стандарты в нашей жизни

Стандарты в нашей жизни

стандарты в нашей жизни

Мы не замечаем, что стандарты вносят огромный вклад в нашу жизнь, поскольку он незаметен сразу. Однако их отсутствие было бы обнаружено очень быстро. Например, низкое качество, ненадёжность, опасность, несовместимость с имеющимся оборудованием – такие или подобные моменты обнаруживаются покупателями, пользователями очень быстро. А когда качество продукции, изделия соответствует нашим ожиданиям, запросам и потребностям, то это обыкновенно воспринимается как нечто должное.

Таким образом, стандарты играют не самую маленькую роль в обеспечении качества, безопасности, надёжности, взаимозаменяемости. Они существенно упрощают международную торговлю, ускоряют и удешевляют её, обеспечивают хорошую работу машин, систем, различных устройств; сведение к определённым образцам банковских карт, телефонных карточек также существенно упрощает нашу жизнь. Координацию стандартов, которые приносят такую большую пользу, осуществляет организация ISO – на сегодняшний день самый крупный в мире разработчик стандартов (в основном технических), которые полезны и актуальны для управляющих компаний, производственных организаций всех видов, аудиторских компаний, торговых фирм, потребителей, поставщиков услуг и изделий.

Настоящим бестселлером стала серия ISO 9000, разработанная в 1987 году (в основе был стандарт Британской организации по стандартизации). При внедрении этой версии было обнаружено, что требования к производству ряда специфической продукции (программное обеспечение, услуги) отражены недостаточно. В связи с этим несколько национальных организаций направили свои предложения по совершенствованию структуры, состава, содержания ISO 9000. На основе этих предложений, а также мнений специалистов по промышленности и качеству (назначаются органами-членами ISO и представляют все заинтересованные стороны) осуществляется процесс пересмотра, ответственным за который является Технический комитет ISO.

Вообще, директивы ИСО указывают, что стандарты должны пересматриваться, отзываться либо подтверждаться каждые 5 лет. Это необходимо для обеспечения их актуальности, а также удовлетворения потребностей мирового сообщества.

Стандарты ISO служат охране прав потребителей, помогают в передаче технологии развивающимся государствам, устанавливают между поставщиками и их клиентами общий технологический язык – это также облегчает процесс торговли и передачи технологий. Поэтому несмотря на то, что соответствие им добровольное, сами рыночные условия делают сертификацию необходимой для развития партнёрских отношений.

Источник

Стандарты и повседневная жизнь [День стандартов 1998]

стандарты в нашей жизниМы обычно не думаем о стандартах, до тех пор, пока их отсутствие не начинает причинять неудобства. И действительно, крайне трудно представить себе повседневную жизнь без стандартов. Возьмите любой день вашей жизни, и вы будете поражены, как много стандартов поддерживаю аспекты повседневной жизни. С момента пробуждения, в течение всего дня, стандарты в той или иной форме помогают формировать ваш ​​день, делая его проще, комфортнее, безопаснее и удобнее. Представьте себе, например, если вдруг вы не можете снять деньги с банкомата, потому что ваша банковская карта слишком большая, чтобы войти в слот; или батареи, которые не будут соответствовать ни одному из ваших электрооборудований; или магазины без штрих-кодов для определения цены и запаса товара; или интернет-страницы без стандартизированных доменных имен.

В сознании обычного человека, стандарт относится к «контрольным показателям», который был выбран как модель, с которой предметы или действия могут быть сопоставлены. Они служат конечному потребителю критериями для оценки, измерения качества и определенной гарантией совместимости. Будь то стандарт для обеспечения глобальной связи телефонных сетей, стандарт, обеспечивающий электромагнитную совместимость спасательного медицинского оборудования в больнице. Стандарт помогает компании в предоставлении услуг и обеспечивает надлежащее качество управления и экологическую безопасность. Международные стандарты гарантирует настоящую основу для повседневной жизни. Они способствуют повышению качества жизни путем содействия безопасности, здоровья человека и защиты окружающей среды.

Стандарты столь полезны и актуальны в повседневной жизни, так как они основаны на личном жизненном опыте, и разработаны с предполагаемой потребностью субъектов в различных сферах и областях. Таким образом, они являются материальным результатом этого опыта, результатом достижения некоего компромисса между современными технологиями и экономическими ограничениями.

Международные стандарты это добровольные документы, составленные на основе достижения консенсуса, адаптированные на национальном или региональном уровнях. ИСО, МЭК и МСЭ, чьи объемы стандартизации дополняют друг друга, образуют полную систему достижения добровольных международных технических соглашений. Опубликованные в качестве международных стандартов или рекомендаций, эти соглашения способствуют обеспечению совместимости технологий во всем мире. Если машины, системы или устройства работают вместе, во многих случаях вы должны быть благодарны за это международным стандартам.

Все стандарты разрабатываются в соответствии с потребностями современного мира. Рабочие программы этих трех организаций направлены на обеспечение завтрашнего дня международными стандартами и на подготовку нашей повседневной жизни к внедрению технологических инноваций.

Источник

Зачем нужны стандарты. Стандарты и их место в нашей жизни

Зачем нужны стандарты?

стандарты в нашей жизниЗачем нужны стандарты. Стандарты и их место в нашей жизни Наверное, каждый хотя бы раз в жизни задавался вопросом, зачем нужны стандарты и для чего они вообще существуют? На первый взгляд, они только ограничивают деятельность человека в какой-либо сфере. Но с другой стороны, стандарты создают систему, определенный свод правил, соблюдение которых гарантирует успешный результат в каком-либо виде деятельности. Взять для примера сферу обслуживания.

Зачем нужны стандарты в сфере обслуживания? Прежде всего, для развития и роста качества обслуживания персоналом конкретной фирмы, магазина или ТЦ своих посетителей или клиентов. Благодаря анализу соответствующими специалистами результатов, прослеживается динамика в сторону «Улучшения» или «Ухудшения» работы. Также не маловажным является еще и инновационный характер стандартов: будь это органичная ситуация, благодаря которой открывается новый способ ведения работы с клиентами и внедряется в дальнейшем в жизнь, или пожелание руководства, которое имеет свое представление о стандартах обслуживания.

Еще один немаловажный фактор, говорящий в пользу того, зачем нужны стандарты, таков: правильно разработанные и реализуемые стандарты способствуют формированию положительной репутации.

Источник

Без стандартов в нашей жизни невозможно ступить и шагу

стандарты в нашей жизни

Арман Абаевич, как организована система регулирования безопасности продукции на рынке?

— Во всем мире, и Казахстан в этом плане не исключение, существуют санитарные, фитосанитарные (SVS-меры) и технические способы (TBT-меры) регулирования. Такое разграничение установлено Уругвайским соглашением ВТО 1994 года.

В чем их принципиальное отличие? Санитарные, фитосанитарные меры в первую очередь обеспечивают санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. И в этом ключе их дискриминационные возможности шире и по характеру они жестче в сравнении с техническими мерами. Это сказывается на том, что SVS-меры, регулирующие в основном товары продуктовой группы, могут привести не только к ограничению ввоза определенной группы товаров, но даже установить барьер для продукции из других стран. Яркий пример тому мы наблюдали в соседней России, когда Роспотребсоюзом были применены SVS-меры по отношению к молдавским винам, грузинскому боржоми, американским окорочкам.

Хотя в международной торговле барьеры не приветствуются, но когда речь идет о здоровье и жизни людей, такие меры допускаются.

Что же касается технических мер, то имеются в виду инструменты нетарифного регулирования. Техническое регулирование как часть инфраструктуры качества включает несколько компонентов. Это технические регламенты, стандарты, оценка соответствия, аккредитация и надзор на рынке.

Законодательство о техническом регулировании нацелено на обеспечение безопасности и качества товара, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение. Потому содержание товара должно соответствовать тому, что было продекларировано при его производстве.

И техрегламенты, и стандарты основной задачей ставят пресечение обманной практики, недопущение производства продукции, не соответствующей установленным параметрам.

Как видим, цели и методология применения SVS и TBT-мер кардинально отличаются.

Система регулирования ТВТ действует и через метрологию, обеспечивающую точность измерений и достоверность конкретной физической величины. Допустим, если на продукции пищевой промышленности или парфюмерии указан конкретный объем или масса (один литр или килограмм), то он таким и должен быть, без недолива и недовеса.

Каким образом стандарты справляются с задачей контроля качества?

— Известно, что у продукции есть жизненный цикл, начиная от разработки и постановки продукции на производство (подготовительный этап), непосредственно этапа производства и до реализации. На каждой из этих ступеней стандарты имеют особенности. Так, на этапе подготовки и производства продукции стандарты «рекомендуют» производителю, как поставить продукцию на выпуск, устанавливают общие требования, направленные на удовлетворение запросов потребителей. А уже на этапе реализации вступают в силу отношения производителя и потребителя.

В Казахстане принят целый ряд стандартов. Это стандарты, регулирующие менеджмент качества, определяющие удовлетворенность потребителя, рекомендации по удовлетворению требований, оценку. Ведь без измерений невозможен контроль. Не выявляя удовлетворенность потребителя, невозможно определить потенциал продукции, совершенствовать ее. И здесь стандарты можно разделить на те, которые регулируют сам процесс работы, определяют удовлетворенность потребителя, и стандарты, информирующие потребителя. Это важный момент. Допустим, потребитель, видя по маркировке, что продукция произведена по национальному стандарту СТРК или по межгосударственному стандарту, понимает, что товар отвечает высоким требованиям.

Наряду с национальными и межгосударственными стандартами, которые, конечно, не могут охватить все многообразие продукции, существуют и стандарты организации. Дело в том, что особенно в пищевой продукции очень много вкусовых добавок, различных свойств, ассортимент продукции довольно широк, поэтому там используют стандарты организаций.

Таким образом, маркировка позволяет потребителю узнать содержание товара, скажем, определить, есть ли в его составе ароматизаторы, добавки, красители и т. д.

А вот когда данные этикетки, лейбла, упаковки не совпадают с содержанием продукции, подключается Госнадзор Комитета технического регулирования и метрологии.

Какие меры наказания принимаются в случае выявления таких нарушений?

— Согласитесь, к тем, кто реализует потребителю некачественную, небезопасную продукцию, должны приниматься самые жесткие меры реагирования. Это как бы две стороны одной медали. С одной стороны, надо создать все условия, чтобы производитель выпускал безопасную качественную продукцию, а с другой стороны, если он не выполняет предъявляемые к нему требования технического регламента, стандартов, порядка сертификации, он должен понести серьезное наказание.

Поэтому в нашей стране в прошлом году были внесены изменения в Административный кодекс, предусматривающие повышение штрафов, усиление мер административного воздействия. И в Европе, и в странах Таможенного союза действуют высокие штрафы, жесткие меры, вплоть до лишения лицензий, уголовного преследования.

Не являются ли стандарты для производителей тяжелым бременем, своего рода административным тормозом?

При этом акцент смещается именно на недопущение, предупреждение и опережение несоответствий (нарушений технологии производства) еще на этапе проектирования, планирования продукции, чтобы на выходе ее на рынок максимально обезопасить потребителя.

Конечно, риски всегда возникают. Но и здесь существует целая группа стандартов, задействованная в управлении рисками.

Насколько стандарты в нашей стране приведены в соответствие с требованиями ТС и ВТО?

— В Казахстане 70% стандартов гармонизированы с международными требованиями. Как правило, в ВТО требования основаны на международных стандартах. И эта организация рекомендует, чтобы национальные стандарты соответствовали международным, для того чтобы не было барьеров движению товаров.

Когда мы говорим о гармонизации, многие воспринимают это как простую смену обложки. Но в законе оговаривается, что при выработке стандартов должен учитываться уровень социально-экономического развития страны. А чтобы определить готовность наших производителей к новому стандарту, в каждом конкретном случае проводится большая и кропотливая работа по согласованию технических новелл с широким кругом заинтересованных сторон и дословной передачей им текста документа. Чтобы наши производители могли говорить на одном техническом языке со всем миром.

Какие элементарные вещи нужно знать потребителям?

— В первую очередь обращать внимание на маркировку. Если на упаковке указаны национальные стандарты СТРК или межгосударственные ГОСТы, то качество такого продукта, конечно, вызывает доверие. Если это технические условия или стандарты организации, то это не значит, что она небезопасна, но зачастую к ней не предъявляются такие же высокие требования по качеству.

Конечно, в местах стихийной торговли, где трудно найти ответственное лицо (поставщика), риски выше. В то же время в местах цивилизованной торговли администрация заведения стремится принимать проверенный товар, если она, естественно, дорожит своей репутацией.

Обязательно взгляните на состав продукции, на наличие искусственных ароматизаторов, красителей, заменителей. Если в составе натуральные ингредиенты, то сроки хранения меньше. Чем длительнее срок хранения, тем больше вероятность использования консервантов самого разного происхождения.

Конечно, потребитель не обладает специальными навыками, он не должен проверять в лаборатории качество товара. Он должен быть прежде всего информированным благодаря усилиям государственных и общественных организаций.

Но в то же время потребитель и сам должен быть грамотным, уметь защищать свои права. Тем более нередки случаи, когда продается товар, который не соответствует даже требованиям, указанным на упаковке. К слову, на сайте mems.kz можно посмотреть перечень опасной продукции.

Стоит ли больше доверять продукции, на упаковке которой указано «Эко», «Био», «Халял»?

— Нужно помнить, что национальные стандарты устанавливают минимальные требования. Это то пороговое значение, которое нельзя переступать. Государство ответственно за безопасность продукции, в связи с чем оно определяет обязательные требования, регулируемые техническими регламентами. А уже вопросы, связанные с разнообразием качественных характеристик, относятся к добровольной сфере. И выбирать ли продукт, маркированный знаком, например, «Эко», потребитель решает сам, исходя из своих финансовых возможностей и предпочтений.

Источник

Стандарты в нашей жизни

На прошлой неделе отмечался Всемирный день стандартизации.

Сегодня представить нашу жизнь без стандартов, регулирующих развитие бизнеса, работу промышленных предприятий, управленческих структур и потребителей в мировом масштабе сложно. Рассказать, как идет процесс стандартизации товаров и услуг в Казахстане и непосредственно в нашей области, мы попросили директора Актюбинского филиала РГП «Казахстанский институт стандартизации и сертификации» Манаса Сарбопина.

— Международные стандарты, разработанные МЭК (международная электротехническая комиссия), ИСО (международная организация по стандартизации) и МСЭ (международный союз электросвязи), предоставляют инструменты, с помощью которых желаемые принципы и информационно-коммуникационные технологии переводятся в плоскость практического применения, эффективно и результативно внедряются на мировом уровне.

Стандарты в нашей жизни имеют очень большое значение. Какую бы отрасль мы ни взяли, что бы мы ни производили, все нормы, требования, установленные в технических регламентах, должны выполняться. Именно через стандарты, внедряя достижения науки и техники, можно добиться качества, конкурентоспособности продукции.

Государственный фонд стандартов, созданный при нашем институте, насчитывает более 64 тысяч нормативных документов по стандартизации, в число которых входят государственные, международные, национальные и региональные стандарты.

Для разработки стандартов в отраслях экономики в Казахстане функционируют 49 технических комитетов по стандартизации, располагающих квалифицированными научными кадрами с большим опытом работы.

Одной из целей «Программы по техническому регулированию и созданию инфраструктуры качества в Республике Казахстан на 2010 — 2014 годы» является создание условий для производства продукции, соответствующей мировым стандартам, внедрения систем менеджмента и технологического перевооружения. В настоящее время в Актюбинской области более 240 предприятий внедрили системы менеджмента качества, более 10 предприятий находятся на стадии их внедрения. Выполняя цели и задачи данной программы, призываем все заинтересованные стороны активно переходить на новые стандарты, отвечающие международным требованиям.

Вся информационная продукция содержит достоверную, актуальную информацию и имеет официальный статус.

В соответствии с Картой индустриализации Казахстана проведен анализ необходимости разработки государственных стандартов, гармонизированных с международными требованиями. Его провели с учетом того, что на сегодняшний день отечественная продукция производится в основном в соответствии с межгосударственными стандартами, требования которых устарели, или же предприятия все еще предпочитают работать по стандартам своей организации.

На сегодня очевидным становится тот факт, что гармонизированные стандарты помогают малому и среднему бизнесу конкурировать, создавая единое игровое поле с более крупными предприятиями, открывают выход на рынки экспорта для продукции и услуг, помогают определить лучшую практику ведения бизнеса, повышают доверие со стороны клиентов, открывают новые бизнес-возможности, обеспечивают «общий язык» для конкретных отраслей промышленности.

Следовательно, разработка стандартов в соответствии с Государственной программой форсированного инновационно-индустриального развития в соответствующих отраслях будет являться доказательной базой для выполнения требований технических регламентов, повысит развитие экономики, осуществит реализацию проектов, претендующих быть «прорывными».

В целях формирования единой нормативной правовой базы в рамках Таможенного союза на сегодняшний день в сфере технического регулирования ведется унификация национальных законодательств трех стран. Утвержден ряд соглашений о проведении согласованной политики в области технического регулирования санитарных и фитосанитарных мер, которыми будут регламентироваться стороны-участницы Таможенного союза. Основными целями данных соглашений являются устранение барьеров для взаимопоставляемой продукции и безопасность внутреннего рынка.

Принятие технических регламентов ТС позволит исключить дублирование данных норм на национальном уровне, снизить затраты, связанные с их разработкой. Решатся также вопросы обеспечения безопасности продукции для жизни и здоровья человека и окружающей среды, национальной безопасности, снижения давления на бизнес, ограничения доступа на рынок импортной продукции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *