Почему икея не выпускает акции
Акции «американской IKEA» подскочили на 33%. Из-за мощного отчета
Сеть Bed Bath & Beyond сообщила о первом почти за четыре года росте продаж в магазинах. Скачок выручки обеспечил сегмент онлайн-торговли — он вырос более чем на 80% на фоне пандемии COVID. Люди обустраивали свои дома, находясь на карантине. Компания продает товары прежде всего для спален и ванных комнат, а также кухонь и столовых.
В Bed Bath & Beyond заявили, что за отчетный период привлекли 2 млн новых клиентов. Рост продаж, низкие расходы на рекламу и большой объем онлайн-заказов также помогли получить прибыль.
«Когда дом становится всем, то мы действительно готовы быть в эпицентре событий», — сказал генеральный директор Марк Триттон CNBC. Он добавил, что компания видит положительную для себя динамику на фоне проблем конкурентов — к примеру, другой ретейлер Pier 1 Imports в 2020 году подал заявление о банкротстве и закрыл магазины. «Клиенты ищут альтернативы местам, где они раньше делали покупки. Есть несколько ключевых категорий, в которых мы видим перспективу», — заявил Триттон.
Ключевые показатели отчета:
Bed Bath & Beyond воздержалась от прогнозов по годовым результатам. Ранее ретейлер объявил о развертывании общенационального сервиса доставки благодаря партнерству с Shipt и Instacart. В июле компания заявила о повторном открытии практически всех закрытых из-за карантина магазинов.
По состоянию на 29 августа у компании было 1476 магазинов — в течение следующих двух лет она планирует закрыть около 200 из них. Ожидается, что в третьем квартале она закроет 63 магазина.
Bed Bath & Beyond проведет онлайн-встречу инвесторов 28 октября, где расскажет больше о своих планах и финансовых перспективах.
Их нет на бирже. Почему Mars и еще 5 компаний отказались выпускать акции
Далеко не все крупные международные компании размещают свои акции на бирже. Некоторые остаются закрытыми для посторонних глаз даже после того, как бизнес разрастается до мультинациональных размеров.
Многие годы заветной компанией каждого инвестора был нефтяной гигант Saudi Aramco. В 2019 году крупнейший нефтедобытчик мира все же решил провести IPO, что продиктовано планами развития экономики Саудовской Аравии.
Другие гиганты бизнеса предпочитают оставаться на частных рынках. Отказ от выпуска акций — то есть невыход на IPO — позволяет корпорациям не публиковать финансовую отчетность, если владелец этого не хочет. А значит, таким компаниям можно не раскрывать ни выручку, ни прибыль, ни размер долгов.
Мы выбрали шесть интересных примеров очень крупных компаний, которые остаются в частных руках и менять это положение не собираются.
Компания Mars появилась в 1911 году. Сегодня ее продукцией заполнены прилавки всех супермаркетов. M&M’s, Bounty, Snickers, Dove, Orbit, Skittles, Milky Way, Hubba Bubba, Eclipse, Twix, Juicy Fruit — все эти бренды сладостей и жевательной резинки принадлежат Mars.
Mars была основана Франклином Кларенсом Марсом. Этот бизнес до сих пор остается семейным. Значение приватности для руководства компании обросло легендами и иногда граничит с одержимостью.
Большинство членов семьи Марс не дают интервью и избегают попадания в объективы фотографов. Сотрудников Mars инструктируют никогда не общаться с журналистами. Сообщалось и о совсем экстравагантных случаях — когда станки на производстве Mars выходят из строя, ремонтников привозят для починки на предприятие с завязанными глазами. Закрытость для семьи Марс всегда оставалась одним из важнейших приоритетов, а это несовместимо с принципами работы публичной компании.
Vitol Group — голландская частная компания, которая специализируется на торговле энергоресурсами, их доставке и переработке. По сути, Vitol — связующее звено между крупнейшими производителями нефти, таким как Shell или Саудовская Аравия, и миллионами покупателей по всему миру.
Основная деятельность компании сводится к перевозке ресурсов из точки A в точку Б. По подсчетам Fortune, в любой момент времени в море находится не менее 200 танкеров Vitol, которые перевозят ценный груз: нефть, бензин, керосин, газ, этанол, уголь и даже сахар. Резервуары и хранилища Vitol разбросаны по 14 странам на пяти континентах.
Благодаря своим размерам и способности управлять рисками Vitol берется за такие сделки, на которые другие компании не решаются. Например, она вела дела с Египтом или Йеменом, несмотря на кредитные проблемы этих стран.
Vitol организовала продажу бензина и дизельного топлива повстанцам в Ливии, когда все другие компании отказывались от таких поставок. А еще эта компания закупила нефть у Ирана как раз в тот момент, когда в 2012 году Барак Обама объявил о санкциях в отношении этой страны.
IKEA — одна из самых известных частных компаний мира. Она была основана в 1943 году Ингваром Кампрадом. Бизнес начинался с торговли товарами по каталогу.
Сегодня IKEA — это 422 мебельных магазина по всему земному шару, присутствие на 50 рынках, 208 тыс. сотрудников и €38,8 млрд выручки по итогам 2018 года. Кампрад отошел от дел еще в 1998 году, а официально оставил все руководящие должности в 2013-м. Тогда бизнес перешел в руки его сыновей — Маттиаса, Питера и Йонаса.
«Я понимал, что только долгосрочная перспектива могла поддержать наши планы по росту. Я не хотел, чтобы IKEA попадала в зависимость от финансовых институтов», — утверждал Кампрад.
Весь бизнес IKEA контролируется фондом Stichting INGKA Foundation, председателем которого Ингвар оставался до своей смерти в 2018 году. Фонд зарегистрирован в Нидерландах и является одним из самых богатых в мире.
Cargill возникла вскоре после завершения Гражданской войны в США в 1865 году. За прошедшие 150 лет Cargill выросла в самую крупную частную компанию Соединенных Штатов.
Основной специализацией является продажа зерновых — с хранения зерна компания начинала в конце XX века. В наши дни к зерновому бизнесу приросли поставки других сельскохозяйственных товаров, производство мяса, торговля металлами, фармацевтика, продажа хлопка, биопромышленность, финансовые услуги, логистика и многое другое.
Все эти полтора века компанией управляют семейные кланы Каргилл и Макмиллан, которые помогали агропромышленному гиганту успешно маневрировать на фоне мировых войн, финансовых кризисов, технического прогресса и глобализации.
Сегодня Cargill работает в 70 странах, здесь трудоустроены свыше 166 тыс. сотрудников. Она обеспечивает пятую часть американского рынка мяса, четверть американского рынка зерна, является единственным в США производителем соли, полученной методом выпаривания Альбергера, которая повсеместно применяется в пищевой индустрии.
Cargill не раз становилась предметом жесткой критики. В частности, компанию обвиняют в халатном отношении к соблюдению прав человека на предприятиях, с которыми Cargill сотрудничает, и уничтожении естественных экосистем в угоду организации собственного производства.
Huawei занимает лишь 15-е место в списке крупнейших китайских компаний по размеру выручки за 2019 год. Однако именно Huawei является крупнейшей в Китае частной компанией. Все 14 компаний Китая, которым Huawei уступает, являются либо полностью, либо частично государственными.
В первой половине 1990-х Huawei создала коммутационную систему C&C08, которая стала для компании прорывом, поскольку обеспечивала лучшую связь в Китае. С этого момента начался мощный рост Huawei, который поддерживался правительственными контрактами.
В конце 1990-х компания выросла настолько, что смогла выйти на рынки других стран. Российское подразделение Huawei открылось в 1997 году.
Сегодня Huawei — мультинациональный гигант, который специализируется на потребительской электронике и средствах связи. Huawei обеспечивает работу десятков крупнейших операторов связи и занимается внедрением и поддержкой беспроводных систем по всему миру.
Отдельное внимание корпорация уделяет продвижению систем 5G. В этой области Китай при поддержке своей главной технологической компании намерен занять главенствующую позицию на планете.
Размеры Huawei и разговоры о ее связях с правительством (которые компания неизменно опровергает) заставляют некоторые западные страны — в первую очередь США — ограничивать работу с этой корпорацией. Ну и, разумеется, Huawei продает смартфоны. Много смартфонов — по количеству продаж китайский разработчик стоит на одном уровне с Apple и Samsung.
Руководство компании не раз спрашивали, планируется ли выход на биржу. Таких планов у Huawei нет. Как заявил генеральный директор по работе с клиентами Huawei Ричард Ю, выход на биржу заставит Huawei думать о краткосрочных задачах и прибыли для инвесторов. А это помешает реализации задач долгосрочных.
Компания Kingston Technology — один из крупнейших в мире производителей карт памяти. По некоторым показателям Kingston Technology находится на первом месте: например, она является крупнейшим независимым производителей карт памяти DRAM.
Ее доля на рынке в 2017 году составила 68,5%. Для сравнения, у ближайшего их конкурента компании ADATA Technology доля составляет всего 4,8%.
Для поддержания высоких темпов производства компания построила сразу четыре фабрики — в США, на Тайване и две в Китае. Ежемесячно производственные линии Kingston выпускают 25 млн модулей памяти, которые затем используются повсеместно: в серверах, настольных компьютерах, ноутбуках, принтерах, графических платах, планшетах, смартфонах и цифровых фотоаппаратах.
Краеугольным камнем компании всегда оставалась независимость. Основавшие ее в 1987 году инженеры Джон Ту и Дэвид Сан известны исключительным внимание к качеству, примерной честностью и щедростью по отношению к сотрудникам.
Показательна история 1997 года, когда Kingston заказала в нескольких изданиях США, включая The Wall Street Journal, рекламную статью. В этой статье компания поименно поблагодарила каждого работника.
Фондовый рынок — это место, где происходит торговля акциями, облигациями, валютами и прочими активами. Понятие рынка затрагивает не только функцию передачи ценных бумаг, но и другие операции с ними, такие, как выпуск и налогообложение. Кроме того, он позволяет устанавливать справедливое ценообразование. Подробнее
IKEA предупредила о дефиците товаров
Шведский производитель мебели и товаров для дома IKEA предупредил, что дефицит товаров из-за кризиса в цепочках поставок продлится до августа 2022 года. Об этом рассказал в интервью Bloomberg генеральный директор компании Inter IKEA, всемирного франчайзера бренда, Джон Абрахамссон Ринг.
Нехватка транспортных контейнеров и загруженность портов затрудняют логистику розничной торговли по всему миру. По словам Абрахамссона Ринга, чтобы справиться с ситуацией, компании пришлось сосредоточить свое предложение на самых популярных товарах. «Самая большая проблема заключается в доставке продукции из Китая, где возможности сейчас очень ограничены», — заявил глава Inter IKEA.
Материалы по теме
Проконсультируют всех и круглосуточно.
Наличный обман.
Повышенные цены на транспорт и сырье в последние полгода привели к увеличению затрат, которые компания планирует покрыть самостоятельно, а не перекладывать на клиентов. «Мы хотим сделать IKEA еще более доступной», — комментирует Абрахамссон Ринг. Он добавил, что холдинг планирует получить наибольшую долю доходов от дешевых категорий товаров. IKEA также делает необходимые шаги для того, чтобы доставлять в магазины как можно больше продукции: например, компания арендует контейнеры для перевозок и ищет альтернативные маршруты транспортировки.
В прошлом финансовом году Inter IKEA достигла рекордных продаж, восстановившись после пандемии, когда магазины были закрыты. Выручка выросла на 5,8 процентов (до 48 миллиардов долларов). Производитель извлек выгоду из того, что клиенты проводили много времени дома и занимались ремонтом.
Ранее финансовый директор «IKEA Турция» Керим Нисел сообщил Reuters, что компания может переместить часть производства в эту страну, чтобы решить проблемы с глобальными цепочками поставок. Согласно планам компании, в Турции начнут изготавливать кресла, книжные и кухонные шкафы, гардеробы и другие товары, которые сейчас поставляются на Ближний Восток и Европу из Восточной Азии. Нисел заявил, что холдинг больше не считает выгодным «производить товары в одной стране, а затем пытаться перевозить их по всему миру».
О замедлении роста продаж и высоких расходах сообщают и другие компании. Среди них — крупнейший британский онлайн-ретейлер одежды Asos. Компания столкнулась с проблемами после снятия ковидных ограничений. Подорожала транспортировка грузов и доставка заказов за пределы Великобритании, повысилась оплата труда сотрудников, появились пошлины после Brexit. Дополнением ко всем этим факторам стали сбои в цепочках поставок. После публикации финансовой отчетности и отставки главы компании в октябре акции Asos рухнули на 15 процентов.
Глава IKEA в России: Многие говорят о полном отказе от магазинов, но мы за вариативность
Понтус Эрнтелл рассказал о новом формате магазинов и изменении предпочтений покупателей после прошлогоднего локдауна
Об особенностях нового формата, развитии онлайн-продаж, изменениях в поведении потребителей из-за пандемии он рассказал в интервью «Интерфаксу».
— Для запуска нового формата выбран российский рынок. Почему? Когда появилась эта идея?
— На российском рынке мы видим огромный потенциал для развития IKEA и большой интерес со стороны покупателей. Несмотря на все трудности в период пандемии, продажи IKEA в России продемонстрировали рост на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Для сравнения: в 2018 году, когда не было пандемии, рост розничных продаж составил 2%. Онлайн-продажи компании в России в 2020 финансовом году выросли на 171% по сравнению с предыдущим периодом.
Наша жизнь и привычки, включая то, как мы совершаем покупки, в 2020 году сильно поменялись. Многие покупатели IKEA переключились на онлайн-шопинг, но мы видим, что общение с консультантами, возможность увидеть товар и «примерить» его для собственного интерьера до сих пор очень важны для россиян. Поэтому мы решили протестировать новый гибридный формат онлайн и офлайн магазина, чтобы лучше удовлетворять потребности наших клиентов.
Мы получаем сотни вопросов от наших подписчиков в соцсетях о том, когда же бренд откроет магазин в их городе. И новый формат магазинов должен усилить наше присутствие в регионах. Открыть точку продаж можно всего за несколько месяцев, это позволит нам быстрее выйти в те российские города, где IKEA еще не представлена.
— Какой ассортимент будет в новых магазинах? На каких категориях будет сделан акцент?
— Пункты выдачи заказов будут интегрированы с новым форматом? Они будут располагаться в одной локации?
— Приобретенные товары можно будет забрать в пунктах выдачи наших партнеров. Они будут располагаться в локациях, удобных для покупателей. В число компаний-партнеров, с которыми сотрудничает IKEA, входят DPD, СДЭК и «Почта России». Кроме того, недавно мы расширили партнерство с Ozon, и теперь для получения заказов IKEA доступны более 2,5 тысяч их фирменных пунктов выдачи. Все они удобно расположены и работают с утра до позднего вечера.
— Какие города рассматриваете для открытия? С какой численностью населения? Выбраны ли уже площадки?
— При выборе локации для магазина нового формата мы оцениваем потенциал онлайн-продаж в каждом из городов и развитие торговой инфраструктуры. В ближайшие месяцы планируем открыть порядка 10 точек продаж нового формата в городах России, в том числе в тех, где бренд еще не присутствует. Мы уже встречались с представителями Удмуртии и Саратовской области, с которыми в том числе обсуждали варианты развития в их регионах.
— Как оцениваются инвестиции в одну точку нового формата?
— В настоящее время мы еще в процессе оценки инвестиций. Необходимо учесть и проанализировать много факторов, которые меняются в зависимости от города: потенциал онлайн-продаж, развитие торговой инфраструктуры, а также интерес к бренду.
— Дальнейшее развитие нового формата в России будет зависеть от результатов тестового периода, который продлится до середины 2022 года. По итогам этого этапа мы поймем, насколько такой формат востребован у покупателей, и примем решение об открытии новых точек и их количестве.
— Будете ли выводить формат за пределы России?
— Пока говорить о развитии формата за пределами РФ преждевременно.
— Как поменялись российские потребители во время пандемии? Увеличилась ли частота заказов, чек, что стали заказывать больше?
— В результате пандемии дом стал играть более значимую роль в жизни людей, и исследования IKEA показывают, что многие стали уделять больше внимания его обустройству. Мы наблюдаем стабильный рост интереса покупателей к категории товаров для дома в целом.
Помимо этого, для многих на первый план выходит стремление вести экологичный образ жизни дома, поэтому спрос на экотовары постоянно растет. Для IKEA это особенно важно в 2021 финансовом году, который стал для компании годом устойчивого развития.
Помимо товаров для обустройства дома, в этом году по сравнению с прошлым более чем на 30% вырос спрос на товары для дачи и сада. В то же время снизился спрос на кухни и гардеробы, так как покупателям привычнее планировать и приобретать их в магазине.
— Как менялись онлайн-продажи за прошлый год, когда были пики, когда рост замедлялся? Какую динамику показывают онлайн-продажи в этом фингоду? Видите ли всплеск спроса в онлайне из-за ухудшения ситуации с коронавирусом, произошло ли падение трафика в физических магазинах? Какая доля сейчас приходится на онлайн в структуре выручки, есть ли цель по этому показателю, как он может вырасти?
Когда офлайн-магазины ИКЕА были закрыты (в апреле и мае прошлого года), нам удалось поддержать продажи за счет онлайн-канала в среднем на 60-70% по сравнению с январем-мартом по Москве и Санкт-Петербургу. Как только ограничения были сняты и офлайн-магазины возобновили работу, мы сразу же увидели полное восстановление продаж. Например, в Москве и Санкт-Петербурге после открытия магазинов доля онлайна выросла практически в два раза, в то время как продажи в офлайн-магазинах также показывали уверенную динамику.
Сейчас мы наблюдаем уверенный тренд на рост онлайн-продаж, началом которому послужил прошлогодний локдаун. С тех пор мы предоставили нашим покупателям больше способов взаимодействия с нами онлайн и постоянно работаем над их удобством. На наш взгляд, это связано с несколькими моментами. Во-первых, часть людей привыкла покупать все онлайн. Это удобно, безопасно, а тема безопасности остается очень актуальной. Во-вторых, за время пандемии онлайн-шопинг попробовали те, кто ранее никогда не покупал ничего в интернете, например, старшая аудитория. Помимо этого, мы достаточно активно информируем о том, что количество посетителей в магазинах все еще ограничено, и предлагаем людям заранее спланировать посещение магазина или отдать предпочтение онлайну.
В целом мы прогнозируем, что онлайн будет составлять 20-25% всех наших продаж. Но при этом не упадет популярность офлайн-магазинов: все-таки люди приходят к нам не только за конкретными покупками, но и за атмосферой, вдохновляющими идеями.
— Остаются ли у покупателей барьеры для покупок онлайн крупной, дорогой мебели? Как преодолеваете их?
Дизайнеры разрабатывают проекты не только с учетом планировок типовых серий домов, но и принимают во внимание различные потребности наших покупателей. В этом году мы представили инклюзивные дизайн-проекты, которые разработаны с учетом потребностей людей, передвигающихся на коляске, а также проекты для экологичного образа жизни.
Помимо этого, запустили сервис дистанционного планирования, предоставляя покупателям онлайн-консультации по обустройству кухонь и возможность купить кухню в несколько шагов.
— Кого считаете главными конкурентами? С какими игроками будет конкурировать новый формат?
— Мы внимательно следим за всеми игроками, которые предлагают решения по обустройству дома. Конкуренция на этом рынке увеличивается, и мы этому рады, потому что она стимулирует развитие ритейла. Благодаря этому российскому покупателю доступно большее разнообразие товаров, услуг и форматов для шопинга.
Еще один неочевидный, но важный момент, на который стоит обратить внимание: перед нами также стоят цели по сокращению выбросов от того, как наши покупатели добираются до магазинов, а также в целом сократить углеродный след компании. И благодаря новым форматам покупатели смогут проще добираться до нас на общественном транспорте, пешком, на самокате или велосипеде.
IKEA предупредила о дефиците в своих магазинах до середины 2022 года
Шведский производитель товаров для дома IKEA предупредил о дефиците товаров в своих магазинах до середины 2022 года из-за кризиса в цепи поставок. «Самая большая проблема заключается в доставке продукции из Китая, где возможности были очень ограниченными», — заявил в интервью Bloomberg главный исполнительный директор Inter IKEA Джон Абрахамссон Ринг.
Нехватка транспортных контейнеров и заблокированные порты затруднили доставку товаров для розничных сетей по всему миру. По словам Абрахамссона Ринга, чтобы справиться с ситуацией, компания вынуждена сосредоточиться на поставках в магазины только самых популярных товаров. «Не думаю, что мы выберемся из чащи в текущем финансовом году. Этот период продлится до августа следующего года», — заявил он.
Абрахамссон Ринг заверил, что компания принимает меры для доставки продуктов в свои магазины, в том числе арендуя контейнеры и изыскивая альтернативные маршруты поставок.
Ранее финансовый директор IKEA Турция Керим Нисел сообщил Reuters, что компания может переместить часть производства в эту страну, чтобы свести к минимуму проблемы с глобальными цепочками поставок. В Турции планируется производить для экспорта в другие страны в том числе кресла, книжные и кухонные шкафы и гардеробы, которые сейчас поставляются на рынки Ближнего Востока и Европы из Восточной Азии. «Возможно, это не лучшая стратегия — производить товары в одной стране, а затем пытаться перевозить их по всему миру», — признал Нисел.
После спада продаж в пандемию, когда IKEA была вынуждена закрывать магазины, компания восстановилась и в прошлом финансовом году показала рекордные продажи. Выручка Inter IKEA выросла на 5,8%, до €41,9 млрд ($48 млрд), сообщила компания на прошлой неделе.
Скачок цен на транспорт и сырье, наблюдавшийся последние шесть месяцев, привел к увеличению затрат. IKEA планирует покрыть расходы, получая большую часть выручки за счет продажи более дешевых товаров. «Мы хотим сделать IKEA еще более доступной», — отметил Абрахамссон Ринг.