Твоя помощь нужна беспилотным автомобилям и роботам яндекса
Яндекс запускает беспилотное такси и приглашает протестировать его
Яндекс открывает прием заявок на участие в тестировании беспилотных такси в Москве. Первые машины запустят этой осенью в Ясенево.
Компания объяснила, что выбрала этот район, так как он является одним из самых больших в столице, и местные жители часто пользуются такси.
Беспилотное такси можно будет вызвать в приложении Яндекс Go и доехать на нем до метро, торгового центра или спортзала. Такси будет возить пассажиров в районе станций метро «Ясенево», «Новоясеневская» и «Битцевский парк».
Принять участие в тестировании смогут только совершеннолетние. Для этого нужно подать заявку сюда и ждать ответа.
Заявки будут одобрять поэтапно. Со временем программа тестирования будет расширяться. В Яндексе надеются, что в обозримом будущем вызвать роботакси можно будет через обычное приложение.
Компания запустила проект беспилотников в 2017 году. Они созданы на базе Toyota Prius и Hyundai Sonata. Как заявили в Яндексе, за четыре года автопарк беспилотников вырос до 170 машин, которые проехали более 14 млн км по дорогам России, США и Израиля. В частности, беспилотные такси совершили 20 тысяч поездок в Иннополисе в Татарстане, прошли тестирование на зимних московских дорогах и развозили гостей международной выставки CES в Лас-Вегасе.
В сентябре 2020 года Яндекс выделил направление беспилотных автомобилей в отдельную компанию Yandex Self-Driving Group (Yandex SDG). Теперь IT-гигант выкупает долю Uber в проекте беспилотных автомобилей и роверов.
В марте проект беспилотного транспорта от Яндекса оказался среди первых семи проектов, которые разрешило внедрять правительство РФ в рамках особого экспериментального правового режима.
«Яндекс» рассказала о развитии автономного транспорта и роботов-курьеров
Сегодня компания «Яндекс» провела свою ежегодную конференцию Yet Another Conference 2021. Второй год подряд она выходит в виде фильма, в котором подводятся итоги года и даются прогнозы на будущее, а также рассказывается о новых продуктах. Помимо прочего, в этом году топ-менеджеры «Яндекса» рассказали о том, как продвигается развитие бизнеса, связанного с беспилотными автомобилями и роботами-курьерами.
Источник изображений: Яндекс
Уже сейчас «Яндекс» фактически готов к предоставлению доступа к беспилотным технологиям как к полноценной услуге. На данном этапе сервис «Яндекс.Такси» предоставляет возможность использования беспилотных транспортных средств для сотрудников компании. Пилотная зона развёрнута в районе Ясенево в Москве, заказать беспилотное авто можно с помощью соответствующего мобильного приложения.
Сейчас за рулём беспилотных автомобилей «Яндекса» находится сотрудник, готовый взять на себя управление в случае возникновения нештатной ситуации. Когда пассажир расположился в салоне, ему предлагается дать старт поездке, нажав соответствующую кнопку на экране планшета, расположенного в салоне.
После этого машина самостоятельно везёт клиента до места, которое было указано при заказе такси. В процессе движения авто останавливается на светофорах и пропускает пешеходов. При этом другие участники движения также отображаются на планшете.
Основой беспилотных автомобилей «Яндекса» являются лидары, которые с помощью лазерных лучей сканируют окружающее пространство и помогают составить его трёхмерную карту. В этом году «Яндекс» перешла на использование лидаров собственного производства, разработка которых велась около 2,5 лет.
Вместе с этим продолжается развитие направления бизнеса «Яндекса», связанного с разработкой роботов-курьеров. Несколько месяцев назад компания запустила сервис по доставке еды «Яндекс.Роверами» в кампусе Университета Огайо. Миниатюрные автономные роботы-курьеры используются для доставки еды из местных кафе и ресторанов, которую студенты и преподаватели учебного заведения заказывают онлайн. Также аналогичные сервисы развёрнуты в России и ОАЭ. Согласно имеющимся данным, в настоящее время доставку еды в разных уголках мира осуществляют около ста автономных роботов «Яндекса».
Яндекс запускает беспилотное такси и приглашает протестировать его
Весной 2017 года мы написали в блоге о первых испытаниях беспилотного автомобиля Яндекса. Тогда это казалось немного фантастикой — машины, которые едут сами, без водителя. Пусть на полигоне и по заранее заданному маршруту, но едут! То, что Айзек Азимов ещё полвека назад называл будущим наряду с подземными городами, колониями на Луне и кубическими 3D-телевизорами, стало даже не моделями и расчётами, а воплотилось в реальность. Сегодня будущее стало ещё чуть ближе — мы открываем приём заявок на участие в первом тестировании беспилотных такси в Москве.
С первых испытаний прошло всего каких-то четыре года. За это время наши беспилотные автомобили преодолели путь от прототипов до целого флота из 170 машин, которые проехали уже больше 14 миллионов километров по дорогам России, США и Израиля. За это время беспилотные такси совершили 20 тысяч поездок в Иннополисе в Татарстане, мы потестировали беспилотники на заснеженных московских улицах и в субтропиках Тель-Авива, покатали на них гостей международной выставки в Лас-Вегасе, придумали и запустили младших братьев наших машин — роботов-курьеров, которые доставляют еду в нескольких городах России и в США, в штате Огайо.
И хотя беспилотные автомобили пока ещё не стали частью повседневной жизни, ими уже сложно кого-то удивить, по крайней мере в Москве или Иннополисе, жители которого ездят на беспилотном такси каждый день. Но впереди ещё много работы. Четыре года назад мы писали, что наш проект только в начале пути, и сегодня можем сказать, что на этом пути наступает новый важный этап.
Сегодня мы объявляем о начале тестирования беспилотного такси в Москве. Первые машины появятся уже этой осенью в Ясенево. Это один из самых больших районов Москвы, и местные жители очень часто ездят на такси по району, поэтому мы решили начать именно с него. Беспилотное такси можно будет вызвать в приложении Яндекс Go и доехать на нём до метро, торгового центра или спортзала. Такси будет возить пассажиров в районе станций метро «Ясенево», «Новоясеневская» и «Битцевский парк».
Как поучаствовать в создании беспилотника, не будучи разработчиком
Чтобы беспилотный автомобиль был безопасным и соблюдал правила дорожного движения, его нужно научить правильно реагировать на появление тех или иных объектов. Это могут быть дорожные знаки, пешеходы, машины, животные, деревья, неровности на дороге и так далее. В качестве «глаз» беспилотника выступают сенсоры. Чаще всего это камеры, радары и лидары.
Камеры фиксируют всё, что происходит вокруг автомобиля. Полученная картинка позволяет определять границы проезжей части, положение других машин и людей, считывать дорожную разметку и распознавать знаки.
Радар с помощью радиоволн определяет расстояние до объектов. Лидар по принципу работы напоминает лазерный дальномер. Он сканирует пространство лазерными лучами, и на основе полученных данных вычисляется расстояние до объектов. У лидара более широкий угол обзора, чем у радара, но радар охватывает большее расстояние, что важно если автомобиль едет на высокой скорости.
Чтобы машина могла различать объекты, ей нужно показать десятки тысяч примеров размеченных изображений, где выделен каждый объект.
Пример разметки изображения
Размеченные изображения можно скачать из открытых датасетов, но они собираются за границей и отличаются от российской действительности: там другая дорожная разметка, другие знаки и светофоры, другой ландшафт и так далее. Здесь в дело включаются исполнители Толоки.
Интерфейс заданий
Для выполнения задач по разметке разработчики беспилотных автомобилей создали в Толоке свой уникальный интерфейс. Он представляет собой визуальный редактор, где есть слои, выделение, прозрачность, деление на классы, увеличение. Толокерам удобно работать в таком редакторе, и это улучшает качество разметки и точность выделения объектов, позволяя получать результаты быстро.
Разметка изображений — довольно сложное задание: не так просто обвести все объекты на картинке, учитывая их размеры, расстояние друг от друга и прочие нюансы. Во-первых, нужно тренироваться, чтобы набить руку. Во-вторых, даже у опытных исполнителей это занимает довольно много времени. А размеченных картинок нужно очень много. Кроме того, беспилотникам требуются разные виды разметки, и полученные картинки нужно отбирать, сортировать и корректировать.
Команда беспилотников решила эту задачу так: сложное задание по разметке дробится на множество более простых, а результат собирается из кусочков. Так можно получить результат быстрее, уменьшить вероятность ошибки и снизить требования к исполнителям. Это соответствует главному принципу работы Толоки как краудсорсинговой платформы, где большая высокоуровневая задача дробится на большое количество мелких типовых подзадач.
Обработка изображений в Толоке
Прежде чем приступить непосредственно к разметке, стоит определить, какие вообще объекты есть на изображении. Это поможет понять, на какие классы можно разметить картинку и упростить дальнейшую разметку.
После того, как толокеры определили, какие типы объектов есть на картинке, изображение можно сегментировать, то есть выделить на нем области, где находятся эти объекты.
Следующий шаг — классификация объектов. Например, толокеры, выполнявшие предыдущие задание, определили, что на картинке есть люди. Эти люди могут находиться в машине, быть велосипедистами, мотоциклистами или пешеходами. Всё это важно, так как на каждого из них беспилотник должен реагировать определенным образом.
Важная часть — проверка. Толокеры — обычные люди, они могут отвлечься или ошибиться. Поэтому задание дается на проверку другим исполнителям.
Алгоритмы постепенно обучаются и уже могут размечать изображения не хуже людей. И всё же качество их разметки тоже нужно проверять и оценивать. Поэтому в заданиях на проверку к картинкам, размеченным толокерами, подмешиваются результаты работы нейронных сетей. Это позволяет оценить качество работы алгоритма, понять, насколько хорошо он справляется с разметкой.
Людей в Толоке становится всё больше, а значит, задачи выполняются быстрее, буквально в течение одного-двух дней. Так Толока интегрируется в процесс обучения нейронных сетей и становится одним из его важных этапов. А толокеры в свою очередь получают не только возможность быстро заработать деньги, выполнив несколько несложных заданий, но и внести свой вклад в развитие беспилотных автомобилей.
Робот-курьер Ровер «Яндекса»: дорогостоящий проект с сомнительными перспективами или «убийца» профессии доставщиков и курьеров?
Ноябрь 2019 года. Яндекс представляет свое новое изобретение — робот-курьер по имени Ровер. Это «самодвижущаяся тележка» с шестью колесами, отсеком для груза и множеством встроенных датчиков. Первые тестовые прототипы использовались для доставки документов в кампусе самого «Яндекса». На втором этапе эксперимента такие роботы перевозили почту в бизнес-центре «Сколково». Проект развивается, и в 2021 году Роверы (уже I и II поколений) доставляют заказы из кафе, ресторанов в «Яндекс.Еде» и продукты из магазинов «Яндекс.Лавка» в нескольких районах Москвы и в небольшом, но очень густонаселенном городке Мурино Ленинградской области, совсем рядом с Санкт-Петербургом. О том, как это работает, и стоит ли беспокоиться, что роботы вытеснят человека, порассуждаем в сегодняшнем посте.
«Яндес.Ровер» — это по сути беспилотный автомобиль небольших размеров, предназначенный для гиперлокальной доставки заказов в пределах нескольких кварталов города по маршруту кафе (магазин) — жилой дом.
В корпус робота-курьера встроены компьютер, двигатель, аккумулятор, камеры, радары, парктроники, лидар и отсек для груза (сопоставимый по своим размерам с заплечными сумками, которые возят курьеры сервисов доставки типа Delivery Club).
Робот функционирует в полностью автономном режиме. После получения заказа он сам составляет себе маршрут движения (с помощью внесенных в память компьютера подробных двухслойных карт из объемного снимка обслуживаемого района, дополненных дорожной разметкой ), распознает объекты вокруг себя, объезжает препятствия, пропускает прохожих и автомобили, проезжает регулируемые и нерегулируемые перекрестки, преодолевает небольшие препятствия и может даже «вскарабкаться» на небольшие бордюры. Весит приблизительно 70 килограмм, развивает максимальную скорость в 8 километров в час и без подзарядки может работать до 10 часов.
Они могут доставлять заказы в любое время суток и в любое время года, но, понятно, что в районе работы роботов-доставщиков должна быть хорошая инфраструктура (наличие «приличных» тротуаров, отсутствие больших и глубоких ям на придомовой территории, плавные съезды с тротуара на пешеходные переходы и т.д.). Так что в ближайшие годы (а скорее всего и десятилетия) роботы-доставщики не смогут полностью лишить работы «людей-курьеров». Да, они займут свою небольшую нишу, могут немного потеснить в некоторых, особо благоустроенных, районах крупных городов, но стать «убийцей профессии» курьеров-доставщиков им не суждено. Высокая стоимость (по слухам от одного миллиона рублей и более в период «штучного» производства), небольшое расстояния доставки и требования к инфраструктуре в районе доставки — проблемные моменты, с которыми связано ограничение на использование Яндекс.Роверов. Хотя, сама идея, если и не гениальна, то уж великолепна, точно! Вполне возможно, если Яндекс выйдет, хотя бы, на мелкосерийное производство Роверов (не говоря уже о запуске в серию), то стоимость одного «экземпляра» существенно снизится, что даст возможность для серьезного расширения проекта.
Процесс заказа и доставки выглядят, в общих чертах, так:
Заказ клиентом осуществляется с помощью приложения (Яндекс.Еда или Яндекс.Лавка). Выбирается опция «Хочу Яндекс.Ровер». После получения заказа из системы робот подъезжает для загрузки заказа. Официант (или работник магазина) собирает и загружает заказ в отсек Яндекс.Ровера и робот отправляется в адрес, указанный при оформлении заказа.
Передвижение робота с заказом и время до прибытия робота клиент видит в приложении в режиме реального времени.
Когда Яндекс Ровер подъезжает к подъезду дома, из которого поступил заказ, клиенту придется спуститься и выйти во двор, ведь Ровер не может (по крайней мере пока) открывать двери и подниматься по лестнице (а курьер — МОЖЕТ).
Клиент подходит к роботу, кликает по кнопке в приложении и крышка грузового отсека открывается. В течение 20 секунд крышка грузового отсека будет открыта и надо успеть забрать заказ. Через 20 секунд крышка грузового отсека автоматически закрывается (закрыть крышку вручную раньше сам может заказчик, извлекший заказ из отсека).
Вот и всё. Быстро и оригинально получен заказ (возможно, что некоторые клиенты совершают заказы с доставкой робокурьером просто из-за новизны и обычного человеческого любопытства)! А Яндекс Ровер сам отправится «на базу» для получения следующего заказа.
Многие обращают внимание на то, что с нашей ментальностью, рободоставщик может быть просто похищен во время своего «путешествия» к клиенту. Кто-то захочет разобрать его и продать на запчасти, кто-то просто сделает это ради дури из хулиганских побуждений — маргинальных личностей хватает. По словам представителей Яндекса ни одного похищения Ровера не было. Во-первых, установленное на нем оборудование довольно специфично и продать его просто некому. Во-вторых, вес робота большой, а габариты немаленькие, поэтому один человек просто с ним не справится. Ну, а в третьих, рободоставщик, благодаря камерам, имеет круговой обзор и оператор, который следит за роботом во время его поездки, обязательно увидит кто и зачем приближается к объекту. Правда, опять же по утверждениям представителей Яндекса, иногда граждане, из хулиганских побуждений, дают «пендаля» роботам, но такой «акт насилия» Роверам не страшен.
Думаю, что количество мест и районов, где станут использоваться рободоставщики, будет увеличиваться, но «повсеместным» такой способ доставки заказов не станет. Скорее всего этот проект так и останется необычным, оригинальным, передовым (с технической и технологической точек зрения), но не очень распространенным способом доставки заказов (еды и продуктов) из сервисов Яндекса. Не удивлюсь, если со временем таким способом начнут доставлять посылки, корреспонденцию и т.д. Но «люди-доставщики» могут спать спокойно. Их труд будет востребован еще долгое время и потеря работы из-за рободоставщиков им не грозит (по крайней мере в ближайшие годы). А слова из песни «… вкалывают роботы, а не человек. «, так пока и останутся мечтой.