. Дневник писателя. 1877. Декабрь.
[176] Имеется в виду портрет работы И. Крамского «Некрасов в период “Последних песен”».
[177] Из «Литературных воспоминаний» Н.К. Михайловского (часть II).
[178] Из стих. «Скоро стану добычею тленья…».
[180] Из стих. «Рыцарь на час».
[181] Вступление к песням 1876—1877 гг.
[183] Из стих. «Рыцарь на час».
[185] Эта и предшествующие строки — из стих. Лермонтова «Молитва».
Тест по роману
2. Литературный дебют. Что он принёс поэту?
3. Поэт, критик, переводчик — наставник Тютчева.
4. Сколько лет провёл поэт за границей? Где именно?
5. Немецкий философ, назвавший Тютчева «превосходным и образованнейшим человеком, общение с которым всегда доставляет удовольствие».
6. «История любви» Тютчева. Назовите имена его «муз».
7. Русский поэт, высоко оценивший творчество Фёдора Ивановича в своей статье «Русские второстепенные поэты».
8. В каком году выходит первый поэтический сборник Тютчева?
9. Какие ещё произведения, кроме стихотворений, принадлежат перу Тютчева?
10. Кому посвящено стихотворение «Я встретил вас — и всё былое. »?
11. Чьей памяти посвящено стихотворение «Неохотно и несмело. »?
12. О ком поэт написал:
Всё отнял у меня казнящий Бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон.
Одну тебя при мне оставил он,
Чтоб я ему ещё молиться мог.
13. Кто был первым биографом Тютчева?
14. В статье «Русские второстепенные поэты» писал о стихотворении «Осенний вечер»: «…каждый стих хватает за сердце, как хватают за сердце в иную минуту беспорядочные, внезапно набегающие порывы ветра; их и слушать больно, и перестать слушать жаль».
а) Прокомментируйте мысль поэта и сравните свое восприятие тютчевского стихотворения с восприятием Некрасова.
б) Насколько правомерно сравнение стихотворения с явлением природы? Может у вас возникли другие сравнения в связи с этим стихотворением? Расскажите о них.
15. утверждал: «Чтобы поэзия процветала, она должна иметь корни в земле».
а) Как вы думаете, что означает для поэзии «процветать»?
б) Расскажите о своем понимании мысли поэта относительно «корней» поэзии в земле. Могли бы вы утверждать, что стихи самого Тютчева имеют такие корни? Аргументируйте ответ.
16. «Религия молчания — Silentium! — не ложь, а половина истины, которая без другой половины убийственнее всякой лжи» ().
а) Как вы думаете, в чем «истина» стихотворения Silentium!?
б) Почему Мережковский считает, что стихотворение Тютчева есть только «половина истины»? В чем тогда должна заключаться вторая ее половина?
17. В « Тютчева» писатель рассказывает: «Ум его парил, а сам он будто свинцовыми гирями прикован был долу немощью воли, страстями, избалованностью. Ум деятельный, не знавший ни отдыха, ни истомы, при совершенной неспособности к действию».
а) Есть ли у Тютчева стихи, которые свидетельствуют о «немощи воли», «страстях» и «избалованности» автора?
б) Как вы понимаете мысль Аксакова о том, что у Тютчева — «ум деятельный. при совершенной неспособности к действию»? Есть ли в биографии поэта факты, подтверждающие или опровергающие эту мысль? А в его стихах такие доказательства есть?
Тест по творчеству
2. Первая публикация. Название, год публикации, темы стихотворения.
4. Великий немецкий поэт — друг семьи Тютчева.
5. Журнал, публикация в котором принесла поэту известность.
6. Когда начался новый взлет тютчевского творчества? С чьим именем он связан?
7. Великий русский писатель, почитатель тютчевского таланта.
8. Русский писатель, автор статьи «Несколько слов о стихотворениях ».
9. Какого поэта назвал Тютчев «лучшим листом» «на древе человечества высоком»?
10. Каким событием навеяно стихотворение «29 января 1837 года»?
11. К кому обращено стихотворение «О, как убийственно мы любим. »?
12. Какое литературное направление российских писателей XX века объявило Тютчева своим учителем?
13. Перечислите важнейшие мотивы лирики Тютчева. Какие сквозные для его творчества образы помогают передать существо его мироощущения?
14. Пигарев пишет, что Тютчев «любил сопоставлять то или иное явление природы с душевным состоянием человека».
а) Прокомментируйте эту мысль ученого и найдите подтверждение или опровержение ей в лирике Тютчева.
б) Как вы думаете, о чем свидетельствует такая особенность поэтического дарования?
15. «Как певец природы Тютчев. умел находить «сокровенное» — «душу» и «язык» — в том, в чем другие видели всего лишь «бездушный лик» ().
а) Вы заметили стремление и способность Тютчева находить «сокровенное» — «душу» и «язык» в природе? Расскажите об этом, иллюстрируя примерами из конкретных стихотворений.
б) Какие художественные средства являются для Тютчева ведущими, предпочтительными при создании облика природы?
16. Л. Озеров пишет о стихотворении «Цицерон»: «Это одно из наиболее цитируемых стихотворений Тютчева. Сокрушительного много. Строки выражают эпоху. Не столько тютчевскую, сколько нашу».
а) Как вы считаете, что мог иметь в виду Л. Озеров, говоря о том, что в этом стихотворении «сокрушительного много»?
б) Какие строки стихотворения «Цицерон» наиболее ярко «выражают эпоху»? Какой предстает тютчевская эпоха?
в) Разве может стихотворение 1830 г. выражать и нашу эпоху? Если да, то каким образом?
17. размышляет в связи со стихотворением Silentium!: «Двумя силами движется мир человеческий, так же как стихийный: силой притяжения и слой отталкивания атомов личностей. Из этих двух сил только одну — силу отталкивания утверждает Тютчев. Но если бы исполнилось то, чего хочет, то мир человеческий, так же как стихийный, распался бы в хаос».
а) Можете вы согласиться с тем, что только «силу отталкивания» утверждает Тютчев? Обоснуйте свой ответ.
б) Обязательно ли должна присутствовать «сила притяжения», например, в поэзии? Есть ли у Тютчева стихи, в которых, на ваш взгляд, присутствует или даже главенствует «сила притяжения»?
в) Можете вы согласиться с утверждением о возможности распадения мира «в хаос»? Почему?
Мережковский Д. С.: Две тайны русской поэзии (Некрасов и Тютчев)
Две тайны русской поэзии
О Тютчеве как о великом поэте заговорил первый Некрасов.
В 1850 г. в январской книжке «Современника» напечатана статья «Русские второстепенные поэты». «Второстепенные,— объясняет Некрасов,— не по степени достоинства, а по степени известности». Тогда еще самое имя Тютчева не было известно: в пушкинском «Современнике» 30-х годов он подписывал «Ф. Т.».
По поводу «Осеннего вечера»:
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть.
«. каждый стих хватает за сердце,— говорит Некрасов,— как хватают за сердце в иную минуту беспорядочные, внезапно набегающие порывы ветра; их и слушать больно, и перестать слушать жаль».
Недаром услышал Некрасов у Тютчева эти звуки ветра осеннего: ведь его же собственная песнь родилась из той же музыки:
Если пасмурен день, если ночь не светла,
Если ветер осенний бушует.
Из той же музыки ветра ночного:
О чем ты воешь, ветр ночной,
О чем так сетуешь безумно?
«Впечатление, которое испытываешь при чтении этих стихов,— продолжает Некрасов,— можно сравнить с чувством, какое овладевает человеком у постели молодой умирающей женщины, в которую он был влюблен».
О ты, последняя любовь,
Ты и блаженство, и безнадежность!
Достоевский в надгробной статье о Некрасове поставил не Тютчева, а самого Некрасова «прямо вслед за Пушкиным и Лермонтовым, в ряду поэтов, приходивших с новым словом». И уж, конечно, недаром вспомнил Достоевский Тютчева по поводу Некрасова: понимал или предчувствовал, что эти две крайности, две тайны русской поэзии сходятся.
Жить по Тютчеву значит умереть для Некрасова; жить по Некрасову значит не родиться для Тютчева. Некрасов и Тютчев встречаются в наших сердцах, как враги на поле битвы; как солнце и месяц:
Смотри, как днем туманисто-бело
Чуть брезжит в небе месяц светозарный;
Наступит ночь, и в чистое стекло
Вольет елей душистый и янтарный.
Во дни Некрасова, в морозно-солнечные дни русской общественности, в рабочие будни 60-х годов, не видно было Тютчева, как дневного месяца:
Тютчев не гносеолог в отвлеченном смысле. Как все поэты, он существо крылатое: не лазает по диалектическим лестницам, а летает и видит под собою’ уступы их в бездонных пропастях сознания.
Die Nacht ist tief,
Und tiefer, als der Tag gedacht.
Ночь глубока,
И глубже, чем думал день.
Чем ярче свет, тем мрак бездоннее.
Jch singe wie der Vogel singt,—
Я пою, как поет птица (нем.).
это самое неверное, что можно сказать о Тютчеве. Он менее всего невинен птичьей невинностью. Птица не знает, о чем поет; он знает или, по крайней мере, хочет знать (потому что иногда знать нельзя). Сквозь него, человека, как сквозь рупор, говорят стихии нечеловеческие:
Понятным сердцу языком
Твердят о непонятной муке,
И ноют, и взрывают в нем
Порой неистовые звуки.
Мысль делает его всемирным, ибо существо мысли всемирно. Пушкин, даже в лучших переводах, непонятен для нерусских; он только для нас, изнутри всемирен. Тютчев, если бы его перевести как следует, был бы так же понятен, как Л. Толстой и Достоевский: он и для мира, извне всемирен.
Лучше всех врачей больной знает боль свою, потому что знает ее изнутри:
А самоубийцы так и не знают, что цианистый кали, которым они отравляются, есть Молчание, Silentium:
Молчи, скрывайся и таи
Не будет ли и в конце того же, что было в начале? Если сейчас Некрасов и Тютчев так враждебны в нас, то не примирятся ли в детях или внуках наших? Вопрос о нашем будущем не есть ли этот вопрос о соединении Тютчева с Некрасовым?
Тест по творчеству Ф.И. Тютчева
Вариант I
1. Когда и где родился Ф. И. Тютчев?
2. Литературный дебют. Что он принёс поэту?
3. Поэт, критик, переводчик — наставник Тютчева.
5. Немецкий философ, назвавший Тютчева «превосходным и образованнейшим человеком, общение с которым всегда доставляет удовольствие».
Просмотр содержимого документа
«Тест по творчеству Ф.И. Тютчева»
Тест по роману Ф.И. Тютчева
1. Когда и где родился Ф. И. Тютчев?
2. Литературный дебют. Что он принёс поэту?
3. Поэт, критик, переводчик — наставник Тютчева.
5. Немецкий философ, назвавший Тютчева «превосходным и образованнейшим человеком, общение с которым всегда доставляет удовольствие».
6. «История любви» Тютчева. Назовите имена его «муз».
7. Русский поэт, высоко оценивший творчество Фёдора Ивановича в своей статье «Русские второстепенные поэты».
8. В каком году выходит первый поэтический сборник Тютчева?
9. Какие ещё произведения, кроме стихотворений, принадлежат перу Тютчева?
10. Кому посвящено стихотворение «Я встретил вас — и всё былое. »?
11. Чьей памяти посвящено стихотворение «Неохотно и несмело. »?
12. О ком поэт написал:
Всё отнял у меня казнящий Бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон.
Одну тебя при мне оставил он,
Чтоб я ему ещё молиться мог.
13. Кто был первым биографом Тютчева?
14. В статье «Русские второстепенные поэты» Н. А. Некрасов писал о стихотворении «Осенний вечер»: «…каждый стих хватает за сердце, как хватают за сердце в иную минуту беспорядочные, внезапно набегающие порывы ветра; их и слушать больно, и перестать слушать жаль».
а) Прокомментируйте мысль поэта и сравните свое восприятие тютчевского стихотворения с восприятием Некрасова.
б) Насколько правомерно сравнение стихотворения с явлением природы? Может у вас возникли другие сравнения в связи с этим стихотворением? Расскажите о них.
15. Ф. И. Тютчев утверждал: «Чтобы поэзия процветала, она должна иметь корни в земле».
а) Как вы думаете, что означает для поэзии «процветать»?
б) Расскажите о своем понимании мысли поэта относительно «корней» поэзии в земле. Могли бы вы утверждать, что стихи самого Тютчева имеют такие корни? Аргументируйте ответ.
16. «Религия молчания — Silentium! — не ложь, а половина истины, которая без другой половины убийственнее всякой лжи» (Д. С. Мережковский).
а) Как вы думаете, в чем «истина» стихотворения Silentium!?
б) Почему Мережковский считает, что стихотворение Тютчева есть только «половина истины»? В чем тогда должна заключаться вторая ее половина?
17. В «Биографии Ф. И. Тютчева» писатель И. С. Аксаков рассказывает: «Ум его парил, а сам он будто свинцовыми гирями прикован был долу немощью воли, страстями, избалованностью. Ум деятельный, не знавший ни отдыха, ни истомы, при совершенной неспособности к действию».
а) Есть ли у Тютчева стихи, которые свидетельствуют о «немощи воли», «страстях» и «избалованности» автора?
б) Как вы понимаете мысль Аксакова о том, что у Тютчева — «ум деятельный. при совершенной неспособности к действию»? Есть ли в биографии поэта факты, подтверждающие или опровергающие эту мысль? А в его стихах такие доказательства есть?
Тест по творчеству Ф. И. Тютчева
1. Какое образование получил Ф. И. Тютчев?
2. Первая публикация. Название, год публикации, темы стихотворения.
3. Где Фёдор Иванович познакомился с В. А. Жуковским?
4. Великий немецкий поэт — друг семьи Тютчева.
5. Журнал, публикация в котором принесла поэту известность.
6. Когда начался новый взлет тютчевского творчества? С чьим именем он связан?
7. Великий русский писатель, почитатель тютчевского таланта.
8. Русский писатель, автор статьи «Несколько слов о стихотворениях Ф. И. Тютчева».
9. Какого поэта назвал Тютчев «лучшим листом» «на древе человечества высоком»?
10. Каким событием навеяно стихотворение «29 января 1837 года»?
11. К кому обращено стихотворение «О, как убийственно мы любим. »?
12. Какое литературное направление российских писателей XX века объявило Тютчева своим учителем?
13. Перечислите важнейшие мотивы лирики Тютчева. Какие сквозные для его творчества образы помогают передать существо его мироощущения?
14. Исследователь К.В. Пигарев пишет, что Тютчев «любил сопоставлять то или иное явление природы с душевным состоянием человека».
а) Прокомментируйте эту мысль ученого и найдите подтверждение или опровержение ей в лирике Тютчева.
б) Как вы думаете, о чем свидетельствует такая особенность поэтического дарования?
а) Вы заметили стремление и способность Тютчева находить «сокровенное» — «душу» и «язык» в природе? Расскажите об этом, иллюстрируя примерами из конкретных стихотворений.
б) Какие художественные средства являются для Тютчева ведущими, предпочтительными при создании облика природы?
16. Л. Озеров пишет о стихотворении «Цицерон»: «Это одно из наиболее цитируемых стихотворений Тютчева. Сокрушительного много. Строки выражают эпоху. Не столько тютчевскую, сколько нашу».
а) Как вы считаете, что мог иметь в виду Л. Озеров, говоря о том, что в этом стихотворении «сокрушительного много»?
б) Какие строки стихотворения «Цицерон» наиболее ярко «выражают эпоху»? Какой предстает тютчевская эпоха?
в) Разве может стихотворение 1830 г. выражать и нашу эпоху? Если да, то каким образом?
17. Д. С. Мережковский размышляет в связи со стихотворением Silentium!: «Двумя силами движется мир человеческий, так же как стихийный: силой притяжения и слой отталкивания атомов личностей. Из этих двух сил только одну — силу отталкивания утверждает Тютчев. Но если бы исполнилось то, чего хочет, то мир человеческий, так же как стихийный, распался бы в хаос».
а) Можете вы согласиться с тем, что только «силу отталкивания» утверждает Тютчев? Обоснуйте свой ответ.
б) Обязательно ли должна присутствовать «сила притяжения», например, в поэзии? Есть ли у Тютчева стихи, в которых, на ваш взгляд, присутствует или даже главенствует «сила притяжения»?
в) Можете вы согласиться с утверждением о возможности распадения мира «в хаос»? Почему?