Почему машины в россии дороже чем в европе и сша
Сколько стоят за границей те же машины, что у нас. Сравнительная таблица
Российскому автомобильному рынку будет еще хуже, чем сейчас. В этом сходятся все: и эксперты, и дилеры. Цены уже давно кажутся катастрофическими, но на самом деле представительства компаний продолжают их искусственно сдерживать, чтобы не допустить совсем уж шокирующего скачка. Насколько шокирующего? Чтобы это выяснить, мы сравнили стоимость автомобилей в России и за рубежом.
Принцип таков: берем максимально близкие комплектации (по возможности — базовые) и смотрим, сколько они стоят в России, Украине, а также в стране происхождения бренда. Четвертая страна — «плавающая», в каждом конкретном случае добавляющая дополнительный слой к общей картине. Скажем, для азиатских брендов это Европа, а для европейских — одна из «соседок». В подборке примерно поровну импортных и локализованных в России моделей, а результаты очень разнообразные. Цены посчитаны по курсам валют на 09.02.2021.
Если вы негодуете от того, что новое поколение «Октавии» в богатой комплектации теперь тянет на два с лишним миллиона рублей, посмотрите на эту табличку. В Европе начальная версия Ambition с «механикой» и теми же 150 силами под капотом (правда, при более современном моторе) может обойтись и в 2, и в 2,5 миллиона! Так что локализация лифтбека в Нижнем Новгороде однозначно спасла «Шкоду» от краха позиций. Однако если посмотреть в сторону Украины, где Octavia тоже собирается местными силами, становится понятно, что скорое подорожание исключать нельзя.
Страна | Комплектация | Цена в валюте | Цена в рублях |
Россия | Ambition 1.4 150 МТ | 1 533 000 | |
Чехия | Ambition 1.5 150 МТ | 596 900 крон | 2 075 826 |
Германия | Ambition 1.5 150 МТ | 27 360 евро | 2 448 911 |
Украина | Ambition 1.4 150 MT | 620 740 грн | 1 658 382 |
В случае корейского «паркетника» локализация в Калининграде — не панацея: переднеприводный Sportage с двухлитровым мотором и «автоматом» стоит дороже, чем в родной Корее. Подобрать точный аналог среди европейских машин не получается: там выбор моторов состоит из недоступных в России бензиновых 1.6 (атмосферного и турбированного), а также дизеля, который с некоторых пор у нас тоже не предлагается. Так что смотрим на ближайшие по духу безнаддувные 1.6 в стартовых комплектациях — и удивляемся. Украинцы получают такие машины за логичные полтора миллиона рублей, а вот немцы — за два с лишним, причем на «механике».
Страна | Комплектация | Цена в валюте | Цена в рублях |
Россия | 2.0 AT 2WD | 1 714 900 | |
Корея | 2.0 AT 2WD | 24 200 000 вон | 1 611 172 |
Германия | 1.6 MT 2WD | 22 890 евро | 2 049 715 |
Украина | 1.6 AT 2WD | 562 094 грн | 1 502 156 |
Среди всех «бюджетников», представленных на российском рынке, худо-бедно оценивать можно только Renault, ведь Европа не знает ни «Солярисов», ни тем более Lada Vesta. Но тут тоже все сложно, ведь Logan только что сменил поколение в Старом Свете. До нас он доедет еще не скоро, а российская моторная гамма не пересекается вообще ни с кем. Тем не менее, стоимость самых дешевых версий «у нас» и «у них» сопоставима, а вот украинцам не позавидуешь. Они пока получают машины прошлого поколения, собранные в Румынии — и вынуждены платить почти миллион в рублевом эквиваленте. Это за самую пустую комплектацию.
Страна | Комплектация | Цена в валюте | Цена в рублях |
Россия | 1.6 82 л.с. МТ | 683 000 | |
Румыния | 1.0 65 л.с. МТ | 8 400 евро | 752 500 |
Латвия | 1.0 73 л.с. MT | 8 360 евро | 748 801 |
Украина | 1.0 65 л.с. МТ | 367 400 грн | 987 179 |
Чуть менее болезненно обстоит дело с Toyota RAV4 японской сборки: украинцы переплачивают за базовую переднеприводную версию с вариатором примерно 200-300 тысяч рублей относительно японцев и европейцев. Латвия здесь выбрана как одна из редких стран ЕС, где можно купить «рафик» без гибридного привода — то есть похожий на то, что продается у нас. Однако надо помнить, что российские машины локализованы в Санкт-Петербурге, и двухлитровый «атмосферник» у них послабее, чем у заграничных. Зато цена — вторая по привлекательности после японской.
Страна | Комплектация | Цена в валюте | Цена в рублях |
Россия | 2.0 CVT 2WD 149 л.с. | 1 961 500 | |
Япония | 2.0 CVT 2WD 171 л.с. | 2 743 900 иен | 1 941 309 |
Латвия | 2.0 CVT 2WD 175 л.с. | 22 790 евро | 2 043 795 |
Украина | 2.0 CVT 2WD 173 л.с. | 841 184 грн | 2 249 319 |
Сборка на калининградском «Автоторе» позволяет баварскому седану удерживать очень заманчивые ценники относительно европейских. Обратите внимание, что испанцам приходится заметно переплачивать по сравнению с немцами: эту тенденцию мы сегодня увидим еще не раз. А вот демпинговая стоимость такой же машины на Украине — загадка: вероятно, достигается она исключительно за счет усилий импортера.
Страна | Комплектация | Цена в валюте | Цена в рублях |
Россия | 320i Sport Line | 3 340 000 | |
Германия | 320i Sport Line | 44 850 евро | 4 021 511 |
Испания | 320i Sport Line | 47 548 евро | 4 262 840 |
Украина | 320i Sport Line | 1 231 672 грн | 3 295 571 |
Парадоксально, но тот же импортер продает украинцам самые дорогие X5. Вероятно, все потерянное на «трешках» компенсируется как раз тут: в рублевом эквиваленте разница с Германией составляет целых 1,2 миллиона. Бюджет российских клиентов, тем временем, хранит все та же калининградская сборка — хотя такой большой ценовой разрыв так и напрашивается на корректировку в ближайшее время. Так что ждите подорожаний.
Страна | Комплектация | Цена в валюте | Цена в рублях |
Россия | 40i xDrive | 5 860 000 | |
Германия | 40i xDrive | 70 700 евро | 6 338 573 |
Испания | 40i xDrive | 79 800 евро | 7 151 197 |
Украина | 40i xDrive | 2 830 322 грн | 7 564 756 |
Обновленная «ешка» вызвала бурю негодования своими заоблачными ценниками — и нам остается к этому только присоединиться. Посмотрите: базовый седан российской сборки стоит дороже, чем в Германии. Украинское представительство снова творит чудеса ценообразования, а сильнее всех страдают испанцы: там E-класс — уже настоящая роскошь. И все же с российским позиционированием объективно надо что-то делать.
Страна | Комплектация | Цена в валюте | Цена в рублях |
Россия | E 200 | 4 770 000 | |
Германия | E 200 | 50 218 евро | 4 498 687 |
Испания | E 200 | 56 225 евро | 5 035 257 |
Украина | E 200 | 1 509 436 грн | 4 052 858 |
Переходим к автомобилям, которые в России не локализованы. Например, паркетник Peugeot 3008, который кажется неоправданно дорогим по сравнению с конкурентами, мы на самом деле получаем с гигантским — на треть — дисконтом. В выборке представлена дизельная версия, потому что 150-сильного турбомотора 1.6 ЕРЗ в Европе не сыскать. Удивительно, что в родной Франции 3008 лишен еще и двухлитрового дизеля, а более простая версия все равно стоит дороже, чем где бы то ни было.
Страна | Комплектация | Цена в валюте | Цена в рублях |
Россия | 2.0 D Allure AT | 2 499 000 | |
Франция | 1.6 D Allure AT | 38 400 евро | 3 441 273 |
Испания | 2.0 D Allure AT | 34 641 евро | 3 104 255 |
Украина | 2.0 D Allure AT | 888 100 грн | 2 369 038 |
Очень сильно демпингует российский офис Jaguar Land Rover с долгожданным новым «Дефом». Прямо сейчас на официальном сайте не высвечиваются цены — все в индивидуальном порядке — так что ориентируемся на последний озвученный прайс-лист. Ну и на те экземпляры, которые есть в наличии: самый дешевый Defender в России сейчас стоит 4,3 млн рублей, и это не совсем базовая машина, а все-таки снабженная несколькими опциями. Обратите внимание, что украинская цена соответствует рынку, в то время как Peugeot 3008 там продается даже с большей скидкой, чем в России.
Страна | Комплектация | Цена в валюте | Цена в рублях |
Россия | 110 D200 Standard | 4 060 000 | |
Великобритания | 110 D200 Standard | 45 315 фунтов | 4 624 679 |
Германия | 110 D200 Standard | 55 600 евро | 4 978 924 |
Украина | 110 D200 Standard | 1 796 934 грн | 4 802 342 |
А как насчет спорткаров? Разумеется, логично смотреть на эталон, то есть Porsche 911. Российское представительство отдает базовую «Карреру» со скидкой почти в полтора миллиона рублей, хотя в процентном отношении это далеко от щедрости Peugeot. Испанцы снова страдают непонятно за что. Самое главное — не вспоминать, что 10 лет назад на те же 8 миллионов рублей можно было купить ровно вдвое больше 911-х.
Страна | Комплектация | Цена в валюте | Цена в рублях |
Россия | Carrera | 8 130 000 | |
Германия | Carrera | 106 352 евро | 9 525 635 |
Испания | Carrera | 122 358 евро | 10 960 829 |
Украина | Carrera | 3 967 170 грн | 10 602 284 |
Наконец, электромобили — сейчас без них никуда. В случае с Audi e-tron в огромном выигрыше оказываются украинцы: по сравнению с немцами они экономят два с лишним миллиона рублей. Испанцев в данном случае совсем уж сильно грабить не стали, ну, а россиянам электрокроссовер предложен с ожидаемой для нелокализованных моделей скидкой около 15%.
Страна | Комплектация | Цена в валюте | Цена в рублях |
Россия | 55 quattro | 6 280 000 | |
Германия | 55 quattro | 82 500 евро | 7 395 641 |
Испания | 55 quattro | 85 815 евро | 7 692 902 |
Украина | 55 quattro | 1 921 304 грн | 5 136 720 |
В случае импортируемых машин — только одно: цены обязательно будут расти, пока не сравняются с зарубежными, если только рубль резко не укрепится относительно евро. Но и локализация не гарантирует существенной выгоды. Некоторые компании и так продают автомобили российской сборки по «импортным» ценам, а остальной рынок так или иначе вынужден будет на это реагировать. Эксперты прогнозируют, что первая волна больших подорожаний придется на весну, и она наверняка не будет последней в этом году. И каких высот могут достичь российские цены, вы теперь примерно представляете.
Почему так дорого?
В России стоимость владения автомобилем выше, чем в развитых странах. Это существенно тормозит развитие российского автомобильного рынка
Недавно иностранные исследовательские агентства подтвердили то, что российские автовладельцы подозревали давно: иметь автомобиль в России — удовольствие гораздо более дорогое, чем во многих развитых странах. В частности, этот факт констатировала исследовательская компания Economist Intelligence Unit (EIU) — подразделение известного британского журнала The Economist, которая опубликовала рейтинг самых дорогих городов мира по стоимости владения автомобилем.
Москва заняла в нем восьмое место. Согласно исследованию, покупать и содержать автомобиль в российской столице дороже, чем в Париже, Лондоне, Токио, Нью-Йорке и даже Цюрихе. Ну а обгоняют Москву по этому показателю Шанхай, Сан-Паулу, Дели (см. график 1).
Исследователи EIU взяли за основу среднюю цену покупки нового семейного автомобиля (с мотором объемом от 1,8 до 2,5 л), а также его эксплуатации и обслуживания, включая налоги, страховку, сервис и затраты на топливо (при среднем годовом пробеге 16,1 тыс. км и среднем расходе топлива в смешанном цикле 12,4 л/100 км).
Получилось, что приобретение нового семейного автомобиля в Москве в среднем стоит порядка 34 тыс. долларов, в то время как, например, в Лондоне — примерно 30 тыс. долларов. А содержание машины в Москве за три года, по расчетам британских экономистов, обойдется в среднем в 17 тыс. долларов, в то время как, скажем, в Нью-Йорке — около 11 тыс. долларов.
Одновременно британские исследователи постарались проследить динамику изменения стоимости автомобилей в крупных городах мира. Для Москвы она выглядит обнадеживающе: за последние три года этот показатель снизился на 18% (в Лондоне только на 1,5%, а, например, в Париже или в Токио вырос соответственно на 13 и 3%).
О том, что в России удовольствие ездить на автомобиле обходится существенно дороже, чем в других странах, говорят и другие аналитики. В России содержание автомобиля примерно на 40% выше, чем в США, — такое заявление не так давно сделали представители консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers. Для иллюстрации этих выводов они привели цену на покупку и обслуживание в разных странах ходового автомобиля Volkswagen Golf в популярной комплектации (бензиновый двигатель и автоматическая коробка передач). Согласно данным PwC, цена такого нового автомобиля в США составляет в пересчете на рубли 716 тыс. рублей, в России — 744 тыс. рублей.
То же и со стоимостью владения автомобилем: если принять во внимание расходы на налоги, выплаты по кредиту, страховке, цену на топливо, то содержание такой машины в год в России будет стоить 304 тыс. рублей, а в США — 223 тыс. рублей (см. таблицу 1).
США | Великобритания | Россия | |
---|---|---|---|
Стоимость автомобиля и налог (руб.) | 716 053 (включая налог с продаж 8%) | 959 253 (включая НДС 20%) | 744 000 (включая НДС 18%) |
Расход топлива (л/100 км) | 8,2 (двигатель для США) | 6,8 | 6,8 |
Потеря стоимости (% от первоначальной стоимости) | 50 | 50 | 60 |
Годовая ставка кредита (на 3 года при первоначальном взносе 50%) | 2,7 | 5,7 | 14,2 |
Среднее значение затрат на три года (руб./год) | |||
Потеря стоимости | 119 342 | 159 876 | 148 800 |
Проценты по кредиту | 5 749 | 18 562 | 36 770 |
Топливо | 48 121 | 70 764 | 33 980 |
Страхование (каско + ОСАГО) | 35 856 | 40 054 | 64 384 |
Техническое обслуживание (плановое) | 12 558 | 8 548 | 16 173 |
Налоги и сборы | 1 816 | 6 399 | 4 672 |
Итого средняя стоимость в год | 223 445 | 304 204 | 304 779 |
Разрыв будет гораздо больше, если принять во внимание уровень доходов населения. «Если сравнивать затраты на содержание автомобиля с доходами населения, то получится, что в России человеку со средним доходом автомобиль обходится чуть ли не в разы дороже, чем в США», — отметил на пресс-конференции старший менеджер автомобильной практики PricewaterhouseCoopers Сергей Литвиненко.
Вдвое дешевле
О дороговизне покупки и содержания автомобиля в России говорят и другие данные — достаточно посмотреть в интернете предложения американских продавцов. Например, популярный кроссовер Suzuki Grand Vitara на сайтах официальных американских дилеров сейчас предлагается менее чем за 20 тыс. долларов, то есть в полтора раза дешевле, чем у нас (в России такая машина стоит от 1 млн рублей — это более 30 тыс. долларов). Более существенная разница в классе премиальных автомобилей: новенький кроссовер BMW Х5 в американских салонах сейчас можно найти за 47,5 тыс. долларов (трехлитровая модификация xDrive35i), в то время как в России за такую же машину нужно выложить не менее 2,9 млн рублей, или 92 тыс. долларов, то есть почти вдвое дороже (см. таблицу 2).
BMW X5 xDrive35i | 92 | 47,5 | 77,8 (в Германии) |
---|---|---|---|
BMW 760Li | 208 | 140,7 | 180,4 (в Германии) |
Audi A8 3.0 TFSI quattro | 125,8 | 75,1 | 112,4 (во Франции) |
Mercedes-Benz E200 | 59,6 | н. д. | 52 (в Великобритании) |
Peugeot 308 Allure (1,6 л, 120 л. с.) | 25,4 | н. д. | 30,8 (во Франции) |
Ford Focus (1,6 л, 85 л. с. Ambiente) | 16,8 | н. д. | 21,3 (в Германии) |
В европейских странах машины тоже дешевле, особенно премиального класса. Хотя разница в цене здесь уже не такая большая, как с Америкой. Например, в Германии BMW 7-й серии в топовой удлиненной версии (760Li) предлагается за 138,8 тыс. евро (5,6 млн рублей), в России же она на миллион рублей дороже — 6,6 млн рублей. Во Франции Audi A8 (290-сильная модификация 3.0 TFSI quattro) предлагается за 86,5 тыс. евро (3,5 млн рублей), а в России ее цена — 3,9 млн рублей. В Великобритании, если взять, к примеру, Mercedes-Benz Е-класса, то модификация E200 здесь предлагается за 33,9 тыс. фунтов (1,6 млн рублей), в России приблизительно такая же машина продается за 1,85 млн рублей.
А вот если говорить о бюджетных машинах, то в Европе цены в некоторых случаях окажутся даже выше, чем у нас. Например, во Франции модель Peugeot 308 в топовой комплектации Allure (с мотором 1,6 л, 120 л. с., с механической коробкой) предлагается за 23,75 тыс. евро (961 тыс. рублей). В России же машина в такой же комплектации сейчас продается на 20% дешевле — за 790 тыс. рублей. На официальном сайте Ford в Германии базовый вариант модели Ford Focus (комплектация Ambiente с мотором 1,6 л, 85 л. с.) предлагается за 16,4 тыс. евро (664 тыс. рублей), в то время как в России эта же машина, правда с учетом скидки, продается за 522 тыс. рублей (см. таблицу 2).
Но если начальные цены в Европе могут быть и выше, то многие составляющие расходов на содержание там дешевле. В первую очередь это, конечно же, ставки по кредитам. Российская ставка 14–15% годовых не идет ни в какое сравнение с европейскими 4–5% и уж тем более с американскими 2–3%.
Не в пользу России и расценки на страховку. По данным наших корреспондентов, страховка типа каско для автовладельца со стажем в Германии обойдется в 600 евро в год. В России — в полтора-два раза дороже. Что касается обслуживания автомобиля, то среднее ТО у официального дилера в Германии для машины среднего класса стоит 500–700 евро, то есть, пожалуй, даже дороже, чем в российских официальных сервисах. Однако в небольших ремонтных мастерских (не у официальных дилеров) базовое обслуживание машины в Германии можно произвести за 30–50 евро. Одновременно в Германии очень демократичные цены на парковку — если речь идет не об уличной парковке (где цены могут достигать более 20 евро в сутки), а о возможности ставить машину около своего дома. Так вот наряду с арендной платой за квартиру счет за парковочное место в жилых комплексах среднего уровня в Германии может составлять всего 1 евро в день, то есть 30 евро в месяц. Это существенно дешевле платных парковок в жилых кварталах в Москве, где месячная плата редко опускается ниже 3 тыс. рублей.
Дешевле автомобильная страховка и в Великобритании. По данным корреспондента «Эксперта», средняя страховка автомобиля среднего класса в Лондоне составляет порядка 500 фунтов (23 тыс. рублей, в полтора-два раза дешевле, чем в России). Существенно доступнее и парковки: в лондонских районах среднего уровня (например, в Ламбете) платная парковка для жителей стоит 10–30 фунтов в месяц (470–1400 рублей), это как минимум вдвое меньше, чем в Москве. Правда, не стоит забывать, что вот уже десять лет въезд в центр Лондона по будням (с 8.00 до 18.00) платный — 10 фунтов (470 рублей) в день.
А вот в странах с развивающимися экономиками все эти показатели соизмеримы с российскими (хотя данные EIU свидетельствуют, что, например, в Китае стоимость владения автомобилем существенно выше). Согласно предоставленным «Эксперту» данным компании Asia To Go, стоимость бюджетного автомобиля в Китае (Hyundai Elantra/Sonata) составляет 90–100 тыс. юаней, то есть 400–500 тыс. рублей, как и в России. А вот премиальные марки значительно дороже, как минимум в полтора раза: средняя модель Audi или BMW будет стоить порядка 600 тыс. юаней, или 3 млн рублей.
Страховка же в Китае дешевле: аналог полного каско стоит 3,5 тыс. юаней в год (17,5 тыс. рублей) — в России в полтора-два раза дороже. Минимальная же обязательная страховка (аналог нашего ОСАГО) стоит 400 юаней в год (2 тыс. рублей), опять-таки в полтора-два раза дешевле, чем в России. Дешевле в Китае и сервисные работы. В сервисах официальных дилеров базовое ТО обойдется в 700–800 юаней (3,5–4 тыс. рублей, то есть дешевле, чем у нас), а, скажем, ремонт небольшой царапины — примерно в 500 юаней (2,5 тыс. рублей). В независимых же сервисах ТО может стоить и вовсе 150 юаней (700 рублей).
Правда, парковка в Китае стоит дорого. Согласно данным Asia To Go, подземная парковка в жилых кварталах Пекина может стоить от 3 тыс. (в районах среднего уровня) до 5 тыс. юаней (в более дорогих районах), то есть 15–25 тыс. рублей в месяц.
Не стоит забывать и о том, что жители крупных китайских городов сейчас не могут просто прийти в салон и купить личный автомобиль. Для этого нужно иметь право на его регистрацию. Например, в Пекине и в Шанхае введена система розыгрыша автомобильных регистрационных номеров в ежемесячной лотерее. Она проводится онлайн, и для того, чтобы участвовать в лотерее, нужно заплатить залог — около 2 тыс. юаней (10 тыс. рублей). Так что желающий купить автомобиль может ждать получения права на его регистрацию в течение года и больше — как повезет. Впрочем, регистрация продается и на черном рынке, стоит она почти столько же, сколько новый автомобиль — 70 тыс. юаней (350 тыс. рублей).
Надо принимать меры
Почему же в России ездить на личном автомобиле так дорого?
Если говорить о США, то столь разительную разницу в ценах на новые машины производители объясняют спецификой американского рынка: общие объемы продажи автомобилей в Северной Америке почти в пять раз больше, чем в России, так что продавцы могут делать прибыль на обороте. Да и налоговое бремя на автомобильный бизнес в США легче: в некоторых штатах вообще отсутствует налог на продажи или он составляет 5–8%, в то время как НДС в России — 18%.
Не стоит забывать и о высоких таможенных пошлинах в РФ на импортируемые машины. Как известно, сейчас за них нужно платить в казну 25–30% первоначальной цены автомобиля. Кроме того, велики расходы на логистику. «Чудес не бывает. Это бизнес: произведенный за рубежом автомобиль нужно доставить с завода, оплатить таможенную пошлину, поэтому он по определению получается дороже», — говорит Андрей Панков, главный исполнительный директор компании «Рольф Импорт».
Ну а если говорить об иностранных автомобилях, выпускаемых в России, то завышенную цену производители оправдывают необходимостью окупать вложенные в российские заводы инвестиции.
Что же касается расценок на обслуживание, то здесь и производители, и дилеры могли бы умерить свои аппетиты. Начать с того, что автопроизводители часто устанавливают в России не всегда справедливые сроки межсервисных пробегов. В то время как в Европе нередки случаи, когда автомобиль может приезжать на сервис после 20 и даже 25 тыс. километров пробега, автопроизводители в России назначают обязательный визит в сервисный центр после каждых 10–15 тыс. километров.
Они объясняют это «тяжелыми российскими условиями», однако, даже учитывая плохие дороги и не всегда качественный бензин, межсервисный пробег не может отличаться в разы, так что налицо лоббирование интересов дилеров в ущерб интересам клиентов.
Весьма завышены в России и цены на запчасти. «Запчасти в России в среднем стоят на 20–30 процентов дороже, чем в других странах. Да, можно найти примеры, когда некоторые детали в России даже дешевле, чем в Европе, но это будет скорее исключение, — говорит Михаил Кулябин, руководитель компании EMEX, крупного российского независимого поставщика автомобильных деталей. — По нашим данным, даже элементарные лампочки, которые в США стоят 10 долларов, у официальных дилеров продаются за 40 долларов. Или вот вопиющий пример: топливный насос высокого давления для дизельной Toyota Land Cruiser в России официально продается за 200 тысяч рублей, или за 6,5 тысячи долларов. В Арабских Эмиратах эта же запчасть стоит меньше 2 тысяч долларов».
По мнению Михаила Кулябина, такое завышение цен на запчасти связано с тем, что в России плохо работает антимонопольное законодательство. На Западе с производителями жестко обходятся, если они препятствуют, например, продажам запчастей от независимых производителей. У нас же автопроизводителей и дилеров никто не ограничивает в процессе получения сверхприбыли на запчастях.
Есть потенциал снижения цены и на автомобильные страховки, не говоря уже о ставках на кредиты, которые немыслимы в развитых странах. Свой вклад в снижение стоимости владения автомобилем в России должно внести и государство. «В последнее время государство увеличивает налоги, штрафы, расценки на парковку и прочие финансовые нагрузки на российских автовладельцев, а властям, наоборот, необходимо разрабатывать меры по снижению стоимости владения автомобилем, — убежден Стенли Рут, руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PwC. — Ведь это общий интерес всех участников рынка и государства, поскольку ведет к росту продаж автомобилей и связанных с ними товаров и услуг, к обновлению автопарка и распространению более безопасного и экологичного транспорта». По словам Рута, у российских властей достаточно инструментов для этого. Помимо налогов, штрафов и расценок на парковки это, например, может быть снижение акцизов на топливо, возможность субсидирования ставок по кредитам, стимулы утилизировать старые автомобили.
Подобные меры в последние месяцы становятся все более актуальными, особенно в связи с признаками замедления продаж автомобилей в России. Напомним, этой весной рынок продемонстрировал тревожные показатели: по итогам апреля упал на 8%. И, согласно последним прогнозам, по итогам текущего года может упасть на 10%.
В подготовке статьи принимали участие Сергей Сумленный (Берлин), Александр Кокшаров (Лондон), Марк Завадский (Пекин)