Почему маслоу говорит что высокая жизнь несоизмеримо сложнее чем низкая
Почему маслоу говорит что высокая жизнь несоизмеримо сложнее чем низкая
4. Жизнь на более высоких мотивационных уровнях означает большую биологическую эффективность, большую продолжительность жизни, меньшую подверженность болезням, лучший сон, аппетит и т.п. Исследования в области психосоматики вновь и вновь показывают нам, что следствием тревоги, страха, отсутствия любви, деспотизма становятся крайне нежелательные физические и психологические последствия. Удовлетворение высших потребностей в конечном итоге не только повышает жизнеспособность организма, оно служит его росту и развитию.
5. С субъективной точки зрения высшие потребности менее насущны. Намеки высших потребностей невнятны, неотчетливы, их шепот порой заглушается громкими и ясными требованиями других потребностей и желаний, их интонации очень похожи на интонации ошибочных убеждений или привычек. Умение распознать собственные потребности, то есть понять, что тебе нужно на самом деле – само по себе огромное психологическое достижение. Все, что мы сказали здесь, вдвойне справедливо для потребностей высших уровней.
6. Удовлетворение высших потребностей приводит человека к субъективно желанному состоянию, он испытывает чувство покоя, умиротворенности, счастья, богатства внутренней жизни. Удовлетворение потребности в безопасности в лучшем случае может принести чувство облегчения и расслабленности, но не может подарить человеку мгновений экстаза, высших переживаний, исступленного счастья, восторга, как не может вызвать чувства умиротворенности, понимания, гордости и тому подобных чувств.
7. Жизнь на высших мотивационных уровнях, поиск удовлетворения высших потребностей означает движение в сторону здоровья, прочь от психопатологии. Аргументы в пользу этого тезиса приведены в главе 5.
8. Для актуализаци, пробуждения высшей потребности требуется больше предварительных условий, чем для актуализации низшей потребности. Мы можем говорить об этом уже потому, что для пробуждения высшей потребности необходимо удовлетворение более сильных по сравнению с ней потребностей. Например, пробуждение потребности в любви требует выполнения большего количества условий, чем пробуждение потребности в безопасности. В более общем плане можно сказать, что «высокая» жизнь несоизмеримо сложнее, чем «низкая» жизнь. Для того, чтобы испытать потребность в уважении и статусе, человек должен взаимодействовать с большим числом людей, должен иметь более широкую арену деятельности, должен ставить перед собой более долговременные задачи, должен уметь оперировать более разнообразными средствами и парциальными целями, должен сделать большее количество промежуточных шагов, чем это необходимо для пробуждения потребности в любви. То же самое можно сказать и относительно потребности в любви, если мы сравним ее с потребностью в безопасности.
Абрахам Маслоу:
Мотивация и личность.
Глава 7. Потребности высшие и низшие
В данной главе я попытаюсь показать, что можно говорить о реальных основаниях для подразделения потребностей на «высшие» и «низшие». Аргументация, которую я приведу ниже, поможет подтвердить выдвигаемое мною положение о том, что организм сам диктует иерархию ценностей, а учёный лишь наблюдает за ней и описывает её. К сожалению, мне придётся доказывать очевидные вещи, и все оттого, что в науке утвердилось представление о том, что иерархия ценностей творится учёным, что она несёт на себе печать его вкусов и предубеждения, основывается лишь на его интуитивных догадках и допущениях, бездоказательных и недоказуемых. Во второй части главы я перечислю ряд возможных позитивных последствий дифференциации потребностей на высшие и низшие.
Различия между высшими и низшими потребностями
Невнимание к проблеме ценностей, нежелание признать её научно-психологическую значимость не только ослабляет психологию как науку, не только препятствует её полному развитию, но и подталкивает человечество к гипернатурализму, к этическому релятивизму, к хаосу и нигилизму. Если же нам удастся продемонстрировать, что способность совершать выбор между высшим и низшим, между сильным и слабым заложена в самой природе организма, то разговоры об относительности ценностей и ценностного выбора, об отсутствии естественных критериев разграничения добра и зла, о том, что одна ценность ничем не лучше другой, прекратятся за отсутствием предмета обсуждения. Принцип естественного выбора уже выдвигался мною в главе 4.
Базовые потребности естественным образом выстраиваются в совершенно отчётливую иерархию, в которой более сильная, более насущная потребность предшествует менее сильной и менее насущной. Например, мы уже можем вполне определённо заявить, что потребность в безопасности сильнее, чем потребность в любви, ибо при фрустрации этих потребностей первая явно доминирует в организме. Физиологические потребности (взаимоотношения между которыми также подчиняются внутренней иерархии) насущнее, чем потребность в безопасности, которая сильнее, чем потребность в любви, которая, в свою очередь, сильнее потребности в уважении, более сильной, чем потребности в осуществлении своей самобытности, которые мы обобщаем в рамках одной потребности — потребности в самоактуализации. Именно таков порядок потребностей, в соответствии с которым организм совершает выбор, или отдаёт предпочтение. Но с этим порядком связан не только процесс выбора, его отчётливое влияние обнаруживает себя и в иных сферах.
Некоторые последствия различения высших и низших потребностей
Если мы согласимся с тем, что 1) высшие и низшие потребности имеют разные характеристики и 2) высшие потребности наряду с низшими представляют собой неотъемлемую часть человеческой природы (а вовсе не навязаны и не противоположны ей), — то наши взгляды на психологию и философию претерпят революционные изменения. Концепции образования, политические и религиозные теории, принятые в настоящее время в большинстве культур, базируются на прямо противоположных принципах. В целом можно сказать, что биологическая, животная, инстинктоидная природа человека понимается ныне исключительно как свод физиологических потребностей: пищевой, половой и так далее, которым противопоставляются высшие человеческие стремления и порывы, потребность в правде, в любви, в красоте. Более того, сами эти стремления нередко трактуются как антагонистические, взаимоисключающие, конфликтующие, противоборствующие друг с другом. По одну сторону баррикад встаёт культура со всеми её институтами, вооружённая разнообразнейшими средствами воздействия на человека, по другую оказывается низкая, животная природа человека. Культура считает своим долгом уничтожить своего соперника, подавить его, превращаясь, таким образом, в деспота, фрустратора или, в лучшем случае, обретает черты суровой необходимости. Много пользы нам принесло бы осознание того факта, что высшие стремления и позывы есть частью биологической природы человека, столь же неотъемлемой, как потребность в пище. На некоторых из позитивных последствий этого осознания я хочу остановиться подробнее.
Мы прекрасно понимаем, что человеческие потребности нельзя рассматривать как некие слепые, стихийные силы. Мы знаем, что они модифицируются под влиянием культуры, по мере накопления опыта взаимодействия с окружающей средой и познания адекватных способов их удовлетворения, и следовательно, мы должны признать, что когнитивные процессы играют важную роль в их развитии. По мнению Джона Дьюи, уже само существование потребности и способность понять её напрямую зависят от способа познания реальности и от способа познания возможности или невозможности её удовлетворения.
Если человек получает удовольствие, причём удовольствие животное, личное, эгоистическое и от пищи, и от секса, и от любви, и от уважения, и от красоты, и от истины, то очевидно, что концепция гедонизма требует существенных уточнений. Может статься, что «высокий» гедонизм — штука куда как более мощная, чем гедонизм «низкий».
Примечания
Список примечаний представлен на отдельной странице, в конце издания.
15 принципов зрелой личности А. Маслоу
Я — антидоктринер. Я против того, что закрывает
перед нами двери и отрезает возможности.
А.Маслоу
Жизнь — это процесс постоянного выбора.
В каждый момент человек имеет выбор:
или отступление, или продвижение к цели.
Либо движение к еще большей боязни, страхам,
защите, либо выбор цели и рост духовных сил.
Выбрать развитие вместо страха раз десять
в день — значит десять раз продвинуться к самореализации.
А.Маслоу
Самоактуализация — это процесс, он предполагает,
что каждый раз, делая выбор, мы выбираем, что достойнее
остаться честным, а не лгать, что честнее не красть,
чем красть, или, обобщая, — каждый из вставших перед
нами выборов мы совершаем в пользу личностного роста.
А.Маслоу
Если вы намерено собираетесь стать менее
значительной личностью, чем позволяют ваши
способности, я предупреждаю, что вы будете
глубоко несчастной личностью.
А.Маслоу
Творец гуманистической психологии Абрахам Маслоу (настоящее имя Абрам Григорьевич Маслов) выдвинул концепцию целостного подхода к человеку и анализа его высших сущностных проявлений — любви, творчества, духовных ценностей, а также иерархическую модель мотивации (Пирамида потребностей Маслоу), в соответствии с которой утверждал, что высшие потребности могут направлять поведение человека лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности. Он также ввел важное понятие оценки состояния человеческой психики — психологическая зрелость личности. Именно она способствует раскрытию способностей, духовному и интеллектуальному росту. Ниже приведены 15 принципов зрелой личности по-Маслоу:
1.Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов, предрассудков, интерес к неизведанному.
2.Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, хищных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.
3.Спонтанность проявлений, простота и естественность. Соблюдение установленных ритуалов, традиций и церемоний, но отношение к ним с должным чувством юмора. Это не автоматический, а сознательный конформизм на уровне внешнего поведения.
4.Деловая направленность. Такие люди обычно заняты не собой, а своей жизненной задачей. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому они все в какой-то степени философы.
5.Позиция отстраненности по отношению ко многим событиям. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными влияниям извне. Они нередко склонны к одиночеству.
6.Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов.
7.Свежесть восприятия: нахождение каждый раз нового в уже известном.
8.Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного Я.
9.Чувство общности с человечеством в целом.
10.Дружба с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностном взаимодействии.
11.Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других.
12.Устойчивые внутренние моральные нормы. Остро чувствуют добро и зло: ориентированы на цели, а средства всегда им подчиняются.
13.«Философское» чувство юмора. Отношение с юмором к жизни в целом и к самому себе, но чья-то ущербность или невзгоды никогда не считаются смешными.
14.Креативность, не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех его действиях.
15.Самоактуализация, критичное отношение к той культуре, к которой они принадлежат: выбирается хорошее и отвергается плохое. Ощущают себя больше представителями человечества в целом, нежели одной культуры.
Сам Абрахам Маслоу полагал, что личности, имеющие перечисленные качества, составляют около 1% населения и являются неким образцом «качественного человека» — психологически здорового и максимально выражающего человеческую сущность людей. Я полагаю, указанная цифра связана с эпохой и политическим устройством страны. Демократия и либерализм способствуют духовному росту личности, тогда как автократия и тоталитаризм губительны как для народа в целом, так и для каждой личности, в частности. Феномен быдла наиболее ярко проявляется в условиях средневековой сервильности и тотального зомбирования народных масс.
Но справедливо и иное: легкость «промывки мозгов» в тоталитарных сообществах объясняется именно этим соотношением Маслоу: 99:1.
А.Маслоу считал, что каждый человек обладает потенциальным стремлением к самоактуализации как наивысшей человеческой потребности. Правда, для того чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей.
Высшая природа человека опирается на его низшую природу, нуждаясь в ней как в основании, и рушится без этого основания. Таким образом, большая часть человечества не может проявить свою высшую природу без удовлетворения базовой низшей природы.
Маслоу принадлежит идея т.н. «комплекса Ионы», то есть нежелания человека реализовать свои природные способности. Подобно тому как библейский Иона пытался уклониться от ответственной роли пророка, большинство людей избегают ответственности, предпочитая ставить перед собой мелкие, незначительные цели. Такой «страх величия», возможно, является наиболее опасным барьером для самоактуализации. Насыщенная, полнокровная жизнь большинству эврименов представляется невыносимо трудной, и этим объясняется другой известный феномен человека-массы — бегство от свободы.
Холистико-динамическая теория личности А. Маслоу
Холистико-динамическая теория личности А. Маслоу
Либо вы делаете шаг вперед к личностному росту, либо выделаете шаг назад – в безопасность.
А. Маслоу критиковал как психоанализ, так и бихевиоризм за их ограниченные взгляды на человеческую природу и их неадекватное понимание психологически здорового человека. Маслоу считал, что люди обладают более возвышенной природой, чем ее описывали психоанализ или бихевиоризм.
Теория личности Маслоу основывается на нескольких основных предположениях:
Природа мотивирующих потребностей
Одним из критериев для отделения инстинктивных (инстинктоидных) потребностей от неинстинктивных является уровень нарушений при их неудовлетворенности. Подавление инстинктоидных потребностей приводит к развитию патологии, тогда как фрустрация неинстинктоидных потребностей – не производит такого негативного эффекта. Например, когда людям отказывают в достаточном количестве любви, они заболевают, так же, как и когда им не хватает еды или безопасной среды.
Второй критерий для различения инстинктоидных и неинстинктоидных потребностей заключается в том, что инстинктоидные потребности являются стойкими и их удовлетворение необходимо для поддержания психического здоровья. Неинстинктоидные потребности, напротив, обычно носят временный характер, и их удовлетворение это не является обязательным условием для здоровья.
Третье различие заключается в том, что инстинктоидные потребности являются видоспецифичными. Следовательно, животные инстинкты нельзя использовать в качестве модели для изучения человеческой мотивации. Например, только человек может быть мотивирован чувством собственного достоинства и самоактуализацией.
В-четвертых, хотя инстинктоидные потребности трудно изменить, они могут быть сформированы, подавлены, или изменены под воздействием окружающей среды. Многие инстинктоидные потребности (например, любовь) являются более слабыми, чем внешние силы общества (например, агрессия в форме преступления или войны). Поэтому Маслоу настаивал на том, что общество должно “защищать слабые, тонкие и нежные инстинктоидные потребности, чтобы они не были подавлены более жесткой и более мощной культурой”. Иначе говоря, инстинктоидные потребности могут быть изменены и даже уничтожены более мощными силами природы и цивилизации. Следовательно, здоровое общество должно искать способы, с помощью которых его члены могут получать удовлетворение не только физиологических потребностей и потребностей в безопасности, но и любви, уважения, а также потребности в самоактуализации.
Низшие и высшие потребности
Во-первых, потребности более высокого уровня находятся позже на филогенетическом или эволюционном уровне. Например, только люди (относительно недавний биологический вид) имеют потребность в самоактуализации. Кроме того, более высокие потребности появляются позже в ходе индивидуального развития. Более низкие потребности должны быть безусловно удовлетворены у младенцев и детей, чтобы они смогли продвигаться до более высокого уровня потребностей.
Во-вторых, удовлетворение потребностей высшего порядка дает людям больше ощущения счастья и больше пиковых переживаний. Пиковые переживания – это введенный Маслоу термин для описания внезапных интенсивных ощущений счастья, полноты существования, которые нередко сопровождаются также чувством единения с миром, природой, другими людьми, произведениями искусства, осознанием некоторой «абсолютной истины», единства всех вещей. Гедонистическое удовольствие, порождаемое удовлетворением низших потребностей, обычно бывает временным и несравнимым с качеством и уровнем переживания счастья при удовлетворении высших потребностей. Кроме того, удовлетворение более высокого уровня потребностей является более субъективно желательным для тех людей, которые испытали потребности как высшего, так и низшего уровня. Другими словами, человек, который достиг уровня самоактуализации, не будет иметь мотивации для возвращения на более низкую ступень развития.
Концепция иерархии мотивов
Концепция иерархии потребностей Маслоу предполагает, что потребности более низкого уровня должны быть удовлетворены или, по крайней мере, частично удовлетворены до того, как потребности более высокого уровня смогут стать действующими регуляторами поведения. Эти потребности по иерархии (пирамида или лестница), где каждый последующий уровень отражает более духовные (высшие) и все менее необходимые для выживания потребности. Например, кто-нибудь, чтобы быть мотивированным чувством собственного достоинства или самоактуализацией должны заранее удовлетворить свои потребности в еде и безопасности. Удовлетворение физиологических потребностей приоритетно для выживания. Маслоу перечислил потребности в порядке их преобладания: физиологические потребности, потребности в безопасности, любви и принадлежности, потребности в уважении и самоактуализации. Маслоу подсчитал, что гипотетический средний человек имеет удовлетворенность в своих потребностях примерно до следующих уровней:
Чем больше удовлетворяется потребность на более низком уровне, тем больше возникает потребность следующего уровня. Количественное соотношение выраженности потребностей графически удачно отображается в виде слоеной пирамиды. Например, если потребности в любви удовлетворяются только на 10%, тогда потребности в уважении могут вообще не появиться. Но если потребности в любви удовлетворяются на 25%, тогда потребность в уважении может развиться на 5%. Если любовь удовлетворяется на 75%, то потребность в уважении расширяется до 50%, и так далее. Поэтому потребности возникают постепенно, и человек может быть одновременно мотивирован потребностями с двух или более уровней.
Например, самоактуализирующийся творческий человек может быть почетным гостем на обеде, подаренным ему близкими друзьями в тихом уютном ресторане. Акт приема пищи удовлетворяет физиологическую потребность, но в то же время почетный гость может быть удовлетворен безопасностью, любовью, уважением и потребностями в самоактуализации.
Хотя базовая иерархия потребностей является наиболее распространенной, иногда 10.1, иногда потребности могут меняться местами. Для некоторых людей стремление к самоуважению или творчеству (потребность в самоактуализации) может иметь приоритет над безопасностью и физиологическими потребностями. Энтузиаст художник может рисковать безопасностью и здоровьем, чтобы завершить важную работу. Человек, считающий человеческое достоинство и общегуманистические ценности абсолютом, способен выступать против превосходящих сил тоталитарных государств и диктататур, рискуя своей безопасностью. В некоторых случаях кажущаяся инверсия иерархии потребностей таковой не является, так как в основе поведения лежат скрытые мотивы базовой иерархии.
Физиологические потребности
Самыми основными потребностями любого человека являются физиологические потребности, в том числе в пище, воде, воздухе, поддержание постоянной температуры тела и так далее. Физиологические потребности – самые сильные мотиваторы. Вечно голодные люди мотивированы добывать еду и есть, а не заводить друзей или обретать самоуважение. Когда люди не удовлетворяют свои физиологические потребности, они живут, прежде всего, для удовлетворения этих потребностей и постоянно стремятся их удовлетворить. Голодающие люди становятся озабоченными едой и готовы сделать почти все, чтобы получить ее.
Физиологические потребности отличаются от других потребностей, по крайней мере, в двух важных аспектах:
Во-первых, это единственные потребности, которые могут быть полностью удовлетворены или даже чрезмерно удовлетворены. Люди могут насытиться настолько, что пища полностью теряет свою мотивационную силу. Для того, кто только что объелся, мысль о большем количестве пищи может иметь даже тошнотворный эффект.
Второй характеристикой, свойственной физиологическим потребностям, является их рекуррентный характер. После того, как люди поели, они в конечном итоге станут голодными. Также люди постоянно нуждаются в пополнении своих запасов пищи и воды, а за самым глубоким вдохом придется сделать еще и еще вдохи. Потребности высшего уровня не нуждаются в постоянном удовлетворении. Например, люди, которые хотя бы частично удовлетворили свои потребности в любви и уважении в норме будут сохранять уверенность в том, что они могут удовлетворить эти свои потребности.
Потребность в безопасности
Потребности в безопасности отличаются от физиологических потребностей тем, что они не могут быть чрезмерно насыщены. Люди никогда не могут быть полностью защищены от опасных действий других людей и чрезвычайных ситуаций. В демократических обществах, не находящихся в состоянии войн или социально-политических потрясений, большинство здоровых взрослых людей могут легко удовлетворить свои потребности в безопасности, так что с течением времени они становятся относительно неважными. Однако дети в любом обществе практически постоянно мотивируется потребностями безопасности, потому что для них существует множество субъективных и объективных угроз: темнота, животные, незнакомцы и наказания от родителей. Кроме того, некоторые взрослые тоже чувствуют себя относительно небезопасно, потому что они сохраняют иррациональные страхи с детства, которые заставляют их вести себя так, будто они до сих пор боятся родительского наказания. Такое состояние определяется приобретенной базовой тревогой, которая развивается из-за неудовлетворенной потребности в безопасности в детском возрасте.
Потребности в любви и принадлежности
После того, как люди частично удовлетворяют свои физиологические потребности и потребности в безопасности, они приобретают возможность мотивироваться такими потребностями как желание дружбы и любви, желание вступить в брак и завести детей, потребностью принадлежать к семье, клубу, сообществу или нации. Любовь и принадлежность также включают некоторые аспекты секса и привязанности, а также потребность как отдавать, так и получать любовь. Люди, у которых с ранних лет были адекватно удовлетворены потребности в любви и принадлежности, не испытывают страхов и тревог, когда им отказывают в любви или дружбе. Такие люди уверены, что они безусловно принимаются теми, кто важен для них, поэтому, когда другие люди отвергают их они не чувствуют себя опустошенными. Смотрите пример того, как проявля.тся потребности в любви и принятии в психологическом анализе диалога Маленького принца и Лиса.
Другая группа людей состоит из тех, кто никогда не испытывал любви и чувства принадлежность, и, следовательно, они сами не способны дарить любовь. В детстве таких людей никто не обнимал и не выражал своей любви в словесной форме. Маслоу считал, что эти люди со временем обесценивают значение любви и принимают ее отсутствие как само собой разумеющееся.
Третья категория включает в себя тех людей, которым досталось лишь немного любви и общности. Такие люди знают вкус любви и будут сильно мотивированы, чтобы обрести ее. Другими словами, люди, которые получили только небольшое количество любви, имеют более сильную потребность в привязанности и принятии другими, чем люди, получившие либо достаточное количество любви в детстве, либо вообще ее не получали.
Дети нуждаются в любви для того, чтобы расти психологически, и их попытки удовлетворить эту потребность обычно прямолинейны и непосредственны. Взрослые тоже нуждаются в любви, но их попытки достичь ее чаще искусно маскируются. Взрослые могут заниматься саморазрушительным поведением, притворяясь отчужденными, циничными, холодными или грубыми в межличностных отношениях. Они создают видимость самодостаточности и независимости, но на самом деле они имеют сильную потребность быть принятыми и любимыми другими людьми.
Другие взрослые, чья потребность в любви остаются в значительной степени неудовлетворенной, могут предпринимать слишком очевидные шаги, прилагая слишком много усилий для «поимки любви», чем подрывают свой собственный успех. Их постоянные мольбы о принятии и навязчивая привязанность делают других настороженными, недружелюбными и заставляют отдаляться от такого человека.
Потребности в уважении
Потребности в самоактуализации
Когда потребности более низкого уровня удовлетворены, люди переходят более или менее автоматически на следующий уровень выше. Однако, после того как потребности в уважении удовлетворяются, люди далеко не всегда переходят на уровень реализации самоактуализации – таких людей в популяции не более 10%. К самоактуализации переходят лишь люди, которые разделяют такие ценности как абсолютные ценности как истина, красота, справедливость и другие ценности высшего духовного порядка. Люди, не разделяющее эти ценности, не переходят на уровень самоактуализации, даже если все их остальные потребности удовлетворились. Кроме блоков на предыдущих стадиях удовлетворения потребностей, Маслоу выделил комплекс Ионы, как значительное внутреннее сопротивление своей полной реализации. Комплекс Ионы характеризуется попытками убежать от своей судьбы точно так же, как библейский Иона. Комплекс Ионы, который находится почти в каждом человеке, представляет собой страх перед успехом, страх быть лучшим и страх благоговения перед красотой и совершенством.
Самореализация должна включать реализацию потенциала личности, и желание стать творческим человеком в полном смысле этого слова. Люди, достигшие уровня самоактуализации, становятся настоящими людьми в полном смысле этого слова, способными удовлетворять духовные потребности высшего порядка, которые другие люди не испытывают и никогда испытают. Самоактуализированные люди естественны в жизни в том же смысле, в каком естественны в мире животные и младенцы. Они способны выражать свои основные человеческие потребности и не позволяют другим людям подавлять их. Самоактуализирующиеся люди сохраняют чувство собственного достоинства даже тогда, когда их презирают или отвергают другие люди. Другими словами, самоактуализаторы не зависят от удовлетворения потребностей в любви или уважении. Такие люди становятся независимыми от потребностей более низкого уровня.
Критерии самоактуализированных личностей
Во-первых, самоакутализировашиеся люди свободны от психопатологии. Они не являются ни невротиками, ни психопатами, не имеют психических расстройств. Это очень важный критерий, потому что некоторые невротические и психотические индивидуумы могут испытывать переживания и иметь опыт, внешне схожие с пиковыми состояниями самоактуализированных личностей: повышенное чувство реальности, мистические переживания, творчество и отстраненность от других людей. Маслоу исключил из списка возможных самоактуализирующихся людей любого, кто проявлял явные признаки психопатологии — за исключением некоторых психосоматических заболеваний.
Во-вторых, самоактуализирующиеся люди продвинулись по иерархической лестнице развития потребностей, и поэтому живут выше обычного прожиточного минимума существования и не имеют угроз для их безопасности. Кроме того, они испытывали любовь и имеют хорошо развитое чувство собственного достоинства. Из-за того, что у них удовлетворены потребности более низкого уровня, самоактуализирующиеся люди лучше способны переносить лишения и разочарования в удовлетворении более низких по уровню потребностей, даже перед лицом критики, презрения и опасностей. Они способны любить самых разных людей, но не чувствуют себя обязанными любить каждого.
Третьим критерием самоактуализации Маслоу является принятие высших духовных ценностей. Только разделяющие их люди способны стать самоактуализированными. Среди популяции развитых демократических государств таких людей не более 1% населения. Они должны разделять и инкорпорировать высшие «B-ценности»: истина, доброта, красота, целостность или трансценденция, естественность или спонтанность, уникальность, совершенство, завершенность, справедливость и порядок, простота, наполненность, непринужденность, игривость или юмор, самодостаточность или автономия.
Самоактуализированные люди отличаются:
Четвертым критерием достижения самоактуализации является “полное использование и эксплуатация талантов, способностей, потенциальных возможностей и т. д.”. Иначе говоря, его самоактуализирующиеся личности полностью удовлетворяют свои потребности в росте и постоянном развитии, чтобы стать теми, кем они способны стать.
Для оценки ценностей и повдения самоктуализированных людей существует опросник Personal Orientation Inventory (POI) [Э. Шостром, 1974].
Дополнительные потребности
В дополнение к основным пяти потребностям Маслоу выделил еще три категории потребностей: эстетические, познавательные и невротические. Удовлетворение эстетических и когнитивных потребности обеспечивает психологическое благополучие, тогда как депривация этих потребности приводят к развитию дезадаптации или психической патологии. Сформированные невротические потребности приводят к нарушению психического функционирования вне зависимости от того удовлетворены они или нет.
Эстетические потребности
Эстетические потребности не являются универсальными, но, по крайней мере, некоторые люди в каждой культуре мотивированы потребностью в красоте и переживании эстетического удовольствия. Со времен пещерных жителей до наших дней люди создавали искусство ради искусства. Люди с сильными эстетическими потребностями желают красивого и упорядоченного окружения, и когда эти потребности не удовлетворяются, они страдают точно так же, как и люди, страдающие, если не удовлетворяются их основные конативные потребности. Люди предпочитают красоту уродству, и они могут даже стать физически и духовно больными, когда их заставляют жить в условиях убогого беспорядочного окружения.
Познавательные (когнитивные) потребности
Маслоу считал, что здоровые люди хотят знать больше, чтобы теоретизировать, проверять гипотезы, раскрывать тайны или выяснять, как что-то происходит. Однако люди, познавательные потребности которых не удовлетворились, которым постоянно лгали, любопытство которых подавляли, ограничивали доступ к достоверной информации, приобретают определенные деформации личности, которые проявляются в недоверии, скептицизме, пессимизме и цинизме.
Невротические Потребности
Неудовлетворенные потребности
Отсутствие удовлетворения какой-либо из основных потребностей приводит к тому или иному виду патологии. Лишение пищи приводят к недоеданию, усталости, потере энергии. Угрозы собственной безопасности приводят к страху, неуверенности и ужасу. Когда потребности любви остаются неудовлетворенными, человек становится оборонительным, чрезмерно агрессивным или социально робким. Недостаток самоуважения приводит к болезненной неуверенности в себе, самоуничижению. Лишение возможности в самоактуализации также приводит к патологии, или, точнее, метапатологии: отсутствие ценностей, отсутствие самореализации и потеря смысла жизни
Немотивированное поведение
Маслоу считал, что некоторые виды поведения не являются мотивированными. Существует экспрессивное поведение, которое вызвано другими факторами, такими как условные рефлексы, процесс созревания или воздействие психоактивных веществ (наркотики, алкоголь).
Экспрессивное и совладающее поведение
Экспрессивное поведение, которое часто бывает немотивированным, отличается от совладающего (coping) поведения, которое всегда мотивировано и направлено на удовлетворение актуальной потребности.
Экспрессивное поведение часто является самоцелью и не служит никакой другой цели. Это часто бессознательное поведение, которое происходит естественно и без особых усилий. Она не имеет никаких целей, но является просто способом выражения личности. Выразительное поведение включает в себя такие действия, как сутулость, глупый вид, расслабленность, гнев или радость. Экспрессивное поведение может продолжаться даже в его отсутствие его подкрепления или вознаграждения. Например, хмурый взгляд, румянец или блеск глаз обычно специально не подкрепляется. Экспрессивное поведение также включает в себя походку, жесты, интонации голоса и улыбки. Человек, например, может демонстрировать компульсивное поведение просто потому, что он является обессивно-компульсивной личностью, а не потому, что ему это необходимо (хотя такой вариант нельзя полностью исключать). Другие примеры экспрессивного поведения включают занятия искусством, игры, наслаждение, признательность, удивление, благоговение, волнение. Экспрессивное поведение обычно не требует обучения, происходит спонтанно и определяется состояниями внутри человека, а не окружающей средой.
Совладающее поведение обычно сознательно, требует усилий, обучения и определяется внешней средой. Она включает в себя попытки индивида справляться с окружающей средой, обеспечивать себе пищу и кров, заводить друзей и быть принятым, обеспечить самоуважение. Совладающее поведение служит какой-то цели или задаче (хотя и не всегда осознанной или известной самому человеку), и оно всегда мотивируется какой-то дефицитной потребностью.
Использование в психотерапии
По Маслоу цель терапии состоит в том, чтобы клиенты приняли ценности бытия, то есть стали ценить истину, справедливость, доброту, простоту и так далее. Для достижения этой цели клиенты должны быть свободны от своей зависимости от других, чтобы их естественный импульс к росту и самоактуализации может стать активным, так как каждый человек имеет врожденную тенденцию стремиться к лучшему, к позитивной полноте жизни и чувств.
Цели вмешательства проистекают из положения клиента в иерархии потребностей. Если у человека преобладают низшие физиологические потребности и потребности в безопасности, то такие люди обычно не будут мотивированы работать с психологом, чтобы идти к более возвышенным жизненным целям. Вместо этого они будут стремиться получить пропитание и защиту. Большинство людей, которые обращаются за терапией, имеют удовлетворенные низшие потребности, но испытывают некоторые трудности в достижении любви и принадлежности. Следовательно, психотерапия, по мнению Маслоу, это в значительной степени межличностный процесс. Через теплое, любящее, межличностное общение в отношениях с психологом, клиент получает удовлетворение потребности в любви и принадлежности, тем самым продвигаясь к обретению чувства уверенности и самоуважения. Поэтому здоровые межличностные отношения между клиентом и психологом сами по себя являются значительным терапевтическим фактором. Обретение принятия другими дает клиентам ощущение, что они становятся достойны любви, что облегчает их способность устанавливать другие здоровые отношения вне терапии. Этот взгляд на психотерапию почти идентичен взгляду Карла Роджерса.