Почему гуманитариев больше чем технарей
Гуманитарии vs Технари: почему деление неактуально и что пришло на смену?
Помните, в советское время, даже еще в 90-е и 2000-е гг., во многих школах у старшеклассников было четкое деление на гуманитарные и инженерные классы? В моей школе формально такого не было. Но негласно всё равно у каждого ученика была репутация «гуманитария» или «технаря», сформированная под влиянием мудрых и опытных педагогов.
В этой заметке я не буду говорить о том, как это ограничивало полет разума и способности детей, мешало им попробовать себя в других сферах и т. д. Хочу поделиться личным опытом и оценить, а как же оно на самом деле и какие «классификации» сотрудников сейчас в тренде.
Современный мир настолько технологичен, что жить в нём и оставаться «чистым гуманитарием» невозможно. А уж среди миллениалов и их последователей (вплоть до нынешних малышей) таких оторванных от технологий и техники вовсе нет. Поэтому сегодняшнему журналисту или учителю музыка в разы проще разобраться в технических задачах и вопросах, чем 30 лет назад. Т.е. сейчас каждый гуманитарий — немного технарь.
Творческие способности и даже таланты есть у каждого человека. Иногда требуются годы, чтобы их раскрыть. Иногда это как клад, который был обнаружен случайно при возделывании огорода. Я знаю много примеров таких людей, которые работают успешными программистами и при этом пишут песни и отлично играют на музыкальных инструментах. Каждый технарь — немного гуманитарий и творец.
Тренд на «пластичность кадров» зародился еще до коронакризиса и только усилился в период тотальной трансформации компаний и целых индустрий.
При этом в какой-то момент у меня открылись весьма хорошие способности к иностранным языкам. Я выучила английский до уровня Advanced и испанский до Intermediate (и продолжаю).
Судьба занесла меня в HR, и оказалось, что я неплохо умею ладить с людьми и складно говорить.
Потом я кардинально сменила курс на маркетинг. Кстати, эта специальность — живой пример симбиоза гуманитарной и инженерной мысли. На заре своей «карьеры» маркетинг был ближе к гуманитарным наукам, а сейчас маркетинг — синоним технологичности и автоматизации, даже приставка «интернет-» уже атрофировалась, поскольку входит в понятие по умолчанию.
Плюс ко всему моя работа в должности ведущего маркетолога обросла такими «сугубо гуманитарными» функциями как наставничество, спикерство и переговоры.
По образованию я программист, помните, да, с чего всё начиналось? 🙂
Кейс из личной HR-практики. Когда я работала на государственной службе, у нас была обязательная плановая аттестация всех служащих раз в 3 года. И вот одной «служащей» сильно не повезло, что аттестация пришлась как раз на такой момент, когда она перестала справляться со своими трудовыми обязанностями. Ее руководитель пришел к нам в отдел кадров и честно заявил, что предстоящую аттестацию она не пройдет. Мы с коллегами, как истинные борцы за права трудящихся, пытались выяснить причины.
Оказалось, что девушка не справляется с бумажной работой, допускает множество ошибок, подставляя таким образом своего руководителя и коллег. Надо сказать, что этот руководитель был очень неплохим, честным человеком и профессионалом и не собирался клеветать, выживать сотрудницу без видимой причины… Он приводил конкретные факты и показывал документы ненадлежащего качества.
Чем всё закончилось? Аттестацию девушка не прошла, слёзно просила дать ей последний шанс. Коллегиально руководством и HR решили попробовать, но в другом отделе и другой должности, где ее работа была связана не с бумажками, а с людьми.
Буквально через месяц мы получили удивительный результат: специалиста с отличными навыками коммуникации, о которых никто раньше и не подозревал!
Сейчас я работаю тимлидом небольшой команды маркетологов. Ребята очень разные: будь я учителем старой закалки, то легко бы их классифицировала на специалистов «технического» и «гуманитарного» склада ума и распределяла бы задачи соответствующим образом. Но система так не работает. У каждого есть свои уникальные способности и сильные стороны.
Кстати, вы в курсе, что ключевая задача любого лидера состоит не в том, чтобы исправлять недостатки и заполнять пробелы команды, а выявлять и использовать таланты?
Как распределены таланты в нашей команде?
Капитан Стабильность. Да, я знаю, что один специалист не имеет склонности и жаления к креативу, но зато умеет мыслить логически, скрупулезно выявлять недостатки и пробелы, не боится рутины, и никогда никуда не опаздывает! Ему доставляют удовольствие все задачи, требующие особой внимательности и особой ответственности, а также задачи с повышенными требованиями со стороны клиента. Мне — за счастье, что есть такой «техничный» мозг в моей команде. И Бог с ними, с креативными способностями!
Капитан Инновационность. Другой коллега любит изучать всё новое. Вот тебе готовый и мотивированный исполнитель всех нестандартных и неформализованных задач! Других неизвестность и необходимость во всём самому разбираться пугает, а тут хлебом не корми… Кстати, у этого специалиста сугубо гуманитарное образование, но при этом он лучше многих разбирается в современных технологиях и новинках.
«Четвертый элемент». Нет, это не тимлид (без ложной скромности). Это коллективный разум, общение, коммуникация, обмен мнениями, да просто дружба и взаимопонимание. С их помощью рождаться самые крутые идеи и решаются самые сложные задачи.
Ни один тимлид или руководитель не должен допускать такой ситуации, когда каждый сидит, уткнувшись в свой компьютер? и ни с кем не общается, будь то по работе или на личные темы. Именно в коммуникации раскрываются таланты и сильные стороны.
Так вот, я — не технарь, и не гуманитарий. И вы — тоже. Наш разум гораздо шире и мощнее, чем шаблоны и классификаторы.
Нашествие гуманитариев: почему они теснят технарей в топ-менеджменте IT-компаний
В 2015 году американский Forbes выпустил статью с провокационным заголовком «Технарям тут не место: как гуманитарии захватывают Кремниевую долину». Специалисты с дипломами п сихологов, философов, филологов и маркетологов тогда начинали всерьез конкурировать за высокие должности в технологических корпорациях и стартапах с инженерами и математиками. Именно гуманитарии все чаще помогали правильно упаковывать и продавать продукт таких компаний, доносить до пользователей ценность и принципы бизнеса.
За четыре года ценность творческого подхода к управлению алгоритмами только выросла. По прогнозу министерства труда США, к 2022 году около 1 млн американцев начнут заниматься преподавательской деятельностью, еще 1,1 млн займут рабочие места в отделах продаж. И динамику обеспечат не школы с супермаркетами, а технологии: это будут высокооплачиваемые тренеры, бизнес-коучи, авторы мастер-классов и менеджеры по продажам, отмечал американский Forbes.
Специалист-гуманитарий способен разговаривать с разными собеседниками на их «языках» и при этом быть понятным для всех, объясняет тенденцию Маргарита Кошман, партнер в российском офисе Spencer Stuart — агентства, специализирующегося на подборе топ-менеджеров. «Продвинутые коммуникационные навыки и креативность лидеров наряду с умением экспериментировать и управлять через эмпатию становятся ключевыми для успеха компаний», — говорит эксперт.
Много доказательств гипотезы о нашествии в технологический бизнес «нетехнарей» можно найти и на российском рынке. По данным опроса РАНХиГС, среди 2000 руководителей средних и крупных компаний в стране 50% имеют гуманитарное образование. Местный офис Google с 2013 года возглавляет Юлия Соловьева — лингвист по первому образованию. Эта специализация сильно помогла в карьере, рассказывала топ-менеджер журналу Marie Claire в 2015-м: «Если ты говорил по-английски, достаточно легко было расти как внутри компании, так и находить новые места работы». Другие примеры руководителей с «гуманитарными» дипломами — историк Борис Добродеев во главе холдинга Mail.ru Group и выпускник факультета международных отношений МГИМО Максим Гришаков — гендиректор «Яндекс.Маркета».
Неуязвимые профессии
«Через десять лет спрос на специалистов по гуманитарным наукам будет больше, чем на программистов и даже инженеров», — прогнозировал два года назад американский миллиардер Марк Кьюбан. По его мнению, наиболее уязвима финансовая сфера — технических специалистов из нее будет «вымывать» искусственный интеллект, эффективнее анализирующий большие данные. «Быть технологически подкованным уже недостаточно. На самом верху нужны люди, которые хорошо понимают бизнес-процессы», — говорил об этом феномене ИТ-директор консалтинговой компании Deloitte Ларри Куинлан американскому Forbes четыре. Проректор, директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Мясоедов подтверждает: п одготовить людей к эффективному менеджменту и лидерству без привлечения широкого спектра гуманитарных дисциплин невозможно.
Руководитель отдела кадров медицинской компании Rally Health Том Перро два года назад объяснял смену парадигмы в сфере HR тем, что машины вряд ли освоят психологию и научатся понимать искусство в обозримой перспективе. Те навыки, которые в этих процессах развивают люди, останутся их конкурентным преимуществом, заключал специалист. «Формальная логика у всех одинаковая, — рассуждает Сергей Филонович, декан Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ. — Гуманитарное образование способствует формированию интуиции (на основе уникального духовного, эстетического, эмоционального и прочего опыта)». А интуиция, по словам ученого, порождает идеи, которые трудно скопировать — в отличие от идей, рожденных на основе логики, поэтому «человеку бизнеса» необходимо гуманитарное образование.
Одним из первых предпринимателей, заметивших эту взаимосвязь, был Стив Джобс. После выпуска iPad в 2011 году он говорил: «В ДНК Apple заложено, что одной технологии недостаточно. Только технология в союзе с гуманитарными науками дает результат, который заставляет наши сердца петь». Майкл Литт, сооснователь маркетингового стартапа Vidyard, и вовсе признавался, что предпочитает выпускников гуманитарных специальностей так называемым STEM-специалистам (STEM — аббревиатура от Science, Technology, Engineering, Maths — «Наука, Технология, Инженерия и Математика» — прим. Forbes). Так поступает большинство технологических компаний, и тренд вряд ли изменится в ближайшее время, отмечал предприниматель: специалисты, которые одновременно умеют кодить и понимают пользователей, — идеальные кандидаты. Бизнесменам важно и самим постоянно восполнять дефицит гуманитарных знаний и изучать философию и психологию, советовал Литт.
Гуманитарии-самоучки
Этому совету следуют российские предприниматели и топ-менеджеры: чтобы расширить кругозор и развить лидерские качества, в свободное от работы время многие из них восполняют недостаток гуманитарного образования.
Например, Юлия Майорова, директор по работе с малым, средним и корпоративным бизнесом Microsoft в России, посещает высшие продюсерские курсы при ВГИКе. «Эти занятия помогают мне выйти за рамки привычных границ, посмотреть на вещи под новым углом, а некоторые приобретенные навыки даже применить в управленческой деятельности», — делится она. Евгений Ефанов, руководитель практики «финансы и маркетплейсы» компании AIC, участвует в открытом киноклубе на базе антропологического факультета одного из московских вузов. А Валентина Бучнева, глава евразийского подразделения фармкомпании «Босналек», берет индивидуальные уроки по истории моды и искусства у искусствоведа Алены Арефьевой. «Вместе мы ходим на выставки в Москве и Петербурге, обсуждаем живопись», — рассказывает Бучнева. Подобная практика помогает ей не «выгореть» на работе.
Сами компании, понимая ценность гуманитарного знания, организовывают для сотрудников клубы для разговоров об искусстве. Например, подобный опыт есть у целлюлозно-бумажной компании «Илим», которая в прошлом году в закрытом режиме запустила «Гуманитарный клуб» для топ-менеджеров и партнеров. Кинопоказы и лектории регулярно проходят в офисе Rambler&Co, здесь также можно пройти языковые курсы или послушать лекции по культуре. В российском офисе испанской финтех-компании ID Finance сотрудникам после работы читают лекции по искусству, в ИТ-гиганте КРОК проводят встречи с экспертами из разных областей науки, культуры и искусства.
Soft skills для технарей
Когда РАНХиГС запускал совместную со Сбербанком магистратуру «Финтех», председатель правления банка Герман Греф просил набирать на курс абитуриентов с одинаково развитыми техническими и гуманитарными навыками, вспоминает Сергей Мясоедов. По его словам, для востребованных специалистов такой запрос означает растущую важность так называемой «мягкой силы» — soft skills.
Согласно исследованию HeadHunter, на протяжении последних лет важность soft skills в ИТ неуклонно растет. Среди навыков, которые ищут работодатели у представителей технических профессий, самообучаемость, знание иностранных языков, кроссфункциональность, технологическая грамотность, навыки программирования, креативность, предприимчивость, социальный интеллект и умение работать в команде. «Таким образом, в будущем самыми успешными кандидатами станут те, кто в равной степени владеет soft skills и hard skills», — говорит Мария Игнатова, руководитель службы исследований HeadHunter.
Технарям пока не стоит волноваться за свои финансовые позиции: по подсчетам HeadHunter, в 2018 году медианная зарплата в ИТ-отрасли составляла 92 000 рублей, а число вакансий за три года выросло на 9%. Но чем выше поднимается человек по карьерной лестнице, тем большую актуальность приобретают социальные навыки, рассуждает Маргарита Кошман. Именно эти качества работодатели чаще всего ищут в лидерах, добавляет эксперт.
Творческий подход
«Классическое бизнес-образование не способно помочь развить коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект, критическое мышления, о которых так много говорят в последнее время», — уверяет Евгения Овасапян, директор проектов Академического офиса бизнес-школы «Сколково». Эти навыки помогают развивать культурные знания и практики, говорит она. Именно поэтому российские бизнес-школы вслед за зарубежными стали включать в свои программы образовательные лекции и курсы по гуманитарным дисциплинам. «Сколково» устраивает для студентов походы в театр, кино и на выставки вместе с экспертами в этих областях, а после — совместные обсуждения. «Мы изучаем навыки коммуникации с Ингеборгой Дапкунайте, язык одежды и основы построения образа с Аленой Долецкой, лидерство — с Мариной Лошак», — перечисляет Овасапян.
Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС во всех ключевых программах предлагает специальный курс по театральному искусству «Менеджмент и режиссура», который читает преподаватель ГИТИСа Александр Каневский. «Недавно мы провели дискуссионный клуб совместно со струнным квартетом им. Рахманинова во главе с Сергеем Цедриком и олимпийским призером по горным лыжам Светланой Гладышевой, где обсуждали, как лидерство в музыке, спорте и бизнесе связаны между собой», — приводит пример Сергей Мясоедов.
Поскольку менеджмент во многом связан со знанием особенностей человеческого поведения, вовремя прочитанное стихотворение порождает эффект, во много раз превосходящий результат от чтения учебных текстов и разбора кейсов. Бизнес — прежде всего про масштаб личности, считает Галина Юзефович, литературный критик и профессор гуманитарных практик бизнес-школы «Сколково». «Настоящая эффективность в бизнесе невозможна без масштаба лидера», — заключает она.
Зачем миру гуманитарии
Им предрекают работу в Макдональдсе, низкую зарплату и никакой карьеры. Разбираемся, почему «гуманитарий» не приговор и как вышло, что их недооценивают.
Почему тяжело быть гуманитарием
Политика в сфере образования
«Только с техническим или бизнес-образованием можно построить достойную карьеру и получать высокую зарплату». Это утверждение крепко засело в нашем обществе. Во многом благодаря медиа, которые в той или иной форме принижают значение гуманитарных наук. Критики говорят, что гуманитарное образование:
Но самая большая проблема — в самой политике образования, которую проводят многие государства. Они ставят в приоритет технические и естественные направления: чаще финансируют их из бюджета, открывают новые программы, приветствуют международные исследования.
Мы пытаемся убедить студентов получать те специальности, которые дадут им настоящие навыки. Мы знаем, что нам нужны медсестры; мы знаем, что нам нужны инженеры.
Подобные заявления не оставляют гуманитарному образованию шансов. Нам открыто говорят, что миру нужны другие специальности. Иногда кажется, что в будущем выживут только экономисты, программисты и инженеры.
«Традиционное» деление на гуманитариев и технарей
Гуманитарии — это еще и клеймо, причем абсолютно неоправданное. Иногда так пренебрежительно называют людей, у которых плохо с точными науками. Не каждому дано понимать и любить математику, но это вовсе не значит, что школьник, склонный к гуманитарным дисциплинам, потерян для общества. Он точно так же может развить у себя навыки, относящиеся к «техническим»: системность, логика, рациональность. В общем четкое деление на гуманитариев и технарей — это миф.
Что дает гуманитарное образование
Так как гуманитарное образование сфокусировано на человеке, то и навыки, которые оно дает, больше связаны со взаимодействием с людьми.
На первый взгляд кажется, что перечисленные навыки не особо важны в нашем мире высоких технологий. Но в реальности все наоборот.
Вам вовсе не нужно извиняться за свое как будто непрактичное гуманитарное образование. В мире еженедельно появляются тысячи вакансий, для которых требуются ваши гибкие навыки и понимание сущности человека. Чем больше мы автоматизируем рабочие процессы и переходим в информационную среду, тем важнее нам оставаться «человечными».
Что круче: техническое или гуманитарное
И что же получается? Гуманитарное образование:
Выбирая свой путь, помните, что гуманитарное образование необходимо миру так же, как техническое — они равнозначны. Нет смысла отказываться от того, что любишь. Особенно, когда в мире есть столько возможностей получить дополнительное образование в другой сфере: курсы при университетах, онлайн-платформы или магистратура по иной специальности.
Поделиться в
Помощь в поступлении за границу с UniPage
UniPage организует поступление в зарубежные вузы, в том числе во всемирно известные, такие как Стэнфорд, Сорбонна и Мюнхенский технический университет. Мы также помогаем:
Отправьте заявку и укажите, какой вопрос вас интересует. Наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.
Почему ушло время «технарей» и «гуманитариев»?
Технический и гуманитарный склад ума заложен в нас природой или нам удобно так считать? Настолько ли «технари» и «гуманитарии» ограничены в сфере профессиональной деятельности? Опросив людей, сменивших профессию наперекор складу ума, в компании Courseburg пришли к выводу, что данное деление не только неактуально, но и пагубно. Каким образом эти шаблоны мешают развитию карьеры, разбиралась обозреватель Courseburg Антонина Рубцова.
Склад ума влияет на мировосприятие человека. Принято считать, что часть людей — названная технарями — воспринимает информацию через цифры, данные и точные алгоритмы. Их антагонистов, которые познают окружающее через образы, эмоции и чувственность, называют гуманитариями.
Традиционно утверждается, что первые сильны сугубо в естествознании, а вторые могут реализовать себя лишь на поприще общественных наук. Но на рынок труда входит все больше профессий, сочетающих в себе навыки и тех, и других. Самыми ценными качествами становятся гибкость ума и широта взглядов.
Технический склад ума подразумевает умение работать с данными, опираться на факты, анализировать процессы и выстраивать алгоритмы. Технари полагаются на фундаментальные законы, рациональность и прочую «скукотищу».
Гуманитарный склад ума, в свою очередь, предполагает способность мыслить образами, осуществлять целеполагание, генерировать творческие идеи. Гуманитариям помогают бабочки в животе, воображение и другая «абстракщина».
В какой момент мы становимся гуманитариями и технарями?
Впервые подобные ярлыки вешаются на нас в школе. Если у ребенка не заладилось с математикой, на нем ставится штамп «гуманитарий», и после этого ему даже неприлично иметь оценку выше «хорошо» по точным наукам. А если школьник ловко решает задачи со звездочкой по физике, но не может связать два слова, отвечая у доски, пожимают плечами: «Что поделаешь, он — технарь».
Вопрос в том, может ли школа дать объективную оценку склада ума.
Давайте вспомним: за учителем географии мы восторженно ловили каждое слово, а учитель истории считал, что пересказывать учебник — лучший способ запоминания. На уроках химии весь класс впитывал знания как рисовая бумага чернила, а на математике монотонным голосом проговаривались сложные теоремы.
О чем это мы? О том, что в школе интерес к предмету в большей степени зависит от харизматичности учителя, чем от интереса непосредственно ученика. Отсутствие творчества и зубрежка могут отбить желание изучать определенную сферу науки даже у предрасположенного к ней ребенка.
Что по-настоящему важно — это научиться учиться.
Большинству наук свойственны общие закономерности. Системный подход, алгоритмичность, категориальный аппарат — это всё общенаучные категории. Структура государственной власти и свойства логарифмов, система времен в иностранном языке и графики функций разводятся по разным сферам знаний, но требуют похожие мыслительные способности. Гуманитарий-экономист завалится в первую сессию, если не сможет выводить финансовые формулы, пользуясь методами матанализа.
На рынке труда от вас точно будет требоваться больше.
Интеграция науки переходит в дальнейшем на сферу трудовой деятельности. Оставим стереотипы про гуманитариев и «свободную кассу» и поговорим об интеллектуальных профессиях. Хороший специалист в своей работе опирается на целый комплекс умений и навыков. Чтобы быть востребованными на рынке труда, программисты должны владеть иностранными языками, журналисты — анализировать точные источники информации и следить за динамикой.
Сегодняшние переводчики обрабатывают данные через сложные софты, а инженеры умело коммуницируют с заказчиками. Возникают самые неожиданные профессии на стыке двух сфер: например, математическая лингвистика, где специалисты по языкам изучают человека с помощью матанализа.
Вам не кажется, что деление на два лагеря — это невероятно грубое обобщение?
Человек творит и созидает, а не выполняет все время однонаправленную работу, как в муравейнике. В связи с этим в своей деятельности мы задействуем целый мыслительно-чувственный комплекс, в котором тесно переплетаются способности из разных сфер.
В том же профессиональном искусствоведении не обойтись без оптики и химии: вердикт о подлинности картины выносится на основании анализа красок, которыми она писалась.
3D скульпторы — еще более очевидный пример интеграции чувств и техники. Юрист — гуманитарий? Да. А искусствовед? Тоже. Получается, что обе профессии принадлежат одной категории, но сравнимы ли вдохновенный знаток Ван Гога и настойчиво-скрупулезный адвокат?
Корень зла не столько в стереотипах, заложенных с детства, сколько в нашей собственной интеллектуальной пассивности.
Нередко данная градация используется людьми для оправдания своей глупости и лени. Неспособность решать уравнения не делает человека гуманитарием. Она делает его неучем, позволяющего себе работать только с информацией, к которой он привык, например, текстом. «Я не буду считать в столбик, у меня богатый внутренний мир», «Я не гуманитарий, чтоб учить языки».
И вот граница в голове поставлена, а зачем? Развитый ум не может быть только гуманитарным или технически-направленным. Настоящий интеллектуал умеет мыслить структурно и креативно: при одной необходимости разобраться, как писать программный код, а при другой — стихи.
Тем самым, нам хочется подчеркнуть условность и малоценность деления людей на технарей и гуманитариев. Подобные стереотипы и шаблонное мышление при оценке способностей ребенка могут сбить его с верного пути и не дать реализоваться. Если человек желает думать и развиваться, он может стать и физиком, и адвокатом, и бизнесменом. А вот произойти это может быстрее или медленнее в зависимости от имеющейся базы знаний, темперамента, мотивации.
Что мы можем сделать?
В первую очередь, переосмыслить устаревшие подходы и открыть себе доступ к новым знаниям. Предпочтения могут быть разными, способности тоже, но замыкаться на одной сфере равносильно перекрытию для себя прочих возможностей. Особенно, если сейчас вы занимаетесь тем, что вам не нравится.
В жизни уже есть примеры как филологов, которые счастливо переквалифицировались в инженеров, так и физиков, читающих лекции по философии. Собственно, создатель языка программирования Perl Ларри Уолл по образованию лингвист. Писатель-фантаст Ник Перумов имеет диплом биофизика. Всенародно любимый питерский исполнитель БГ — прикладной математик. Мощный тандем братьев Стругацких состоит из ученого-астронома Бориса и филолога Аркадия.
Хотите развития? Не бойтесь давать себе новые задачи в самых неожиданных сферах. Забудьте обо всех ярлыках из детства. Если интересоваться максимальным количеством областей и завоевывать новые территории на карте познания, можно разбудить свой мозг и обнаружить новые таланты.
Особую актуальность это имеет для детей: в юном возрасте потакать нежеланию учиться вне пределов комфортной среды губительно. Важно заострять молодой ум на точных науках, учить ребенка применять их законы в других сферах знаний, читать книги, учить языки, следить за достижениями прогресса.
Важно развивать научное любопытство (которое не сводится к открытиям британских ученых, описанных в рунете) и учиться задавать неудобные вопросы. Все это — шаги на пути к интеллектуальной зрелости.
Чувственные и мыслительные типы личности существуют, но поощрять перекос в одну или другую сторону значит оставаться за бортом прогресса. Разумен и востребован тот, кто мыслит нешаблонно.
Миром правят всесторонне развитые люди. Наиболее успешными бизнесменами оказываются универсалы, а научные открытия совершаются многопрофильными интеллектуалами, которым было неважно, какой у них склад ума.
В любом случае, глупо соглашаться с ярлыками «технарь» / «гуманитарий», которые в детстве на вас повесили родители или школьные учителя. Будьте собой. Наверняка даже среди ваших знакомых есть примеры того, как типичный гуманитарий освоил финансы, чтобы открыть свое дело.
Путь от филолога до айтишника прошла IT-специалист из компании «T-Systems RUS» Марина Никитина:
«Изучение филологии, межкультурной коммуникации и языковых скелетов в шкафу казалось мне интересным в университете. Закончив образование и поработав по специальности, я поняла, что проводить жизнь над тремя формами глагола — не самое увлекательное занятие. Я решила отойти от гуманитарной сферы и переквалифицировалась в харизматичного айтишника, работающего в программном модуле финансов и контроллинга предприятия. Теперь иностранный язык и межкультурная коммуникация лишь методы, которые я использую в своей технической профессии. Было сложно кардинально менять сферу, но я последовала своим интересам и не пожалела!»
В свою очередь среди известных журналистов, писателей и музыкантов велика доля людей с техническим образованием, которые большую часть жизни и не мыслили себя на творческом поприще.
Примером тому может быть история Дарьи Бобровой, которая, имея техническое образование, стала творцом-мастером гончарного дела в школе «Колокол»:
«Как у многих, у меня было ощущение „стабильности“ от того, что я работала в офисе и делала всё „как все“ и „как положено“. Но потом я поняла, что эта стабильность мнимая. Нам просто кажется, что быть как все и идти протоптанным путем безопаснее. Я получила образование инженера, была „офисным планктоном“, работала на нелюбимой работе, а потом я рискнула. Сейчас я гончар, делаю керамическую посуду и люблю каждый момент моей жизни за это! Нет ничего страшного или опасного в том, чтобы попробовать себя в другой области. Теперь у меня есть любимое дело, дело всей моей жизни.»
Ответьте себе на вопрос: кем я мечтал стать до того, как пойти по текущему пути? Неважно, как вы это сделаете: выпишите на листок свои самые смелые идеи или проконсультируетесь с профориентологом. Главное, помните, что найти свою дорогу можно всегда, как бы далеко от нее вы не ушли. Ваше призвание может ждать вас в той сфере, которую вы не привыкли считать своей.