Почему историю рассказывает дедушка внуку чем важна эта история для обоих
Максимальное количество баллов – 30 баллов
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
УЧ. ГОД
КЛАСС
Время выполнения работы – три астрономических часа (180 минут).
Внимательно прочитайте задания. Распределите время, чтобы успеть выполнить оба задания.
ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте рассказ Александра Ралота «Приключения шариковой ручки»
Напишите целостный анализ этого рассказа, отвечая при этом на вопросы (можно отвечать на вопросы в любом порядке):
Какую роль играет предметная деталь в рассказе?
Как связаны вещи, прошлое и память?
Почему историю рассказывает дедушка внуку? Чем важна эта история для обоих?
У внука Тимохи (прошу прощения — Тимофея Александровича!) созерцание зелёного буйства за окном и невозможность выскочить из опостылевшей квартиры, домчаться до детской площадки, облазить, отпрыгать и обегать её вдоль и поперёк (Коронавирус! Будь неладен! Полная самоизоляция, до особого распоряжения!) вызвала внезапный приступ любви к домашнему заданию. Проявился он в том, что человек (одиннадцати лет отроду) без усилия спрыгнул с подоконника и бросился к секретеру. Вытащил двухцветную шариковую ручку, погрыз колпачок и, уставившись на мою незаконченную рукопись, молвил.
— И что ты должен написать? Сочинение?
— Тимофей Александрович, а изложение написать слабо?
— Запросто! Только что излагать?
— Одну историю. Я её сейчас поведаю. А ты слушай и мотай на усы. Или на то место, где они, лет этак через пять, появятся.
— С твоего разрешения я продолжу. Топаешь в школу. В одной руке портфель, а в другой «чернилка».
— Дед, а разве ранцев тогда ещё не изобрели?
— Изобрели, конечно. Но мы их принципиально не носили. Игнорировали. Дело в том, что отцы вернувшиеся с войны рассказывали: с ранцами ходили немецкие солдаты….
— Понятно. Извини. Больше перебивать не буду. Продолжай, пожалуйста.
— Для тех, кто эту самую «чернилку» забывал или у кого вдруг в ней заканчивались чернила, в каждом классе имелись «дежурки». То есть «казённые чернильницы». Мы в них мух бросали, чтобы потом кляксы ставить. Знаешь, что такое клякса?
Внук удивлённо посмотрел на меня. Промолчал. Мол, дал слово!
— Про «страшные» уроки чистописания я уже рассказывал. Повторяться не стану.
Этак в классе пятом, у некоторых учеников стали появляться авторучки. И ходить с «чернилкой» уже считалось моветоном. Твой прадед купил мне такую. На барахолке, не новую, конечно, но пишущую. В неё надо было каждый вечер закачивать чернила и на все уроки следующего дня хватало. Наступила у меня не жизнь, а «малина». Даже, если чернила заканчивались, друг или сосед по парте, всегда на «промокашку» накапает капли три, а ты своей авторучкой втянешь, делов-то.
Я хотел было рассказать, но вместо этого рука уже вывела на том же листке ответ: «Погуглишь. Позже».
— Счастье, как известно, вечным не бывает. И в один не прекрасный день Антоха Сморчков притащил в класс невиданное. Маленькую прозрачную ручку, со стержнем внутри… А писала до тех пор, пока в этом «гвоздике» не заканчивалась паста.
Наша классная, не мешкая, выставила наглеца за дверь. С требованием впредь приносить в школу то, что дозволено, а не всякую заграничную гадость! Ибо с ней нет никакой возможности вывести «ни нажим, ни волосяную!» (Как будто бы советской авторучкой можно!)
Радостный Сморчок вылетел из класса, но вскорости вернулся, понурый и с запиской от нашего Завуча Михаила Фёдоровича. Которая гласила: «Прогресс в отдельном взятом классе остановить невозможно. Пусть отрок пишет, чем хочет, но только без ошибок!»
Прошёл месяц, в течение которого мы выпрашивали у Антохи волшебную ручку. Пописать. Не за так, конечно, а за почитать «Шерлока Холмса» до понедельника, за домашку по географии или ботанике. Да, мало ли за что.
И твой дед поступил плохо. Даже более чем. Но желание обладать заморским чудом победило. Я удрал с уроков. Выстоял пару часов. И, наконец, приобрёл её. Заветную.
Увы. Счастье оказалось недолгим. Не заметил, как паста закончилась. Запасных стержней в продаже никто из моих знакомых никогда не видел. И новые «шариковые» в магазинах города больше не выбрасывали.
Тимоха обратился в слух, внимательно рассматривая подставку с канцелярской мелочью, из которой торчали с десяток разного рода ручек. Наконец, не выдержал и спросил: «Дед, неужели выкинул, за ненадобностью?»
— На такое святотатство ни у кого из моих сверстников рука бы не поднялась. Дело в том, что паста заканчивалась не только у меня, но и ещё у ответственных работников. А посему в городе, в спешном порядке, организовали пункт заправки стержней. И выстояв как обычно длиннющую очередь и уплатив две копейки, можно было отдать в руки мастера стержень. Дальше происходило чудо. «Заправщик» тонкой проволокой выталкивал малюсенький шарик на тёмную копирку, затем из специальной ёмкости наливал в него чёрную или синюю пасту (уж какая, в тот день была) и, надев часовую лупу, вставлял шарик на место.
Ну а что случилось позже, тебе ведомо. Появились толстые многоцветные, маленькие карманные, подарочные с фирменным логотипом.
Тимофей Александрович согласно кивнул, а потом спросил: «А когда я напишу изложение, расскажешь, что такое копирка?»
Максимальное количество баллов – 30 баллов
ЗАДАНИЕ 2.
Дата добавления: 2020-11-23 ; просмотров: 953 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Почему историю рассказывает дедушка внуку чем важна эта история для обоих
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему дед заставил внука извиниться перед Алкой?»
1) Часть вины внука «само собой переходила на деда».
2) Дед хотел, чтобы внук стал благородным и смелым человеком.
3) Дед хотел наказать внука за плохое поведение в школе.
4) Деда расстроили жалобы одноклассников на поведение внука.
(1)У дверей стояло трое ребятишек: две девочки и мальчик. (2)Дед догадался, что они одноклассники внука.
— (3)Андрей Лысов тут живёт? — спросила полноватая девочка.
— (4)Тут, — признался дед.
— (5)Мы пришли высказать ему осуждение, — продолжила девочка.
(6)Дед и внук стояли рядом и на сто процентов были роднёй: круглолицые, голубоглазые. (7)Наверное, поэтому часть Андрейкиной вины само собой переходила на деда.
— (8)У нас в дневнике всё записано, — сказала толстушка и передала тетрадку Александру Клавдиевичу.
— (9)«Дёргал Аллу Иванову за волосы», — грустно прочитал дед.
— (10)А ещё, когда Иванова заплакала, он обозвал её мокрой цаплей, а извиняться не стал, — сказал мальчик.
(11)Когда ребята ушли, дед обратился к внуку:
— (12)Так зачем же ты эту Аллу за косу дёргал?
— (13)Так просто, — буркнул мальчик.
— (14)А я вот знаю и зачем, и почему! (15)Она тебе нравится, а на тебя, противного троечника, внимания не обращает. (16)Так, что ли?
(17)Сломленный дедовой проницательностью, внук заговорил:
— (18)Мы же раньше с ней дружили! (19)А теперь она всё: Толик да Толик. (20)Я раньше её дёрну — она меня книжкой — хлоп! (21)И обоим смешно! (22)А сейчас чуть-чуть тронешь — как плакса плачет.
(23)Дед слушал его внимательно, прищурив глаза.
— (24)Извиняться тебе перед ней придётся, и так, чтобы это отложилось в садовой твоей голове надолго. (25)Мы сейчас идём к ней, ты извиняешься и даришь ей цветы, а иначе миру между нами не бывать.
(26)Миром с дедом внук дорожил, и поэтому он понял, что не миновать ему ни извинения, ни цветов.
(27)В его голове плохо запечатлелось, как в магазине они купили пахнущие горелой листвой и снегом астры, как брели по осеннему парку прямо к Алкиному дому.
(28)Перед выходом из парка дед остановился, они сели на скамейку.
— (29)Небось, никогда девчонкам цветы не дарил? (30)Ты хоть посмотри, что даришь.
— (31)Чего смотреть, на болонок похожи, — убитым тоном сказал внук.
— (32)Нет, болонка — собака глупая и трусливая, а эти чистые, гордые, как изо льда, и ведь смелые, до самого снега на клумбах стоят.
(33)Мальчик взглянул на цветы и подумал: «И правда, какие чистые. ледянистые. »
(34)Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятённой душе Андрейки, словно вихрь. (35)Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз. (36)Но дед кратко сказал: «Не трусь!» — и поставил его рядом с собой.
(37)Дверь открыла Алла. (38)Андрейка кое-как промямлил извинения и сунул в руки потрясённой Алки астры:
— (39)Это тебе. эти ледянистые.
(40)Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах.
* Одноралов Владимир Иванович (род. в 1946 г.) — оренбургский поэт, прозаик, публицист и детский писатель.
Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ПОХОЖИ все согласные звуки твёрдые.
2) В слове РЯДОМ все согласные звуки звонкие.
3) В слове АСТРЫ два слога.
4) В слове ТВОЕЙ количество звуков и букв совпадает.
В слове ТВОЕЙ буква Е дает два звука: Й, Э, поэтому звуков больше, чем букв.
Правильный ответ указан под номером 4.
Замените разговорное слово «промямлил» в предложении 38 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Слово «ПРОМЯМЛИЛ» можно заменить стилистически нейтральным синонимом «ПРОГОВОРИЛ» или «ПРОШЕПТАЛ».
Это не стилистически нейтральный синоним.
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Ф. И. Буслаева: «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Ф. И. Буслаева.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах».
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.3 Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.1 Сказу́емое (в синтаксисе) — главный член предложения, связанный с подлежащим и отвечающий на вопросы: «что делает предмет (или лицо)?», «что с ним происходит?», «каков он?», «что он такое?», «кто он такой?» и т. п. Сказуемое обозначает действие или состояние предметов и лиц, которые выражены подлежащим. Особую роль выполняет сказуемое в односоставном предложении (кроме назывного), ведь является единственным членом предложения, представляющем основу, а значит заключающим в себе главный смысл. Именно поэтому роль сказуемого в предложении можно считать основной в высказывании, суждении.
Попробуем доказать это на примерах из текста В. И. Одноралова. Так, в предложениях №21—22 (Я раньше её дёрну — она меня книжкой — хлоп! И обоим смешно!) представлены разные виды сказуемых. Предложение 21 сложное бессоюзное: первая часть — двусоставное предложение, в котором сказуемое «дерну» обозначает действие, производимое подлежащим «я»; вторая часть — двусоставное предложение, в котором сказуемое «хлоп» обозначает действие, производимое подлежащим «она». Предложение 22 — безличное, в нем основа представлена сказуемым «смешно», выражающим состояние героев. Без сказуемых и в первом, и во втором случаях высказывания потеряли бы смысл, поэтому на них фактически и держится фраза.
Таким образом, нам удалось доказать высказывание известного лингвиста Ф. И. Буслаева: «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения».
15.2 Кто из нас не испытывал в своей жизни особые переживания по поводу первой любви, когда при виде виновника наших переживаний захватывало дух, подкашивались ноги, потели руки и лоб. Когда хоте-лось постоянно видеть, слышать и быть рядом с объектом наших воздыханий. Трудно описать состояние, когда ты влюблён.
Именно об этом финальные строки текста В. Одноралова. Алка предстала для Андрея в новом свете — она засияла в отражении астр, потому что очень ему нравилась, а он впервые попытался наладить с ней отношения «цивилизованным путём».
О том, что Алла нравится Андрею догадался дед. В предложении 17 находим этому подтверждение. Андрей старается привлечь внимание девочки к себе, но как это сделать, не знает.
Наверняка и Алле нравится Андрей, а иначе почему она так изменилась? Об этом сказано в предложении номер 22: «А сейчас чуть-чуть тронешь — как плакса плачет. » Но Андрей об этом не догадывается и потому даже ревнует: «А теперь она всё: Толик да Толик» (предложение номер 19).
Это прекрасно, когда тебе на пути встретилась настоящая любовь, это значит, что судьба не обделила тебя одним из самых прекрасных чувств на земле.
15.3 Что такое любовь? Какое значение мы вкладываем в это слово? Для чего она нам нужна? А нужна ли вообще? Эти вечные вопросы не дают покоя многим поколениям.
Любовь — большое, светлое чувство, свойственное на Земле толь-ко человеку, это чувство глубокой симпатии и самоотверженное желание сделать счастливым любимого человека.
Герой текста В. Одноралова по-настоящему влюблён в одноклассницу, для него весь мир заключён в ней одной. Наверняка и Алле нравится Андрей, а иначе почему она так изменилась? Но Андрей об этом не догадывается и потому даже ревнует: «А теперь она всё: Толик да Толик» (предложение номер 19). Ревность — тоже одно из проявлений любви. Но, на мой взгляд, не самое лучшее, ведь ревность оскорбительна. Если любишь человека, ему нужно доверять.
Любовь, чтобы быть прочной, должна опираться на такие чувства, как доверие и уважение. Трудно любить того, кого не уважаешь и кому не веришь.
Это прекрасно, когда тебе на пути встретилась настоящая любовь, это значит, что судьба не обделила тебя одним из самых прекрасных чувств на земле.
5 вещей, которым ребенок может научиться у бабушек и дедушек
Свидетели способности человека справляться с большими жизненными трудностями. Именно поэтому они являются важными участниками становления ребенка как личности.
Вот 5 вещей, которым ребенок может лучше всего научиться у бабушек и дедушек.
Дедушки и бабушки в глазах внуков являются воплощением взрослой жизни и безвозвратно летящего времени. Морщины, боль, голос и походка воспринимаются ребенком как нормальное выражение старости и последующего изменения телосложения человека.
Однако дедушки и бабушки могут стать значимыми людьми в глазах внука. Чтобы завоевать восхищение и доверие ребенка, взрослому нужны не мускулы и молодой вид, а доброе сердце и преданность. Проводя время вместе со старшими родственниками, ребенок научится ценить красоту, отличающуюся от стереотипов в обществе. Бабушки и дедушки важны и красивы, даже если они не самые молодые и не самые сильные.
• Имейте смелость, потому что всегда найдется решение
Бабушки и дедушки также являются олицетворением настойчивости и внутренней силы, которые заставляют вас добиваться своих целей. Несмотря на то, что они прошли через различные трудности в своей жизни, как эмоциональные, так и финансовые, они выжили и сегодня готовы передать эту мудрость своим внукам с улыбкой.
• Ценность семейной памяти и истории
Таким образом наследственная память становится бесценным знанием для ребенка, привыкшего смотреть только в настоящее и будущее. Иногда просто старое фото может вдохновить и заставить мечтать гораздо больше, чем даже самый дорогой и современный планшет.
• Слушать и наслаждаться рассказами
Бабушки и дедушки прекрасные рассказчики как вымышленных историй, так и реальных событий, в большинстве случаев намного лучшие, чем родители. В основе этой «суперспособности» лежит желание детей слушать, а не перебивать, когда говорят их бабушки и дедушки, что может случаться не так часто в школе или дома.
Бабушки и дедушки обладают мудростью и проявляют особую власть над детьми, которая не пугает, а очаровывает. Таким образом дети учатся слушать и готовятся стать терпимыми, спокойными и чуткими взрослыми.
• Открывать и ценить красоту в мелочах
Бывает, что дети больше довольны днем, проведенным с бабушкой и дедушкой, чем, например, получением новых игрушек.
Научно-
образовательный
портал IQ
Долгая эмансипация прародителей
«Food For Thought» Mattiel
Молодые супруги часто сетуют — бабушки пошли не те, с внуками сидеть не хотят! Зато активно путешествуют, ходят в театры, занимаются бизнесом и спортом. Причина этого проста — в России первые внуки появляются у них к пятидесяти годам. В этом возрасте старшее поколение — по-научному, прародители — ещё в расцвете сил. Впрочем, эмансипированных бабушек не так много. Большинство всё же ходят к внукам, как на работу, помогают взрослым детям деньгами. Какова роль прародителей в институте семьи и брака? Как она менялась от первобытных обществ до наших лет — рассказывает IQ.
Эффект бабушек
Исследования антропологов показывают, бабушки — главная причина появления института семьи и роста популяции людей. Наблюдения за жизнью первобытного африканского племени Хадза натолкнули антрополога Кристин Хоукс на гипотезу об «эффекте бабушек». Вероятно, в какой-то момент продолжительность жизни женщин увеличилась свыше репродуктивного возраста. Поэтому, после наступления менопаузы, они, вместо ухода за собственными новорожденными малышами, стали заботиться о внуках.
Бабушки присматривали за ними, обучали маленьких детей самостоятельно находить себе пищу (например, клубни растений). Такой «курс выживания» снимал часть заботы с матерей, поэтому те могли быстрее родить следующих детей и уделить им максимум внимания.
Лекция Кристен Хоукс «Бабушки и эволюция человека»
Помощь бабушек в уходе за внуками помогла повысить выживаемость среди их потомства. Всё больше детей оказывались носителями генотипа женщин-долгожительниц. В конце концов он стал доминирующим и привёл к резкому скачку средней продолжительности жизни людей в целом.
Прародительницы — за лебединую верность
Однако любое благо тут же тянет за собой и новые проблемы. Мужчины тоже стали жить дольше. А так как их репродуктивный возраст обычно превышает женский — среди мужчин разных возрастов обострилась конкуренция за молодых и фертильных женщин. Согласно симуляционным моделям, соотношение могло в отдельные эпохи достигать 156 к 100 — на двух дам детородного возраста приходилось больше трёх кавалеров.
Теперь мужчинам приходилось проявлять себя в ухаживаниях, а завоевав партнёршу, охранять её от посягательств. Но конкуренция постоянно усиливала чувство ревности, порождала агрессию и конфликты с другими «женихами». Это отнимало много сил и отвлекало сильный пол от добычи необходимых для племени ресурсов. В итоге, эволюционное преимущество в таких условиях получили пары, где формировалась прочная эмоциональная связь и взаимная верность. Муж был уверен, что влюблённая жена не станет ему изменять, а он, в свою очередь, мог приложить все усилия для добычи необходимых для выживания их общего потомства. Круг повторился — у влюбленных и верных пар выживало больше детей, и склонные к таким отношениям люди постепенно стали доминировать в популяции. Но всего этого бы не произошло без первоначального «эффекта бабушек».
Прародители спасают потомков
Он проявился в истории и в Новое время. Прародители влияли на размеры семьи. Бабушкина забота спасала жизни малышей и снижала детскую смертность. Это происходило и в расширенных семьях (родители и прародители жили вместе), и в семьях родственников, живших по соседству.
Так, оказалось, что в финских семьях XVII–XIX веков присутствие бабушек с материнской стороны (возраст от 50 до 75 лет) повышало шансы на выживание внуков двух-пяти лет на 30%! В пересчете на детей до 15 лет это в среднем давало на 1,14 ребенка больше, чем в семьях без прародительниц. Но на расстоянии этот эффект ослабевал. Если мать и дочь жили далеко друг от друга, то дочь в среднем и рожала меньше, и в живых оставалось меньше детей.
Похожий эффект был выявлен и в Канаде — в семьях французских переселенцев (данные по XVII–XVIII векам). Кроме того, прародительницы влияли на календарь рождений у своих дочерей — они рожали детей раньше, чем осиротевшие женщины.
Всеобщая мобилизация бабушек
В советских семьях старшее поколение нередко оказывалось «на подхвате». «Простые» бабушки были бесплатными няньками и домоправительницами, а образованные — еще и домашними воспитателями, учителями внуков.
По аналогии с комсомольским призывом, можно говорить о «призыве» прародителей. Только ими «укомплектовывали» не приоритетные отрасли советской экономики, а «тылы» — сферу домашнего быта и ухода за внуками. Как только у молодой семьи появлялись малыши, бабушек «мобилизовывали» из села в город (или перевозили из другого города). Родители должны были работать, прародители — заботиться о внучатах. В помощь семьям были ясли и сады, но они не могли заменить домашней любви и нежности. Регулярный труд по дому и воспитание внуков стали бессрочной карьерой советских бабушек.
Тогда же сложился и стереотип «правильной» прародительницы. Своё воплощение он нашёл в известном стихотворении советской поэтессы Елены Благининой «Бабушка-Забота». В нем бабушка фактически заменяет детям мать и живет только внуками.
В ходе всесоюзного, а затем международного лонгитюдного исследования 1980–1990-х годов «Пути поколения» выяснилось, что в рабочих семьях бабушки фактически были «универсальными солдатами». Всех их функций, пожалуй, не перечислишь. Главные — готовка, стирка, поход в магазин за продуктами, прогулки с детьми, уход за больными малышами (родители не всегда могли взять больничный), изготовление одежды (сшить внучке платье, связать внуку свитер).
По данным третьей волны проведенного в 2004-2011 годах большого исследования «Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе» бабушки чаще вовлечены в уход за детьми, чем дедушки, особенно в случае еженедельной заботы, — 55% против 47%.
В 1960-е годы в СССР бабушки и дедушки помогали ухаживать за внуками почти в каждой третьей семье. В постсоветские времена традиция продолжилась. Активный призыв бабушек наблюдался в конце 1990-х — начале 2000-х, на фоне экономических трудностей, полной занятости матерей, роста числа разводов и снижения государственной помощи в уходе за детьми (тогда, например, работали лишь немногие детские сады; их здания перепрофилировались под другие нужды). Среди россиян 1990-х годов рождения (то есть тех, кто сейчас сам обзаводится детьми) треть выросла в семье со старшим поколением.
В России тех лет участие бабушек в воспитании внуков помогало семьям преодолевать бедность, жить лучше.
Асимметричная забота
Бабушки знали внуков, как никто другой: делили их радости и беды. Утешение в трудную минуту, колыбельная, сказка на ночь — все это «Бабушка-Забота». Однако подобные отношения обычно всегда асимметричны. Чувство любви сильнее распространяется «вниз» — от бабушек к внукам. Обычно прародители чаще заботятся о «потомках», чем те о них.
Растворяются в жизни внуков не только российские бабушки. Во многих странах для большинства прародителей помощь молодой паре в уходе за малышами — часть отношений с детьми, подкрепление эмоциональной связи с ними. Это естественная поддержка и форма альтруизма.
Благодаря бабушкам многие супружеские пары решаются завести трёх и больше детей. По их собственным признаниям, они понимали, что могут рассчитывать на поддержку старшего поколения. И наоборот, если семьи знали, что бабушки и дедушки не помогут с воспитанием детей, то реже выбирали многодетность.
Сегодня прародители помимо человеческого тепла и активного участия в жизни детей и внуков нередко поддерживают их и материально. Эта внутрисемейная помощь услугами и деньгами, или межпоколенные трансферты, — часто воспринимаются в российском обществе как данность.
Всемирный резерв
Впрочем, подобная ситуация характерна не только для нас. В одном из межстрановых исследований 65% респондентов в России и 78% — во Франции заявили, что помощь в воспитании внуков и их материальная поддержка должна быть частью жизни старшего поколения. А ведь во Франции хорошо развита система ухода за дошколятами (детские сады, ясли, няни и пр.).
Главная проблема здесь в занятости матерей. Вслед за ней часто меняется и уровень «востребованности» прародителей. Так, в Нидерландах, по данным ученых, помощь старшего поколения в уходе за детьми существенно выросла за 1992 — 2006 годы, поскольку расширилось присутствие женщин на рынке труда.
Ситуация, когда в связи с занятостью родителей старшие родственники вовлечены в уход за малышами, типична для многих европейских стран. В Европе 44% бабушек и 42% дедушек регулярно заботятся о своих внуках.
Другой причиной европейской «мобилизации» бабушек и дедушек стало распространение одинокого материнства: прародители замещали отсутствующего отца. В этом случае исследователи говорят о совместном воспитании детей — мамами и бабушками.
Похожая ситуация была в конце нулевых и в Великобритании. А в США, по данным исследований, в середине 2000-х 6,1 млн бабушек и дедушек проживали вместе со своими внуками, причем 2,4 млн из них фактически сами их растили.
Съехаться и (не)мучиться
В России и в ряде других стран также наблюдается «антинуклеаризация» — неполные семьи съезжаются с бабушками, особенно в пору экономических кризисов. Вести хозяйство совместно — дешевле и проще.
В советское время разные поколения жили вместе, в том числе, из-за острого квартирного вопроса. Большинство семей просто не могли получить или, тем более, купить жилье. Совместное проживание часто было вынужденным.
Сегодня, по данным исследований, в обществе нет однозначной нормы, как жить молодым и пожилым — вместе или отдельно. Ответы респондентов на вопрос, каких сторон, положительных или отрицательных, больше в ситуации совместного проживания, разделились почти поровну.
Выгоды жизни бок о бок есть для обеих сторон. Для бабушек они состоят в помощи, спасении от одиночества и чувстве востребованности. Молодежь их поддерживает, «есть с кем поговорить», «важно знать, что они [пожилые люди] кому-то нужны», «внуки и дети не дают стареть».
В то же время, пожилые и молодые люди нечасто демонстрируют желание жить под одной крышей. И те, и другие говорят о недостатках совместного проживания для обеих сторон и почти в половине случаев хотели бы разъехаться. Вместе уживаться сложно, у всех свои взгляды и привычки.
Сегодня все больше семей могут позволить себе нянь. Одновременно и сами прародители отделяются, эмансипируются и хотят жить собственной жизнью. Исследователи резюмируют, что неверно было бы сводить интересы стариков исключительно к семейным и говорить об отчужденности поколений. Расширенная семья, состоящая из нескольких поколений родственников (ее также называют beanpole — поддерживающей, или вертикальной), все чаще заменяется нуклеарной (родители плюс дети).
Но от чего зависит желание автономизироваться? Только ли от разности взглядов и привычек? Нет, еще и от возраста. Российские бабушки и дедушки становятся прародителями слишком рано.
Преждевременные пращуры
Сравнительное исследование США и более чем 20 европейских стран, включая Россию, показало, что «дебют» россиян в качестве бабушек и дедушек приходится на 48 и 50 лет соответственно. Примерно в том же возрасте появляются внуки и у женщин других стран Восточной Европы (Болгарии, Польше, Румынии, Словении и пр.), а также в самих США.
Для многих западноевропейских стран этот возраст все же повыше. Так, во Франции, Норвегии, Дании, Швеции, Португалии бабушками становятся в среднем в 52 года, а в Бельгии, Великобритании, Финляндии и Испании — в 53-55 лет. Но там и родителями становятся позже, чем в России (советские женщины впервые становились матерями в 22-23 года, современные — в 25 лет).
В 50 лет российские бабушки и дедушки ещё работают. И, если деньгами молодой семье помочь могут, то с воспитанием ребенка — едва ли. Полноценная занятость и роль «Бабушки-Забота» трудносовместимы. Но у начинающих прародителей есть и другая проблема. Они совсем недавно были родителями, не успели отдохнуть, а уже и внуки подоспели.
Разница между окончанием активного родительства и появлением первого внука составляет в России только три года. В 45 лет россиянки перестают воспитывать детей, а в 48 лет им уже обеспечивают внуков.
Другая крайность — позднее прародительство. В этом случае бабушки и дедушки из-за усталости и болезней уже не могут помогать детям в полную силу. По данным исследования «Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе», с возрастом доля пожилых респондентов, ухаживающих за внуками не менее чем раз в неделю, снижалась: среди женщин — в 3,1 раз, а для мужчин — в 2,6 раза. После 70 лет резко повышается доля тех, кто уже никак не участвует в уходе за внуками.
Впрочем, нередко такое «безучастие» связано не с возрастом, а с взглядами и возможностями. Прародители не готовы быть всегда «на подхвате», у них есть и своя жизнь. Сегодняшние бабушки и дедушки сильно отличаются от прежних. Отношения старших и младших родственников меняются.
Пожилые эмансипе
На XXI Апрельской конференции в НИУ ВШЭ демограф Татьяна Гудкова рассказала о своем новом исследовании. По заказу университета компания Validata провела фокус-группы в четырех городах: Москва, Нижний Новгород, Краснодар, Ярославль. В них приняли участие мужчины и женщины в возрасте от 36 до 55 лет, а также в пенсионном возрасте. Всего было 15 фокус-групп с общим количеством респондентов в 90 человек.
По результатам анализа материалов фокус-групп Татьяна Гудкова выделила шесть моделей взаимоотношений старших и младших поколений — стилей прародительства в зависимости от частоты контактов, содержания общения и его восприятия.
Ранее выделяли три типа поведения бабушек: формальный, активный и далекий. В первом случае бабушки занимаются с внуками, но не тратят на это много времени. Активные бабушки играют с внуками, обсуждают фильмы, помогают делать уроки, водят в театры и музеи. «Далекие» бабушки мало участвуют в их воспитании.
Татьяна Гудкова расширила и конкретизировала эту типологию, с учетом тенденций последнего времени и настроя самих бабушек. Первая и шестая модели взаимоотношений — «экстремумы»: «традиционные» бабушки растворяются во внуках, а самые современные — максимально дистанцируются от них. Остальные стили, за исключением «кризисного», более сбалансированные.
Типология взаимодействия прародителей и их внуков:
Работа за троих
Традиционная модель взаимоотношений с внуками требует много сил и времени. Фактически это не просто полноценная занятость, но еще и «сверхурочные», — чистый альтруизм. Сорокалетняя москвичка поясняет: «У нас же рассуждают, что няне платить — дорого, лучше маме бесплатно отдать».
«Работать получается уже не по восемь часов, а по 12, потому что полдня с внуком», — рассказывает пожилая респондентка из Ярославля. Ее ровесница-москвичка по пунктам расписывает свой день — оказывается, всё, как встарь: «Я встаю в 7 часов, бужу внука, кормлю, отвожу в школу, подрабатываю немного бухгалтером в офисе. Потом можно приготовить покушать, забираю из школы внука, вожу по кружкам».
«У меня дочка сказала, что не будет сидеть на больничном [с малышом], я согласна, все больничные мои, она хочет себя проявить», — говорит еще одна пенсионерка из Ярославля.
Часто такая ситуация малокомфортна для старшего поколения, но многие все равно не отказываются. «Внуки очень хорошо на бабушек вешаются», — замечает респондентка из Ярославля.
Жить полной жизнью
«47 лет, в гражданском браке, имею кота, взрослого сына, троих внуков, пять собак, большой земельный участок, — рассказывает молодая бабушка из Ярославля. — Люблю готовить, люблю баловать внуков, свою семью, работаю менеджером по продажам в мебельном салоне». Эта респондентка — активная прародительница второй модели.
Как правило, такие бабушки и дедушки — предпенсионного возраста, социально активны и совмещают работу и уход за внуками. 50-летняя информантка из Нижнего Новгорода, по ее признанию, живет «бурной жизнью», «великолепно проводит время».
«Сейчас занимаюсь сувенирами ручной работы, я организую выставки, — говорит она. — Дети взрослые, дочка родила внучку, ей 7 месяцев. Сын живет и учится в Москве. Любим путешествовать, недавно приехали с Кипра».
Отношения между старшим поколением и их, как правило, первыми внуками в этой модели — гармоничные. Первый опыт прародительства в довольно молодом возрасте не ставит бабушку или дедушку перед выбором: сидеть с внуками или оставаться экономически активными, но не видеть малышей. «Занята внучкой, и еще [есть] семейный бизнес, — говорит молодая бабушка из Нижнего Новгорода. — Танцы и школа — вот мое хобби». Респонденты не отягощены постоянными обязанностями, поэтому и прародительство для них необременительно.
Погостили — уехали
Модель «гостевых бабушек и дедушек», по мнению Татьяны Гудковой, — самая сбалансированная в плане контактов с внуками и другой деятельности (будь то походы в театр, спорт или общение). Пенсионер из Москвы рассказывает: «Внучка у нас, ей годик постоянно ездим к ним. Немножко понянчимся, устали, обратно уехали, ждем следующей недели ».
Некоторые респонденты совмещают приятное с полезным. «Занимаюсь внуками, люблю гулять, очень люблю ездить по России, — замечает 50-летняя женщина из Ярославля. — Внука беру с собой, когда катаюсь по стране».
В отличие от «активной» группы, в которой бабушки и дедушки помоложе и у них больше возможностей «все успевать», здесь представлены более пожилые люди. Они уже успели понянчить внуков и теперь выстраивают отношения с детьми так, чтобы не жертвовать собственными интересами.
Опыт в наследство
«Я работал начальником, значит, я передаю опыт, — говорит нижегородский пенсионер. — Я очень рад, что у меня внук, в любой момент придут и помогут. Я учил их когда-то, это потом возвращается». Речь о модели, в которой основа отношений — обмен опытом.
Корысть и никакой душевности
В этой модели отношений пожилые и молодые люди не понимают друг друга. «Общий язык трудно найти с внуками, — сетует пенсионерка из Нижнего Новгорода. — Они в 6-м, 8-м, 11-м классе. Не могу их разговор поддержать. Подарок — бабушка, положи на телефон. Они на другой волне, тяжеловато».
Иногда отношения сводятся исключительно к материальной помощи. Московский пенсионер говорит, что у его сына обеспеченная семья, тем не менее, дорогие подарки воспринимаются как должное. «Внучке и больше 20 тысяч даю», — уточняет он.
Среднее поколение объясняет этот кризис отношений разницей менталитетов («люди росли в другой стране», «страна поменялась»), а денежную помощь — тем, что пожилые люди хотят чувствовать себя востребованными. Так, 40-летний респондент из Москвы размышляет: «Может, дети уже и не рады, что они [бабушки и дедушки] помогают. Дети уже хорошо зарабатывают, так нет, все равно будет работать на стекольном заводе, чтобы яблоко внуку купить». Пожилым «тяжело психологически воспринимать, что их помощь уже не нужна», резюмирует информант.
Пожить для себя
Некоторые респонденты — и работающие, и те, кто уже на отдыхе, — подчеркивали, что не стремятся помогать детям с внуками. Они хотят самореализоваться. Но таких бабушек и дедушек пока мало. Нижегородская респондентка признается, что ей «хочется чего-нибудь для себя». «Может, я эгоистична, но внуками мне заниматься не хочется выдохлась уже на одном ребенке. А чтобы положить остаток жизни на внуках — я не готова», — поясняет она.
Жительница Краснодара мотивирует свое нежелание нянчиться с малышами тем, что «все равно чужого ребенка не вырастишь, отношение будет другое, хоть он и внук». На пенсии, по ее мнению, нужно «посвятить время себе» и реализовать все задуманное. А вот пример «далекой» бабушки из Нижнего Новгорода. «Пенсионерка, не работаю, в свободное время на воздухе, — рассказывает она. — Живу для себя. Ни в чем меня не напрягают, внуки большие, помощь не нужна». Респондентка общается с молодежью по телефону. «Не надоедаем друг другу», — делает вывод она.
Отказ от ухода за внуками, по мнению Татьяны Гудковой, вызван, скорее, «усталостью от пережитых трудностей в воспитании детей, нежели перспективой счастливой жизни без внуков». Респонденты воспринимали роль бабушки как сугубо традиционную («нянька») и не были готовы следовать ей. «Модель взаимодействия бабушек/дедушек и внуков, когда можно сочетать экономическую и социальную активность с уходом за внуками, ими не рассматривалась», — добавляет исследовательница.
Счастье быть пращуром
«Удовлетворение бабушкам и дедушкам приносит такое общение с внуками, которое не считается их обязанностью, а является личным выбором людей старшего поколения, исходя из их собственных возможностей и потребностей», — поясняет Татьяна Гудкова. Но происходит ли при этом отдаление старшего и младшего поколений? Нет.
«Это, скорее, приспособление к новым реалиям и своеобразная гибкость, если мы говорим об отказе от ежедневного ухода за внуками, — замечает исследовательница. — То, что бабушки и дедушки ставят свои интересы в приоритет, — такая тенденция наблюдается. Но это не означает, что в их жизни нет внуков».
И вряд ли повышение пенсионного возраста скажется на культуре общения бабушек и внуков, считает демограф: «Один из аргументов — достаточно низкий возраст прародительства. Бабушками и дедушками, как правило, становятся еще до наступления пенсионного возраста. Зачастую активное участие в уходе за внуками принимают именно работающие бабушки и дедушки». Другое дело, когда дети настаивают на их увольнении. Но такое бывало и раньше.
Важно и здоровье пожилых людей, его поддержка. «Если человеку здоровье позволяет оставаться физически активным, он наверняка сможет и работать, и встречаться со своими внуками», — заключает Татьяна Гудкова.
IQ
Автор исследования «Модели взаимоотношений между людьми старшего поколения и их внуками в России» — Татьяна Гудкова, младший научный сотрудник Центра комплексных исследований социальной политики Института социальной политики НИУ ВШЭ