твои взгляды мне ненавистны но всю жизнь я буду бороться за твое право отстаивать их
2.12. Парадокс
Иногда, чтобы убедить в чем — либо, одаренных людей, нужно только изложить утверждение в виде чудовищного парадокса.
Гносеологическая функция остроумия ярче всего проявляется в антиномиях, как способе выражения противоречия в познании. Парадоксы являются формой существования и развития противоречий. Г. Гегель писал, что противоречие есть корень всякого движения и истинности. Обнаружение парадоксов является одним из важнейших путей развития процесса познания. Об этом говорит К. Маркс, как о разрушении противоречий через механизм гносеологических антимоний, «… парадокс действительности выражается также в словесных парадоксах, которые противоречат обыденному человеческому рассудку…» (1). Парадокс, как один из элегантных способов создания комического эффекта, рождается при соединении не соединяемых по семантике слов. В результате сочетания противоположных по смыслу определений, понятий, возникает новое смысловое качество. По этому поводу Г. Честертон писал, что нелепости, с которыми мы сталкиваемся в произведениях Аристофана, Рабле, Гейне… — нелепости символические, они представляют собой нечто вроде пляски вокруг истины. Это обусловливается гносеологической функцией приема остроумия — «парадокс». В плане рассмотрения парадоксов как приема остроумия значительный интерес представляет мысль Аристотеля о том, что парадоксом является то, «что противоречит прежде пробужденному ожиданию». Наибольшее распространение в языке парадоксы получили в форме оксюморона. Так, например: «Оптимистическая трагедия» (В. Вишневский); «Кому сказать, с кем поделиться /Той грустной радостью, /Что я остался жив» (С. Есенин); «Никогда не забуду (он был или не был)/ Этот вечер» (А. Блок). Впрочем, вполне правомерно утверждать, что парадоксы всегда украшали существование человека, так мы встречаем у Горация такое выражение, как «деловое безделье» или «деятельное бездействие».
Г. Гегель считал жалким «то остроумие, которое не является существенным, не зиждется на противоречиях, заключенных в самом предмете. Вообще невозможно привязать насмешку к тому, что не имеет в самом себе насмешки над самим собой, иронии над собой» (2). Блестяще выразил гносеологическую природу парадоксов А. Пушкин, подчеркнувший, что «гений, парадоксов друг». Раскрывая когнитивную функцию парадоксов Д. Горский пишет: «Противоречия типа парадоксов таковы, что они не зачеркивают теорию, не делают ее бесплодной, а тем более абсурдной, а заставляют заняться ее изменением и совершенствованием» (3). Эта мысль вполне правомерно применима к приемам остроумия «абсурд» и «парадокс».
Очень точной представляется мысль Б. Базарова о том, что «парадоксы выступают как форма постановки еще не решенной проблемы, требующей творческого проникновения в предмет исследования» (4, 33). Таким образом, мы приходим к выводу, что парадокс как прием остроумия выполняет важную когнитивную функцию в процессе познания истины о мире. Парадоксы способствуют обострению ряда познавательных операций. Этому в значительной степени способствует и форма их представления, так парадоксы выражены внешне очень эффектно, афористично. Так, например: «Люди жестоки, но человек добр» (Р. Тагор). Когнитивная функция парадоксов проявляется в уточнении отношений, уровней, значений, отдельных высказываний и целых текстов.
Парадоксы имеют очень эффектную внешне, афористическую форму. Парадоксальную форму имеют такие философско-этические обобщения, как, например, принадлежащее Вольтеру: «Твои взгляды мне ненавистны, но я всю жизнь буду бороться за твое право отстаивать их» или «Люди жестоки, но человек добр» (Р. Тагор).
Парадоксы в значительной степени лежат в основе поэтики пословиц (Тише едешь — дальше будешь). Предлагаем читателям самим продолжить перечень, иллюстрирующий данное положение о парадоксах и пословицах. Парадокс как художественный прием широко используется в детской «поэзии нелепостей» (Л. Кэрролл, Э. Милн, Э. Лир, К.И. Чуковский).
Китайские и японские традиции сохранили использование мифологических символов и образов, подчеркивая их в обычном языке, для сглаживания парадоксальных черт действительности. Достигается это путем использования коанов — парадоксальных загадок. Используя коаны, даосы делали парадоксальные заявления, чтобы обнаружить непоследовательность и ограниченность возможностей словесной коммуникации. Коаны предназначены для того, чтобы заставить изучающего дзен осознать ограниченность логики. Эти задачи нельзя решить путем размышления из-за их иррациональной формулировки и парадоксального содержания. Они должны остановить процесс мышления и подготовить ученика к невербальному восприятию действительности.
Наставник дзен обычно предлагает ученику один из следующих коанов:
Каким было твое первоначальное лицо до твоего рождения?
Хлопок — звук от двух ладоней. Каков звук от одной?
Как только ответ найден, коан тут же перестает быть парадоксальным и превращается в глубинное, полное смысла утверждение, созданное на том уровне сознания, которое помог пробудить учитель.
Библиографический список
1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.26. ч. III. — С. 139.
2. Г. Гегель Соч. Т.10. — М., 1932. — С. 71.
3. Горский Д.П. Проблемы общей методологии наук и диалектической логики. — М., «Мысль», 1966. — С.134.
4. Базаров Б.Д. Парадоксы как форма выражения противоречий в познании. Дис. …канд. филос. наук. М., 1979. — 158 с.
Упражнение «Остроумная глупость»
Ознакомьтесь с текстом. Выпишите оксюмороны.
Вообще-то «оксюморон» по-гречески означает «остроумная глупость». Но жители Оксюморонии забыли, что прекрасно помнят это. Они с достоинством носят розовые, как голубое небо, панталоны и любят ловить мохнатую рыбу прямо на прямые крючки. Летом они жарят снег на пластмассовых сковородках и заедают его сухой водой. Гвозди они делают из деревянного железа и забивают их стеклянными молотками. Письма оксюморонцы пишут бесцветными чернилами и делают во всех словах безупречные ошибки.
Ни один оксюморонец не купит на рынке курицу бесплатно, пока не осмотрит внимательно ее зубы. Самой скверной удачей считается, если курица снесет пушистое яйцо. Хозяйки с радостной досадой бреют такую курицу наголо и вяжут всей семье свитера из куриной шерсти. Потому что если такую курицу не побрить вовремя, она может заплетать перед зеркалом свою коротенькую шерсть в длинные косички. Это занятие отнимает все ее время, однако, когда курице предлагают побриться, она соглашается наотрез.
На этом позвольте закончить, так как это только начало. В Ок-сюморонии невыносимо красивая погода… Хотите, отправимся в Оксюморонию прямо вчера? Добраться несложно: либо по морю на броневике, либо под землей — самолетом. Только учтите, я все это выдумала списать из чужой книжки.
Упражнение «Четвертый лишний»
Найдите слово, отличающееся от других, «четвертое лишнее». Носок, мозоль, георгин, помидор.
Тюль, бюллетень, гроздь, рояль.
Магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь.
Озимь, цитадель, фланель, панцирь.
Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки.
Брюки, хлопоты, дверцы, вилы.
Дебри, прения, игры, шахматы.
5, 6, 7. башмаки, дверцы, игры — эти слова употребляются как во множественном, так и в единственном числе.
Упражнение «Криптогрмма или стихи крипты»
Стихотворения — крипты, кусочные или скрытые стихи, получили свое название от греческого слова kriptos — тайный, скрытый. Это особая форма изменения письма с целью сделать текст понятным лишь посвященным. В стихах-криптах это достигается разделением стихотворения пополам. При таком построении стихотворения в его правой части создается один смысл, а в левой части — другой. По сути обе части и правая и левая представляют собой законченные стихотворения.
Знатоки утверждают, что для воплощения замысла в стихах-криптах лучше всего использовать шестистопный ямб. Ямб — двухсложная стопа с ударением на втором долгом слоге, например: нога, село. Сейчас уже мало кто помнит, что ямб в переводе с греческого означает — ругаю. Ямбический стих, ввел Архилох (ум. 660 т. до н. э.), писавший этим быстрым, сравнительно с элегическим, двустишьем, размером свои злые шутки.
Давайте прочтем трогательное объяснение в любви:
Хранить любовно «да!» Я обещала вечно…
Могу ли я теперь на свете жить одна?
Не буду никогда кокеткой бессердечной,
Любить тебя, поверь, — веселье пить до дна!
Восторженный получатель послания в упоении бросается делиться своей радостью с близким другом, от которого у него нет тайн. Но этот человек более умудрен жизнью, и он скептически настроен по отношению к содержательной стороне письма. В наш век повышенных скоростей такой идеализм не часто встретишь, уже собираясь поздравить друга, он замечает что-то странное в письме. И к невольному ужасу своего собеседника читает, не меняя в письме ни слова ….
Хранить любовно «да!»
на свете жить одна?
Любить тебя, поверь!
веселье пить до дна!
Этой прелюбопытнейшей формой стиха пользовались для различных целей. Особенной популярностью пользовались стихи-крипты во Франции, где с XVI века были известны сонеты подобного вида.
Для написания стихи-крипты необычайно сложны. Нужно сразу охватить сознанием и весь данный стих и обе его половинки в отдельности. Причем необходимо следить за тем, чтобы коварство его частей не сразу бросалось в глаза. И чтобы весь стих имел смысл, а также каждая из его частей и левая и правая обладали бы своим смыслом. И, чем сложнее задание, тем значимее применение данного приема стихосложения для развития гибкости, беглости и оригинальности мышления. Это упражнение одно из самых сложных в данном книге и у Вас есть опыт удачного воплощения задуманного Вами в предыдущих упражнениях. Так значит в Путь!
Упражнение «Глас народа»
Определите приемы остроумия, использованные в следующих отрывках.
Английский министр Антони Иден во время речи никогда не допускал остановок. Его речи всегда были бесподобно аккуратными, но также и бесподобно холодными, как сообщает граф Пюклер (24 июля 1938 г).
Свои большие парламентские речи Черчилль разрабатывал тщательно, вплоть до каждого отдельного слова. Важнейшие части речи заучивал наизусть. Лорд Биркенхед ехидно заметил, что Черчилль лучшие годы своей жизни потратил на подготовку «импровизированных» речей.
«Почему, — спросили Детлева фон Лилиенкрона некие любопытствующие, — на страницах рукописи разрешено писать всегда только с одной стороны?» «Вероятно, — ответил Лилиенкрон, — чтобы не целиком портить хорошую бумагу».
Доклад начался в восемь, когда в одиннадцать я взглянул на часы, была половина девятого.
«Дорогой друг, — ехидно сказал политический противник чрезмерно молчаливому Шефтсбери (1671–1713). — Вы не раскрыли рта ни на одном заседании парламента!» «Вы ошибаетесь, дорогой друг, — парировал Шефстбери невозмутимо. — Пока Вы говорили, меня одолевала зевота».
Господин министр, я только что услышал Вашу речь, однако теперь шутки в сторону…
Из речи адвоката перед судом: «Если мы откажемся от какой бы то ни было логики и примем во внимание только мнение прокурора…»
Политик кричит своему оппоненту: «Если вы соглашаетесь со мной, я чувствую, что сказал что-то неверное».
Людвиг Райнере перевел знаменитое выражение Цезаря «пришел, увидел, победил», следующим образом: «После достижения здешней местности и ее осмотра мне предоставилась возможность добиться победы».
Приглашение на торжественный вечер для военных гласило: «От всего сердца приглашаются офицеры со своими почтенными супругами, унтер-офицеры со своими супругами, рядовые со своими женами».
Лик преступника, физиономия Шиллера.
Кандидат в президенты США от демократов Эдлай Стивенсон однажды выразился так: «Если республиканцы прекратят рассказывать о нас ложь, то мы прекратим говорить о них правду».
Когда Гельмут Коль получил в награду от мюнхенского карнавального общества орден святого Валентина, он сказал: «Мужчины, как Kohl (капуста), более съедобны слегка ошпаренными».
Курт Тухольский в «Советах плохому оратору» рекомендует: «Лучше всего, если ты свою речь прочитаешь. Еще более порадует каждого, если читающий оратор после каждого четвертого предложения подозрительно посмотрит поверх очков, проверяя, все ли еще тут».
Один остряк сказал про президента бременского сената Ганса Кошника, говорившего слишком быстро, что, например, слово «казармафедеральнойпограничнойохраны» он мог бы произнести в три слога.
В одной южно-немецкой церкви кандидат теологии читал свою пробную проповедь. Потом церковный служащий объявлял, как прошла проповедь. И этот «глас народа» имел наготове три оценки. Если речь удавалась, то служащий говорил: «Господь был милостив!» При посредственном результате служака отзывался: «Ведь был очень тяжелый текст!» Если же кандидат терпел полную неудачу, то служака утешал его словами: «Но Вы так хорошо подобрали псалмы!»
Упражнение «Зри в корень!»
Обращайте внимание на структуру фразы, на то, как она построена, в чем заключается парадокс.
Говоря строго научно, мы просто не знаем, как это возникло и что это такое.
Г.К. Честертон «Вечный человек»
Когда больной действительно хочет жить, медицина бессильна.
Анекдот от Юрия Владимировича Никулина
Несколько извинений выглядят менее убедительно, чем одно.
Олдос Хаксли (1894–1963), английский писатель
Нет ничего практичнее хорошей теории.
Наиболее невероятное в чудесах заключается в том, что они случаются.
Мы часто не предаемся какому-нибудь пороку лишь потому, что от этого нас удерживают другие пороки.
Смотрю спокойно и бесстрастно:
светлее уголь, снег темней,
когда-то все мне было ясно,
но я, к несчастью, стал умней.
Из дневника философа и пропагандиста третьего рейха Пауля Йозефа Геббельса (приведенный ниже афоризм принадлежит ему): «Я не боюсь потерять голову, я боюсь потерять лицо».
Ничто так не прибавляет сил противнику, как нанесенная ему обида.
Что по настоящему трудно, так это создать нечто действительно правдивое, а иной раз и более правдивое, чем сама правда.
Умирать от любви — значит жить.
Никто не выслушивает упреки с таким терпением, как те, кто заслуживает похвалы.
Когда женщина не права, первым делом нужно попросить у нее прощения.
Слава Богу, он стал невротиком.
Не поступай с другим так, как хочешь чтобы он поступил с тобой: у вас могут быть разные вкусы.
Не откладывай на завтра то, что можешь сделать послезавтра.
Грош цена тому чувству, у которого есть цена.
Если бы люди меньше сочувствовали друг другу, меньше было бы неприятностей (лорд Горинг из «Идеального мужа» О. Уайльда)
Известность — удовольствие быть знакомым тем, кто с тобой не знаком.
В нашей жизни возможны только две трагедии. Одна — это когда не получаешь того, что хочешь, другая — когда получаешь. Вторая хуже, это поистине трагедия.
(Дамби из «Веера леди Уиндермиер» О. Уайльда)
Когда вы с чувством удовлетворения окончили свою статью, тут только и нужно начинать ее писать. К этому моменту вы обрели ясное и логическое представление о том, что вы, собственно, хотите в ней сказать.
Мало на свете пороков, которые больше мешают человеку обрести многочисленных друзей, чем слишком большие достоинства.
Достигнуть старости все желают, а, достигнувши — ее тут же винят.
Поскольку я большой философ,
То жизнь открыла мне сама,
Что глупость — самый лучший способ
Юмористические загадки — оксюмороны
1. К какому вороту нельзя пришить пуговицы?
2. Какой бор никогда не имеет листвы и хвои?
3. Какую строчку не может прочесть ни один ученый?
4. Всякие ли предлог и наречие являются частями речи?
5. Всякий ли пар способен подниматься кверху?
6. Всякие ли ноты предназначены для певцов и музыкантов?
7. У каких башмаков не бывает каблуков?
1. Грузоподъемному механизму.
3. Сплошной шов на поверхности ткани.
4. Предлог — внешний повод; наречие — совокупность диалектов языка.
5. Не способно поле, оставленное на один сезон не засеянным.
6. Нет, есть ноты, как дипломатическое обращение одного государства к другому.
7. Приспособление, служащее для торможения колес; опорная часть отдельно стоящего фундамента.
Премудрости от Совы
Парадокс — это мысль в состоянии аффекта.
Герхард Гауптман (1862–1946), немецкий писатель
Парадокс — это истина, поставленная на голову, чтобы на нее обратили внимание.
Парадокс: логичное высказывание об абсурдной действительности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
2.12. Парадокс
2.12. Парадокс Иногда, чтобы убедить в чем — либо, одаренных людей, нужно только изложить утверждение в виде чудовищного парадокса. Ф. Ницше Гносеологическая функция остроумия ярче всего проявляется в антиномиях, как способе выражения противоречия в познании. Парадоксы
Парадокс
Парадокс «Больше и больше доходов не значит больше и больше счастья» ГрецияСтаврос ДракопулосИсследование Эда Динера показало, что у самых богатых американцев, зарабатывающих свыше 10 миллионов долларов в год, уровень личного счастья лишь немногим выше, чем у людей,
9. Элевсинский парадокс
9. Элевсинский парадокс В Элевсине переживания инициируемых имели богатое мифологическое содержание, выраженное, например, поразительным и чувственным образом поднимающейся из волн Анадиомены. С другой стороны, это содержание может быть также выражено самым простым
Парадокс[2]
Парадокс[2] Вопрос о том, как работает такая техника терапевтического общения, как парадокс, никогда не был ясен, как и проблема терапевтического общения на двух уровнях (также называемого «double bind» — двойная связь). Отчасти это происходит потому, что парадокс — это
Парадокс успеха
Парадокс успеха Люди, не пользующиеся доверием или не обладающие ресурсами, редко накапливают достаточно пробивной силы, чтобы вынести свои идеи в свет.Люди, пользующиеся доверием и обладающие ресурсами, так сильно заняты их поддержанием, что не могут вынести свои
Парадокс ругани
Парадокс ругани Мы, взрослые, редко ругаем друг друга, потому что нам небезразлично, что о нас подумают другие, мы боимся произвести дурное впечатление. Мы смотрим на себя глазами других и корректируем свое поведение, сдерживаем импульсивные порывы гнева и раздражения. Мы
Парадокс Эмерсона
Парадокс Эмерсона Ралф Валдо Эмерсон, преподаватель трансцендентальной мысли и писатель, обычно цитировал два своих излюбленных афоризма –девиза, которые на первый взгляд противоречили друг другу:Если кто–то хочет быть человеком, он должен быть нонконформистом!
Парадокс о дисциплине
Парадокс о дисциплине Несколькими страницами раньше мы квалифицировали случай с Икаром одной фразой — мол, пострадал от недисциплинированности. Почему так скупо? За внешней простотой содержания этой фразы таится глубочайший смысл (мы это специально подчеркнули: не
Парадокс удачи
Парадокс удачи Конечно, вы можете возразить, что есть такая вещь, как удача. Удача – это случайное совпадение, которое позволяет достичь желаемого сразу и без особых усилий. Да, удача есть.Но внимательное рассмотрение показывает: то, что люди называют удачей,
ПАРАДОКС ЧЕРНЫШЕВСКОГО
Парадокс получения
Парадокс получения Вам кажется, что у вас все еще впереди?Вам всегда будет так казаться…Вы часто откладываете жизнь до момента, когда вы что-либо получите:• деньги;• здоровье;• любовь;• известность и т. д.Парадоксально звучит, но… вы ничего не можете получить! Потому
ozzeoz
Dutch Uncle
Simplicimus Incognitus: Бедгердыщь!
Есть три вида ложных цитат:
1. Искажение — фраза выдёргивается из контекста, обрезается, переделывается/комбинируется с другими цитатами одной или нескольких персон. Наиболее часто встречается.
2. Переадресация — высказывание некоего [малоизвестного] человека приписывается более знаменитой персоне.
3. Выдумка — изречение, которое никто не произносил.
Начну с самых известных (и самых перевранных) ленинских фраз «Важнейшим из искусств…» и « Каждая кухарка…».
1. ПРАВИЛЬНО: «Важнейшим из искусств для нас является кино».
Часто приводят другой вариант «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк», который является ложным.
Эту фразу Ленин сказал наркому просвещения Луначарскому в 1923 году.
Источник 1: Владимир Ильич Ленин. Полное собрание сочинений. 5-е изд. — Т. 44. — С. 579: Беседа В. И. Ленина с А. В. Луначарским.
Источник 2: «Кино и цирк»
2. Бедной кухарке не повезло. Её обычно поминают, когда хотят попинать советскую власть. В зависимости от целей говорящего фраза претерпевает многочисленные метаморфозы:
Каждая кухарка должна уметь управлять государством
Каждая кухарка должна научиться управлять государством
Каждая кухарка сможет управлять государством!
ПРАВИЛЬНО: Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством». (статья В.И. Ленина «Удержат ли большевики государственную власть?», опубликована в октябре 1917 года в журнале «Просвещение», № 1–2).
4. ЛОЖНО: «Если враг не сдается, его уничтожают» — фразу тоже приписывают Сталину. В действительности это название статьи писателя Максима Горького, которая была опубликована 15 ноября 1930 г. в газетах «Правда» и «Известия».
6. ЛОЖНО: «У того, кто в 20 лет не социалист, нет сердца; у того, кто в 30 лет не консерватор, нет мозгов» — Уинстон Черчиль этого не говорил. Американский политолог Кори Робин в 2000-м попытался найти первоисточник этой фразы, ему это не удалось — все ссылки ссылались друг на друга (да-да, сепульки и сепуление).
И ещё один факт: Пол Эддисон из Эдинбургского университета утверждал, что «Черчилль явно не мог сказать это, так как он сам был консерватором в 15 лет и либералом — в 35».
7. НЕПРАВИЛЬНО: « Исключение только подтверждает правило» — очень лукавая фраза. Во-первых, она логически противоречива, что позволяет манипулировать ею во время демагогических дискуссий (что справедливо заметили на лурке). Во-вторых, это весьма неточный перевод латинской цитаты « Exceptio probat regulam in casibus non exceptis», что переводится как «Исключение подтверждает наличие правила, действующего в неисключительных ситуациях» — согласитесь, несколько иной смысл!
ПРАВИЛЬНО: «Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить» — эта высказывание принадлежит английской писательнице Эвелин Холл, автору книги-биографии Вольтера «The Friends of Voltaire» (1906), откуда и разошлась по миру естественным образом связавшись Вольтером (как и в случае «Дети Арбата»/Сталин).
10. НЕПРАВИЛЬНО: «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!» (королева Франции Мария-Антуанетта).
Здесь всё неправильно: и перевод, и персона. Подробный разбор можно прочитать на вики, я же укажу лишь на основные моменты.
Впервые данная фраза упоминается Жан-Жаком Руссо в «Исповеди» и произносит её некая французская принцесса (не Мария-Антуанетта, которая на тот момент была не королевой, а незамужней принцессой и проживала в родной Австрии). Само в ыражение «Qu’ils mangent de la brioche» переводится с французского как «Пусть они едят бриоши». Бриошь — это вовсе не пирожное, а булочка из сдобного теста.
Обсуждение:Парадокс исключений
Парадоксальную форму имеют, например, такие философско-этические обобщения, как «Твои взгляды мне ненавистны, но всю жизнь я буду бороться за твоё право отстаивать их» (Вольтер) или «Люди жестоки, но человек добр» (Р. Тагор). Парадоксы в значительной мере лежат и в основе поэтики пословиц «Тише едешь — дальше (и дольше) будешь».
Парадокс в логике — это два противоположных, несовместимых утверждения, для каждого из которых имеются кажущиеся убедительными аргументы. Самым знаменитым парадоксом древности, «королём» парадоксов до сих пор считается парадокс «Лжец».
Если предположить, что Эпименид сказал правду, то выходит, что он, как и все критяне,- лжец. А значит, он солгал. Если же он солгал, тогда получается, что он, как и все критяне,- не лжец. А значит, он сказал правду.
Утешает одно: наличие парадокса стимулирует к новым исследованиям, более глубокому осмыслению теории, и нередко приводит к полному её пересмотру.
Например, в одном из наиболее известных современных логиеских противоречий, которое признаётся конкурентом «Лжеца» на звание короля парадоксов является парадокс английского логика и философа Бертрана Рассела. Он представляет собой отличную тему для медитации.
В отличие от предыдущих антиномий, которым уже более двух тысяч лет, этот парадокс довольно свеженький. И его появление говорит о том, что даже за две с половиной тысячи лет философы не научились избегать трагических противоречий с тяжкими последствиями для рассудка. Они до сих пор не понимают, как и почему они возникают, какая причина их порождает. Именно поэтому философы не могут решать парадоксы. Они лишь могут замечать их, собирать и классифицировать.
Теория множеств имеет дело с абстрактными множествами. В ней различаются множества объектов и множества множеств объектов. Но чтобы как–то работать с ними, она их делит на собственные и несобственные. Собственными она считает те, которые не являются членами самих себя, а несобственные – это те, которые являются членами самих себя. Скажем, множество звёзд – вселенная, это собственное множество, поскольку множество – не звезда. А вот множество множеств звёзд – гипотетическая сумма всех галактик – это уже несобственное множество, потому что, само будучи множеством, оно включает самого себя в качестве члена всех множеств.
При этом речь идёт, заметьте, об одном и том же объекте – вселенной! Как тут не вспомнить парадоксальные слова поэта: «О вселенная! Ошибка в чистоте небытия!»
Бертран Рассел сказал, что если мы составим множество всех собственных множеств, то есть тех, которые не включают самих себя в качестве членов, то впадём в противоречие, потому что не сможем решить, к какому виду множеств отнести это новое множество. Ведь если мы его сочтём собственным множеством, то должны включить его в него же. Но если мы включим его в него же, то оно не будет собственным и его надо исключить из него же. Получается замкнутый круг.
Рассел изложил свой парадокс в письме к немецкому логику Готлибу Фреге, который как раз делал правку уже набранного в типографии второго тома труда всей своей жизни, посвящённого основаниям математики. Так вот, парадокс Рассела камня на камне не оставил от построений Фреге, который, будучи скрупулёзно честным немцем, успел написать ко второму тому предисловие, в котором с горечью признавал правоту критики Рассела и несостоятельность своего двухтомного труда. Как видим, и здесь не обошлось без личной трагедии учёного, столкнувшегося с парадоксом.
Проиллюстрирую парадокс Рассела на примере парадокса брадобрея — популярного аналога парадокса Рассела
Предположим, некий градоначальник издал указ, что брадобрей бреет тех, и только тех жителей города, которые не бреются сами. Вопрос: кто бреет брадобрея?
Если он бреет сам себя, то принадлежит к тем жителям города, которых он не должен брить, а значит не должен брить самого себя. И наоборот, если он не бреет сам себя, то принадлежит к тем жителям города, которых он должен брить, а значит должен брить самого себя…
Настоящее решение этого парадокса будет найдено только тогда, когда будут поняты причины его возникновения.
Логическая проблематика, связанная с парадоксами, заинтересовала меня потому, что в юности я сам открыл парадокс, который поразил меня своей красотой, но при этом и испугал, а не свихнусь ли я, размышляя над его природой?
Справедливости ради следует сказать, что первоначально я открыл не парадокс, а апорию.
Апория, в отличие от парадокса, является вымышленной, хотя и логически верной, ситуацией (высказыванием, утверждением, суждением или выводом), которая не может существовать. Вы только вдумайтесь в её формулировку:
Все законы имеют исключения. Исключением из данного закона является он сам, Поскольку он не имеет исключений.
Но затем я разобрался, что законы математики, физики и других естественных наук, не имеют исключений. Если камень подбросить вверх, то вероятность того, что он зависнет в воздухе, а не упадёт на землю под силой собственной тяжести, равна нулю, если только мы не прибегнем к аргументу чуда. В Евангелии описано, что Иисус Христос совершал чудеса, нарушающие законы природы, поэтому имеют естественные законы исключения или не имеют – вопрос веры и религии, а не логики. Но привлекать этот аргумент, значит нарушать правило Оккама: «Не следует привлекать новые сущности без самой крайней на то необходимости».
Все законы долженствования имеют исключения. Исключением из данного деонтического закона является он сам, Поскольку он не имеет исключений.
Мы имеем дело с парадоксальной формулировкой закона, с парадоксом-законом, чего история науки ещё не видывала. Посмотрите, что происходит, если открытый мною парадокс распространить на такую область практической этики как юриспруденция:
Все юридические законы имеют исключения. Исключением из данного юридического закона является он сам, Поскольку он не имеет исключений.
Между прочим, я обнаружил множество подтверждений истинности деонтологического парадокса в Библии. Приведу лишь один пример: «Не кради» (Втор: 5,15) – гласит известная заповедь десятисловия Моисея. А вот другая цитата из Ветхого завета:
И сделали сыны Израилевы по слову Моисея и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд. Господь же дал милость народу [Своему] в глазах Египтян: и они давали ему, и обобрал он Египтян. (Исх.12:35,36).
И подобными примерами, когда на правило есть исключение, буквально усыпана вся Библия. Открытый мною деонтологический парадокс перевыражает на философско-логическом языке библейскую мудрость, афористично отчеканенную апостолом Павлом: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6, 12). Это закон свободы в самом глубоком смысле. //Легко доказать на самом деле, что фраза парадокса исключений ложна по ее при этом сути, допустим произнеся следущую фразу можно легко это при этом сделать, вот эта фраза, являющаяся правилом доказывающим, что в некоторых правилах не может никогда быть исключений из этих правил: правда, всегда является праведной, а ложь, всегда является ложной.
исключения из правил-это разновидность определенного вида правил [ править код ]
Парадокс устройства энциклопедии-Традиция в том, что удаляют статьи ее администраторы не за написание орфографических ошибок в ее текстах статей, а за попытку исправления этих допущенных орфографических ошибок в текстах этих статей, теми людьми, которые и опубликовали их. Будем исправляться?! Или все так же «топорно» интернет рессурсы в сети интернет, неправильно будет по прежнему конструировать, и составлять. Есть такое правило, в котором нет исключений: либо энциклопедия устроена ошибочно нравственно, либо не таковым образом она устроена при этом, а третей характеристики для устройства энциклопедии быть не может!