Почему фанфики так популярны среди подростков и чем они полезны
Что такое фанфики и почему дети читают и пишут их
POV: ребёнок пишет фанфики. Что делать и как разобраться
Что такое фанфик
Слово фанфик произошло от кальки с английского fan fiction — «фанатская проза». По сути это выдуманная история про героев уже известного произведения: аниме, фильма, книги, сериала, игры. В основе некоторых фанфиков лежат оригинальные, нигде ранее не упоминавшиеся персонажи. Такие истории получили название «ориджинал»
Существуют также рассказы о реально существовавших или существующих людях. В сети можно встретить выдуманные истории про Леди Гагу, древнегреческих философов и даже Александра Пушкина.
Какие виды фанфиков существуют
Фанфики также делят по объёму: мини, миди, макси, драббл — короткий отрывок, описание сцены.
Любовные линии в фанфиках: как что называется
Многие фанатские истории фокусируются на любви между персонажами. Это называется пейринг — обозначение героев, которые участвуют в романтических отношениях, например Гарри и Гермиона. У некоторых классических пейрингов в рамках фандома появляются названия. Пару Драко Малфоя и Гарри Поттера традиционно называют Драрри.
Существуют истории, в которых романтика практически отсутствует, любовная линия не привлекает к себе слишком много внимания. Такие фанфики называются джен (general audience).
Ещё есть разделение на гет-фанфики — они фокусируются на любви персонажей разного пола, и слеш- и фемслеш-фанфики — они описывают однополые отношения.
Возрастные ограничения фанфиков
Фанфики и оригинал
Некоторые авторы фанфиков придерживаются канона — принципов оригинального произведения. Они дублируют характеры персонажей в своей истории, помещают героев в максимально вероятные для их вселенной события. Такие истории называются не-AU (не alternative universe, альтернативная вселенная).
Другие авторы вносят значительные изменения во внешность и поведение оригинальных персонажей. Они получили название AU (alternative universe) и OOC (out of character).
Где можно почитать фанфики
В России есть несколько крупных платформ для фанатских историй. Например, «Книга Фанфиков» (Ficbook) и Wattpad. Некоторые авторы создают для выдуманных историй собственные паблики или аккаунты в соцсетях.
Что делать, если ребёнок увлекается чем-то непонятным для родителя
Родителям свойственно беспокоиться за безопасность своих детей, это естественный природный механизм. Для начала узнайте больше о хобби ребёнка и оцените, насколько оно может объективно угрожать его жизни и здоровью.
Принятие увлечений ребёнка — это один из аспектов принятия его в целом.
Всё, к чему человек испытывает влечение, закрывает его определённую внутреннюю потребность. Писательство, например, можно считать одним из видов художественной психотерапии. Человек выплёскивает на бумагу множество своих чувств и переживаний. Так у него появляется больше шансов в них разобраться.
Подросткам особенно важна свобода самовыражения и личное пространство, поэтому лучшая тактика — дать пространство и возможность ребёнку выражать себя творческим способом.
Если у вас возникает мысль, что это хобби не принесёт пользы в будущем, и есть желание оградить ребёнка от этого, стоит задуматься: а всем ли вашим знакомым кажутся бесспорно привлекательными ваши собственные хобби? Будь то бильярд или разгадывание кроссвордов.
Что делать, если ребёнок пишет или читает фанфики и как с ним поговорить об этом
Искренность и уважение к увлечению ребёнка — лучший фон для подобного разговора. Можно начать беседу с вопросов вроде «В какой вселенной происходит действие? Кто главные герои, какие между ними отношения, чем они отличаются от канона?» И конечно же — «Почему тебе нравится писать об этом, какую идею ты хочешь донести?»
Спросите прямо, нужна ли помощь с публикациями. Например, материальная помощь для размещения материала в крупных пабликах, поиск информации, вычитка текста, обдумывание логичности сюжета. Делитесь с ребёнком своими эмоциями, если его работы вам искренне нравятся или вы видите прогресс в его писательских способностях.
Изображение на обложке: Lucas Sales / Dribbble
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Фанфикшн: так ли бесполезно и только ли для подростков?
Люди, не знакомые близко с фанфиками, считают это бесполезным хобби. Ерундой, которая ничего не даёт и никак не развивает. Многие и вовсе уверены, что это занятие для подростков, у которых много свободного времени. Мол, стыдно читать или писать подобные истории во взрослом возрасте. Но так ли это и в чём соль фанфикшна – давай разбираться.
Для тех, кто с Луны, поясним: фанфики – это придуманные фанатами истории, написанные по мотивам книг, комиксов, фильмов, сериалов, игр и даже жизни знаменитостей.
Уже после поверхностного изучения культуры фанфикшна становится понятно, что она вообще-то рассчитана на людей различных возрастов.
Возьмём для примера популярный и многим известный сайт – «Книга фанфиков». Заходя в раздел добавления своей работы или поиска по вкусу, ты видишь рейтинги и метки. Сейчас поясню, что это за звери и как их понимать.
Книга фанфиков, он же «Фикбук», использует одну из самых распространённых систем. Её основа схожа с системой рейтингов Американской киноассоциации – MPAA.
Метки включают в себя жанры, предупреждения, а также множество специальных, с помощью которых ты ищешь фанфики по своим предпочтениям.
«Книги – лучшая альтернатива», – утверждают противники фанфикшна, ведь фанфики пишут дети и подростки. К вопросу творчества и способностей мы вернёмся позже. Что насчёт авторов?
Несмотря на невероятное количество слабых работ, на «Фикбуке» и других сайтах немало взрослых авторов с историями, которые по праву можно назвать самостоятельными произведениями. Взять хотя бы Кассандру Клэр, которая стала известна благодаря серии фанфиков по Гарри Поттеру, а позже написала свои книги.
Хватает и талантливых авторов подросткового возраста, которые не боятся пробовать и творить и начинают именно с фанфиков. Их работы бывают не менее интересными и качественными.
Фанфики могут быть интересны отнюдь не только подросткам. Вряд ли рейтинги и метки остановят несовершеннолетних, решивших почитать работы 18+, но дадут понять, что ждёт читателя. Они, как и качественно написанный текст, привлекут более взрослую аудиторию.
Так в чём разница: читать романы известных авторов или придуманные истории по их мотивам? И то, и другое – выдумка. Если тебе нравится фэндом, неважно, сколько тебе лет. Это всего лишь цифры.
Для особо неверующих Фом мы припасли целый список достоинств и приятных последствий этого хобби. Итак, почему нельзя назвать фанфики бесполезными и в чём их ценность для людей разных возрастов.
Значительный плюс для тех, кому тяжело знакомиться вживую, и последователей движения «общения много не бывает». Особенно полезно будет для взрослых тётенек и дяденек, которым после института сложнее заводить знакомства.
Ты найдёшь единомышленников как на сайтах по типу «Фикбука», так и в группах в соцсетях, посвящённым фанфикам, фикрайтеру или фэндому в целом (фэндом – оригинальное произведение, по мотивам которого пишется фанфик).
Администраторы групп вКонтакте часто создают общие чаты. В них не только делятся работами авторов и обсуждают их, но просто общаются «за жизнь». Люди из одного города позже с удовольствием встречаются и знакомятся за пределами онлайна. Они знают, что у них теперь есть и знакомые в других городах России или даже странах. Это ли не круто?
Если ты раньше боялся показать свои способности или попробовать себя в чём-то новом, попытайся здесь. Начиная с работ размера мини, ты можешь постепенно делать успехи и в конце концов написать макси, который получит много лайков и комментариев.
Фанфикшн может остаться твоим хобби или, наоборот, стать началом нового пути, в котором ты будешь совершенствоваться. Кто знает, может, фанфики помогут тебе найти себя?
Кроме написания историй фанаты пробуют себя в рисовании обложек и иллюстраций к работам или фотошопе и становятся крутыми артерами. Владеющие иностранным языком переводят зарубежные фанфики, иногда общаясь с их авторами и параллельно тренируя лингвистические навыки.
После концовки или выхода завершающей части всегда остаются несогласные: с финалом, смертью персонажа или сюжетным поворотом. Фанаты бомбят в комментариях соцсетей, обсуждают между собой и просто порой перестают ими быть, если такое случается, и долго не успокаиваются.
А потом садятся читать фанфики или писать свой вариант событий. Оставляют живыми любимых героев, сводят вместе «классную парочку» или придумывают продолжение, не желая мириться с тем, что история подошла к концу.
В процессе они узнают новые факты, которые автор мог обнародовать позже, или не замеченные ранее моменты из фильмов или книг или пасхалки.
Кстати, иногда только после прочтения фанфиков ты задумываешься о неканонных пейрингах, т. е. парах, и других поворотах сюжета. О том, насколько логичен финал и несовместимы некоторые пары. Развиваешь собственное воображение, логику и фантазию, читая фанфики и обсуждая развитие событий в очередной истории.
Попробуй открыть фанфик по любимой книге или нашумевшему фильму, чей финал тебя не устроил. Напиши свой. Осторожно: может затянуть!
Дети пишут фанфики? Рассказываем, почему это полезно
Хобби, которое не понимают родители и любят дети
Некоторые детские хобби совсем не укладываются в головах взрослых — к ним относятся, например, видеоблогерство или Tik-Tok. Их мы разбирали в отдельной статье — не забудьте её прочитать, чтобы ещё лучше понимать своего ребёнка и его увлечения.
Почему детям так нравится фанфики, почему читать и писать их круто и чем они помогут в жизни? Разбираемся вместе.
Что такое фанфики?
Фанфикшн (буквально переводится как «фанатская литература») — это написание любительских произведений с участием известных персонажей из поп-культуры. Как и в случае с книгами, фанфики делятся на жанры и имеют возрастные ограничения — от тех, которые можно читать всем до совсем взрослых работ.
Авторы фанфиков — фикрайтеры — как правило, поклонники произведений, которые хотят что-то изменить в любимом мультфильме или фильме. Во многом фикрайтерство связано с писательством, хотя многие относятся к этому хобби со скепсисом и считают несерьёзным.
Почему дети пишут и читают фанфики?
Тому, что ребёнок активно читает (или даже пишет сам) фанатские произведения, может быть несколько причин.
Новые истории. Если в любимых мультфильмах или книгах всё ограничено строгим линейным сюжетом, то в случае фанфикшена воображение может отправиться в любые дали. С помощью фанфиков писатели и читатели могут изменить повествование, воскресить любимого персонажа или уделить внимание перспективному, но незаслуженно задвинутому на второй план герою.
Желание попасть в любимый мир. Некоторым детям нравится добавлять себя во вселеную любимого произведения — как правило, в качестве главных героев. Это помогает почувствовать себя более значимым, и, кроме того — это отличный способ окунуться в сказку.
Нехватка контента. Книги о Гарри Поттере уже давно вышли, все фильмы сняты, а «Фантастические твари» уже не так увлекают? В порыве фанатизма ребёнок может изучить всё, что только можно достать по любимой вселенной, но и этого порой бывает мало. И тут на помощь приходят новые интересные истории — в фанфиках.
Проживание эмоций — случается так, что произведение попросту не может доставить именно те ощущения и переживания, которые от него ожидают. Как правило, это случается из-за любовных линий и их переплетений. Катара осталась с Аангом, а вам очень хотелось, чтобы она встречалась с Зуко? Львиная доля фанфиков строится вокруг отношений персонажей, как тех, которые представлены в произведении, так и любых других. Погружение в эти отношения позволяет многое понять и про себя, и про свои ожидания от них, а также даёт немало внутреннего ресурса и вдохновляет на подвиги.
Почему фанфики — это круто?
Любое творчество полезно, будь то плетение фенечек, рисование или фикрайтерство. Придумывание новых историй развивает фантазию, навыки рассказчика и усидчивость, а умение писать большие тексты и анализировать любимые произведения непременно пригодится на уроках литературы в школе и дальше по жизни.
Такое писательство развивает новое мышление. Чтобы представить известных персонажей в новых историях, требуется думать творчески, и эта задача часто побуждает авторов фанфиков размышлять за пределами традиционного повествования, чтобы создать что-то совершенно новое. Рапунцель — студентка университета, а Покахонтас — средневековая рыцарка? Дайте две!
Фикрайтерство учит изучать вещи глубже. Допустим, в истории речь идёт о расследовании преступления — чтобы написать даже небольшую зарисовку, автору понадобится изучить работу полицейского участка, детективов, возможно даже психологию. Такие исследования помогают во всестороннем развитии ребёнка.
Популярность. В эпоху цифровых технологий публикация историй в Интернете открывает широкую сеть возможностей — ребёнок может стать популярным, не раскрывая личность, как, например, в случае с блогерством.
Возможность найти новых друзей. Фанатские сообщества нередко объединяются вокруг фикрайтеров, ведь они являются главными создателями контента. А новых знакомых или даже друзей в фанатском обществе найти проще всего, ведь детей объединяют общие интересы.
Качество. Принято считать, что фанфики — ерунда и на художественную ценность претендовать не могут. Пусть к части работ это утверждение и может быть справедливо, но на просторах Интернета находятся на редкость качественные произведения фикрайтеров. Такие, что даже рядом с оригиналом не стыдно вспомнить. Например, известный фанфик «Гарри Поттер и Методы рационального мышления» Элиезера Юдковского, ставший настоящим бестселлером. Или «50 оттенков серого» в качестве фанфика к «Сумеркам». О его качестве ходит много споров, но в успехе сомневаться не приходится.
Как обезопасить ребёнка?
Несмотря на относительную безопасность, фикрайтерство, как и любая другая деятельность, имеет и свои минусы. Не все жанры и возрастные рейтинги подходят для детей, но они могут случайно или намеренно на них наткнуться.
Что можно сделать, чтобы быть уверенными в том, что написание или чтение фанфиков безопасно для маленького фикрайтера:
Словарь фикрайтера
Для того, чтобы родители могли на равных обсуждать со своими фикрайтерами их творчество, мы выбрали самые основные термины, используемые в данном деле. На самом деле их, конечно, гораздо больше, но уже с этой базой вы будете понимать, о чём вообще идёт речь.
Фикрайтер — автор фанфика.
Бета — человек, ответственный за вычитку и коррекцию текста, именно беты смотрят на работу свежим взглядом и указывают на ошибки.
Фэндом (или фандом) — первоисточник, на основе которого пишут фанфики, а также этим названием обычно обозначают фанатское сообщество (фанатов, их особые шутки, а также любое творчество по мотивам произведения).
Канон — изначальный сюжет произведения, с которым обычно работают фикрайтеры. К примеру, отношения Стар и Марко — канон, но фикрайтеру захотелось, чтобы Стар осталась с Томом.
Возрастной рейтинг — возрастные ограничения, обычно делятся в зависимости от описываемых в фанфике явлений и событий:
Направленности — подразделение фанфиков в зависимости от присутствия в нём любовной линии, традиционной (обозначается как гет) и нетрадиционной (слэш и фемслэш). Фанфики без ярко выраженной любовной линии обычно обозначаются термином джен.
Размеры — разделение фанфиков в зависимости от количества слов или страниц:
Жанры — метки, по которым можно найти работу по вкусу (например, романтика, юмор, драма, фэнтези).
AU (Alternative Universe) — таким жанром обычно отмечают как незначительное отклонение от каноничного сюжета, так и кардинальные изменения (например, из сказки герои перемещаются в современный мир и лишаются магии).
OOC (Out Of Character) — ситуации, когда персонаж в фанфике ведёт себя совершенно не так, как в оригинальном произведении.
OTP (One True Pairing) — пара, канонная или нет, за которую фикрайтер болеет больше всего, посвящая ей работы.
Мэри Сью/Марти Стю — преувеличенно идеальный персонаж, который выглядит совершенно, умудряется выпутываться из всех неприятностей и выходить сухим из воды.
На этом всё. Желаем пишущим фанфики детям вдохновения, хороших читателей и комментаторов, а их родителям — терпения и понимания.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы первыми узнавать новости о мультфильмах и другом детском контенте.
«Почему так много людей читают и пишут фанфики?», «Почему писателю полезно написать фанфик?» и другие стыдные вопросы о фанфикшене
Социолог – о самых распространенных заблуждениях о фанфиках и фан-сообществе
Этой весной в китайском сегменте фанфикшн-сообщества разгорелся нешуточный скандал: фанаты певца Сяо Чжаня возмутились фанфиком, в котором Сяо и его партнера по дорама-сериалу Ван И Бо изобразили в виде гомосексуальной пары (кроме того, в фанфике Сяо Чжань стал трансгендером). Фанаты Сяо Чжаня на волне популярности подобной работы возмутились и стали требовать запрета на слэш-фанфикшен со своим любимым актером в главной роли. Конфликт быстро вышел на государственный уровень: в феврале Китай заблокировал доступ к крупнейшему фанатскому сайту Archive Of Our Own (больше 2 млн. зарегистрированных пользователей по всему миру). Фикрайтеры с портала обвинили во всем Сяо и его фанатов, а сам Сяо Чжань лишился ряда крупных контрактов с компаниями-дистрибьюторами контента.
На эти и другие вопросы мы попросили ответить социолога, аспирантку Самарского университета Дарью Свежинцеву.
Правда ли, что фанфики пишут только графоманы и фрики?
Здесь и далее мы будем часто пользоваться информацией из книги, ставшей своего рода библией для исследователей фан-литературы. Это опубликованная в 1992-м году американским философом и культурологом Генри Дженкинсом книга «Текстуальные браконьеры: телевизионные фанаты и культура участия». Эта монография представляет собой обширное этнографическое исследование конкретной группы медиа-фанатов, их специфических социальных институтов и культурных практик, а также их проблемных отношений со средствами массовой информации и остальными потребителями масс-контента. Несмотря на то, что с момента написания книги прошло уже почти тридцать лет, она содержит в себе глубочайшее фундаментальное исследование, а сами фандомы изменились не так уж сильно — основные коррективы (абсолютно такие же, как в остальных сферах творчества) внёс интернет.
Генри Дженкинс сразу исключил из своего круга интересов фанатов в привычном нам понимании этого слова: футбольных болельщиков, посетителей рок-концертов, постоянных гостей оперных театров и так далее.
Давая свое определение слову «фанат», Генри Дженкинс напоминает, что слово «фанат» является сокращённым от «фанатика», которое в свою очередь происходит от латинского «fanaticus». Этим словом называли принадлежащих храму слуг. Сокращённая форма этого слова «fan» впервые была использована в XIX веке в журналистских статьях, посвящённых фанатам спортивных команд. Одно из ранних применений слова «fan» имело место быть по отношению к женщинам-театралам. Мужчины-критики клеймили их этим словом, указывая на то, что женщины ходят в театр смотреть на актёров, а не наслаждаться пьесами.
Само это слово так никогда и не смогло лишиться изначальных негативных коннотаций. Например, Роберт Джеветт и Джон Шелтон Лоуренс в своей работе 1977 под названием «Американский мономиф» ставят написание текстов фанатами в один ряд с одержимостью семьи Чарльза Мэнсона и волной подражательных самоубийств, последовавшей вслед за распространением романа Иоганна Гёте «Страдания юного Вертера».
Этой же точки зрения придерживалась и Джули Берчилл в книге «Испорченные боги». Она писала: «Безобидное увлечение может стать клинической одержимостью, если будет продолжаться слишком долго. Тонкая грань между любовью и ненавистью, между свободой воли и судьбой стирается, постепенно исчезает для фаната на чердаке».
«Самая невыносимая вещь для тех, кто считает себя обладателями культурного капитала – кощунственное совпадение во вкусах с тем, кому предписывается иметь другие, отделённые от общепринятых вкусы».
Говоря простым языком, фанатская субкультура вызывает отторжение у большей части зрителей извне, потому что фандомные люди «потребляют контент неправильно». Особенно болезненным столкновение становится тогда, когда фанат «неправильно» взаимодействует с произведением, которое нравится обывателю. В такой момент фанфики, фанарты и косплей начинают восприниматься, как личное оскорбление.
Дженкинс приводит в своей книге и более поздних работах некоторые статистические данные и даже выдержки из интервью, позволяющие утверждать, что фаны зачастую имеют высшее образование и являются представителями среднего класса. Социальные ожидания по отношению к этим людям таковы, что их увлечение может подвергаться не просто неодобрению, но жёсткой критике, поскольку предполагается, что они «не должны тратить свое время на построение сложной интерпретации телевизионных программ». Таким образом
фанство и фикрайтерство могут быть прочитаны как сознательный отказ от высокой культуры, или, по крайней мере, традиционных границ между высокой и популярной культурой.
В 1984 году Мишель де Серто, французский социальный философ, в своих «Практиках повседневной жизни» писал: «[Признаки потребления] таким образом исполняют несколько ролей, меняют форму, смешиваясь с окружением, исчезают, поселяясь в структурах, продукты которых не оставляют потребителю места для того, чтобы обозначить собственную деятельность. Ребёнок продолжает разрисовывать школьные книги, даже если оказывается наказан за это, он занял это место и обозначил в нём своё существование, как автора. Телезритель не может писать на экране телевизора. Он оттеснён от продукта, не играет никакой роли в его появлении. Он теряет права автора, и становится, как кажется, чистым приёмником».
Успех был мгновенным: огромное количество текстов, артов, клипов, во многих из которых этот персонаж выжил — и конечно, когда вышла вторая часть фильма, в которой этот персонаж действительно выжил, а значит, контракт с читателем оказался запоздало выполнен — это не вызвало такого бурного отклика.
Говоря об основных способах работы с исходным текстом, у нас есть следующие:
1. Реконтекстуализация (недостающие сцены, задача которых – заполнить пробелы в вещательном материале и дать дополнительные объяснения поведения персонажа);
2. Расширение таймлайна (углубление истории с помощью более детального прописывания персонажей);
3. Рефокализация (переключение повествования на второстепенных персонажей, зачастую – представителей меньшинств, чьё экранное время ограничено);
4. Нравственная перестройка (крайняя форма рефокализации, когда с протагониста фикрайтер переключается на антагониста, при этом инвертируя мораль базового произведения);
5. Жанровое смещение (изменение жанра базового произведения, смещение акцента, например, на отношения персонажей или их личностное развитие);
6. Кроссоверы (пересечение разных вселенных);
7. Перемещение персонажа (кроме пересечения вселенных возможно простое перемещение персонажей одной вселенной в другую);
8. Персонализация (крайним проявлением стремления интегрировать медиа-представления в личный опыт является специфический вид фанатской литературы: «Мэри Сью» или «Марти Стю», в случае, если автор мужского пола. Такие фанфики предполагают помещение в сюжет базового произведения некоей идеализированной версии автора);
9. Эмоциональная интенсификация (в таких текстах на первый план будут выходить эмоции персонажей; не является жанровым смещением, поскольку речь идёт об углублении ситуаций, которые в каноне имели место быть);
10. Эротизация (в фанфикшне сексуальные взаимодействия зачастую выступают способом разрешения продолжающихся конфликтов или закрепления уже существующих отношений).
Фанфики появились изначально в интернете?
Нет. Часто первым фанфиком в истории называют поэму XV века «Завещание Крессиды», написанную Робертом Генрисоном как продолжение поэмы Джеффри Чосера «Троил и Крессида». К фанфикам иногда причисляют пародии и подражания «Алисе в Стране Чудес» Льюиса Кэрролла и творчество поклонниц книг Джейн Остин. Также в эту категорию часто включают «Божественную комедию» Данте Алигьери, в качестве примера можно привести комический анализ ютуб-эссеистки Рэд:
«Вот что нужно знать об «Аде», прежде чем мы приступим:
по сути это написанный Данте исторический фанфик-самовставка, в котором Данте получает возможность объединиться в команду со своей ролевой моделью/нежно любимой знаменитостью Вергилием, а заодно посмотреть, как все его враги вечно горят в Аду».
Первым же фандомом можно назвать «Литературное общество Шерлока Холмса», образованное в 30-х годах XX века в Англии.
Это вообще можно считать литературой? Фанфики же всегда сырые и не представляют никакого интереса для взыскательного читателя.
Это не совсем так. Некоторые тексты действительно просто не требуют глубокой проработки, но в основном авторы становятся своего рода эрудитами, поскольку вынуждены, например, разбираться в социально-экономической ситуации времён «Великой депрессии», и не на уровне поверхностных знаний, а настолько, чтобы представлять, чем питались его персонажи в то время, где могли жить и как зарабатывали. Для создания правдоподобной романтической линии автор погружается и в социальные традиции, обычаи времен, в которых происходит действие. По сути, погружение в контекст требуется на том же уровне, что у нефандомных авторов, с той лишь разницей, что для фикрайтеров это все еще хобби, не приносящее заработка.
Зато разговаривая с фикрайтером, вы можете случайно узнать подробности из жизни музыкальной индустрии в русскоязычном пространстве девяностых, разобраться в структуре британской разведки семидесятых и ненароком изучить историю воздушной акробатики до повсеместного распространения телевидения.
Не раз и не два я лично наблюдала, как фандом становился толчком к выбору профессии или образования — например, исторический фандом породил немало талантливых исследователей в своей области!
Конечно, это не отменяет и массы текстов, в которых действительно не было попыток соблюсти контекст, но, согласитесь, этим грешат и профессиональные авторы.
В фанфикшене поднимают глубокие темы? И какая от них польза?
Само существование фанфикшна как ниши квир-литературы имеет остросоциальную подоплеку.
Именно этим обусловлено то, что в общественном сознании становится перекосом «пишут только школьницы, пишут только порно». Как раз в период самоопределения остро встаёт вопрос поиска не просто себя, но ролевых моделей или хотя бы пространства, где твоя самость не будет порицаться. Для многих такой средой становится именно фанфикшн — он создаёт комфортное пространство, где можно покрутить привычные модели, перестроить их, а также попросту встретить людей, которые не будут тебя осуждать.
В качестве арт-терапии и поиска близких по духу людей фандомы, пожалуй, спасли немало жизней. Признание коммьюнити очень важно, но далеко не каждый может для начала признать самого себя, тем более — найти поддержку в окружении, среди пореаловых друзей.
Это лишь первый уровень: от исходного произведения зависит глубина осмысления проблемы и сама её постановка. В фанфикшне регулярно поднимаются проблемы войны, рабовладения, эйблизма (тип дискриминации, при котором трудоспосодные люди рассматриваются как превосходящие людей с инвалидностью, что приводит к предрассудкам в отношении последних – прим. «Многобукв»). Постоянно и откровенно освещаются вопросы школьной травли — и методы совладания с ней.
У всех фикрайтеров разные причины творить, но арт-терапия является достаточно распространенным побуждением, хотя и мало кто сознательно формулирует такую цель.
Зато когда я говорила с фандомными людьми (двадцать лейтмотивных интервью), то регулярно слышала мысль о том, что фандомы спасли им жизнь и помогли справиться с реальными проблемами.