Почему люди продолжают использовать природу хотя понимают что
Окружающий мир 3 класс 1 часть. Природа в опасности! стр. 29 – 34
Из этой темы учебника «Окружающий мир» третьеклассник узнает, что природа в опасности из-за деятельности человека.
1. Сравните фотографии на с. 33. Что изображено на каждой из них? Почему они расположены парами?
На этих фотографиях мы видим, как люди могут уничтожать, вредить природе. Но также мы видим и то, как люди могут защищать природу, заботиться о её чистоте.
Эти фотографии расположены парами неслучайно. В левом столбике мы видим примеры негативного воздействия человека на природу, а в правом — благотворного.
2. Найдите фотографии, которые можно было бы подписать так: «Загрязнение воздуха», «Загрязнение воды», «После вырубки леса», «Проверка чистоты воздуха на дороге», «Очистные сооружения», «Посадка леса». На каких из этих фотографий показано то, что вредит природе, а на каких — работа по охране природы?
Две верхних фотографии относятся к воздуху. На правой мы видим, как люди следят за чистотой воздуха с помощью специального прибора. Её озаглавим «Проверка чистоты воздуха на дороге».
На левой верхней фотографии мы замечаем дым, который идёт из заводских труб и загрязняет воздух. Её озаглавим «Загрязнение воздуха».
Ниже находятся две фотографии, которые относятся к воде. На правой мы наблюдаем ряды очистных сооружений, где воде возвращается её природная чистота. Дадим ей название «Очистные сооружения».
На левой фотографии показаны промышленные стоки, водопад грязной воды. Назовём её «Загрязнение воды».
В нижнем ряду слева мы видим вырубку леса, поваленные стволы деревьев. Её следует назвать «После вырубки леса».
А вот на правой фотографии показано, как люди выращивают молодые саженцы, чтобы восстановить лесное хозяйство. Её озаглавим «Посадка леса».
3. Почему люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины — одним словом, превратить Землю в один огромный заповедник?
В настоящее время природа планеты находится в огромной опасности, но человек продолжает её использовать в своих целях, просто потому что иначе остановится жизнь, умрёт цивилизация. Ведь все те блага, которые она получаем, мы берём от природы. Если остановить заводы, человек перестанет получать товары, необходимые для его жизни.
Именно поэтому пока невозможно превратить всю планету в огромный заповедник. Но это дело будущего, когда станет возможным вынести все заводы и производства за пределы атмосферы нашей планеты.
4. Какое отношение к природе можно назвать ответственным? Как оно проявляется? Приведите примеры из современной жизни.
Ответственное отношение — это когда человек заботится о природе, старается её беречь и охранять.
Примеры ответственного отношения к природе для 3 класса:
Проверь себя
1. Почему на Земле с каждым годом становится меньше лесов? К чему это приводит?
Человеку требуется древесина для строительства, производства бумаги, изготовления мебели и для многих других целей. Ему нужны новые земли под поля, дороги, города. И человек вырубает леса, а потому их с каждым годом становится всё меньше.
2. Как происходит загрязнение воздуха и воды? Чем оно опасно?
Загрязнение воды и воздуха происходит, когда в эти среды попадают вредные частицы. Они проникают в воду и воздух со стоками промышленных предприятий, с выхлопами автомобилей, с дымом из заводских труб.
Воздух и вода становятся всё более грязными. Воздухом становится вредно дышать, а воду пить. И от этого страдает не только человек, но животные и растения, многие из которых просто погибают.
3. Почему многие растения и животные стали редкими?
Многие растения и животные стали редкими по вине человека. Человек охотиться и уничтожает целые виды ради забавы и из интереса. Он убивает животных и рвёт красивые цветы.
К тому же человек своей деятельностью уничтожает привычные места обитания животных и растений, или загрязняет их.
4. Как люди охраняют природу?
Люди стараются охранять природу и для этой цели устраивают заповедники и национальные территориальные парки. Они строят очистные сооружения, используют экологически чистые виды топлива и производства, восстанавливают леса, охраняют редких животных и растения.
Задания для домашней работы
1. Запиши в словарик: заповедник, национальный парк.
2. Узнай у взрослых, какие заповедники, национальные парки есть в вашем крае.
Заповедники Московской области:
1. «Лосиный остров». Самый крупный в мире заповедник, находящийся в городской черте. Покрыт смешанными лесами, в которых водятся олени, кабаны, лоси, норки, бобры, ондатры и другие животные.
2. Приокско-террасный биосферный заповедник расположен возле города Серпухов на берегу Оки. Покрыт сосновыми лесами, в которых водятся кабаны, олени, волки, рыси, лоси, выдры.
3. Национальный парк «Плещеево озеро» расположен возле города Переславль-Залесский. В парке обитает более 200 видов птиц и 60 видов животных.
4. Заказник «Журавлиная родина» расположен возле города Талдом. Здесь обитает огромное количество журавлей, которые собираются в многотысячные стаи.
Природа в опасности!
Возможно, ты спросишь: а будет ли природе хуже, если я, собирая орехи, сломаю несколько веток, или сорву всего 3—4 цветка, или поймаю одну-единственную бабочку?
Да, природе будет хуже! Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка — это маленькая рана, нанесённая природе. Если одну такую рану нанесёшь ты, другую — кто-нибудь из твоих друзей, третью — кто-то ещё, что же станет с природой?!
А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны. Почему? Давай порассуждаем.
С давних пор люди вмешиваются в жизнь природы. Строят города, дороги, возделывают поля. Всё это необходимо. Но для этого приходится уничтожать леса. Вырубают деревья и ради древесины, нужной людям. Вот почему с каждым годом на Земле остаётся всё меньше лесов.
Всё больше загрязняются воздух, вода. Мы знаем, что они необходимы для жизни растений, животных, человека. Но с заводов и фабрик в воздух попадает дым, а в реки и озёра — сточные воды с вредными веществами.
Из-за того что лесов становится меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают многие растения и животные. Им приходится трудно и по другой причине. Люди часто рвут красивые растения, а животных порой жестоко истребляют.
Примерно 250 лет назад один путешественник обнаружил в море, у восточных берегов России, огромных, неповоротливых животных, мирно жующих подводные растения. Этих животных назвали морскими коровами. На них стали охотиться. Доверчивые звери не боялись людей, подплывали близко к их лодкам. И люди безжалостно убивали их. Прошло 27 лет, и морские коровы навсегда исчезли.
В Северной Америке жили необыкновенные голуби. Они перелетали огромными стаями с одного места на другое. Поэтому их назвали странствующими голубями. Ради вкусного мяса люди убивали их без счёта. С каждым годом редели голубиные стаи, но люди не прекращали охоту до тех пор, пока на Земле не осталось ни одной такой птицы.
По вине людей уже исчезло немало животных и растений, а многие другие стали редкими.
Люди поняли, что необходимо охранять природу. Многие заводы и фабрики переоборудованы и уже гораздо меньше загрязняют окружающую среду. На месте вырубленных лесов люди сажают новые. Запрещено собирать редкие растения и охотиться на редких животных. Сведения о редких растениях и животных внесены в особые Красные книги, которые созданы во многих странах. В нашей стране это Красная книга России. В большинстве стран есть особо охраняемые природные территории — заповедники и национальные парки.
Национальный парк «Куршская коса»
Найдите фотографии, которые можно было бы подписать так: «Загрязнение воздуха», «Загрязнение воды», «После вырубки леса», «Проверка чистоты воздуха на дороге», «Очистные сооружения», «Посадка леса». На каких из этих фотографий показано то, что вредит природе, а на каких — работа по охране природы?
Используя природу, люди нередко наносят ей вред. Поэтому в любой стране необходимо охранять природу. Отношение каждого человека к природе должно быть ответственным. |
Почему экология важна для человека и зачем о ней заботиться
Невозможно игнорировать важность состояния экологии для отдельного человека и его семьи, для общества в целом. Состояние экологии сильно зависит от честного и открытого ведения дел коммерческими компаниями, которые могут вырабатывать сотни тонн различных отходов в год. Многие сейчас внимательно следят за правилами утилизации. Также каждый человек может вносить посильный вклад в экологию каждый день благодаря прогрессу и благам цивилизации.
Почему экология — это важно
Один из ключевых природных ресурсов, которыми мы пользуемся каждую минуту — это воздух. От его состава напрямую зависит наше самочувствие, показатели крови, качество жизни. Далеко не последнюю роль также играют качество проточной воды, качество овощей и фруктов, которые выращиваются местными фермерствами в почве. Таким образом экология каждый день влияет на благополучие человека, его продуктивность; плохая экология забирает шансы на нормальное творческое и рабочее развитие.
Принимая во внимание эти факты, нужно помнить, что у нас есть моральный долг сохранять природу во благо не таких уж и далёких следующих поколений. По крайней мере, влияние окружающей среды вы сможете увидеть уже при возрастном развитии ваших детей, и вам решать — будет ли оно хорошим или плохим. Уже сегодня решение экологических проблем и даже катастроф обходится государствам в миллионы долларов; среди них есть и проблемы, в которых можно напрямую обвинить халатных граждан, предпочитающих закрывать глаза на ситуацию и жить только сегодняшним днём. Вполне в силах каждого человека замедлить это губительное влияние и постараться прийти к гармонии с окружающей средой, и этой идеей постепенно проникается каждый современный человек. Вместе мы сможем повернуть ситуацию к лучшему, выполняя всего лишь небольшой ряд дел, который может стать приятной рутиной и заботой о себе и своих детях.
Важные экологичные привычки для общества и человека
Почему важно заботиться об экологии?
Некоторые присоединяются к заботе об экологии по причине трендов и моды, кто-то действительно чувствует себя лучше каждый день, введя заботу о природе и себе в ежедневную рутину. Появляется много проектов и флешмобов, в том числе федеральных (“Зелёный счётчик”, “Каждая капля имеет значение”, “Шкатулка Чёрного моря”), а также общемировых (“День Земли”). Почему это действительно важно?
Любая природная система, человек, животное, растение стремятся к балансу, равновесию. Для человека крайне важно здоровье, хорошее самочувствие, отличный гормональный баланс и уровень витаминов. Чтобы этого добиться по умолчанию, нужно изменить некоторые выработанные годами плохие привычки ради инвестиции в себя и свою жизнь в будущем.
Возможно, каждый мог заметить, например, и такую ситуацию: прохожий берёт и бросает мусор прямо на землю и спокойно уходит. Любая неравнодушная реакция будет полезной: сделать замечание, заставить убрать или просто убрать самому, как это часто практикуется в Японии. По японским понятиям бережного отношения к природе многие носят в сумках одноразовые перчатки и пакеты, чтобы иметь возможность убрать то, что может быть выброшено туристами, равнодушными гражданами либо животными на выгуле.
Также на данную тему постоянно в рамках прямых эфиров высказывается лидер Российской Федерации В.В. Путин: «В рамках нашей внутренней политики экология остаётся одной из важнейших сфер. Мы должны оставить нашим детям процветающую, в плане экологии, страну». Именно на это направлен ряд мер и мероприятий, как региональных, так и федеральных; существует также огромное количество волонтёрских проектов, которые нуждаются в вашей помощи и поддержке. Эту проблему мы не только можем, но и должны решать вместе.
Почему экология считается важнейшей наукой современности
В широком смысле эта наука, всё же, охватывает абсолютно всё существующее, созданное природой, живое и неживое.
Странно, что первоначальные цели данной науки с течением времени стали расплывчатыми, так как многие учёные (порой даже не биологи) достаточно вольно трактовали формулировки и первоначальные задачи экологии. При изучении определённых зависимостей флоры и фауны кто-то использовал устаревшие методы, не основанные на научных данных, а кто-то слишком сильно погружался в точные данные и выкладки, забыв о полезности простых и рабочих заключений, которые реально решают существующие нынешние проблемы.
Тем не менее, в экологию как науку были успешно внедрены известные инструментальные методы проведения опытов над образцами почвы, воды, других органических материалов. Данные опытов начали математически обрабатывать и толковать, что привело к абсолютно бесспорным выводам по многим вопросам. Многие из этих ответов неоднозначно говорили о том, что экология — не наука про природу в целом, а наука, изучающая приспособление живых организмов к среде, в которой они живут, возможности адаптаций или мутаций.
Пока развивались разные научные школы и направления, велись экологические споры, исследовались общие и частные закономерности, данной темой плотно заинтересовались многие люди, не связанные тесно с экологией — экономисты, географы, социологи, журналисты, а с ними и широкий круг общественности.
Цели и задачи экологии
Конечно, перечислить все цели экологии не является возможным, так как внимание уделяется всем важным аспектам, как, к примеру, сохранение плодородности почвы, сохранение правильного функционирования биосферы, поиски новых видов ресурсов для эксплуатации и переход на более экологичные варианты, разработки различных средств биологической борьбы с нежелательными факторами и многое другое.
Решение этих частных и глобальных проблем в итоге послужит одной большой цели: сохранению и приумножению природных ресурсов и внутренних ресурсов каждого человека на планете. Сохранять и улучшать состояние экологии нужно лишь по той причине, что именно это сочетание всех факторов в итоге позволило появиться человечеству и призвано сохранять жизни.
Урок в 3 классе «Природа в опасности»
Тема: Природа в опасности! Охрана природы.
Тип урока: комбинированный
Образовательная: познакомить с влиянием человека на природу, с Красной книгой; познакомить с влиянием человека на природу;
Развивающая: развивать логическое мышление, активное и целенаправленное восприятие, грамотную речь, наблюдательность.
Воспитывающая: учащиеся научатся осознавать необходимость ответственного отношения к природе.
Задачи урока через планируемые результаты
. познакомить учащихся с положительными и отрицательными сторонами человеческого влияния на природу, с понятием «Красная книга» ;
• создать условия для развития у учащихся умения:
— устанавливать причинно-следственные связи между природой и человеком, влиянием человека на природу;
— понимать понятие «охрана природы».
О б о р у д о в а н и е :
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
1. Индивидуальные задания
(Учитель раздает учащимся карточки с заданиями.)
3) Подчеркни, что составляет окружающую среду лося. Почва, река, береза, пальма, мартышка, синица, черника, шиповник, заяц.
2. Фронтальный опрос
— Что такое окружающая среда?
— Что изучает наука экология?
— Какие книги по экологии вы нашли?
III. Самоопределение к деятельности
Смотрите, какой красивый шар. Он принёс письмо юным защитникам природы. Прочитайте его.
IV. Работа по теме урока
Природа в опасности!
Природа находится в опасности. Она просит нас о помощи.
— Почему проблема охраны природы стала такой важной и необходимой?
— Если умрет природа, что будет на Земле?
— Прочитайте в учебнике на с. 29 текст «О маленьких ранах. ».
— Что такое маленькая рана у природы?
— Приведите примеры таких маленьких ран, которые мы наносим природе.
— Прочитайте на с. 29 текст «О ранах больших».
— Что такое большая рана?
— Приведите примеры больших ран природы.
— У людей появились поля, фермы, заводы, разрезы,.шахты. Человек решил, что на планете ему всё подвластно. Однако покорение природы привело к загрязнению воды, разрушению почв, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных.
Сейчас я расскажу вам одну историю.
Пошли дети гулять в лес и решили сделать подарок своим мамам, насобирали охапки лесных цветов. Вроде бы дело доброе, а учительница сердится:
— Зачем ландышей нарвали? Нельзя же. И большие лесные колокольчики нельзя! И вот эту душистую ночную фиалку, и эти желтые купальницы, и.
— Но почему? — чуть не плачут ребята. — Они же такие красивые.
(Учитель по ходу рассказа выставляет на доску рисунки, фотографии цветов.)
— Объясните, почему сердится учительница. (Ответы учащихся.) Вот-вот, красота их и губит. Кто ни увидит — всякий сорвет.
Оттого цветов этих и стало так мало и чуть ли не каждый пришлось взять под защиту. И правильно, а то ведь вскоре ни ландышей, ни фиалок, ни многих других цветов вовсе не останется.
— А ромашку рвать можно? — спросила одна девочка.
— Как бы вы ответили на вопрос девочки?
— Какой цветок вы бы выбрали — большой и яркий или маленький и чахлый? (Ответы учащихся.)
Вот и все так. И получается: чахлые, поскольку их не рвут, плодятся, множатся, а самые крупные, самые сильные растения потомство дать так и не успевают — в букетах вянут. В общем, жадничая, отбирая у природы самое-самое: самое красивое, крупное, яркое, душистое, — мы в результате себя же и грабим.
— Почему нельзя рвать полевые цветы?
— Что можно сделать, чтобы у вас в доме были полевые цветы? (Вырастить их в саду, нарисовать рисунок, сфотографировать и т. д.)
— Прочитайте в учебнике на с. 30—31 о животных, которые исчезли навсегда.
— Как называются эти исчезнувшие животные? (Морские коровы, странствующие голуби.)
— Назовите еще каких-либо исчезнувших животных. (Дронт, стеллеров баклан.)
— По чьей вине исчезают растения и животные?
Тревогу бьёт 21 век:
« Не узнаю я, человек,
Небес, лесов. полей и рек
Планеты прежних дней.
Ты изменил её черты,
Ты изменил её мечты,
И стала капля чистоты
— Работая в группах, составьте правила поведения на природе. (Учащиеся выполняют задание.)
— Прочитайте правила, которые вы составили. (Ученики зачитывают правила.)
— Ребята, все запомнили эти правила? Кто их будет выполнять?
Ниже по течению построили еще один завод — резиновых сапог. И он чистую, прозрачную воду жадно пьет, сбрасывая по трубе обратно грязную, отработанную воду. И стала речка здесь, словно от досады, чернее сходящих с заводского конвейера черных резиновых сапог.
Еще дальше вырос на берегу третий завод — ситцевый, отчего речка сделалась здесь серо-буро-малиновой, пестрее самого пестрого ситца.
Однажды пожаловал на берег Разноцветной Самый Главный Санитар здешних мест. На заводах побывал, все разузнал и очень рассердился.
1 уч-ся (инсценирование)
Так вот почему ко мне больные реки
Вползли ручьи- калеки
В мой сумеречный дом.
К ногам моим припали,
Чтоб спас их от беды,
От едких химикатов
И я сказал, идите, из комнаты моей
И у людей ищите защиты от людей.
— Как вы думаете, что предложил сделать санитарный врач? (Поставить водоочистительные сооружения. Пусть вода в них очищается и снова поступает на заводы.)
— Чему еще угрожает опасность? Почве, воздуху, всей планете.
И, конечно же, нашему Кузбассу.
2 уч-ся( выразительное чтение отрывка ст-я «Наш край»)
Среди высоких гордых гор-
Простор Кузнецкой котловины.
Синеют блюдечки озёр
Пестрят коврами луговины
Пусть о тебе, мой край родной.
Молва идёт, шумит по свету
В твоей богатой кладовой
Каких сокровищ только нету!
-Какими полезными ископаемыми богат Кузбасс?
Богат наш край, но и он просит о помощи. Как люди вредят природе, добывая полезные ископаемые в нашем городе?
— Расскажите, какие меры предпринимает человек, чтобы спасти природу.
— Прочитайте об этих мерах в учебнике на с. 31—32.
— Куда заносятся сведения о редких растениях и животных?
— Как называются охраняемые территории? (Заповедники и национальные парки.)
— Что такое заповедник? (Участок земли, вся территория которого находится под строгой охраной.)
— Что охраняется в заповеднике? (Растения, животные, воды, почва, минеральные источники, горные породы.)
— Что такое национальный парк? (Участок земли, который находится под охраной. Но на территории национального парка есть места, предназначенные для отдыха, спортивных занятий, экскурсий.)
Существуют еще охраняемые территории, которые называются заказниками. Это участки земли, которые подлежат охране в течение только определенного времени (5—10 лет).
(Учитель записывает на доске.)
Заповедники, национальные парки, заказники.
— Что вы знаете о Красной книге?
Книга предупреждает об опасности исчезновения с лица Земли многих видов животных и растений. В Красную книгу внесены те животные, которых на Земле осталось очень мало. Давайте будем охранять животных, оберегать их, а если надо, то и помогать им!
Стали, к примеру, большой редкостью носороги, гориллы, орангутанги, крокодилы, тигры, леопарды. Их внесли в Красную книгу и взяли под охрану.
В Красную книгу России попали снежный барс и фламинго, дикий осел, или кулан, и беркут, джейран и белый журавль, или стерх, бухарский олень, лебеди и многие-многие другие звери и птицы.
В 1966 г. Международная Красная книга была издана в очень необычном виде. У нее была красная обложка, а страницы — разноцветные: черные, красные, желтые, белые, серые, зеленые.
На черных страницах рассказывается о животных и растениях, которые исчезли, на красных страницах содержится информация об исчезающих животных и растениях, на желтых — о животных и растениях, численность которых сокращается, на белых — о редких видах животных и растений, на серых — о мало изученных животных и растениях, на зеленых — о животных и растениях, которые удалось спасти.
Их спасают и обязательно спасут, как уже спасли дикого быка — зубра. К 1927 г. во всем мире было всего 48 зубров, да и те жили не на воле, а в зоопарках разных стран. Зато сейчас в лесах одной только нашей страны бродит больше тысячи этих могучих косматых великанов. А все потому, что зубры уже давным-давно находятся под охраной. На них не разрешают охотиться. Работники заповедников следят за здоровьем каждого животного, подкармливают в голодную зиму сеном.
Удалось спасти от верной гибели и бобра. К началу XX в. беднягу бобра из-за его ценного меха почти совсем истребили. Чудом уцелело всего несколько сотен зверьков. Но благодаря заботам человека сейчас их много тысяч.
Мы охраняем не только животных, растения, но и всю окружающую нас природу — реки, озера, леса. Заботимся о чистоте поды — ведь нам ее пить. Думаем о чистоте воздуха — ведь нам им дышать. У нас есть Закон об охране природы, и нарушать его никому не разрешается.
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
— Какое влияние на природу может оказывать человек? (Отрицательное и положительное.)
— Приведите свои примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу
—Чтобы не допустить нарушения природного равновесия. Исчезновения видов растений и животных, какие запрещающие знаки вы разместили бы на планете? (дети прикрепляют знаки на рисунок земного шара )
1 уч-ся (выразительное чтение стихотворения)
Нам жить в одной семье….
Нам петь в одном кругу, идти в одном строю,
Летать в одном полёте.
Давайте сохраним ромашку на лугу,
Кувшинку на реке и клюкву на болоте.
Берегите землю, берегите.
Жаворонка в голубом полёте,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, палящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Берегите землю. берегите!
— Прочитайте задание. Выполните его.
— Напишите, как еще называются охраняемые территории. (Заказники.)
— Прочитайте задание. Разгадайте кроссворд.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
— Прочитайте первое задание в учебнике на с. 32. Выполните его.
VIII. Подведение итогов урока
— Какие эмоции вы испытывали на уроке? Почему? (дети показывают сигнальные карточки).
Домашнее задание : сообщения о заказниках и заповедниках Кемеровской области.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.