Почему кажется что на дороге вода
Новое в блогах
Чудеса из АДП = А7. Атмосферная рефракция = Миражи
ЧУДЕСА ИЗ АЗБУКИ ДИКОЙ ПРИРОДЫ.
А
Атмосферные оптические и световые явления.
Рефракция и преломление = МИРАЖИ
КЛАССИФИКАЦИЯ МИРАЖЕЙ
Удовлетворительной морфологической классификации миражей во всём Инете я не нашёл. Поэтому предлагается вот такая «отсебятина»
1. Нижние миражи
1а. Озёрные миражи
2. Боковые миражи
3. Верхние миражи (дальнего видения)
3а. Миражи сверхдальнего видения
3б. «Эффект Новой Земли»
3в. Двойные и тройные миражи
4. Фата-моргана
4а. Миражи-оборотни
4б. Панорамы
5. Особые комплексные миражи-феномены:
5а. Миражи-призраки («брокенский призрак»)
5б. Миражи-следовики
6. Хрономиражи
6а.»Летучие голландцы»
6б. Хрономиражи замков и городов (Китеж-грады)
6в. Батальные хрономиражи
6г. Дроссолидес
6д. Хрономиражи-предвидения
6е. Хрономиражи-декорации
Озёрные миражи в пустынях приводят к жертвам. Физическое объяснение этого феномена нисколько не облегчает участь путников, введенных эфемерным оазисом в гибельное заблуждение:
2б. Оман. Мираж оазиса на фоне гор.
Такие дальние озёрные миражи доводили до отчаяния путников пустыни,
изнывавших от зноя и жажды. Они видели в 2-3 километрах вожделенную воду,
брели к ней часами из последних сил, но вода всё отступала,
а потом словно растворялась в воздухе
2в. Пустыня Эрг-эр-Рави. Озёрный мираж на фоне настоящих гор
2г. Интересный кадр = люди якобы ходят по воде!
На месте высохшего Аральского моря образовалась солёная пустыня.
Корабли, когда-то бороздившие его просторы, вросли в землю на берегу.
Между ними идут люди. Как бы по воде. А на самом деле по иссохшему солёному грунту.
Что интересно, в 1902 году американский физик Роберт Вуд сделал очень похожее
фото в Чесапикском заливе, только там по воде ходили 2 мальчика,
и рост их превышал 3 метра
БОКОВОЙ МИРАЖ:
Природа этого миража точно такая же, как у озерного, но возникает он в результате сильной боковой рефракции, когда поверхности одинаковой плотности располагаются в атмосфере не горизонтально, как обычно, а наклонно или даже вертикально. Тогда рядом с предметом сбоку от него видно его отражённое изображение.
Боковые миражи неоднократно наблюдались на Женевском озере. Видели лодку, которая приближалась к берегу, а рядом с нею в точности такая же лодка удалялась от берега. Правда, в дикой природе такие миражи большая редкость.
Зато в городе при желании их можно наблюдать так же часто, как и «асфальтовые» миражи. Боковой мираж, напр., может появиться у каменной стены дома, нагретой солнцем. Конечно, лучи света отражаются не от стены, а от примыкающей к ней более горячей прослойки воздуха. В знойные летние дни следует обращать внимание на накалившиеся стены больших зданий и искать, не обнаружатся ли явления миража:
3. Боковой мираж: припаркованный автомобиль «врезался» в стену дома
ВЕРХНИЙ МИРАЖ:
Появляется в любое время года в ранне-утреннее либо вечернее время при малооблачной безветренной погоде и хорошей видимости; имеет вид «приподнимающегося горизонта», в результате чего возникает своеобразный «второй горизонт», параллельный реальному и выше его. Начало научного изучения этих оптических фокусов началось в XIX веке с появлением судового журнала, в который детально записывалось все необычное.
Природа верхнего миража сложнее нижнего. Он возникает, когда разогретый воздух поднимается вверх. С высотой температура падает, но если над слоем уже охладившегося потока оказывается более тёплый, а переход между ними резкий, то лучи идущие от предметов на земле, описывают подобие дуги и возвращаются вниз, причём расстояние проекции до предмета может составлять десятки и сотни километров. Поэтому их второе название – миражи дальнего видения.
4. Норвегия, город Берген. 29 июня 2011 г.
Уже сутки идёт нудный мелкий дождь. Там, где-то далеко за горизонтом,
плывёт корабль нормальных размеров, но его проекция кажется гигантской.
(Фото из Википедии)
Этот тип миражей может быть как прямым, так и перевёрнутым, в зависимости от расстояния до истинного объекта и градиента температуры.
4в. Перевёрнутый мираж
Видео перевёрнутый мираж танкера в Китае = 25 сек.
Довольно смешно смотрится:
http://www.youtube.com/watch?NR=1&v=grGp_-XAU70&feature=endscreen
Верхние миражи также наблюдаются и в умеренных широтах, хотя здесь они куда слабее, нестабильные и менее четкие:
4д. Верхний мираж в Балтийском море
Тут мы плавно подошли к феномену миражей сверхдальнего видения.
МИРАЖИ СВЕРХДАЛЬНЕГО ВИДЕНИЯ = это верхние миражи, у которых проекция отдалена от «оригинала» на многие сотни километров.
Этот поразительный эффект получается за счет кривизны Земли. Если изгиб лучей примерно такой же, как кривизна Земли, лучи света могут перемещаться на большие расстояния, в результате чего наблюдатель видит объекты, находящиеся очень далеко за горизонтом.
Есть много мест, где перед наступлением вечера можно наблюдать горы, поднимающиеся над океанским горизонтом. Это действительно горы, только они находятся так далеко, что их нельзя видеть в нормальных условиях.
4е. Аляска. «Горы» в океане. Вскоре после полудня на горизонте начинает возникать
расплывчатый контур гор. Он постепенно растёт и перед заходом солнца
быстро становится резким, отчетливым, так что можно даже различить
отдельные вершины
В 11 часов утра 10 декабря 1941 года команда британского транспортного судна «Вендор», находящегося в районе Мальдивских островов, заметила на горизонте горящий корабль. «Вендор» пошел на выручку терпящим бедствие, но через час горящий корабль завалился набок и затонул. «Вендор» подошел к предполагаемому месту гибели корабля, однако не нашел не только никаких обломков, но даже и пятен мазута. В порту назначения, в Индии, командир «Вендора» узнал, что в ту самую минуту, когда его команда наблюдала трагедию, тонул крейсер «Рипалс», атакованный японскими торпедоносцами неподалеку от Цейлона. Расстояние между кораблями на тот момент составляло 900 км.
4ж. «Эффект Новой Земли».
Потрясающий пример атмосферной рефракции!
На снимке дважды двойной мираж: двойное отражение в ночном небе
давно уже зашедшего за горизонт солнца и его перевёрнутое отражение
5. Феномен Фата Морганы.
Красивая картинка со сказочным замком на облаке.
Особенно её украшает впечатанная фотошопом стая лебедей.
Однако, эта мистификация очень хорошо иллюстрирует
сложность и, одновременно, красоту фата-морган
МИРАЖИ-ОБОРОТНИ. Французский колониальный отряд в алжирской пустыне. Впереди, километрах в шести от него, шла гуськом стая фламинго. Hо когда птицы пересекли границу миража, ноги у них вытянулись и расслоились, вместо двух у каждой стало по четыре. Hи дать, ни взять – арабский всадник в белом одеянии. Командир отряда, встревожившись, послал разведчика проверить, что это за люди впереди. Когда солдат попал в зону искривления солнечных лучей, он сам нагнал страху на своих товарищей! Ноги его лошади стали такими длинными, что казалось, он сидит на фантастическом чудовище.
ПАНОРАМЫ НЕСУЩЕСТВУЮЩИХ ГОРОДОВ. Настоящие миражи-фатаморганы, особенно видения городов и фантастических пейзажей способны поднять экономику какого-нибудь региона за счёт туризма. Новостные сюжеты о них облетают весь мир и кочуют с сайта на сайт, из блога в блог. Сейчас, например, фата-морганы зачастили в Китай:
5а. Из теленовостей: «10 мая 2011 г. в 16.00 над заливом города Хайкоу
(провинция Хайнань, Китай) возник мираж. Почти целый час жители Хайкоу
могли наблюдать призрачный город, висящий над морем. Специалисты говорят,
что из-за аномальной жары на востоке Китая такие яркие миражи
могут повториться в ближашее время».
5б. Из теленовостей: «16 июня 2011 года жители города Хуанчан, стоящего
на реке Синьань в восточно-китайской провинции Аньхой, стали свидетелями
грандиозного миража, распространившегося на всю линию горизонта.
Непрерывный проливной дождь только что остановился. В легком тумане
над рекой появились эффектные изображения гор, строений и деревьев,
которые, казалось, плавают по реке. Местные жители говорят, что
подобные достопримечательности часто происходят в последнее время,
но это было особенно эффектным»
5в. Там же, почти с того же места, чуть правее.
Так что это за город? Отражение самого Хуанчана?
Вот тут-то и кроется научная загадка: материалы, зафиксировавшие город-призрак,
поставили экспертов в тупик – никто не смог опознать его!
Видео Фата-моргана в Хуанчане = 1 мин.
7. Дождь из лягушек в Китае (2010 г.).
Остаётся только доказать связь вихрей с миражами,
ведь по существующим метеорологическим концепциям
условия для их возникновения прямо противоположные (!)
Однако есть и достоверные свидетельства встреч с кораблями-призраками. При этом все рассказы похожи: «Летучий Голландец» внезапно появлялся перед кораблями, совершенно безмолвный, плыл прямо на них, не отвечая на сигналы, и затем внезапно исчезал в тумане.
Возможно, эту старую легенду породили верхние миражи. Моряки видели отражения далеких кораблей, которые в обычных условиях не видны, принимая их каждый раз за мистический парусник. Пример приведен выше в рассказе о британском транспорте «Вендор», который стал «свидетелем» потопления японскими торпедоносцами американского крейсера в декабре 1941 г. Из рассказов свидетелей и очевидцев известно, что хрономиражи в отличие от чисто оптических верхних сопровождаются звуком.
В литературе постоянно мелькают ссылки на настоящие хрономиражи с древними парусниками. Однако, ни одной настоящей фотографии старинного «Летучего голландца» в Инете я не нашёл.
БАТАЛЬНЫЕ ХРОНОМИРАЖИ. Особую феноменальную известность получили хрономиражи когда-то прошедших великих битв. Так, знаменитое сражение при Ватерлоо (18 июня 1815 г.) неделю спустя массово наблюдали жители бельгийского городка Вервье. Было даже заметно, что у одной пушки сломано колесо! Расстояние от Ватерлоо до Вервье по прямой линии более 100 км.
Хрономираж, каким-то образом связанный с НЛО, наблюдался холодной осенней ночью 1997 года в маленьком посёлке на территории Конышёвского района Курской области. В два часа ночи жителей разбудил яркий кроваво-красный луч, осветивший комнаты. Когда жители дома выбежали на крыльцо, загадочный луч пропал, но над близлежащим холмом тут же возник крупный светящийся шар, по диаметру намного превосходящий видимый диск Луны. Затем на поверхности шара появилось изображение всадников. Изображение было «живым», динамичным, напоминало киносеанс. Оно демонстрировало ожесточённую битву. Так продолжалось 10 минут, затем все исчезло.
Один из курских уфологов, расследовавших это явление, заявил, что в процессе «киносеанса» от НЛО очевидцы наблюдали события Великой отечественной войны, а именно партизан на конях.
В июне 2004 г. на Аляске во время репетиции аэрошоу над строем пилотажных самолетов появились 2 маленьких истребителя, которые одновременно зашли на «мертвую петлю» и столкнулись в верхней точке. Пылающие обломки с минуту падали на землю, оставляя за собой чёрный дым. Все спасательные службы выехали к предполагаемому месту падения обломков, но никаких следов катастрофы не нашли. Радары аэродрома не зафиксировали посторонних летающих объектов, а дежурная видеокамера, на которую велась запись репетиции, не заметила ни «чужих» самолетов, ни их падения. О загадочном происшествии были составлены подробные отчеты, и все запротоколировано.
Но наиболее запоминающиеся впечатления остаются у тех, то побывал ВНУТРИ ХРОНОМИРАЖА. Названий у таких миражей нет, поэтому я придумал своё = хрономиражи-декорации.
«Оптические явления на транспорте и дорогах» 11 класс
«Оптические явления на транспорте и дорогах» 11 класс
Цель урока: обобщить, закрепить знания, полученные по теме, научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, совершенствовать навыки самостоя-тельной работы, расширить кругозор учащихся, развить коммуникативные способности.
Наш урок сегодня посвящен взаимосвязи теоретических знаний по теме « Оптические явления» и их проявлении на транспорте и дорогах нашей большой страны.
Каждый из нас является участником дорожного движения. Мы ездим в автобусах, машинах, на мотоциклах, велосипедах и переходим через дорогу. Мы становимся то пассажирами, то пешеходами, а в будущем многие станут водителями. И значит, мы должны знать и уметь объяснять принцип действия некоторых устройств на транспорте и дорогах.
Много нового и интересного вы узнаете на уроках, но есть много вопросов, выходящих за страницы учебника, ответить на которые мы постараемся сегодня.
Вопросы для подготовки к конференции учащимся объявлены за неделю:
1.Почему дорожные знаки светятся в темноте?
2.Почему стёкла автомобильных фар делают рифлёными, а не гладкими?
3.Некоторые автомобили имеют дополнительные фары жёлтого цвета.
Почему такие фары хорошо освещают дорогу в туманную погоду?
4.В ясные солнечные дни водителям загородные асфальтированные шоссе кажутся покрытыми лужами. При подъезде ближе к этому месту, лужи исчезают и снова появляются впереди на других местах, примерно на том же расстоянии. Как объясняется это явление?
5.Для чего у автомобиля сбоку от водителя укреплены небольшие зеркала?
Какие зеркала лучше использовать – плоские, вогнутые или выпуклые?
6.Почему при вспышке молнии движущиеся предметы кажутся остановившимися?
7.Водители заметили, что на лужах после дождя видны солнечные блики. Почему?
8. Цветовое восприятие.
9.Как вы думаете, для чего нужно зеркало заднего вида с автоматическим затемнением?
Желающие могут подготовить стенгазеты «А знаете ли вы…» или «Это интересно»
Оборудование: разные виды фар и зеркал, фото дорожных знаков, светофора, дорожной разметки.
Сообщения учащихся по вопросам. По каждому сообщению можно делать дополнения, задавать вопросы.
“Почему дорожные знаки светятся в темноте?”
Кажущиеся днем совершенно обычными, в темноте дорожные знаки вспыхивают ярким светом. И “виноваты” в этом маленькие стеклянные шарики, напылённые на заданное изображение.
Эти микролинзы диаметром всего в несколько десятых долей миллиметра сначала фокусируют свет на тонкий слой краски, а затем из отраженного света формируют почти параллельный пучок, идущий ровно в обратном направлении. Эти знаки отражают свет в основном назад, отсюда и возникает ощущение, что знаки светятся сами собой!
Массовое внедрение технологии световозвращающих покрытий началось в 1929 году в США, и уже к концу года только в провинции Онтарио было установлено более 5 000 таких знаков. Со временем же они стали применяться повсеместно.
Но прогресс не стоит на месте: сейчас дорожные знаки покрывают самоклеящейся светоотражающей пленкой. Суть новшества в том, что эти самые отражающие шарики там спрятаны от дождя.
А вот когда они открыты, то дождь может сыграть с водителем злую шутку: мокрый знак не виден ночью в свете фар. Вода, попавшая на знак, изменяет всю оптическую систему!
Почему стёкла автомобильных фар делают рифлёными, а не гладкими?
При такой конструкции они состоят как бы из маленьких треугольных призм. Набор этих призм позволяет направить свет лампы после отражения в нужное направление, то есть вниз на дорогу.
Некоторые автомобили имеют дополнительные фары жёлтого цвета.
Почему такие фары хорошо освещают дорогу в туманную погоду?
Жёлтый свет сравнительно слабо рассеивается. Кроме того, лучам этого света наиболее чувствителен наш глаз. Противотуманные фары используются для расширения зоны видимости при езде в тумане, во время снегопада или сильного дождя. Они становятся хорошим подспорьем при движении в непогоду, существенно снижая вероятность ДТП.
В ясные солнечные дни на загородных асфальтированных шоссе водители автомашин впереди автомашины на расстоянии около 80—100 м, кажутся покрытыми лужами. Когда водитель подъезжает ближе к этому месту, лужи исчезают и снова появляются впереди на других местах, примерно на том же расстоянии. Как объясняется это явление?
У тёплого воздуха вблизи асфальта показатель преломления света меньше, чем у холодных вышележащих слоёв. Потому происходит полное внутреннее отражение света от границы раздела этих слоёв, и асфальт кажется столь же хорошо отражающим свет, как и поверхность воды.
Для чего у автомобиля сбоку от водителя укреплены небольшие зеркала?
Какие зеркала лучше использовать – плоские, вогнутые или выпуклые?
Зеркала помогают водителю наблюдать за тем, что происходит сбоку и сзади автомобиля. Лучше всего применять выпуклое зеркало, так как в этом случае изображение всегда получается прямым, что позволяет водителю просматривать значительное пространство за машиной. Плоское зеркало даёт прямое изображение в натуральную величину, но поле зрения его меньше, чем у выпуклого зеркала.
Почему при вспышке молнии движущиеся предметы кажутся остановившимися?
Вспышка молнии длится тысячные доли секунды, в течении которых глаз не успевает регистрировать движение наблюдаемого тела относительно других тел, он сохраняет первоначальное зрительное впечатление.
Водители заметили, что на лужах после дождя видны солнечные блики. Почему?
Мелкую рябь на поверхности воды можно рассматривать как отдельные маленькие линзы, которые фокусируют в разных точках солнечные лучи.
Цветовое восприятие. Световая сигнализация на транспорте имеет давнюю историю. В России началом её можно считать введение самолично ещё Николаем I сигнальных зелёных огней на паровозах. Его высочайшее повеление вышло после того, как однажды ночью на единственной тогда в России Царскосельской железной дороге поезд задавил часового.
В наше время передача световой сигнализации на дорогах осуществляется при помощи различных сигнальных огней, светофоров, информационных табло, телевизионных экранов, мониторов и т. д.
Разные цвета наш глаз воспринимает неодинаково хорошо. Так зелёный цвет не сразу распознаёт, что он зелёный (это особенности нашей психики). А вот красный цвет распознаёт быстро и при этом действует на нас возбуждающе. Жёлтый и оранжевый вызывают концентрацию внимания, а светло-зелёный действуют успокаивающе. Для светофоров подбирают специальный режим задержки, чтобы глаза успели привыкнуть к свету. Типичный светофор для городского участка дает зеленый свет в течении 50с, желтый 5с, красный 25с. Глаз по-разному реагирует на сочетание цветов: лучше всего различает красное и зелёное, жёлтое и чёрное. Вот почему для сигнализации на транспорте используют цвета: красный (опасность), жёлтый (предупреждение), а зелёный (безопасность). Не случайно выбран и оранжевый цвет спецодежды рабочих на дороге – он сразу “бросается в глаза”. Ещё пример: установлено, что именно оранжево-красные контрастные полосы на лобовой части локомотивов имеют наибольшую дальность видимости. Часто их наносят флюоресцирующими красками, люминесцирующими под действием дневного света, что увеличивает дальность видимости в 1,5 – 2 раза.
Для выделения цвета и уменьшения его интенсивности используют светофильтры. (для затемнения слишком яркого света).
Как вы думаете, для чего нужно зеркало заднего вида с автоматическим затемнением?
Этот «эффект Трокслера» влияет на зрительное восприятие окружающего мира. По словам специалистов производителя автозеркал, «эффект Трокслера», возникающий из-за ослепления водителя, откладывает реакцию водителя в среднем до 1,4 секунды. Вы думаете, что это немного? При движении на скорости 95 км/час замедленная реакция или отсутствия полного визуального обзора дороги в течение 1,4 секунды приведет к тому, что машина проедет 37,5 метров фактически без контроля водителя.
Зеркало с автоматическим затемнением борется с ярким блеском фар, лучи которых попадают от позади идущих транспортных средств на светоотражающую поверхность, а далее попадают в глаза водителя. Автоматическое затемнение зеркала заднего вида, позволяет избежать «эффекта Трасклера», фактически затемняя поверхность зеркала с помощью процесса электрохромизма
Подведение итогов урока