Почему бог раскаялся что создал человека
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Быт. 6:6
Свт. Иоанн Златоуст
и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем
«И помысли, – говорит Писание, – Господь Бог, яко сотвори человека на земли». Заметь и здесь грубость и приспособительность выражения. «Помысли», сказано, вместо: раскаялся, не потому, что Бог раскаивается, – да не будет, – но божественное Писание говорит с нами по-человечески, чтобы научить нас, что чрезмерное множество грехов человеческих привело человеколюбивого Бога в столь великий гнев. «И помысли Господь Бог, яко сотвори человека на земли». Для того ли, говорит Бог, Я создал его, чтобы он, вдавшись в столь великое нечестие, сделался виновником своей погибели? Для того Я с самого начала удостоил его такой чести и явил столько попечения о нем, чтобы он, избрав добродетель, был безопасен от погибели. Но так как он злоупотребил Моим человеколюбием, то лучше уже прервать его злые предначинания.
Беседы на книгу Бытия. Беседа 22.
Свт. Кирилл Александрийский
и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем
Свт. Амвросий Медиоланский
Ст. 6-7 И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их
О Ное.
Свт. Филарет (Дроздов)
и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем
Понятие о свойстве приписываемого Богу раскаяния можно заимствовать из повествования о Сауле, где двукратно приписывается Богу раскаяние (1 Цар. 15:35) и где между тем Самуил говорит о Нем, что Он не человек, чтобы Ему раскаяться (1 Цар. 15:29). Из сего видно, что когда говорится о Его раскаянии, тогда говорится о Нем яко о человеке, и сие потому, что, как говорит Абен–Езра, закон говорит языком сынов человеческих, то есть языком простого народного смысла. Итак, мысль, заключающуюся в словах Моисея, иначе раскрыть можно так: Бог видел человека в таком состоянии, в котором сей совсем не соответствовал предначертанию Премудрости, явленному в его сотворении, и более уже не мог быть причастным любви и благости Творческой.
Толкование на Книгу Бытия.
Блаж. Августин
Ст. 6-7 И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их
Гнев Божий не есть волнение Духа Божиего, но суд, которым налагается наказание за грех. Помышление же и размышление Божие есть неизменная причина вещей, подверженных изменению. Бог не раскаивается в каком- либо поступке, как человек: Его суждение обо всех вещах вообще так же твердо, как верно Его предвидение. Но если бы Писание не употребляло таких выражений, оно не говорило бы так близко сердцу всякого рода людей, для которых оно предназначено быть советом, чтобы устрашать гордых, побуждать нерадивых, упражнять исследующих и давать пищу понимающим. Этого оно не смогло бы сделать, если бы предварительно само не склонилось и некоторым образом не снизошло к немощным.
А что возвещается гибель также всем земным животным и птицам, то этим указывается на величину предстоящего бедствия, а не выражается угроза гибели лишенным разума животным, как если бы и они согрешили.
О граде Божием.
Прп. Максим Исповедник
и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем
Как, согласно благочестию, следует понимать раскаяние Бога, о котором говорится в Писании?
Постигшие, как благочестиво мыслить о Божественном, говорят, что это невозможно, чтобы Бог, по природе Творец, не был бы по природе также и промыслителем о сотворенном. Если же это так, то, поскольку Бог по природе промышляет о человечестве, совершенно необходимо, чтобы для природы, о которой Он имеет промысл, у Него было много способов спасения. Ведь поскольку человек — существо изменчивое, легко приспосабливается ко времени и обстоятельствам, то совершенно необходимо, чтобы и Божий Промысл, оставаясь Самим Собой, приспосабливался к нашим состояниям, находя способы спасения [в зависимости] от произрастающих вприроде пороков, [подбирая то, что] легко усваивается. И подобно тому как во врачебном искусстве [лечению] подлежит множество болезней и необходимо, чтобы сведущий врач, поскольку тело, подлежащее [лечению], впадает во множество разнообразных недугов, и сам переходил от более слабых средств к более сильным — так [происходит] и у Бога: переход от одного способа промышления к другому обыкновенно именуется в Писании «раскаянием» Бога.
Вопросы и затруднения.
Еп. Виссарион (Нечаев)
и помысли Бог, яко сотвори человека на земли, и размысли
Почему Бог раскаялся, что создал людей.
Развращение людей и Божий суд.
«Истреблю с лица земли людей, которых Я сотворил, …ибо Я раскаялся, что создал их»». (Бытие, 6:7)
«И увидел Господь, что велико развращение людей на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своём. И сказал Господь: «Истреблю с лица земли людей, которых Я сотворил, от человека до скотов и гадов, и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их»».
Этот раздел важен с теологической точки зрения. Он даёт возможность понять, (1) что происходило в сердцах людей до потопа, (2) Божью позицию в ответ на развращение людей и (3) причину Божьего решения истребить созданное.
Стих 5. Такие выражения, как увидел Господь, употребляются в разных местах и показывают Божий интерес и Его вмешательство в дела людей (см. 29:31; Исх. 2:25; 3:4; 4:31). Эти слова вызывают в памяти высказывание Господа в 1:31: «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма». Однако какой огромный контраст! Вместо того чтобы смотреть с одобрением, теперь Он увидел, что велико развращение людей на земле.
Такое поведение не было неожиданным отклонением со стороны человека; эта практика существовала издавна, о чём свидетельствует следующее далее высказывание автора: все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. Этот грех человека был не случайным и не кратковременным, а спланированным, умышленным и привычным. Всякий час бодрствования человек замышлял в своём сердце зло вплоть до того, что оно поглощало его самого и всех вокруг него.
Автор связывает причину потопа с описанием падения человека в Быт. 3. В Эдемском саду Адам и Ева захотели знать «добро и зло» (3:5, 22). Их новое знание оказалось не благословением, а трагедией как для них, так и для их потомков. Стремление человека изобретать новые способы творить зло почти подавило его желание делать добро.
Стих 6. Далее следует Божья реакция на безудержное развращение людей: «И раскаялся Господь, что создал человека на земле». Этот стих смущает некоторых вследствие его перевода в Синодальной Библии, что Господь «раскаялся». В других местах Библия говорит, что невозможно Богу согрешить или солгать; поэтому Ему не нужно раскаиваться. Так же и в Чис. 23:19 мы читаем: «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться [передумывать; Международное Библейское Общество]» (см. 1 Цар. 15:29). Еврейский глагол, употреблённый в 6:6, происходит от накхам. Обычно, когда он употребляется по отношению к Богу, смысл другой, нежели «раскаиваться», так как Бог никогда не бывает виновным в грехе. И всё же правда, что Бог «пожалел» (Международное Библейское Общество), «стало у Него на сердце грустно» (Современный Перевод) от того, что произошло.
Бог всё же меняет Свою позицию и планы по отношению к человеку в зависимости от реакции человека на Его волю. Это не означает, что Бог своенравен; это показывает, что Его воля соотносится с ответственностью людей (см. Исх. 32:12–14; 1 Цар. 15:11, 22–29; Иер. 18:6–10; Иона. 3:4–10). Изначально Божьим желанием было благословить человечество, что Он и сделал (1:27, 28). Всё, что Он создал, было «хорошо» (1:4, 12, 18, 21, 25), более того — «хорошо весьма» (1:31). Когда Адам и Ева послушались змея и согрешили, этим был дан ход проклятиям и наказаниям (2:17; 3:14–19, 22–24), но и Божьи благословения продолжались.
Божья реакция на людей — сожаление — была вызвана не тем, что сотворение было ошибкой. Источником её были развращённость и греховность человека, искажавшие образ Бога в нём. Создание человека не было ошибкой; ошибкой былло злоупотребление человеком своей свободной волей, превратившее его в буйного дикаря. Бог, будучи личностью, чувствует боль, когда те, кого Он любит, предают Его, бесчестят себя и оскорбляют таких же людей, как они сами (см. Ос. 11:1–8). Вот что вызвало невыразимую боль и скорбь в сердце Бога.
Стих 7. В этот момент Господь объявляет Своё решение: «Истреблю с лица земли людей, которых Я сотворил… ибо Я раскаялся, что создал их». Термин макхах, переведённый как «истреблю», фактически означает «вытирать, стирать, изглаживать», как вытирали или соскабливали с древнего свитка написанные чернилами буквы. Это же слово употребил Моисей, когда ходатайствовал за израильтян после их поклонения золотому тельцу. Он умолял Бога простить их грех и затем добавил: «Прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх. 32:32). Когда Бог придёт судить Иудею и город Иерусалим за развращение людей, Он вытрет город «так, как вытирают чашу, — вытрут и опрокинут её» (4 Цар. 21:13).
После обескураживающего описания в 6:5–7 человечества текст озаряется лучом надежды. Та оценка, что «помышления сердца их были зло во всякое время» (6:5), не относились ко всем людям на земле; исключение составил Ной.
Может ли Бог раскаяться?
Андрей Десницкий о том, можно ли создать «схему Бога»
Приблизительное время чтения: 4 мин.
«…и раскаялся Господь, что создал человека на земле» — читаем мы в начале истории о всемирном потопе (Бытие 6:6). Неужели Бог может раскаяться? Передумать? Да и завершается история о потопе чем-то подобным: «и сказал Господь Бог в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал» (Бытие 8:21). Эти слова тоже выглядят как сожаление о сделанном…
Язык книги Бытия, да и других библейских книг мало похож на язык современных богословских трактатов. Трансцендентность или триипостасность — таких слов просто нет в простом и конкретном языке книги Бытия. Бог там ходит в прохладе дня, то есть под вечер, по Эдемскому саду, спускается к вавилонской башне… Да в том же самом стихе 8:21 сначала сказано: «обонял Господь приятное благоухание» — разве не вызывает это вопросов? Бог что, принюхивается к жертвоприношениям? А если аромат Ему не понравится — не примет?
Да ведь и мы сегодня говорим о «руке Божьей» или «очах Божьих», и нет ничего удивительного, что когда-то говорили, например, о «Его ноздрях». Мы прекрасно понимаем, что это антропоморфизмы, описания Божества через уподобление Его человеку. Не Он таков, а нам так понятнее и проще о Нем говорить.
И чувства и мысли, которые приписываются Богу — в конечном счете, такие же антропоморфизмы. Если сказано, к примеру, что Он прогневался, мы же не представляем себе Бога в виде разъяренного дядьки, который потрясает кулаками. Хотя, впрочем, иногда таким Его себе и представляют… что ж, Библия может быть прочитана очень разными способами, в том числе и таким примитивным.
Так что там с раскаянием? Может ли Бог изменить принятое решение? Может, причем едва ли не вся Библия — о том, что такие перемены нередко зависят от образа действия людей. Так было и в истории с потопом.
Вот, казалось бы, и весь ответ. Но самое интересное тут только начинается. В Пятикнижии и, в частности, Бытии исследователи выделяют несколько гипотетических источников, а точнее говоря, преданий, из которых и возник некогда этот текст. Для кого-то такая гипотеза звучит кощунством: как, разве не всё Пятикнижие записал Моисей? Мог ли он его целиком записать — отдельный вопрос, но нет никаких сомнений, что некоторые представления о Боге и мире были у израильтян задолго до Моисея и что они не исчерпывались письменным текстом Пятикнижия и после его смерти. Собственно, примерно это мы и называем Преданием.
Нет ничего удивительного или скандального в том, чтобы увидеть некоторые следы такого сложно устроенного Предания — или даже нескольких разных преданий — в письменном тексте Бытия. Кстати, на русском языке об этом можно почитать в книге Р. Фридмана «Как создавалась Библия», хотя, конечно, Фридман, как и любой автор, излагает свою теорию, а не истину в чистом виде.
Так вот, в истории о потопе, согласно этой теории, переплетены два источника, которые принято называет «Яхвистским» и «Священническим» или «Жреческим». Различить их довольно просто: первый говорит о Господе, а второй называет Его просто Богом. Так вот, именно первый источник говорит о том, как Господь раскаялся в сотворении человека после того, как человечество оказалось таким порочным, и о том, как Он решил в дальнейшем не губить людей, несмотря на всю их греховность. И точно так же именно этот источник описывал Господа ходящим по саду в прохладе дня и беседующим с Адамом…
А вот второе предание (явно вышедшее из священнической среды) таких вольностей не допускает. Те части истории о потопе, где слово «Бог» используется без добавления слова «Господь» (еще точнее — без того четырехбуквенного имени Божьего, которое сегодня почти всегда переводится как «Господь»), изображают Бога отстраненным и не меняющим своих решений. Он дает указания Ною, и точное их исполнение приводит Ноя и его семью ко спасению. Ну чем не священнический подход?
Что же сказать об этом? Одна из традиций более примитивна, антропоморфна, изображает Господа почти как человека? Можно, конечно, сказать и так. Но зачем тогда ее включили в окончательный текст Бытия, разве нельзя было обойтись более «возвышенной» версией второй традиции? А с другой стороны, эта вторая версия — не слишком ли она механистична, если остаться только с ней, в Библии станет намного меньше поэзии!
Видимо, нельзя обойтись без той и другой. Смотрите: одно предание, священническое, говорит о Боге вне этого мира (трансцендентном, скажет современный богослов), вечном, не меняющем Своих решений. Второе изображает Его активное вмешательство в жизнь этого мира, Его взаимодействие с людьми. Кто прав? Оба. Каждый описывает Господа с одной, своей стороны, и каждое описание неизбежно неполно. Одно говорит, что Бог справедлив, второе — что Господь милостив; одно — что Творец превыше нашего мира, второе — что творение продолжается и сегодня, и человек приглашен соучаствовать в нем.
Разве можно нарисовать единую и непротиворечивую «схему Бога» или написать инструкцию по пользованию Им? Человек лишь приближается к этой высшей реальности, не в силах полностью ее познать или описать, и любые наши слова о Боге — лишь слабая попытка выразить невыразимое. Делать это можно с разных сторон, и правда одного опыта не отрицает заведомо другой правды и иного опыта. По крайней мере, так это выглядит в Библии.
Бог раскаялся, что создал человека — Бог согрешил и ошибся?
В Библии сказано, что Бог раскаялся, что создал человека (книга Бытие). Можем ли мы сделать вывод, что Он сделал ошибку, сотворив людей? Получается, что Бог тоже может ошибаться?
В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди. И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. (Бытие 6:4-6)
Почему Бог раскаялся, что создал человека — Он ошибся?
Справедливый вопрос. В отличие от других религий, где Бог представлен абсолютно бесстрастным, в Библии у Бога есть сильнейшие чувства и эмоции. Вы можете самостоятельно поизучать эту тему (я сейчас в Лондоне, в аэропорту, поэтому передаю изучение Писания в ваши руки). Библия показывает такие чувства Бога, как любовь, гнев, ревность, сострадание, милость и сожаление. Бывают ситуации, когда можно испытывать сожаление о содеянном, не считая это ошибкой.
Я думаю, в книге Бытия Бог показан в той же ситуации. Бог создал нас, потому что хотел поделиться с нами Своей любовью, хотел, чтобы мы любили Его и любили друг друга. Ещё одна причина — чтобы мы Его славили. В результате всё это получилось, но продлилось недолго и в итоге принесло Богу неизмеримую боль, потому что многие воспротивились Его воле. И да, это принесло Богу разочарование и сожаление. Поэтому сказано, что Бог раскаялся, что сотворил человека…
Я не знаю, есть ли у вас дети, но могу с уверенностью сказать, что в жизни каждого родителя наступает момент сожаления, у кого-то больше, у кого-то меньше. Особенно, когда совсем маленький ребёнок умирает от болезни или рождается с серьёзными проблемами со здоровьем. Тем не менее родители таких детей, каким сильным бы ни было сожаление, не считают ошибкой появление их ребёнка на свет. Как и у Бога, наши чувства неоднозначны.
Итак, мой ответ: нет! Бог не сделал ошибку, когда нас создал, когда дал свободу воли и выбор идти против Него или же жить в любви с Ним.
Джон Окс
Перевод: Дарья Тутынина
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Сотворение человека
Беседы на Книгу Бытия. 2: 1–25
Есть ли основания считать, что в Книге Бытия утверждается почитание субботы? Почему заблуждаются «Свидетели Иеговы», учащие, что душа человека в его крови? Зачем Бог творит Еву из ребра Адама?
Здравствуйте, уважаемые читатели и зрители портала «Православие.ру». Мы продолжаем с вами цикл бесед на Книгу Бытия Священного Писания.
На прошлой встрече мы разбирали 1-ю главу Книги Бытия, в которой говорится о творении этого мира. Сегодня мы рассмотрим, как был сотворен человек, – об этом сказано во 2-й главе. Но прежде разберем первые стихи главы 2 и связанный с ними важный вопрос о дне субботнем.
Какой день недели чтить?
Во 2-й главе Книги Бытия сказано:
«Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2: 1–3).
Как видим, седьмой день в Священном Писании выделен особым образом. Почему? Сам контекст Книги Бытия это объясняет: это был день завершения творения мира. И седьмой день являлся в Ветхом Завете всего лишь именно памятником творению. И уже только в законе Моисея, в 4-й заповеди, говорится: «Помни день субботний, дабы святить его… Не делай в оный день никакого дела ни ты, ни раб твой, ни рабыня твоя… ни пришелец в доме твоем» (Исх. 20: 8; 10).
Но Господь заключает Новый Завет в Крови Своей, преподавая Чашу Евхаристическую. И у апостола Павла во 2-м Послании к Коринфянам мы читаем: «Кто во Христе, тот новая тварь» (2 Кор. 5: 17), – тот новое творение. Прежнее прошло, теперь всё новое.
Почему я обращаю внимание на это? Существует такая неопротестантская группа, как адвентисты 7-го дня, которая, ссылаясь на тексты Священного Писания, но глубоко заблуждаясь, говорит: новозаветным христианам следует почитать именно субботний день – и совершенно отрицает празднование дня воскресного.
Мы почитаем день субботний, а Воскресение Христово празднуем
Заметим, что Православная Церковь никогда не отменяла почитание субботнего дня. Мы почитаем день субботний, а Воскресение Христово празднуем – это надо помнить.
Господь Иисус Христос в Священном Писании, в Евангелии от Иоанна, нас предупреждает: «Исследуйте писания, ибо думаете через них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5: 39). Как видим, братья и сестры, исследование Писания – это дело не праздное, это вопрос не просто умствования и философии. От того, насколько тщательно и внимательно мы его исследуем, зависит наша вечная участь, по слову Самого Христа Спасителя. Повторю их еще раз: «Исследуйте писания, ибо думаете через них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне».
А о каких писаниях здесь говорит Господь Своим ученикам? – О писаниях Ветхого Завета. И как сказано у апостола Павла, «всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для наставления и для исправления в праведности» (ср.: 2 Тим. 3: 16).
Душа и… кровь
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2: 7).
Мы видим, что Бог творит человека особым образом, не так, как мир. Ранее Он повелевал, когда говорил земле: «Да произрастит», когда говорил воде: «Да произведет», когда говорил земле: «Да произведет земля душу живую, пресмыкающихся и животных». Человека Бог творит особым образом. Мы уже вкратце касались этого вопроса, когда читали 1-ю главу, в 26-м стихе которой говорится: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». Здесь, во 2-й главе, мы узнаем подробности о творении самого человека и его души: «и создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою», – и, как сектовед, я обращаю особое внимание на эти слова.
«Свидетели Иеговы» глубоко заблуждаются, считая, что при переливании крови идет «переливание души»
Почему? Потому что есть секта «Свидетели Иеговы», которая неправильно отвечает на вопрос о том, где же находится человеческая душа. Они, ссылаясь на 9-ю главу Книги Бытия (которую мы с вами, если Господь позволит, рассмотрим в дальнейшем), говорят, что якобы душа человека находится в крови, поэтому запрещают переливание крови. Сделаю отступление и расскажу такой случай. В Центр преподобного Иосифа Волоцкого по реабилитации людей, пострадавших от сект (он находится при храме Преображения Господня в Старом Беляеве; в этом центре я провожу прием каждый вторник с 15 до 19 часов), как-то пришел папа, у которого погибла дочь. Он был «свидетелем Иеговы». Их семья ехала на машине и попала в аварию. Дочь с тяжелейшими травмами отвезли в больницу, в отделение реанимации. Пострадавшая потеряла много крови, нужно было делать переливание. Но в больницу приехал старейшина «Свидетелей Иеговы», сел возле двери операционной и запретил переливать девушке кровь, говоря: «Ни в коем случае нельзя вливать чужую кровь. Положитесь на Иегову, Иегова вам поможет». Девушка погибла.
«Свидетели Иеговы» глубоко заблуждаются, считая, что при переливании крови идет «переливание души». Обвиняют нас в том, что мы чуть ли не некоей реинкарнацией занимаемся – туда-сюда «души переливаем». Это полная нелепость! Душа не в крови! Мы видим, что в Библии о душе говорится совершенное иное. Кстати, вскоре после того трагического случая «Свидетели Иеговы», у которых есть такое понятие, как «прогрессирующее откровение», поменяли свою доктрину и стали учить, что плазму, то есть заменитель крови, переливать можно.
Где же исток этого заблуждения «Свидетелей Иеговы», которое приводит к тому, что многие люди, не пройдя до конца свой жизненный путь и не придя к покаянию, погибают для этой жизни и для жизни вечной?
Только о животных в 9-й главе Книги Бытия говорится, что душа их содержится в их крови
Дело в том, что в иврите есть три слова со значением «душа»: «нэфэш», «нэшама» и «руах». Слово «нэфэш» употребляется в Библии при рассказе о том, как Господь вдунул в человека дыхание жизни; и никогда в Священном Писании оно не употребляется применительно к животным. И только о животных в 9-й главе Книги Бытия говорится, что душа животных содержится в их крови.
«Плоть от плоти, кость от кости»
Но читаем главу 2 Книги Бытия далее:
«И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2: 15).
Бог создал для человека все условия благополучия, у него не было никакого недостатка в чем-либо. Это, можно сказать, то, к чему стремится современный наш мир, – получение всех возможных благ. И первой семье, Адаму и Еве, Бог при этом сказал: вы не можете вкушать от древа познания добра и зла.
«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него» (Быт. 2: 16–17).
«Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему» (Быт. 2: 19–20).
Один из греческих философов сказал: самый мудрый человек на земле был тот, который дал всему названия и имена. Действительно, насколько нужно было быть совершенным, чтобы назвать всё так премудро!
Но человеку нужен был помощник, чтобы возделывать и хранить рай, а среди животных такового не нашлось.
И потому, как читаем дальше:
«И сказал Бог: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника соответственного ему» (Быт. 2: 18).
Бог создает Еву из ребра, потому что ребро ближе к сердцу
Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и птиц, жену же Адаму сотворил из его ребра. Почему же из ребра? Вот есть такое фольклорное «объяснение»: мол, потому, что ребро – это единственная часть скелета, в которой нет мозга. Конечно же, это досужие домыслы. Бог создает Еву из ребра, потому что это самая близкая часть к сердцу мужчины. Если бы, например, Господь создал Еву из черепно-мозговой кости, то женщина могла бы возгордиться и сказать: «Я – твоя голова». Если бы Господь создал, например, из пятки, то уже муж бы сказал: «Ты вообще моя пятка». Но Господь создает из ребра – самой близкой части к сердцу человека.
И когда Адам увидел жену, которую создал ему Бог из ребра его, то, как читаем:
«И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт. 2: 23).
«Плоть от плоти», «кость от кости» – какой поэтический образ! Да тут, действительно, стихотворная форма. Поэтому, когда наступает весна, не надо удивляться тому, что мужчины и молодые люди читают стихи и поют песни женщинам.
Все люди произошли от Адама и Евы, и это факт той единой природы, которая объединяет всех человеков.
Итак, как видим, Бог творит этот мир весьма хорошо, Он творит его за шесть дней, особым образом Он творит человека, творение которого отличается от творения животных и растений. И мы видим, что нигде в Священном Писании не говорится, что душа человека пребывала где-то до сотворения мира. Это ответ тем людям, тоже заблуждающимся, так называемым неоплатоникам и неоиндуистам, последователям Рерихов, Блаватской, которые говорят о том, что якобы душа была где-то, а потом она каким-то образом вселяется в человека. Это, повторю, заблуждение. Душа человека возникает в момент сотворения человека. Точно так же, как душа ребенка возникает в момент зачатия ребенка.
Братья и сестры, как важно исследовать Священное Писание! И Господь Иисус Христос наставляет – повторю эти слова еще раз: «Исследуйте писания, ибо через них думаете иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне». Любое заблуждение при чтении Священного Писания приводит человека к погибели, поэтому будем внимательны. И будем поступать так, к чему призывает апостол Павел: «Не сообразуйтесь с веком сим, а преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12: 2). Видим, что для того, чтобы принимать и воспринимать Священное Писание в присущем ему свете, в Духе Святом, необходимо углубиться в знания отцов Церкви и в текст самого Священного Писания, чтобы не попасть на пути заблуждения и не отпасть от пути спасения.