Почему игры на пк дешевле чем на консоли
Ответ на вопрос почему игры на PC дешевле чем на консолях и что выгоднее
Текущее поколение и несколько предыдущих поколений консолей сами по себе эти приставки были убыточны. В том смысле что цена на консоль ниже себестоимости ее составных частей. Зато с каждого проданного диска производитель приставки получает нефиговый процентик, на чем и жирует. Поэтому игры и стоят дороже. Но стоят они дороже всего на пять-десять баксов. В нашей же стране игры изначально были пиратскими и продавались по очень низким ценам. Все эти Буки и Акеллы выросли из пиратских контор. И когда в какой-то момент начали переходить на лицензию, стало понятно, что большинство пользователей игры по западным ценам просто не будут покупать, ибо все привыкли к определенному уровню цен. И наши как-то договорились с западными издателями, что мол у нас будут цены раза в три ниже, зато упаковка диска будет простенькая и без буклета. Я до сих пор помню Orange Box, который на западе называли «самым выгодным предложением за всю историю видеоигр». Это был сборник от Valve, в который входили последний эпизод Half-Life 2, Team Fortress 2 и Portal. Так вот он стоил 45 долларов. У нас он стоил 450 рублей. При том что доллар был около 30 рублей.
Вот мы ругаемся, что мол у Blizzard цены высокие, у EA цены высокие. Они на самом деле низкие, просто для нашей страны они их сбрасывают не в три раза, а всего в полтора.
Но это всё ПК. А с консолями такой ситуации не было. Они как-то постепенно приобретали всё более «илитный» статус, и как-то тамошние цены всегда примерно соответствовали западным. Никто из платформодержателей, видимо, не согласился специально для России цены на игры снижать.
Вот и получается, что чтобы играть в крутые игры, надо либо более-менее топовый комп за такую кучу денег, что на нее можно три консоли купить, да с парой-тройкой игрушек в комплекте, либо консоль за гораздо меньшую сумму, но с пониманием того, что на сами игры ты потратишь в разы больше.
Что дешевле для игр: ПК или консоль – сравниваем стоимость владения компьютером и Xbox Series X – подсчитываем все затраты с прицелом на 5 лет
Геймеры разбиты на два лагеря. Первые считают консоли «инвалидами» со слабым железом и кучей ограничений, вторые предпочитают не париться и играть на чём дают. Кроме различий в идеологии, также важен и финансовый момент: консольные игры стоят дороже компьютерных, при этом сами приставки сильно дешевле. Попробуем сегодня ответить на извечный вопрос для любого игрока. Какое приобретение выгоднее: консоль или ПК? Для этого примем реалистичный сценарий, при котором железо покупается на временной промежуток в 5 лет.
реклама
Цены на железо
Сперва давайте сравним стоимость самого железа. Начнём с консоли, тут всё просто. Как стало известно недавно, прайс на новый Xbox Series X составит 45 590 рублей.
С игровым ПК будет посложнее. Давайте подобьём примерную цену аналогичного системника в магазине Ситилинк.
реклама
В качестве процессора выбираем популярнейший AMD Ryzen 5 3600. Боксовой версии будет достаточно, ведь разгонять мы не планируем. Согласен, у Xbox кастомный 8-ядерный чип от AMD c частотой 3.8 ГГц, а для ПК мы выбрали лишь 6 ядер. Но большинству игр в ближайшее время будет достаточно и 12 потоков, а по частоте на ядро Ryzen 3600 даже выигрывает.
Добавим в нашу сборку бюджетную материнскую плату для АМ4, модули памяти на 16Гб (которые легко гонятся до 3200 МГц) и блок питания на 600 Вт. Чтобы соответствовать производительности Xbox, комплектуем систему суперскоростным NVMe SSD объёмом 1 ТБ. Соберём всё это в популярном корпусе от ZALMAN.
реклама
Суммируем и получаем ценник нашего ПК: 92 280 рублей. Да, в два раза дороже консоли. Но ведь стоимость эксплуатации включает в себя не только цены на «железо».
Стоимость подписок
Цена Xbox Game Pass, которая включает в себя возможность играть в онлайне, с 17 сентября вырастет в 2 раза. Раньше на Xbox было две подписки: одна на игры, вторая для онлайна. Теперь их объединили.
реклама
Стоимость игр
Цена на новинки для Xbox составляет не менее 4 000 рублей за коробку. Ближе к концу года прайсы в магазинах ещё вырастут: например, уже сейчас FIFA 21 по предзаказу стоит 5 000 рублей.
Предположим, что средний игрок покупает новую игру раз в 2 месяца, проходит её и через какое-то время сливает на Авито за полцены. Даже по таким скромным подсчётам, без учёта инфляции, на игры уйдёт 15 000 рублей в год или невероятные 75 000 за 5 лет.
В случае с ПК, стоимость игр в России примерно в 2 раза меньше, чем на консолях. Возьмём средний прайс в районе 2 500 рублей. Правда, подавляющее большинство «ПеКа-бояр» предпочитают игры не покупать, а пользоваться ознакомительными версиями с сайтов-которые-нельзя-называть. Предположим, что 3-4 игры за год компьютерщик всё-таки приобретёт в лицензии. Правда, перепродать их уже не получится: на ПК диски давно потеряли актуальность. Итого, по нашим прикидкам, получаем 10 000 рублей в год или 50 000 за 5 лет.
А теперь суммируем всё вышеизложенное. Я сделал табличку для наглядности.
Почему ПК-игры дешевле консольных
Если не брать в расчёт мобилки, то игровые приставки и ПК делят между собой весь мировой рынок игр примерно поровну. В России это соотношение кардинально другое – приставки проигрывают в популярности компьютерами почти в два раза. И нет, дело тут не в том, что славянский глаз хуже переносит «мыльное кинцо», а богатырские пальцы не управляются с глупыми стиками. Причина гораздо банальнее и она в заголовке этого материала.
Слева сегментация по платформам в мире, справа – в России
На консолях игры стоят гораздо дороже, и это наиболее популярный аргумент приверженцев ПК-гейминга в яростных спорах, именуемых в народе платформосрачами. Глупо спорить с тем, что вдвое переплачивать за одну и ту же игру – не самое приятное занятие, и последствия такой разницы в вопросе цены хорошо видны в статистических отчётах.
Почему на ПК дёшево?
Только гораздо правильней было бы говорить не о дороговизне консольных игр, а об удивительной дешевизне игр под клаво-мыши. Многие этого не знают, но во всём мире подобной разницы не существует, и любой ААА тайтл под любую платформу всегда стоит +/- 60$. Россия – одна из немногих стран в мире, где правило фиксированной цены не работает, а всё потому, что в один прекрасный момент Steam ввёл для нас региональные цены.
Дядя Гейб сделал это не потому, что он просто такой добрый пухляш, и не только потому, что бедные россияне никогда не будут покупать игры по 4000 рублей. Причины свалившейся на нас сегодня радости уходят корнями далеко в девяностые – время, когда в стране не было никаких контактов с западными игровыми издательствами, а стихийно образовавшийся на руинах СССР игровой рынок мог быть только пиратским и никаким другим. В конце 90-х ориентированные на легальный рынок «Бука» и «1С» инициировали крестовый поход российских издательств против пиратства, хотя, по сути, они просто пытались откусить у пиратов хоть кусочек игрового рынка. Можно было сколько угодно разглагольствовать о вреде пиратства, но подпольщики создавали вполне себе рабочий игровой продукт, с которым нужно было конкурировать. Конкурировать в условиях того, что издание игр по лицензии – это гораздо более затратное мероприятие, чем нелегальная штамповка CD-болванок.
Спасибо Промту за наше счастливое детство
Тут-то и произошло ключевое для всей этой истории событие. Отечественные издатели сумели убедить больших дядек с запада, что без особой ценовой политики российский игровой рынок навсегда останется бесконтрольной пиратской вотчиной. Только придвинув цены на лицензионную продукцию к стоимости пираток, можно было надеяться на хоть какую-то финансовую отдачу от игроков, и, как следствие, становление легального оборота игрового ПО в России. Пусть и не без компромиссов, в виде изрядно упрощённой упаковки дисков, цены на лицензионные игры были снижены, а игровой рынок медленно начал выползать на светлую сторону копирайта.
В начале нулевых Steam уже оформился как монополист в сфере продаж цифровых версий ПК-игр, но произошло это не повсеместно. Чтобы стать конкурентным на специфических рынках, таких как российский, Valve нужно было учитывать местные особенности ценообразования. Таким образом, сформированные в 2010 – 2011 стимовские региональные цены отталкивались от ценовой политики региональных же издателей. Скорее всего, в том или ином виде, Steam всё-равно перешёл бы на региональные ценники для России, но за то, что это произошло так быстро и так радикально (многие игры подешевели даже не в два, а в три-четыре раза)стоит поблагодарить наших издателей.
Почему на консолях дорого?
Если у магазина есть региональные ценники, то должна быть и региональная защита, чтобы условный Джон не мог купить игру по цене, предназначенной для условного Ивана. У Steam (как и у всех прочих популярных цифровых дистрибьюторов ПК-игр) такая защита есть. Аккаунты жёстко привязаны к геолокации, и купленные в одном регионе игры просто не будут работать в другом. На первых порах Steam даже нещадно банил всех, кто использовал банальный прокси.
PlayStation 4 и XBox One полностью лишены какой бы то ни было региональной защиты, поэтому и о региональных ценах говорить не приходится. Стандартные 60$ просто конвертируются в местные валюты без каких либо поблажек, так что цены на консольные игры в разных регионах колеблются крайне незначительно. Более того, иногда в американском PS Store можно найти даже более выгодные предложения, так как акции и скидки в в разных регионах проходят в разное время.
Впрочем, в этой ситуации можно найти и свои плюсы. Например, вы без проблем можете купить на Ebay какое-нибудь особенное лимитированное издание игры, никогда не выходившее в России, и запустить его на своей PlayStation. Так себе бонус, но всё же.
Изменится ли ситуация?
Да, но, скорее всего, в худшую сторону. Очевидно, что любой сервис цифровой дистрибуции будет стремиться упразднить региональные цены, если ситуация на рынке позволит это сделать. Пиратский сектор в России сокращается с каждым годом, а растущие личные цифровые коллекции и любимые игры-сервисы намертво привязывают пользователя к платформе. Вполне возможно, что если бы не очередной кризис и обвал рубля в 2014-м году, то мы уже имели бы дело с ПК-играми по 60 баксов. Кстати, в январе всё того-же 2014 по интернету активно расползались слухи о грядущем повышении цен на игры в Steam до европейского уровня. Информацию тогда подтвердили несколько независимых источников, так что вряд ли это было просто утка. Скорее всего, изменения действительно готовили, но откатили из-за сильных перепадов курса национальной валюты.
Очень надеюсь, что такого мы больше не увидим
Что до консолей, то региональные цены позволили бы им отъесть часть рынка у ПК, но в текущем поколении этого, разумеется не произойдет. Зато это теоретически может произойти в поколении следующем. Sony и Microsoft давно мечтают избавиться от игр на физических носителях, которые мало того, что менее рентабельны (производство, логистика, комиссии розничных магазинов), так еще и порождают вторичный рынок игр, где один и тот же диск может обойти неограниченное количество пользователей. Полный переход в цифру мог бы решить все эти проблемы, и позволил бы беспрепятственно запустить региональное ценообразование. С другой стороны, есть мнение, что японцы, с осторожностью относящиеся к традициям, вряд ли выдернут дисковый привод из PS5, а если этого не сделает Sony, то не сделает и Microsoft. В общем, слишком много звёзд должно сойтись, чтобы российские консольщики получили свои AAA по 2к за штуку.