Почему греческая мифология известна лучше чем мифология других народов
Мифы Древней Греции
Греческая мифология складывалась в течение нескольких веков, передаваясь из уст в уста, из поколение в поколение. К нам мифы дошли уже в поэзии Гесиода и Гомера, а также в произведениях греческих драматургов Эсхила, Софокла, Еврипида и других. Вот почему их приходилось собирать из самых разных источников.
Мифографы появились в Греции около 4-го века до н.э. К ним относятся софист Гиппий, а также Геродот Гераклейский, Гераклит Понтийский и многие другие. Например, Дионисий Самойский составил генеалогические таблицы и изучал трагические мифы.
В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифов, связанных с легендарной горой Олимп.
Лучшие отели Греции Посмотреть все
Stella Island Luxury Resort & Spa
Этот отель призван стать идеальным направлением для влюбленных пар и тех, кто проводит свой медовый месяц
5% Доп. Скидка от Грекомании
Amada Colossos Resort
5% Доп. Скидка от Грекомании
Pomegranate Wellness Spa Hotel
Новый суперсовременный пятизвездочный отель Pomegranate Spa Hotel, расположенный на узком перешейке, между двумя заливами.
5% Доп. Скидка от Грекомании
Возненавидел Уран своих детей-великанов и заключил их в недра Земли, не позволяя им выходить на свет. Мать-Земля страдала от того, что её давило страшное бремя, заключённое в глубине её недр. Тогда она вызвала своих детей, титанов, чтобы уговорить их восстать против Урана. Однако титаны боялись поднять руку на отца. Только младший из них, коварный Кронос[2], хитростью низверг Урана, отняв у него власть.
У самого же Кроноса не было уверенности в прочности и долговечности своей власти: он боялся, что его дети восстанут против него и его постигнет участь его собственного отца Урана. В связи с этим, Кронос повелел своей жене Рее приносить ему рождавшихся детей, пятерых из которых он безжалостно проглотил: Гестию[3], Деметру[4], Геру, Аида и Посейдона[5].
На смену титанам пришло царство Зевса, победившего своего отца Кроноса и ставшего верховным божеством Олимпийского пантеона; властелином небесных сил, повелевающим громами, молниями, тучами и ливнями. Господствуя во вселенной, Зевс давал людям законы и охранял порядок.
В представлении древних греков Олимпийские боги были похожи на людей и отношения между ними напоминали отношения между людьми: они ссорились и мирились, завидовали и вмешивались в жизнь людей, обижались, принимали участие в войнах, радовались, веселились и влюблялись. Каждый из богов имел определенное занятие, отвечая за конкретную сферу жизни:
Согласно греческой мифологии, кроме детей Хаоса, Титанов и Олимпийских богов, землю населяли и много других божеств, олицетворяющих силы природы.
По словам Карла Маркса, в мифах Древней Греции запечатлено «детство человеческого общества», которое в Элладе «развивалось всего прекраснее и обладает для нас вечной прелестью».
Добро пожаловать в мир греческой мифологии!
Почему стоит изучать греческую мифологию?
В чем основная цель греческих мифов? Нужно ли нам в настоящее время изучать греческую мифологию? Рассмотрим известный греческий труд – Одиссея, написанная Гомером. Это не просто сборник фантастических сказаний и легенд, цель которого – просто развлечь читателя. Совсем наоборот. Это фундаментальный труд, в основе которого лежит мудрость. Благодаря сказаниям Гомера люди смогут стать кузнецами своего счастья и построить ту успешную жизнь, к которой необходимо каждому стремиться. Рекомендуем прочитать статью о том, зачем изучать древнегреческий язык.
Некоторые люди могут задаться вопросом, почему мир все еще так интересуется древнегреческими мифами, когда они являются не чем иным, как историями. Пришли они тысячи лет назад. Однако взгляните на огромное количество фильмов и литературы на древнегреческую тематику сегодня. В произведениях литературы и фильмах активно используются отсылки к греческой мифологии.
Для тех, кто думает, что сказания древнегреческой мифологии — просто устаревшие сказки, они ошибаются. Эти истории, возможно, были написаны сотни, если не тысячи лет назад, но хорошо помнить, что они были написаны мудрыми людьми, которые приложили руку к формированию современного мышления.
Великие люди, Аристотель и Софокл, не были простыми рассказчиками. Они не проводили свои дни, сочиняя сказки только потому, что им этого хотелось и нечего было делать. Они были слишком хороши для этого, и именно поэтому их греческие мифы выдержали испытание временем. Они актуальны сегодня.
Что представляют собой мифы?
Для некоторых людей греческие мифы — это просто эпические рассказы о богах и богинях, странствующих по земле, которые выполняли всевозможные задачи. Это истории о людях, имеющих дело с богами, и либо они выходят победителями, либо проигравшими, либо превращаются в животных и растения.
Действительно, обычный человек подумает, что эти истории — не более чем полет фантазий старых рассказчиков из прошлого, но более глубокий взгляд на истории расскажет вам больше, чем это. У этих историй редко бывает счастливый конец, к которому люди так привыкли в наши дни, но помните, что они были написаны не для развлечения — они написаны с более высокой целью, с глубоким посылом. Мифы дают людям возможность взглянуть на то, как жили греки и как они думали в то время.
Почему стоит изучать греческую мифологию?
Читать и слушать о греческой мифологии — это одно, но почему современные люди читают сказания и мифы? Ответ на этот вопрос очень прост: они учатся. Люди все еще изучают древних греков и их мифы во многом по той же причине, по которой они изучают другие культуры, и это для того, чтобы они могли учиться у них. В конце концов, когда вы изучаете такую культуру, как Древняя Греция, вы действительно многое узнаете и многому научитесь.
Эти мифы показывают современным людям, как люди думали в прошлом, что они считали важным. Стоит сказать и о том, что греческая мифология внесла большой вклад в классическую и современную литературу.
Просто читая некоторые из мифов, люди могут научиться контролировать свои действия или, по крайней мере, лучше думать о том, что они делают. Многие из этих историй рассказывают о том, что такие черты, как спесь, алчность, глупость и высокомерие приводят людей к неприятностям. В некотором смысле эти мифы служат предупреждением для людей о том, какими они должны быть и какими не должны быть. Вся суть в том, что большинство людей все еще совершают ошибки и глупости, принимают нелепые решения и проявляют высокомерие. Мифы отражают человеческое поведение в древние времена. Но спустя многие столетия человеческие пороки никуда не исчезли.
Современные фразы из греческой мифологии
Троянский конь. Во время Троянской войны греки построили гигантского деревянного коня и спрятали в нем батальон, в то время как остальные войска сделали вид, что отступают в знак капитуляции. Затем коня провели парадом мимо непроницаемых городских стен Трои в качестве приза за победу, позволив греческим воинам открыть ворота для своих армий, разрушить город и закончить войну. В наше время термин «троянский конь» используется для обозначения тактики, когда для достижения цели используют обман или хитрость. Кроме того, «троянский конь» относится к вредоносному компьютерному программному обеспечению.
Ящик Пандоры. Согласно греческой мифологии, Пандора была первой в мире женщиной-человеком. Однажды ей подарили шкатулку от Зевса, но предупредили, чтобы она ее не открывала. К сожалению, любопытство взяло верх над ней, и она открыла ей, выпустив на волю все зло мира. Сегодня люди ссылаются на «открытие ящика Пандоры», когда обсуждают что-то, что, если вмешаться, может породить множество сложных проблем.
Влияние греческой мифологии на русский язык и литературу
Многие слова, используемые в современном русском языке, такие как идол, антиквариат, диалог, экономика, спартанец, архитектор, микроскоп, телефон и многие другие, были заимствованы из греческого языка. Греки были первыми, у кого появилась полноценная алфавитная система, изобилующая гласными и согласными.
Если вы заметили, несколько глобальных компаний были названы в честь греческих мифических персонажей. Например:
Amazon: Амазонки были свирепыми воительницами, участвовавшими в Троянской войне – именно здесь река Амазонка получила свое название, название которого с тех пор позаимствовала глобальная платформа онлайн-покупок.
Olymp: Греческая гора – теперь бренд фотоаппаратов.
Oracle: Смертный экстрасенс или провидец – теперь известен как популярная компания по разработке программного обеспечения для баз данных.
Есть причина, по которой компаниям нравится брендировать свои товары и услуги в честь персонажей греческой мифологии. Публика склонна подсознательно ассоциировать черты бренда с чертами оригинального мифического персонажа. Nike, например, была богиней победы, поэтому для спортивного бренда имело смысл назвать себя в ее честь.
Аллюзии на греческую мифологию есть абсолютно везде. Наш язык пропитан аллюзиями, и многие из наших слов уходят корнями в Древнюю Грецию. Арахнофобия, эхо, гипноз, нарциссизм и множество других слов взяты из их историй. Охват не заканчивается нашими словами, так как многие современные компании названы в честь аспектов мифологии. Такие компании, как Nike, Starbucks и Amazon, использовали греческую мифологию в качестве вдохновения при выборе своих названий. Еще одним важным элементом, касающимся аллюзий, является литература. Многие классические авторы (Уильям Шекспир, Эдгар Аллан По, Дж. Р. Толкиен, К. С. Льюис и др.) ссылаются на мифологию в своих произведениях. Если вы знаете историю, стоящую за аллюзией, вы сможете лучше понять суть и в полной мере ощутить богатый смысл текста, который вы читаете.
Сказания Древней Греции подчеркивают высшие человеческие ценности
Вы можете научить детей правильному поведению и нравственному мышлению с помощью сказаний греческой мифологии.
Иметь дело с ревностью и эмоциональным шантажом? Прочитайте им историю Геракла и богини Геры. Изо всех сил пытаешься справиться с соперничеством между братьями и сестрами? Попросите детей прочитать историю Арахны и Афины.
Греческая мифология сейчас так же увлекательна, как и тысячи лет назад. Однако мифология гораздо больше, чем просто сборник привлекательных историй. Большинство из них можно описать как психологические аллегории, которые имеют дело со сложными, тонкими и повторяющимися проблемами человеческого существования.
Греческая мифология является отражением прошлых цивилизаций и дает нам важнейшее представление об исторических событиях, древних культурах, взаимоотношениях и многом другом. Мы подсознательно усваиваем эти уроки, полностью наслаждаясь захватывающим чтением. Рекомендуем посетить сайт, где вы можете найти большое количество интересной литературы, мифы, сказания и легенды.
Полезное видео по теме:
Древнегреческая мифология
Греческая литература возникла на основе мифологии. Миф – это представление древнего человека об окружающем его мире. Мифы создавались на очень ранней стадии развития общества в различных областях Греции. Позже все эти мифы слились в единую систему.
При помощи мифов древние греки пытались объяснить все природные явления, представив их в образе живых существ. Сначала, испытывая сильный страх перед природными стихиями, люди изображали богов в ужасном зверином облике (Химера, Медуза Горгона, Сфинкс, Лернейская гидра).
Однако позднее боги становятся антропоморфными, то есть имеют человеческий облик и им присущи самые различные человеческие качества (ревность, щедрость, зависть, великодушие). Главным же отличием богов от людей являлось их бессмертие, но при всем своем величии боги общались с простыми смертными и даже вступали с ними нередко в любовные отношения, чтобы породить на земле целое племя героев.
Существует 2 вида древнегреческой мифологии:
Мифология Древней Греции прошла в своем развитии 3 основных этапа:
На основе мифологии создавались поэмы, писались трагедии, а лирики посвящали богам свои оды и гимны.
В Древней Греции было две основные группы богов:
В греческий пантеон Олимпийских богов традиционно входило 12 богов, но состав пантеона был не очень устойчивым и иногда насчитывал 14-15 богов. Обычно это были: Зевс, Гера, Афина, Аполлон, Артемида, Посейдон, Афродита, Деметра, Гестия, Арес, Гермес, Гефест, Дионис, Аид. Олимпийские боги жили на священной горе Олимп (Olympos) в Олимпии, у берегов Эгейского моря.
В переводе с древнегреческого языка слово пантеон означает «все боги». Греки
делили божеств на три группы:
Особое место в греческой мифологии занимали герои. Самые известные из них:
10 распространённых заблуждений о мифах древних греков и римлян
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Мифы Древнего Рима и Древней Греции и сегодня пользуются огромной популярностью. Но при этом существует целый ряд шаблонов и стереотипов о мифологии этих двух древних народов. В этом обзоре мы развенчаем распространённые заблуждения о древних богах и мифах с ними связанных.
1. Греческая и римская мифология не отличаются
Общеизвестно, что в пантеон богов в римской мифологии черпает корни из мифологии греков. Так, прообразом римской Венеры является греческая Афродита, а Юпитер в мифологии греков равнозначен Зевсу. И таких примеров множество. Из-за этого есть мнение, что между мифами древней Греции и древнего Рима нет никакой разницы. Но это не так. Например, римляне считали, что достойная жизнь гарантирует высокий статус в загробной жизни, тогда как древние греки загробную жизнь во главу угла не ставили.
2. У древних греков был единый пантеон богов
Как и многие религии, древнегреческая мифология развивалась и изменялась с течением времени. Ученые считают, что мифы и предания начали развиваться около 2000 года до нашей эры, и они, вероятно, пришли из других древних религий, к примеру, критянской. Илиада и Одиссея были написаны Гомером между 800 и 700 г.г. до н.э., а к тому времени, система верований сильно изменилась. Например, в эллинистический империи люди часто почитали основателей своих городов, а живущие рядом с водоемами люди верили в нимф и почитали их. Кроме того, многие из преданий довольно долго передавались в устной форме, поэтому неудивительно, что они изменились с течением времени.
3. Олимпийских богов всего 12
Принято считать, что существовало 12 богов и богинь, которые якобы жили на горе Олимп. Проблема в том, что различные источники, в том числе различные древнегреческие тексты, не всегда упоминают одних и тех же богов. К олимпийцам относятся Зевс, Гера, Посейдон, Деметра, Афина, Аполлон, Артемида, Арес, Аид, Афродита, Гефест, Гермес и Гестия либо Дионис, при этом некоторых из них иногда заменяют на Геба, Гелиоса, Селену, Эос, Эроса или Персефону.
5. Зевс — всемогущий бог
Это заблуждение произошло из-за проецирования аспектов современных религий на древние. Много людей считают, что Зевс был некой древней версией их истинного, всемогущего Бога, но это было далеко не так. Судя по описаниям, Зевсу были присущи многие человеческие качества, а также он не мог контролировать все, в том числе других богов и судьбу.
6. Аид — воплощение зла
Принято считать, что Аид был каким-то коварным злодеем. Это заблуждение родилось в связи с тем, что он управлял подземным миром. Эта работа на самом деле была поручена ему Зевсом, а Аид просто добросовестно исполнял ее. Естественно, Аид не был совершенным — к примеру, он похитил Персефону. Но кто не без греха. Аида вовсе не считали злым или кем-то вроде дьявола.
7. Все боги были вымышленными персонажами
На самом деле, в греческой мифологии поэты часто описывали полубогов, которые не имели ни малейшего отношения к божествам. Они часто были реальными людьми, которые считались героями. Именно поэтому их описывали как богов.
8. Пандора открыла ящик, выпустив зло в мир
Выражение «ящик Пандоры» довольно хорошо известно, но в оригинальных мифах нет никакого упоминания насчет открывания коробки. Миф появился в стихотворении под названием «Труды и дни» древнегреческого поэта Гесиода, которое было написано около 700 г. до н.э. Также в данном стихотворении Пандора открыла пифос (большой древнегреческий кувшин), выпустив зло в мир. В 16-м веке писатель по имени Эразм Роттердамский перевел эту историю на латынь, заменив пифос на ящик.
9. Древние греки поклонялись Аресу, богу войны
Поскольку одна из самых эпических поэм — «Илиада» повествовала о войне, многие люди посчитали, что бога войны почитали в древнегреческой мифологии. На самом деле, люди старались даже не упоминать Ареса, поскольку тот считался жестоким и у него был трудный характер. Более того, в мифах говорится о том, что Ареса недолюбливали даже его собственные родителеи, Зевс и Гера.
10. О древних мифах давно забыли
Хотя религии, о которых сегодня шла речь, полностью исчезли около 9 века н.э., отсылки на них до сих пор существуют (причем, не только в поп-культуре, хотя есть ряд фильмов о Геракле). Олимпиада изначально была фестивалем в честь Зевса, а некоторые ученые утверждают, что мифология повлияла на христианство. Иисуса часто сравнивают с Дионисом, греческим богом, связанным с вином, ритуалами и плодородием.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Античная мифология и ее влияние на современность
Глава 1. Чем маленькая народность могла повлиять на большую Европу?
Тем, кто интересуется историей культуры, литературой и искусством, знакомство с греко-римской мифологией совершенно необходимо. Ведь, начиная с эпохи Возрождения, художники и скульпторы стали широко черпать для своих произведений сюжеты из сказаний древних греков и римлян. Придя в любой из художественных музеев, неискушенный посетитель оказывается в плену прекрасных, но зачастую непонятных ему по содержанию произведений великих мастеров русского изобразительного искусства: картин П. Соколова («Дедал, привязывающий крылья Икару»), К. Брюллова («Встреча Аполлона и Дианы»), И. Айвазовского («Посейдон, несущийся по морю»), Ф. Бруни («Смерть Камиллы, сестры Горация»), В. Серова («Похищение Европы»), скульптур таких выдающихся мастеров, как М. Козловский («Ахилл с телом Патрокла»), В. Демут-Малиновский («Похищение Прозерпины»), М. Щедрин («Марсий»). То же самое можно сказать и о некоторых шедеврах западноевропейского искусства, будь то «Персей и Андромеда» Рубенса, «Пейзаж с Полифемом» Пуссена, «Даная» и «Флора» Рембрандта, «Муций Сцевола в лагере Порсенны », Тьеполо или структурные группы «Аполлон и Дафна» Бернини, «Пигмалион и Галатея» Торвальдсена, «Амур и Психея» и «Геба» Кановы.
Греко-римская мифология столь глубоко проникла в русскую литературу, что человеку, читающему стихотворения А.С. Пушкина (особенно ранние) и неосведомленному о мифологических персонажах, не всегда будет ясен лирический или сатирический смысл того или иного произведения. Это справедливо в отношении стихов Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, басен И.А. Крылова и других. Все это лишь подтверждает замечание Ф. Энгельса о том, что без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы. Сильнейшее влияние, которое оказала античная культура на развитие всех европейских народов, таким образом, не подлежит сомнению.
Почему же именно мифы небольшого греческого народа, который пытался осмыслить все происходящее вокруг него, легли в основу общечеловеческой культуры и обладают столь притягательной силой и так глубоко проникли в представления и образ мыслей современного человека, что он, не отдавая себе в этом отчета, в самой обыденной речи говорит о сизифовом труде (имея в виду бессмысленное, бесполезное времяпрепровождение), о титанических усилиях и гигантских размерах (а ведь титаны и гиганты — порождения богини Земли, боровшейся с греческими богами), о паническом страхе (а это проделки бога Пана, любившего наводить безотчетный ужас на людей), об олимпийском спокойствии (которым обладали древние боги-обитатели священной горы Олимп) или о гомерическом смехе (это безудержный громовой смех богов, описанный поэтом Гомером). К общепринятым сравнениям можно отнести и уподобление могучего и сильного человека Геркулесу, а смелой и решительной женщины — амазонке. Художников, поэтов, скульпторов привлекала прежде всего глубина и художественность мифических образов. Но, по-видимому, не только в этом следует искать объяснение той силы воздействия на людей, которую несла в себе греческая мифология. Она возникла как попытка древних объяснить появление жизни на земле, причины стихийных явлений природы, перед которыми человек был бессилен, определить его место в окружающем мире.
Само создание мифов было первым шагом человека к творчеству и познанию самого себя. Постепенно из отдельных сказаний, зародившихся в различных областях греческой земли, сложились целые циклы о судьбах героев и покровительствующих им богах. Все эти легенды, мифы и песни, исполнявшиеся странствующими певцами-аэдами, с течением времени объединялись в большие эпические поэмы, такие, как «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Теогония» и «Труды и дни» Гесиода и множество других, не дошедших до нашего времени. Великие древнегреческие поэты-драматурги V века до нашей эры — Эсхил, Софокл, Еврипид — строили свои трагедии на материале древних сказаний о богах и героях.
Древние греки были деятельным, энергичным народом, не боявшимся познавать реальный мир, хотя он и был населен враждебными человеку существами, вселявшими в него страх. Но безграничная жажда познания этого мира пересиливала страх перед неизвестной опасностью. Приключения Одиссея, поход аргонавтов за золотым руном — это запечатленные в поэтической форме все те же стремления узнать как можно больше о той земле, на которой обитает человек. В своих поисках защиты от страшных стихийных сил греки подобно всем древним народам, прошли через фетишизм — веру в одухотворенность мертвой природы (камней, дерева, металла), который потом сохранился в поклонении прекрасным статуям, изображавшим их многочисленных богов. В их верованиях и мифах можно заметить и следы анимизма и самых грубых суеверий первобытной эпохи. Но греки довольно рано перешли к антропоморфизму, создав своих богов по образу и подобию людей, при этом наделив их непременными и непреходящими качествами — красотой, умением принимать любой образ и, самое главное, бессмертием. Древнегреческие боги были во всем подобны людям: добры, великодушны и милостливы, но в то же время зачастую жестоки, мстительны и коварны. Человеческая жизнь неизбежно кончалась смертью, боги же были бессмертны и не знали границ в выполнении своих желаний, но все равно выше богов была судьба — Мойры — предопределение, изменить которое не мог никто из них. Таким образом, греки, даже в участи бессмертных богов усматривали их сходство с судьбами смертных людей. Так, Зевс в «Илиаде» Гомера сам не вправе разрешить исход поединка героев Гектора и Ахилла. Он вопрошает судьбу, бросив жребий обоих героев на чаши золотых весов. Чаша со жребием смерти Гектора опускается вниз, и вся божественная власть Зевса бессильна помочь его любимцу. Доблестный Гектор погибает от копья Ахилла, вопреки желанию Зевса, в согласии с решением судьбы. Мы можем увидеть это и у римского поэта Вергилия. Описывая в «Энеиде» решающий поединок троянского героя Энея с италийским вождем Турном, поэт заставляет верховного бога римлян Юпитера, «уровняв стрелку весов», бросить оба жребия сражающихся на чаши. Чаша со жребием Турна идет книзу, и Эней страшным ударом меча поражает своего противника.
Рим, восприняв греческую мифологию и превратив ее в греко-римскую, оказал человечеству огромную услугу. Дело в том, что большинство гениальных произведений греческих скульпторов дошло до нашего времени лишь в римских копиях, за редким исключением. И если сейчас наши современники могут судить о замечательном изобразительном искусстве греков, но за это они должны быть благодарны римлянам. Равно как и за то, что римский поэт Публий Овидий Назон в своей поэме «Метаморфозы» сохранил для нас все прихотливые и причудливые и в то же время такие трогательные в своей непосредственности творения светлого греческого гения — народа, в искусстве которого «нашла выражение во всем своем обаянии и безыскуственной правде прелесть человеческого детства».
Глава 2. Изучение античной мифологии через античную историю
Древнегреческие мифы частично содержат повествования о деяниях божеств, частично же посвящены описаниям подвигов и приключений героев — людей, одаренных сверхъестественной мощью, силой, ловкостью и смелостью, считавшихся детьми различных богов и богинь. Эти древние сказания и легенды, получившие широкое распространение у народов средиземноморского мира, были заимствованы римлянами. В новое время они получили общее название древнегреческой мифологии.
Возникнув первоначально в различных частях Эгейского бассейна (на островах Крит, Делос, западном побережье Малой Азии, в различных областях европейской Греции — Эпире, Пелопоннесе, Фессалии, Беотии, Аттике), отдельные циклы мифических сказаний постепенно слились в систему своеобразного религиозного мировоззрения, основанного на обожествлении непонятных явлений природы и почитании предков, особенно вождей племен, повсеместно объявлявшихся «богоравными героями».
Подобно легендам и сказаниям древности: древнегреческие мифы со временем были восполнены преданиями о реальных исторических событиях, положенных в основу фабулы эпических поэм («Илиады»,»Одиссеи»,»Теогонии»,»Аргонавтики» и т.д.), своеобразно отражая явления той природной и общественной среды, в которой они возникали.
По мере развития общественных отношений — возникновения племенных объединений — создаются различные песни и гимны: песни земледельцев, исполнявшиеся на полях во время земледельческих работ и на праздниках после сбора урожая, боевые гимны воинов — пэаны, запевавшиеся перед началом боя, свадебные гимны — гименеи, погребальные причитания — орены.Одновременно создавались сказания о богах и богинях, их вмешательстве в дела как отдельных людей, так и целых племен. Реальные исторические факты обрастали легендарными подробностями. Возникая в одном племени, эти сказания и легенды распространялись среди других, переходя от поколения к поколению. Наиболее интенсивно процесс возникновения этих преданий и легенд происходил на рубеже II и I тысячелетий до н.э., когда древнейшее население Эгейского бассейна было частично потеснено, а частично уничтожено волной новых поселенцев, вторгшихся в Грецию из соседних областей. Создателями и распространителями легенд и сказаний были бродячие певцы — аэды. Переходя из одного поселения в другое, аэды мерным голосом декламировали, аккомпанируя себе на кифаре, песни и гимны в честь богов и героев, покровителей или мифических предков данного племени.
Постепенно в различных областях Греции сложились целые циклы сказаний о том или ином боге или герое. На острове Крите рассказывали о могучем боге Зевсе, похитившем, превратившись в быка, финикийскую царевну Европу, сделавшуюся прародительницей царей Крита, наиболее замечательным из которых был Минос. С его именем связан ряд легендарных сказаний.
На северо-западе Пелопоннеса популярным героем сказаний был Пелопс, давший название всему южному полуострову Греции. В Арголиде рассказывали о сыне Зевса Персее. Здесь же возникли сказания о правителе города Микен Атрее и его потомках, особенно о могущественном Агамемноне, совершившего поход против малоазийского города Трои, овладевшем им, но по возвращении предательски убитом своей женой Клитемнестрой и ее сообщниками, и о мести его сына Ореста матери и другим убийцам отца. В Беотии сложился цикл легенд об основателе города Фивы — Кадме и его потомках, наиболее популярным из которых был Эдип, совершивший бессознательно, по воле судьбы, ужасные преступления и искупивший их жестокими страданиями. В Аттике были распространены сказания о царе Тесее, которого считали сыном морского бога Посейдона. Тесей освободил Аттику от порабощения критским царем Миносом и, объединив ее, сделал Афины столицей государства.
Наконец, с севера, из Эпира, повсеместно распространились легенды о Геракле — могучем сыне Зевса, о его подвигах и трагической судьбе, о подчинении им острова Крит, организации игр в честь Зевса в Олимпии, о странствиях по малоизвестным странам, о превращении его после смерти в божество.
Популярны были повествования о походе группы героев из фессалийского города Иолка на корабле «Арго» в дальние страны на восточном побережье Понта Эвксинского11 Понт Эвксинский — греческое название Черного моря.. Однако самыми распространенными были сказания об общегреческом походе племенных вождей против малоазийского города Трои, об осаде города, о приключениях и бедствиях многих героев, особенно Одиссея, при возвращении на родину.
На основе древних легенд и сказаний некоторые из аэдов создали большие эпические поэмы. Как указывалось выше, самым популярным был цикл произведений о войне союзных вождей против Трои. Основой этого цикла были сохранившиеся до наших дней поэмы «Илиада» и «Одиссея», автором которых греки считали слепого певца Гомера. Первая поэма содержала описание десятого года войны против Трои — ссору Агамемнона с вождем Ахиллом и ее последствия. Вторая повествовала о приключениях Одиссея в далеких, сказочных, малоизвестных грекам странах Запада и о его счастливом возвращении на родной остров Итаку.
Несколько поколений поэмы Гомера передавались из уст в уста. Только в VI в. до н.э. они были записаны в Афинах и превратились в литературные произведения. Их изучали во всех школах Греции, позднее в школах эллинистических государств, созданных греко-македонскими завоевателями в странах восточного Средиземноморья, и, наконец, в учебных заведениях, существовавших в Римской империи. Герои поэи Гомера — Ахилл, Одиссей, Гектор, Агамемнон, Менелай, Парис, Телемах, Приам, Нестор, Андромаха, Елена, Пенелопа и др. — были чрезвычайно популярны в древности. Их изображали в живописи и скульптуре. Эпизоды поэм являлись темами для создания больших живописных композиций настенной живописи (фресок), найденных в Помпеях, или больших мозаичных произведений, сохранившихся в развалинах различных городов древности.
Исключительное значение эпических поэм Гомера для культурной жизни древнегреческого общества отметил еще живший в IV в. до н.э. древнегреческий философ Платон, писавший, что «этот поэт (Гомер) воспитал Элладу». Но несмотря на широчайшую популярность Гомера, время его жизни, место рождения оставались неизвестными. В древней Греции семь городов спорили за право называться родиной этого замечательного поэта. Отсутствие биографических сведений о Гомере позволило некоторым европейским исследователям древнегреческой истории и литературы усомниться в исторической реальности личности поэта.
В конце XVIII в. немецкий филолог Вольф предложил считать «Элиаду» и «Одиссею» результатом безличного народного творчества. Вольф и его единомышленники считали поэмы механическим соединением многих песен, совершенствуемым постепенно различными аэдами. Против подобного объяснения возникновения «Элиады» и «Одиссеи» выступил Фридрих Шиллер, доказывавший художественное единство обеих поэм и отстаивавший личное авторство Гомера.Так возник «гомеровский вопрос», являющийся неоднократной темой научных дискуссий в среде филологов и историков.
В XVIII и в первой половине XIX в. подавляющее большинство европейских исследователей древности рассматривало мифические повествования и содержание древнегреческих эпических поэм как чисто фантастические. Но в настоящее время благодаря археологическим открытиям это мнение не соответствует современным научным воззрениям.
Уже в 70-х годах XIX в. энтузиаст-археолог Г. Шлиман твердо установил нахождение древнего города Трои, а в 80-х годах произвел успешные археологические раскопки в развалинах Микен и Тиринфа. В начале XX века английский ученый А. Эванс открыл и детально обследовал огромный дворцовый комплекс на месте древнего Кносса на о.Крит. В последующие десятилетия греческие, итальянские и американские археологи открыли целый ряд древних поселений на Крите, в Пелопоннесе, в Средней Греции, на островах Эгейского архипелага. В развалинах некоторых из них (в Кноссе, Пелосе, Фивах) найдены глиняные таблички со своеобразными надписями. В 1953 г. эта древняя письменность, эта древняя письменность, так называемое линейное письмо В, была прочитана английским ученым М. Вентрисом.
Результаты этих археологических открытий позволили совершенно по-новому рассматривать вопрос о возникновении древнегреческой мифологии и эпической поэзии. Если исследователи истории древнегреческой культуры XVIII и первой половины XIX в. представляли развитие древнего общества и культуры лишь с конца II тысячелетия до н.э., то в настоящее время твердо установлено появление и развитие очагов классового общества с конца III тысячелетия до н.э. Так, например, с конца III тысячелетия до н.э. сложилось классовое общество на о.Крит. Основным политическим центром его стал Кносс. Критские правители установили свое господство на соседних островах и, по-видимому, в некоторых районах Балканской Греции. Критские мореплаватели совершали дальние походы. Они установили сношения с Египтом, Северной Сирией. На западе Критяне достигали островов Сицилия и Сардиния.
В середине XV в. до н.э. на Эгейском архипелаге произошла геологическая катастрофа. Страшное извержение вулкана на о.Фера, повлекшее за собой гибель расположенного на нем города, отразилось и на Крите. Часть населения острова погибла, часть покинула родину. Обезлюдевший Крит был колонизирован Ахейскими племенами, еще ранее заселившими Балканскую Грецию.
В XII в. до н.э. с севера на Балканскую Грецию вторглись новые переселенцы — дорийские племена. Они частью покорили, частью оттеснили ахейцев. Микены, Пилос, Тиринф были сожжены. Дорийцы заняли Пелопоннес, а несколько позднее и Крит. Уцелевшие ахейцы расселились по западному берегу Малой Азии. Именно среди населения малоазийских греческих городов и сохранились воспоминания о жизни и быте ахейсских вождей, об их дальних морских походах, наконец, о нападении на Трою. Постепенно передаваемые устно рассказы о реальном ходе событий переплелись со сказаниями о подвигах вождей-героев — участников похода против Трои и других экспедиций, о чудесных событиях, вмешательстве богов в военные действия между ахейцами и троянцами.
Из этих сказаний и черпали аэды сюжеты для своих песен. Вполне возможно, что один из аэдов, известный под именем Гомера, создал «Элиаду» и «Одиссею». Неграмотность поэта не могла помешать его творчеству. Традиция бесписьменного, устного поэтического творчества сохранялась до XX в. Таково было поэтическое творчество Джамбула и Сулеймана Стальского. Не случайно последнего М. Горький назвал «Гомером XX века».
Со временем в передававшийся устным путем первоначальный текст «Элиады» и «Одиссеи» был внесен ряд добавлений, что не могли не заметить исследовавшие поэмы филологи.
У большинства российских историков вопрос об авторстве поэта, «Элиаду» и «Одиссею», в принципе не вызывает сомнений. Однако вопрос о том, действительно ли этот аэд носил имя Гомер, или это было лишь его прозвище, остается открытым; неизвестны и какие-либо биографические данные о его жизни и творчестве.
Из других произведений древнегреческой литературы, в которых излагаются различные мифические сказания о божествах и героях, следует указать поэму «Теогония», созданную беотийским уроженцем Гесиодом в VIII в. до н.э. Многие мифические эпизоды упоминает в своем произведении и «отец истории» Геродот (около 484-425 гг. до н.э.).
Подавляющее большинство трагедий афинских драматургов V в. до н.э. — Эсхила, Софокла, Еврипида — представляет собой художественную обработку мифических повествований о богах и героях. Мифические сказания излагали в своих произведениях и многие древнегреческие лирические поэты (Пиндар и др.). Ряд древнегреческих мифических сказаний содержится в произведениях греческих и римских авторов, живших в эпоху Римской империи. О них упоминает географ Страбон (65 г. до н.э. — 25 г. до н.э.) в своем капитальном труде «География». О взятии ахейцами и разрушении Трои подробно писал римский поэт Вергилий в поэме «Энеида». Многие мифические эпизоды изложил Овидий в своих поэмах «Метаморфозы» и «Героини». Отдельные циклы древнегреческой мифологии подробно даны в «Описании Эллады» греческого писателя Павсания (II в. до н.э.).
В перечисленных выше произведениях античных писателей сохранились до настоящего времени целые мифические повествования; отдельные же упоминания божеств, тех или иных героев встречаются в подавляющем большинстве произведений отдельных авторов.
Как отмечалось выше, образы богов и героев воспроизведены в многочисленных произведениях античного, особенно древнегреческого искусства. Таким образом, «…греческая мифология составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву…»(К. Маркс).
Античная греко-римская культура оказала сильнейшее влияние на культурное развитие всех современных европейских народов, и «…без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы…»(Ф. Энгельс).
Начиная с эпохи Возрождения, после столетий забвения, памятники и литературные произведения античной культуры, а вместе с ними и образы древнегреческой мифологии вновь привлекли внимание дворян и буржуазии. Писатели, художники и музыканты различных европейских стран вновь стали брать сюжетами своих произведений эпизоды из древнегреческой мифологии. Изображению мифических сюжетов и божеств посвящены некоторые произведения выдающихся итальянских художников эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи (бюст богини Флоры), Сандро Боттичелли (картины «Рождение Венеры», «Весна»), Тициана (картина «Венера перед зеркалом»)и др. Из образов древнегреческой мифологии взял сюжет для своей замечательной статуи Персея выдающийся итальянский скульптор Бенвенуто Челлини.
В XVII-XVIII вв. заимствование сюжетов из древнегреческой мифологии деятелями европейского искусства получило широкое распространение. На сюжеты, взятые из древнегреческой мифологии, писали картины выдающиеся фламандские, французские, голландские художники: Рубенс («Персей и Андромеда», «Венера и Адонис»), Ван-Дейк («Марс и Венера»), Рембрандт («Даная, «Голова Паллады Афины»), Пуссен («Эхо и Нарцисс», «Нимфа и сатир», «Пейзаж с Полифемом», «Пейзаж с Гераклом» и др.), Буше («Аполлон и Дафна») — и многие другие.
На сюжеты, заимствованные из греческой мифологии, написана пьеса В. Шекспира «Троил и Крессида», поэма «Венера и Адонис». Имена мифологических героев встречаются и во многих других произведениях Шекспира.
На заимствованные из греческой мифологии сюжеты писали произведения и выдающиеся французские драматурги второй половины XVII в. — Корнель и Расин.
На мифологические сюжеты написаны многие оперные произведения XVI-XVII вв. Таковы первые итальянские оперы конца XVI в. — »Дафна» и «Эвридика»; оперы композиторов XVII в.: Перселла — «Дидона и Эней», Люлли — «Тезей», Монтверди — «Орфей» и «Ариадна». В XVIII в. были созданы оперы Рамо — «Кастор и Поллукс», Глюка — «Ифигения в Авлиде», «Орфей» и др., «Идоменей» — гениального Моцарта.
Русские писатели, художники и музыканты VIII-начала XIX в. зачастую также обращались в поисках сюжетов для своих произведений к образам и эпизодам древнегреческой мифологии. Одной из ранних опер, поставленных в России (1755 г.), была опера «Цефал и Прокрис» («Кефал и Прокрида»). Либретто оперы написал Сумароков, музыку — придворный композитор Арайя. Позднее Сумароков, взяв за фабулу другие мифические эпизоды, создал либретто оперы «Альцеста» («Алькеста») и комедии «Нарцисс». В конце XVIII в. талантливый русский композитор Фомин создал мелодраму «Орфей», также заимствовав сюжет из древнегреческой мифологии.
Выдающийся русский скульптор Ф. Толстой создал замечательный бюст греческого божества сна Морфея, а художник К.П.Брюллов написал некоторые из своих картин на сюжеты античной мифологии («Встреча Аполлона и Дианы», «Сатурн и Нептун на Олимпе»).
Отдельные эпизоды древнегреческой мифологии привлекли внимание выдающихся русских художников конца XIX-начала X в. — В.А.Серова («Похищение Европы», «Одиссей и Навсикая»), М.А.Врубеля («Пан»).
Скульптурными группами, созданными на сюжеты древнегреческой мифологии, украшены многие замечательные здания, построенные в Москве и Петербурге в XVII-XIX вв. Величественный портик колоннады Большого театра в Москве украшен бронзовой скульптурной группой, изображающей древнегреческого бога Аполлона, мчащегося на колеснице, запряженной четверкой коней. Такая же скульптурная группа возвышается и над портиком театра имени А.С.Пушкина в Петербурге. Большое количество скульптурных групп и отдельных статуй, изображающих древнегреческих мифических божеств и героев, украшают здания Адмиралтейства, Государственного Эрмитажа, аллеи Летнего сада в Петербурге, внутренние помещения и великолепные парки Пушкина, Павловска, Петродворца, роскошные дома и сады богатейших подмосковных дворянских усадеб XVIII в. — Кускова, Останкина, Архангельского, превращенных ныне в музеи.
Мифологические персонажи многократно упоминаются в баснях И.А. Крылова, стихотворениях Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева и других.
В современной астрономии названия многих планет солнечной системы, неподвидных звезд и целых созвездий взяты из античной мифологии11 Планеты Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Марс, Венера, Меркурий, Плутон; звезды Кастор и Поллукс и т.д.; созвездия Персея, Пегаса, Ориона, Андромеды, Кассиопея и др..
В XVII-XX вв. многие военные суда различных европейских стран назывались именами божеств и героев античной мифологии. Русский героический шлюп «Меркурий», фрегат «Паллада» в XIX в., крейсеры эпохи первой мировой войны — «Аврора», «Паллада», «Диана», английский корабль начала XIX века «Беллерофонт», доставивший Наполеона на остров святой Елены, многие корабли английского флота начала XX в. (эскадренные миноносцы «Нестор» и «Мельпомена», крейсер «Аретуза», броненосцы «Аякс», «Агамемнон» и т.д.). В германском флоте крейсер «Ариадна», во французском — «Минерва» также носили названия, заимствованные из древнегреческой мифологии.
Зачастую в обыденной речи употребляются имена, названия, образные выражения, заимствованные из древнегреческой мифологии. Говорят о «титанической борьбе»,»гигантском размере», «яблоке раздора», «паническом страхе», «олимпийском спокойствии», «ахиллесовой пяте», «муках Тантала», «сизифовом труде». Употребляя эти метафоры, многие не в состоянии точно объяснить их первоначальный смысл, так как не знакомы с образами древнегреческой мифологии. Знание античной мифологии совершенно необходимо преподавателям истории, языка и литературы, философии, искусствоведческих дисциплин, а также студентам соответствующих специальностей.
Знакомство с содержанием античной мифологии не только расширяет кругозор, но одновременно доставляет и художественно-эстетическое наслаждение читателю. В свое время Маркс писал: «Мужчина не сможет снова превратиться в ребенка, не впадая в ребячество. Но разве его не радует наивность ребенка. И почему детство человеческого общества там, где оно развилось всего прекраснее, не должно обладать для нас вечной прелестью, как никогда не повторяющаяся ступень? Бывают невоспитанные дети и старчески умные дети. Многие из древних народов принадлежат к этой категории. Нормальными детьми были греки. Обаяние, которым обладает для нас их искусство, не находится в противоречии с той ступенью, на которой оно выросло».