Почему человек думает что ему завидуют
Почему некоторые люди утверждают, что им завидуют?
Обычный, несимпатичный, небогатый и совершенно не выдающийся человек говорит, что ему завидуют.Почему?
Выводы:
1) Человек имеет комплексы неполноценности;
2) Всегда ищет причины всех своих неприятностей во внешнем воздействии;
3) Пытается самоутвердиться.
Иногда в утверждении, что им завидуют, звучащем из уст неуспешных и несимпатичных людей, мне слышится горькая самоирония.
Что-то вроде:
— Вот, «повезло» тебе, так «повезло».
— Не завидуй.
Да и просто в момент неудачи даже успешному и симпатичному, не желающему слушать стороннее неискреннее сочувствие, проще сказать «не завидуй». Отговорка, дающая понять, что разговор окончен и к этой теме возвращаться желания нет.
И, наконец, те, кто верит в сглаз и порчу, часто тоже малосимпатичные и неуспешные, часто готовы списывать неудачу на чей-то дурной глаз. Позавидовал, дескать, и сглазил. Потому и столько неудач преследуют несчастного: кругом завистники!
А, ведь всего-то и надо-то взглянуть на себя со стороны критически и объективно!
Все зависит от самомнения этого человека, его честолюбия, его стремления любым путем привлечь к себе внимание.
Кроме того, таким способом он ли обосновывает для окружающих свои неудачи, или наоборот. понуждает окружающих считать, что он чрезмерно удачный человек. Кроме того, возможно, это выражение его потребности в том, чтобы ему сочувствовали и жалели.
А, уж, симпатичный он или нет, это, как говорится, дело вкуса, тех, кто с ним общается.
Римма Федяева: «Как перестать зависеть от зависти»
Еще Гете писал: «Ненависть — активное чувство недовольства; зависть — пассивное». Не стоит удивляться, если зависть быстро переходит в ненависть. Кому завидуют руководители и работники фирм? Что происходит в организме человека, испытывающего зависть? И как избавиться от этой разрушающей жизнь эмоции? Доцент кафедры конфликтологии КНИТУ-КХТИ, психолог Римма Федяева специально для «БИЗНЕС Online» разложила по полочкам природу зависти и назвала лекарство от этой болезни общества.
ЗАВИСТЬ — ЭТО ПРИЗНАНИЕ СЕБЯ ПОБЕЖДЕННЫМ
Социальные психологи говорят, что зависть лежит в основе всех межличностных и внутриличностных конфликтов. Политологи сошлись во мнении, что войны происходят из-за этого вечного и «искреннего» чувства. Врачи предупреждают, что зависть терзает человека, порождая болезни. Правоохранительные органы приводят страшную статистику, что около половины всех преступлений совершаются на почве этого зловещего недуга. А если бы издали всемирную историю зависти, то она была бы интереснейшей и поучительной энциклопедией для житейского опыта.
Если кто-нибудь скажет, что он начисто лишен чувства зависти, то я лично поприветствую этого человека и попрошу, чтобы он познакомился со мной, для того чтобы я набралась совершенства и впоследствии поделилась со своими читателями такой находкой, дополнив свои профессиональные знания методами избавления от этой непростой эмоции.
Почему люди завидуют друг другу? Мне симпатично высказывание Скрябина: «Зависть — это признание себя побежденным». Интуитивно вроде бы все понятно: в нашем мире одни люди напрочь лишены тех житейских благ, которыми другие обладают в полноте и даже в избытке. Проблема в том, что мир устроен несправедливо, а зависть является всего лишь реакцией обделенной части человечества на эту фундаментальную несправедливость. Потому-то бедные и завидуют богатым, некрасивые — красивым, бездари — талантливым, больные — здоровым. Человек как бы измеряет свои достижения относительно достижений других людей, а свои возможности — относительно возможностей других людей. Зависть — сложная эмоция. Она многообразна, многолика и бывает самых неожиданных оттенков.
Чаще зависть возникает в результате самообмана. И этот самообман, скорее всего, немедленно бы испарился, если бы мы знали, какой ценой человек достиг того, чему мы завидуем. А если бы знали, то сказали бы: «Нет, такой ценой мне этого не нужно». После чего наша зависть к данной ситуации быстро бы улетучилась. Человек среднего достатка завидует преуспевающему бизнесмену, глядя на его шикарный коттедж и дорогие автомобили. Но этот же самый бизнесмен, чье время расписано буквально по минутам, а количество дел, забот, ответственности значительно превышает его естественные возможности, с завистью смотрит на рядового сотрудника своей компании, который после рабочего дня спокойно идет домой и тут же забывает обо всех служебных делах.
(фото: www.moneycoach.ru) |
ЗАВИДУЯ, МЫ ВСЕ ГОТОВЫ УСТРОИТЬ СВОЮ СОБСТВЕННУЮ ВАРФОЛОМЕЕВСКУЮ НОЧЬ
У трудолюбивых немцев есть пословица: «Самая чистая и бескорыстная радость — это смотреть, как горит дом соседа». У педантичных и рациональных англичан: «По другой стороне ограды трава всегда зеленее». Так что это состояние характерно для людей любых национальностей, социального происхождения и любого возраста — лучшее у другого вызывает чувство досады, разум лишается покоя. Появляются стремление сделать всех ниже себя, когда человек испытывает желание иметь самому то же самое и даже больше, а еще сильное желание лишить других указанных преимуществ.
В христианстве зависть считается одним из семи смертных грехов: «Зависть есть печаль души, приходящая от благополучия ближнего. Зависть есть первоначальное семя всякого зла, первое порождение всякого греха, первая ядовитая скверна, растлившая землю и небо. Первый тлетворный пламень, зажегший огонь вечных мук и страданий». Подобное отношение к ней и в исламе: «Строго старайтесь преодолеть чувство зависти, ибо зависть пожирает добрые дела столь же быстро, сколь огонь пожирает сухое древо. Зависть побуждает идти человека на любые средства для получения предмета зависти, пренебрегая при этом понятием чести, добра и порядочности». Коран, сура 113-я: «О, Аллах! Защити от зла завистника, когда в нем зависть зреет».
(фото: motiv-yspexa.ru) |
МЕДИКИ ДОКАЗАЛИ — ЗАВИСТЬ УБИВАЕТ
Согласна принять народную теорию о белой зависти, но назовем ее стимулирующей соревновательностью. Объективно оценивая себя на фоне других, мы стремимся к улучшению собственных результатов, а также развиваем в себе творческие способности, физические, умственные, материальные возможности. Люди, которые способны сравнивать себя с более успешными, со временем повышают свои оценки в собственных глазах и глазах окружения. То есть нужно положительно реагировать на превосходство по отношению к себе, понимая, что успех чужого должен только вдохновлять на собственный успех.
Откуда берется зависть, где истоки этого порока, как бороться с ее проявлениями — жадностью, гневом, трусостью внутри себя?
За максимализмом в требованиях к другим, но не к себе, всегда стоят нравственная и психологическая ущербность, профессиональная и личная несостоятельность, стремление к компенсации собственной внутренней пустоты, незанятости и природной обделенности. Когда о других думаешь плохо, то собственное ничтожество не так обидно. Принижая других, в своих глазах становишься выше, значительнее. И это, к сожалению, не обходит людей любых профессий, а особенно творческих.
Не могу обойтись без социологических исследований, проведенных в университетах Durham и Columbus, которые подтвердили, что в возникновении сердечных недугов большую роль играет «озлобленная враждебность», вызванная завистью. Медики находят прямую связь между хронической озлобленностью и развитием атеросклероза. Когда человек завидует, он злится, отмечается повышение холестерола, возрастает число сердечных сокращений до 200 ударов в минуту и более, повышаются артериальное давление и свертываемость крови. Эти изменения способствуют возникновению инфаркта и инсульта. При этом выяснилось, что зависть наносит гораздо больший вред здоровью, чем курение и ожирение.
А в Университете Дьюка проведенное исследование подтвердило теорию о ранней смерти завистников. Дело в том, что люди, не способные управлять плохими эмоциями, не способные утихомирить свою злобу, имеют на 60 процентов больше шансов умереть в более раннем возрасте, чем те, кто склонен к компромиссам, к уважительному отношению к оппонентам и окружающим. Известный датский врач, профессор университетского госпиталя Оденсе Йорн Бекман, изучавший воздействие психологических факторов на иммунную систему, установил, что такие негативные отношения к окружающим, как злопамятность, зависть и агрессивность, вдвое снижают сопротивляемость организма к болезням.
ОТКУДА В ЧЕЛОВЕКЕ БЕРЕТСЯ ЗАВИСТЬ?
Как уберечься от завистников?
На мой взгляд, есть три варианта:
— отогнать их подальше;
— придерживаться давным-давно разработанной стратегии великого и многими любимого философа Фрэнсиса Бэкона: «Все умные люди, дабы избежать зависти к их достоинствам, приписывают их провидению или фортуне».
Так и следует говорить: просто подфартило, а в следующий раз повезет и тебе. Умный догадается, что нужно делать, а дурак пусть ждет своей фортуны и тихо сопит. Ведь умный понимает, что общественного признания, которому завидуют, они, как правило, достигли в силу своего таланта, трудолюбия и упорства.
Откуда берется в человеке зависть? Думаю, что по трем причинам:
— от недостатка осознанности в жизни;
— от ошибочного восприятия истинных ценностей;
— из-за издержек воспитания.
Как избавить свой разум от этого разрушающего чувства?
— думать о своих делах и заниматься активной деятельностью (желательно тем, что получается, и тем, что действительно нравится);
— не забывать о правилах психологической грамотности: позитив, выдержка, самовоспитание;
— научиться сохранять чувство меры во всем;
— уметь видеть в себе сильные стороны и уметь бороться с недостатками;
— понижать уровень амбиций, но предвидеть и повышать уровень возможностей своими силами: самый большой завистник тот, у кого уровень амбиций высокий, а уровень возможностей низкий;
— уметь видеть и находить в людях, с которыми сталкивает судьба, хорошие качества (Платон, беседуя со своими учениками, указал на проходившего мимо горожанина и спросил их: «Что вы можете сказать о нем?» Первый ученик ответил: «Я не могу сказать о нем ничего хорошего, я не знаю его». А второй ответил: «Я не могу сказать о нем ничего плохого, я не знаю его». Первого ученика в последствии Платон изгнал из Академии, а из второго воспитал Аристотеля);
— уметь расценить любую жизненную ситуацию с позитивной стороны;
— научиться в некоторых случаях искренне смеяться над собой и радоваться за других (какое же это истинное наслаждение и удовольствие ощущать себя причастным к возникшим у человека радости, удаче, творческому успеху! И это не только альтруистическое чувство. Отдавая, неотвратимо получаешь сам. Постоянный «получатель» никогда не испытает радости, известной только дающему);
— найти в себе то, благодаря чему можно будет испытывать гордость за себя.
(фото: medclown.ru) |
«СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО»
Я понимаю, что тяжело сразу научиться управлять этой эмоцией. Никто не застрахован от возникающих в результате воздействия отрицательных эмоций патологических состояний и заболеваний. Иммунитет к этим факторам не формируется. Это лишь постоянный контроль, самовоспитание, внутренняя дисциплина и развитие духовности, но в этой связи нелишним будет прислушаться к предостережению и призыву Федора Гааза — известного немецкого врача русского происхождения: «Спешите делать добро». А это занятие никак не свяжешь с завистью. Потому что добрый человек лишь искренне радуется тому, что есть у другого.
Если иногда совсем плохо оттого, что кому-то, с вашей точки зрения, хорошо, то сходите в интернат для детей-инвалидов, в места лишения свободы, онкологические клиники и т. д. Там многое становится понятным и все встает на свои места: мысли, желания, поступки. И как-то явственнее понимаешь, что милосердие, сострадание, щедрость и служение другим дают нам возможность и силы пройти свой жизненный путь, лишенный зависти и злости, с достоинством и честью. А это и есть смысл и цель человеческой жизни.
Р. S. Я знаю, кто бы мог мне заявить, что лишен чувства зависти: медитирующий мудрец с Тибета или Гималаев (но он не читает «БИЗНЕС Online»), пофигист (он тоже ничего не читает, потому что ему ничего не нужно) и очень значительный человек с высокой самооценкой (он так полагает, хотя, конечно же, завидует еще более значительному, но, даже полагая так, он не позвонит и не напишет комментарий, ведь он очень значительный!). Потому что полностью избавиться от этой разрушающей эмоции можно только с избавлением от мирских желаний вообще, а для этого нужно или в бочку, как Диоген, или умереть. А того и другого мы не хотим. Но мы-то сейчас знаем, как от нее избавляться, и отчетливо контролируем оттенок зависти, который означает лишь одно: меня не устраивает существующее положение вещей, и я хочу изменить его в свою пользу, взяв вектор в сторону личностного развития и искренне радуясь за того, кто является примером в этом пути.
Психология зависти
Почему Каин завидовал Авелю в том, что Бог принял его жертву, а не в том, что Авель был чистый и бескорыстный? Всегда ли мы понимаем, чему завидуем? Всегда ли мы завидуем тому, что хотим иметь?
По мнению психолога Дениса НОВИКОВА, если правильно работать с завистью, она может помочь разобраться в себе.
Токсичная печаль
– Есть прекрасная формулировка зависти свт. Василия Великого: зависть – это печаль о благополучии ближнего. Не знаю, насколько это его оригинальная формулировка или он взял из стоиков, но такое определение зависти можно считать классическим и в психологии.
Что такое печаль? Это когда у нас есть некоторая потребность, реализовать которую не получается. Если мы расстаемся с ценным для нас человеком, уходим с важной работы, не имеем возможности заниматься тем, что нам дорого, чувство печали вполне адекватно.
Чувство печали может быть пережито, а может превратиться в страсть.
Если человек переживает некоторое время, а потом перестраивается, у него происходит, как говорят психологи, «работа горя», он учится жить и нормально живет без того предмета, которым обладать не удалось, то эта потребность может уйти из его жизни, перестать быть значимой.
Есть другой вариант – когда человек понимает, что без этой потребности он не проживет и тогда прикладывает все силы для ее достижения. Но если не достигает желаемого – признается в своем бессилии, принимает тот факт, что у него чего-то не будет, и также продолжает нормальную жизнь.
Страсть печали – это зависание в неудовлетворенности, когда человек не прикладывает никаких усилий для достижения желаемого, но при этом не может от него отвлечься. Происходит постоянное, навязчивое возвращение в одну точку – в этом случае можно говорить о страсти печали, о «токсичной печали», как говорят психологи. Хочу – не могу получить – ничего не делаю, чтобы получить. Такое зависание – самая подходящая почва для роста зависти.
Для зависти нужен объект
Но причем здесь ближний? – спросим мы.
Дело в том, что мы все – социально зависимы. Мы зависимы от чужого мнения, от социальных критериев, хотя часто этого не признаем. Но если мы были бы независимы, мы были бы свободны, а кто может о себе так сказать? И поэтому о неудовлетворенности наших потребностей нам часто сигнализирует их успешное удовлетворение у других.
Для человека оказывается сверхважным то (в зависимости от приоритетов), какие часы носит некто из его окружения, или какими лидерскими качествами обладает, или насколько любим в кругу людей, мнение которых ему дорого.
Взять Авеля с Каином – классический пример зависти. Авель занимался своим делом, Каин – своим. Но когда Бог не принял плоды дел Каина, Каин тут же переключился на дела Авеля, сравнил себя с «другой нормой».
Интересно, что Каин сравнивает только результат, а не глубинно Авеля с собой; он не думает о причинах того, почему Господь не принял его жертвы, не думает про свои отношения с Богом, так ли они чисты и бескорыстны, как у Авеля, не прислушивается к словам Бога о том, что «рядом грех лежит».
Каин захотел, чтобы у него было так, как у другого, – но не такая же чистая душа, а такое же признание Богом дел рук его, то есть «блестящий результат» любой ценой. Или чтобы у другого не было ничего. Убивая Авеля, он избавляется от мучительных переживаний зависти – что у кого-то может быть лучше, чем у него.
Вот это «как у другого» формирует стереотип зависти. Нельзя завидовать «вообще». Вообще можно печалиться. А для зависти всегда нужен объект.
В семье
Бессильное зависание между «хочу», но «не могу», приводящее к завистливой печали – очень разрушительно для человека.
Почему так трудно преодолеть свое бессилие? Ситуацию могут осложнять обстоятельства, в которых рос человек, некоторые, часто бессознательные, установки воспитания.
Бывают семьи, где очень яркая фигура отца, отец – безусловный лидер, очень уверенный в себе мужчина. И интересно складываются судьбы детей (например, брата и сестры). Девочка, как правило, расцветает, она очень активна, уверена в себе, многого добивается. У нее могут возникнуть проблемы, когда она будет выходить замуж, потому что вокруг она может не увидеть «достойных людей», хоть в какой-то степени сравнимых с отцом. Но в целом ее личный путь – уверенного в себе, яркого человека, у нее с отцом всегда теплые отношения.
Совсем не так с мальчиком. Мальчик с детства, естественно, не может конкурировать с фигурой отца. Но он закономерно пытается перенять стереотипы поведения отца, хочет быть «как папа». Папа же считает своим долгом поддерживать неоспоримое лидерство, отметая всякую возможность конкуренции с сыном как проявление собственной слабости.
И постепенно в опыте сына складывается установка: с одной стороны, он должен подражать отцу, быть на него похожим, быть таким же смелым, сильным, но с другой стороны он чувствует, что разница настолько велика, что быть «как папа» он никогда не сможет.
В психологии это называется двойным посылом: отец хочет, чтобы сын был похож на него, даже может говорить об этом, даже сам верит в это, но делает все, чтобы подавить сына, победить его.
Может быть, этот человек вообще не допускает конкуренции с мужскими фигурами, или болезненно ее переживает, везде и, конечно, в своей семье.
При правильном воспитании ребенку обязательно нужно дать узнать «вкус победы», нужно уметь поддаваться, чтобы он почувствовал свою силу, узнал на опыте, что его действия приводят к результату.
Говоря о конкуренции, я не хочу сказать, что отец не должен быть авторитетным, что в семье не должно быть иерархии. Но вот что, например, говорит о священнической иерархии Иоанн Златоуст: что единственная власть, которой обладает священник – это сила слова. Если ты можешь убедить словом, тогда у тебя есть власть, авторитет, иерархия.
Если отец в своем отношении с сыном исходит не из собственной властности, а из его интересов, рано или поздно ребенок это почувствует.
Вариант, когда в детстве человек не получил достаточной поддержки в своих инициативах, когда ему не помогли лучше понять свои потребности и у ребенка сложилось ощущение своей неспособности, – классическая ситуация для формирования зависти.
Конкуренция более остра между людьми одного пола. Если в семье конкурентная мама, – причем не значит яркая, бывает и наоборот, неуверенная, неудовлетворенная своей женской судьбой, – не исключено, что она бессознательно будет конкурировать с дочерью, уничтожать представление девочки о ее женственности, красоте, причем непрямо, а в форме вполне уместных замечаний, предостережений, заботы.
И наказывая дочку за то, что сама ей завидует, мать формирует в определенной мере судьбу дочери – женщины не очень счастливой, а та, в свою очередь, может повторить это со своей дочерью – такая своеобразная женская дедовщина. Так зависть, пока она не осознанна и не взята под контроль, может транслироваться из поколения в поколение.
Маркер зависти
Как увидеть в себе зависть? Это очень трудно для тех, кто не ищет, потому что зависть как эмоция сегодня активно поддерживается социумом и провоцируется им. Общество потребления основано на зависти, зависть в нем – один из главных действующих механизмов: человеку предлагается некий идеал, к которому он призван стремиться, но которого никогда не достигнет. Весь смысл в погоне, в вечном соревновании, постоянном сравнении себя с другими, у кого больше, дороже, круче.
Многие люди самоутверждаются за счет того, что им завидуют. И если человек жил в социуме, где всем завидовал, а за счет него самоутверждались, то когда он самоутвердится, скорее всего, сам будет вести себя так, чтобы другие ему завидовали.
В такой беготне и конкуренции на себя в подлинном смысле – понять, а нужно это мне и что мне действительно нужно – время не остается. Отсюда – постоянная неудовлетворенность, уныние, раздражение – идеал-то не достигнут.
Поэтому первый маркер для обнаружения зависти – когда человек замечает, как сильно он сориентирован на других людей, когда он начинает мыслить себя в терминах успешности, постоянно думает, подмечает, что есть у других, и чего нет у него.
В России часто критерий оценки успешности и предмет зависти – поп-звезды, актеры. Ничего плохого не хочу сказать об актерах, но еще в середине XIX века они считались комедиантами, такая профессия не давала право входить в высшее общество. А сейчас для многих – это эталон, люди смотрят, как они одеты, как поют, скачут, при том что большинство зрителей никогда так не смогут.
Недавно пронеслась истерия по поводу рождения наследника в Великобритании. Сколько людей с ума сходило, но причина – отнюдь не почтение к королевской династии, а желание – пусть таким чудным образом, – прикоснуться к жизни великих людей, которой ты пожить все равно не можешь. Но ты можешь этой жизнью интересоваться, в чем-то подражать, быть хоть с какого-то боку причастником. И пусть это не зависть в чистом виде, но эта та платформа (идеал и его недостижимость), откуда зависти легко расти.
Может, я фантазирую, но наверное, в жизни этих английских фанатов чего-то очень сильно не хватает, приобщение к чужой радости как-то компенсирует отсутствие своей. Так бывает, но подсиживаться на чужую радость вредно, потому что если у тебя долго нет своей, в конце концов, чужая радость станет тебя раздражать и печалить.
Важно заниматься своей жизнью, смотреть: почему у тебя нет радости и начать что-то делать в этом направлении. Сами усилия здесь будут благим смыслом.
Как одна из проблем нашего времени, зависть похожа на трудоголизм. Очень сложно признать его тому, кто им страдает. Так принято в обществе: человек, который много работает и хорошо зарабатывает – это норма, это классно. И только тогда человек может согласиться признать трудоголизм опасностью, когда начнут рушиться отношения в семье, страдать ваши близкие.
Я думаю, что с завистью нечто похожее. Зависть – преступление против любви. Зависть убивает любовь. Так же, как и трудоголизм. Ты не можешь одновременно любить человека и быть трудоголиком, потому что на любовь нужны силы, время, внимание, а у трудоголика все это отдано работе.
Ты также не можешь одновременно и любить человека, и ему завидовать. Если вдруг подмечаешь, что тебе что-то мешает этого человека любить, что отношения рушатся или не складываются, можно спросить себя – не зависть ли тому причиной.
Мы все живые люди, человек – это процесс и мы все несовершенны в любви. Поэтому скажем так: чем больше в нас любви, тем меньше зависти. И наоборот.
Когда человек любит кого-то, тогда он радуется за него, он – не против него, а вместе с ним. Любовь объединяет людей, это скрепляющая сила, как пишет Дионисий Ареопагит. А зависть – разрушает.
Когда зависть помогает
Но, завидуя Алле Пугачевой или принцессе Кейт, необязательно хотеть быть певицами или принцессами. Пристрастное отношение к ним может сигнализировать о том, что какие-то потребности нашей жизни не удовлетворены, – здесь проявляется, как мы говорим, смещенный эффект зависти. Если мы завидуем владельцу БМВ, но при этом сами совсем не хотим БМВ, мы можем воспринять свою зависть как сигнал к размышлению: я чего-то очень хочу! И надо разобраться: чего именно?
Если меня волнует жизнь принцессы Кейт, может, я тоже хочу выйти замуж, иметь семью, детей? Если меня волнует жизнь Пугачевой или президента Путина, может, мне хочется быть поактивнее в своей собственной жизни, поуверенней, и именно это меня в них привлекает (допустим)?
Такие размышления особенно полезны людям, потребности которых притуплены, которые не привыкли считывать свои чувства, признаваться в них даже самим себе.
Вообще если человек даже просто обнаружил в себе зависть и признал ее, это уже большая победа. Значит, подсознательно, в глубине своего существа у него есть, как говорят психологи, запрос на изменение жизни.
Когда мы разобрались со своими потребностями, поняли, чему завидуем и чего хотим, дальше надо решить: готов я для достижения этого действовать или могу смириться с тем, что никогда этого не получу. Следующий этап – само действие.
Переживите собственное бессилие
Очень важный шаг в работе с завистью (как и с любой проблемой) – признать, что своими силами ты победить ее сможешь. То есть в нашем случае не сможешь ни смириться, ни действовать. Почему? Любая страсть – это слом волевых механизмов человека. Это особенно видно на примере химической зависимости – есть некая зона, в которой ты не в состоянии контролировать собственное поведение. Основная иллюзия, которая возникает у человека в этой ситуации, что он вот сейчас напряжется, соберется, возьмет себя в руки, прочтет еще одну книжку и … исправится.
Попытка волевым решением справиться со своей страстью при нарушении воли дает бесконечный кошмар вращения в круговороте страсти. Это самообман. Пока человек не признает, что его волевые механизмы сломлены, он ничего не сможет сделать. «Поди, брось свою страсть к ногам Христа и получишь облегчение», – говорил египетский подвижник своему ученику. Очень полезно встретиться с переживанием собственного бессилия. Признание своего бессилия перед страстью – первая маленькая победа над ней.