Почему чем старше ребенок тем меньше связь родителей со школой
5 причин игнорирования родителями школьной жизни ребёнка
«Родители-призраки»
Из упоминания призраков в термине явно следует, что обсуждаемая категория семей — это родители, которые «вроде бы есть, но их как бы нет». То есть при наличии у ребёнка родителей или опекунов присутствие оных учителем в школе не отмечено. Именно этим фактом и объясняются мысли педагога о том, что семье наплевать, что и как творится в школе с их ребёнком.
Родители не приходят на собрания, не горят желанием беседовать лично или по телефону с учителем, не посещают школьные праздники — в общем, упорно игнорируют школьную жизнь своего чада. Что в такой ситуации должен делать педагог? Пытаться помочь ученику или продолжать выполнять свои прежние обязанности, не обременяя себя выяснением причин и подробностей?
Для начала стоит оценить обстановку. Для разных ситуаций и подходы требуются разные. Рассмотрим возможные причины нежелания участвовать в школьной активности своих детей.
1. Школа — это не вся жизнь
Стоит поразмыслить над тем, действительно ли родителей не интересует их ребёнок. Жизнь учителя состоит не только из школы (хочется на это надеяться), жизнь остальных людей — тоже. Педагог не знает, что происходит за стенами учебного заведения, поэтому наивно полагать, что не пришедшая в школу семья — это родители-кукушки.
Проявление интереса к школьной жизни ребёнка вполне может быть проявлено в стенах собственного дома. Семья может обсуждать происшествия в школе, уроки, детские взаимоотношения во время совместного ужина. Мама может помогать делать домашнее задание, а папа советовать, как дать отпор хулигану. Вы не можете знать всего, что происходит в семье ваших учеников, поэтому делать скоропалительные выводы — не очень умное решение. Не осуждайте людей. Вполне вероятно, что при выборе, посетить ли школьное собрание или провести вечер в кругу семьи, был сделан выбор в пользу последнего.
2. Вечный дедлайн
Мамы и папы могут быть сильно заняты на работе. У всех нас разный рабочий график, непохожие обязанности и неодинаковые возможности. Один из родителей может оказаться в командировке, а второй, возможно, сидит дома с грудным ребёнком на руках. Школьные собрания не всегда проходят в удобное время, поэтому не все семьи могут позволить себе явиться в школу по первому требованию.
Если это в ваших силах, лучше совмещать родительские собрания и праздники. Таким образом, некоторые родители, которые не могут часто бывать в стенах школы, «одним выстрелом убьют двух зайцев».
Неплохо было бы иметь в классной комнате несколько игрушек на случай, если есть родители, которые приезжают на встречи с маленькими детьми.
3. Сложное положение
Возможен и вариант незаинтересованности в успеваемости ребёнка, когда родителям банально не до этого. У семьи могут быть серьезные проблемы, например сложности на работе, болезни близких людей и т.п.
Если вы в курсе сложной ситуации в семье ученика и можете помочь — сделайте это. Наверняка кто-то из ваших знакомых — хороший юрист, отличный строитель, внимательный врач. Вполне вероятно, что в зависимости от ситуации один из них сможет помочь исправить сложившееся тяжёлое положение. Вы сделаете доброе дело и установите более тёплые отношения с учеником.
Больше интересных материалов:
4. Серьёзные проблемы
Но смоделируем ситуацию по-другому. Ученик неопрятно выглядит, имеет плохую успеваемость по предметам, ведёт себя агрессивно. На лицо реальные проблемы в семье, ведь часто своим резким поведением дети восполняют домашние «неудачи». Из родителей на контакт никто с вами не идёт. Как же поступить в таком случае?
При наличии явных проблем в семье ученика педагогу стоит помочь школьнику, проявить заботу, раз никто больше не в состоянии этого сделать. Существует несколько способов оказать такую помощь.
Первый вариант, пожалуй, самый жёсткий, но и используется он только в чрезвычайных случаях. Вы замечаете за учеником не только агрессию и нечистоплотность, но и нехватку денег на питание (и отсутствие питания как такового), отсутствие регулярной медицинской помощи, негодную одежду. В данном случае придётся обратиться в социальную службу.
Второй вариант — ваша посильная помощь. Помогите обеспечить ребёнка тем, в чём он нуждается. Урегулируйте вопросы со взносами «на шторы» — возможно, эти деньги семье намного нужнее, чем кажется. В крайней ситуации можно попросить родителей других учеников этого же класса сброситься деньгами в качестве материальной помощи.
5. Нет дела до ребёнка
Наконец, реален и тот случай, когда родителям (без весомой и скрытой причины) не интересна школьная жизнь их ребёнка. В такой ситуации уделить внимание именно этому аспекту жизни можете вы или, например, спортивный тренер. Поддержку могут оказать друзья или старшие брат и сестра. Побеседуйте с ребёнком, узнайте о нём побольше. Осознав, какие интересы у ученика, можно помочь найти ему товарища, мотивировать записаться в кружок, где ребёнок сможет получить нужное ему общение.
Может показаться, что вы лишь обычный учитель в жизни ребёнка, а то, что происходит во внеурочное время вас касаться не должно. Однако помните, что дети не виноваты в сложных семейных ситуациях. И именно вы можете оказаться тем человеком, кто проявит необходимые для ребёнка чуткость и внимание. Естественно, педагог не может заменить родителей или друзей — да он и не должен этого делать! Но именно преподаватель в силах помочь во многих ситуациях и задать верную жизненную траекторию своим ученикам.
Этапы взросления детей
Как взрослеет подросток
15 мая в мире отмечался День семьи. Лейтмотивом этого праздника давно стал постулат, что дружная семья — это счастливые родители и дети. Однако дружить в семье не всегда удается успешно. Особенно много сложностей возникает, когда дети вступают в подростковый возраст.
Сегодня многие подростки, имеющие доступ в Интернет, заводят странички в социальных сетях, общаются там со сверстниками, выставляют фотографии, обмениваются ссылками на музыку. У каждого накапливается по полсотни и больше сетевых друзей, так называемых «френдов». Но что интересно, дети не часто «френдят» своих родителей — не все, что дано видеть и знать одноклассникам, одобрят мамы и папы.
Эта закрытость иногда нервирует родителей. Наш коллега, имеющий дочь-подростка, решил пойти на хитрость — подружился с дочерью в Сети от имени вымышленного молодого человека, но пришел к парадоксальному выводу: не стоило беспокоиться о поведении ребенка.
От маминой юбки к папиному кошельку
По словам психолога КГУСО «Кризисный центр для мужчин» Светланы Смирновой, пока ребенок маленький, ему нужна только забота, и авторитет родителей сомнению не подвергается. Однако в подростковом возрасте у ребенка идет переосмысление ценностей, дети перепроверяют на практике стереотипы родителей. Это нормальный процесс взросления — хуже было бы, если бы ребенок в 15, 20, 30 лет ссылался только на авторитет родителей: «А мама сказала. «.
Подростковый период считается переходным — как шутят психологи: от маминой юбки к папиному кошельку. Ребенок все больше времени проводит в социуме и начинает там проверять: а правы ли были родители, сравнивает нормы, которые установлены в семье с нормами всего общества. Если различий немного — родители для ребенка продолжают оставаться авторитетами. Но часто бывает, что родители со своими страхами сами не могут адекватно реагировать на вызовы социума и не могут научить этому детей.
Отношение родителей к детям тоже различается. Одни хотят иметь зависимого от них ребенка — они пугают его действительностью, внушают ему страх, чтобы он не смел принимать самостоятельные решения без совета родителей.
Другие родители не хотят, чтобы ребенок был им обузой, — им важно вырастить адаптированного к социуму ребенка.
По мнению Светланы Смирновой, родителям важно понять, чего они хотят от ребенка на самом деле. Многие жалуются на непослушание подростков, но если они всегда будут во всем слушаться родителей, то вырастут безвольными и безынициативными.
Если маленький человек заявляет свои права — надо садиться и договариваться с ребенком. Можно предложить встречные условия, обговорить поощрения и наказания, но выбор всегда должен оставаться за подростком. Если он нарушил соглашение с родителями, то сам, добровольно, выбрал себе и обговоренное наказание. И обижаться ему будет не на кого. Также надо понимать, что наказание — не издевательство, а обучение. И происходит оно от слова «наказ».
Простые запреты в переходном возрасте не помогают. Во-первых, ребенок хочет их логического обоснования, во-вторых, вполне возможно захочет проверить сам, почему «нельзя». Вообще, чем старше становится ребенок, тем больше ему стоит не запрещать или разрешать, а объяснять с точки зрения пользы или вреда. Например, прыгать с горки не столько плохо, сколько опасно. Это оставляет за ребенком выбор, но четко обрисовывает последствия.
Выбор за ребенком
Если в семейном недопонимании ребенок, к примеру, грозится уйти из дома, не стоит хватать его за руки, падать в обморок или запирать на замок. Стоит спокойно рассказать, что самостоятельная жизнь — это необходимость зарабатывать деньги, платить за жилье, готовить еду, покупать одежду и обувь. И тогда ребенок поймет, какой он еще маленький и как зависим от родителей.
В стремлении оградить ребенка от влияния социума родители иногда жестко структурируют время своих детей. Особенно от этого страдают одаренные дети.
Конечно, обратная ситуация, когда ребенку дают всю возможную свободу, тоже может навредить — определенные рамки и приличия все равно должны быть заданы, иначе, потакая ребенку во всем, можно запросто лишиться его уважения.
Интересно, что многие черты характера, взгляды на жизнь закладываются у ребенка в раннем возврате — до пяти-шести лет. В это время чадо нужно окружить максимумом тепла, любви и заботы. Перелюбить маленького ребенка невозможно, считает Светлана Смирнова: «Ребенок с завышенной самооценкой столкнется с миром и уравновесится, а вот ребенку с заниженной самооценкой трудно помочь, он может навсегда остаться неудачником. Потом жизнь маленького человека может сложиться по всякому, но если он знает, что такое хорошо — он всегда будет тянуться к хорошему».
Готовить к социуму ребенка лучше заранее. Хорошо, когда до школы он хотя бы год ходит в детский сад — не будет потом удивляться иерархической структуре детского коллектива в школе. Родители должны учить особенностям жизни в коллективе, общения со сверстниками и учителями.
Часто родители ошибаются в установках для детей. Массовая ошибка сегодня — воспитание девочек в духе того, что они всего должны добиваться в жизни сами. Такие девочки и вырастают самодостаточными, им даже семья и муж не нужны.
Без перехода на личности
У каждого родителя есть три уровня отношения к ребенку. Первый — внешний, когда нужно перед социумом защищать своего ребенка, ни в коем случае не солидаризируясь с учителем или кем-то против него. Второй уровень — семейный, общение с ребенком. Здесь важна адекватность проступков и наказаний.
Третий уровень отношения к ребенку — внутренний. Родителям важно разобраться, что стоит запрещать ребенку, исходя из реальной опасности, а что из мнимых страхов запрещать не стоит. Ведь чем меньше ограничений, тем меньше желания их нарушить.
Статья предоставлена газетой «Аргументы и Факты. Алтай»
Почему большинство родителей не знают, как построить отношения со школой
Леонид Илюшин: Школа становится открытой или остается закрытой не только потому, что она этого хочет сама как администрация, еще и потому, что общество к ней обращается с таким запросом. Но общество может сформулировать свой запрос по-разному. Одно дело, когда это декларативная цель провозглашенная и другое дело, когда это запрос изнутри, со стороны родителей, чьи дети учатся в этой школе. Мы хотим добиться того, чтобы к сентябрю были официально зарегистрированные сайты у всех образовательных учреждений, имею в виду школы. Дальше уже будет процесс встречный. Потому что размещая информацию в открытом окошке, я вправе как администратор школьный рассчитывать и понимать, что она читается. Могут возникнуть вопросы. Если я формулирую цель образования в школе, я там формулирую миссию школы, значит я несу ответственность за то, каким образом пойдет или не пойдет диалог с родителями.
Татьяна Вольтская: В Петербурге было даже проведено специальное исследование о взаимоотношения родителей и школы. Говорит заведующая кафедрой педагогики и психологии семьи Института детства Российского государственного педагогического института имени Герцена Ирина Хоменко.
Ирина Хоменко: Родители сами оценивали свой уровень готовности на основе тех вопросов, которые мы им прелагали. Так вот, около 90% родителей не готовы к школе социально-юридически. 60% родителей, которых мы обследовали, не знакомы с законом об образовании. 15% родителей никогда не читали Конвенцию о правах ребенка. Я уже не говорю о Семейном кодексе, об Административном кодексе и так далее. И вот те проблемы, которые очень часто возникают у родителей со школой, связаны прежде всего с тем, что родители плохо знают свои права и свои обязанности. Чему они должны учить своих детей, как они должны включаться в образовательный процесс. В чем больше всего родители не готовы к школе? Конечно, родители большинство по их самооценке не знают типы образовательных программ. То есть очень редко какой родитель может четко обозначить, по какой программе учится его ребенок, что он получит в результате этого обучения. В основном позиция родителей исходит то ли от большого уровня доверия к школе: мы отдадим в хорошую школу. Родители делегируют школе полномочия по обучению и воспитанию своих детей, не вникая в особенности, каким образом это будет сделано.
Еще одна тенденция, которую мы обнаружили в нашем исследовании, то, что очень большая часть родителей не умеют общаться со своим ребенком. То есть родители прямо заявляют о том, что им не хватает знаний. Каким образом можно выстроить отношения с ребенком в период его адаптации к образовательной деятельности. Еще одна тенденция – около 30% родителей боятся предстоящего общения со школой. Когда человек чего-то боится, у него есть два типа реакции. Одна пассивная, он пытается спрятаться. Вторая позиция – это позиция агрессии, когда родитель пытается отстаивать свои права или свои идеи активными способами, нападая на школу и систему образования в целом. 45% родителей считают, что их дети не будут справляться с учебой. Это опять же подтверждает наш вывод о том, что родители не знают особенности своих детей. Очень часто родители прежде, чем вести ребенка в школу, они посещают психолога или какого-то специалиста. Но очень часто родители слабо себе представляют реальные способности и возможности ребенка. От этого и уровень амбиций неадекватный совершенно. Потому что родители пытаются направлять ребенка по своей траектории, как они видят его жизненный и образовательный путь. В то время как стоит говорить о том, чтобы вообще родители посмотрели на своих детей и увидели, что способности и интерес ребенка – это разные вещи. И если он выбирает для ребенка школу, которая не соответствует его ресурсам, то тут мучаются все.
Елена Лялягина: Мы точно хотим, мы понимаем, что нам так проще работать, не потому что мы такие продвинутые, а потому что нам так проще, мы избежим большого количества недоразумений, непонимания в отношениях с детьми и с родителями, если мы начнем диалог сами. Учитель должен учить, а родителей нужно просвещать. У нас в школе, например, выходит газета, инициатива была от детей и в этой газете пишут в основном детей и для детей. Но мы понимаем, что это наш источник информации, который позволяет нам вести диалог с родителями кроме сайта. Поэтому периодически, не могу сказать, что мы это делаем очень системно, но мы стараемся это делать. В начале учебного года мы проводим исследования по ожиданиям родителей и в конце учебного года очень часто мы проводим опрос с родителями или с детьми, насколько эти ожидания оправдались. То есть некоторые родители из этих опросов и из этих газет, что у нас, оказывается, в школе делается. Зная. Что родители хотят от школы, мы можем либо менять их мнение, объяснять, что это, к сожалению, мы не можем сделать, либо отвечать на их запросы. Действительно большинство родителей хотят качественного образования и спокойствия. На этапах начальной школы они готовы принимать участие во всем и везде и всегда. Чем старше становится ребенок, тем меньше интереса, но тем больше недовольства. Раньше дети приходили в первый класс и десять лет учились в одной и той же школе. Сейчас очень много детей, которые по решению родителей в середине учебного процесса меняют школу. И вот зедсь, наверное, самое сложное, начинается работа с обманутыми ожиданиями. То есть если ребенок переходит из одной школы в другую, значит что-то уже не состоялось. Это очень важно выяснить, что не получилось, потому что не всегда виновата школа в том, что ожидания родителей не оправдались, а именно потому, что он не того ждал, как-то со школой не выстроили диалога о том, что будут ли исполнены все желания, которые закладывались. Конечно, все хотят, чтобы было здорово, хорошо, чтобы ребенок учился на пятерки, чтобы в школе ему был весело и интересно, чтобы домашние задания были маленькие, а при этом в голове оставались очень серьезные знания, чтобы танцевали, пели и спортивные мероприятия. Но это сложно. И самый простой выход из этой ситуации – это обоюдное желание этот диалог выстроить.
Ната Крылова: Самое страшное, что ребенок часто оказывается погребенный этой пирамидой. Приходится напоминать все время, что существуют какие-то демократические нормы организации общества. Так называемая пирамидальная демократия у нас не способствует развитию. Очень большой процент школ открытые и там есть и взаимодействие педагога и ребенка. И видимо, это накладывает свой отпечаток на взаимодействие родителей и детей. Там, где жесткая школа, волей-неволей ребенок и родители вовлекаются в эти жесткие отношения. Там, где эти отношения выстраиваются хоть в какой-то демократической логике, то там и успешность ребенка возрастает. Поэтому ученые, публицисты, журналисты, педагоги обращают внимание на характер взаимодействия. И здесь очень много способов сделать это взаимодействие действительно продуктивным. Но все педагоги открыты этому. К сожалению, стиль управления диктует жесткие взаимоотношения между школой и родителями. Потому что школа требует академических успехов, дети все разные, как известно, и это мешает обучению. Должны быть разные отношения к ним, основанные на индивидуальности. А если этого нет, то начинает родитель требовать невозможного от ребенка, конфликт в семье назревает. Преодолеть это можно только расширяя область обсуждения в школе между педагогами. Потмоу что если об этом молчать и делать вид, что все нормально, то, конечно, так и будет дальше.
Татьяна Вольтская: Для взаимодействия родителей и школы профессор кафедры педагогики Московского педагогического университета Татьяна Ковалева предлагает использовать старинную английскую систему тьюторства.
Татьяна Ковалева: Есть такая технология, она известна давно, с 12 века в Англии – тьюторство. Это специальное сопровождение, которое позволяет ребенку выйти на индивидуальную программу образования. Очень модные слова про то, что человек должен понимать, сам строить свою жизнь, надо ему не диктовать извне, а он должен сам учиться. Дальше встает вопрос: а вообще откуда берется культура выбора? С ней надо работать с детства. И тьюторское сопровождение – это специальные способы, как ребенка вводить в культуру выбора, как обсуждать приоритеты, потому что он все может выбрать. Но этот выбор для чего? У нас есть группа людей достаточно большая, 15 лет, вообще в стране этим занимается. В 12 век в Англии в Кембридже и в Оксфорде впервые появился такой опыт, что так начали работать со студентами.
Татьяна Вольтская: Там до сих пор так работают.
Татьяна Ковалева: Правильно. В мире педагогики есть разные профессии. Есть учитель или профессор, который знания передает. Тьютор – это педагог, который через обсуждение, какой приоритетный, какой должен идти, какой не должен. Теперь тьюторство можно делать и в школе. У нас есть специальный сайт, там объединено очень много групп, 18 регионов, кто этим занимается. Мы разрабатываем, как тьютор может работать в дошкольном образовании, с родителями, например, можно в начальной школе, в подростковой старшей, можно в вузе. В семье наоборот очень сложно. Например, сейчас очень сложная проблематика, когда мы говорим о передаче семейного дела. Есть корпорации, есть богатый отец, который всю жизнь положил на то, чтобы аптечное дело сделать. Теперь у него есть один сын, для него проблем нет – сын должен продолжать его дело. Но сын имеет право прожить свою ситуацию, он может \этим заниматься, а может он хочет чем-то другим заниматься. Вот технологии, как в семье можно понять, с одной стороны не навесить ребенку, с другой стороны поговорить, что ему важно. Я была на международной конференции в Америке, все, что у нас суперактуально, там, я даже говорить про это не могу, потому что они так живут, в культуру все встроено. Там можно обсуждать какие-то новые способы, которые созвучны этому времени. В России поскольку опыта индивидуализации не было, чтобы мы уважали культуру ребенка выбора. Взрослые знают, опытные, тебе сказали – делай. Это может менее жестко, более жестко.
Ирина Хоменко: Оно, конечно, не выливается в какие-то глобальные масштабные исследования, которые позволили бы дать методические рекомендации не только системе образования, но и системе здравоохранения, но и системе социальной защиты. Потому что те все праздники, которые проводятся в Год семьи, мне кажется, что их недостаточно. Наконец надо посмотреть на семью как на междисциплинарный объект исследования и проводить политику государственную с учетом данных научных серьезных, которые бы позволили не просто изучать какие-то локальные темы и проблемы, а посмотреть на семью в целом.
Ирина Лагунина
Руководитель специальных проектов Русской службы Радио Свобода
Анкета «Изучение отношения родителей к школе»
«Изучение отношения родителей к школе»
Педагогическая лаборатория нашего образовательного учреждения проводит опрос родителей. Данное исследование поможет сделать обучение в школе более эффективным.
1. Заполните, пожалуйста, таблицу с демографическими данными по составу Вашей семьи (если в семье один родитель, то заполняйте только один столбец в таблице).
Образование (где, что и когда закончили, по какой специальности)
Социальный статус (где и кем работаете)
2. Укажите, кем являются взрослые члены Вашей семьи по отношению к ребенку.
· Мать, отец и их родители.
3. Сколько детей в Вашей семье?
· Есть родные и приемные дети.
4. Определите, пожалуйста, характер Ваших семейных взаимоотношений.
4.1. Взаимоотношения в семье между родителями:
· Авторитарные:
главный в семье – муж;
главная в семье – жена.
4.2. Отношения между родителями и детьми:
4.3. Взаимоотношения ваших детей между собой :
5. Оцените материальный уровень Вашей семьи.
6. Определите, пожалуйста, характер удовлетворения материальных потребностей и распределения материальных благ в Вашей семье.
· Преимущественно расходуем деньги на материальные нужды: еду, одежду, предметы быта, украшения, мебель и т. п.
· Преимущественно расходуем средства на образовательные и культурные нужды.
· Не контролируем расходы.
7. Каково, на Ваш взгляд, отношение Ваших детей к материальным ценностям?
8. Даете ли Вы детям деньги на карманные расходы?
· Нет. (Перейти к вопросу № 10.)
9. Сколько денег Вы еженедельно даете ребенку на карманные расходы?
10. Уделяете ли Вы часть своего свободного времени общению с детьми?
11. Назовите формы общения с детьми, принятые в Вашей семье.
· Совместные обсуждения проблем, событий.
· Чтение книг и их совместное обсуждение.
12. Как часто Вы вместе с ребенком посещаете культурные мероприятия? (Отметьте нужный ответ.)
один раз
в 2 недели
один раз
в 3 месяца
один раз
в полгода
Другое (укажите, что именно)
13. Назовите дату посещения и наименование мероприятия, на котором Вы в последнее время были:
· с ребенком ________________________________________________ ;
14. Как Вы проводите свой отпуск?
15. Где за последние два года отдыхали Ваши дети? _______________
16. Выписываете ли Вы на дом прессу?
· Нет. (Перейти к вопросу № 18.)
17. Укажите, какие издания Вы выписываете: ____________________
18. Есть ли в Вашем доме компьютер?
19. Умеете ли Вы пользоваться компьютером?
20. Знаете ли Вы, чем на компьютере занимается Ваш ребенок?
· Выходит в Интернет.
· Пользуется для написания рефератов.
21. Укажите, пожалуйста, сведения о Ваших детях, заполнив нижеприведенную таблицу.
22. Если в Вашей семье есть дети-дошкольники, то:
· вы постараетесь, чтобы они учились в лицее;
· они будут ходить в другую школу.
23. Почему Вы выбрали именно наше образовательное учреждение для обучения Вашего ребенка?
· Находится близко к дому.
· В школе учился первый ребенок.
· У него слава лучшего в городе учебного заведения.
· По рекомендациям друзей, знакомых, дети которых обучались в школе.
· Я сам(а) учился(ась) в этой школе.
· После этой школы легче поступить в вуз.
· Это «профильная» школа.
· Образовательное учреждение хорошо оборудовано и имеет приличный вид.
24. Как поменялись за годы учебы ребенка Ваши отношения со школой (с педагогами, классным руководителем)?
· Стали лучше понимать друг друга.
· Мы стали активнее участвовать в жизни класса, школы.
· Не поменялись, мы стали реже посещать школу.
· Не поменялись, мы не нашли взаимопонимания с учителями.
25. Как часто и в какой форме происходит Ваше общение с педагогами?
Посещение общешкольных родительских собраний
Посещение классных родительских собраний
Участие в работе родительского комитета
Участие в делах школы
Участие в делах (мероприятиях) класса
Другое (укажите, что именно)
26. Как Вы считаете, должна ли школа больше общаться с родителями или ее задача – только обучение детей? __________________________________________________
27. Как Вы считаете, должна ли школа привлекать родителей к воспитательному процессу или воспитание – это задача только образовательного учреждения? _________
28. Какие из предложенных ниже форм работы с родителями лично Вы хотели бы видеть в школе?
Приглашение родителей на открытые уроки
Привлечение родителей к кружковой работе
Помощь родителей в проведении экскурсий
Помощь родителей в проведении соревнований
Посещение классным руководителем семей учащихся
Индивидуальные встречи классного руководителя и учителей-предметников с родителями
Знакомство родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса
Психолого-педагогическое просвещение родителей
Консультации психологов по вопросам профориентации
Письменное общение (записки, письма классного руководителя родителям)
29. Какие формы сотрудничества, направленные на улучшение связей родителей и школы, могли бы предложить Вы? __________________________________________________
30. Согласны ли Вы лично участвовать в жизни класса, школы?
31. Совпадает ли Ваша педагогическая позиция с педагогической позицией классного руководителя?
32. Нужны ли Вам консультации специалистов по вопросам воспитания Ваших детей? Если да, то отметьте, каких именно.
33. Какие формы психолого-педагогического просвещения Вы бы предпочли? (Заполните, пожалуйста, таблицу.)
Школьные тематические конференции для родителей
Родительские лектории (в узком кругу) на основе групповых интересов
Индивидуальная работа педагогов с родителями
34. В чем Вы видите главные задачи школы? Пронумеруйте ответы по степени значимости (1 – самая главная задача школы, 2 – очень важно, 3 – важно, 4 – не очень важно, 5 – совершенно не важно).
· Дать ребенку знания, необходимые для поступления в институт.
· Развить широкий кругозор.
· Воспитать гражданина, патриота своей страны.
· Воспитать хорошего, доброго, отзывчивого человека.
· Воспитать активную личность, с четкой жизненной позицией.
35. Как Вы считаете, почему чем старше ребенок, тем меньше связь родителей со школой?
36. Какие нравственные ценности должна воспитывать у ребенка школа? Пронумеруйте их по степени важности.
· Уважение к старшим.
· Интерес к окружающему миру.
· Стремление к знаниям.
37. Кто, на Ваш взгляд, играет главную роль в воспитании ребенка?
38. Раньше государство уделяло много внимания профориентационной работе в школе. С 90-х гг. этот процесс был пущен на самотек. Как Вы считаете, нужно ли проводить такую работу в школе?
39. Оцените эффективность влияния перечисленных в таблице форм работы на выбор учеником будущей профессии.
Имеет
большое значение
Не имеет никакого значения
Пустая трата
времени
Приглашение специалистов различных профессий в школу
Посещение дней открытых дверей в вузах
Распространение в школе рекламы различных курсов
Чтение предметов преподавателями вузов
Приглашение известных родителей с рассказом о своей профессии
Приглашение представителей особо популярных профессий: менеджеров, маркетологов и т. п.
Введение элективных курсов по выбору учащихся
40. В некоторых школах существуют так называемые УПК – когда учащиеся старших классов вместо уроков труда посещают курсы, а затем получают дипломы секретаря, повара, водителя и т. п. Как Вы считаете, нужны ли такие курсы Вашему ребенку?
· Да, в жизни все пригодится.
· Да, тогда после окончания школы он уже будет иметь какую-то специальность.
· Да, он может совмещать работу и учебу.
· Нет, это будет отвлекать ребенка от главной цели – учебы.
· Нет, это время можно посвятить посещению репетиторов и подготовке
в вуз.
· Нет, в это время можно проводить дополнительные занятия по профилю класса.
· Нет, моему ребенку это не понадобится в жизни.
41. Большинство школ переходит на профильное обучение. Но всегда есть опасность, что ребенок передумает, захочет поступать в вуз не по профилю. Каковы при этом, на Ваш взгляд, его шансы?
· Легко поступит в другой вуз, т. к. школа дает разнообразные и обширные знания;
· Будет трудно изменить профиль, т. к. другим предметам в профильных классах уделяется недостаточно внимания;
· Не сможет без репетиторов поступить в вуз.
42. Как Вы считаете, что нужно сделать школе, чтобы Ваш ребенок не пострадал, если он захочет поменять профиль обучения? ______________________________________
43. Как Вы считаете, необходимо ли ребенку участвовать в различных олимпиадах и конкурсах, научно-технических программах и проектах? (Отвечая на этот вопрос, можно выбрать несколько вариантов ответов.)
· Да, т. к. подобное участие расширяет кругозор ребенка.
· Да, ребенок учится нестандартно мыслить.
· Да, это даст азы научной работы, и ребенку будет легче учиться в вузе.
· Да, это занятие считаю полезным делом в свободное время.
· Нет, это отвлекает ребенка от подготовки к урокам.
· Нет, это занимает много времени и никак не пригодится в жизни.
· Нет, ребенку нужно отдыхать и общаться со сверстниками.
44. Какие связанные с физическим развитием ребенка требования Вы предъявляете школе?
· Школа должна уделять больше, чем сейчас, внимания физическому развитию ребенка.
· Кроме уроков физкультуры необходимы различные секции.
· Вместо уроков физкультуры нужны физические занятия по интересам.
· Кроме секций и физкультуры обязательны походы и участие в спортивных соревнованиях.
45. Как Вы относитесь к такой форме обучения, как экстернат?
· Такая форма обучения доступна немногим.
· Трудно получить качественные знания, обучаясь экстерном.
· Как одна из форм обучения, экстернат имеет право на существование.
46. Считаете ли Вы, что в лицее должна быть широко представлена система дополнительного образования?
47. Как Вы думаете, не приведет ли развитие системы дополнительного образования к перегрузке детей?
· Нет, т. к. свободное посещение предметов дополнительного образования позволяет ученику выбрать только то, что ему необходимо.
· Нет, т. к. считаю, что дети не сильно загружены в школе.
· Да, т. к. времени не хватает даже на выполнение уроков.
48. Как Вы относитесь к такой форме образования, как домашнее обучение?
49. Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок обучался таким образом? Почему?
50. Как известно, в деле воспитания детей большая роль отводится классному руководителю. Как Вы считаете, классный руководитель:
· должен быть освобожденным, желательно психологом по образованию и заниматься все свое рабочее время только проблемами класса;
· помимо классного руководства, он может быть и учителем-предметником.
51. Как Вы считаете, что должно входить в обязанности классного руководителя?
52. В последние годы большая роль в воспитании учащихся отводится школьным психологам. Нужны ли уроки психологии в школе?
· Нет. (Перейти к вопросу № 54)
53. С какого класса надо вводить уроки психологии? ______________
54. Нужен ли в школе психолог-консультант для детей?
55. Нужен ли психолог-консультант для родителей?
56. Нужно ли приглашать психологов на родительские встречи и собрания?
57. Вопросам школьного питания всегда уделялось большое внимание. Устраивает ли Вас, как питается Ваш ребенок в школе?
58. Что бы Вы хотели изменить в системе питания детей в школе? Ваши предложения:
С помощью данной анкеты мы попытались выявить Ваши пожелания и претензии к школе. Благодарим Вас за участие в этом анкетировании и надеемся, что наше совместное сотрудничество поможет достичь еще более высокого уровня обучения детей в нашем образовательном учреждении.