телеман композитор краткая биография
База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ
Телеман Георг Филипп — Биографии
Немецкий композитор Георг Филипп Телеман родился 14 марта 1681 года в Магдебурге. Начал занятия музыкой в городской школе. До 1721 года был капельмейстером во Франкфурте на Майне и Эйзенахе. Жил несколько лет в Лейпциге, где с 1701 по 1704 годы изучал право в Лейпцигском Университете, одновременно принимая активное участие в музыкальной жизни Лейпцига: создал студенческий музыкальный Коллегиум, которым уже после него руководил И.С.Бах. Сочинял оперы для городского театра, исполнял в них теноровые партии, дирижировал спектаклями, был органистом в одной из церквей, написал ряд кантат. Около двух лет Телеман провел в Париже. Здесь он основательно изучил современную ему французскую музыку и узнал много нового о характере и традициях французской музыкальной школы. В 1709 году он женился на Луизе Эберлин, но вместе они были недолго. Через два года Луиза умерла.
В 1721 году Телеман получил место кантора и регента в церкви святого Иоанна в Гамбурге. Служебные обязанности легко сочетались с широко развернувшейся музыкальной деятельностью композитора. Он содействовал устройству многих концертов с участием выдающихся музыкантов того времени. По его инициативе в 1761 году был открыт первый в Германии концертный зал. Был основателем Гамбургской музыкальной Коллегии.
Телеман принадлежал к поколению Г.Ф.Генделя и И.С.Баха, дружил и часто общался с ними, особенно с семьей Баха. Усвоив достижения ряда национальных музыкальных школ (особенно французской и польской), он подошел к новому для того времени гомофонногармоническому письму. Наибольший интерес вызывала его инструментальная музыка, которая завоевала популярность благодаря тесной связи с бытовой мелодикой и танцем Многие немецкие теоретики музыки середины 18го века, такие как Маттесон, Шейбе и Марпург, считали творчество Телемана более значительным, чем творчество И.С.Баха, говорили о нем, как о создателе нового периода в истории музыки. Время все расставило по своим местам, и имя Телемана стоит рядом с именами Генделя и Баха.
Нельзя не привести перечень сочинений Телемана. Он просто поразителен. Это 40 опер, 44 пассиона, 23 цикла годовых духовных кантат, приветственные, праздничные, свадебные и похоронные кантаты, оратории, более 700 песен, 3 цикла «Застольной музыки» (в каждом сюита, квартет, триосоната, сольная соната и заключение), около 600 сюит, 36 фантазий для клавира, 12 фантазий для скрипки без сопровождения.
С 1721 года Телеман надолго не покидал Гамбурга. Он умер в этом городе в 1767 году.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://specialradio.ru/
Виктор Каширников Немецкий композитор Георг Филипп Телеман родился 14 марта 1681 года в Магдебурге. Начал занятия музыкой в городской школе. До 1721 года был капельмейстером во Франкфурте на Майне и Эйзенахе. Жил несколько лет в Лейпциге, г
ТЕЛЕМАН, ГЕОРГ ФИЛИПП
ТЕЛЕМАН, ГЕОРГ ФИЛИПП (Telemann, Georg Phillip) (1681–1767), немецкий композитор, один из главных представителей эпохи барокко в музыке. Родился 14 марта 1681 в Магдебурге. Рано добился успеха как певец, композитор и исполнитель на разных инструментах, но по решению семьи отправился изучать право в Лейпциг. Музыкальная жизнь этого города была столь интересна, что в 1702 Телеман оставил юриспруденцию ради музыки. Получил место органиста в церкви св. Фомы (Томаскирхе) и писал кантаты, а также основал при Лейпцигском университете музыкальное общество – Collegium Musicum. В 1705 стал придворным капельмейстером в Зорау (ныне Жары, Польша); в 1708 – придворным капельмейстером в Эйзенахе; в 1712 – кантором во Франкфурте-на-Майне; в 1721 – музыкальным директором в Гамбурге. Последняя должность была одной из самых почетных в Германии. Телеман отвечал за музыкальную часть в пяти главных городских церквах, часто ему приходилось писать сразу по пять кантат для воскресных или праздничных служб. Он сочинял также оперы для городского театра и возглавлял обучение музыке в Иоханнеуме – известной гамбургской классической гимназии.
В 1723 Телеман не принял приглашения занять место Кунау, кантора Томаскирхе, и кантором стал И.С.Бах. В 1737 Телеман совершил поездку в Париж, где удивил слушателей новизной своего оркестрового письма. До конца жизни он продолжал сочинять произведения для Франкфурта, Парижа и Гамбурга.
В наследии Телемана по меньшей мере 40 опер, 44 цикла пассионов, 52 церковные службы и множество ораторий, а также 600 увертюр во французском стиле и массу вокальных и инструментальных произведений во всевозможных жанрах. Мастер полифонии, он тем не менее разделял характерную для его времени антипатию к контрапунктическому письму, любил выразительные мелодии и восхищался стилистическими новациями французских и итальянских мастеров. Воспринял и ряд свежих веяний из Восточной Европы, особенно из Польши. Телеман был эклектиком, проницательным и остроумным аналитиком музыки своего времени, неутомимым экспериментатором, особенно в области оркестровки.
Телеман композитор краткая биография
Владимир Рабей
Георг Филипп Телеман
© М.: Музыка, 1974
Текст приводится без нотных примеров, в связи с чем сделаны соответствующие сокращения.
Биографический очерк
Свыше двухсот лет назад завершился жизненный путь Георга Филиппа Телемана. Современник и друг Баха и Генделя, он оставил заметный след во всех решительно сферах и жанрах музыкального искусства. Его многогранная, кипучая деятельность только сейчас, по-видимому, вырисовывается перед нами в ее подлинном значении.
При жизни слава Телемана не уступала славе Генделя; его ставили гораздо выше Иоганна Себастьяна Баха, который тогда был известен главным образом как органист. Успех сопутствовал Телеману начиная с первых юношеских опытов в сочинении музыки. Ему не приходилось с трудом добиваться выгодных заказов и приглашений на должности; города и княжеские дворы наперебой оспаривали его друг у друга. Он был знаменит не только у себя на родине, но и во всей Европе, от Франции и Испании до России и скандинавских стран. Поэты слагали стихи в его честь. Авторитетнейший музыкальный теоретик первой половины XVIII века Иоганн Маттесон, чье «колючее перо» отнюдь не отличалось мягкосердечностью в оценке собратьев по искусству, писал о Телемане в тоне торжественной оды:
В чем радость нам дана, то в нас хвалу рождает. От польской песни мир готов пуститься в пляс, И мысль без тягостных раздумий заключает: Да, в польской музыке есть кое-что для нас. |
Пусть виртуозами Италия кичится, Превознося до звезд искусных имена, Талантами и нам нетрудно похвалиться, И чтить умеет их немецкая страна. Усопший Бах! С тобой не многий мог сравниться: Ты стал как органист Великим издавна, А то, что ты нанес на нотные страницы, На долгие тебя прославит времена. Спокойно спи, твои заслуги велики: Ученики твои и их ученики Посмертный твой венок плетут тебе отныне. Кто из сынов твоих не славный музыкант? Но нам всего милей наследственный талант, Что оценил Берлин в твоем достойном сыне. |
Георг Филипп Телеман
Ныне имя и творчество Георга Филиппа Телемана, немецкого композитора эпохи барокко, в меньшей степени знакомо широкой публике, чем Георга Фридриха Генделя и Иоганна Себастьяна Баха. Между тем, современники ставили его вровень с Генделем, а Баха даже не сравнивали с ним, но мы можем усмотреть нечто общее между этими композиторами. Подобно Баху, Телеман проявил свой талант во всех жанрах, существовавших в то время (но, в отличие от Баха, он не обошел вниманием оперу).
Георг Филипп Телеман появился на свет в Магдебурге, в уважаемом семействе. Его дед и отец были священниками, несколько поколений предков имели университетское образование. Музыканты в семье тоже были – дядя и двоюродный брат по материнской линии (первый из них был кантором, второй – органистом). Как утверждал Телеман, его мать тоже обладала музыкальными способностями – тем не менее, она не желала видеть сына музыкантом (отец Георга умер, когда мальчику было четыре года), поэтому систематического музыкального образования он не получил, зато имел образование классическое. В школе при соборе он изучал древние языки, диалектику, риторику, немецкую поэзию. Наряду с латынью и греческим языком Телеман в юности прекрасно освоил французский – настолько, что мог сочинять на нем стихи (равно как и на латыни, и на родном немецком).
Несмотря на недовольство матери, он самостоятельно освоил несколько музыкальных инструментов – флейту, клавесин, цитру, скрипку, изучил нотную грамоту, а у Бенедикта Кристиани (церковного кантора) обучался пению. Под его руководством Телеман создал свои первые сочинения – мотеты, инструментальные пьесы, арии, а в двенадцатилетнем возрасте попробовал перо в оперном жанре, создав оперу «Сигизмунд».
Мать была настроена столь решительно, что наложила строгий запрет на музыкальные занятия и даже забрала у него инструменты, но мальчик продолжал заниматься тайком, беря инструменты у знакомых. По настоянию матери он отправился учиться в Целлерфельд. Историк, математик и писатель Каспар Кальвер, у которого он обучался гуманитарным наукам, приветствовал его занятия музыкой и даже помог ему в освоении теории. В 1697 г. он продолжил учение в Хильдесхайме у Иоганна Кристофа Лозиуса. Совершенствуясь в клавирной и скрипичной игре, он осваивал орган, тромбон, виолу да гамба. В те годы Телеман создавал кантаты, которые звучали в монастыре св. Годхарда. Посещая Ганновер с его прекрасными оперными театрами, он знакомился с итальянским вокальным стилем.
В 1701 г. Телеман ненадолго вернулся в родной Магдебург, а затем поступил в университет – на этом настояла мать, но он выбрал Лейпциг – важный центр музыкальной жизни. По пути туда он познакомился и подружился с Генделем. Судьбоносное событие произошло в пору его учения в Лейпциге: в церкви св. Фомы (той самой, в которой двадцать лет спустя стал кантором Бах) прозвучал один из псалмов Телемана, и произведение так понравилось бургомистру, что тот предложил композитору договор на создание двух кантат ежегодно. Это окончательно убедило Георга Филиппа в том, что композиторская деятельность – это его судьба. В университете он организовал студенческий оркестр (позднее, в 1729 г., его возглавил Бах).
В 1705 г. Телеман принял приглашение графа Промница и стал при дворе этого аристократа в Зорау капельмейстером. Соответственно музыкальным предпочтениям господина, он создавал музыку во французском духе. Следующим его работодателем стал в 1708 г. князь Саксен-Эйзенахский. В пору службы при его дворе Телеман написал немало церковных кантат, концертов, сонат. Однако жизнь при княжеском дворе тяготила его: придворные не проявляли к музыке большого интереса, а впасть в немилость было легко. Это побудило его озаботиться поисками другого места службы, и в 1712 г. он получил во Франкфурте-на-Майне должность городского музыкального директора. Проживая и работая во Франкфурте, он несколько лет сотрудничал с Гамбургом (например, там состоялась премьера его оперы «Терпеливый Сократ»), а в 1721 г. стал в этом городе музыкальным директором нескольких храмов и кантором гимназии. Гамбургский период стал для Телемана особенно продуктивным: каждую неделю он создавал две кантаты, а каждый год – пассионы. Еженедельно он организовывал концерты – поначалу они устраивались в зале гостиницы, а в 1761 г. был открыт концертный зал (первый в Германии). С 1722 г. он возглавлял Гамбургскую оперу, где ставились в том числе и его собственные оперы, однако в 1738 г. труппа прекратила существование из-за низкой посещаемости спектаклей.
С 1725 г. Телеман в течение пятнадцати лет занимался изданием своих сочинений, самостоятельно гравируя пластины, но это не отнимало много времени от дальнейшего творчества. Однако после 1740 г. его творческая активность стала спадать, хотя он продолжал исполнять обязанности по должности. К тому времени он был автором множества произведений в различных жанрах. Великолепно ориентируясь в полифонической технике, он не избегал нового для своей эпохи гомофонного склада. Популярности творений Телемана в немалой степени способствовало то, что он никогда не делал их слишком сложными для исполнения.
Композитор ушел из жизни в 1767 г. Музыка Телемана, широко известная по всей Европе при его жизни, была предана забвению в XIX столетии. Интерес к его творчеству возродился во второй половине ХХ века.
Юные музыканты исполнят три сонаты Георга Филиппа Телемана
Ге́орг Фи́липп Те́леман (24 марта 1681, Магдебург — 25 июня 1767, Гамбург) — немецкий композитор, капельмейстер, музыкальный критик и общественный деятель. Был широко известным музыкантом в Германии и за её пределами. Как композитор работал во всех современных ему жанрах музыкального искусства. Внёс значительный вклад в концертную жизнь, издательское дело и музыкальное образование Германии. Удивительна его творческая и деловая активность: композитор, о котором говорят, что он создал столько произведений, сколько Бах и Гендель вместе взятые,
Телеман известен также как поэт, талантливый организатор, создавший и руководивший оркестрами в Лейпциге, Франкфурте-на-Майне, содействовавший открытию первого в Германии публичного концертного зала, основавший один из первых немецких музыкальных журналов. Это далеко не полный перечень видов деятельности, в которых он преуспел. В этом жизненном тонусе и деловой хватке Телеман — человек века Просвещения, эпохи Вольтера и Бомарше.
Музыкальные произведения немецкого композитора Георга Телемана
Каково бы ни было наше суждение о качестве этого творчества, нельзя не поразиться его феноменальной продуктивностью и удивительной живостью этого человека, который с десяти до восьмидесяти шести лет пишет музыку с неутомимым рвением и радостью.
Георг Филипп Телеман действительно был одним из наиболее ярких немецких музыкантов своего времени. Удивительна его творческая и деловая активность: композитор, о котором говорят, что он создал столько произведений, сколько Бах и Гендель вместе взятые, Телеман известен также как поэт, талантливый организатор, создавший и руководивший оркестрами в Лейпциге, Франкфурте-на-Майне, содействовавший открытию первого в Германии публичного концертного зала, основавший один из первых немецких музыкальных журналов. Это далеко не полный перечень видов деятельности, в которых он преуспел. В этом жизненном тонусе и деловой хватке Телеман — человек века Просвещения, эпохи Вольтера и Бомарше.
Рождественская оратория Георга Филиппа Телемана
Жан Рондо
Одна из самых примечательных сюит Георга Филиппа Телемана
Георг Филипп Телеман (14 марта 1681–25 июня 1767)
В день рождения Телемана обратимся к одной из самых примечательных его сюит – соль минор для двух скрипок соло, двух оркестровых скрипок и басо континуо. Очень остроумное решение композитора – инструментальный пейзаж без середины, альтов – только острые края соло и баса, соединённые двумя скрипичными нитями. Предельно контрастный, прозрачный состав позволяет Телеману очень ясно выразить свои музыкальные идеи.
Увертюра (сюита) для 2-х скрипок, струнных и бассо континуо соль минор, TWV 55:g 8
Ouverture-Suite per 2 violini, archi e basso continuo in sol minore TWV 55:g8
1. Apertura 0:10
2. Rondeau 5:10
3. Passepied 6:23
4. Sarabande 8:16
5. Echo vistement 10:36
6. Passacaglia 12:08
7. Menuet 17:33
В этой сюите есть подлинный шедевр – её предпоследний номер, пассакалия.
Георг Филипп Телеман, «превыше всех хвалимый»
«Юбиляр» нынешнего года Георг Филипп Телеман (250 лет со дня смерти), «превыше всех хвалимый» в 18 столетии, обретает в веке нынешнем свою прижизненную славу.
(14 марта 1681 — 25 июня 1767)
А вместе с ней и множество исполнений, среди которых попадаются удивительно разные интерпретации популярных концертов.
Познакомимся с одним из них.
Concerto for recorder, viola da gamba, strings and basso continuo in A minor TWV52:a1
Концерт для блок-флейты, виолы да гамба, струнных и бассо континуо ля минор
Соединяя две «уходящие натуры», блокфлейту и виолу да гамба, Телеман выписывает изысканный диалог двух совершенно разных голосов очень подробно, используя сполна весь потенциал этих инструментов. Тем интереснее следить, как по разному возможно интерпретировать этот концерт.
Музыкальный коллектив *Musica Antiqua Köln представляет нам утончённую беседу, взвешивая каждое слово, риторически подчёркивая даже паузы между фразами.
«Дон Кихот» в музыке
Мигель де Сервантес Сааведра – писатель, из-под пера которого вышла история о «героических» подвигах Дон Кихота.
Рождение «Дон Кихота»
Под арестом (он стал невольным свидетелем произошедшей около его дома дуэли, в ходе которой погиб один из придворных. Сервантес был вызван в суд, его даже арестовали, так как подозревали в соучастии и утаивании от следствия информации о причинах и ходе ссоры,и некоторое время он провел в тюрьме, пока шло разбирательство), находясь в темнице, испанский писатель задумал написать юмористическое произведение о человеке, который «сошел с ума» от чтения романов про рыцарей, и отправился совершать рыцарские подвиги, чтобы быть похожим на героев любимых книг.
Изначально произведение было задумано как новелла. Когда освобожденный из-под ареста Сервантес начал работу над своим главным творением, появились новые мысли о развитии сюжета, которые он претворил в жизнь. Так «Дон Кихот» стал романом.
В середине 1604 года, закончив работу над книгой, Сервантес начинает хлопотать о ее публикации. Для этого он связался с книготорговцем Роблесом, который и стал первым издателем великого творения. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» был напечатан на исходе 1604 года.
Тираж был небольшим и разошелся почти сразу. А в весенние месяцы 1605 года вышел второй тираж, который имел ошеломительный успех. Дон Кихот и Санчо Панса стали одними из самых любимых персонажей всего испанского народа, а также о них узнали в других странах, так как роман был переведен и издан на других языках.
Cтарая история о славном чудаке Дон Кихоте, все помыслы которого были направлены на то, чтобы сделать мир лучше, чище, краше, быть нужным и полезным людям. Но иллюзорность его намерений жестоко сталкивается с людским непониманием, откровенным издевательством, снобизмом.
И все же Дон Кихот не сдается, в его добром сердце продолжают жить надежда и вера.
Сколько благодаря Сервантесу было создано прекрасных музыкальных произведений!
Без заголовка. Обсуждение на
Когда сажать огурцы на рассаду?
Урожай огурцов напрямую зависит от качества рассады. Рассада огурцов дает возможность получить урожай раньше и продлить плодоношение. Когда нужно сажать огурцы на рассаду, как выбрать семена и ухаживать за рассадой до высадки в открытый грунт вы узнаете из этой статьи.
Композиторские шутки эпохи «барокко»
Георг Филипп Телеман (1681–1767)
ОРКЕСТРОВАЯ СЮИТА `СИМФОНИЯ СВЕРЧКОВ`
Всё в Ре мажоре ) Георг Филипп Телеман. 335 лет со дня рождения
Немецкий композитор, один из главных представителей эпохи барокко в музыке. Родился 14 марта 1681 в Магдебурге. Рано добился успеха как певец, композитор и исполнитель на разных инструментах, но по решению семьи отправился изучать право в Лейпциг. Музыкальная жизнь этого города была столь интересна, что в 1702 Телеман оставил юриспруденцию ради музыки. Получил место органиста в церкви св. Фомы (Томаскирхе) и писал кантаты, а также основал при Лейпцигском университете музыкальное общество – Collegium Musicum. В 1705 стал придворным капельмейстером в Зорау (ныне Жары, Польша); в 1708 – придворным капельмейстером в Эйзенахе; в 1712 – кантором во Франкфурте-на-Майне; в 1721 – музыкальным директором в Гамбурге. Последняя должность была одной из самых почетных в Германии. Телеман отвечал за музыкальную часть в пяти главных городских церквах, часто ему приходилось писать сразу по пять кантат для воскресных или праздничных служб. Он сочинял также оперы для городского театра, в которых сам исполнял теноровые партии, дирижировал спектаклями и возглавлял обучение музыке в Иоханнеуме – известной гамбургской классической гимназии.
Концерт для трубы No. 2 in D major (Ре мажор)
Два концерта для струнных Георга Телемана
Творческое наследие Телемана, охватившее все известные в его эпоху жанры и формы, с трудом поддается учету. Полагают, что он написал за свою жизнь больше, чем Бах и Гендель вместе. Но значительная часть созданного им утеряна; время и превратности судьбы (В том числе пожары и разрушения, вызванные воздушными налетами во время второй мировой войны) пощадили едва ли половину того, что вышло из-под пера трудолюбивого мастера. Естественно, что при такой продуктивности, связанной с выполнением бесчисленных обязательств, служебных и внеслужебных, трудно было удержаться на неизменно высоком художественном уровне.
В 1728 году, через два года после первого издания «Путешествий Гулливера», большой поклонник свифтовской фантастики Георг Филипп Телеман (1681–1767) опубликовал по её мотивам «Интраду и бурлескную сюиту» для двух скрипок без сопровождения (Intrada, nebst burlesquer Suite; TWV 40:108, Ре мажор) со следующими номерами:
1. Интрада
(Intrada)
Выдающийся путешественник Лемюэль Гулливер отправляется в странствия.
2. Чакона лилипутов
(Liliputsche Chaconne)
Записана в «миниатюрном» размере 3/32.
СЮИТА ДЛЯ 2-Х СКРИПОК СОЛО РЕ МАЖОР «ГУЛЛИВЕР» TWV 40:108
О творчестве композитора Георга Филиппа Телемана
С ранних лет успех в его работе сопровождался преодолением препятствий. Само занятие музыкой, выбор ее своей профессией поначалу натолкнулось на сопротивление матери. Будучи в целом широко образованным человеком (он учился в Лейпцигском университете), Телеман, однако, не получил систематического музыкального образования. Но это с лихвой компенсировалось той жаждой знаний и способностью к их творческому усвоению, которыми была отмечена его жизнь вплоть до глубокой старости. Он проявлял живейшую общительность и интерес ко всему незаурядному и великому, чем славилась тогда Германия. Среди его друзей такие величины, как И. С. Бах и его сын Ф. Э. Бах, Гендель, не говоря уже о менее значительных, но крупных музыкантах. Внимание Телемана к чужим национальным стилям не ограничивалось наиболее ценимыми тогда итальянским и французским. Услышав в годы Капельмейстерства в Силезии польский фольклор, он восхитился его «варварской красотой» и написал ряд «польских» сочинений.
2- Der stürmende Aeolus (04:38)
3- Concerto for trumpet ans strings (06:52)
Скрипичный концерт
«Германия. Шедевры забытые и незабытые»
Вечер камерн ой музыки
Камерная инструментальная музыка – одно из «родимых пятен» Германии, делающих немецкую музыкальную культуру Нового и Новейшего времени безошибочно узнаваемой. Эта программа – своего рода путеводитель по трем столетиям камерного музицирования: перед публикой предстанет череда великолепных сочинений эпохи барокко, классицизма, раннего и позднего романтизма и XX века, порожденных «сумрачным германским гением».
Выступает мой хороший приятель Виктор Лисняк. Он будет рассказывать о немецкой музыке и играть на своей новой скрипке.
Телеман
Соната до мажор для скрипки и фортепиано
Моцарт
Соната ми минор для скрипки и фортепиано
Хиндемит
Соната ми-бемоль мажор для скрипки и фортепиано
Бетховен
Соната №5 «Весенняя» для скрипки и фортепиано
Регер
Сюита соль минор для альта (переложение для скрипки)
Вагнер
«Листок из альбома» для скрипки и фортепиано
Брамс
Скерцо для скрипки и фортепиано
Свыше двухсот лет назад завершился жизненный путь Георга Филиппа Телемана. Современник и друг Баха и Генделя, он оставил заметный след во всех решительно сферах и жанрах музыкального искусства. Он был предшественником Глюка и Моцарта.
На портрете, датированном 1750 годом (Телеману в это время было 69 лет), мы видим его в богатом, отороченном мехом плаще; Если в портретах Баха, Генделя, Бетховена, Антона Рубинштейна прежде всего бросаются в глаза такие черты характера, как сила духа, непреклонная воля, упорство, то в облике Телемана проявляется главным образом ум, отшлифованный образованием и жизненным опытом.
При жизни слава Телемана не уступала славе Генделя; его ставили гораздо выше Иоганна Себастьяна Баха, который тогда был известен главным образом как органист. Успех сопутствовал Телеману начиная с первых юношеских опытов в сочинении музыки. Ему не приходилось с трудом добиваться выгодных заказов и приглашений на должности; города и княжеские дворы наперебой оспаривали его друг у друга. Он был знаменит не только у себя на родине, но и во всей Европе, от Франции и Испании до России и скандинавских стран. Поэты слагали стихи в его честь. Авторитетнейший музыкальный теоретик первой половины XVIII века Иоганн Маттесон, чье «колючее перо» отнюдь не отличалось мягкосердечностью в оценке собратьев по искусству, писал о Телемане в тоне торжественной оды:
Один лишь Телеман взнесен над похвалами.
XIX век, возвеличив Баха, словно по закону маятника отвернулся от Телемана.
Одним из первых заговорил о Телемане Ромен Роллан, посвятивший ему пятую новеллу цикла «Музыкальное путешествие в страну прошлого» под характерным заголовком «Автобиография одной забытой знаменитости»
Роллан образно определяет их роль в становлении классического стиля: «Кто хочет понять необычайное музыкальное пламя, осветившее Германию во времена Гайдна, Моцарта и Бетховена, должен знать тех, кто разложил этот прекрасный костер, и рассмотреть, как разгорался огонь.
Телеман родился в 1681 году в Магдебурге в семье пастора. Систематического музыкального образования он не получил и, в сущности, всю жизнь оставался гениальным самоучкой. Вернувшись по окончании гимназии в родной Магдебург, двадцатилетний Телеман встал перед необходимостью окончательно определить свое жизненное призвание. Его мать, на плечи которой после смерти отца легла забота о семье, и слышать не хочет о музыкальной карьере; она настаивает, чтобы сын избрал более выгодную и почтенную, по ее понятиям, профессию. Уступая этим требованиям, Телеман едет изучать право в Лейпцигском университете, предварительно пообещав матери навсегда забросить свои музыкальные увлечения. Но он не бросал свои музыкальные занятия. И вскоре он стал профессиональным музыкантом. Характеризуя Телемана как личность, нельзя не упомянуть еще раз о его разносторонней одаренности: в круг его интересов, помимо музыки и поэзии, входили изобразительные искусства, филология, ботаника.
В полном соответствии с собственной творческой практикой композитор провозглашает принцип певучести и мелодичности применительно не только к вокальной, но и к инструментальной музыке. Несколько назидательная по тону формулировка этого принципа содержится в автобиографии 1718 года:
Посему неустанно наставляйте молодежь в пении.
Утверждая первостепенное значение мелодии, Телеман в то же время ставит своей задачей всемерное развитие, обновление и обогащение всех художественных средств. В одном из писем к Грауну семидесятилетний композитор жалуется на истощение своего мелодического дара и приходит к заключению: «Если нельзя найти ничего нового в мелодии, то надо искать его в гармонии. «
О творчестве Телемана Гуго Риман, еще в 1899 году высказывал свое суждение о Телемане следующим образом: «Он пишет в общем гладко, местами пикантно, в танцевальных частях даже весьма бойко, но неспособен надолго приковать внимание, так как не умеет создавать эмоционального нагнетания.»
Пауль Хиндемит
К выдающимся создателям авангардной музыки первой половины XX века принадлежал Пауль Хиндемит — немецкий композитор, который по своим принципам был антиподом новой венской школы.
«Музыка должна быть превращена в моральную силу, — писал композитор. — Мы воспринимаем ее звуки и формы, но они остаются лишенными смысла, если мы не включаем их в нашу личную умственную деятельность и не используем ее возбуждающее свойство для обращения души ко всему благородному, сверхчеловеческому, идеальному».
Хиндемит — один из немногих крупных мастеров современной зарубежной музыки, писавших для домашнего музицирования. Он оказал огромное влияние на развитие камерной музыки XX века. В его камерно-инструментальных жанрах сконцентрированы типичные черты немецкого неоклассицизма: господство обобщенных, «интеллектуализированных» эмоций, преобладание рационального начала над чувственным.
«Изучать течение мыслей Хиндемита по фактуре его сочинений — одно наслаждение, настолько завлекает органическая природа его таланта», — писал Б. Асафьев. В творчестве Хиндемита нет абстрактных замыслов, нет отвлеченных построений. Его музыкальные образы ярки и осязаемы. Он щедрый мелодист с неисчерпаемой фантазией. Его мелодии терпкие и вместе с тем капризные, свободные и производят впечатление живописного рисунка. Хиндемит не стремится быть утонченным и благозвучным лириком. Его музыка, порою неистовая и хлесткая, не лишена примитивной грубости.
Однако композиторское творчество Регера далеко не сразу нашло признание на родине. Первые премьеры прошли неудачно, и лишь после тяжелого кризиса, в 1898 г. вновь оказавшись в благотворной атмосфере родительского дома, композитор вступает в полосу расцвета.
Ну а Бетховене, Моцарте, Вагнере и Брамсе мы уже много говорили. Послушаем Витю Лисняка. В малом зале будет звучать прекрасная скрипичная музыка.
Концерт состоялся. Виктору удалось все. Особенно мне понравилось, как он сыграл Сюиту соль-минор для альта (соло) Регера. Виктор играл эту сюиту на скрипке. Звучала она очень насыщенно и скрипка заполняла собой весь зал.
Мне очень нравится Соната № 5 (так называемая “Весенняя”) для скрипки и ф-но Бетховена. Такая светлая и очень жизнерадостная. Потому она и называется весенней. Послушайте эту сонату в исполнении Остраха и Льва Оборина.
Несколько слов о ми-минорной сонате Моцарта, которая также звучала сегодня.
Об этой сонате писали еще при жизни Моцарта, что «аккомпанемент скрипки так искусно связан с партией клавира, что оба инструмента постоянно привлекают к себе внимание, так что сии сонаты требуют столь же законченного исполнителя на скрипке, как и на клавире.»
Слова «аккомпанемент скрипки» в то время никого не шокировали.
Соната ми минор и сегодня одна из самых популярных благодаря драматизму, лаконичности, обостренной чувствительности, доходящей до страстности, длинным певучим темам. Все эти качества, свойственные классической музыке периода «бури и натиска», высоко ценились в эпоху романтизма и ценятся по сей день. Соната вдохновила знатока моцартовского наследия Германа Аберта на истинно романтический панегирик: «Таких глубоко трагичных звуков, как в скрипичной сонате e-moll (KV 304), мы долгое время не слышали у Моцарта. Было ли это воспоминанием о мангеймской сердечной катастрофе, которое овладело им, или проявлением чувства одиночества в чужом, враждебном городе? Во всей сонате… нет ни одного такта, который не был бы пережит пылким сердцем.
Я когда-то написал о Викторе Лисняке маленькое эссе. Я очень ценю мою дружбу с ним и желаю ему творческого долголетия.
Большое спасибо Виктору за великолепный концерт! Многая лета, маэстро!
Органные вечера в Кусково. «ЧЕТЫРЕ ГЕНИЯ: ДРУЗЬЯ – СОПЕРНИКИ. БАХ, ГЕНДЕЛЬ, ТЕЛЕМАН, ВИВАЛЬДИ». Бах и Вивальди. Полная информация о концерте
Органные вечера в Кусково. СОЛИСТЫ БАРОЧНОЙ КАПЕЛЛЫ «ЗОЛОТОЙ ВЕК» 15 августа 2015 года, 17:00
Записки из детства / Концерт для гобоя, струнных и b.c. Георг Филипп Телеман
Концерт для гобоя, струнных и b.c. до минор TWV51:с1. Георг Филипп Телеман
Однажды учительница математики из Миннесоты дала ученикам такое задание: составить список класса, подумать, что больше всего нравится в каждом из одноклассников, и записать это качество напротив его фамилии. В конце урока она собрала списки. Это было в пятницу. За выходные она обработала результаты и в понедельник раздала каждому ученику листок, на котором перечислила всё то хорошее, что заметили в нём одноклассники.
Ребята читали, то тут, то там слышался шёпот: «Неужели это всё обо мне? Я и не знал, что меня так любят». Они не обсуждали результаты в классе, но учительница знала: она достигла цели. Её ученики поверили в себя.
Через несколько лет один из этих ребят погиб во Вьетнаме. Его хоронили на родине, в Миннесоте. С ним пришли проститься друзья, бывшие одноклассники, учителя. На поминках его отец подошёл к учительнице математики:
— Я хочу показать вам кое-что. — Из бумажника он достал сложенный вчетверо, потёртый на сгибах листок. Было видно, что его много раз читали и перечитывали. — Это нашли в вещах сына. Он не расставался с ним. Узнаёте?
Он протянул бумагу ей. Это был список положительных качеств, которые заметили в его сыне одноклассники.
— Большое вам спасибо, — сказала его мать. — Наш сын так этим дорожил.
И тут случилось удивительное: один за другим одноклассники доставали такие же листки. Многие всегда держали их при себе, в бумажниках. Кто-то даже хранил свой в семейном альбоме. Один из них сказал:
— Мы все сохранили эти списки. Разве можно такое выбросить?