творческая биография ф м достоевского
Достоевский Федор Михайлович
Творчество писателя оказало огромное влияние на всю мировую литературу, многие философы и писатели впоследствии признавали влияние творчества Федора Михайловича на их мировоззрение. Едва ли кто-то другой мог так искусно раскрыть и показать загадочную человеческую душу.
Детство и юность
Федор Достоевский родился 11 ноября (30 октября) 1821 года в семье врача московской Мариинской больницы для бедных, имевшего звание штаб-лекаря, Михаила Достоевского и Марии Нечаевой. Детство будущего писателя, его братьев и сестер прошло в Москве, в той самой больнице, где служил глава семейства. И хотя Достоевские жили более чем скромно, сам Федор Михайлович называл детство лучшей порой в своей жизни. По вечерам в семье часто устраивали чтения различных произведений: от «Истории государства Российского» Карамзина до стихотворений Жуковского, а няня Алёна Фролова рассказывала детям сказки народов мира, что и зародило в молодом сердце Федора любовь к литературе. А после получения Михаилом Достоевским права на потомственное дворянство семья обзавелась небольшим поместьем в Тульской губернии и лето проводила там.
Особое внимание в воспитании детей отводилось образованию. Отец лично преподавал своим детям латынь, а наемные учителя обучали русской словесности и французскому языку, арифметике, географии, а также Закону Божьему. Кроме того, несколько лет Федор со старшим братом Михаилом обучались в престижном московском пансионе. После того как в 1837 году Федор Достоевский потерял мать, его вместе с братом отправили учиться в Петербург – в Главное инженерное училище. Но сам Федор Михайлович уже тогда понимал, что его будущее не будет связано с точными науками, душа тяготела к поэзии и литературе.
Окончил училище будущий писатель в 1843 году и был сразу зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду. Но служба по специальности продлилась всего около года, окончательно решив, что это «не его» стезя, Федор Достоевский подал в отставку и занялся литературой.
Начало творческого пути
В этот период своей жизни будущее светило русской литературы много читал, особенно ему нравились произведения Оноре де Бальзака, Виктора Гюго, Уильяма Шекспира, Иоганна Шиллера и Гомера. Среди отечественных авторов Достоевский предпочитал стихи Александра Пушкина, Гавриила Державина и Михаила Лермонтова, а также произведения Николая Гоголя и Николая Карамзина.
Весной 1845 года Федор Достоевский закончил работу над своим первым романом «Бедные люди». Труд молодого дарования был восторженно принят петербургской публикой. Виссарион Белинский и Николай Некрасов не скупились на хвалебные эпитеты в адрес Достоевского. Последний даже опубликовал произведение в своем альманахе «Петербургский сборник». А вот оценка следующего творения – повести «Двойник» – была куда более сдержанной. Читатели посчитали этот литературный труд слишком затянутым и скучным, и автору пришлось перерабатывать сюжет. Однако это обстоятельство нисколько не охладило литературный пыл Достоевского, он продолжил активно писать.
Каторга
В 1847 году Достоевский, как и многие молодые люди того времени, увлекся политикой. На собраниях кружка Петрашевского он обсуждал вместе с единомышленниками проблемы российской действительности, и вошел в одно из наиболее радикальных по своим взглядам тайных обществ. В конце апреля 1849 года писатель в числе других был арестован и 8 месяцев провел в Петропавловской крепости. Приговор суда была чрезвычайно суров к литературному гению – расстрел. Но судьба смилостивилась и петрашевцам незадолго до казни смягчили приговор, но сам писатель узнал об этом только в последний момент, в день казни. Федора Достоевского отправили на каторгу в Омск на 8 лет, которую Николай I сократил до 4 лет с последующей службой рядовым в Семипалатинске. После своей коронации в 1856 году император Александр II подписал помилование.
Каторга не прошла бесследно для Достоевского, на основании этого своего жизненного опыта он написал «Записки из Мертвого дома», где рассказал о жизни каторжан. В произведении доминировали реальные факты и персонажи, но присутствовали и вымышленные. Тем не менее суровые реалии подобного исправительного труда стали для петербургской публики шоком, вернувшим литературное признание Достоевскому.
Зрелые годы
В последующие годы из-под пера писателя вышел роман «Униженные и оскорбленные», повесть «Записки из подполья», а также рассказ «Скверный анекдот». Однако политические взгляды Достоевского продолжали играть существенную роль, в 1860-е годы он вместе с братом издает журналы «Время» и «Эпоха», основанные на идеологии «почвенничества». С 1862 года писатель много путешествует. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Швейцарии, Австрии и Британии. За рубежом Достоевский пристрастился к игре в рулетку, проигрывал большие суммы, и результатом этого жизненного опыта стал знаменитый роман «Игрок».
В следующие два десятилетия Федор Достоевский написал главные романы в своей жизни, их еще называют «великим пятикнижием» — «Идиот», «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы» и «Подросток». Эти романы стали классикой мировой литературы и вошли в число самых известных и читаемых литературных произведений.
Роман «Братья Карамазовы» стал последним в жизни писателя, работу над ним он закончил в ноябре 1880 года, а 9 феврале (28 января) 1881 года великого Достоевского не стало. Писателя похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Проститься с ним пришло множество людей, траурная процессия растянулась более чем на километр.
Федор Михайлович Достоевский: «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни»
Имя этого писателя, наряду с именами Александра Пушкина, Михаила Лермонтова и Льва Толстого, во всем мире является синонимом русской литературы. Его писательский талант, вместе с талантом психолога и мыслителя, был признан еще при жизни. А после ухода Достоевский обрел настоящую славу и бессмертие. Его книги переведены на множество иностранных языков, почитатели его таланта живут во всех частях света. Романы Достоевского откликаются в сердцах самых разных людей вне зависимости от национальности, вероисповедания и цвета кожи читателей, потому что автор говорил самым универсальным языком на свете – языком сердца и любви.
Василий Перов. Портрет писателя Фёдора Михайловича Достоевского, 1872 год. Москва, Государственная Третьяковская галерея
Детство Достоевского
Отец Достоевского
Родился Фёдор Михайлович Достоевский 11 ноября 1821 года в Москве. Его отец Михаил Андреевич Достоевский происходил из польских дворян, некогда обосновавшихся на территории России. Михаил Андреевич получил сначала духовное, а затем медицинское образование, став прекрасным военным врачом. Во время Отечественной войны 1812 года Михаил Достоевский, будучи студентом 4-го курса, служил полковым лекарем, а позднее был отправлен на борьбу с эпидемией тифа.
Михаил Андреевич Достоевский
После женитьбы в 1820 году и рождения старшего сына Михаила, Михаил Андреевич вышел в отставку и трудился в больнице для бедных все оставшиеся годы.
Мать Достоевского
Матушка Мария Федоровна Достоевская (в девичестве Нечаева) была дочерью московского купца, дела которого, правда, после войны с Наполеоном шли из рук вон плохо. Ее родная сестра Александра Федоровна вышла замуж за богатого купца 1-й гильдии Александра Куманина, благодаря чему имела возможность помогать и родителям, и сестре, в частности, она приняла немалое участие в судьбе Федора Достоевского.
Мария Федоровна Достоевская
Как описывал позднее сам Федор Михайлович, родители горячо любили всех своих семерых детей (всего их было восемь, но самая младшая дочь умерла во младенчестве). Отец был строгим и требовательным, но всегда обращался с сыновьями и дочерями уважительно и не считал возможным применение физических наказаний. «Сколько я себя помню, всегда ощущал на себе нежную родительскую любовь», – признавался взрослый писатель в своем дневнике.
Достоевский в детстве culture.ru
В 1822 году, после рождения сестрички Варвары, в дом была взята няня Алена Фроловна, о которой у Федора Михайловича сохранились самые теплые воспоминания. Нянюшка помогла матери поставить на ноги всех детей, при этом она всегда была весела, добра и ласкова. Писатель с особенной теплотой вспоминал сказки, которые Алена Фроловна знала в бесчисленном количестве и рассказывала их своим воспитанникам на ночь.
Образование и имение
Матушка сама давала всем детям азы грамотности: читала им самые разные книги, учила читать и писать. А отец преподавал детям латынь. Когда подросли старшие сыновья Михаил и Федор, в дом пригласили гувернеров по французскому языку, математике, словесности.
К этому же периоду относится еще одно важное событие в семье Достоевских. В 1827 году глава семьи получил чин коллежского асессора, а вместе с ним и право на потомственное дворянство, что дало возможность семейству приобрести собственное имение. Благодаря этому в 1832 году дети Достоевских, которые все свое детство провели во флигелях Мариинской больницы (семье доктора были выделены там комнаты), наконец, познакомились с русской деревней. Это время врезалось в память Федора Достоевского ярким и важным эпизодом: уютный дом в тени липовой аллеи, прекраснейшая природа средней России, добрые крестьяне, которые приняли хозяйских детей, как своих.
Лето Достоевские стали проводить в своем имении в Тульской губернии, а на зиму возвращались в Москву. В доме всегда было много родительских друзей, сослуживцев отца и родственников. Чета Достоевских вела такой образ жизни, что дети впитывали от них напрямую любознательность, порядочность, любовь к людям, науке, искусству. На семейных вечерах отец зачитывал целые главы из «Истории государства Российского» Николая Карамзина, и Федор Михайлович, благодаря этому, уже в 10 лет прекрасно ориентировался в основных событиях русского истории. И в целом будущий писатель был всю жизнь благодарен родителям и за чудесное детство, и за прекрасное образование, которые они дали всем своим детям, несмотря на то, что жили довольно скромно в финансовом отношении.
Пансион
С 1934 года братья Михаил и Федор стали учиться в пансионе Леонтия Ивановича Чермака – прогрессивном учебном заведении, где не практиковались физические наказания. Обучение было сильным и дорогостоящим, но, к счастью, оплачивать учебу помогали Куманины. И хотя в пансионе уделяли внимание всем наукам, но оба брата Достоевских более всего увлекались литературой. Правда их литературные интересы довольно серьезно разнились, но, как писал позднее Федор Михайлович, «Пушкин нас мирил».
Жизнь переменилась в один миг. В 1837 году от чахотки скончалась матушка Мария Федоровна, в этот момент и закончилось детство будущего писателя. Два старших брата – Михаил и Федор – так решает отец, должны ехать в Петербург, в пансион К.Ф. Костомарова. А затем по настоянию отца оба поступили в Петербургское инженерное училище. И хотя братья страстно желали заниматься литературой, но Михаил Андреевич настаивал на получении «серьезного образования». Сыновья не смели перечить воле отца.
Инженерное училище. Михайловский замок в Санкт-Петербурге в 19 веке, литография по рисунку И. Шарлеманя
И Федор, и Михаил успешно окончили училище. Но, даже готовясь стать инженерами, интересоваться литературой не перестали. Более того, в 1838 году Федор Михайлович организовал среди приятелей по училищу литературный кружок. В него входили:
Первые произведения Достоевского как раз относятся к этому времени. Но он все еще не решался серьезно заняться литературой. После окончания курса он даже на некоторое время устроился работать в Петербургскую инженерную команду на должность инженера-подпоручика. Но уже через год принял решение уйти в отставку и посвятить всего себя литературе, так как не представлял свою жизнь ни в каком ином занятии.
Достоевский — первый успех
Семья не одобрила решения Федора, однако, смирилась. Начинающий писатель с вдохновением взялся за перо. И первый же роман «Бедные люди», который вышел в свет в 1844 году, принес ему оглушительный успех. Виссарион Белинский и Николай Некрасов – ведущие литераторы того времени – оценили проведение невероятно высоко, как, впрочем, и все российское литературное сообщество. Читатели приняли книгу с большой теплотой, так как поднятые в ней темы были очень актуальны. Между собой молодого Достоевского назвали «новым Гоголем».
Однако второй выпущенный роман «Двойник» не нашел такого же отклика. Его назвали растянутым и непонятным. И хотя сегодня сейчас роман оценен и с художественной, и с литературной точек зрения, но в те годы над писателем в открытую посмеивались.
Достоевский в 26 лет, рисунок К. Трутовского, итальянский карандаш, бумага, (1847). Государственный музей истории российской литературы имени Владимира Даля
Достоевский рассорился с Белинским, и тот выгнал его из своего кружка. А также с Некрасовым, и тот перестал его публиковать в своем журнале «Современник». Правда молодого писателя тут же захотел печатать Андрей Краевский в своих «Отечественных записках». Да и в целом «Бедные люди» дали такой мощный старт Федору Михайловичу, что он, несмотря на неуспех «Двойника», все-таки сохранил широкий круг знакомств с самыми интересными и значимыми людьми того времени.
Петрашевцы и тайное общество
1946 год ознаменовался для Достоевского судьбоносной встречей с М.В. Петрашевским. Михаил Васильевич каждую пятницу устраивал в своем доме встречи, где революционно настроенные люди обсуждали варианты преобразования России. Они говорили об отмене крепостного права, свободе книгопечатания, прогрессивных изменениях в системе судопроизводства и прочих злободневных вопросах.
Помимо «пятниц» Петрашевского Достоевский посещал также кружок Николая Спешнева. Николай Александрович из восьми самых рьяных петрашевцев составил кружок, куда попал и Достоевский. Эта восьмерка составила самое настоящее тайное общество, члены которого ратовали за самые серьёзные действия вплоть до переворота. На этих встречах Михаил Достоевский множество раз зачитывал вслух «Письмо Белинского Гоголю», которое носило явный революционный характер и было запрещено к печати и распространению.
В 1848 году вышел еще один роман Достоевского «Белые ночи», который снова был принят с восторгом. Но насладиться заслуженной славой писателю не пришлось: за петрашевцами уже давно наблюдала тайная полиция, и в апреле 49-го года молодого писателя арестовали.
Арест Достоевского
Он провел 8 месяцев в Петропавловской крепости. Достоевский держался достойно, в камере много читал и даже написал рассказ «Маленький герой». На допросах вел себя сдержанно, не оговаривал своих товарищей, всеми силами защищал брата (которого тоже арестовали, но через месяц отпустили), но вину свою не признавал. Достоевский называл себя вольнодумцем и настаивал на том, что все петрашевцы желают добра своему Отечеству и действуют из любви к оному. Очевидно, что писатель верил в положительный исход всей этой истории.
Однако в начале 1850 года был оглашен приговор – казнить всех петрашевцев. Приговоренные не знали, что император Николай I задумал очень коварный эксперимент: расстрел был заменен каторгой, однако заключенным об этом не сказали заранее.
Достоевский под арестом на гауптвахте, здание которой располагалось на Сенной площади. Здесь он был 21 и 22 марта 1874 г. «за нарушение порядка публикаций»
Казнь Достоевского
В день казни людей вывели на эшафот, казнить должны были «тройками». Достоевский попал во вторую «тройку». В первую вошли Михаил Петрашевский, Николай Момбелли и Николай Григорьев – их облачили в специальные рубахи, опустили капюшоны, солдатам дали приказ «пли». Но выстрела не последовало. Несколько мгновений оглушающей тишины. Затем – топот копыт и адъютант вручает генералу Сумарокову пакет от императора, где сообщается о помиловании…
Федор Достоевский писал, что этот момент перевернул всю его жизнь. Те несколько минут, которые отделяли его от, казалось бы, неминуемой смерти, навсегда изменили мировосприятие писателя. Григорьев тронулся умом… Еще несколько арестантов разрыдались прямо на плацу, узнав о помиловании… Это был тяжелый момент.
Каторга
Федор Достоевский был лишен всех званий и привилегий и сослан отбывать наказание в Омскую крепость. Сначала писатель тяжело переживал каторгу: так как он не владел никакими ремеслами, его посылали на все виды черных работ, другие арестанты относились к нему враждебно и даже с ненавистью из-за его дворянского происхождения, надсмотрщики были грубы и жестоки. Но чуть позже он по-другому взглянул на все, что его окружало.
После, писатель напишет:
«Ведь этот народ необыкновенный был народ. Ведь это, может быть, и есть самый даровитый, самый сильный народ из всего народа нашего. Но погибли даром могучие силы, погибли ненормально, незаконно, безвозвратно. А кто виноват? … То-то, кто виноват».
Там, на каторге и рождается новый Достоевский: он пересмотрел всю свою жизнь, изменилось его мировоззрение…
Достоевский после каторги
Итак, 8 лет каторги были заменены на 4 года, при этом Достоевский был лишен дворянского звания и своего состояния. По возвращении с каторги писатель был разжалован в рядовые солдаты. Однако, это имело большое значение, так как больше писателю были возвращены гражданские права. Хотя обычно каторжане пожизненно были лишены всех прав. В случае с Достоевских это произошло впервые.
1856 году стал переломным в судьбе Достоевского. Взошедший на престол император Александр II даровал прощение всем петрашевцам. И в 1857 году писателя полностью амнистировали, он был восстановлен в своих правах и даже мог снова печататься.
Но эти годы не прошли бесследно. Если в молодости Достоевский никак не мог определиться в своем жизненном пути, метался из стороны в сторону в поисках правды и истины, то после каторги он стал зрелой личностью, с устоявшимися жизненными взглядами и принципами. Эти нелегкие годы каторги сделали из него глубоко религиозного человека, коим он и оставался до конца своих дней.
Расцвет творчества
В 1860 выходит в свет повести «Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон». Но они не были оценены по достоинству в то время, как и многие другие произведения писателя. А привлечь внимание к «новому» Достоевскому стао возможным после выхода «Записок из Мертвого дома». Этот труд был создан в основном во время пребывания в «местах не столь отдалённых», как принято говорить в таких случаях, и повествование в нём шло о как раз о жизни осужденных…
Достоевский в 1863 году
Эта книга стала настоящим откровением для многих читателей, которые никогда не сталкивались близко ни с каторгой, ни с каторжанами. Да и в целом тема заключенных и ссыльных в русской литературе до той поры была табуирована. Достоевский первым стал говорить о ней открыто. После этой публикации Герцен назвал Достоевского «русским Данте».
В 60-е годы братья Михаил и Федор Достоевские издавали свои журналы:
Но оба журнала в итоге закрылись, хотя и позволили братьям укрепить их позиции в литературной среде. Да и к тому же, собственное печатное издание позволило Фёдору Михайловичу беспрепятственно издавать свои новые произведения:
и многие другие произведения.
В 1964 году Достоевского ждет очередной удар: умер его брат Михаил, с которым они были невероятно дружны и близки. Писатель тяжело переживал это трагическое событие.
В эти годы он довольно много путешествует за границей, ища там вдохновение для новых книг. Но вскоре Федор Михайлович понял, что писать может только в России. На чужой земле у него не получалось создавать свои бессмертные произведения.
В 60-е годы он разрабатывает идею романа «Игрок». А позднее пишет свое знаменитое «пятикнижие»: романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». Книги обрели популярность и признание еще при жизни писателя.
Титульный лист первого отдельного издания романа «Братья Карамазовы», том II. Типография братьев Пантелеевых, 1881 год
Смерть Достоевского
Скончался Федор Михайлович в январе 1881 года от туберкулеза и эмфиземы легких. Достоевскому было 59 лет. Похороны писателя стали отдельным событием – проститься с ним пришло огромное количество человек. Его уважали и любили читатели и при жизни, но после смерти его известность и популярность в России и во всем мире стали еще больше.
Посмертный портрет И. Н. Крамского «Ф. М. Достоевский на смертном одре»
Достоевский — личная жизнь
Личная жизнь писателя не складывалась гладко. До каторги он вел довольно свободный образ жизни, не обходил стороной дома презрения, однако жрицы любви зачастую не соглашались на повторные свидания с ним, так как мужчина славился своим безудержным нравом.
Мария Исаева
Каторга изменила жизнь писателя – он стал более сдержанным и целомудренным. Впервые Федор Михайлович женился в 1857 году на Марии Исаевой. Брак сложно назвать счастливым. Судя по всему, женщина вышла за писателя из-за тяжелых жизненных обстоятельств, а не по большой любви. И хотя между супругами поначалу были и искренний интерес, и дружба, но со временем отношения разладились. Этот союз закончился в 1964 году, когда Мария умерла от чахотки. Ее сына от первого брака Федор Михайлович не бросил, заботился о нем по мере сил и возможности и любил как родного до самой смерти.
Аполлинария Суслова
В одной из своих заграничных поездок Федор Достоевский встретил яркую и эксцентричную соотечественницу Аполлинарию Суслову. Женщина, которая впоследствии стала прообразом Полины в «Игроке» и Настасьи Филипповны в «Идиоте», пленила писателя. Но и эти отношения не стали продолжительными и счастливыми.
Анна Сниткина
Но все же любовь своей жизни писатель в итоге встретил. Ею стала 20-летняя Анна Григорьевна Сниткина. Несмотря на разницу в возрасте — более двадцати лет — этот союз принес счастье и любовь обоим супругам.
Будущая супруга пришла устраиваться к нему на работу, когда Достоевский в сжатые сроки заканчивал роман «Игрок». Когда рукопись была окончена, писатель понял, что привязался к своей стенографистке. А она ответила ему взаимностью и, к счастью для Федора Михайловича, была абсолютно искренна. Вообще, Анна стала настоящим сокровищем и подарком судьбы для Достоевского. Она привела денежные дела супруга в порядок, перезаключила невыгодные договоры на публикацию книг, заботилась о нем, родила ему детей, а главное – бесконечно уважала и любила мужа. Когда писатель умер, Анне было всего 37 лет. Но она так больше и не вышла замуж. Когда у нее спрашивали почему, Анна усмехалась и говорила: «За кого же можно пойти после Достоевского? Разве что за Толстого. Так он женат».
Биография Достоевского Ф.М.
Рождение и семья
1821 год, 30 октября (11 ноября) родился Федор Михайлович Достоевский, в Москве в правом флигеле Мариинской больнице для бедных. В семье Достоевских было еще шестеро детей: Михаил (1820-1864), Варвара (1822—1893), Андрей, Вера (1829—1896), Николай (1831—1883), Александра (1835—1889). Федор рос в довольно суровой обстановке, над которой витал угрюмый дух отца — человека «нервного, раздражительно-самолюбивого». Он был вечно занят заботой о благосостоянии семьи.
Дети воспитывались в страхе и повиновении, по традициям старины, проводя большую часть времени на глазах родителей. Редко выходя за стены больничного здания, они с внешним миром очень мало сообщались. Разве только через больных, с которыми Федор Михайлович, тайком от отца, иногда заговаривал. Была ещё няня, взятая из московских мещанок по найму, звали которую Алёна Фроловна. Достоевский вспоминал её с такой же нежностью, как Пушкин вспоминал Арину Родионовну. Именно от неё он услышал первые сказки: про Жар-Птицу, Алёшу Поповича, Синюю Птицу и т.д.
Отец, Михаил Андреевич (1789—1839), — сын униатского священника, врач (штаб-лекарь, хирург) московской Мариинской больницы для бедных, в 1828 получил звание потомственного дворянина. В 1831 приобрел сельцо Даровое Каширского уезда Тульской губернии, в 1833 соседнюю деревню Чермошню.
По воспитанию детей, отец был человеком независимым, образованным, заботливым семьянином, но обладал характером вспыльчивым и подозрительным. После смерти жены в 1837 вышел в отставку, поселился в Даровом. По документам, умер от апоплексического удара. Однако, по воспоминаниям родственников и устным преданиям, был убит своими крестьянами.
Мать, Мария Фёдоровна (урожденная Нечаева; 1800—1837) — из купеческой семьи, женщина религиозная, ежегодно возила детей в Троице-Сергиеву лавру. Кроме того, учила их читать по книге «Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета» (в романе «Братья Карамазовы» воспоминания об этой книге включены в рассказ старца Зосимы о своем детстве). В доме родителей читали вслух «Историю Государства Российского» Н. М. Карамзина, произведения Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина.
С особым одушевлением Достоевский вспоминал в зрелые годы о знакомстве с Писанием. «Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства». Ярким детским впечатлением писателя стала также ветхозаветная «Книга Иова». Младший брат Фёдора Андрей, писал что «брат Федя более читал сочинения исторические, серьёзные, а также попадавшиеся романы. Брат же Михаил любил поэзию и сам пописывал стихи… Но на Пушкине они мирились, и оба, кажется, тогда чуть не всего знали наизусть…».
Гибель Александра Сергеевича юным Федей была воспринята как личное горе. Андрей Михайлович писал: «брат Федя в разговорах со старшим братом несколько раз повторял, что ежели бы у нас не было семейного траура (умерла мать — Мария Фёдоровна), то он просил бы позволения отца носить траур по Пушкину».
Юность Достоевского
С 1832 семья ежегодно проводила лето в купленном отцом селе Даровое (Тульской губернии). Встречи и разговоры с мужиками навсегда отложились в памяти Достоевского и служили в дальнейшем творческим материалом. Примером служит рассказ «Мужик Марей» из «Дневника писателя» за 1876.
В 1832 Достоевский и его старший брат Михаил начали заниматься с приходившими в дом учителями. С 1833 обучались в пансионе Н. И. Драшусова (Сушара), затем в пансионе Л. И. Чермака, в котором преподавали астроном Д. М. Перевощиков, палеолог А. М. Кубарев. Учитель русского языка Н. И. Билевич сыграл определенную роль в духовном развитии Достоевского.
Воспоминания о пансионе послужили материалом для многих произведений писателя. Атмосфера учебных заведений и оторванность от семьи вызывали у Достоевского болезненную реакцию. Например, это отразилось в автобиографических чертах героя романа «Подросток», переживающего глубокие нравственные потрясения в «пансионе Тушара». Вместе с тем годы учебы отмечены пробудившейся страстью к чтению.
В 1837 умерла мать писателя, и вскоре отец отвез Достоевского с братом Михаилом в Петербург для продолжения образования. Больше писатель не встретился с отцом, скончавшимся в 1839 (по официальным сведениям, умер от апоплексического удара, по семейным преданиям, был убит крепостными). Отношение Достоевского к отцу, человеку мнительному и болезненно подозрительному, было двойственным.
Первые литературные публикации Достоевского
Еще по дороге в Петербург Достоевский мысленно «сочинял роман из венецианской жизни», а Ризенкампфу в 1838 рассказывал «о своих собственных литературных опытах».
С января 1838 Достоевский учился в Главном инженерном училище, обычный день в котором описывал так: «…с раннего утра до вечера мы в классах едва успеваем следить за лекциями. …Нас посылают на фрунтовое ученье, нам дают уроки фехтованья, танцев, пенья …ставят в караул, и в этом проходит все время…».
Тяжелое впечатление о «каторжных годах» учения частично скрашивали приятельские отношения с В. Григоровичем, врачом А. Е. Ризенкампфом, дежурным офицером А. И. Савельевым, художником К. А. Трутовским. Впоследствии Достоевский всегда считал, что выбор учебного заведения был ошибочным. Он страдал от военной атмосферы и муштры, от чуждых его интересам дисциплин и от одиночества.
Как свидетельствовал его товарищ по училищу, художник К. А. Трутовский, Достоевский держался, замкнуто. Однако, он поражал товарищей начитанностью, вокруг него сложился литературный кружок. В училище оформились первые литературные замыслы.
В 1841 на вечере, устроенном братом Михаилом, Достоевский читал отрывки из своих драматических произведений, которые известны только по названиям — «Мария Стюарт» и «Борис Годунов», — рождающим ассоциации с именами Ф. Шиллера и А. С. Пушкина, по-видимому, самыми глубокими литературными увлечениями молодого Достоевского; зачитывался также Н. В. Гоголем, Э. Гофманом, В. Скоттом, Жорж Санд, В. Гюго.
По окончании училища, прослужив меньше года в Петербургской инженерной команде, летом 1844 Достоевский уволился в чине поручика, решив полностью отдаться литературному творчеству.
Среди литературных пристрастий Достоевского той поры был О. де Бальзак: переводом его повести «Евгения Гранде» (1844, без указания имени переводчика) писатель вступил на литературное поприще. Одновременно Достоевский работал над переводом романов Эжена Сю и Жорж Санд (в печати не появились).
Выбор произведений свидетельствовал о литературных вкусах начинающего писателя. Ему не чужда была в те годы романтическая и сентименталистская стилистика, нравились драматичные коллизии, крупно выписанные характеры, остросюжетное повествование. Например, в произведениях Жорж Санд, как вспоминал он в конце жизни, его «поразила… целомудренная, высочайшая чистота типов и идеалов и скромная прелесть строгого сдержанного тона рассказа».
О работе над драмой «Жид Янкель» Достоевский сообщал брату в январе 1844. Рукописи драм не сохранились, но уже из их названий вырисовываются литературные увлечения начинающего писателя: Шиллер, Пушкин, Гоголь. После смерти отца родственники матери писателя взяли на себя попечение о младших братьях и сестрах Достоевского. Фёдор и Михаил получили небольшое наследство.
По окончании училища (конец 1843 г.) он был зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду. Однако, уже в начале лета 1844, решив всецело посвятить себя литературе, подал в отставку и уволился в чине поручика.
В январе 1844 Достоевский закончил перевод повести «Евгения Гранде» Бальзака, которым тогда он особенно увлекался. Перевод стал первой опубликованной литературной работой Достоевского. В 1844 он начинает и в мае 1845 после многочисленных переделок заканчивает роман «Бедные люди«.
Лето 1845 (как и следующее) Достоевский провел в Ревеле у брата Михаила. Осенью 1845 по возвращении в Петербург часто встречается с Белинским. В октябре писатель совместно с Некрасовым и Григоровичем составляет анонимное программное объявление к альманаху «Зубоскал» (03, 1845, № 11), а в начале декабря на вечере у Белинского читает главы «Двойника» (03, 1846, № 2), в котором впервые дает психологический анализ расколотого сознания, «двойничества».
Рассказ «Господин Прохарчин» (1846) и повесть «Хозяйка» (1847), в которых эскизно намечены многие мотивы, идеи и характеры произведений Достоевского 1860—1870-х гг., не были поняты современной критикой.
Радикально изменил свое отношение к Достоевскому и Белинский, осудивший «фантастический» элемент, «вычурность», «манерность» этих произведений. В других произведениях молодого Достоевского — в повестях «Слабое сердце«, «Белые ночи«, цикле острых социально-психологических фельетонов «Петербургская летопись» и незаконченном романе «Неточка Незванова» — расширяется проблематика творчества писателя, усиливается психологизм с характерным акцентом на анализ сложнейших, неуловимых внутренних явлений.
В конце 1846 в отношениях Достоевского и Белинского наступило охлаждение. Позднее возникает у него конфликт и с редакцией «Современника»: большую роль сыграли здесь мнительный, самолюбивый характер Достоевского. Насмешки над писателем недавних друзей (особенно Тургенева, Некрасова), резкий тон критических отзывов Белинского о его произведениях остро переживались писателем. Примерно в это время, согласно свидетельству доктора С.Д. Яновского, у Достоевского появились первые симптомы эпилепсии.
Тяготит писателя изнуряющий труд для «Отечественных записок». Бедность вынуждала его браться за любую литературную работу (в частности, он редактировал статьи для «Справочного энциклопедического словаря» А. В. Старчевского).
Арест и ссылка
В 1846 Достоевский сближается с семьей Майковых, регулярно посещает литературно-философский кружок братьев Бекетовых, в котором главенствовал В. Майков, а постоянными участниками были А.Н. Майков и А.Н. Плещеев — друзья Достоевского. С марта—апреля 1847 Достоевский становится посетителем «пятниц» М.В.Буташевича-Петрашевского. Участвует он и в организации тайной типографии для печатания воззваний к крестьянам и солдатам.
Первоначальный приговор военно-судной комиссии гласил: «… отставного инженер-поручика Достоевского, за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского и злоумышленного сочинения поручика Григорьева, лишить чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием».
22 декабря 1849 Достоевский вместе с другими ожидал на Семёновском плацу исполнения смертного приговора. По резолюции Николая I казнь была заменена ему 4-летней каторгой с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты.
Ночью 24 декабря Достоевский в оковах был отправлен из Петербурга. 10 января 1850 прибыл в Тобольск, где в квартире смотрителя произошла встреча писателя с женами декабристов — П.Е. Анненковой, А.Г. Муравьёвой и Н.Д. Фонвизиной; они подарили ему Евангелие, которое он хранил всю жизнь. С января 1850 по 1854 Достоевский вместе с Дуровым отбывал каторгу «чернорабочим» в Омской крепости.
В январе 1854 он был зачислен рядовым в 7-й линейный батальон (Семипалатинск) и смог возобновить переписку с братом Михаилом и А. Майковым. В ноябре 1855 Достоевский произведен в унтер-офицеры, а после долгих хлопот прокурора Врангеля и других сибирских и петербургских знакомых (в том числе Э.И. Тотлебена) — в прапорщики; весной 1857 писателю было возвращено потомственное дворянство и право печататься, но полицейский надзор над ним сохранялся до 1875.
В 1857 Достоевский женился на овдовевшей М.Д. Исаевой, которая, по его словам, была «женщина души самой возвышенной и восторженной … Идеалистка была в полном смысле слова … и чиста, и наивна притом была совсем как ребенок». Брак не был счастливым: Исаева дала согласие после долгих колебаний, измучивших Достоевского.
В Сибири писатель начал работу над воспоминаниями о каторге («сибирская» тетрадь, содержащая фольклорные, этнографические и дневниковые записи, послужила источником для «Записок из Мертвого дома» и многих других книг Достоевского). В 1857 его брат напечатал рассказ «Маленький герой», написанный Достоевским в Петропавловской крепости.
Создав две «провинциальные» комические повести — «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели«, Достоевский вступил через посредство брата Михаила в переговоры с М.Н. Катковым, Некрасовым, А.А. Краевским. Однако современная критика не оценила и обошла почти полным молчанием эти первые произведения «нового» Достоевского.
18 марта 1859 Достоевский по прошению был уволен «по болезни» в отставку в чине подпоручика и получил разрешение жить в Твери (с воспрещением въезда в Петербургскую и Московскую губернии). 2 июля 1859 с женой и пасынком уехал из Семипалатинска. С 1859 — в Твери, где возобновил прежние литературные знакомства и завязал новые. Позже шеф жандармов известил тверского губернатора о разрешении Достоевскому жить в Петербурге, куда он приехал в декабре 1859 г.
Расцвет творчества Достоевского
Интенсивная деятельность Достоевского сочетала редакторскую работу над «чужими» рукописями с публикацией собственных статей, полемических заметок, примечаний, а главное художественных произведений.
Роман «Униженные и оскорбленные«— произведение переходное, своеобразное возвращение на новой ступени развития к мотивам творчества 1840-х гг., обогащенное опытом пережитого и перечувствованного в 1850-е гг.; в нем очень сильны автобиографические мотивы. В то же время роман заключал в себе черты сюжетов, стиля и героев произведений позднего Достоевского. Огромный успех имели «Записки из Мертвого дома«.
В Сибири, по признанию Достоевского, изменились «постепенно и после очень-очень долгого времени» его «убеждения». Суть этих перемен, Достоевский в самой общей форме сформулировал как «возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного». В журналах «Время» и «Эпоха» братья Достоевские выступали как идеологи «почвенничества» — специфической модификации идей славянофильства.
«Почвенничество» было скорее попыткой очертить контуры «общей идеи», найти платформу, которая примирила бы западников и славянофилов, «цивилизацию» и народное начало. Скептически относясь к революционным путям преобразования России и Европы, Достоевский высказывал эти сомнения в художественных произведениях, статьях и объявлениях «Времени», в резкой полемике с публикациями «Современника».
Суть возражений Достоевского — возможность после реформы сближения правительства и интеллигенции с народом, их мирного сотрудничества. Эту полемику Достоевский продолжает и в повести «Записки из подполья» («Эпоха», 1864) — философско-художественной прелюдии к «идеологическим» романам писателя.
Достоевский писал: «Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону. Трагизм состоит в сознании уродливости. Только я один вывел трагизм подполья, состоящий в страдании, в самоказни, в сознании лучшего и в невозможности достичь его и, главное, в ярком убеждении этих несчастных, что и все таковы, а стало быть, не стоит и исправляться!».
В июне 1862 Достоевский впервые выехал за границу; посетил Германию, Францию, Швейцарию, Италию, Англию. В августе 1863 писатель вторично выехал за границу. В Париже он встретился с А.П. Сусловой, драматические взаимоотношения с которой (1861—1866) получили отражение в романе «Игрок«, «Идиот» и других произведениях.
В Баден-Бадене, увлеченный, по азартности своей натуры, игрой в рулетку, проигрывается «весь, совершенно дотла»; это многолетнее увлечение Достоевского — одно из качеств его страстной натуры.
В октябре 1863 он возвратился в Россию. До середины ноября жил с больной женой во Владимире, а в конце 1863— апреле 1864— в Москве, наезжая по делам в Петербург. 1864 принес Достоевскому тяжелые утраты. 15 апреля умерла от чахотки его жена. Личность Марии Дмитриевны, как и обстоятельства их «несчастной» любви, отразились во многих произведениях Достоевского (в частности, в образах Катерины Ивановны — «Преступление и наказание» и Настасьи Филипповны — «Идиот«).
10 июня умер М.М. Достоевский. 26 сентября Достоевский присутствует на похоронах Григорьева. После смерти брата Достоевский взял на себя издание отягощенного большим долгом и отстававшего на 3 месяца журнала «Эпоха»; журнал начал выходить регулярней, но резкое падение подписки на 1865 вынудило писателя прекратить издание.
Он остался должным кредиторам около 15 тысяч рублей, которые смог выплатить лишь к концу жизни. Стремясь обеспечить условия для работы, Достоевский заключил контракт с Ф.Т. Стелловским на издание собрания сочинений и обязался написать для него новый роман к 1 ноября 1866.
Весной 1865 Достоевский — частый гость семьи генерала В.В.Корвин-Круковского, старшей дочерью которого А.В.Корвин-Круковской он был сильно увлечен. В июле он выехал в Висбаден, откуда осенью 1865 предложил Каткову повесть для «Русского вестника», впоследствии переросшую в роман.
Точно и многогранно изображены в романе Петербург и «текущая действительность», богатство социальных характеров, «целый мир сословных и профессиональных типов», но это действительность преображенная и открытая художником, взгляд которого проникает до самой сути вещей.
Напряженные философские диспуты, пророческие сны, исповеди и кошмары, гротескно-карикатурные сцены, естественно переходящие в трагические, символические встречи героев, апокалиптический образ призрачного города органично сцеплены в романе Достоевского. Роман, по словам самого автора, «удался чрезвычайно» и поднял его «репутацию как писателя».
В 1866 истекающий срок контракта с издателем вынудил Достоевского одновременно работать над двумя романами — «Преступление и наказание» и «Игрок«. Достоевский прибегает к необычному способу работы: 4 октября 1866 к нему приходит стенографистка А.Г. Сниткина; он начал диктовать ей роман «Игрок», в котором отразились впечатления писателя от знакомства с Западной Европой.
В центре романа столкновение «многоразвитого, но во всем недоконченного, изверившегося и не смеющего не верить, восстающего на авторитеты и боящегося их» «заграничного русского» с «законченными» европейскими типами. Главный герой — «поэт в своем роде, но дело в том, что он сам стыдится этой поэзии, ибо глубоко чувствует ее низость, хотя потребность риска и облагораживает его в глазах самого себя».
В 1867—1868 Достоевский работал над романом «Идиот«. «Идея романа,—указывал автор,— моя старинная и любимая, но до того трудная, что я долго не смел браться за нее. Главная мысль романа — изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь …»
К роману «Бесы» Достоевский приступил, прервав работу над широко задуманными эпопеями «Атеизм» и «Житие великого грешника» и наскоро сочинив «повестушку» «Вечный муж«. Непосредственным толчком к созданию романа послужило «нечаевское дело».
Деятельность тайного общества «Народная расправа», убийство пятью членами организации слушателя Петровской земледельческой академии И.И. Иванова — вот события, легшие в основу «Бесов» и получившие в романе философско-психологическую интерпретацию. Внимание писателя привлекли обстоятельства убийства, идеологические и организационные принципы террористов («Катехизис революционера»), фигуры соучастников преступления, личность руководителя общества С.Г. Нечаева.
В процессе работы над романом замысел многократно видоизменялся. Первоначально — это непосредственный отклик на события. Рамки памфлета в дальнейшем значительно расширились, не только нечаевцы, но и деятели 1860-х, либералы 1840-х гг., Т.Н. Грановский, петрашевцы, Белинский, В.С. Печерин, А.И. Герцен, даже декабристы и П.Я. Чаадаев попадают в гротескно-трагическое пространство романа.
Постепенно роман перерастает в критическое изображение общей «болезни», переживаемой Россией и Европой, ярким симптомом которой являются «бесовство» Нечаева и нечаевцев. В центре романа, в его философско-идеологическом фокусе помещаются не зловещий «мошенник» Пётр Верховенский (Нечаев), а загадочная и демоническая фигура «все позволившего» себе Николая Ставрогина.
В «Гражданине» (1873) Достоевский осуществил давно задуманную идею «Дневника писателя» (цикл очерков политического, литературного и мемуарного характера, объединенных замыслом непосредственного, личного общения с читателем), опубликовал ряд статей и заметок (в том числе политические обзоры «Иностранные события»).
Скоро Достоевский начал тяготиться ред. работой, все более резкий характер принимали и столкновения с Мещерским, очевиднее стала невозможность превратить еженедельник в «орган людей с независимым убеждением». Весной 1874 писатель отказался от редакторства, хотя эпизодически сотрудничал в «Гражданине» и позднее. В связи с ухудшением здоровья (усилившейся эмфиземой легких) в июне 1847 он уезжает для лечения в Эмс и повторяет поездки туда в 1875, 1876 и 1879.
В середине 1870-х гг. возобновились отношения Достоевского с Салтыковым-Щедриным, прервавшиеся в разгар полемики между «Эпохой» и «Современником», и с Некрасовым, по предложению которого (1874) писатель печатает в «Отечественных записках» свой новый роман «Подросток» — «роман воспитания», своего рода «Отцы и дети» Достоевского.
Личность и мировоззрение героя формируются в обстановке «всеобщего разложения» и распада устоев общества, в борьбе с соблазнами века. В исповеди подростка анализируется сложный, противоречивый, хаотичный процесс становления личности в «безобразном» и утратившем «нравственный центр» мире, медленное вызревание новой «идеи» под мощным влиянием «великой мысли» скитальца Версилова и философии жизни «благообразного» странника Макара Долгорукого.
В конце 1875 Достоевский вновь возвращается к публицистической работе — «моножурналу» «Дневник писателя» (1876 и 1877), имевшему большой успех и позволивший писателю вступить в прямой диалог с читателями-корреспондентами.
Автор так определял характер издания: «„Дневник писателя» будет похож на фельетон, но с тою разницею, что фельетон за месяц естественно не может быть похож на фельетон за неделю. Я не летописец: это, напротив, совершенный дневник в полном смысле слова, то есть отчет о том, что наиболее меня заинтересовало лично».
«Дневник» 1876—1877 — сплав публицистических статей, очерков, фельетонов, «антикритик», мемуаров и художественных произведений. В «Дневнике» преломились непосредственные, по горячим следам, впечатления и мнения Достоевского о важнейших явлениях европейской и русской общественно-политической и культурной жизни, волновавшие Достоевского юридические, социальные, этико-педагогические, эстетические и политические проблемы.
Большое место в «Дневнике» занимают попытки писателя увидеть в современном хаосе контуры «нового создания», основы «складывающейся» жизни, предугадать облик «наступающей будущей России честных людей, которым нужна лишь одна правда». Критика буржуазной Европы, глубокий анализ состояния пореформенной России парадоксальным образом сочетаются в «Дневнике» с полемикой против различных течений социальной мысли 1870-х гг., от консервативных утопий — до народнических и социалистических идей.
В последние годы жизни возрастает популярность Достоевского. В 1877 он был избран членом-корреспондентом Петербургской АН. В мае 1879 писателя пригласили на Международный литературный конгресс в Лондон, на сессии которого он был избран членом почетного комитета международной литературной ассоциации.
Активно участвует Достоевский в деятельности Петербургского Фребелевского общества. Часто выступает на литературно-музыкальных вечерах и утренниках с чтением отрывков из своих произведений и стихотворений Пушкина. В январе 1877 Достоевский под впечатлением «Последних песен» Некрасова навещает умирающего поэта, часто видится с ним в ноябре; 30 декабре произносит речь на похоронах Некрасова.
Деятельность Достоевского требовала непосредственного знакомства с «живой жизнью». Он посещает (при содействии А. Ф. Кони) колонии малолетних преступников (1875) и Воспитательный дом (1876). В 1878 после смерти любимого сына Алёши совершает поездку в Оптину пустынь, где беседует со старцем Амвросием. Особенно волнуют писателя события в России.
В марте 1878 Достоевский находится на процессе Веры Засулич в зале Петербургского окружного суда, а в апреле отвечает на письмо студентов, просивших высказаться по поводу избиения лавочниками участников студенческой демонстрации; В феврале 1880 присутствует на казни И. О. Млодецкого, стрелявшего в М. Т. Лорис-Меликова.
Интенсивные, многообразные контакты с окружающей действительностью, активная публицистическая и общественная деятельность служили многосторонней подготовкой к новому этапу творчества писателя. В «Дневнике писателя» вызревали и опробовались идеи и сюжет его последнего романа. В конце 1877 Достоевский объявил о прекращении «Дневника» в связи с намерением заняться «одной художнической работой, сложившейся … в эти два года издания „Дневника» неприметно и невольно».
«Братья Карамазовы» — итоговое произведение писателя, в котором художественное воплощение получили многие идеи его творчества. История Карамазовых, как писал автор,— это не просто семейная хроника, а типизированное и обобщенное «изображение нашей современной действительности, нашей современной интеллигентской России».
Философия и психология «преступления и наказания», дилемма «социализма и христианства», извечная борьба «божьего» и «дьявольского» в душах людей, традиционная для классической русской литературы тема «отцов и детей» — такова проблематика романа. В «Братьях Карамазовых» уголовное преступление связано с великими мировыми «вопросами» и вечными художественно-философскими темами.
В январе 1881 Достоевский выступает на заседании совета Славянского благотворительного общества, работает над первым выпуском возобновленного «Дневника писателя», разучивает роль схимника в «Смерти Иоанна Грозного» А. К. Толстого для домашнего спектакля в салоне С. А. Толстой, принимает решение «непременно участвовать в пушкинском вечере» 29 января.
Он собирался «издавать „Дневник писателя» … в течение двух лет, а затем мечтал написать вторую часть „Братьев Карамазовых«, где появились бы почти все прежние герои…». В ночь с 25 на 26 января у Достоевского пошла горлом кровь. Днем 28 января Достоевский попрощался с детьми, в 8 ч. 38 мин. вечера он скончался.