Почему фамусов так суетится встречая полковника скалозуба о чем фамусов предупреждает чацкого
Помоги пожалуйста «горе от ума» Ответить на вопросы по Действию 2,3 1)Почему Фамусов так суетится, встречая полковника Скалозу
«горе от ума»
Ответить на вопросы по Действию 2,3
К фольклору относятся сказки, прибаутки, песни, частушки, анекдоты. Все это сложилось исторически и передается из поколения в поколение, с помощью фольклора передаются обычаи, порядки, правила поведения, все это передается от человека к человеку. Это главный накопитель, с помощью человека все это дошло до наших дней, в фольклоре не было конкретного автора, каждый услышав историю, что-то добавлял в нее или опускал какие-то факты и события. В фольклорных произведениях описываются праздники: масленица, проводы зимы, праздники осени, лета. В фольклоре герои имеют обобщенный характер, часто человека сравнивают с природой, или высмеивают его недостатки.
В древнерусской литературе герои уже имеют не обобщенный характер, здесь они уже подразделяются на отрицательных и положительных. Целью древнерусской литературы является поучение человека, также фиксирование событий и их передача. Постепенно перед читателем в древнерусской литературе появляется характер героя его психологический образ. Произведение древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве», здесь описываются невымышленные события, здесь сохраняются характерные черты: торжественный стиль, важная тематика, исторические действующие лица, поучительность.
В 18 веке литературные герои становятся противоречивыми, их образ становится сложным и интересным, в середине 18 века появляется такое направление как сентиментализм, в нем появляется интерес к простому человеку, к миру его чувств, эмоций, главное в человеке не разум, а его чувства. Первым в этом направление написал свое произведение Карамзин «Бедная Лиза». Главная героиня этого произведения простая деревенская девушка, влюбленная в городского парня, она следует велению своего сердца, а не разума, она естественна, гармонична с природой. В сентиментализме в человеке ценна естественность и простота. Характерные жанры: дневники, романы, письма, мемуары.
. И вот Руслан, Фарлаф и Ратмир отправились искать Людмилу. Руслан находит хижину волшебника Финна. Здесь молодой витязь узнает, что его невеста находится во власти злого карлика Черномора. Финн рассказывает о своей любви к надменной красавице Наине и о том, как он попытался чарами завоевать её любовь к себе. Но он в страхе бежал от своей возлюбленной, которая к тому времени состарилась и стала ведьмой. Любовь Наины обратилась в великую злобу, и теперь она будет мстить всем влюблённым.
. Фарлаф также старается напасть на след Людмилы. Вдруг появляется злая волшебница Наина. Она советует ему идти домой, обещая «добыть» для него Людмилу.
Титульный лист издания поэмы «Руслан и Людмила».
Во дворце злого Черномора музыкой и танцами развлекают Людмилу. Но все напрасно! Людмила думает только о своем возлюбленном Руслане.
Но вот наконец Руслан попадает во дворец Черномора. Черномор погружает Людмилу в глубокий сон, а затем принимает вызов Руслана на смертный бой. Волшебным мечом Руслан отрезает карлику бороду, в которой содержалось его могущество. Руслан побеждает Черномора и спешит к Людмиле. Руслан видит, что его невеста спит мёртвым сном, невольная ревность охватывает витязя. Но Ратмир и Горислава успокаивают его. Руслан забирает её и, сопровождаемый друзьями и бывшими рабами Черномора, покидает дворец, устремив свой путь на Киев в надежде там разбудить юную княжну.
Ночь. По пути в Киев Руслан, Ратмир, Горислава и сопровождающие их освобождённые рабы Черномора остановились на ночлег. Их сон стережет Ратмир. Мысли его обращены к Гориславе, он охвачен воскреснувшей любовью к ней. Вбегают рабы Черномора и сообщают Ратмиру, что Фарлаф, подстрекаемый Наиной, похитил спящую Людмилу, а Руслан исчез во тьме ночной. Появившийся Финн приказывает Ратмиру пуститься вслед за Русланом в Киев и вручает ему волшебный перстень, который разбудит Людмилу ото сна.
В гриднице Светозара в Киеве оплакивают прекрасную Людмилу, которую никто не может разбудить. Её принёс похитивший её Фарлаф, но разбудить её он не в силах. Слышен шум приближающихся всадников — это Руслан с друзьями. В ужасе трусливый Фарлаф. Руслан подходит к Людмиле и надевает ей на палец волшебный перстень Финна. Людмила пробуждается. Народ славит великих богов, святую Отчизну и мудрого Финна.
Зачем Фамусов рассказывает Чацкому о Скалозубе?
Когда в гости к Фамусову приходит Скалозуб, хозяин дома как раз разговаривал с Чацким и с досады на крамольные идеи высказанные этим молодым человеком даже демонстративно зажимал уши руками.
Но тут появляется Скалозуб и Фамусов принимается расхваливать его:
Прежде всего этот рассказ преследует цель удержать Чацкого от высказывания своих идей, которые по мнению Фамусова могут сильно рассердить Скалозуба. Но также этот рассказ преследует и другую цель. Как бы невзначай Фпмусов добавляет:
Таким образом, вроде бы и отрицая, Фамусов дает понять Чацкому, что не он, а Скалозуб может считаться завидным женихом. Намекает, чтобы Чацкий и не думал о руке его дочери.
Он рассказыва Чацкому о нем, преподнося Скалозуба как первого за кого он выдаст свою дочь. Если выражаться современным языком, то преподнося его как альфа самца.
Кроме того, за счет этого, он пытался затормозить неугомонного Чацкого, в плане его ухаживаней за своей дочерью, так как понятно, что Фамусов не хотел такого зятя нонконформиста, который не даст ни ему, ни всему обществу которое он олицетворял покоя.
Фамусов не любит Чацкого, он видит в нем опасный элемент, который не признает действующую власть и пропагандирует вольнодумство. Конечно, он не хочет видеть в Чацком жениха для своей дочери: какой жених, когда такая неприязнь налицо!
Возможно, в этих словах сквозит сплошная ирония. А возможно, что Фамусов все-таки уважает Чацкого за его умственные способности, которые он, впрочем, растрачивает совершенно не на те дела и интересы.
Фамусов, как любящий отец, таким способом пытается уберечь любимую дочь от отношений с человеком, который по его критериям, не достоин руки Софьи. Фамусов видит в роли мужа дочери богатого и влиятельного человека, но Чацкий ему не нравится. Поэтому при первой представившейся возможности он рассказывает о Скалозубе и своей симпатии к нему. Таким образом Фамусов решает судьбу Софьи и отсеивает недостойных кавалеров.
Думаю что Фамусов прекрасно знает что Чадскому нравится Софья, как и любой нормальный отец Фамусов хочет что бы его дочь вышла за более достойного человека, в этом случае более богатого.
Вот он и рассказал Чацкому о Скалозубе, что бы тот (Чацкий) понял что Софья не для него.
Павел Афанасьевич Фамусов – один из основных персонажей комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», главный проповедник и защитник идей «века минувшего». Действие пьесы разворачиваются в доме Фамусова.
Этот человек достаточно влиятелен в Москве: занимает пост управляющего в казенном доме. Он вдовец, отец 17-летней Софьи.
Фамусов относит себя к лагерю консервативных дворян, опасающихся общественных перемен.
Каков этот человек в нравственно-психологическом отношении, становится ясно уже в первых явлениях пьесы.
В самом начале, застав дочь наедине со своим секретарем Молчалиным, Фамусов рассуждает на тему образования и воспитания: выступает против просвещения и всего нового, что так или иначе, по его мнению, угрожает сложившемуся благополучию. Причину распущенного поведения своей дочери он видит в чтении книг:
Фамусов сокрушается о том, что учителя-иностранцы, освоение искусств – все во вред дворянским дочерям:
Лучшим образцом для дочери служит пример отца, считает Фамусов. Сам о себе он говорит, что
но лукавит, ведь незадолго до разговора с дочерью он недвусмысленно заигрывал со служанкой Лизой.
Самое ужасное для Фамусова – дурная слава.
«Грех не беда, молва не хороша», – говорит Софье Лиза, которая давно постигла нравы и устои этой семьи. А молва – это прежде всего внешнее впечатление, производимое в свете, но не представление о характере, душевных качествах. По таким принципам и живет старомосковское дворянство. Например, Фамусов искренне восхищается своим дядей Максимом Петровичем, главным достоинством которого было умение «подслужиться».
Образ Фамусова в полной мере раскрывается в отношениях с окружающими. Мера уважения к человеку напрямую зависит от его веса в обществе и потенциальной выгодности общения с ним. Чувства же не значат ничего. Фамусов говорит дочери:
Личностые качества и способности не принимаются во внимание и на службе. Главное здесь – связи:
К Чацкому Фамусов относится с презрительной жалостью, ведь тот
Скалозубом же, который полковник уже давно, а вот служит недавно, «и золотой мешок, и метит в генералы», Фамусов искренне восхищается, несмотря даже на беспросветную глупость этого человека.
Таким образом, в характерах Фамусова и его приближенных А.С. Грибоедов стремился не только представить нам палитру взглядов московской аристократии, продемонстрировать их несостоятельность, но и показать читателю, насколько крепко эти привычки укоренились в умах сословия, считавшегося «цветом общества». Лагерь «века минувшего» тогда был еще очень силен и доминировал над представителями передового дворянства. Но новая мысль уже заявляет о себе, и, в конечном итоге, она вытеснит изжившие себя ценности.
Автор подвергает критике основы принципы общественной жизни, которые строятся на лицемерии и лжи.
Все пороки общества, которые отражает Грибоедов, способствуют деградации и искажению норм настоящего общества и взаимоотношений между людьми.
Фамусов со всем своим окружением, относится к консервативному дворянству, где не нужны новые знания, изменения взглядов. В этом обществе процветают нормы, которые не способствуют прогрессу.
Грибоедов, в своей комедии, высмеивает чинопоклонение, карьеризм, кумовство. Не остались без внимания преклонение перед всем иностранным и так называемыми «авторитетами».
Чацкий отличался от общества, в которое попал. Он получил другое образования, у него было своё мнение на вещи, которое отличалось от мнения гостей. Всегда злит человек, который мыслит по другому.
К тому же он открыто говорит то, что думает. Хотя такая правда порой звучит жестоко. А гости Фамусова не привыкли к такому, критику никто слушать не хотел. Среди этого общества были свои установленные годами правила.
Да и сейчас не любят людей, которые говорят правду в лицо.
Чацкий не смог подстроиться под это общество. В итоге он уехал. А гости с радостью подхватили сплетню о его сумасшествие, и приняли за правду.
Революционером Фамусов не называет Чацкого ни разу. А называет карбонари (то есть карбонарием), опасный человек, франт-приятель, мот и сорванец. Почему так? По мнению Фамусова, Чацкий властей не признает, вольность хочет проповедать, обзывает подлецами тех, кто низко склоняется. Другими словами, Чацкий выступает против всего, что представляется Фамусовым правильным, основополагающим и неизменным. Так что если Чацкий и не революционер в прямом смысле, то близок к нему.
Чацкий не подходит ни по одному из критериев «желанный гость» для хозяев дома.
Самому хозяину не нравится в нем то, что молодой человек слишком вольнодумен, не стремится к низкопоклонничеству, выслугам в чины или хотя бы продвижению по военной карьерной лестнице. Он резок, дерзок, имеет свое собственное мнение, не боится его выражать, да еще и напрашивается в зятья. Чем мешает отцу Софьи реализовать планы касательно «генеральши Скалозуб», ведь Фамусов хочет выдать дочь за ныне полковника. Так же в лице Чацкого и Фамусова описано противостояние прогрессивной молодежи и закостеневшего московского общества. Софья этому лишь усмехается: «Гоненья на Москву! Что значит видеть свет!»
Сама Софья Павловна отчасти мстительна за то, что Чацкий уехал «повидать свет» на целых три года и «не писал трёх слов». Она не долго хранила место в сердце для Александра Андреича и отдала его Молчалину. Отчасти она злится за отношение Чацкого к Алексею Степановичу. Чацкий не уважает и высмеивает Молчалина за чинопочитание и прислужничесвто. Софья не внемлет голосу разума, она лишь слышит, как кто-то критикует ее возлюбленного.
Сочинение Фамусов и его окружение (Грибоедов Горе от ума)
В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов тонко подмечает нравы «золотого века» и существующий конфликт между дворянами, молодыми и вольными, и дворянами старого уклада.
Произведение нас знакомит с одним из главных героев, представителем московского дворянства с косными устоями – Павлом Афанасьевичем Фамусовым. Он – хозяин дома, в котором происходит главное событие комедии.
Из первого действия мы узнаем о том, что к дочери Фамусова Софье приезжает Чацкий — ее друг детства. Именно этот герой является полной противоположностью пожилого чиновника. И между ними назревает конфликт. Насколько разные взгляды и ценности у этих героев мы отчетливо видим уже во втором действии.
Окружение Фамусова состоит из высокопоставленных чиновников. Среди них есть яркие представители «фамусовского общества». Например, полковник Скалозуб, который хочет получить генеральский чин путем «услужливого» поведения перед «высшим светом». Это вызывает восхищение у хозяина дома, ведь главное для них – это мундир и чин.
Из разговора Фамусова с Чацким становится ясно, что молодой дворянин порицает существующий уклад дворянства. Он привык служить «делу, а не лицам». Его не интересует мнение других о нем. Чацкий ценит просвещение. Он рассержен тем, что в этом обществе все боятся и презирают людей, которые заняты наукой, а не приобретением чинов.
На балу у Фамусова, автор знакомит нас с его гостями. Среди которых князь Тугоуховский, его жена и шесть дочерей. Нечестный картежник и услужливый человек Загорецкий и тетка Софьи Хлестова. Мы видим, как гости прислуживаются перед друг другом. Молчалин, ухажер Софьи, опускается до того, что восхищается гладкой шерстью собачки Хлестовой, чтобы вызвать расположение к своей персоне. Чацкий это замечает и надсмехается над лестью Молчалина.
В обществе Фамусова есть место и для сплетен про того, кто сюда не вписывается. Софья распускает сплетню о Чацком, считая его гордым и злым: она говорит, что он «не в своем уме». Новость о безумии Чацкого быстро разносится среди гостей. Молодой герой понимает, что здесь ему не место и намерен уехать из города.
Автор комедии показывает, что Фамусов настолько обеспокоен мнением света, что после уезда молодого дворянина его волнует то, «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»
Итак, произведение Грибоедова ярко и комично показало и раскрыло «фамусовское общество». Закоренелые устои и желание чинов – вот главные особенности московского дворянства того времени.
Вопросы к действию № 1 комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
1. Что рассказывает Софья о Чацком (явл. 5)? Какие качества в нём она выделяет?
2. Лиза упоминает, что Чацкий лечился «на кислых водах». От чего?
3. Чем Молчалин отличается, по мнению Софьи, от Чацкого? Почему её слова вызывают смех Лизы?
4. Ждали ли приезда Чацкого в доме Фамусова?
5. Каково отношение Софьи к Чацкому при встрече? Почему? Чем вызвана холодность Софьи по отношению к Чацкому?
6. Каково мнение Чацкого о Москве (явл. 7)? Над какими москвичами и из-за чего он открыто смеётся (выделить в тексте всех!)? Справедлив ли он в своей критике, ведь он не был тут 3 года?
7. Что думает Чацкий (явл. 7)? Что вызывает смех Чацкого? Совпадает ли его мнение с мнением Софьи?
8. Как Фамусов встречает Чацкого (явл. 9)? О чём Фамусов сокрушается в явл.10? Кого бы из двух женихов он выбрал?
Вопросы к действию № 2 комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
1. Какими делами наполнена «трудовая неделя» московского барина Фамусова (явл.1)? Успевает ли он устать от службы?
2. Чем Чацкий вызывает неудовольствие и даже обиду со стороны Фамусова (явл. 2)? Кто здесь прав?
3. Сравните два монолога: монолог Фамусова («Вот то-то, все вы гордецы») и монолог Чацкого («И точно, начал свет глупеть»). В чём вы видите разницу в жизненных позициях этих героев (их идеалы, уважаемые ими люди и т.д.)? Чья позиция вам ближе?
4. Почему Фамусов называет Чацкого карбонари (= революционером)? От каких слов Чацкого Фамусов в ужасе?
5. Почему Фамусов так суетится, встречая полковника Скалозуба? О чём Фамусов предупреждает Чацкого (явл. 3)?
6. Каково мнение сложилось у вас о полковнике Скалозубе? Как он сделал свою карьеру? Можно ли назвать его честным офицером? Как характеризует Скалозуба его речь (явл. 5 — 7)?
7. О каких внесценических персонажах рассуждает Фамусов в монологе «Вкус, батюшка…»? Кого он ставит в пример для подражания и почему?
8. Совпадает ли характеристика московских «тузов» (= судей и законодателей жизни в Москве), данная Чацким, с отзывами Фамусова (явл. 5) в монологе «А судьи кто»? Что вызывает гнев Чацкого?
9. Какую новую информацию о Молчалине даёт нам явл. 12? Изменилось ли ваше мнение об этом герое? В какую сторону?
Вопросы к действию № 3 комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Тест на знание содержания 1 действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
1. Как зовут служанку дочери Фамусова? А) Маша Б) Арина В) Лиза Г) Катюша
2. Чем всю ночь занималась дочь Фамусова?
А) крепко спала, т.к. на следующий день был бал В) провела ночь с любимым человеком, играя на рояле
Б) читала французский роман Г) горько плакала, т.к. любимый человек не отвечал ей взаимностью
3. Встретившись рано утром с отцом у дверей своей комнаты, дочь Фамусова:
А) радостно целует отца в щеку В) выпрашивает у отца деньги на новые наряды и драгоценности
Б) выдумывает и рассказывает страшный сон, в котором отец – причина всех бед Г) плачет от страха
4. С кем вместе выросла дочь Фамусова (с кем ее вместе воспитывали)?
А) с Молчалиным Б) с полковником Скалозубом В) с Чацким Г) со старшей сестрой
5. В каком городе происходит действие комедии Грибоедова?
А) в Петербурге Б) в Саратове В) в Москве Г) название города не указано
6. О ком из героев комедии Софья говорит: «Не человек, змея!» А её служанка, наоборот, хвалит, отмечая, что этот человек «и весел, и остёр»?
А) об отце Б) о Молчалине В) о Скалозубе Г) о Чацком
7. В кого на самом деле влюблена семнадцатилетняя дочь Фамусова?
А) в Чацкого Б) в буфетчика Петрушу В) в Молчалина Г) в полковника Скалозуба
8. Кого из героев комедии зовут Алексей Степанович?
А) Скалозуба Б) Фамусова В) Чацкого Г) Молчалина
9. Кто такая мадам Розье, о которой говорит Фамусов в 1-ом действии комедии?
А) его жена, мать Софьи, которая давно умерла В) нанятая Фамусовым воспитательница для его дочери
Б) мать Молчалина, родственница Фамусова Г) мать Скалозуба, с которым Фамусов хочет породниться
10. Кем служил Молчалин в доме Фамусова?
А) старшим лакеем Б) секретарем Фамусова В) учителем музыки Г) управляющим делами
Тест на знание содержания 2 действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
1. С чего начинается 2-ое действие комедии Грибоедова?
А) Фамусов встречает Чацкого, которого несколько лет не видел
Б) Фамусов велит Петрушке внести записи в календарь о своих планах на следующую неделю
В) к Фамусову приходит Скалозуб, за которого тот мечтает выдать замуж свою дочь
Г) Фамусов с Молчалиным разбирают бумаги (т.к. в 1-ом действии Молчалин нёс папку с бумагами на подпись)
2. Как зовут Чацкого?
А) Павел Афанасьевич Б) Алексей Степанович В) Александр Андреевич Г) Сергей Сергеевич
3. Кем из московских богачей восхищается Фамусов, говоря с завистью, что тот «на золоте едал», был «весь в орденах» и «при государыне служил Екатерине»?
А) Сергеем Сергеевичем Б) Алексеем Степановичем
В) Максимом Петровичем Г) Иваном Ивановичем
4. Какой чин был у Скалозуба? А) бригадир Б) полковник В) штабс-капитан Г) генерал-аншеф
5. Что происходит с Молчалиным во 2-ом действии комедии «Горе от ума»?
А) он, плохой наездник, упал с лошади
Б) Молчалин, боясь упустить богатую невесту, решается сделать предложение Софье
В) Молчалин вызывает Чацкого за дерзость на дуэль
Г) Фамусов выгоняет его
6. Как отреагировала Софья на то, что произошло с Молчалиным»?
А) ушла вместе с ним из родительского дома
Б) лишилась чувств (упала в обморок)
В) стала плакать и отговаривать Молчалина от дуэли
Г) упрашивает отца дать согласие на брак с Молчалиным
7. Какое отчество было у дочери Фамусова?
А) Сергеевна Б) Андреевна В) Алексеевна Г) Павловна
8. Молчалин признается, что любит дочь Фамусова «по должности». А кто ему действительно нравится?
А) богатая тетушка Софьи Б) горничная Лиза В) богатая вдова-докторша Г) мадам Розье, француженка
9. Кто из героев комедии рассказывает дикую историю о «театрале», который отобрал у крепостных крестьян детей, а потом, когда разорился, распродал «Амуров и Зефиров поодиночке»?
А) Фамусов Б) Молчалин В) Чацкий Г) Скалозуб
10. Фамусов рассказывает Чацкому «поучительную» историю о своём дяде-покойнике, который добился богатства и положения при дворе Екатерины (см. вопрос 3). Каким образом он стал царским фаворитом?
А) подарил царице чудо-птицу В) рассказал государыне, что на неё готовится покушение
Б) прославился как полководец Г) упал на балу и рассмешил царицу и придворных
Тест на знание содержания 3 действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
1. Кому Чацкий дал такую характеристику: «Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки»?
А) Молчалину Б) Скалозубу В) Максиму Петровичу Г) Фамусову
2. По какой причине перед балом дочь Фамусова затаила обиду на Чацкого?
А) Чацкий требовал, чтобы Софья танцевала лишь с ним В) Чацкий уехал, так и не простившись с ней
Б) Чацкий сказал, что Молчалин недостоин Софьи Г) Чацкий поругался с отцом Софьи
3. Какие два «бесценных» таланта есть у Молчалина (он о них говорит Чацкому)?
А) честь и трудолюбие В) умеренность и аккуратность
Б) умение услужить и умение смолчать Г) покорность и скромность
4. Откуда Чацкий знает Платона Михайловича Горича?
А) это его сосед, их имения находятся рядом Б) он женился на знакомой Чацкого, Наталье Дмитриевне
В) он служил с Чацким в одном полку Г) познакомились на балу в доме Фамусова
5. Сколько дочерей привезли на бал к Фамусову князья Тугоуховские?
6. Кто взял с собой от скуки на бал к Фамусову «арапку-девку и собачку»?
А) княгиня Тугоуховская Б) Наталья Дмитриевна Горич В) старуха Хлёстова Г) господин Загорецкий
7. Кто распускает слух о сумасшествии Чацкого (кто первым пустил эту сплетню)?
А) Молчалин Б) Софья В) Загорецкий Г) Хлёстова
8. В чем Фамусов и его гости видят основную причину, что появляются свободолюбивые люди типа Чацкого?
А) в отсутствии контроля со стороны властей Б) в излишней гордости и нежелании жить по законам «отцов»
В) в образовании, в учении и учености Г) в отсутствии строгих законов, пресекающих вольнодумство
9. Какое слово (об этом рассказывает Чацкий) вызвало смех гостей на балу в доме Фамусова?
А) мадам Б) сударыня В) мадмуазель Г) госпожа
10. Кто вручает Софье в качестве подарка билет в театр, а чуть раньше подарил Хлёстовой «двоих арапченков»?
А) Загорецкий Б) Молчалин В) Скалозуб Г) князь Тугоуховский
Почему Чацкий отторгнут фамусовским обществом?
В комедии «Горе от ума» две сюжетные линии. Первая связана с развитием отношений в любовном треугольнике Чацкий-Софья-Молчалин. Вторая, более глубокая – общественно-политическая – заключается в столкновении нравов и порядков «века нынешнего» и «века минувшего».
Так, олицетворением «века нынешнего» в комедии практически единолично выступает вернувшийся в Москву Александр Андреевич Чацкий. Но одиночество Чацкого в фамусовском обществе лишь кажущееся. Кроме него, есть еще ряд внесценических героев: племянник княгини Тугоуховской Федор, изучающий химию и биологию, двоюродный брат Скалозуба, оставивший службу и уехавший в деревню читать книги, а также друзья Чацкого, о которых тот вскользь упоминает. Зато представителями «века минувшего» пьеса действительно изобилует. Литературоведы, как правило, объединяют их под общим названием «фамусовское общество». Это персонажи с «говорящими» именами и фамилиями – в первую очередь, сам Фамусов, а также Софья, Молчалин, Скалозуб, Хлестова, Загорецкий, Репетилов, семья Тугоуховских, Горичи, Хрюмины. Они зависимы от мнения окружающих и страдают галломанией – преклонением перед всем французским и вообще иностранным. Выразители взглядов «века минувшего» не видят никакого прока в просвещении, зато гонятся за чинами и знают, как их достичь.
Словно смерч, врывается Чацкий в монотонную жизнь дома Фамусова. Герой сразу замечает, что пока он получал новые знания и впечатления во время своего путешествия, в сонной Москве жизнь текла по-старому:
Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два. Тот сватался – успел, а тот дал промах, Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.
Монологи Чацкого в комедии «Горе от ума» характеризуются большой долей публицистичности: в них выражается мнение определенной группы прогрессивно мыслящих людей, а также содержится много риторических вопросов и восклицаний, нередко встречаются архаизмы. «Говорит, как пишет», – отмечает Фамусов. Чацкий решительно выступает против всего, что уже должно отжить, забыться, кануть в Лету – против тех пороков фамусовского общества, которые мешают новому поколению начать свою жизнь, жизнь без крепостничества, безграмотности, лицемерия, низкопоклонства.
Фамусов, как главный антипод главного героя в комедии, не хочет понимать и принимать прогрессивные взгляды на жизнь. Поэтому и принцип «служить бы рад, прислуживаться тошно» звучит для фамусовского общества дико. Правда «дома новы, но предрассудки стары» воспринимается как гнусная ложь, «гоненье на Москву». В финале произведения мы видим, что ни Фамусов, ни его окружение так и не поняли нравственных уроков Чацкого.
К сожалению, для него, Чацкий слишком поздно понимает, что эту «толпу мучителей» не переубедить. По мнению Александра Сергеевича Пушкина, главный герой вовсе не так умен, раз не распознает в своих собеседниках людей недостойных, а продолжает метать бисер «перед Репетиловым и тому подобными». Однако за четыре действия комедии он все же успевает своими смелыми фразами вселить в читателя полное отвращение к порокам «века минувшего». Конфликт Чацкого с фамусовским обществом все же принес свои просветительские плоды.
Автор: Анастасия Морозова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!