Почему говорят что женщина на корабле к беде
Почему в старину считали, что женщина на корабле — к беде?
Почему в старину женщин на корабле считали плохой приметой? Многие наверняка слышали о таком поверье, которое бытовало среди моряков. Больше того, это была не просто примета. В некоторых государствах было официально запрещено допускать женщин на борт, собирающийся в плавание. Так почему же это происходило? Что стало причиной такого отношения к представительницам прекрасного пола?
В первую очередь стоит отметить, что поверье в то, что женщина на борту корабля — к беде, бытовало на протяжении нескольких столетий, а может и гораздо дольше. Только в XX веке оно практически полностью исчезло из обихода моряков.
Версий, которые выдвигают учёные, историки, исследователи, а также различные мистики и мистификаторы, достаточно много. Некоторые из них правдоподобные и похожи на правду, а другие похожи на чьи-то выдумки. Не будем здесь перечислять все, а уделим внимание той версии, которой придерживаются большинство серьёзных историков и исследователей.
Несколько столетий назад парусные корабли отправлялись в далёкие плавания, которые могли продолжаться много дней, недель и даже месяцев. Обслуживать корабль на протяжении длительного времени — это очень тяжёлая работа, потому весь состав здесь был мужской. Но вовсе не по этой причине женщинам отказывали в пребывании на борту, даже в качестве пассажира.
Причин для этого две:
Во-первых, это тяга мужчин к женщинам. Находясь в ограниченном пространстве, команда моряков, в числе которых есть женщина, зачастую была бы просто обречена на различные инциденты любовного и ревностного характера. Члены команды, длительное время пребывая в море, наверняка начинали бы проявлять женщине или женщинам знаки внимания. Отсюда пошли бы ссоры между моряками, которые могли бы закончиться очень серьёзно, вплоть до разборок, драк и даже настоящего бунта. Накал страстей на корабле, где каждый должен заниматься своей работой, а команда должна действовать единодушно, мог бы привести к плачевным результатам.
Во-вторых, ещё одна проблема заключалась в том, что женщины в большинстве своём более слабые и менее выносливые к морским тяготам. Сильная качка, штормы, скудная пища, тяжёлая работа — всё это на женщин, которые могли бы быть членами команды, могло произвести не самое лучшее воздействие. Так как мужчины всегда стараются в первую очередь заботиться о женщинах и детях, возникает вторая проблема. Из-за недомогания, болезни, плохого самочувствия женщины на борту, мужская часть команды могла бы отвлекаться на женские проблемы, что опять же могло привести к определённым проблемам. Таким образом «женщина на корабле — к беде» в стародавние времена было даже не поверьем, а вполне продуманным решением.
С сходом времени, когда корабли стали более совершенными, работа моряков менее тяжёлой, передвижения стали более быстрыми и комфортными, отношение к женщинам на борту стало более лояльным. Уже в XIX веке женщинам во многих странах мира стало позволительно совершать плавание. В XX веке устаревшее поверье и вовсе ушло в прошлое.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
На различных морских мероприятиях, на рыбалке к женщинам относятся настороженно. Это традиция тянется из глубины веков, когда женский пол вообще не допускался на корабли.
А всё почему? – Да потому, что с давних пор моряки давали своим кораблям женские имена (а на английском языке, к тому же, любые слова, обозначающее корабль, – женского рода).
Давали не просто так, а чтобы морской бог был более благосклонен к судну и его команде. При этом считалось, что ни одной женщине на корабле не место: корабль же «она» и как любая девушка будет ревновать к сопернице. А раз будет ревновать, то не будет слушаться моряков.
В 1562 году королем Дании был принят довольно свирепый закон, он гласил следующее:
«Для женщин и свиней доступ на корабли Его Величества запрещен; если же они будут обнаружены
на корабле, незамедлительно следует выбросить оных за борт».
Потом в этих дискриминационных правилах наметились некоторые послабления, однако за женщинами на кораблях внимательно следили, ни в коем случае не допускали на капитанский мостик и категорически не слушали никаких женских советов. Арабские моряки к тому же, чувствуя, что женщина – это проблемы, брали с них двойную плату. В далекие времена моряки в пору бурь и гроз вообще могли решить, что лучший способ как-то умилостивить стихию – выбросить пассажирку за борт.
Как сказал бы, вероятно, Владимир Познер: «вот такие были времена».
Но можно еще припомнить несколько версий:
1. Истоки данного суеверия надо искать ещё во времена эпохи Великих географических открытий, именно тогда моряки вынуждены были месяцы, если не годы, так сказать «поститься» на кораблях. Любое появление женщины на борту вносило большую смуту в их ряды, и влекло за собой драки, ссоры и взаимное истребление. «Женские юбки на борту приносят раздоры и убийства!» — высказывались капитаны и именно по этой причине пытались препятствовать слабому полу попасть на корабль.
2. Да все же просто объясняется: мужчины всегда любили женщин и оберегали от бед и несчастий или старались уберечь. А в море ведь не сладко, в море тяжело, особенно в те еще времена, времена парусного флота. Вот поэтому и придумали такую примету, чтобы не допускать женщин на корабль.
3. Похоже эта примета пошла еще из Древней Финикии и Древней Греции, мореходы которых, поклонялись Нептуну и Посейдону, а согласно легендам, наибольшие неприятности этим богам, доставляли именно женщины. У русских поморов, так же считалось, плохой приметой, если перед походом женщина интересовалась его целью и сроками возвращения.
Впрочем, высокое реноме флотовоительниц было изрядно подмочено египетской царицей Клеопатрой. Во время сражения с римским флотом Октавиана при мысе Акциум она внезапно бежала с частью боевых кораблей, бросив оставшуюся часть своего флота на полное истребление. Ранние христианские предания донесли до нас историю о жившей в V веке святой Урсуле, пустившейся в плавание во главе одиннадцати тысяч девушек-паломниц. Увы, этой девичьей флотилии не повезло. В дельте Рейна они были перебиты и пленены гуннами.
Увы, твердо следовать данному принципу капитанам удавалось далеко не всегда. Так, на кораблях британского военного флота по приходе в порт на борту оказывалось иногда до пятисот особ слабого пола, спешивших побыстрей очистить карманы прибывших моряков. В истории осталось имя некой Ханны Снэлл, которая, переодевшись мужчиной, ухитрилась неузнанной прослужить без малого десять лет в британском флоте. А когда в 1782 году на Спидхэдском рейде вследствие взрыва затонул английский линкор «Роял Джордж», то из тысячи погибших на нем триста были женщины!
На скалистом норвежском берегу стоит весьма необычный памятник: высокая женская фигура, бросающая цветы в море. И надпись: «Всем морякам, кто уже погиб или еще погибнет в море». О том, что женщины предчувствуют судьбу находящихся в море мужей и сыновей, разговор особый.
На сегодня, известны несколько женщин-капитанов, причем все командуют очень солидными судами, а одна – крупнейшим в мире судном своего типа. Я завел отдельную страницу, посвященную женщинам-капитанам, и по мере поступления новых данных буду ее обновлять.
Первой в мире женщиной –капитаном считается Анна Ивановна Щетинина, хотя фактически вряд ли – достаточно вспомнить Грэйс ОНейл (Барки), известнейшую женщину-флибустьера из Ирландии, во времена правления королевы Елизаветы 1-й. Наверное, Анну Ивановну можно смело назвать первой женщиной-капитаном 20-го века. Анна Ивановна как-то говорила, что ее личное мнение таково – женщине на судах, тем более на мостике, не место. Но не будем забывать, что даже со сравнительно недавним прошлым, серединой прошлого века, многое в море и мире разительно изменилось, поэтому современные женщины с немалым успехом доказывают нам, что женщине на судах есть место, в любой должности.
Существует уникальный пример из биографии женщины-моряка. В 1941 году, когда Балтийский флот осуществлял свой печально знаменитый прорыв из Таллина по сплошным минным полям и под бомбами сотен фашистских самолетов, из десятков транспортов до Кронштадта невредимым дошло лишь одно судно под командой капитана Александры Щетининой, единственной в мире на тот момент женщины-капитана. Не перестают удивлять представительницы слабого пола и сегодня. Так, в Швеции уже на протяжении нескольких лет женщина успешно командует подводной лодкой и, по свидетельству очевидцев, в критические моменты проявляет куда больше выдержки, чем ее «мужественные» коллеги.
В плену у сомалийских пиратов находится (находилась!?) одна женщина-штурман, Айсан Акбей, 24-летняя турчанка. Она находится на борту турецкого балкера Horizon-1, захваченного пиратами 8 июля. Интересно, что пираты повели себя можно сказать, по-рыцарски и сказали ей, что она может звонить домой родным в любое время когда захочет. Однако Айсан очень достойно ответила, что будет звонить домой наравне с другими моряками, ей привилегии не нужны.
В 1974 году была основана Женская Ассоциация судоходства и торговли International Shipping & Trading Association (WISTA), и за последние 2 года она выросла на 40%, в настоящее время имеет отделения в 20 странах и насчитывает более 1000 индивидуальных членов. По данным Международной организации труда ILO на 2003 год, из 1.25 миллиона моряков по всему миру на долю женщин приходились 1-2%, главным образом обслуживающий персонал, на паромах и круизных лайнерах. В ILO полагают, что общее число работающих в море женщин с тех пор существенно не изменилось. А вот точных данных по количеству женщин, работающих на командных должностях, нет, хотя можно уверенно говорить, что их число растет, особенно на Западе.
Бианка Фроемминг, капитан-немка, говорит, что конечно, женщинам в море тяжелее чем мужчинам. Сейчас она на берегу, взяла двухгодичный отпуск для ухода за младенцем-сыном. Однако планирует вернуться в море, опять работать в своей компании Reederei Rudolf Schepers в должности капитана. Между прочим, помимо капитанства она в качестве хобби занимается еще и писательством, ее роман «Гений ужаса» о девушке – студентке морского колледжа, склонной к убийствам, неплохо продавался в Германии. Среди 1400 германских капитанов 5 женщин. В ЮАР первая женщина в истории южноафриканских ВМС стала командиром патрульного корабля. Знаменитая Royal Caribbean International в 2007-м году поставила капитаном круизного лайнера первую в истории круизного флота женщину, шведку Карин Стар-Йансон (см. Женщины-капитаны). Законы стран Запада ограждают женщин от дискриминации по половому признаку, обеспечивая равные с мужчинами права, однако этого не скажешь о многих других странах. На Филиппинах есть несколько женщин-штурманов, но нет ни одного капитана. Вообще в этом плане азиатским женщинам куда тяжелее конечно, чем их европейским сестрам – сказываются многовековые традиции определенного отношения к женщине, как к существу низшего порядка. Филиппины пожалуй, самые прогрессивные в этом вопросе, но и там женщине куда легче добиться успехов на деловом поприще на берегу, чем в море.
Южноафриканке Луизе Энджел 30 лет, она первая женщина-капитан в известной бельгийской компании Safmarine, специализирующейся на южноафриканских линиях. Компания разрабатывает специальные программы для тех своих служащих, кто планирует, обзаведясь семьей, вернуться в море или все-таки обосноваться на берегу, но продолжать работать в судоходстве.
Женщин в море становится все больше, причем не в обслуге, а на командных должностях. Пока их слишком мало, чтобы попытаться оценить, хорошо это или плохо. Пока те из них, кто доходит до мостика, проходят столь жесткий отбор, что в их квалификации и соответствии своим должностям не приходится сомневаться. Будем надеяться, так оно и будет в дальнейшем.
Лаура из Генуи, в море с 1997 года. Диплом капитана получила в 2003-м. Лаура работала на газовозах и перевозчиках скота, на Stella Deneb до капитанства занимала должность старпома, и в частности, во время рекордного по количеству перевозимых голов рейса в прошлом году, тогда Stella Deneb погрузил в Таунсвилле, Квинсленд, Австралия, партию стоимостью 11.5 миллиона австралийских долларов, назначением на Индонезию и Малайзию. На борт приняли 20060 голов крупного рогатого скота и 2564 овец и коз. Чтобы доставить их в порт, потребовалось 28 жд составов. Погрузка и перевозка производились под тщательным контролем ветеринарных служб и соответствовали самым высоким стандартам.
Stella Deneb – крупнейшее в мире судно для перевозки скота.
Джули Дучи, которой исполнилось 46 лет, просто любит море, и просто не может себе представить, что в мире есть другие, более достойные или интересные, профессии.
Она работает в компании с 1997 года, сначала штурманом на Viking Serenade и Nordic Empress, затем старпомом на Vision of the Seas и Radiance of the Seas, затем дублером капитана на Brilliance of the Seas, Serenade of the Seas и Majesty of the Seas. Вся ее жизнь связана с морем, образование высшее, Технологический университет Чалмерс, Швеция, степень бакалавра в судовождении. В настоящее время имеет диплом, позволяющей ей командовать судами любого типа и размера.
Наша российская женщина-капитан Людмила Тибряева является, и это видимо, можно уверенно говорить, единственной в мире женщиной-капитаном с опытом арктического плавания.
Помимо Джози, на фрегате служит более 20 женщин, ну а мужская часть экипажа в целом относится к ней, по ее словам, как к обычному командиру и не выражает по этому поводу никаких комплексов. 6 лет тому назад первая женщина стала вахтенным командиром корабля береговой обороны HMCS Kingston, ею стала лейтенант-командор Марта Малкинс. Интересно, что муж Джози 20 лет отдал военно-морскому флоту, вышел в отставку и сейчас сидит на берегу, дома, с их 7-летней дочерью.
Женщина на борту: почему это – к несчастью?
У разных народов женщина издревле считалась символом ведичества, ассоциировалась с магией и нечистой силой. Во времена инквизиции нам, бедняжкам, пришлось особенно нелегко: за рыжие волосы, наличие черного кота и любовь к книгам можно было запросто отправиться на костер.
К счастью, сейчас все это далеко в прошлом – наука, технический прогресс и эмансипация сделали свое дело. Однако память о прежних суевериях в народе сохранилась. Так, фразу о том, что «женщина на корабле – к несчастью», шутливо произносят и сегодня. Конечно, дамам уже давно не возбраняется путешествовать на судах, и смысл этого поверья потерялся за давностью лет. Но откуда оно взялось? Что такого ужасного вытворяли женщины на кораблях? И что происходило, если им все-таки удавалось проникнуть на борт? Историки называют несколько возможных вариантов происхождения этого суеверия – давайте же разберемся в них.
Женщина на корабле – не к добру. В этом на своей шкуре убедился недружный экипаж речного судна во главе с его невыносимым капитаном Иваном Акимовым.
Красавице Варваре выпала опасная доля – укрощение строптивого капитана. В телесериале «Мой капитан» перед зрителем разворачивается страстная история любви в открытом море, где нельзя ни укрыться, ни сойти на берег. Главные роли исполнили Дмитрий Певцов и Мария Горбань. Смотрите сериал «Мой капитан» в четверг, 26 декабря, в 6:25 на телеканале «МИР».
Ни женщин, ни свиней
По одной из версий, сочетание «женщина – корабль» вызывало настороженность еще в древние времена. Авторами суеверия вполне могли быть древние греки и финикийцы. Дело в том, что главными покровителями моряков в этих странах считались боги Нептун и Посейдон, а, согласно легендам, большинство несчастий им приносили именно женщины. Также известно, что схожее поверье бытовало среди русских поморов: если женщина интересовалась у моряков, куда направляется и когда вернется корабль, это считалось плохим предзнаменованием.
Некоторые исследователи, впрочем, считают, что «расцвет» данного суеверия пришелся как раз на эпоху Средневековья. Как уже говорилось выше, женщина в те времена считалась чуть ли не исчадием ада. Причем, в Средние века в Европе действовал реальный законодательный запрет на пребывание женщин на борту судна. Так, в 1562 году король Дании Фредерик II издал весьма суровый указ, который гласил: «Для женщин и свиней доступ на корабли Его Величества запрещен; если же они будут обнаружены на корабле, незамедлительно следует выбросить оных за борт».
История знает массу случаев поистине бесчеловечного обращения с женщинами, попавшими на корабль. Особенно отличился в этом деле известный португальский мореплаватель Васко да Гама. Как многие первооткрыватели, да Гама был крайне жесток с коренным населением земель, к берегам которых причаливали его суда. Но и европейцев он порой не щадил. Один из таких случаев описывает в своей книге «Призрак на палубе» писатель-маринист Владимир Шигин.
Фото: общественное достояние
Отправляясь в свой знаменитый поход, завершившийся открытием пути в Индию, Васко да Гама объявил своей команде, что «ради заблудших женских душ, а также во избежание ссор и интриг» запрещает брать в море женщин. При этом пригрозил: если хоть одна «юбка» появится на его корабле, ее тотчас прилюдно высекут, а ее мужа в кандалах отправят назад, в Португалию. Несмотря на угрозы, совсем скоро на судне были обнаружены три женщины. По приказу да Гамы, их схватили и посадили под замок. Когда же корабль прибыл в Калькутту, путешественник, как и обещал, устроил несчастным публичную экзекуцию.
Похожая история произошла почти спустя столетие, в 1766 году, когда мореплаватель Луи Антуан де Бугенвиль отправился в кругосветное путешествие. Слуга одного из участников экспедиции внезапно оказался «служанкой». К счастью для девушки, Бугенвиль оказался гуманнее да Гамы: он просто высадил ее на острове Маврикий, где она вскоре стала женой одного из переселенцев.
Ревность корабля и коварные юбки
Немало прекрасных дам было и на печально известной «Непобедимой армаде», которую в 1588 году сокрушил флот британской королевы Елизаветы I. В своей книге Шигин описывает весьма курьезную историю о девицах легкого поведения, которые решили подзаработать на скорби побежденных испанцев. Несколько десятков куртизанок наняли на свои деньги небольшое судно и повсюду следовали за испанским флотом, пока тот не был разгромлен. В итоге, несмотря на поражение испанцев, представительницы древнейшей профессии заработали уйму денег. Очевидно, измученные тяготами длительного похода моряки, как никто другой, нуждались в женской ласке и сочувствии.
В России ситуация с женщинами на море была ничуть не лучше. Так, еще Петр I говаривал: «Женщинам во флоте не бывать». Лишь в октябре 1897 года в России был издан императорский указ «О допущении по вольному найму в учреждения Морского ведомства лиц женского пола к работе по счетной и письменной части». Однако до полноценной службы на флоте наравне с мужчинами тогда еще было далеко.
Существует еще один любопытный факт, который помогает пролить чуть больше света на эту проблему. Многие знают, что английские моряки с давних пор давали своим кораблям женские имена. Более того, любые слова, связанные с кораблем долгое время относились к женскому роду. Многие моряки до сих пор называют свои корабли местоимением she – «она». Это связано с тем, что корабль для любого мореплавателя всегда имел очень большое значение, особенно в век парусных судов. Нашим предкам, вообще, было свойственно одушевлять предметы и явления, и зачастую то, что было дорого сердцу, приобретало. женский образ! При этом многие моряки верили, что, если на борт их дорогого судна ступит женщина, корабль начнет «ревновать» к незваной гостье, и это грозит бедой всему экипажу.
Фото: общественное достояние
Налицо явная несправедливость: женщин под страхом смерти не пускали на корабли, названные в их же честь. Вот такой исторический абсурд!
На самом же деле, у этого запрета было самое простое и понятное обоснование. В эпохи великих завоеваний и географических открытий суда уходили в плавание на долгие месяцы, а то и годы. Моряки, вынужденные томиться без женского общения, могли удовлетворить естественные потребности разве что во время редких остановок в портах – не более того. Ясно, что появление на борту женщины неизбежно вносило в ряды «изголодавшихся» матросов большую смуту. Поэтому даже красивых наложниц морские завоеватели на борт предпочитали не брать. Ведь доставались красотки, как правило, исключительно капитану и офицерам высшего ранга, а возмущенным несправедливостью матросам ничто не мешало поднять восстание. Поэтому придумывались какие угодно ухищрения, лишь бы только избежать женского общества в команде. Вспоминали даже древнее поверье о том, что юбки на корабле якобы вызывают встречный ветер или, наоборот, штиль.
«О, прекрасная Альвильда, будь моей женой!»
Тем не менее, во все времена находились женщины, которые не представляли свою жизнь без морских приключений и битв. До нас даже дошло имя первой женщины-флотоводца. Историки считают, что ею была правительница Галикарнаса Артемисия, жившая в V веке до нашей эры и бывшая подданной персидского царя Ксеркса. Артемисия командовала флотилией, в которую входили лучшие корабли персов. Мировую славу ей принесло Саламинское сражение с греками в 480 году до н. э. Даже когда остальные части персидского флота были разбиты и бросились в бегство, корабли Артемисии продолжали отчаянно сражаться. Заметив это, царь Ксеркс, наблюдавший за сражением, вскричал: «Сегодня мужчины были женщинами, а женщины мужчинами!».
Были прекрасные леди и в числе пиратов. Одной из первых пираток считают полулегендарную готскую принцессу Альвильду, жившую на рубеже VIII-IX веков. Упоминание о ней впервые встречается у датского историка-хрониста Саксона Грамматика, автора многотомного сочинения «Деяния данов». Согласно Грамматику, Альвильда была дочерью Сиварда, правителя Готланда – самого крупного острова в составе Швеции. Король мечтал выдать дочь за принца Дании Альфа – наследника датского престола. Но не такова была Альвильда: своенравная принцесса заявила, что ни за какие сокровища мира не свяжет свою жизнь с тщедушным хлюпиком-аристократом (она решила, что Альф – из таких). Сказав так, Альвильда собрала самых преданных служанок, они дружно переоделись в мужскую одежду, угнали в гавани корабль и сбежали в Балтийское море. Там им вскоре встретилось пиратское судно, на котором недавно скончался капитан, из-за чего вся команда находилась в смятении. В итоге Альвильде удалось заслужить доверие пиратов и стать их предводительницей. Принцесса оказалась отъявленной пираткой: ее корсары разорили бесчисленное число кораблей и вскоре навели ужас на всю Скандинавию.
Согласно легенде, особой «любовью» Альвильды пользовались берега – легко догадаться, почему. В конце концов терпение датского короля иссякло, и он снарядил свои лучшие корабли на борьбу с пиратами, а во главе флотилии поставил сына – того самого принца Альфа. Вопреки мнению Альвильды, ее незадавшийся суженый оказался молодцом: статный рослый красавец доблестно сражался и даже сумел взять пиратский корабль на абордаж. Все это не ускользнуло от пристального взора Альвильды. В решающем поединке принцесса потерпела поражение, Альф ликовал. Поняв, что побеждена, пиратка сбросила с головы шлем, и перед принцем предстала невиданной красоты девушка, к которой он тут же воспылал любовью. Как пишет Саксон Грамматик, молодые люди поженились тут же, на борту корабля, и Альвильда все-таки стала принцессой, а впоследствии и королевой Дании. Безумно красивая история, не правда ли?
Энн, Мэри и Чжэн – грозы морей
Конечно, на историческую достоверность сказка об Альвильде не претендует, но ведь были и вполне реальные персонажи, ничуть не уступающие принцессе пиратов. Например, в начале XVIII века в Карибском море разбойничали две поистине легендарные женщины – Энн Бонни и Мэри Рид. Первая сначала была женой матроса, а потом переметнулась к удачливому капитану-разбойнику Рэкхему по прозвищу Калико-Джек, вместе с которым ограбила не одно торговое судно. Во время одного из плаваний они подобрали в открытом море молодого моряка, представившегося Джоном Ридом. Рэкхем решил принять смышленого юношу в свою команду, но вскоре заметил, что тот подозрительно сблизился с его возлюбленной Энни. Рассвирепев, ревнивый Калико-Джек вызвал обидчика на дуэль, и тогда выяснилось, что Джон – вовсе никакой не Джон, а Мэри. Девушка с тринадцати лет работала служанкой, а когда работа ей наскучила, подалась на военный корабль, переодевшись парнем. И Мэри, и ставшая ее близкой подругой Энн Бонни вошли в историю как одни из самых отчаянных пираток, которые ни в чем не уступали мужчинам.
Стоит отметить, что в пираты шли не только европейские женщины. Так, грозой всех китайских мореходов в свое время стала госпожа Чжэн – знаменитая морская разбойница, которая внушала своей команде великий страх и не менее великую любовь. На ее кораблях всегда царила железная дисциплина. Кроме того, она пользовалась поддержкой мирных жителей, поскольку строго-настрого запрещала своим людям нападать на их поселения – доставалось от госпожи Чжэн только флоту императора.
Фото:общественное достояние
Кстати, несмотря на предубеждения против женщин на корабле, моряки во все времена охотно дозволяли некоторым из них проникнуть на свой корабль, а точнее – стать его частью. Речь идет о женских фигурах, издревле украшавших носы кораблей и, по древним поверьям, приносившим морякам удачу. Они верили, что прекрасные наяды, русалки и просто изящные красавицы, несущие парусник вперед, смогут умилостивить морских богов и уберечь их от врагов и шторма.
Таким образом, как мы видим, свое законное место на корабле женщины все же отвоевали. Помогли в этом, прежде всего, великие правительницы. Так, Екатерина II провела ряд реформ на флоте, которые в итоге помогли одержать важные победы в войнах с Турцией и Швецией. Великая княжна Ольга Константиновна стала единственной в мире женщиной-адмиралом Российского флота, являясь шефом 2-го (12-го) флотского экипажа и шефом личного состава крейсера «Адмирал Макаров». А императрица Мария Федоровна в 1892 году стала Августейшим шефом Морского Гвардейского экипажа, при этом также являясь попечительницей «Женского патриотического общества» и «Общества спасения на водах».
Благодаря этим женщинам и многим другим борцам за равноправие сегодня мечту о службе на флоте могут осуществить многие девушки. Причем, им доступна не только должность кухарки, уборщицы или кока: женщины становятся капитанами дальнего плавания, командирами отделения морской пехоты, водолазами и т.д. А корабли во всем мире все так же называют женскими именами, ведь моряки знают: море благоволит не только отваге, но и красоте.