Почему человек думает что ему завидуют

Почему некоторые люди утверждают, что им завидуют?

Обычный, несимпатичный, небогатый и совершенно не выдающийся человек говорит, что ему завидуют.Почему?

Выводы:
1) Человек имеет комплексы неполноценности;
2) Всегда ищет причины всех своих неприятностей во внешнем воздействии;
3) Пытается самоутвердиться.

Иногда в утверждении, что им завидуют, звучащем из уст неуспешных и несимпатичных людей, мне слышится горькая самоирония.

Что-то вроде:
— Вот, «повезло» тебе, так «повезло».
— Не завидуй.

Да и просто в момент неудачи даже успешному и симпатичному, не желающему слушать стороннее неискреннее сочувствие, проще сказать «не завидуй». Отговорка, дающая понять, что разговор окончен и к этой теме возвращаться желания нет.

И, наконец, те, кто верит в сглаз и порчу, часто тоже малосимпатичные и неуспешные, часто готовы списывать неудачу на чей-то дурной глаз. Позавидовал, дескать, и сглазил. Потому и столько неудач преследуют несчастного: кругом завистники!

А, ведь всего-то и надо-то взглянуть на себя со стороны критически и объективно!

Все зависит от самомнения этого человека, его честолюбия, его стремления любым путем привлечь к себе внимание.

Кроме того, таким способом он ли обосновывает для окружающих свои неудачи, или наоборот. понуждает окружающих считать, что он чрезмерно удачный человек. Кроме того, возможно, это выражение его потребности в том, чтобы ему сочувствовали и жалели.

А, уж, симпатичный он или нет, это, как говорится, дело вкуса, тех, кто с ним общается.

Источник

Римма Федяева: «Как перестать зависеть от зависти»

Еще Гете писал: «Ненависть — активное чувство недовольства; зависть — пассивное». Не стоит удивляться, если зависть быстро переходит в ненависть. Кому завидуют руководители и работники фирм? Что происходит в организме человека, испытывающего зависть? И как избавиться от этой разрушающей жизнь эмоции? Доцент кафедры конфликтологии КНИТУ-КХТИ, психолог Римма Федяева специально для «БИЗНЕС Online» разложила по полочкам природу зависти и назвала лекарство от этой болезни общества.

Почему человек думает что ему завидуют

ЗАВИСТЬ — ЭТО ПРИЗНАНИЕ СЕБЯ ПОБЕЖДЕННЫМ

Социальные психологи говорят, что зависть лежит в основе всех межличностных и внутриличностных конфликтов. Политологи сошлись во мнении, что войны происходят из-за этого вечного и «искреннего» чувства. Врачи предупреждают, что зависть терзает человека, порождая болезни. Правоохранительные органы приводят страшную статистику, что около половины всех преступлений совершаются на почве этого зловещего недуга. А если бы издали всемирную историю зависти, то она была бы интереснейшей и поучительной энциклопедией для житейского опыта.

Если кто-нибудь скажет, что он начисто лишен чувства зависти, то я лично поприветствую этого человека и попрошу, чтобы он познакомился со мной, для того чтобы я набралась совершенства и впоследствии поделилась со своими читателями такой находкой, дополнив свои профессиональные знания методами избавления от этой непростой эмоции.

Почему люди завидуют друг другу? Мне симпатично высказывание Скрябина: «Зависть — это признание себя побежденным». Интуитивно вроде бы все понятно: в нашем мире одни люди напрочь лишены тех житейских благ, которыми другие обладают в полноте и даже в избытке. Проблема в том, что мир устроен несправедливо, а зависть является всего лишь реакцией обделенной части человечества на эту фундаментальную несправедливость. Потому-то бедные и завидуют богатым, некрасивые — красивым, бездари — талантливым, больные — здоровым. Человек как бы измеряет свои достижения относительно достижений других людей, а свои возможности — относительно возможностей других людей. Зависть — сложная эмоция. Она многообразна, многолика и бывает самых неожиданных оттенков.

Чаще зависть возникает в результате самообмана. И этот самообман, скорее всего, немедленно бы испарился, если бы мы знали, какой ценой человек достиг того, чему мы завидуем. А если бы знали, то сказали бы: «Нет, такой ценой мне этого не нужно». После чего наша зависть к данной ситуации быстро бы улетучилась. Человек среднего достатка завидует преуспевающему бизнесмену, глядя на его шикарный коттедж и дорогие автомобили. Но этот же самый бизнесмен, чье время расписано буквально по минутам, а количество дел, забот, ответственности значительно превышает его естественные возможности, с завистью смотрит на рядового сотрудника своей компании, который после рабочего дня спокойно идет домой и тут же забывает обо всех служебных делах.

Почему человек думает что ему завидуют
(фото: www.moneycoach.ru)

ЗАВИДУЯ, МЫ ВСЕ ГОТОВЫ УСТРОИТЬ СВОЮ СОБСТВЕННУЮ ВАРФОЛОМЕЕВСКУЮ НОЧЬ

У трудолюбивых немцев есть пословица: «Самая чистая и бескорыстная радость — это смотреть, как горит дом соседа». У педантичных и рациональных англичан: «По другой стороне ограды трава всегда зеленее». Так что это состояние характерно для людей любых национальностей, социального происхождения и любого возраста — лучшее у другого вызывает чувство досады, разум лишается покоя. Появляются стремление сделать всех ниже себя, когда человек испытывает желание иметь самому то же самое и даже больше, а еще сильное желание лишить других указанных преимуществ.

В христианстве зависть считается одним из семи смертных грехов: «Зависть есть печаль души, приходящая от благополучия ближнего. Зависть есть первоначальное семя всякого зла, первое порождение всякого греха, первая ядовитая скверна, растлившая землю и небо. Первый тлетворный пламень, зажегший огонь вечных мук и страданий». Подобное отношение к ней и в исламе: «Строго старайтесь преодолеть чувство зависти, ибо зависть пожирает добрые дела столь же быстро, сколь огонь пожирает сухое древо. Зависть побуждает идти человека на любые средства для получения предмета зависти, пренебрегая при этом понятием чести, добра и порядочности». Коран, сура 113-я: «О, Аллах! Защити от зла завистника, когда в нем зависть зреет».

Почему человек думает что ему завидуют
(фото: motiv-yspexa.ru)

МЕДИКИ ДОКАЗАЛИ — ЗАВИСТЬ УБИВАЕТ

Согласна принять народную теорию о белой зависти, но назовем ее стимулирующей соревновательностью. Объективно оценивая себя на фоне других, мы стремимся к улучшению собственных результатов, а также развиваем в себе творческие способности, физические, умственные, материальные возможности. Люди, которые способны сравнивать себя с более успешными, со временем повышают свои оценки в собственных глазах и глазах окружения. То есть нужно положительно реагировать на превосходство по отношению к себе, понимая, что успех чужого должен только вдохновлять на собственный успех.

Откуда берется зависть, где истоки этого порока, как бороться с ее проявлениями — жадностью, гневом, трусостью внутри себя?

За максимализмом в требованиях к другим, но не к себе, всегда стоят нравственная и психологическая ущербность, профессиональная и личная несостоятельность, стремление к компенсации собственной внутренней пустоты, незанятости и природной обделенности. Когда о других думаешь плохо, то собственное ничтожество не так обидно. Принижая других, в своих глазах становишься выше, значительнее. И это, к сожалению, не обходит людей любых профессий, а особенно творческих.

Не могу обойтись без социологических исследований, проведенных в университетах Durham и Columbus, которые подтвердили, что в возникновении сердечных недугов большую роль играет «озлобленная враждебность», вызванная завистью. Медики находят прямую связь между хронической озлобленностью и развитием атеросклероза. Когда человек завидует, он злится, отмечается повышение холестерола, возрастает число сердечных сокращений до 200 ударов в минуту и более, повышаются артериальное давление и свертываемость крови. Эти изменения способствуют возникновению инфаркта и инсульта. При этом выяснилось, что зависть наносит гораздо больший вред здоровью, чем курение и ожирение.

А в Университете Дьюка проведенное исследование подтвердило теорию о ранней смерти завистников. Дело в том, что люди, не способные управлять плохими эмоциями, не способные утихомирить свою злобу, имеют на 60 процентов больше шансов умереть в более раннем возрасте, чем те, кто склонен к компромиссам, к уважительному отношению к оппонентам и окружающим. Известный датский врач, профессор университетского госпиталя Оденсе Йорн Бекман, изучавший воздействие психологических факторов на иммунную систему, установил, что такие негативные отношения к окружающим, как злопамятность, зависть и агрессивность, вдвое снижают сопротивляемость организма к болезням.

Почему человек думает что ему завидуют

ОТКУДА В ЧЕЛОВЕКЕ БЕРЕТСЯ ЗАВИСТЬ?

Как уберечься от завистников?

На мой взгляд, есть три варианта:

— отогнать их подальше;

— придерживаться давным-давно разработанной стратегии великого и многими любимого философа Фрэнсиса Бэкона: «Все умные люди, дабы избежать зависти к их достоинствам, приписывают их провидению или фортуне».

Так и следует говорить: просто подфартило, а в следующий раз повезет и тебе. Умный догадается, что нужно делать, а дурак пусть ждет своей фортуны и тихо сопит. Ведь умный понимает, что общественного признания, которому завидуют, они, как правило, достигли в силу своего таланта, трудолюбия и упорства.

Откуда берется в человеке зависть? Думаю, что по трем причинам:

— от недостатка осознанности в жизни;

— от ошибочного восприятия истинных ценностей;

— из-за издержек воспитания.

Как избавить свой разум от этого разрушающего чувства?

— думать о своих делах и заниматься активной деятельностью (желательно тем, что получается, и тем, что действительно нравится);

— не забывать о правилах психологической грамотности: позитив, выдержка, самовоспитание;

— научиться сохранять чувство меры во всем;

— уметь видеть в себе сильные стороны и уметь бороться с недостатками;

— понижать уровень амбиций, но предвидеть и повышать уровень возможностей своими силами: самый большой завистник тот, у кого уровень амбиций высокий, а уровень возможностей низкий;

— уметь видеть и находить в людях, с которыми сталкивает судьба, хорошие качества (Платон, беседуя со своими учениками, указал на проходившего мимо горожанина и спросил их: «Что вы можете сказать о нем?» Первый ученик ответил: «Я не могу сказать о нем ничего хорошего, я не знаю его». А второй ответил: «Я не могу сказать о нем ничего плохого, я не знаю его». Первого ученика в последствии Платон изгнал из Академии, а из второго воспитал Аристотеля);

— уметь расценить любую жизненную ситуацию с позитивной стороны;

— научиться в некоторых случаях искренне смеяться над собой и радоваться за других (какое же это истинное наслаждение и удовольствие ощущать себя причастным к возникшим у человека радости, удаче, творческому успеху! И это не только альтруистическое чувство. Отдавая, неотвратимо получаешь сам. Постоянный «получатель» никогда не испытает радости, известной только дающему);

— найти в себе то, благодаря чему можно будет испытывать гордость за себя.

Почему человек думает что ему завидуют
(фото: medclown.ru)

«СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО»

Я понимаю, что тяжело сразу научиться управлять этой эмоцией. Никто не застрахован от возникающих в результате воздействия отрицательных эмоций патологических состояний и заболеваний. Иммунитет к этим факторам не формируется. Это лишь постоянный контроль, самовоспитание, внутренняя дисциплина и развитие духовности, но в этой связи нелишним будет прислушаться к предостережению и призыву Федора Гааза — известного немецкого врача русского происхождения: «Спешите делать добро». А это занятие никак не свяжешь с завистью. Потому что добрый человек лишь искренне радуется тому, что есть у другого.

Если иногда совсем плохо оттого, что кому-то, с вашей точки зрения, хорошо, то сходите в интернат для детей-инвалидов, в места лишения свободы, онкологические клиники и т. д. Там многое становится понятным и все встает на свои места: мысли, желания, поступки. И как-то явственнее понимаешь, что милосердие, сострадание, щедрость и служение другим дают нам возможность и силы пройти свой жизненный путь, лишенный зависти и злости, с достоинством и честью. А это и есть смысл и цель человеческой жизни.

Р. S. Я знаю, кто бы мог мне заявить, что лишен чувства зависти: медитирующий мудрец с Тибета или Гималаев (но он не читает «БИЗНЕС Online»), пофигист (он тоже ничего не читает, потому что ему ничего не нужно) и очень значительный человек с высокой самооценкой (он так полагает, хотя, конечно же, завидует еще более значительному, но, даже полагая так, он не позвонит и не напишет комментарий, ведь он очень значительный!). Потому что полностью избавиться от этой разрушающей эмоции можно только с избавлением от мирских желаний вообще, а для этого нужно или в бочку, как Диоген, или умереть. А того и другого мы не хотим. Но мы-то сейчас знаем, как от нее избавляться, и отчетливо контролируем оттенок зависти, который означает лишь одно: меня не устраивает существующее положение вещей, и я хочу изменить его в свою пользу, взяв вектор в сторону личностного развития и искренне радуясь за того, кто является примером в этом пути.

Источник

Психология зависти

Поче­му Каин зави­до­вал Аве­лю в том, что Бог при­нял его жерт­ву, а не в том, что Авель был чистый и бес­ко­рыст­ный? Все­гда ли мы пони­ма­ем, чему зави­ду­ем? Все­гда ли мы зави­ду­ем тому, что хотим иметь?
По мне­нию пси­хо­ло­га Дени­са НОВИКОВА, если пра­виль­но рабо­тать с зави­стью, она может помочь разо­брать­ся в себе.

Токсичная печаль

– Есть пре­крас­ная фор­му­ли­ров­ка зави­сти свт. Васи­лия Вели­ко­го: зависть – это печаль о бла­го­по­лу­чии ближ­не­го. Не знаю, насколь­ко это его ори­ги­наль­ная фор­му­ли­ров­ка или он взял из сто­и­ков, но такое опре­де­ле­ние зави­сти мож­но счи­тать клас­си­че­ским и в психологии.

Что такое печаль? Это когда у нас есть неко­то­рая потреб­ность, реа­ли­зо­вать кото­рую не полу­ча­ет­ся. Если мы рас­ста­ем­ся с цен­ным для нас чело­ве­ком, ухо­дим с важ­ной рабо­ты, не име­ем воз­мож­но­сти зани­мать­ся тем, что нам доро­го, чув­ство печа­ли вполне адекватно.

Чув­ство печа­ли может быть пере­жи­то, а может пре­вра­тить­ся в страсть.

Если чело­век пере­жи­ва­ет неко­то­рое вре­мя, а потом пере­стра­и­ва­ет­ся, у него про­ис­хо­дит, как гово­рят пси­хо­ло­ги, «рабо­та горя», он учит­ся жить и нор­маль­но живет без того пред­ме­та, кото­рым обла­дать не уда­лось, то эта потреб­ность может уйти из его жиз­ни, пере­стать быть значимой.

Есть дру­гой вари­ант – когда чело­век пони­ма­ет, что без этой потреб­но­сти он не про­жи­вет и тогда при­кла­ды­ва­ет все силы для ее дости­же­ния. Но если не дости­га­ет жела­е­мо­го – при­зна­ет­ся в сво­ем бес­си­лии, при­ни­ма­ет тот факт, что у него чего-то не будет, и так­же про­дол­жа­ет нор­маль­ную жизнь.

Страсть печа­ли – это зави­са­ние в неудо­вле­тво­рен­но­сти, когда чело­век не при­кла­ды­ва­ет ника­ких уси­лий для дости­же­ния жела­е­мо­го, но при этом не может от него отвлечь­ся. Про­ис­хо­дит посто­ян­ное, навяз­чи­вое воз­вра­ще­ние в одну точ­ку – в этом слу­чае мож­но гово­рить о стра­сти печа­ли, о «ток­сич­ной печа­ли», как гово­рят пси­хо­ло­ги. Хочу – не могу полу­чить – ниче­го не делаю, что­бы полу­чить. Такое зави­са­ние – самая под­хо­дя­щая поч­ва для роста зависти.

Для зависти нужен объект

Но при­чем здесь ближ­ний? – спро­сим мы.

Дело в том, что мы все – соци­аль­но зави­си­мы. Мы зави­си­мы от чужо­го мне­ния, от соци­аль­ных кри­те­ри­ев, хотя часто это­го не при­зна­ем. Но если мы были бы неза­ви­си­мы, мы были бы сво­бод­ны, а кто может о себе так ска­зать? И поэто­му о неудо­вле­тво­рен­но­сти наших потреб­но­стей нам часто сиг­на­ли­зи­ру­ет их успеш­ное удо­вле­тво­ре­ние у других.

Для чело­ве­ка ока­зы­ва­ет­ся сверхваж­ным то (в зави­си­мо­сти от при­о­ри­те­тов), какие часы носит некто из его окру­же­ния, или каки­ми лидер­ски­ми каче­ства­ми обла­да­ет, или насколь­ко любим в кру­гу людей, мне­ние кото­рых ему дорого.

Взять Аве­ля с Каи­ном – клас­си­че­ский при­мер зави­сти. Авель зани­мал­ся сво­им делом, Каин – сво­им. Но когда Бог не при­нял пло­ды дел Каи­на, Каин тут же пере­клю­чил­ся на дела Аве­ля, срав­нил себя с «дру­гой нормой».

Инте­рес­но, что Каин срав­ни­ва­ет толь­ко резуль­тат, а не глу­бин­но Аве­ля с собой; он не дума­ет о при­чи­нах того, поче­му Гос­подь не при­нял его жерт­вы, не дума­ет про свои отно­ше­ния с Богом, так ли они чисты и бес­ко­рыст­ны, как у Аве­ля, не при­слу­ши­ва­ет­ся к сло­вам Бога о том, что «рядом грех лежит».

Каин захо­тел, что­бы у него было так, как у дру­го­го, – но не такая же чистая душа, а такое же при­зна­ние Богом дел рук его, то есть «бле­стя­щий резуль­тат» любой ценой. Или что­бы у дру­го­го не было ниче­го. Уби­вая Аве­ля, он избав­ля­ет­ся от мучи­тель­ных пере­жи­ва­ний зави­сти – что у кого-то может быть луч­ше, чем у него.

Вот это «как у дру­го­го» фор­ми­ру­ет сте­рео­тип зави­сти. Нель­зя зави­до­вать «вооб­ще». Вооб­ще мож­но печа­лить­ся. А для зави­сти все­гда нужен объект.

В семье

Бес­силь­ное зави­са­ние меж­ду «хочу», но «не могу», при­во­дя­щее к завист­ли­вой печа­ли – очень раз­ру­ши­тель­но для человека.

Поче­му так труд­но пре­одо­леть свое бес­си­лие? Ситу­а­цию могут ослож­нять обсто­я­тель­ства, в кото­рых рос чело­век, неко­то­рые, часто бес­со­зна­тель­ные, уста­нов­ки воспитания.

Быва­ют семьи, где очень яркая фигу­ра отца, отец – без­услов­ный лидер, очень уве­рен­ный в себе муж­чи­на. И инте­рес­но скла­ды­ва­ют­ся судь­бы детей (напри­мер, бра­та и сест­ры). Девоч­ка, как пра­ви­ло, рас­цве­та­ет, она очень актив­на, уве­ре­на в себе, мно­го­го доби­ва­ет­ся. У нее могут воз­ник­нуть про­бле­мы, когда она будет выхо­дить замуж, пото­му что вокруг она может не уви­деть «достой­ных людей», хоть в какой-то сте­пе­ни срав­ни­мых с отцом. Но в целом ее лич­ный путь – уве­рен­но­го в себе, ярко­го чело­ве­ка, у нее с отцом все­гда теп­лые отношения.

Совсем не так с маль­чи­ком. Маль­чик с дет­ства, есте­ствен­но, не может кон­ку­ри­ро­вать с фигу­рой отца. Но он зако­но­мер­но пыта­ет­ся пере­нять сте­рео­ти­пы пове­де­ния отца, хочет быть «как папа». Папа же счи­та­ет сво­им дол­гом под­дер­жи­вать неоспо­ри­мое лидер­ство, отме­тая вся­кую воз­мож­ность кон­ку­рен­ции с сыном как про­яв­ле­ние соб­ствен­ной слабости.

И посте­пен­но в опы­те сына скла­ды­ва­ет­ся уста­нов­ка: с одной сто­ро­ны, он дол­жен под­ра­жать отцу, быть на него похо­жим, быть таким же сме­лым, силь­ным, но с дру­гой сто­ро­ны он чув­ству­ет, что раз­ни­ца настоль­ко вели­ка, что быть «как папа» он нико­гда не сможет.

В пси­хо­ло­гии это назы­ва­ет­ся двой­ным посы­лом: отец хочет, что­бы сын был похож на него, даже может гово­рить об этом, даже сам верит в это, но дела­ет все, что­бы пода­вить сына, побе­дить его.
Может быть, этот чело­век вооб­ще не допус­ка­ет кон­ку­рен­ции с муж­ски­ми фигу­ра­ми, или болез­нен­но ее пере­жи­ва­ет, вез­де и, конеч­но, в сво­ей семье.

При пра­виль­ном вос­пи­та­нии ребен­ку обя­за­тель­но нуж­но дать узнать «вкус побе­ды», нуж­но уметь под­да­вать­ся, что­бы он почув­ство­вал свою силу, узнал на опы­те, что его дей­ствия при­во­дят к результату.

Гово­ря о кон­ку­рен­ции, я не хочу ска­зать, что отец не дол­жен быть авто­ри­тет­ным, что в семье не долж­но быть иерар­хии. Но вот что, напри­мер, гово­рит о свя­щен­ни­че­ской иерар­хии Иоанн Зла­то­уст: что един­ствен­ная власть, кото­рой обла­да­ет свя­щен­ник – это сила сло­ва. Если ты можешь убе­дить сло­вом, тогда у тебя есть власть, авто­ри­тет, иерархия.

Если отец в сво­ем отно­ше­нии с сыном исхо­дит не из соб­ствен­ной власт­но­сти, а из его инте­ре­сов, рано или позд­но ребе­нок это почувствует.

Вари­ант, когда в дет­стве чело­век не полу­чил доста­точ­ной под­держ­ки в сво­их ини­ци­а­ти­вах, когда ему не помог­ли луч­ше понять свои потреб­но­сти и у ребен­ка сло­жи­лось ощу­ще­ние сво­ей неспо­соб­но­сти, – клас­си­че­ская ситу­а­ция для фор­ми­ро­ва­ния зависти.

Кон­ку­рен­ция более ост­ра меж­ду людь­ми одно­го пола. Если в семье кон­ку­рент­ная мама, – при­чем не зна­чит яркая, быва­ет и наобо­рот, неуве­рен­ная, неудо­вле­тво­рен­ная сво­ей жен­ской судь­бой, – не исклю­че­но, что она бес­со­зна­тель­но будет кон­ку­ри­ро­вать с доче­рью, уни­что­жать пред­став­ле­ние девоч­ки о ее жен­ствен­но­сти, кра­со­те, при­чем непря­мо, а в фор­ме вполне умест­ных заме­ча­ний, предо­сте­ре­же­ний, заботы.

И нака­зы­вая доч­ку за то, что сама ей зави­ду­ет, мать фор­ми­ру­ет в опре­де­лен­ной мере судь­бу доче­ри – жен­щи­ны не очень счаст­ли­вой, а та, в свою оче­редь, может повто­рить это со сво­ей доче­рью – такая свое­об­раз­ная жен­ская дедов­щи­на. Так зависть, пока она не осо­знан­на и не взя­та под кон­троль, может транс­ли­ро­вать­ся из поко­ле­ния в поколение.

Маркер зависти

Как уви­деть в себе зависть? Это очень труд­но для тех, кто не ищет, пото­му что зависть как эмо­ция сего­дня актив­но под­дер­жи­ва­ет­ся соци­у­мом и про­во­ци­ру­ет­ся им. Обще­ство потреб­ле­ния осно­ва­но на зави­сти, зависть в нем – один из глав­ных дей­ству­ю­щих меха­низ­мов: чело­ве­ку пред­ла­га­ет­ся некий иде­ал, к кото­ро­му он при­зван стре­мить­ся, но кото­ро­го нико­гда не достиг­нет. Весь смысл в погоне, в веч­ном сорев­но­ва­нии, посто­ян­ном срав­не­нии себя с дру­ги­ми, у кого боль­ше, доро­же, круче.

Мно­гие люди само­утвер­жда­ют­ся за счет того, что им зави­ду­ют. И если чело­век жил в соци­у­ме, где всем зави­до­вал, а за счет него само­утвер­жда­лись, то когда он само­утвер­дит­ся, ско­рее все­го, сам будет вести себя так, что­бы дру­гие ему завидовали.

В такой беготне и кон­ку­рен­ции на себя в под­лин­ном смыс­ле – понять, а нуж­но это мне и что мне дей­стви­тель­но нуж­но – вре­мя не оста­ет­ся. Отсю­да – посто­ян­ная неудо­вле­тво­рен­ность, уны­ние, раз­дра­же­ние – иде­ал-то не достигнут.

Поэто­му пер­вый мар­кер для обна­ру­же­ния зави­сти – когда чело­век заме­ча­ет, как силь­но он сори­ен­ти­ро­ван на дру­гих людей, когда он начи­на­ет мыс­лить себя в тер­ми­нах успеш­но­сти, посто­ян­но дума­ет, под­ме­ча­ет, что есть у дру­гих, и чего нет у него.

В Рос­сии часто кри­те­рий оцен­ки успеш­но­сти и пред­мет зави­сти – поп-звез­ды, акте­ры. Ниче­го пло­хо­го не хочу ска­зать об акте­рах, но еще в сере­дине XIX века они счи­та­лись коме­ди­ан­та­ми, такая про­фес­сия не дава­ла пра­во вхо­дить в выс­шее обще­ство. А сей­час для мно­гих – это эта­лон, люди смот­рят, как они оде­ты, как поют, ска­чут, при том что боль­шин­ство зри­те­лей нико­гда так не смогут.

Недав­но про­нес­лась исте­рия по пово­ду рож­де­ния наслед­ни­ка в Вели­ко­бри­та­нии. Сколь­ко людей с ума схо­ди­ло, но при­чи­на – отнюдь не почте­ние к коро­лев­ской дина­стии, а жела­ние – пусть таким чуд­ным обра­зом, – при­кос­нуть­ся к жиз­ни вели­ких людей, кото­рой ты пожить все рав­но не можешь. Но ты можешь этой жиз­нью инте­ре­со­вать­ся, в чем-то под­ра­жать, быть хоть с како­го-то боку при­част­ни­ком. И пусть это не зависть в чистом виде, но эта та плат­фор­ма (иде­ал и его недо­сти­жи­мость), отку­да зави­сти лег­ко расти.

Может, я фан­та­зи­рую, но навер­ное, в жиз­ни этих англий­ских фана­тов чего-то очень силь­но не хва­та­ет, при­об­ще­ние к чужой радо­сти как-то ком­пен­си­ру­ет отсут­ствие сво­ей. Так быва­ет, но под­си­жи­вать­ся на чужую радость вред­но, пото­му что если у тебя дол­го нет сво­ей, в кон­це кон­цов, чужая радость ста­нет тебя раз­дра­жать и печалить.

Важ­но зани­мать­ся сво­ей жиз­нью, смот­реть: поче­му у тебя нет радо­сти и начать что-то делать в этом направ­ле­нии. Сами уси­лия здесь будут бла­гим смыслом.

Как одна из про­блем наше­го вре­ме­ни, зависть похо­жа на тру­до­го­лизм. Очень слож­но при­знать его тому, кто им стра­да­ет. Так при­ня­то в обще­стве: чело­век, кото­рый мно­го рабо­та­ет и хоро­шо зара­ба­ты­ва­ет – это нор­ма, это класс­но. И толь­ко тогда чело­век может согла­сить­ся при­знать тру­до­го­лизм опас­но­стью, когда нач­нут рушить­ся отно­ше­ния в семье, стра­дать ваши близкие.

Я думаю, что с зави­стью нечто похо­жее. Зависть – пре­ступ­ле­ние про­тив люб­ви. Зависть уби­ва­ет любовь. Так же, как и тру­до­го­лизм. Ты не можешь одно­вре­мен­но любить чело­ве­ка и быть тру­до­го­ли­ком, пото­му что на любовь нуж­ны силы, вре­мя, вни­ма­ние, а у тру­до­го­ли­ка все это отда­но работе.

Ты так­же не можешь одно­вре­мен­но и любить чело­ве­ка, и ему зави­до­вать. Если вдруг под­ме­ча­ешь, что тебе что-то меша­ет это­го чело­ве­ка любить, что отно­ше­ния рушат­ся или не скла­ды­ва­ют­ся, мож­но спро­сить себя – не зависть ли тому причиной.

Мы все живые люди, чело­век – это про­цесс и мы все несо­вер­шен­ны в люб­ви. Поэто­му ска­жем так: чем боль­ше в нас люб­ви, тем мень­ше зави­сти. И наоборот.

Когда чело­век любит кого-то, тогда он раду­ет­ся за него, он – не про­тив него, а вме­сте с ним. Любовь объ­еди­ня­ет людей, это скреп­ля­ю­щая сила, как пишет Дио­ни­сий Аре­о­па­гит. А зависть – разрушает.

Когда зависть помогает

Но, зави­дуя Алле Пуга­че­вой или прин­цес­се Кейт, необя­за­тель­но хотеть быть певи­ца­ми или прин­цес­са­ми. При­страст­ное отно­ше­ние к ним может сиг­на­ли­зи­ро­вать о том, что какие-то потреб­но­сти нашей жиз­ни не удо­вле­тво­ре­ны, – здесь про­яв­ля­ет­ся, как мы гово­рим, сме­щен­ный эффект зави­сти. Если мы зави­ду­ем вла­дель­цу БМВ, но при этом сами совсем не хотим БМВ, мы можем вос­при­нять свою зависть как сиг­нал к раз­мыш­ле­нию: я чего-то очень хочу! И надо разо­брать­ся: чего именно?

Если меня вол­ну­ет жизнь прин­цес­сы Кейт, может, я тоже хочу вый­ти замуж, иметь семью, детей? Если меня вол­ну­ет жизнь Пуга­че­вой или пре­зи­ден­та Пути­на, может, мне хочет­ся быть поак­тив­нее в сво­ей соб­ствен­ной жиз­ни, поуве­рен­ней, и имен­но это меня в них при­вле­ка­ет (допу­стим)?

Такие раз­мыш­ле­ния осо­бен­но полез­ны людям, потреб­но­сти кото­рых при­туп­ле­ны, кото­рые не при­вык­ли счи­ты­вать свои чув­ства, при­зна­вать­ся в них даже самим себе.

Вооб­ще если чело­век даже про­сто обна­ру­жил в себе зависть и при­знал ее, это уже боль­шая побе­да. Зна­чит, под­со­зна­тель­но, в глу­бине сво­е­го суще­ства у него есть, как гово­рят пси­хо­ло­ги, запрос на изме­не­ние жизни.

Когда мы разо­бра­лись со сво­и­ми потреб­но­стя­ми, поня­ли, чему зави­ду­ем и чего хотим, даль­ше надо решить: готов я для дости­же­ния это­го дей­ство­вать или могу сми­рить­ся с тем, что нико­гда это­го не полу­чу. Сле­ду­ю­щий этап – само действие.

Переживите собственное бессилие

Очень важ­ный шаг в рабо­те с зави­стью (как и с любой про­бле­мой) – при­знать, что сво­и­ми сила­ми ты побе­дить ее смо­жешь. То есть в нашем слу­чае не смо­жешь ни сми­рить­ся, ни дей­ство­вать. Поче­му? Любая страсть – это слом воле­вых меха­низ­мов чело­ве­ка. Это осо­бен­но вид­но на при­ме­ре хими­че­ской зави­си­мо­сти – есть некая зона, в кото­рой ты не в состо­я­нии кон­тро­ли­ро­вать соб­ствен­ное пове­де­ние. Основ­ная иллю­зия, кото­рая воз­ни­ка­ет у чело­ве­ка в этой ситу­а­ции, что он вот сей­час напря­жет­ся, собе­рет­ся, возь­мет себя в руки, про­чтет еще одну книж­ку и … исправится.

Попыт­ка воле­вым реше­ни­ем спра­вить­ся со сво­ей стра­стью при нару­ше­нии воли дает бес­ко­неч­ный кош­мар вра­ще­ния в кру­го­во­ро­те стра­сти. Это само­об­ман. Пока чело­век не при­зна­ет, что его воле­вые меха­низ­мы слом­ле­ны, он ниче­го не смо­жет сде­лать. «Поди, брось свою страсть к ногам Хри­ста и полу­чишь облег­че­ние», – гово­рил еги­пет­ский подвиж­ник сво­е­му уче­ни­ку. Очень полез­но встре­тить­ся с пере­жи­ва­ни­ем соб­ствен­но­го бес­си­лия. При­зна­ние сво­е­го бес­си­лия перед стра­стью – пер­вая малень­кая побе­да над ней.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *